Артур Владимирович Фонвизин. Картины фонвизин


Фонвизин Артур Владимирович

(1882-1973)

А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок", Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир искусства". В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме.

На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его "Невеста" (1902), "Леда", "Композиция с фигурой Христа" (оба 1904).

Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини - актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены ("Портрет Д. В. Зеркаловой", "Портрет Ю. С. Глизер", оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия "Цирк", 1940-70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия "Песни и романсы", 1940-60-е), детские воспоминания о провинциальном быте ("Извозчики", 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги. Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.

 

Пейзаж в Мологе.Радуга

kupitkartinu.ru

Иллюстрации к пьесе "Недоросль" Фонвизина: рисунки, картинки к пьесе |LITERATURUS: Мир русской литературы

Пьеса "Недоросль" Фонвизина - выдающееся произведение русской литературы конца XVIII века.

В этой статье представлены иллюстрации к пьесе "Недоросль" Фонвизина: рисунки и картинки таких художников-иллюстраторов, как Н. Муратов, Н. И. Калита, Б. В. Власов и др.

Смотрите: Все материалы по комедии "Недоросль"

Иллюстрации к комедии "Недоросль"

Художник Н. Муратов:
Госпожа Простакова. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Митрофанушка. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Простаков. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Софья. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Еремеевна. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Кутейкин и Цыфиркин. Учителя Митрофанушки. 
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Милон. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Тарас Скотинин. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Стародум. "Недоросль" Фонвизина
nedorosl-illjustracii-kartinki-risunki-n-muratov
Вральман. "Недоросль" Фонвизина

Иллюстрации других авторов:

illjustracija-Nedorosl-s-gravjury-N.I.Kality-1958
Персонажи комедии "Недоросль". С гравюры Н. И. Калиты. 1958
Prostakova-illjustracija-Nedorosl-s-gravjury-N.I.Kality-1958
«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н. И. Калиты. 1958
Starodum-i-Mirofanushka-Fonvizin
Стародум и Мирофанушка. Иллюстрация из книги "Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев". 2003. Издательство "Детская литература". Библиотека мировой литературы для детей
kasterina-illjustracija-nedorosl-fonvizin
Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин."Недоросль" Фонвизин. Художник Т. Н. Кастерина
b-v-vlasov-nedorosl
"Недоросль". Художник Б. В. Власов. 1972 г
Mitrofanushka-Kutejkin-Cyfirkin-Nedorosl
Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин.Обложка книги "Бригадир. Недоросль", 1972. Издательство: Художественная литература
Простакова и Митрофанушка. Обложка книги "Бригадир. Недоросль". 1963. Государственное издательство художественной литературы

Это были иллюстрации к комедии Фонвизина "Недоросль": рисунки, картинки к пьесе.

Смотрите: Все материалы по комедии "Недоросль"

www.literaturus.ru

Художник А.В. Фонвизин | aquarells.ru

 

 

 

Художник А.В. Фонвизин (1882-1973 гг.) принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Получив образование в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в частных академиях Мюнхена, художник А.В. Фонвизин посвятил свой талант акварельной живописи, которой владел в совершенстве.

Художник А.В. Фонвизин принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Художник А.В. Фонвизин посвятил себя акварели, которой владел в совершенстве.

А.В. Фонвизин «Композиция с фигурой Христа» 1904 г.

 

Акварель – сложнейшая техника, которая открывает свои тайны только большим мастерам, только в их руках она превращается в большое искусство. К их числу принадлежит Артур Владимирович Фонвизин. Акварель – техника камерная. Поэтому в творчестве художника А.В. Фонвизина преобладают портрет, натюрморт, пейзаж и еще – тема цирка, впечатления от которого он сохранил с раннего детства.

Художник А.В. Фонвизин принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Художник А.В. Фонвизин посвятил себя акварели, которой владел в совершенстве.

А.В. Фонвизин «В цирке» 1931 г.

 

Атмосфера «театральности», чего-то необычного, загадочного, впечатление остановившейся мимолетности всегда ощущается не только в листах из серии «Цирк», но и во всем творчестве А.В. Фонвизина.

Художник А.В. Фонвизин принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Художник А.В. Фонвизин посвятил себя акварели, которой владел в совершенстве.

А.В. Фонвизин «Невеста» 1902 г.

 

После блестящего расцвета акварели в первой половине XIX века, после ее вторичного взлета в конце XIX века А.В. Фонвизин вновь возродил искусство акварельного портрета, но не в старых его привычных формах, которые демонстрировал П.Ф. Соколов и др., а внес в это искусство совершенно новые приемы. Новаторские подходы в живописи позволили А.В. Фонвизину стать одним из активнейших членов объединения художников-символистов «Голубая роза», созданного в 1907 году.

