Александр Михайлович Герасимов, художник: биография, творчество. Картины герасимова
Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография
Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.
Отрочество и юность
Александр Герасимов родился в небольшом городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. В него, на свою малую родину, он будет возвращаться снова и снова, отдыхая от напряженной жизни в столице и набираясь новых сил, впечатлений. А пока подрастающий одаренный юноша учится живописи в Москве. Его учителями были К. А. Коровин, А. Е. Архипов, В. А. Серов, настоящие мастера, чьими произведениями гордится наша Родина. Широкая этюдная манера письма, сочный колорит становятся присущими начинающему мастеру. Так растет Герасимов-художник, осваивающий классическую и современную технику.
Когда началась Первая мировая война, Герасимова мобилизовали, и два года он провел на фронтах. Он познал всю тяжесть окопной войны, когда человека, по выражению Шолохова, вошь поедает до кости.
Возращение и отъезд в столицу
В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне». Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед... Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.
Портретист
В это же время он является преподавателем в Училище памяти 1905 года. У Герасимова была способность схватывать портретное сходство. Поэтому он себя воспринимал и позиционировал в первую очередь как портретист. Именно в 30-е годы главным в творчестве художника становится портретная живопись. У него есть портреты индивидуальные и групповые. Он работает над портретами известных любимых актеров, полярников. Групповой портрет «Конная армия» получает Гран-при на выставке в Париже.
Общественная жизнь
Художник «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает – у него все находит отклик. Одновременно прибавляется административная работа: Герасимов стал одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. Несмотря на нехватку времени, на его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Вольно или невольно, но его работы считаются образцом того, как надо писать. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина. Это портрет Сталина на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году. Еще полный сил И. В. Сталин читает доклад, вызывающий поддержку всего зала. Различные оттенки коричневого, играющего золотистыми отблесками, не сливаются, но придают строгость и серьезность моменту. Это официальный «парадный» портрет. Более камерный, «домашний» портрет И. В. Сталина и А. М. Горького в Горках, он напишет в 1939 году.
Порыв вдохновения
Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична. Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца - где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше.
Выставка – большое событие в жизни художника
В эти же годы, точнее, в 1936 году, художник подвел итог своей деятельности, длившейся уже четверть века: состоялась его выставка в Москве, где было представлено около ста произведений. Это были живописные и графические работы.
Еще один портрет
Чуть позже будет написан «Портрет балерины О. В. Лепешинской», в 1939 году. Художник застает ведущую танцовщицу после разминки, она уже не у станка. В традиционной балетной пачке, стоя на пуантах, она готова вспорхнуть и продолжить танец. Горделивая посадка головы, разворот плеч, легкая улыбка – все говорит о темпераментном искрометном характере танцовщицы, о ее живости и динамичности, которые она переносила на сцену. Вдохновение и любовь к работе, которые испытывает прима-балерина, также запечатлены художником на этом портрете. Ольга Васильевна была одной из самых любимых балерин И. В. Сталина, он называл ее «стрекозой».
Война
В трудные годы войны мастер продолжает работать и передает свои личные сбережения в Фонд обороны. Исторический жанр занимает теперь художника все в большей мере. Он создает портреты героев Великой Отечественной Войны. В этот же период он пишет «Групповой портрет старейших советских художников Павлова И. Н., Бакшеева В Н., Бяляницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», за который получает Сталинскую премию в 1946 году.
Академик
После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. Немалую роль в этом избрании сыграл его близкий друг Ворошилов. В течение десяти лет, исполняя эту должность, Герасимов энергично боролся против тех художников, которые были замечены в новаторстве или даже просто в импрессионизме. Вырождающееся искусство Запада он считал чуждым советскому человеку. В эти годы он создает полное торжественности и помпезности полотно под названием «Есть метро!»
На малой родине
Большим творческим потенциалом и высокой работоспособностью художник распоряжается, когда приезжает в родной город. Здесь он пишет натюрморты, пейзажи, отражающие его душевное состояние. Воспоминание о годах работы и учебы у Константина Коровина сказываются в этих полотнах. «Песня скворца» - чистейшая работа без всякой патетики, лирично рассказывающая о красоте пробуждающейся природы. Натюрморт «Полдень. Теплый дождь» показывает, как истосковался мастер по настоящей работе. В ней он может использовать все имеющиеся наработанные приемы, сменить приевшийся коричнево-красный колорит на тонкий сиреневато-синий, показать капли дождя, стекающие по стеклу, вздохнуть чистым, наполненным влагой воздухом. Это – жизнь в ее личных проявлениях. Это - Герасимов-художник, картины которого далеки от официоза, зато полны мечты и лирики, восхищенья и наслажденья.
Черты личности
Здесь проглядывает другая сторона его личности. Ведь в бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять.
