МАСТЕРА ФЛАМАНДСКОГО НАТЮРМОРТА: КЛАРА ПЕТЕРС. Картины фламандцев
Фламандская живопись. Техника фламандской живописи. Фламандская школа живописи
Классическое искусство, в отличие от современных авангардных течений, всегда покоряло сердца зрителей. Одно из самых ярких и насыщенных впечатлений остается у любого, кто столкнулся с творчеством ранних нидерландских художников.
Фламандская живопись отличается реализмом, буйством красок и обширностью тем, которые реализованы в сюжетах.
В нашей статье мы не только поговорим о специфике этого течения, но и познакомимся с техникой письма, а также с наиболее примечательными представителями периода.
Барокко в живописи
История живописи отражает в полной мере все изменения в социальной и политической жизни человечества. Так, жизнерадостные и разгульные античные фрески сменяются мрачными и мертвыми сюжетами средневековья.
Барокко («причудливый, склонный к излишествам») отражает отход от старых и скучных догм. Оно вобрало в себя все повседневные настроения и черты того времени.В центре сюжета, как и во всем стиле барокко, стоит человек. Но характер образа становится глубже, насыщенней, реалистичнее. Также возникают совершенно новые жанры, такие как натюрморт, пейзаж, бытовые сцены.
Давайте разберемся, чем же именно отличается фламандская живопись от остальных западноевропейских стилей.
Фламандская или голландская живопись?
Тем, кто интересуется европейским искусством, известно такое понятие, как фламандская живопись. Если заглянуть в энциклопедию, мы узнаем, что фламандцы – это жители Фландрии, которая, в свою очередь, является современной Бельгией. Но когда речь заходит о художниках этого периода, мы видим, что большинство из них голландцы.
Появляется закономерный вопрос: чем же отличается фламандская и голландская живопись? На самом деле все обстоит достаточно просто. В конце шестнадцатого века, а именно в 1579 году, северные провинции Нидерландов освободились из-под влияния испанской короны. Теперь на этой территории сформировалась Голландия.
Примечательно, что культура в молодой стране начинает развиваться внушительными темпами. Ее золотой век продлился недолго, всего лишь столетие. Но работы таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Антон ван Дейк, Якоб Йорданс и некоторых других художников, стали расцветом национального голландского искусства. Позже, в восемнадцатом веке, на страну начинает оказывать сильное влияние французская культура. Поэтому ни о какой самобытности не может идти речи.
Фламандские художники семнадцатого века все же имеют некоторые особенности стиля, которые их отличают от голландских мастеров из других частей страны.
Во-первых, они живо воспринимают реалистические мотивы итальянцев, о которых мы поговорим позже. Во-вторых, появляются сюжеты, в центре которых стоят не мифические или религиозные сцены, а бытовые истории из жизни простых горожан.
Таким образом, получается, что фламандская живопись – это ранний этап развития голландского изобразительного искусства. Но главной чертой этой эпохи являются национальные голландские мотивы, незамутненные иностранным влиянием.
Заимствования у итальянцев ряда техник, о которых речь пойдет далее, стали лишь основой для формирования самобытного стиля, но никак не зависимостью от их мировоззрения.
Влияние итальянских мастеров
Как мы убедимся позже, фламандская и голландская живопись шестнадцатого века испытывает сильное влияние итальянских художников. Переломный период начинается после Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего. Последнего, в частности, современники называли «крестьянский» за сюжеты картин и образы персонажей.
Но после небольших изменений, которые произошли в политической карте Нидерландов, начинается совершенно новая эпоха. Фламандская живопись, выделившаяся в отдельное течение, начинает свое гордое шествие к золотому периоду Рубенса.
Болонская школа, маньерическое течение, караваджизм - эти направления приходят из Италии в остальные европейские государства. Именно в этот переломный момент происходит окончательный отказ от средневековых стандартов. Теперь в живописи все больше начинают преобладать мифологические персонажи античности, реалистические сцены голландского быта и натюрморты с охотой.
Монументальность форм, пристальное внимание к деталям, яркие и живые характеры, бытовые сцены, сдобренные щепоткой юмора - это лишь часть характерных черт, присущих фламандской живописи. Особенно же выделяется она на фоне общего европейского изобразительного искусства своими колористическими эффектами.
Голландские мастера играют с техникой кьяроскуро, пресыщают картины яркими красками и широкими мазками. Они берут некогда канонические темы и развивают их в бытовом жанре или вообще доводят до бурлеска. Их персонажи живут и дышат. Мы далее познакомимся с рядом мастеров. Вы увидите, насколько выразительны сюжеты на их полотнах.
История живописи знает множество примеров, когда на творчество и стили работы молодого поколения художников влияли политические и социальные катаклизмы в обществе. Поэтому влияние итальянских мастеров стало свежим глотком воздуха в только освободившихся от контрреформационного влияния Нидерландах.
Техника живописи
Как говорят исследователи, техника фламандской живописи была впервые разработана братьями ван Эйк. Но историки искусства настаивают на том, что многие итальянские мастера использовали эти же методы значительно раньше. Давайте не будем вдаваться в перипетии первенства, а поговорим о самой технике.
Полотно покрывалось изначально белым клеевым грунтом. С ним обращались очень бережно, так как его белизна была самым светлым оттенком на будущей картине. Кроме этого, остальные краски наносились очень тонкими слоями, что позволяло грунту создавать эффект неподражаемого свечения изнутри.
Как и многие другие техники живописи, фламандская имеет четкий алгоритм действий. Вначале создавался «картон» - шаблон будущей картины. Это был грубый эскиз, он прокалывался иголкой по длине всех очертаний изображения. После с помощью угольного порошка заготовка бережно переводилась на загрунтованное полотно.
После перенесения эскиза и наведения его границ будущая картина затушевывалась маслом или темперой. Тончайший слой светло-коричневого покрытия должен был сохранить внутреннее свечение рисунка.
Затем шел этап работы «мертвыми красками» (холодные и блеклые тона, не вызывающие никакого интереса). И завершал создание шедевра процесс нанесения ярких и сочных цветов, которые впечатляют простых туристов и академичных ценителей искусства до сих пор.