Художник А.В. Фонвизин принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Художник А.В. Фонвизин посвятил себя акварели, которой владел в совершенстве.

А.В. Фонвизин «Портрет сына» 1940 г.

 

Им создана большая серия театральных портретов, среди которых блестящий по мастерству и тонкий по психологии портрет актрисы Малого театра Д.В. Зеркаловой. Портреты Фонвизина – обычно большого формата, написанные чистой акварелью, без примеси белил. Глядя на эти листы, зритель словно погружается в стихию живописи. Он ясно видит, как течет по листу краска, как один цвет вливается в другой и как из этого, казалось бы, цветового хаоса умелой рукой художника лепится пластическая форма, рождается художественный образ.

Художник А.В. Фонвизин принадлежит к старшему поколению советских живописцев. Художник А.В. Фонвизин посвятил себя акварели, которой владел в совершенстве.

А.В. Фонвизин «Портрет актрисы Малого театра Д.В. Зеркаловой в роли Юлии Тугиной из пьесы А.Н. Островского «Последняя жертва» 1906 г.

 

А.В. Фонвизин обычно находит какой-то один аспект в характере портретируемого, который становится ключом к решению образа.

Портрет Зеркаловой, написанный широким, растекающимся мазком, построенный на тончайших переходах жемчужной цветовой гаммы, удивляет своим утонченным артистизмом. Полный поэзии и хрупкой женственности, портрет таит в себе ощущение внутренней драмы, затаенной печали.

Похожее

aquarells.ru

Артур Владимирович Фонвизин — Старый Петербург

m_28629Творчество Артура Владимировича Фонвизина

Артур Владимирович Фонвизин – художник, обладавший талантом изображать безмятежность беспокойно – настолько подлинно его переживание. Акварели этого мастера можно приравнять к станковым полотнам, в них соответствует и исполнение, и видение автора. Умение чувствовать человека, природу, образное мышление, не лишённое поэтики, при наличии точно подобранных выразительных средств – вот что делает работы Фонвизина акварелями-картинами. Старинные картины этого художника можно приравнять к стихотворной импровизации. В них есть и нечаянная радость, и добрый юмор, и лёгкая грусть. Посредством цвета превосходно и точно передаётся настроение картины. Акварелью Фонвизин увлёкся в конце двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века. Именно в то время художник словно обрёл себя в творчестве, формируя собственный, самобытный стиль.

Творец живописной музыки

Ведущие темы творчества Фонвизина – портреты, пейзажи, «песни и романсы» и цирк видны уже в ранних работах художника. Наиболее любима Артуром Владимировичем тема цирка как ощущения праздника, яркого, многоцветного представления. Всю жизнь художник оставался под впечатлением циркового представления, которое впервые посетил в семилетнем возрасте – в 1889 году в Туле. Наездница-балерина – основной образ, появляющийся в серии цирковых акварелей, созданных в тридцатые и сороковые годы. Несмотря на живое восприятие натуры художником, прослеживающееся в изображениях его персонажей – наездниц, актёров и гимнастов, многие работы Фонвизина сходны с миражами. Будто бы растворённые в белизне листа краски, их пульсация и мерцание делают картины нереальными. Тем не менее, в этих акварелях отображены настоящие впечатления, переживания и мысли автора.

Личное переживание, впечатление от созерцания – вот что искал художник в каждом предмете, и старался воплотить на бумаге. В основу творчества Фонвизин положил процесс перехода зрительной формы от реальной к живописной. Особое место в творчестве Фонвизина занимают «Песни и романсы». Ещё молодым Артур Владимирович любил слушать романсы, слушал их именно в той обстановке, в которой они рождались. Действие романса, вызывая определённое настроение, развивается не только в пространстве, но и во времени. А художник, располагая плоским листом бумаги, вынужден изобразить лишь одно мгновение. Фонвизин обладал редкой силой воображения и особой ассоциативностью мышления, что позволяло ему воплотить на ограниченной плоскости листа настоящую живописную музыку. Отталкиваясь от событийного ряда романса, поэтическое воображение мастера отправляется в полёт, рождая призрачную и вместе с тем необычайно осязаемую обстановку. Роковые страсти, кипящие в музыке, оживают на полотне.