Опала
После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Но и было ему уже за семьдесят. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее.
Жизнь продолжается
Однако сам Герасимов ретроградом себя не считал. Он знал, что он художник, наделенный большим талантом самим Богом. И это было действительно так. Только на что он разменивал свой талант? Ему приходилось, чтобы выжить, идти на компромисс и служить тем, кто был у власти. Здесь - тонкая линия между служением Таланту и Властителям. Как с нее не соскользнуть? Как не перейти невидимую грань? Это вечные вопросы для каждого художника, в какой бы области он не работал. Перед музыкантом Орфеем стоял вопрос, кому служить - светлому, ясному, гармоничному Фебу или темному, бурному, экстатическому Дионису. Так с античных времен этот вопрос решает для себя каждый сам. Герасимов Александр Михайлович (художник) дал себе ответ, хоть до конца и колебался.
Неоднозначность художника
Будущие искусствоведы, сравнивая две картины Герасимова, которые находятся в ГТГ, могут увидеть в них вневременной талант и не станут упрекать художника за парадность портретов советских вождей. Как смотрим мы сегодня на тщательно выписанные в каждой детали парадные работы Франца Ксавьера Винтерхальтера или Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и относимся к ним спокойно - просто как к произведениям искусства.
Что дала художнику Родина
За заслуги перед Отечеством, начиная с 1941 года, А. М. Герасимов был обласкан властями. Награды и премии просто сыпались на него. Он - народный художник СССР, у него четыре Сталинские премии, орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени.
Вот так, в неустанной работе, прошла жизнь творца с простой фамилией Герасимов. Художник, биография которого двойственна и неоднозначна и, несомненно, отмечена Талантом, умер, когда ему было 82 года.
fb.ru
Александр Михайлович Герасимов, художник: биография, творчество :: SYL.ru
Александр Герасимов – художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.
Годы учебы
В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма. Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества. Герасимов – художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.
Женский портрет
Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней – стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.
Картина «Букет цветов»
Герасимов – художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину – «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.
В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти – свободен и широк.
В первые годы советской власти
В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников – организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.
Портреты
В конце 1920 – первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.
Картина «В.И. Ленин на трибуне»
Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины – фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.
Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо – в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.
Работы конца 1930-х годов
Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.
Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.
«Гимн октябрю»
Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре – бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.
Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.
Картина «После дождя»
Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.
Композиция
В центре полотна – садовое крыльцо (второе название работы – «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане – густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.
Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.
Становление карьеры
Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.
В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.
Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику – «Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.
www.syl.ru
Художник С. В. Герасимов: биография, творчество, фото
Он не был келейным художником, живущим только в мире своих образов, и активно участвовал в жизни своей страны. С. В.Герасимов долгое время руководил Союзом художников СССР, а значит, участвовал в осуществлении руководящей роли коммунистической партии в области изобразительного искусства. О нём вспоминают как об умелом администраторе с репутацией умеренного либерала, он был внимательным и умелым преподавателем, оставившим множество учеников. Но главное его наследие – картины, акварели и графика, отмеченные печатью огромного таланта и тонко чувствующей души.
Малая родина
В 1885 году в подмосковном Можайске в небогатой семье родился Сергей Васильевич Герасимов. Биография художника гласит, что жизнь его была связана с этими местами очень долгое время. Впоследствии, уже занимая ответственные должности в Москве, он приезжал в свой можайский дом, где находилась небольшая мастерская, и использовал любую возможность, чтобы писать картины, пытаясь выразить в пейзажах неяркую красоту окрестностей.
Сын кустаря–кожевника, он сумел получить прекрасное образование, окончив два ведущих столичных художественных училища: Строгановское художественно–промышленное и Училище живописи, ваяния и зодчества. Повезло ему и с преподавателями, среди которых были Константин Коровин и Сергей Иванов. Кроме виртуозной живописной техники работы масляными красками, Сергей Васильевич овладел акварелью, литографией, офортом и другими видами графики, что расширяло его творческие возможности.
Поиск стиля
Октябрьскую революцию он встретил состоявшимся мастером. С. В. Герасимов был известен работами, созданными в различном материале и в разнообразных жанрах: «У телеги» (1906), «Свадебные в трактире» (1909), «Портрет И. Д. Сытина» (1912), «На Севере» (1913). Жанровые сценки, портреты и особенно пейзажи того времени наполнены тонким поэтическим чувством, выраженным в свободной живописной манере, близкой к импрессионизму.
Поиски новых форм в живописи, которыми ознаменовалось начало XX века, не могли пройти мимо молодого, но очень образованного Герасимова. Впоследствии художник пройдет период увлечения Сезанном и ранними кубистами («Фронтовик» (1926)). Было время, когда ему казались близкими примитивисты. Но мнение большого числа критиков, относящих Герасимова к выдающимся мастерам русского импрессионизма, кажется наиболее оправданным. Даже механическое причисление его к основоположникам социалистического реализма в живописи больше связано с его высоким положением в официальной иерархии.