Мастера караваджизма
В XVI и XVII веках фламандская школа живописи претерпевает влияние особого стиля европейского искусства. Караваджизм – это наследие итальянского мастера Микеланджело де Караваджо. Он жил в Риме и был одним из крупнейших в Европе мастеров барокко. Современные исследователи считают этого художника основателем реализма в живописи.
Он работал в технике кьяроскуро (свет-тень), в которой происходит контрастное противопоставление темных участков картины светлым. Примечательно, что не обнаружено ни одного эскиза Караваджо. Он работал сразу над чистовым вариантом произведения.
Живопись 17 века в Италии, Испании и Нидерландах восприняла новые веяния как глоток свежего воздуха. В подобной технике работали итальянцы де Фьори и Джентилески, испанец Рибера, голландские художники Тербрюгген и Барбюрен.Также караваджизм оказал сильное влияние на этапы творчества таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Жорж де Латур и Рембрандт.
Объемные полотна караваджистов поражают своей глубиной и вниманием к деталям. Давайте больше поговорим о голландских живописцах, работавших с этой техникой.
Самым первым идеи воспринял Хендрик Тербрюгген. Он в начале XVII века посетил Рим, где познакомился с Манфреди, Сарачени и Джентилески. Именно голландец положил начало утрехтской школе живописи с этой техникой.
Сюжеты полотен обладают реалистичностью, для них характерен мягкий юмор изображаемых сцен. Тербрюгген показывал не только отдельные моменты современной ему жизни, но и переосмысливал традиционный натурализм.
Дальше в развитии школы пошел Хонтхорст. Он обратился к библейским историям, но сюжет строил с бытовой точки зрения голландцев XVII века. Так, на его картинах мы видим явное влияние техники кьяроскуро. Именно работы под влиянием караваджистов принесли ему славу в Италии. За свои жанровые сценки при свечах он получил прозвище «ночной».
В отличие от утрехтской школы, фламандские живописцы вроде Рубенса и ван Дейка не стали ярыми сторонниками караваджизма. Этот стиль обозначен в их работах лишь как отдельный этап становления личного стиля.
Адриан Браувер и Давид Тенирс
За несколько веков живопись фламандских мастеров претерпевает значительные изменения. Мы начнем наш обзор художников с более поздних этапов, когда произошел отход от монументальных полотен к узконаправленным сюжетам.
Сначала Браувер, а после и Тенирс Младший в основу творчества ставят сценки из повседневной жизни простых голландцев. Так, Адриан, продолжая мотивы Питера Брейгеля, несколько изменяет технику написания и фокус своих картин.
Он акцентируется на самой неприглядной стороне быта. Типажи для полотен он ищет в прокуренных полутемных кабаках и трактирах. Тем не менее, картины Браувера поражают своей экспрессией и глубиной характеров. Художник прячет главных героев в глубине, выставляя на первый план натюрморты.
Драка за игрой в кости или карты, спящий курильщик или пляшущие пьяницы. Именно такие сюжеты интересовали живописца.
Но более поздние работы Браувера становятся мягкими, в них уже юмор преобладает над гротеском и безудержностью. Теперь полотна содержат философские настроения и отображают неспешность задумчивых персонажей.
Исследователи говорят, что в XVII веке фламандские художники начинают мельчать по сравнению с предыдущим поколением мастеров. Однако мы просто видим переход от яркой экспрессии мифических сюжетов Рубенса и бурлеска Йорданса к спокойному быту крестьян у Тенирса Младшего.
Последний, в частности, сконцентрировался на беззаботных моментах деревенских праздников. Он старался изобразить свадьбы и гуляния простых земледельцев. Причем особое внимание уделялось внешним деталям и идеализации образа жизни.
Франс Снейдерс
Как и Антон ван Дейк, о котором мы поговорим позже, Франс Снейдерс начал обучение у Хендрика ван Балена. Кроме этого, его наставником был также Питер Брейгель Младший.
Рассматривая работы этого мастера, мы знакомимся еще с одной гранью творчества, которыми так богата фламандская живопись. Картины Снейдерса совершенно не похожи на полотна его современников. У Франса получилось найти свою нишу и развиться в ней до высот непревзойденного мастера.
Он стал лучшим в изображении натюрмортов и животных. Как художника-анималиста его часто приглашали другие живописцы, в частности Рубенс, для создания определенных частей своих шедевров.
В творчестве Снайдерса наблюдается постепенный переход от натюрмортов в ранние годы к сценам охоты в более поздние периоды. При всей нелюбви к портретам и изображению людей они все же у него присутствуют на полотнах. Как же он выходил из положения?
Все просто, Франс приглашал для создания образов охотников Янсенса, Йорданса и других знакомых по гильдии мастеров.
Таким образом, мы видим, что живопись 17 века во Фландрии отражает неоднородный этап перехода от предыдущих техник и взглядов. Он происходил не так гладко, как в Италии, но дал миру совершенно необычные творения фламандских мастеров.
Якоб Йорданс
Фламандская живопись 17 века характеризуется большей свободой по сравнению с предшествующим периодом. Здесь вы можете увидеть не только живые сцены из жизни, но и зачатки юмора. В частности, Якоб Йорданс нередко позволял себе внести частичку бурлеска в свои полотна.
В своем творчестве он не достиг значительных высот как портретист, но тем не менее, стал едва ли не лучшим в передаче характера на картине. Так, одна из основных его серий - «Празднества бобового короля» - построена на иллюстрировании фольклора, народных присказок, прибауток и поговорок. На этих полотнах изображена многолюдная, веселая, бурлящая жизнь голландского общества XVII века.
Говоря про голландское искусство живописи этого периода, мы часто будем упоминать имя Питера Пауля Рубенса. Именно его влияние отразилось на работах большинства фламандских художников.
Йорданс также не избежал этой участи. Он некоторое время поработал в мастерских Рубенса, создавая эскизы для полотен. Однако лучше у Якоба получалось творить в технике тенебризм и кьяроскуро.
Если присмотреться к шедеврам Йорданса, сравнить их с произведениями Питера Пауля, мы увидим явное влияние последнего. Но полотна Якоба отличаются более теплыми цветами, свободой и мягкостью.
Питер Рубенс
Обсуждая шедевры фламандской живописи, нельзя не упомянуть Рубенса. Питер Пауль еще при своей жизни был признанным мастером. Его считают виртуозом религиозных и мифических тем, но не меньший талант художник проявлял в технике пейзажа и портрета.
Он вырос в семье, которая попала в опалу из-за проделок отца в молодости. Вскоре после смерти родителя их репутация восстанавливается, и Рубенс с матерью возвращаются в Антверпен.
Здесь молодой человек быстро приобретает необходимые связи, его делают пажом графини де Лялен. Дополнительно Питер Пауль знакомится с Тобиасом, Верхахтом, ван Ноортом. Но особое влияние на него как наставник оказал Отто ван Веен. Именно этот художник сыграл решающую роль в формировании стиля будущего мастера.
Отто увлекался античными авторами, мифологией, иллюстрировал произведения Горация, а также был знатоком и ценителем итальянского Возрождения. Эти черты своей личности ван Веер и передал молодому художнику.
После четырех лет стажировки у Отто Рубенса принимают в цеховое объединение художников, граверов и скульпторов под названием «гильдия святого Луки». Окончанием обучения, по давней традиции голландских мастеров, стало путешествие в Италию. Там Питер Пауль занимался изучением и копированием лучших шедевров этой эпохи.
Не удивительно, что картины фламандских художников своими чертами напоминают технику некоторых итальянских мастеров Ренессанса.
В Италии Рубенс жил и работал при известном меценате и коллекционере Винченцо Гонзага. Этот период его творчества исследователи называют мантуанским, потому что в этом городке находилось имение покровителя Питера Пауля.
Но провинциальное место и стремление Гонзага использовать его не понравились Рубенсу. В письме он пишет, что с таким же успехом Виченцо мог воспользоваться услугами портретистов-ремесленников. Через два года молодой человек находит покровителей и заказы в Риме.
Главным достижением римского периода стала роспись Санта-Мария-ин-Валичелла и алтаря монастыря в Фермо.
После смерти матери Рубенс возвращается в Антверпен, где быстро становится самым высокооплачиваемым мастером. Жалование, получаемое им при брюссельском дворе, позволило жить на широкую ногу, иметь большую мастерскую, множество подмастерий.
Кроме этого, Питер Пауль сохранил отношения с орденом иезуитов, у которых воспитывался в детстве. От них он получает заказы на внутреннее убранство антверпенской церкви святого Карла Борромея. Здесь ему помогает лучший ученик – Антон ван Дейк, о котором мы поговорим далее.
Вторую половину жизни Рубенс провел в дипломатических миссиях. Незадолго до смерти он купил себе поместье, где осел, занялся пейзажами и изображением жизни крестьян.
В творчестве этого великого мастера особенно прослеживается влияние Тициана и Брейгеля. Самыми знаменитыми произведениями являются полотна «Самсон и Далила», «Охота на гиппопотама», «Похищение дочерей Левкиппа».
Рубенс оказал настолько сильное влияние на западноевропейскую живопись, что в 1843 году на Зеленой площади в Антверпене ему был поставлен памятник.
Антон ван Дейк
Придворный портретист, мастер мифических и религиозных сюжетов в живописи, художник стиля барокко - все это характеристики Антона ван Дейка, лучшего ученика Питера Пауля Рубенса.
Техники живописи этого мастера сформировались во время обучения у Хендрика ван Балена, которому его отдали в подмастерья. Именно годы, проведенные в мастерской этого живописца, позволили Антону быстро обрести местную славу.
В четырнадцать лет он пишет первый шедевр, в пятнадцать открывает свою первую мастерскую. Так в юном возрасте ван Дейк становится антверпенской знаменитостью.
В семнадцать лет Антона принимают в гильдию святого Луки, где он становится подмастерьем у Рубенса. За два года (с 1918 по 1920) ван Дейк пишет на тринадцати досках портреты Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Сегодня эти работы хранятся во многих мировых музеях.
Искусство живописи Антона ван Дейка было больше ориентировано на религиозную тематику. Он пишет в мастерской Рубенса свои знаменитые полотна «Коронование венцом» и «Поцелуй Иуды».
С 1621 года начинается период путешествий. Сначала молодой художник работает в Лондоне, при короле Якове, после едет в Италию. В 1632 году Антон возвращается в Лондон, где Карл I его посвящает в рыцари и дает должность придворного художника. Здесь он и работал до своей смерти.
Его полотна экспонируются в музеях Мюнхена, Вены, Лувра, Вашингтона, Нью-Йорка и многих других залах мира.
Таким образом, сегодня мы с вами, дорогие читатели, узнали о фламандской живописи. Вы получили представление об истории ее становления и технике создания полотен. Кроме этого, мы познакомились вкратце с величайшими нидерландскими мастерами этого периода.
fb.ru
Фламандская живопись
История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве — это особенно очевидно в отношении искусства республики Нидерланды (Голландии), завоевавшей независимость от Испании в 1579г. Расцвет живописи (подразумеваются картины маслом написанные на холсте), связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии семнадцатого века, а это был золотой век голландского искусства, — поистине необычайно.
Культура Голландии семнадцатого века проникнута духом социального и духовного обновления, и в поле зрения художников — картины маслом на холсте отражающие реальную жизненную обстановку, природу, натюрморты и портреты. Система жанров в живописи того времени отличалась поразительной разветвленностью и разнообразием. Она включала натюрморты маслом на холсте, изображающие в абсолютно разных комбинациях различные предметы. Портреты маслом на холсте, как строгие и степенные, так и с долей юмора и даже вульгарности. И конечно же голландские пейзажи маслом на холсте известны наверное всем, и не нуждаются в дополнительном описании.Во фламандской живописи преобладали портретисты, художники пишущие архитектурные ансамбли и натюрморты. Кабинетная живопись — специфический фламандский жанр, представители которого писали картины не выходя из дома. Обычно у таких художников имелся свой покровитель, обеспечивающий художника заказами и безбедным существованием. В основном художники этого жанра писали портреты маслом на хосте на заказ, либо натюрморты маслом на холсте, или же в гораздо более редких случаях пейзажи на библейские темы. Живопись архитектурных ансамблей, как самостоятельное направление сформировалось в середине 17-го века. Одни художники изображали городские улицы и площади, другие писали внутренние виды церквей и дворцов. Семнадцатый век также стал великим веком натюрморта в Голландии — поражает богатством этой жанровой тематики.