В тридцатые годы прошлого века Фонвизин начал работать в качестве иллюстратора. На первых порах он получал помощь и поддержку В.В. Лебедева, который и привлёк художника к этой деятельности. Фонвизин прекрасно иллюстрировал сказки Пушкина, Жуковского, Андерсена и Гофмана. Некоторые произведения этого жанра были созданы под впечатлением от прочитанных книг. Художник настолько глубоко умел чувствовать авторский текст и замысел, обладал потрясающей способностью проследить развитие сюжета и погрузиться в ход повествования, насколько это было необходимо для создания великолепных иллюстраций. В то же время художник работал в портретном жанре, создавая целую серию портретов деятелей искусства (30е – 40е годы). В каждом портрете Фонвизина заметна неподдельная увлечённость мастера тем, кого он изображал. Воплощённые на картинах образы весьма поэтичны, фотографическое сходство с моделью стоит здесь не на первом плане. Многоплановость работ Фонвизина привлекает многих коллекционеров, занимающихся покупкой и продажей антиквариата для формирования различных собраний живописи начала 20 века.

antikspb.ru

АРТУР ФОНВИЗИН. Из воспоминаний Г.Стрелецкой. Продолжение-НОВЫЙ АЛЬБОМ,

ГАЛИНА СТРЕЛЕЦКАЯ -5 летПортрет Галины Стрелецкой в возрасте 5-лет работы АРТУРА ФОНВИЗИНА.В новый альбом, посвященный творчеству АРТУРА ФОВИЗИНА, который должен появится в продаже в апреле месяце этого года, включины воспоминания ГАЛИНЫ. С её согласия размещаю этот текст в качестве АНОНСА.

    Галина Стрелецкая

АРТУР ФОНВИЗИН, МАМА, БАБУШКА И Я

В 1948 году Алла Михайловна Белякова познакомилась с Фонвизиным и уговорила преподавать акварель группе архитекторов.

Алла Белякова стала «самой любимой ученицей», а моя мама, Елена Чаус, «самой старательной ученицей». Так называл их мастер.

Занятия акварелью проходили у нас дома, в коммуналке на Гоголевском бульваре.         Особенно запомнилось мне первое занятие. Дамы пришли, одетые, как в театр, и так волновались, будто ждали принца из сказки. И вот он вошел, пожилой дядя с веселыми смеющимися глазами, пританцовывающей походкой подошел к дамам (среди которых была и моя бабушка, Галина Кронидовна Чаус), огляделся, увидел меня, пятилетнюю девочку с огромным бантом, подошел и сказал (не гладя по головке, чего я не терпела): «О! какие локоны! Надо написать».

В тот же день Артур Владимирович написал первый мой портрет. Вокруг стояла благоговейная тишина, все почему-то замерли, а мастер, работая, что-то напевал, непонятное мне.

Только позже, когда Артур Владимирович писал мой второй портрет у нас на даче в Лианозове, а мне было уже десять, я поняла, что он пел. То была песенка из любимой им сказки Гофмана «Цахес, по прозванию Циннобер»: «Как пошли бы тебе эти локоны, когда бы ты не был таким мерзким уродом».

Я наблюдала за движениями рук мастера, которые напоминали мне полет птиц. А взгляд был очень проницательный, завораживающий и таинственный. Виртуозное прикосновение кисти создавали мой облик: сначала глаза, потом появилась голова и солнечный луч в волосах, затем букет полевых цветов в руках… Фон осуществлялся большими цветовыми потоками краски, объединяющими весь портрет. Образ получался воздушным, нежным, и совсем не сентиментальным. Но самое интересное, что это опять была я!

А как Артур Владимирович писал маму! Прозрачно, тонко, и сразу улавливалась чуть заметная ее добрая улыбка. Этот портрет, подаренный маме Артуром Владимировичем, очень нравился ему самому, и часто, хитро улыбаясь, он говорил: «Лена! Отдайте его мне». И, так же улыбаясь, мама отвечала: «Никогда, маэстро!».

Бабушкин портрет Артур Владимирович писал на даче, когда жил у нас почти весь июнь. И я была очень огорчена, почему же нет цветка в волосах на бабушкином портрете!

На занятиях с Фонвизиным дамы писали портреты и натюрморты, которые перед этим долго создавал маэстро, как всегда пританцовывая и напевая. Я крутилась рядом, и все мне казалось какой-то бессмыслицей – вазочка так или вазочка эдак. Какая разница!

Придумывая композиции, Артур Владимирович творил, как волшебник и фокусник. Предметы для натюрмортов собирались по всей квартире, многие имели известное происхождение: Гарднер, Кузнецов, Мейсен… И это были не просто уроки акварели, но и познание мира искусства. Помню, как Артур Владимирович рассказывал о мастере Гольбейне, художнике классической стадии немецкого Возрождения.

На занятиях обычно «присутствовал» патефон. Крутили пластинки – чаще романсы, любимые Артуром Владимировичем:

                          Отвори потихоньку калитку

                          И войди в тихий садик, как тень.

                          Не забудь, потемнее накидку,

                          Кружева на головку надень.

И это было замечательно!