Новые времена
После большого перерыва, вызванного Первой мировой войной и трудностями революционного времени, С. В. Герасимов включается в активную художественную жизнь молодой страны. Он участвует в работе таких творческих объединений, как «Маковец», «Общество московских художников» и Ассоциация художников революционной России (АХРР), что стала предтечей Союза Художников СССР.
Он пытается освоить революционно-пропагандистский жанр: «Клятва сибирских партизан» (1933), «В. И. Ленин на Втором съезде Советов среди делегатов–крестьян» (1931), «Колхозный праздник» (1937). С. В. Герасимов успешно работал в жанре иллюстрации, создав графические листы к «Делу Артамоновых», «Капитанской дочке», к Некрасову, Толстому, драмам Островского, к другим классическим и современным ему книгам. Его акварели, в которых угадывались приёмы работы пастозными, масляными красками, признавались новаторскими многими отечественными и зарубежными ценителями. Но любимым жанром оставался пейзаж.
Певец средней полосы
Художник много путешествовал. Сергей Васильевич Герасимов, биография которого содержит сведения о турне по европейским странам, оставил серию виртуозных натурных этюдов, сделанных в Италии, Франции, на Кавказе. Во время Великой Отечественной войны он попал в эвакуацию в Среднюю Азию. Там на его картинах «поселился» жаркий восточный колорит, с яркими красками и ослепляющим светом. Но был край, куда его всегда тянуло, куда он всегда возвращался – Подмосковье, родной Можайск.
В небольших этюдах, изображающих окрестности его родного городка, и в более проработанных полотнах талант мастера особенно гармоничен. Сергей Герасимов – русский художник, продолжавший традиции Левитана, Васильева, Куинджи. Главное в его пейзажных картинах – «Зима» (1939), «Плотина» (1929), «Весенний разлив» (1935), серия видов Можайска (1940–1950) и многих других – удивительное эмоциональное содержание, гармония и свежесть колорита, виртуозное живописное мастерство.
1943 год, «Мать партизана»
Его творчество по-настоящему многогранно. Мастер тонких поэтических нюансов, художник Сергей Герасимов в годы войны создаёт полотно, ставшее символом стойкости народа, проявленной в противостоянии грозному и жестокому врагу.
Образ пожилой крестьянки, у которой сына уводят на казнь, повествует о духовной силе, ставшей неодолимой преградой для захватчиков. Эта картина говорила иностранным зрителям о русском характере больше, чем тома идеологически выдержанной литературы. Она многое объясняла, повествуя о причинах непобедимости нашего народа. Что побудило Герасимова к написанию этой картины? Видеть здесь только стремление соответствовать идеологическим критериям – неверно. «Мать партизана» – произведение истинно русского художника, чья душа неотделима от народа, от земли и природы, его воспитавших.
Время и место рождения – 14 сентября 1885 года, Можайск.1901–1907 – учеба в Строгановке.1907–1912 – обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1912–1914 – участие в выставках, преподавание в художественной школе при типографии И. Д. Сытина.В 1914 году призван на военную службу.1917 год – возвращение в Москву, участие в творческих художественных объединениях.Преподавательская деятельность: Государственная школа печатного дела при Наркомпросе (1918–1923), Высшие художественно–технические мастерские (1920–1929), Московский полиграфический институт (1930–1936), Институт им. Сурикова (1937–1950), Московская государственная художественно–промышленная академия имени С. Г. Строганова (1950–1954).1958–1964 – Первый секретарь правления Союза художников СССР.Скончался 20 апреля 1964 года.
fb.ru
Художник Герасимов - Блог разнузданного гуманизма
Герасимов Александр Михайлович (12.08.1881 – 23.07.1963)Народный художник СССР, доктор искусствоведения, четырежды лауреат Сталинской премии, первый президент Академии художеств СССР. Родился в городе Козлове (ныне - Мичуринск). В 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание художника первой степени и архитектора. Учился у известного художника Коровина.Интересно сопоставить его картины с работами Пименова (по тагу "изо" на пост назад). Пименов – это 30-е-60-е. Он пишет молодость страны, его герои хрупкие и интеллигентные. Они - обычные советские люди.Герасимов старше. Он писал портреты и скромный быт советской номенклатуры, а также знаменитых артистов. Мир Пименова – размытый, невесомый. Мир Герасимова – почти осязаемый, плотный.
Семейный портрет - совего рода манифест личного благополучияТо, что был учеником Коровина, чувствуется.
Портрет Нины Гиляровской. Герасимов дружил с Гиляровским-отцом. Уважал его.С удовольствием писал цветочные натюрморты. Они – роскошные. Представьте себе, как приятно было кому-то купить такую картину и повесить у себя дома. Конечно, они стоили недешево.
При букете – пирожные и плетеные стулья. Это размеренная, приятная жизнь на даче.
А этот букет стоит в квартире. Здесь тоже увесистый буржуазный интерьер.
Ему заказывали портреты известные люди: ведь он был придворным художником. Портретов Герасимов написал множество
Ольга Лепешинская
Актриса ТарасоваА как же простые люди? А вот они
Но славу художнику принесли портреты вождей
Сталина он писал чаще других. Главная задача - сочетать монументальность с человечностью. Где-то больше одного, где-то другого. Сам Сталин очень ценил художника. Сталин и Ворошилов. Картина эта - огромная. Художники на даче СталинаСталин в 1944 году
В верхнее тематическое оглавлениеТематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))uborshizzza.livejournal.com
Художник С.В. Герасимов – мастер помпезного соцреализма или тонкий лиричный пейзажист? | Биографии
Уже став маститым художником, Герасимов писал о своих детских годах: «Как ни странно, но вспоминаю, что среди нужды, забот, хлопот в семье была какая-то атмосфера интереса к искусству; видимо, она исходила от отца, человека начитанного, хотя учившегося у дьячка всего три-четыре месяца. В семье выписывалась Нива, она не сходила со стола в осенние и зимние вечера. Все сидели за большой лампой, кто работал, кто готовил уроки, кто рисовал. Мы все, нас было четыре брата, рисовали. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянных ящичках почти никогда не переводились».
Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву и поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Занимался старательно и уже с 1905 года начал выставлять свои еще по-ученически наивные работы на местных выставках. Окончив в 1907 году Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев К. А. Коровина, С. В. Иванова, В. А. Серова и А. Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника первой степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он пробует силы и в преподавании, ведет занятия в художественной школе при типографии И. Д. Сытина.
Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Об этом периоде своей жизни он позднее вспоминал: «Для более широкого ознакомления с жизнью русского крестьянина я ездил несколько раз в Новгород, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир, по деревням Вологодской и Архангельской губерний». Результатом поездок стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен. Но творческие планы пришлось отложить на неопределенное время, началась Первая мировая война.
В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь. Теперь от кистей и красок его отрывали только заботы о хлебе насущном, так как живописью в тот период прокормиться было практически невозможно. Герасимов писал лозунги и плакаты, оформлял митинги и массовые мероприятия. А «для души» писал небольшие картины, пейзажи и портреты.
Работы Герасимова начинают появляться на выставках. Вместе с коллегами по творчеству он ищет новые пути в искусстве, участвует в художественных объединениях «Московский салон», «Мир искусства», «Маковец», но от реалистической живописи отказываться не спешит. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками: «Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки».
Художника интересует не только живопись, он пробует свои силы в рисунке, гравюре, литографии. Как и в довоенный период, продолжает преподавать, ведет занятия в Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии и Вхутемасе. В 1931 году получает звание профессора. На выставках появляются его крупные полотна, идеологически выдержанные в духе времени: «Клятва сибирских партизан», «В. И. Ленин на втором съезде Советов среди делегатов-крестьян», «Колхозный праздник». Событием в художественной жизни эти работы не стали, чувствовалось, что создавались они без вдохновения. Но и не писать подобных полотен он, наверное, не мог, так как уже в начале 30-х годов прочно вошел в обойму обласканных властью мастеров, от которых ждали именно таких соцреалистических работ.
Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана». На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью.
Так уж сложилось, что эпические полотна Герасимова как-то затеняли его пейзажи, отодвигая их на второй план. А ведь он был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Но от академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.
Время расставило все по своим местам. Из крупных полотен, если и вспоминают, причем вполне заслуженно, только «Мать партизана», а вот пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью. Кстати, именно поэтичность пейзажей мастера всегда отмечали коллеги по творчеству. Так, художник П.Д. Корин писал о Герасимове: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».
О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Кстати, и власть вынуждена была признать Герасимова как мастера пейзажа. В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен. Среди них только одно, «За власть Советов», героико-эпической направленности, остальные же все пейзажи: «Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер», «Пейзаж с рекой», «Снег сошел».
Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А. С. Пушкина (Капитанская дочка) Н. А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А. Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Художник в своих акварелях тонко передает дух давно ушедшего времени, словно сам был свидетелем тех событий. Его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации.
Сергей Васильевич Герасимов ушел из жизни 20 апреля 1964 года. Но остались его ученики и его картины. Интерес к творчеству мастера не уменьшается, продолжают издаваться альбомы с репродукциями его картин, проходят персональные выставки. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. На его родине в Можайске создан музей художника, в котором всегда много посетителей.
shkolazhizni.ru
Герасимов. Образ и цвет :: Артпоиск
Герасимов. Образ и цвет.