Голландским живописцам было свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Свет в их картинах играет главенствующую роль. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669). В период его творчества голландская живопись 17-го века достигла пика своего величия.
Блестящий период голландской живописи продолжался недолго — лишь один век. С началом восемнадцатого века начинается её упадок, поскольку в голландском обществе с установлением французских вкусов и воззрений всё более и более слабеет национальное самосознание.
Фламандская живопись к началу 17-го века, в эпоху её отделения от Голландской, представляла собой в основном подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие — барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением.
Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Якоб Йорданс (1593-1678). Антонис Ван Дейк выработал свой особый, аристократический по духу стиль портретной живописи, имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов, рисующих портреты маслом на холсте. Якоб Йорданс (1593-1678) в свою очередь отличался верностью рисунку и тщательностью исполнения картин.
Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Он стал первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта маслом на холсте.
art.mirtesen.ru
Фламандская школа живописи
12.07.2015Фламандская школа живописи – это направление в европейской живописи первой половины 17 века, с центром в Антверпене. Основателем школы считается Питер Пауль Рубенс, а наиболее видные представители: Ван Дейка, Йорданса и Снейдерс. Для картин фламандской школы характерен реализм, монументализм, динамизм, пластичность и некоторая декоративность – все то, что характерно для работ Рубенса. Кроме того, в большинстве случаев – это огромные полотна с трагическим началом.
Фламандская живопись семнадцатого века считается воплощением стиля барокко. В связи с тем, что в это время страна была разделена на две провинции, живопись северной части (здесь творил Рембрандт), известной как Голландия, существенно отличается от живописи южной (современная Бельгия), которая и называется фламандской школой, на развитие которой повлияла католическая Испания. Подобное разделение Нидерландов особенно тяжело переживал Питер Пауль Рубенс, который совмещал творческую деятельность с дипломатической карьерой, и всячески старался достигнуть воссоединения страны, но его мечтам не суждено было сбыться. Его картины и картины его последователей четко показывают различие между живописью Антверпена и Амстердама.Среди фламандских художников семнадцатого века, кроме Рубенса, наиболее известны Йорданс, ван Дейк, Снейдерс, Вильденс, Ян Брейгель, Адриан Броувер, Лукас ван Уден и Давид Тенирс и некоторые другие. Хотя Йорданс не был учеником Рубенса, но без его примера он немыслим. Йорданс создал приземистый, по-народному грубоватый мир форм и образов, хотя не столь красочно сияющий как у Рубенса, но такой же тематически широкий.
Хотя ван Дейк был на 20 лет моложе Рубенса и на пять - Йорденса, его вклад в портретную живопись фламандского барокко переоценить сложно. Для портретов ван Дейка характерна не столько душевная сила и внутренняя уверенность, сколько утонченная элегантность и некоторая нервозность. В некотором смысле этот голландец создал современный образ человека. К сожалению, Ван Дейк всю жизнь провел в тени Питера Рубенса, и ему постоянно приходилось с ним соревноваться. Рубенс, ван Дейк и Йорданс не ограничивались одним тематическим репертуаром живописи. Так, нельзя сказать, что Рубенс был более склонен к мифологическим или религиозным сюжетам, портрету или пейзажу. Также стоит отметить, что многие выдающиеся картины художников возникли благодаря заказам Церкви.
8-poster.ru
Фламандская живопись. Большая коллекция :: NoNaMe
После того как в начале XVII столетия ожесточенная, продолжительная борьба голландцев за свою политическую и религиозную свободу завершилась распадом их страны на две части, из которых одна, северная, превратилась в протестантскую республику, а другая, южная, осталась католической и во власти испанских королей, нидерландская живопись также разделилась на две ветви, принявшие в своем развитии различное направление. Под названием "Фламандская" историками искусства принято понимать вторую из этих ветвей...Перед Вами первая половина моей личной коллекции полотен фламандских мастеров!----------------------<cut>----------------------
В начале немного истории:Южные нидерландские провинции не добились полной независимости, но вздохнули свободнее по возведении их в 1598 г. в самостоятельную область под управлением дочери Филиппа II, инфанты Изабеллы, и ее мужа, кардинала-инфанта Альбрехта. Это событие имело последствием значительное улучшение всех условий жизни многострадального края. Правительница и ее супруг заботились, насколько было для них возможно, об успокоении страны, о подъеме ее благосостояния, о процветании в ней торговли, промышленности и искусства, покровительствуя которому приобрели неоспоримое право на благодарную память потомства. Они застали в местной живописи господствующим итальянствующее направление. Ее представители по-прежнему увлекались Рафаэлем, Микеланджело и др. выдающимися итал. мастерами, ездили изучать их на их родину, но, подражая им, умели до некоторой степени усваивать себе только внешние приемы их творчества, не будучи в состоянии проникаться его духом. Казалось, не было надежды на поворот ее к лучшему, самобытному и более изящному; мало того, даже те национальные черты, которые еще были ей присущи, грозили изгладиться бесследно. Но вдруг явился гений, вдохнувший в прозябавшее искусство Фландрии новую жизнь и сделавшийся родоначальником блестящей, оригинальной живописной школы, процветавшей целое столетие. Этот гений был П. П. Рубенс (1577-1640). И он, подобно большинству своих земляков, посетил Италию и изучал ее великих художников, но заимствованное от них соединил с непосредственно воспринятым им самим в природе, в которой более всего прельщали его формы мощные, пышущие здоровьем, проявления полноты жизни, богатство красок, веселая игра солнечных лучей, и таким образом создал для себя оригинальный стиль, отличающийся свободой композиции, широкой техникой и блестящим колоритом, проникнутый жизнерадостностью и вместе с тем вполне национальный. В этом стиле Рубенс, наделенный неистощимой фантазией, одинаково успешно писал как религиозные, мифологические и аллегорические картины, так и портреты, жанры и ландшафты. Вскоре обновитель Ф. живописи сделался знаменитостью в своем отечестве, и его известность распространилась в других странах; вокруг него в Антверпене собралась толпа учеников, из которых самым выдающимся был А. Ван Дейк (1599-1631), вначале почти рабски подражавший ему, но потом выработавший себе особенную, более сдержанную манеру: вместо излюбленных Рубенсом дюжих форм натуры, сильного выражения страсти и чрезмерной роскоши красок он стал искать формы более привлекательные, передавать более спокойные положения, выражать более глубокие душевные ощущения и держаться в колорите более нежных, спокойных тонов; талант его выказывался всего ярче в портретах. Прочие ученики Рубенса, такие как Эразм Квеллин (1607-78), Теодор Ван Тюльден (1606-1676?) и др., более или менее успешно шли по стопам своего наставника, подражая его смелости в композиции, его свободному рисунку, широкому приему сочной кисти, горячему колориту, страсти к пышной декоративности. Многие из них являлись его сотрудниками, при помощи которых он мог исполнить огромную массу произведений, рассеянных теперь в музеях почти всего мира. Влияние Рубенса в сильной степени отразилось в искусстве не только его учеников, но и большинства современных художников и притом во всех родах живописи. Между последователями великого мастера самое видное место занимает Якоб Иорданс (1593-1678), отличавшийся в особенности верностью рисунка и добросовестностью исполнения; типы его фигур еще коренастее и мясистее )), чем у Рубенса; он менее его изобретателен в композиции, более тяжел в колорите, хотя и замечателен по выдержанности освещения. Картины Иорданса на религиозные и мифологические темы не столь удачны, как его жанровые картины с фигурами в натуральную величину, нередко в высшей степени интересные по реалистическому выражению довольства жизнью и добродушного юмора. Затем следует упомянуть об исторических живописцах и портретистах Гаспаре Де Крайере (1582-1669), Абрагаме Янсенсе (1572-1632), Герарде Сегерсе (1591-1651), об изобразителях животных и неодушевленной природы Франсе Снейдерсе (1579-1657) и Паувеле Де Восе (около 1590-1678) и жанристах Давидах Тенирсах, отце (1582-1649) и сыне (1610-90). Вообще Рубенс дал сильный толчок фламандской живописи, возбудил уважение к ней в местном обществе и в чужих краях и вызвал соревнование между ее представителями, которые, перестав подделываться под итальянцев, открыли вокруг себя, в своих народных типах и в своей родной природе, благодарный материал для художественного творчества...Высокому подъему живописи в немалой степени способствовало благосостояние страны, последствие разумного управления ею и развившихся в ней промышленности и торговли. Главным художественным центром был Антверпен, но и в других городах нынешней Бельгии, в Мехельне, Генте, Брюгге, Люттихе, существовали многолюдные корпорации дружных между собой живописцев, удовлетворявших обширному запросу на церковные иконы, на картины для дворцов вельмож и домов богатых людей, на портреты общественных деятелей и богатых граждан. Все отрасли живописи культивировались усердно и разнообразно, но всегда в национальном духе, с постоянным стремлением к здравому реализму и колоритной эффектности. О важнейших исторических и портретных живописцах, примыкающих к Рубенсу, было только что упомянуто; их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, каковы Ян Коссер (1600-71), Симон Де Вос (1603-76), Якоб Ван Оост (1600-71) и др. Жанристов можно разделить на две категории: одни посвящали свою кисть воспроизведению простонародных типов и быта, другие почерпали сюжеты из жизни привилегированного общества. И те, и другие писали картины вообще небольшой величины; походя в этом отношении, равно как в отношении тонкости исполнения, на жанристов Голландии. К первой категории, сверх семейства Тенирсов, из членов которого всемирно знаменит Давид Тенирс Младший, принадлежат Адриан Браувер (ок. 1606-38), его друг Иост Ван Крёйсбеек (ок. 1606 — ок. 55), Гиллис Ван Тильборх (1625? — 78?), Давид Рейкарт (1612-61) и мн. др. Из художников второй категории, или, как их называют, "салонных жанристов", в особенности замечательны Иеронимус Янссенс (1624-93), Гонзалес Коквес (1618-84), Карель-Эммануэль Бизет (1633-82) и Николас Ван Эйк (1617-79)*( прим* — данные представители "второй волны" в эту часть коллекции не включены...)По части батальной живописи школа произвела прекрасных художников в частности знаменитого историографа походов Людовика XIV Адама-Франса Ван дер Мейлена (1632-93)....Еще в XVI в., до разделения нидерландской живописи на две ветви, фламандцы П. Бриль, Р. Саверей и др. совместно с некоторыми из голландских художников возделывали пейзаж как самостоятельную отрасль искусства, но полного, блестящего развития он достиг только в следующем веке. Влиятельными его двигателями к совершенству явились все тот же Рубенс. За ними последовала вереница пейзажистов, сообразно со своими наклонностями державшихся направления того или другого из этих мастеров. К примеру Ян Сиберехтс (1627-1703?) и др. выказывали в большей или меньшей степени свое стремление к широкой, декоративной манере Рубенса, тогда как Давид Винкбонс (1578-1629), Абрагам Говартс (1589-1620) и пр. предпочитали воспроизводить природу с Брюгелевской точностью и тщательностью. Маринистами школа не столь богата, как голландская; однако и в ней можно указать на несколько талантливых, каковы, например, Андреан Этвельт (1590-1652) и Бонавентура Петерс (1614-52). И наконец, целая фаланга блестящих колористов изощрялась в воспроизведении предметов неодушевленной природы — битой дичи, рыбы, всякой живности, овощей, цветов и плодов. Здесь Ян Фейт (1609-61) и многие другие соперничали с знаменитым Снейдерсом в писании больших холстов с изображением охотничьих трофеев и кухонных припасов — картин, которыми было тогда в моде украшать богатые столовые...Цветущее состояние Испанских Нидерландов было непродолжительно. После счастливой эпохи XVII стол. они пережили вместе со своей метрополией все перипетии ее быстрого упадка, так что, когда в 1714 г. Растадтский мир укрепил их за Австрией, они представляли собой провинцию, истощенную предшествовавшими войнами, с убитой торговлей, с обедневшими городами, с заснувшим национальным самосознанием в населении. Печальное положение страны не могло не отразиться в ее искусстве. Живописцы XVIII в. все более и более удалялись от направления своих славных предшественников, вдаваясь в жеманство и вычурность в расчете производить впечатление не внутренним достоинством произведений, а единственно развитой техникою. Исторические живописцы Гендрик Говартс (1669-1720) и др. сочиняли холодные религиозные и напыщенные аллегорические и мифологические картины и лишь изредка, производя портреты, до некоторой степени припоминали предания прежней школы. Только один Петер Верхаген (1728-1811) выказал себя историческим живописцем, наделенным искренностью чувства, горячим поклонником Рубенса, приближавшимся к нему в широком приеме исполнения и в блеске колорита. Застой наступил и в других отраслях живописи...С переходом страны во власть французов в 1792 г. в исторической живописи водворился псевдоклассицизм Л. Давида. Наиболее видными последователями Давидовского направления был Франс Навез (1787-1869). Последнему, однако, должно быть поставлено в заслугу, что он, будучи директором брюссельской Академии, не навязывал ученикам своих взглядов, а предоставлял руководствоваться их собственным вкусом и таким образом способствовал развитию многих выдающихся художников совсем иного направления. Так продолжалось и после того, как Бельгия в 1815 г. была соединена в одно государство с Голландией, — до тех пор, пока революция 1830 г. не превратила ее в особое королевство. Это событие, возбудившее патриотизм бельгийцев, имело последствием обращение их живописи к преданиям цветущей поры Фламадской школы. По вновь открытому новому пути двинулся целый легион молодых художников, воодушевлявшихся сюжетами отечественной истории и пытавшихся воспроизводить их в стиле Рубенса, но по большей части впадавших при этом в преувеличенный драматизм, сентиментальность и утрированную эффектность красок. Этот порыв к национальному, вначале необузданный, лет через десять вошел в более разумные границы; в сущности, он был отголоском романтизма, распространившегося тогда во Франции. И в дальнейшем движении своем бельгийская живопись шла параллельно и в тесной связи с французской; вместе с последней она пережила периоды романтизма и натурализма и до сего времени отражает в себе господствующие в ней течения, сохраняя, тем не менее, до некоторой степени свой оригинальный отпечаток. Из исторических живописцев, наиболее замечателен Никез Де Кейзер (род. в 1813 г.)...Среди новейших бельгийских художников пользуются заслуженной известностью: Ян Лейс (1815-1869), Флоринт Виллемс (род. в 1823 г.), Константен Менье (род. в 1831 г.), Альфред Стевенс (род. 1828), Эжен Вербукговен (1799-1881) и некоторые др....
Скриншоты:
Теперь немного конкретнее о самой данной коллекции:
Оригинальное название: Фламандская живопись. Большая коллекцияЖанр: Арт Формат: JPEGРазмеры изображений: от ~ 500 Х 700 до ~ 7500 Х 4700 и болееРазрешение: от 72 до 300 пикс/дюйм Глубина цвета: 24 битИзображений: 25493Качество: высокоеРазмер: 6,56 Gb
Примечания: 1. Все полотна, как и в других моих коллекциях, разбиты по папкам в соответствии с автором. Папки авторизованы полностью(ФИО, год рождения-смерти) и размещены в алфавитном порядке. В подавляющем своём большинстве(около 90-95%) все картины в них находятся под своими оригинальными названиями2. Авторские папки, по необходимости, имеют следующую структуру подпапок:а) живописьб) графикас) более полная информация о некоторых работах (на немецком языке)д) где была возможность в отдельной папке монограмма(или сигнатуры) использовавшаяся художником3. Так же в большинстве основных авторских папок вложен текстовый файл с информацией о самом мастере. Где то этот файл достаточно обширен ИМХО, а где то составляет пару строк — в зависимости от того, что я сам знаю о художнике и от степени наличия/доступности информации о нём. Эти файлы представлены на русском, английском или французском языке4. В отдельной папке несколько полотен неизвестных мастеров представителей фламандской школы5. В коллекцию так же вошло около десяти современных(конец ХIХ — середина ХХ) бельгийских художников..
Как я уже упоминал "в шапке" темы здесь где то приблизительно половина, а точнее наверное даже треть, всей коллекции фламандцев которая собрана у меня на компьютере — целиком собрание ну о-о-очень велико!))) В общем здесь та его часть которую к данному моменту мне хватило сил, терпения, а главное времени(!) более-менее нормально отсортировать. В итоге сюда вошло около 25 тысяч полотен от ~300 авторов. Над остальным имеющимся в наличии работа продолжается, и в дальнейшем, даст Бог(!), всё будет так же выложено на всеобщее обозрение! А пока:
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыСкачать "Фламандская живопись. Большая коллекция":
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыКроме того на СТРАНИЦАХ моего БЛОГА Вы сможете найти ещё целый ряд материалов посвящённых искусству, среди которых, в частности:
Большие коллекции полотен:Русская живописьЖивопись и графика КитаяЖивопись ФранцииЯпонская гравюра: Часть I и Часть IIКартины из архива музея Эрмитаж: Часть I, Часть II и Часть IIIЛондонская Национальная Галерея. Собрание полотен Классическое собрание Frans Hals MuseumСобрание картин импрессионистова так же:Коллекция рисунков в стиле Pin-upКоллекция вееров Tassenmuseum HendrikjeКоллекция русского и советского плакатаСтаринные географические и астрономические карты и атласы. КоллекцияБольшая коллекция "Банкноты мира"Ордена мира. КоллекцияМеднолитая пластика из частных собраний. XVIII-XX век
и журналы:Художественная галерея(№№200 из 200)Полный курс рисунка и живописи(№№80 из 80)Искусство рисования. Практический курс(№№120 из 120)
И многое другое....Так же, Уважаемый Посетитель, приглашаю Вас, заглянуть в ещё один мой БЛОГ, где Вы сможете найти различные подшивки всевозможных журналов, поборки книг и другой, надеюсь тоже интересный, материал...
txapela.ru
Пасхальные картины фламандцев в Москве
Ян Брейгель Младший. «Мадонна с Младенцем в цветочном картуше». Фото: «Галерея Михайлов»
В честь главного христианского праздника московский салон «Галерея Михайлов», расположенный на Кутузовском проспекте, подготовил для своих посетителей роскошные подарки — уникальную экспозицию шедевров фламандской живописи XVII века из частных собраний и пасхальную коллекцию ювелирных изделий Владимира Михайлова.
Среди представленных на выставке художников — Ян Брейгель Младший и мастера его круга Андрис Даниельс, Эразм Квеллин, Ян Филипс ван Тилен, а также Корнелис ван Клеве и Каспар Мембергер Старший.
Ян Брейгель Младший — представитель одной из самых прославленных художественных династий, мастер барочной живописи. Его натюрморты, пейзажи и многочисленные сюжетные композиции поражают обилием кропотливо прописанных деталей. Декоративная выразительность и высокое качество работ значительно затрудняют атрибуцию полотен художника, стилистически схожих с произведениями его отца — Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).
Экспозиция, представленная в «Галерее Михайлов», в основном включает в себя полотна на религиозную тематику. Несколько из выставленных образов мадонн дополнены пышным живописным обрамлением в виде цветочных гирлянд, имитирующих бутоны роз, соцветия ирисов и нежные лилии, которыми в дни религиозных празднеств украшались культовые изображения. Намекая на преходящую красоту материального мира, цветы также имели глубокое символическое значение, связанное с добродетелями Девы Марии.
Выставка сокровищ фламандских мастеров из частных коллекций будет доступна для посещения в салоне «Галерея Михайлов» на Кутузовском проспекте, 2/1, только до конца апреля.
Партнерский материал
www.theartnewspaper.ru
МАСТЕРА ФЛАМАНДСКОГО НАТЮРМОРТА: КЛАРА ПЕТЕРС
Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских художников в конце XVI века, а уже следующее столетие по праву назвали “золотым веком натюрморта”. Живописные полотна старых мастеров, работавших в этом жанре, принадлежат к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. Среди них достойное место занимает и творчество фламандской художницы Клары Петерс (Clara Peeters). Ее работы отличает высокая степень реалистичности изображения, элегантность композиции и особая тщательность в передаче разнообразных текстур.
Несмотря на то, что Клара Петерс была достаточно влиятельной фигурой своего времени, о ее жизни известно на удивление мало. Родилась она в Антверпене в 1594 году (крещена 15 мая 1594 года), замуж вышла в 1639 году, умерла после 1657 года. Жила также в Амстердаме и Гааге.
автопортрет Клары Петерс
Ранние картины Петерс датированы 1607 годом. Художнице на ту пору было около 14 лет. Некоторые исследователи сомневаются, что в столь раннем возрасте возможно создать такие качественные работы и, возможно, Клара Петерс была на 10 лет старше. Анализ ее ранних работ показывает, что художница прошла хорошую школу в технике масляной живописи. Среди ее учителей называют Осиаса Бирта, известного мастера натюрморта из Антверпена, сыгравшего не последнюю роль в становлении цветочного натюрморта и натюрморта – “завтрака”.Надо сказать, что единственный жанр, где могли проявить себя женщины-художницы того времени, был натюрморт. На протяжении длительного времени (вплоть до XX века) женщинам запрещали изучать анатомию и изображать обнаженную натуру. Им оставалось единственное – запечатлевать пищу, цветы и посуду. И Клара Петерс в своем жанре достигла значительных высот. Излюбленными темами для нее стали “завтраки” и “сервированные столы”.
Натюрморт с серебряной чашей
Фламандский натюрморт как жанр отличает ярко выраженная декоративность, и работы Петерс традиционно насыщены роскошными цветами и не менее роскошной посудой. Золотые чаши и кубки, серебряные блюда и столовые приборы выписаны с особой тщательностью и мастерством. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Более того, многие из ее картин выполнены в большом формате, а стоимость таких “форматных” работ была выше обычных . Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. На некоторых полотнах респектабельная художница “пробивала” свое имя на серебряном свадебном ноже, богато украшенным фигурами, представляющих собой добродетели веры и умеренности. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе.
Натюрморты XVII века содержали глубокий аллегорический смысл, часто непонятный современному зрителю. Даже для профессионалов-искусствоведов он не всегда очевиден. Примером может послужить одна из ранних работ Клары Петерс “Натюрморт с бокалом венецианского стекла, кубком и горящей свечой”. Центр картины – оловянное блюдо со сладостями и бокалом красного вина. Справа расположен подсвечник с горящей свечой.
Горящая свеча, муха и золотое кольцо часто интерпретировались как символы быстротечности времени и бренности жизни. Свеча символизировала течение времени, муха – смерть, кольцо – бесполезность богатств после смерти. В этом контексте бокал красного вина и сахарный крест – символы Христа, который пролил свою кровь на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Наконец, веточку розмарина можно рассматривать как символ вечности.Другие же искусствоведы связывают этот натюрморт не с мрачным виденьем жизни, а, наоборот, с одним из самых радостных событий в жизни человека — со свадьбой. Золотые кольца с камнем в виде стилизованной клубники в XVII веке часто использовались в качестве подарка невесте, поскольку клубника олицетворяла плодородие и брак. Розмарин символизировал семейную верность. Сладости на блюде – типичное угощение на свадьбах, одно из них в виде сердца. Зажженная свеча олицетворяла присутствие Святого духа, освящающего таинство брака и, наконец, два бокала символизировали мужа и жену. Выпечка в виде буквы Р – своеобразная подпись художницы (первая буква фамилии Peeters). Помимо своего имени Клара Петерс оставила на картине и свое изображение. При внимательном рассмотрении отражение художницы можно увидеть на основании подсвечника.Свои миниатюрные автопортреты Клара Петерс оставила также на “Натюрморте с цветами и кубками” (отражения на выпуклых сферах позолоченного кубка), “Натюрморте с орехами, сладостями и цветами” (отражение на металлическом кувшине), “Натюрморте с сырами и миндалем” (отражение в крышке глиняного кувшина) и других произведениях.
Поздние работы художницы характеризуются монохромной палитрой, низким углом просмотра и ограниченным числом предметов.Последние картины Клары Петерс датированы 1657 годом и поэтому дату ее смерти условно привязывают к этому году. На сегодняшний день известна 31 картина, принадлежащая кисти Клары Петерс и 76 числятся за ней предположительно. Женщина-художница была необычна для своего времени и с этой точки зрения можно сказать, что Клара Петерс была самой известной женщиной XVII столетия. Ее вклад в формирование банкетного натюрморта и натюрморта-завтрака несомненен и неоспорим. Сейчас ее картины находятся в крупнейших музеях мира и ценятся очень дорого. Так “Натюрморт с сырами и миндалем” был продан за рекордные 1.5 млн. евро. Предлагаем вашему вниманию еще несколько работ талантливой художницы XVII века.
.
.
.
.
Похожие статьи
www.art-eda.info
Фламадская живопись
Если центр художественного производства 15 и 16 веков находился, пожалуй, более во Фландии, на юге Нидерландов, где работали Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден, Бернарт ван Орлей, Йос ван Клеве и Ганс Боль, откуда происходили и Конинкслоо, Херри мет де Блес и семьи художников Брейгель, Винкбонс, Валькенборх и Момпер, то в 17 веке между северными и южными провинциями не только установилось равновесие, но и, что касается множества центров, склонилось в пользу Голландии. Однако, на рубеже 16 и 17 веков наиболее итересные результаты развития живописи мы наблюдаем у фламандцев.
В искусстве, несмотря на бурные изменения в структуре и жизни Нидерландов второй половины 16 века, особых резких скачков не происходило. А в Нидерландах прошла смена власти, последовало подавление Реформации, вызвавшее сопротивление населения. Началось восстание, результатом которого стал отход от Испании в 1579 году объединенных в Утретский Союз северных провинций. Больше об этом времени мы узнаем из судеб художников, многие из которых были вынуждены покинуть родину. В 17 веке живопись становится более связанной с политическими событиями.
Фламандцы внесли решающий вклад в развитие пейзажа как самостоятельного жанра живописи. После первых начинаний в религиозных картинах 15 века, где пейзаж служит лишь задним планом, особенно много сделал для развития этого жанра Патернир, почитаемый Дюрером. Во времена маньеризма пейзаж вновь вызвал интерес и нашел окончательное признание, укрепившееся лишь в эпоху барокко. По меньшей мере с середины 16 века нидерландские пейзажи стали важным предметом экспорта.
С 1528 года в Риме жил Пауль Бриль, который десятилетиями слыл специалистом в этой области. Под впечатлением пейзажей Аннибале Карраччи, вслед за Эльсгеймером он преодолел маньеристическую дробность в построении картин и, пользуясь малым форматом, приблизился к идеалу классического пейзажа. Он писал наполненные поэзией идеальные виды римской Компаньи с античными руинами и идиллистическим стаффажем.
Руланд Саверей был учеником своего брата Якоба, но решающее влияние на него произвели, вероятно, школа Брейгеля и Гиллис ван Конникслоо. Его пейзажам часто свойствена дико-романтическая нота, живописно вписанные заросшие руины являются символом бренности, его изображения животных имеют нечто фантастическое. Северей пронес маньеристические тенденции глубоко в 17 век.
Фламандская живопись 17 века
Фламандскую живопись 17 века можно понимать как воплощение понятия барокко. Примером тому служат картины Рубенса. Он является одновременно великим вдохновителем и воплотителем, без него были бы немыслимы Йорданс и ван Дейк, Снейдерс и Вильденс, не было бы того, что мы сегодня понимаем под фламандской живописью барокко.
Развитие нидерландской живописи разделилось на две линии, которые со временем должны были приобрести характер национальных школ соответственно политическому делению страны, которое поначалу казалось лишь временно существующим. Северные провинции, называемые просто Голландией, развивались быстро, имели процветающую торговлю и важную индустрию. Около 1600 г. Голландия была богатейшим государством Европы. Южные провинции, современная Бельгия, были под властью Испании и оставались католическими. В области хозяйства наблюдался застой, а культура была придворно-аристакратической. Искусство же здесь переживало грандиозный расцвет; много гениальных дарований во главе с Рубенсом создавали фламандскую живопись барокко, достижения которой были равны вкладу голландцев, чьим выдающимся генем является Рембрандт.
Деление своей страны особенно переживал Рубенс, как дипломат он пытался достигнуть воссоединения страны, но вскоре должен был оставить надежды в этой области. Его картины и вся школа ясно показывают, как велико было уже тогда различие между Антверпеном и Амстердамом.
Среди фламандских художников 17 века, наряду с Рубенсом, наибольшей известностью пользовались Йорданс и ван Дейк, существенный вклад в живопись Фландрии внесли также Снейдерс и Вильденс, Ян Брейгель и Лукас ван Уден, Адриан Броувер и Давид Тенирс Младший и другие. Йорданс сохранил относительно независимое положение, но без примера Рубенса он немыслим, хотя он и не был его учеником. Йорданс создал мир форм и образов, по-народному грубоватый, более приземленный, нежели у Рубенса, не столь красочно сияющий, но все же не менее широкий тематический.
Ван Дейк, который был 20 годами моложе Рубенса и пятью годами Йорденса, привнес новое, особенно в портретную живопись, в развитый Рубенсом стиль фламандского барокко. В характеристике портретируемых ему присуще не столько сила и внутренняя увереность, сколько некоторая нервозность и утонченная элегантность. В определенном смысле, он создал современный образ человека. Ван Дейк всю свою жизнь провел в тени Рубенса. Ему приходилось постоянно вступать в соревнования с Рубенсом.
Рубенс, Йорданс и ван Дейк владели полным тематическим репертуаром живописи. Невозможно сказать, был ли Рубенс более склонен к религиозным или мифологическим заданиям, к пейзажу или портрету, к станковой картине или к монументальным декорациям Кроме своего художественного мастерства, Рубенс обладал основательным гуманистическим образованием. Многие наиболее выдающиеся картины мастера возникли благодаря церковным заказам.
art-on-web.ru