После занятий бабушка Галина Кронидовна затапливала знаменитую нашу изразцовую печь, сервировала стол, ставила чай, пирог с вязигой, пирожки с мясом, с капустой, варенья и все во главе с Фонвизиным садились за стол. В печи трещали дрова, отсвечивали малахитовые изразцы. И все это отражалось в зеркале. Артур Владимирович как-то преображался и открывался другой его талант – рассказчика. Впрочем, рассказчиков было двое: Фонвизин и моя бабушка. Артур Владимирович с юмором рассказывал о своей жизни и учебе в Мюнхене, бабушка о великом Устюге, где родилась, об учебе на высших женских курсах в Петербурге.

Артуру Владимировичу очень нравилось у нас на даче в Лианозове. В саду было много цветов, самых разных: сирень, пионы, колокольчики, анютины глазки. Фонвизину очень нравилась сирень, о чем он также выражал свои чувства:

                          Пока еще не отцвели сирени,

                          Сладкое дыханье их волнует грудь

Иной раз хочется пасть на колени.

Сказать весне: не уходи, побудь…

Артур Владимирович без конца писал бабушкин сад. И я поражалась – десятки раз пишет одни и те же пионы и всегда они разные. Учил меня, как надо смотреть на цветы и подбирать их к натюрморту. Любимым его местом была дачная беседка, обвитая каприфолью с оранжевыми цветами. Здесь же его ученицы писали цветы, обсуждали свои работы и слушали критику мастера. Затем усаживались за длинным столом под древним развесистым дубом. Артур Владимирович назвал его Старый Витязь и вспоминал стихи Фета:

                

                          Все дальше, дальше с каждым годом

                          Вокруг тебя незримым ходом

                          Ползет простор твоих корней.

                          И в их кривые промежутки,

                          Гнездясь, с пригорка незабудки

                          Глядят смелее в даль степей.

Мама моя дружила с Натальей Осиповной, женой Артура Владимировича, очаровательной женщиной с совершенно потрясающей улыбкой. Я очень любила ходить к Фонвизиным, поздравлять маэстро с днем рождения, 30 декабря. Наталья Осиповна показывала мне изящных маленьких кукол, сделанных Артуром Владимировичем, как модели для иллюстраций сказок. С годами я поняла, что создавать такую живопись Артур Владимирович мог только при детском восприятии мира.

Однажды к нам на занятие зашел Роберт Рафаилович Фальк, у которого мама с Беляковой тоже иногда занимались. Фальк увидел наши портреты работы Фонвизина и задумчиво произнес: «Акварели Артура – это же импровизация в стихах».

МАМА ГАЛИНЫГалина МАМА.

БАБУШКА ГАЛИНЫГалина БАБУШКАИ еще две репродукции из нового аллбомаальбом Фонвизин - портреты05

альбом Фонвизин - портреты17

Предыдущий пост на эту тему http://levakov.livejournal.com/53044.html и Леонид ЛЕРНЕР-

"ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ АКВАРЕЛИ" http://obivatel.com/artical/493.html и еще http://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post135125812/

levakov.livejournal.com

Фонвизин, Денис Иванович — википедия фото

Родился в семье Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль». Прародитель Фонвизиных попал в русский плен во время Ливонской войны (1558—1583) и крестился в православие.

Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским».

В 1755—1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление - постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга. В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия; в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

  Надгробие Д. И. Фонвизина

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

org-wikipediya.ru

Артур Владимирович Фонвизин - Биография художника, известные произведения, выставки

(1882/1883, Рига — 1973, Москва)

Акварелист, иллюстратор книг. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Говорить и рисовать начал в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. В 1902 — 1903 годах учился в МУЖВЗе у М. П. Клодта и В. Н. Бакшеева, затем пару лет в частных академиях в Мюнхене. Был дружен с М. Ф. Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубой розы» и «Бубнового валета», примыкал к «Союзу молодежи». Был членом «Маковца», «Общества московских художников» и АХРР. С конца 1920-х годов работал почти исключительно в технике акварели, изображая мир поэтических видений и грёз, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов. В 1937 году в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве художник был причислен к «шайке формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). Со времени эвакуации в Казахстан (1943, Караганда), куда Фонвизина отправили за его немецкое происхождение, художник всё чаще обращался к пейзажу. Выставлял же

в основном портреты, преимущественно актрис — Бабановой, Зеркаловой, Глизер, Богуславской, Левитиной, Тихомирновой, Плисецкой…

А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904−06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», Салонов «Золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-х гг. стал членом объединения «Маковец», преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме. На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (оба 1904). Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини — актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены («Портрет Д. В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глизер», оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия «Цирк», 1940−70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия «Песни и романсы», 1940−60-е), детские воспоминания о провинциальном быте («Извозчики», 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги. Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта