Вопрос. Живопись 5 в. до н. э. Полигнот, Зевксис, Паррасий. Паррасий картины
Вопрос. Живопись 5 в. до н. э. Полигнот, Зевксис, Паррасий — КиберПедия
В V в. до н. э. зарождается понимание сюжетной ситуации в живописи, мастера монументальной живописи стремятся передать не только внешний телесный облик, но и внутреннее духовно-нравственное состояние своих героев. Живописцы овладели реалистическим изображением человека, взаимосвязи групп людей.
Господствующей техникой монументальной живописи V в. до н. э. была фреска (живопись по сырой штукатурке), со второй половины века вошли в употребление клеевые, а также восковые краски (так называемая энкаустика).
Энкаустика - техника писания картин горячими, растопленными до жидкого состояния восковыми красками. При энкаустическом способе живописи высохшие и затвердевшие краски достигают большой красочной интенсивности и сохраняются в течение столетий. Крупнейшие греческие живописцы — Аполлодор, Павсий, Паррасий — создавали монументальные энкаустические стенные картины. Одним из больших преимуществ энкаустики было то, что она давала возможность применять все цвета краски, включая тончайшие нюансы. При энкаустике достигается такая интенсивность, как ни в каком другом роде живописи. Сохранились только энкаустические станковые портреты, написанные на деревянных досках в Египте в эллинистическо-римскую эпоху. Это так называемые фаюмские портреты (найденные в Фаюме), их клали с покойником в саркофаг. Стенная энкаустическая живопись греков, пользовавшаяся таким громадным успехом и в греческом и в римском мире, не дошла до нас. Энкаустика была дороже фрески, но достигала больших красочных эффектов.
Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.
Почти единственный и относительно лучший по качеству подлинник живописи V в. до н. э. - роспись фресковой техникой саркофага «Гробницы ныряльщика». Она посвящена изображению пиршества-симпосия.
| |||
| |||
Вторая половина V в. до н. э. ознаменовалась важным сдвигом в изобразительном искусстве: художники Аполлодор из Афин, Зевкис из Гераклеи (Южная Италия) и Паррасий из Эфеса, стремясь к созданию живых человеческих образов, разработали линейную и воздушную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому (около V века до н. э.), которого Плиний относит к «светочам искусства». Аполлодор считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, включившим в технику живописи смешивание красок и их градаций сообразно свету и тени.Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал модулировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости.
ПОЛИГНОТ
Во второй четверти и в середине V в. до н. э. величайшим мастером живописи почитался Полигнот — мастер больших настенных многофигурных композиций, отличающихся благородной сдержанностью и торжественным величием целого.
Одной из самых знаменитых работ Полигнота была роспись «Лесхи книдян» (зал для собраний и развлечений) в Дельфах, описание которой сохранил нам Павсаний. Сюжеты фресок взяты из "Илиады" и "Одиссеи": разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, - все это было изображено на одной фреске. На другой, посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.).
Большим достижением Полигнота явилось то, что он передавал состояние души не только через общую пластику движения, но и прибегал наряду с жестом к зачаткам передачи мимики. Древние ссылались на то, что он движением бровей придавал лицу живость.
Новым было стремление Полигнота видоизменить формы композиционного построения многофигурных сцен.
Древние авторы упоминают об отдельных предметах природы и обстановки, сюжетно связанных с действиями героев, например о камешках морского берега, но изображенных не на всей картине, а лишь для определения местонахождения героя. «До коня продолжается морской берег, и на нем видны камешки, далее на картине нет моря», — говорит Павсаний, описывая картину Полигнота «Гибель Трои». Видимо, Полигнот и другие живописцы 5 в. до н.э. еще не до конца осознавали все возможности живописи и не ощущали принципиальной разницы между изображением гальки морского берега на рельефе (как в сцене рождения Афродиты на «Троне Людо-визи») и задачей изображения морского побережья на картине. Никаких сведений о решении Полигнотом задач перспективы или светотени у древних авторов нет.
Известно, что Полигнот употреблял только четыре краски (белую, желтую, красную и черную). Согласно описаниям, цвет у Полигнота носил характер раскраски и цветная моделировка фигуры им почти не применялась.
Характерно, что Полигнот, как и мастера вазописи, вводил в фреску надписи с именами участников действия, стремясь тем самым конкретизировать изображения.
|
Зевксис
Зевксис из Геракле́и — древнегреческий живописец, работавший в 420—380 годах до н. э.
Ученик афинского живописца Аполлодора, основатель эфесской школы живописи, произведения которой «отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью».
Произведения художника до наших дней не сохранились: «по утрате Грециею независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим; отсюда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где погибли все до единого при неоднократно случавшихся пожарах» уже во времена Павсания. Поэтому все суждения о творчестве Зевксиса, основываются на свидетельствах древних авторов, например, у Лукиана Самосатского. Согласно им, Зевксис в своей работе опирался на вдумчивое изучение натуры, глубокое знание техники и технологии изобразительного искусства. Большое внимание он уделял разработке идеальных пропорций человеческого тела, колористике, а также построению формы посредством светотени, значительно усовершенствовав эту методику.
По свидетельству современников работы Зевксиса отличались редкостным реализмом; особенно хорошо он передавал он красоту молодого женского тела. Упоминается также, что художник «писал фигуры в размере несколько большем против натуры».
Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость. На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами (шифрами) художника. Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».
Из произведений Зевксиса наибольшей известностью пользуется портрет Елены Троянской, написанный в дар храму Геры в Кротоне (по другим свидетельствам - в Агригенте).
Среди других работ Зевксиса, заслуживших славу, называются:
· «Пенелопа»,
· «Семья кентавров» — по свидетельству древних писателей, в этой картине «грация соединялась с живою характерностью»,
· «Зевс, окруженный сонмом богов» / «Зевс на троне»,
· «Связанный сатир Марсий»,
· «Геркулес-дитя (удушающий змей)»,
· «Эрот, увенчанный розами».
«Семья кентавров» (про эту картину в методичке упоминается)
Древнегреческий писатель Лукиан пишет о картине:
- "Среди других смелых созданий Зевксиса имеется картина, изображающая женщину-гиппокентавра, которая заботливо кормит грудью двух детенышей-близнецов, маленьких гиппокентавров. … Повыше, словно стоящий на страже, изображен гиппокентавр, - без сомнения, муж той, что кормит обоих малюток; он выглядывает, смеясь, скрытый до половины своего лошадиного тела, и в правой руке держит, подняв над собою, молодого львенка, как будто шутя хочет попугать малышей.
- Что касается остальных достоинств этой картины… они во всей полноте обнаруживают силу искусства: безукоризненно правильный рисунок; краски, составленные с полной естественностью и в меру наложенные; надлежащее распределение тени; умелая передача величины; равновесие и соразмерность частей и целого.
Существует анекдот о состязании, происходившем между Парразием и Зевксисом. Якобы для этого состязания Зевксисом была написана кисть винограда с таким совершенством, что к ней слетались птицы, принимая её за настоящую; Парразий же ввёл в заблуждение даже своего соперника превосходно написанной занавеской, которая показалась тому действительной.
Легенда посвященная, пожалуй, самой известной картине Зевксиса – «Елена Троянская», в которой художник, как пишут «лучше всего передал красоту молодого, здорового женского тела». «Елена Троянская» была написана для жителей Кротона, которые с большими издержками пригласили к себе великого мастера специально для исполнения этой картины. Кротонцы приняли Зевксиса со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, чтобы он из них выбрал лучшую для позирования. Из их числа художник отобрал пять натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».О том, как Зевксис "рисовал красивейшую женщину Греции Елену", нам поведал Плиний. К сюжету этой истории неоднократно обращались художники, начиная со Средневековья:
Миниатюра из средневекового манускрипта Доменико Беккафуми фреска
"Зевксис рисует портрет Елены для
храма Геры в Кротоне"
Около 1524-1525 гг.,
палаццо Бинди Сегарди,Италия
Паррасий
Паррасий (первая пол. V века до н. э.) - древнегреческий живописец; основатель ионической малоазийской школы живописцев (подробнее о школе ниже).
Паррасий был родом из Эфеса, сын и ученик Евдема, современник и соперник Зевксида.
Как гласит предание, он установил канон пропорций человеческого тела; произведения его отличались тонкостью выражения лиц и правильностью контуров. Он писал преимущественно мужские фигуры, главным образом богов и героев, которых иногда соединял в довольно сложные группы. Ему приписываются также сцены аллегорического и жанрового содержания, порой весьма фривольного характера.
Насколько Паррасий был силён в передаче экспрессии (выразительности), свидетельствует дошедшее до нас предание о написанной им картине «Афинский демос», в которой, будто бы, были выражены все характерные черты афинян. Описывая картину Паррасия «Афинский демос» – персонификацию жителей Афин, Плиний Старший писал, что художник представил их на ней «переменчивыми, холеричными, несправедливыми, непостоянными, но также благодушными, и сострадательными, жалостливыми, хвастливыми, возвышенными и смиренными, свирепыми и робкими – и все это в одно и то же время»
Паррасий, по словам Плиния, первый стал передавать сложную мимику лица, раскрывать разнообразные душевные состояния героев. Паррасий выбирал для своих картин сюжеты драматические, такие, где можно было показать сильные эмоции, например «Прикованный Прометей, терзаемый орлом, и Геракл».
Он был надменен и горд, носил пурпурный плащ, венец и украшенную золотом палку. В состязании с Тиманфом Самосским он потерпел поражение; победу одержала картина Тиманфа, изображавшая Аякса в борьбе с Одиссеем за оружие Ахилла. По этому поводу Паррасий сказал: «Жаль, что Ахилла опять победил один из недостойных».
Известно также его состязание с Зевксидом, нарисованный виноград которого привлекал птиц; Паррасий же ввел в заблуждение самого Зевксида, изобразив занавес, покрывавший виноград. Древние знали множество его драгоценных работ; в эпоху императоров многие работы Паррасия находились в Риме и служили образцами художникам, старавшимся подражать ему.
Дорическая и ионическая школы:
Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было связано с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен; в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения.
Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась прежде всего в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.
В методичке еще упоминается Тиманф.