«Искусство — выражение личных гражданских чувств человека»,— говорил . Все мысли и чувства этого замечательного художника тесно связаны с русским народом и природой России. Глубокое раскрытие смысла и поэзии жизни свойственно большим историческим произведениям и маленьким лирическим пейзажам, портретам и иллюстрационным циклам Сергея а. Богатство тематики, разнообразие жанров не только не нарушает, но еще более подчеркивает целостность его творчества. В каждом из своих произведений предстает как подлинно национальный художник.
Активное восприятие действительности, умение подметить наиболее характерное выступает уже в ранних работах художника, выполненных преимущественно в технике акварели. Картины жизни русской дореволюционной провинции запечатлены в небольших жанровых сценках с типичными мотивами крестьянского быта, показом цветастых ярмарок, базаров. Единство пейзажного и бытового начала характерно для этих работ. В их ясно выраженном национальном колорите, в самом выборе красок, цветовых созвучий заложены те основы, которые найдут свое дальнейшее развитие в зрелых полотнах живописца.
Мастерство художника проявляется в умении сгармонировать пестрые краски, смягчить цветовые удары. Прозрачность, легкость, особая перламутровость красок свидетельствуют об особом внимании художника к проблеме пленэра, отныне занимающей его на протяжении всего творческого пути.
В «» 1913 года увлеченность цветом, силой его звучания, взаимодействием его со световоздушной средой — свидетельство обращения а к традициям
, оказавшим на молодого живописца большое влияние в годы его учения в московском Строгановском училище. Его занимает главным образом вопрос живописноколористического решения портрета, выдержанного в изысканной серовато-палевой гамме. Фигура молодой женщины в сером словно окутана серебристой дымкой, очертания деревьев и контур фигуры смягчены тонкостью переходов интенсивных красочных пятен в нежные полутона.
Пристальное изучение окружающей действительности, привычного и близкого художнику мира образов являлось главной его задачей. «Моя родина — Можайск. Там я провел детство на окраине города, на берегу Москвы-реки, около мельницы, постоянно шумящей, с крупорушками и сукновалками. Первые впечатления, видимо, остались основой для моих дальнейших восприятий и ощущений как художника...» Наблюдая жизнь русского крестьянства на протяжении многих лет, смог создать неприкрашенно правдивые, острые по характеру образы крестьян.
В годы империалистической войны и Великой Октябрьской социалистической революции окончательно определилась направленность искусства С. а. «Основная и общая тема моих произведений — это жизнь народа моей родины и ее история», — писал он.
Приступая к работе над этой темой, художник неустанно создает наброски, типажные зарисовки, портретные этюды. Отбирая самое существенное, необходимое для раскрытия образа, он стремится к четкости и ясности объемов, форм, крепости рисунка. Его крестьяне кажутся выхваченными непосредственно из жизни. Можно с уверенностью сказать, что С. создает определенный социальный типаж, рожденный революцией и олицетворяющий новый облик советской деревни. Таков «», созданный в 1926 году, непринужденно правдивый, острохарактерный образ крестьянина, за плечами которого нелегкий пройденный путь, крестьянина, стоящего перед задачей переустройства жизни. Интенсивный синий цвет разработан здесь во множестве оттенков, переливов. Он строит не только форму, но и определенную пространственную среду, в которой находится герой портрета-картины.
Проблеме пространственного построения в картине с помощью цвета и света художник уделяет большое внимание. Поездка за границу в 1925 году дала возможность расширить познания в области живописного искусства. Его восхищают изысканная колористическая гамма Тициана и Веласкеса, глубокий, проникновенный психологизм Рембрандта, композиции Пьеро делла Франческа.
Возвратившись $а родину, обращается к созданию серии рисунков, в которых запечатлевает новгородские пейзажи, и задумывает большое живописное полотно «» (1928—1930). Сюжет его прост и непритязателен. Четко продумано композиционное построение. Фигуры рыбаков, изображенных за вечерней трапезой, образуют как бы замкнутый круг. Ритмически повторяющиеся неторопливые жесты, устойчиво-величавые позыШ- все рождает ощущение прочности, устроенности жизни. Поэзию бытия этих спаянных в общем труде людей живописец стремится передать с помощью определенного цветосвётового построения. Вечернее солнце вспыхивает на поверхности реки, озаряет полоску неба у горизонта, бросает яркие отблески на лица и одежды, загорается веселой искрой на стенке глиняной суповой миски. Краски, пронизанные лучами, становятся светоносными, состоящими из множества оттенков; контуры предметов тают в окружающем пространстве. Изображенные среди широкого русского пейзажа мужественные, волевые люди труда как бы символизируют силу и крепость народа.
Большой широты обобщения достигает живописец и в портрете-картине «» 1933 года. Этот образ воплощает в себе черты нового, советского крестьянина, который стал хозяином земли. Решимость человека, с винтовкой за плечами вставшего охранять народное добро, передана сдержанным сочетанием сероватых и коричневых тонов. Располагая фигуру так, что она занимает всю плоскость холста, художник добивается монументальности образа, вырастающего в определенный героический портрет-тип. Скупость деталей усиливает впечатление собранности образа, в полной мере отвечающего словам художника: «В портрете все формы должны быть подчинены наиболее верному изображению внутреннего мира человека. Портрет исключает случайность изображения».
Сергей Васильевич относился к тем людям, которые искали и находили новые решения задач, выдвигаемых эпохой. В середине 30-х годов он работает над темой, воспевающей торжество колхозного строя. В 1937 году была закончена картина «».
Праздник труда происходит среди природы, залитой осенним солнцем. Живописец блестяще решает здесь проблему пленэра. Ликующая жизнерадостность происходящего передана целой феерией красок. Множество зеленых, голубых, сиреневых, фиолетовых бликов разбросано на лицах, одеждах, предметах. Тени насыщаются теплыми розоватыми* отсветами. С подлинным артистизмом написан праздничный натюрморт. Букет колокольчиков — цветы, нежно любимые художником,— с их звучной голубизной, оттеняет прозрачность стаканов, бутылок, отбрасывающих самые разнообразные рефлексы на белую скатерть. Здесь сказался постоянный интерес а к жанру натюрморта.
Композиционным центром картины, точкой схода всех диагоналей построения служит фигура сидящей девушки в светло-голубой блузке. Это — одна из главных героинь празднества. Рядом — председатель, произносящий речь,, и пожилая колхозница. За центральной фигурой — композиционный прорыв в глубину, где до самой линии горизонта расстилаются залитые солнцем необозримые колхозные угодья. Здесь пейзаж, как это всегда у С. а, не только фон, а, прежде всего, — действенное средство характеристики героев.
«Говоря о разнообразии нашего искусства, мы ни на минуту не должны забывать, что по своей природе это искусство утверждения, искусство оптимистическое, призванное служить источником радости и вдохновения для миллионов людей», — говорил художник.
«» — этот гимн колхозному труду — одно из наиболее значительных произведений в творчестве живописца, по своим новаторским идейно-художественным достоинствам ставшее этапным произведением советской живописи 1930-х годов.
Сюжетно-тематическая живопись а органически связана с его пейзажным творчеством. Так же, как и запечатленные художником образы людей, его пейзаж глубоко национален. Любовь к родной природе, тонкое понимание ее внутренней жизни делают пейзажную живопись С. В. а глубоко содержательной. Сергей Васильевич умел
передать нежную грусть осени, тишину снежной зимы, жаркое дыхание лета и прелесть особенно любимой им весны.
От камерных мотивов с не меньшим увлечением художник переходил к широкому обобщению, не теряя при этом необычайной свежести и эмоциональности трактовки каждого пейзажного образа.
С начала 30-х годов пейзажный жанр занимает все большее место в творчестве живописца. Сдержанной лирикой привлекает пейзаж «». Рассеянный свет неяркого зимнего дня словно обволакивает пеленой силуэты сараев, деревьев, снежную равнину, на которой лишь одно цветовое пятно, вносящее особую теплоту, — лошадка, запряженная в сани. Тонкие, изысканные сочетания неярких, словно перекликающихся между собой оттенков, отсутствие резких цветовых контрастов придают пейзажу особую, мягкую поэтичность.
Любовь к Родине, к близким художнику с детства местам сказывается с особенной силой в его пейзажах Подмосковья. Простота мотивов, искренность выражения, умение заново открыть красоту земли в каждом, самом неприхотливом мотиве говорят о верности традициям русского демократического пейзажа второй половины XIX века. Свободная манера живописи, внимание к проблемам пленэра и цвета сближает Сергея а с его предшественниками и учителями — ым и ым.
Можайск и его окрестности всю жизнь неустанно вдохновляли живописца.
«» написан неподалеку от дома, где жил художник в Можайске. Высокая точка зрения позволяет охватить взглядом широкое пространство. Сочно положенные мазки выявляют синеву дальнего леса, выступившую из-под сугробов оливково-коричневатую землю, сиреневую от влаги дорогу. Голубеет извилистая лента Моск-вы-реки. На берегу ее поднимается островерхая башня древнего монастыря, которая наводит на размышления о величии и одухотворенной красоте русской земли. Тонкие сочетания тепловатых и холодных серых тонов рождают радостное ощущение от пробуждающейся весенней природы.
Аирико-поэтическая и героико-эпическая тенденция в творчестве а неразрывны.
Историческое полотно «» написано в эвакуации, в Самарканде, в дни решающих боев на Волге. В непреклонности и мужестве крестьянки, словно олицетворяющей Родину,— ощущение грядущей победы в Великой Отечественной войне. Идея произведения раскрывается в драматическом столкновении действующих лиц. Противопоставленные друг другу фигуры выделяются светлым и темным силуэтами на фоне просторного русского пейзажа, написанного светлыми, прозрачными красками. На переднем плане, где лишь вытоптанная земля и дым пожарищ, краски становятся грязноватосерыми. Темно-зеленые тона одежды эсэсовца подчеркивают ощущение грубой, мрачной силы. Автору хотелось в этом монументальном полотне найти выражение не только своих личных чувств, но настроений и чувств миллионов: «Я мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа». Здесь с особой силой проявилась присущая художнику высокая гражданственность.
Радостное предчувствие обновления жизни, наступления мирной весны лежит в основе написанного в 1945 году пейзажа «Лед прошел». Изображенный скромный уголок природы воспринимается как крупный, обобщенный образ. Сквозь объемы стволов берез на переднем плане, образующих как бы кулисы, открывается перспектива на бескрайние просторы. Композиция развернута вширь и вглубь. По мере удаления к горизонту тона и оттенки высветляются. Краски положены легко, и через свободно положенные мазки просвечивает холст. Такая манера исполнения дает возможность передать свойственную весенним дням прозрачность воздуха. Ритмическое чередование вертикальных и горизонтальных линий подчеркивает панорамный, монументальный характер пейзажа.
Современность и история России для художника неотъемлемы. Потому такую значительную роль во многих его пейзажах играет изображение древнерусской архитектуры. Старинная башня или крепостная стена, деревянная церквушка, руины собора, сохранившего до наших дней свое былое величие и мощь, занимают большое место в живописи а.
.Срргей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах, сооружений древних зодчих отразился характер русского человека.
Белокаменный собор двенадцатого столетия в пейзаже «» воспринимается как органически неотъемлемая, живая часть ликующей весенней природы.
Вписанные в пейзаж человеческие фигуры также органично связаны с окружающим пространством. Церковь, возвышающаяся на холме, выделена всеми художественными средствами. Она занимает центр композиции. Устремленность ее ввысь подчеркнута растянувшимися по горизонталй линиями. Динамично бегущие по небу облака, рябь на реке, волнообразный ближний берег и повторяющие его очертания ряды одуванчиков вносят движение в картину. В отличие от предшествующих пейзажей с преобладанием сдержанной, состоящей из разнообразия оттенков, красочной гаммы художник по-новому подошел к задаче цветового построения. Колорит, сообщающий произведению большую живописность, праздничное звучание, построен на сочетании ярких, контрастных тонов. От яркого света дня зелень становится изумрудной, по-весеннему свежей и влажной. Сверкающая звонкость красок воссоздает атмосферу цветущей весны. Здесь ярко выражено мироощущение художника -— его преклонение переД вечной красотой искусства и восторг перед вновь возродившейся, всегда молодой природой.
Тонкость восприятия различных состояний природы позволила художнику написать одно из наиболее поэтичных своих произведений «». Каждый холодный цвет, существующий в палитре живописца, насыщается теплыми оттенками. В зеленом, голубом, сером растворяются желтый, розовый, красноватый, коричневый. Сияние светозарных красок создается здесь плавностью красочных переходов, непрерывностью перетекания одного тона в другой. всегда умеет отыскать в самом скромном, невзрачном на первый взгляд уголке природы, лишенном декоративных эффектов, свою, проникновенную красоту, подлинную живописность.
« — один из лучших русских пейзажистов всех времен, нежно любящий и знающий русскую природу», — так писал , глубоко ценивший искусство своего современника и друга.
Человек большой культуры, сумел открыть и воспроизвести в своих многочисленных этюдах и картинах своеобразие пейзажа других стран. Каждая заграв ничная поездка художника сопровождалась созданием целых серий работ. Близкой и понятной живописцу оказалась природа Греции, Италии, Англии, Франции, Турции.
Венеция а полна праздничности, залита солнцем, насыщена влагой. Тонкие градации полутонов передают то спокойную, то тронутую легкой рябью зеленоватую воду каналов, узкие улочки, погруженные в голубой или золотистый сумрак здания, пастельную окраску венецианского колорита. Колористическая гамма построена на сочетании насыщенных красок и полутонов. Мазок сочный, энергичный. Желтовато-белые и терракотовые тона воспроизводят нежную окраску фасадов дворцов, башен, церквей. Градации зеленого цвета дополнены бликами разнообразных оттенков. Не меньшей остротой художественного вйдения привлекают и английские пейзажи. Среди городских пейзажей, написанных во время путешествия в Англию, выделяется красотой живописи «» 1959 года. Мягко, неконтрастно звучат светло-сиреневые и розовые краски. Это сообщает произведению большую поэтичность, одухотворенность.
Творчество С. В. а — надолго запоминающаяся страница истории искусства.
Одно из главных свойств ской кисти — сочетание нежности и силы. Может быть, поэтому творческий диапазон художника так широк. Непрерывно повышая свое мастерство, работая в технике живописи, акварели, карандаша, темперы, создал тематические полотна, пейзажи, портреты, натюрморты, иллюстрации. Над чем бы ни работал живописец, он всегда оставался гражданином, патриотом своей Отчизны.
Н. ЕГОРОВА
artpoisk.info
Александр Герасимов: жизнь и творчество художника
Александр Герасимов – художник, известен в истории изобразительного искусства как великий создатель известных картин. Им было создано почти три тысячи художественных произведений. Большинство из этих произведений размещены в музеях и галереях стран бывшего Советского Союза.
Детство А. Герасимова
Родился Герасимов Александр Михайлович в 1881 году, 12 августа, в городе Мичуринске (раньше город Козлов). Его отец был простым крестьянином и продавцом скота. На юге своей страны он покупал животных, а в Козлове продавал их на площади. Кроме единственного дома в два этажа, у семьи художника ничего и не было. Работа отца не всегда была прибыльной, порой отец даже терпел большие убытки. В семье будущего художника всегда были определенные традиции, которых они неизменно придерживались.
Когда Александр Герасимов окончил церковную школу, он поступил в училище в Козлове. Отец обучал его семейному ремеслу. В самом начале 90-х С. И. Криволуцкий (выпускник Петербургской художественной академии) открыл в городе Козлове художественную школу. Именно в этот период молодой Александр Герасимов стал увлекаться и заниматься рисованием и начал посещать недавно открытую школу рисования. Когда основатель школы Криволуцкий увидел рисунки Герасимова, то сказал, что Александр должен поступить в Училище живописи в Москве.
Учеба Александра Герасимова
Родители были против того, чтобы их сын ехал учиться в Москву. Однако, несмотря на все запреты, Александр Герасимов все-таки поступает в столичное Училище живописи. После его успешного окончания Герасимов стал часто заходить в мастерскую Коровина. Но для ее посещения Александру необходимо было учиться на еще одном любом отделении училища. И Герасимов выбрал отделение архитектуры. Влияние А. Коровина очень сказалось на раннем творчестве художника. Его ранние работы покупал В.А.Гиляровский и этим психологически поддерживал и материально помогал юному художнику. С 1909 года А. Герасимов участвовал во всех выставках, которые организовывались в Училище.
В 1915 году после окончания Училища Александр Герасимов получил два диплома (архитектора и художника). Но единственное здание, которое он построил благодаря своему архитектурному образованию, - это здание единственного театра в городе Козлове. В том же году Александр ушел служить в армию, а вернувшись оттуда в 1918 году, сразу вернулся в Мичуринск.
Художественная деятельность А. Герасимова
В 1919 году Герасимов стал организатором Коммуны творчества художников Козлова. В этой коммуне были собраны все, кто хоть как-то относится к искусству. Данная организация регулярно проводила выставки, украшала и оформляла декорации в различных театральных постановках.
В 1925 году А. Герасимов уехал в столицу и поступил в АХРР. В этот же период времени он работал художником в театре Москвы. С 1934 года Александр ездит по художественным поездкам и командировкам в разные страны, например, Францию, Италию. Из своих творческих, художественных путешествий он привез очень много хороших набросков картин и этюдов. В 1936 году была открыта личная выставка художника в Москве. На этой выставке были показаны около ста известных произведений художника («Ленин на трибуне», «Портрет И.В. Мичурина» и др.). После успешного показа в Москве выставка была продемонстрирована в родном городе художника – Мичуринске.
В 1937 году известная работа Герасимова "Первая Конная Армия" была продемонстрирована во Франции на мировой выставке и заслужила Гран-при.
В 1943 году Александр Герасимов стал Народным художником Советского Союза. За работу "Групповой портрет старейших художников" Герасимову в 1946 году вручили гос. премию, а в 1958 г. – золотую медаль.
Семья Александра Герасимова
Художник очень любил свой родной город и свою семью, хотя очень много лет прожил в столице – Москве. В Мичуринске остались жить родители художника, его сестра. В этом городе Герасимов женился, и родилась его прекрасная дочь по имени Галина. Александр был в разных странах, но всегда, когда возвращался из командировки, обязательно приезжал в Мичуринск. Он всегда говорил своей сестре, что никакие красивые и дорогие гостиницы в самых разных странах не сравнятся с родным домом, где он готов даже камни целовать.
Умер Александр Герасимов в 1963 году. В его честь в Мичуринске был открыт музей.
fb.ru