Тиманф - знаменитый живописец — младший современник Зевксиса и Паррасия; его деятельность захватывает и начало 4 в. до н. э. В состязании с Паррасием на лучшую картину о споре Аякса с Одиссеем Тиманф вышел победителем. Особенно славилось его произведение «Жертвоприношение Ифигении». В Помпеях сохранилась фреска ремесленной работы на эту тему, ее можно считать более или менее свободным переложением картины Тиманфа.
cyberpedia.su
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 2
В Древней Греции, как и в Древнем Египте, долгое время рисовали лишь линиями, без светотени. Для нас создание светотени является обычным делом, а ведь были времена, когда это являлось чудом.
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4
Апполодор и светотень.
Первым в истории, кто начал рисовать светотень, т. е. моделировать объем формы тоном, был Апполодор-художник (вторая половина V века до н. э.), его еще называют скиографом, что означает — тенеписец. Также он является отцом станковой живописи, именно он ввел в живопись технику смешения красок между собой. При этом Апполодор был отличным преподавателем. Так как все эти новшества требовали ввода новых методик преподавания рисунка и живописи, он начал обучать своих учеников по-новому. Самым известным из его учеников был Зевксис.
Зевксис.
Зевксис (420-380 гг. до н. э.) уроженец Гераклеи (нынеш. территория Базиликаты — региона в Южной Италии) был учеником Апполодора в Афинах. Как-то Апполодор упомянул в одной из своих эпиграмм, что Зевксис “похитил” его искусство, т. е. стал художником не хуже своего учителя.
Впоследствии у Зевксиса было много учеников, от них и от себя он требовал упорной работы, хотя на публике был немного пафосным, любил хорошо одеваться, посещать разные светские мероприятия.
Зевксис выбирает модель для картины
Говорят, что художник установил идеал красоты на основе изучения натуры. Однажды Зевксис решил написать девушку с натуры для кротонцев (Крото́не, до 1928 года Котроне, в древности Кротона — древний город-порт на берегу Тарентского залива, в итальянском регионе Калабрия), впоследствии эту картину назовут “Елена”. Для написания картины кротонцы предоставили художнику всех самых красивых девушек, из которых он выбрал пятерых. Списывая с девушек их самые лучшие части, он создал идеальный образ женской красоты. Ходят слухи, что взглянув на картину, получаешь несказанное удовольствие. Кстати, кротонцы потратили кучу денег на художника и картину.
Как и Апполодор, Зевксис продолжал развивать технику светотени. За свою жизнь он стал очень известен и богат. На старости лет он раздаривал свои работы царям и городам.
В греческих школах стали работать с натуры. Греки стремились к натуре всеми силами, старались передать всё гиперреалистично — это и повлияло на методику обучения в художественных школах того времени.
Немного о Паррасии.
В конце хочется добавить еще про одного древнегреческого художника Паррасия. Он жил и работал в одно время с Зевксисом. Паррасий одним из первых стал перекомпоновывать первоначальный сюжет и создавать новые картины.
Легенда.
Есть забавная легенда о Зевксисе и Паррасие.
Как-то два художника поспорили о том, кто из них лучше распишет стену одного из храмов. Когда работа была закончена, художники собрались возле своих росписей завешанных покрывалами, пришли и люди посмотреть на это. Зевксис сдернул покрывало — на стене была нарисована виноградная лоза, да такая реальная и красивая, что даже птицы слетелись поклевать. Народ был в восторге. “Теперь ты одёрни покрывало”, — сказал Зевксис Паррасию. “Не могу”, — ответил Паррасий. — “Оно-то у меня и нарисовано”.
Зевксис признал свое поражение. Он сказал: “Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца”.
Вот такая вот история.
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4
blogproart.ru
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца». И Зевксис, и Паррасий – реально существовавшие исторические персонажи. К IV веку до н. э. в Греции существовало несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Эти школы имели различные методические установки. Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам -Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка». Точная дата рождения Паррасия неизвестна, но работал он во второй половине V века до новой эры. Родился он в Эфесе, в семье художника Эвменора. Из Эфеса Паррасий перебрался в Афины, где принимал участие в украшении Акрополя под рукодоством Фидия. Он был автором рисунка битвы с кентаврами для щита Афины Промахос. По свидетельству Плиния Старшего Паррасий первый ввел в живопись симметрию, выразительность в лице, изящество в волосах. Он прославился натурализмом изображения и совершенством пропорций. Античные авторы ценили его за умение передавать объем контурными линиями и светотенью, изображать физические страдания и душевные движения. К сожалению, работы Паррасия не сохранились, и судить о его мастерстве можно только по отзывам их видевших и немногим сохранившимся копиям других художников. Картина Паррасия «Прикованный Прометей, терзаемый орлом, и Геракл» сохранилась на многочисленных вазах, а «Жертвоприношение Ифигении» Тиманфа — в помпеянской копии. Уметь хорошо передать «игру лица», «достигши первенства в контурах» - это прежде всего в совершенстве владеть рисунком, для чего была нужна основательная школа. И высказывание Плиния о Паррасий говорит о том, что методика обучения рисунку в то время в Греции была поставлена на должную высоту. Как передают историки, Паррасий пользовался большим авторитетом среди своих коллег и как художник, и как ученый-теоретик. Он разработал канон пропорций человеческого тела, которым пользовались многие его ученики и последователи, написал специальный трактат о рисунке, в котором особое место уделил линии. При обучении рисунку Паррасий требовал прежде всего обратить внимание ученика на роль и значение линии как основного средства выражения формы на плоскости. Раскрывая специфику линейного рисунка, как ее трактовал Паррасий, Плинии пишет: «...Ведь рисовать тела и их поверхности трудно, но многие в этом достигли славы, зато рисовать одни только очертания и ограничивать пределы оканчивающегося рисунка - редко кому да удается. Ведь контур должен состоять только из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто». Паррасий придерживался определенной методической последовательности построения изображения, которая в его законченных произведениях становилась незаметной, однако была необходима начинающим художникам. Об этом в свое время писали Антигон и Ксендкрат, анализировавшие его произведения, об этом не случайно упоминает Плиний: «В его картинах и бумагах видны многие следы грифеля, которые, как говорят, очень полезны художникам. В своем трактате о живописи Альберти пишет: «Сначала мы скажем об очертании. Очертанием в живописи будет то, что кругом очерчивает поля. В этом Паррасий, тот живописец, что у Ксенофонта беседует с Сократом, был, говорят, весьма опытен и много изучал эти линии.» Живописец Паррасий, по ряду свидетельств, а также судя по надписям на многих его изображениях, ходил в пурпуре и с золотым венком на голове. Однажды на Самосе он вступил в состязание с другим живописцем; противник почти не уступал ему в мастерстве, и Паррасий был побежден (его картина изображала спор Аякса с Одиссеем за оружие Ахилла). После своей неудачи он с изысканным остроумием ответил на сочувственные слова одного из друзей, сказав, что сам не страдает из-за поражения, но печалится за сына Теламона, уже второй раз побежденного в этом споре. В руках Паррасий носил посох, обвитый золотом, ремни на сандалиях были тоже золотые. Рассказывают, что он работал охотно и быстро, всегда веселый и не знающий затруднений, потому что и пел, и насвистывал, стараясь прогнать усталость. Вторая половина V в. до н. э. ознаменовалась важным сдвигом в изобразительном искусстве: художники Аполлодор из Афин, Зевкис из Гераклеи (Южная Италия) и Паррасий из Эфеса, стремясь к созданию живых человеческих образов, разработали линейную и воздушную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому (около V века до н. э.), которого Плиний относит к «светочам искусства». Аполлодор считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, включившим в технику живописи смешивание красок и их градаций сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал модулировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости. Современному художнику тональная моделировка формы кажется обычным делом, но в то время светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо. Являясь замечательным художником, Аполлодор в то же время был и прекрасным педагогом. Его учеником был прославленный живописец древности Зевксис, которого сам Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства». Зевксис (420--380 годы до н. э.) был родом из Гераклеи на Сицилии, учился у Аполлодора в Афинах, а затем открыл свою школу в Эфесе Славу ему принесла картина «Елена», которую жители Агригента предназначили в дар святилищу Геры Лакинии. Затем он перебрался в Афины, где его учение сравнивается с доктриной софистов, поскольку он призывает творить искусство ради искусства. Здесь он написал и другие картины, из которых ценители особенно выделяли «Эрота в венке из роз», «Семейство кентавров» и «Пана». Зевксис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное в жизни и в искусстве, он, как и многие художники Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты. Создавал канон красоты Зевксис не на основе фантазии и представления, а опираясь на изучение натуры. О том, как Зевксис рисовал красивейшую женщину Греции Елену, нам повествует Плиний. Он рассказывает, что Елену для кротонцев Зевксис написал не с одной натурщицы, а с нескольких. Кротонцы прислали Зевксису красивейших девушек своего города, чтобы он из них выбрал лучшую для позирования. Среди них художник отобрал пять натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением». Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства, Зевксис приобрел огромную славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние. На склоне лет он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят всякую цену. Вел он очень роскошную жизнь и показывался в публичных местах в золоте и пурпуре. Как художник и педагог Зевксис был очень требовательным как к ученикам, так и к самому себе. «Передают, что ...впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться». По легенде смерть Зевксиса тоже связана с рисунком - он как-то изобразил морщинистую старуху, портрет получился таким смешным, что Зевксис смеялся, смеялся, да и от смеха умер... Вместе с Зевксисом продолжал развивать принципы реалистического искусства другой замечательный художник того времени Паррасий. Плиний пишет о нем: «Паррасий родился в Эфесе и сам многое внес в область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников достигши первенства в контурах. В этом заключается высшая тонкость живописи» Согласно Плинию Старшему, Зевксис и Паррасий работали в технике восковой живописи. (произведения не сохранились). Восковая живопись, вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Благодаря его малой химической активности и влагоустойчивости произведения, выполненные восковой живописью, сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя. Восковая живопись с 14 в. до н. э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. В Древней Греции к 5 в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи горячим способом (энкаустика, от греч. enkaio — выжигаю): сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый раскалённой бронзовой лопаткой участок основы. К картине Вермеера |
irinaepifan.narod.ru
О реализме в древней живописи.
Вопрос о том ценились ли "природа" и "реализм" в живописи сами по себе, и когда они начали так цениться, можно легко разрешить, читая Плиния.Труд Плиния Старшего «Naturalis historia» - один из важнейших источников по древней Греции и Риму, ставший очень популярным еще в первые века своего существования и поэтому сохранившийся до наших дней во многих экземплярах списков.Это обширная энциклопедия, в которой суммируются знания римлян 1 в. н.э. о природных и искусственных предметах и явлениях. Всего в ней 37 книг, но истории живописи посвящена только 35-я книга - это был не главный предмет исследования.В этом томе энциклопедии кратко описывается история развития живописи, начиная с древней Греции.Плиний в своем исследовании проводит четкую линию эволюции - последовательности открытий - освоения этапов мастерства от простого к сложному, от неумелого примитива - к настоящему Искусству.Плиний так описывает начало истории : «Египтяне утверждают, что она (живопись) придумана у них за шесть тысяч лет до того, как перешла в Грецию, - заявление явно пустое».Тут автор явно находится под воздействием римской пропаганды:)) - в 1 веке нашей эры учится у египтян считалось так же неприлично, как и во времена Вазари перенимать что либо у греков.Весь труд Плиния стоит на официальной позиции Рима, которая формировалась на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Книги Плиния - это "Естественная История", история Природы (в том числе Природы в ее интерпретации средствами изобразительного искусства). С такой позиции учиться у египтян было бы затруднительно, поскольку все их искусство было сакральным. Там не ставилось задачи - показать Природу, но только лишь применить ее элементы к задачам культа. Хотя, разумеется, все материалы, инструменты и многие композиционные приемы греки переняли не у кого иного, как именно у египтян.
Но, чтобы с чего то начать историю эволюции, Плиний предлагает общепринятую для своего времени легенду происхождения живописи.По информации Плиния - Греки считали, что все началось с того, что «была обведена линиями тень человека». То есть подразумевается, что рисование с самого начала было осуществлено не по представлению, или фантазии, а строго "с натуры".
Разумеется, наиболее древние артефакты такую легенду опровергают, т.к. самые примитивные рисунки в той же Крито-Микенской культуре - это условные схемы-знаки (по типу "ручки-ножки-огуречик - вот и вышел человечек").
Судить о качестве древней живописи и методах работы художников очень затруднительно, поскольку древняя живопись в большинстве сохранившихся примеров дошла до наших дней приблизительно в таком виде, как на фото ниже (и это в лучшем случае).Знаменитые крито-микенские фрески - это все реконструкции - по маленьким разрозненным фрагментам.
Плиний упоминает о том, что на раннем этапе картины были монохромными. Представление о том, как выглядела древнегреческая живопись этого этапа развития, дает красно и черно-фигурная вазопись, где эта традиция задержалась на очень долгое время."Первоначальные изображения были линейными... Затем Аридик из Коринфа и Телефан из Сикиона стали вводить расчленяющие линии внутри (контура) фигуры. Заведено было и надписывать, кто изображен".
Сначала, пишет Плиний, росписи были контурными и монохромными. Рисунок имел важнейшее место в иерархии достоинств живописи. Колорит у греков стоял на второй позиции. "Первым придумал покрывать их краской, как передают, из толченой черепицы, Экфант из Коринфа". По-видимому, это выглядело примерно так:
Дальше - моя любимая цитата из Плиния: "Четырьмя только пользуясь красками, из белых - мелосской, из охровых - аттической, из красных - понтийской синопией, из черных - атраментом, создали свои бессмертные произведения знаменитейшие живописцы Апеллес, Аетион, Мелантий, Никомах, а между тем, каждая их картина продавалась за целое состояние города"(!).
Следующим достижением, которое отметили греки в живописи, как пишет Плиний - "первым в живописи отличил мужчину от женщины Эвмар из Афин". Налицо - прогресс реализма в искусстве !!!))
Следующая ступень - Кимон из Клеон: "ввел изображения, повернутые в сторону, и лица - смотрящие назад, или смотрящие вверх или вниз, четко показал части членов тела, выделил вены(!) и кроме того, ввел складки и изгибы в одежде".
Затем, Полигнот с Фасоса "первым стал писать женщин в прозрачных одеждах... и внес очень большой вклад в живопись, поскольку начал представлять приоткрытым рот, виднеющиеся зубы, передавать разные выраженитя лица, в отличие от старинной скованности".
Далее - последняя треть V в. до н.э. - появились уже подлинные светила искусства.Аполлодор из Афин "первым начал передавать тени, Ему принадлежит молящийся жрец, а также Аякс, пораженный молнией... и до него не было ничьей картины, которая бы так приковывала к себе взгляд".
И далее Плиний описывает знаменитое состязание титанов кисти - Паррасия и Зевксида. Спор о том, кто правдивее и вернее создаст иллюзию на холсте: Зевксид написал виноград так, что к нему прилетели птицы, а Паррасий "представил картину с обманкой - нарисованным на холсте полотном. "Зевксид, возгордившись приговором птиц, потребовал убрать полотно и показать наконец саму картину, а поняв ошибку - уступил пальму первенства, искренне стыдясь, что сам ввел в заблуждение птиц, а Паррасий - его самого, художника".
Паррасий, по словам Плиния, внес особый вклад в искусство рисунка - он был виртуозом контурных линий. Он довел до совершенства эмоциональную выразительность лиц и фигур. Черты характера, вспыльчивость, кротость, милосердие, смелость или трусость - все это он мог выразить средствами живописи. Естественно все это было правдивым отражением природы человека - на взгляд современников.
"Есть две знаменитейшие его (Паррасия) картины - Гоплит в состязании, бегущий так, что видно как он покрывается потом, и Гоплит - снимающий с себя доспехи, так, что видно, как он запыхался". В данном случае эти изображения прославились именно благодая правдивости и реалистичности (на взгляд современников).Среди многочисленных знаменитых в древности произведений скульптуры и живописи Плиний часто перечисляет такие названия: ... создал "старуху", "невесту", "гоплита", "собаку" ... и т.п. Это значит, что упоминаемый художник создал такую СТАРУХУ, которая вызвала фурор у зрителей своей "подлинностью", или собаку, которая зализывала рану, совершенно натурально - как живая.
Но выше реализма в древней Греции (как и в древнем Китае) ценилось вдохновение-обаяние χάρίς . В этом превзошел всех Апеллес (сер. IV в. до н.э.), по общему признанию древних авторов - самый великий живописец античности.Апеллес был официальным портретистом Александра Македонского, сопровождая его в персидском походе."Александр указом запретил кому -нибудь другому писать себя" - отмечает Плиний.Он написал и учебник по живописи.Это Апеллес провозгласил лозунг - "ни дня без линии"!
Восхищаясь произведениями других художников, выполненными с приложением огромного труда и чрезмерно мучительной старательности, Апеллес сказал, что только в одном он их превосходит - "в том, что умеет убрать руку от картины, - замечательное правило, говорящее о том, что излишняя тщательность часто вредит".
Есть мнение, что роспись в гробнице царя Филиппа II принадлежит именно кисти Апеллеса.
Другие фото в данном посте - просто примеры подобия.
renardetraisin.livejournal.com
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника | ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 26Следующая ⇒ Приступая к анализу методов обучения изобразительному искусству в Древней Греции, насколько это возможно сделать по имеющимся сведениям, необходимо вспомнить прежде всего имя прекрасного рисовальщика Полигнота. В Афинах, где ему были дарованы права гражданства, он стал при Кимоне во главе кружка художников. Здесь он и развернул свою педагогическую деятельность. Он призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу такой, какой видит ее художник в жизни. Владея лишь средствами линейного рисунка (Полигнот еще не умел передавать явления светотени), он тем не менее стремился передавать даже фактуру предметов. Плиний пишет, что «Полигнот ...который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего неподвижного выражения лица давать разнообразие». Аристотель отмечал и указывал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела. Рисовал Полигнот человеческие фигуры в натуральную величину. Его живопись представляла собой полихромные (раскрашенные) рисунки, фон в этих рисунках — светлый. Полигнот по-настоящему развил культуру линейного рисунка, начал уважать линию и передавать ею движение и жизнь человеческих фигур. «Сколько разнообразия и сколько красоты в картине фазосского художника!» —восклицает историк Павзаний. Влияние Полигнота на художников было огромным, он имел множество учеников и последователей. Настоящая же революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому (около V века до н. э.), которого Плиний относит к «светочам искусства». Аполлодор считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, включившим в технику живописи смешивание красок и их градаций сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал модулировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости. Современному художнику тональная моделировка формы кажется обычным делом, но в то время светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо. Эти принципиально новые положения отразились не только на практике изобразительного искусства, но и на методике его преподавания. Появилась необходимость в совершенно иных методах обучения. Передача формы, объема на плоскости требовали новой методики обучения. Являясь замечательным художником, Аполлодор в то же время был и прекрасным педагогом. Его учеником был прославленный живописец древности Зевксис, которого сам Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства». Зевксис (420—380 годы до н. э.) был родом из Гераклеи, учился у Аполлодора в Афинах, а затем открыл свою школу в Эфесе. Зевксис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное в жизни и в искусстве, он, как и многие художники Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты. Создавал канон красоты Зевксис не на основе фантазии и представления, а опираясь на изучение натуры. О том, как Зевксис рисовал красивейшую женщину Греции Елену, нам повествует Плиний. Он рассказывает, что Елену для кротонцев Зевксис написал не с одной натурщицы, а с нескольких. Кротонцы прислали Зевксису красивейших девушек своего города, чтобы он из них выбрал лучшую для позирования. Среди них художник отобрал пять натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением». Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Леон Баттиста Альберти пишет: «Говорят, что Зевксис, древнейший и известнейший живописец, почитается как бы главой всех остальных в познании свойств светов и теней и что подобная слава была уделом немногих». Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства, Зевксис приобрел огромную славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние. На склоне лет он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят всякую цену. Вел он очень роскошную жизнь и показывался в публичных местах в золоте и пурпуре. Как художник и педагог Зевксис был очень требовательным как к ученикам, так и к самому себе. «Передают, что ...впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться». Как мы видим, греческие художники стремились к реальности изображения, они старались показать реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзорности. Все это нашло свое отражение и в методике обучения. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу преподавания было положено рисование с натуры. Вместе с Зевксисом продолжал развивать принципы реалистического искусства другой замечательный художник того времени Паррасий. Плиний пишет о нем: «Паррасий родился в Эфесе и сам многое внес в область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников достигши первенства в контурах. В этом заключается высшая тонкость живописи» Уметь хорошо передать «игру лица», «достигши первенства в контурах» — это прежде всего в совершенстве владеть рисунком, для чего была нужна основательная школа. И высказывание Плиния о Паррасий еще раз говорит о том, что методика обучения рисунку в то время в Греции была поставлена на должную высоту. Об этом свидетельствуют и данные археологических раскопок близ Пестума (1968—1969), где впервые были обнаружены образцы живописи древнегреческих мастеров. Посейдония (Пестум) была далекой провинцией, и работали здесь второстепенные мастера, однако рисунком они владели прекрасно. Об этом убедительно говорит метод работы художника над композицией, когда он без особого труда перекомпоновывал первоначальный сюжет и создавал новый рисунок. «Композиция росписей нередко намечалась по нескольку раз — об этом можно судить изучая фрески при боковом освещении. Сюжеты росписей разнообразны: вереницы всадников, поединки кулачных бойцов или греческих пехотинцев-гоплитов, грифонов и фантастических птиц». Развитие и совершенствование мастерства, а вместе с тем и методов преподавания требовали общения и соревнования между художниками-педагогами. О таком общении и товарищеском соперничестве между Зевксисом и Паррасием Плиний пишет: «Про Паррасия передают, будто он вступил в состязание с Зевксисом. Зевксис принес картину, на которой виноград был нарисован так удачно, что подлетали птицы. Паррасий же принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевксис, гордясь этим приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано и чтобы была показана сама картина, а затем понял свою ошибку и под влиянием благородного стыда уступил пальму первенства Паррасию, так как сам он обманул птиц, а Паррасий — его самого, художника». Стремясь к правдоподобию изображения, жизненной выразительности своих композиций, художники, естественно, интересовались и успехами своих собратьев по искусству, отдавали дань уважения их мастерству и знаниям. Как передают историки, Паррасий пользовался большим авторитетом среди своих коллег и как художник, и как ученый-теоретик. Он разработал канон пропорций человеческого тела, которым пользовались многие его ученики и последователи, написал специальный трактат о рисунке, в котором особое место уделил линии. При обучении рисунку Паррасий требовал прежде всего обратить внимание ученика на роль и значение линии как основного средства выражения формы на плоскости. Раскрывая специфику линейного рисунка, как ее трактовал Паррасий, Плинии пишет: «...Ведь рисовать тела и их поверхности трудно, но многие в этом достигли славы, зато рисовать одни только очертания и ограничивать пределы оканчивающегося рисунка — редко кому да удается. Ведь контур должен состоять только из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто». Самой крупной фигурой не только Сикионской школы, но и всего античного искусства был Апеллес (356—308 годы до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства. Первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесской школе. Первым его учителем был Эфон Эфесский. Затем Апеллес перешел в школу Памфила, где очень скоро превзошел своего учителя. Позднее он и сам стал заниматься педагогической деятельностью. В основу своего искусства Апеллес положил точный рисунок, который обеспечивал реальность изображения. Многочисленные описания картин Апеллеса говорят об их исключительной выразительности и реальности. Однако его произведения не являлись результатом лишь точного изображения натуры. Апеллес не срисовывал всех мельчайших деталей, не воспроизводил на картине предмет с натуралистической точностью, а передавал лишь самые характерные признаки натуры. Плиний указывает: «Присвоил он себе славу и в другом отношении: восхищаясь картиной Протогена, стоившей ему громадного труда и выполненной со слишком боязливой рачительностью, Апеллес заметил, что Протоген во всем ему равен, но в одном он превосходит Протогена, а именно в умении вовремя прекратить работу над картиной; тем самым дал достопамятный урок, что часто чрезмерная тщательность бывает во вред». Всем основным положениям изобразительного искусства Апеллес стремился дать научное обоснование. Как утверждают историки, им было написано несколько книг о правилах своего искусства. Одно из сочинений об искусстве Апеллес посвятил своему ученику Персею. К сожалению, о содержании этого труда нам ничего не известно. Апеллес был художником широкого диапазона — он писал исторические картины, натюрморты и портреты. Особенно часто он изображал Александра Македонского и его славных полководцев. Эти портреты были настолько великолепны, что Александр Македонский однажды сказал: «Есть в мире два великих Александра: один непобедимый, сын Филиппа, другой неповторимый, сын Апеллеса». В портретах Апеллес достигал поразительного сходства. Плутарх рассказывает, что один из полководцев Александра Македонского Касандр затрясся всем телом, увидев изображение царя. Грамматик Апион пишет, что некий прорицатель по портретам Апеллеса точно угадывал, сколько лет изображенным остается до смерти и сколько ими уже прожито. Как художник, Апеллес обладал феноменальной зрительной памятью. Плиний рассказывает, что однажды Апеллесу пришлось быть в Александрии и завистники художника подговорили царского шута пригласить Апеллеса на пир к Птоломею. Когда Апеллес явился, Птоломей страшно разгневался и стал спрашивать, кто его пригласил. Чтобы точно указать виновного, Апеллес выхватил из печки уголь и на стене набросал портрет, по которому Птоломей узнал лицо своего шута.
|
mykonspekts.ru
Мастер класс: ЧТО ТАКОЕ ЖИВОПИСЬ
Художник Зевксис жил во времена Сократа. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать полотна. Он дарил их городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег. Зевксис ходил в золотой и пурпурной одежде, словно царь. Он очень гордился своим мастерством и под одной из своих картин подписал, что ему легче завидовать, чем подражать. Это выражение стало крылатым. Прославился он картиной «Елена Прекрасная», посмотреть на которую приходили люди из всех городов Греции. Считалось, что другой художник, Паррасий, не уступал ему в мастерстве. Паррасий создал картину «Афинский народ», которая принесла ему заслуженную славу. Все говорили, что Паррасий сумел на одной картине изобразить все характерные черты афинян. Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади, чтобы горожане могли решить, кому из них присудить победу. Зевксис нарисовал кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их. Паррасий не торопился выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую к художнику. - Где же твоя картина?— спросил он. - Вон там, за ширмой,— ответил Паррасий. Зевксис хотел отдернуть ширму — его рука скользнула по полотну. Ширма оказалась нарисованной. Зевксис честно признал свое поражение. -Мне удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а тебе удалось обмануть своим искусством живописца.Римский поэт и ученый Плиний Старший рассказывал, как однажды знаменитый греческий художник IV века до н. э. Апеллес выиграл соревнование в живописном мастерстве по изображению лошадей. Назначенные судьи вначале отдали предпочтение другому художнику. Тогда Апеллес велел привести к картинам лошадей. Те же удостоили ржаньем только его картину, чем указали на действительно наилучший рисунок.
Может быть, это только легенды и не было никогда жизни такого .. Но часто художник с помощью кистей и красок очень живо передает мир, который его окружает.
russartschool.blogspot.com
Trompe-l'œil (1): 0rchid_thief
Trompe l'oeil oculus, fresco on the ceiling of the Camera degli Sposi, Palazzo Ducale, Mantua, Italy, by Andrea Mantegna, completed 1474По легенде, первыми живописцами, создавшими картины-"обманки", были греки Зевксис и Паррасий, поспорившие, кто лучше напишет картину. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого в руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. "Теперь ты отдерни покрывало!" — сказал Зевксис Паррасию. "Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано". Зевксис склонил голову. "Ты победил! - сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца".(М. Л. Гаспаров, "Занимательная Греция" - кстати, прекрасная книга для того, чтобы читать/пересказывать детям).
Louis Leopold Boilly (1761-1845), Grappe de raisin en trompe l'oeilкисть винограда и несколько занавесов для затравки)
Scipione Pulzone, 1594
Adriaen van der Spelt, Trompe-l'Oeil Still Life with a Flower Garland and a Curtain, 1658
Cornelius Gijsbrechts
Обманка (фр. trompe-l'oeil). Создание иллюзии, воспроизведение живописными, графическими или скульптурными средствами реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения. С одной стороны, эти картины являются своего рода шутками живописцев, способных своим талантом одурачить зрителей; с другой - заставляют задуматься о природе вещей и о том, чем же на самом деле является человеческое восприятие.
Наиболее ранним примером "обманки" принято считать натюрморт с изображением убитой куропатки итальянского художника Джакопо де Барбари:
Jacopo de Barbari, Still-Life with Partridge and Iron Gloves, 1504В самом начале эпохи Раннего Возрождения большинство произведений европейской живописи отличалось некоторой условностью и даже схематизмом, но примерно с 1425 года в Италии и Нидерландах начали появляться картины, поражающие почти фотографической реалистичностью.Отчасти это объясняется появлением масляной живописи. Темпера, применявшаяся в средневековом искусстве, практически не позволяла добиться такого богатства цвета, которое способно придать объемность изображению.
Примерно в то же время итальянские живописцы изобрели линейную перспективу. Основанная на использовании линии горизонта, точки схождения и ортогональных линий, направляющих взгляд к данной точке, эта математическая система создавала на плоской поверхности иллюзию объемности и глубины пространства, позволяя мастеру с большим реализмом изображать окружающий мир.
FRANCESCO DI GIORGIO MARTINI, c.1477Кроме того, художники начали изучать структуру мышц и скелета человека в анатомических театрах, что позволило более точно изображать тело.
Именно XV век, особенно в Италии, стал наиболее плодотворным этапом становления новых живописных технологий и приемов (светотеневых переходов и др.), которые позволили с максимальной оптической точностью передавать глубину пространства на плоскости, пластический объем и, наконец, достоверно изображать человеческое тело в движении.
Diego Velázquez, Breakfast, c.1618Cornelis Gijsbrechts, Reverse Side of a Painting, 1670
Juan Sanchez COTÁN, c1600
Carel Fabritius, View in Delft, with a Musical Instrument Seller's Stall, 1652
Edward Collier
Samuel van Hoogstraten, 1622
Paolo Veronese, 1560-61
Antonello da Messina, Salvator Mundi, 1465
Gerrit van Honthorst, Musical Group on a Balcony, 1622
Petrus Christus, Portrait of a Carthusian, 1446
Antonello da Messina, St. Jerome in his study, 1475
Pere Borrell del Caso, Escaping Criticism, 1874
Carel Fabritius, The Goldfinch, 1654
William Michael Harnett, The Faithful Colt, 1890
William Michael Harnett, The Old Violin, 1886
Georg Flegel, Cupboard, 1610
Johann Georg Hinz, 1666
Fra Giovanni's Intarsia Polyhedra
Frans Hals, 1627
Henry Fuseli, 1750
В России натюрморты-"обманки" получили широкое распространение в XVIII - начале XIX веков.
Федор Петрович Толстой, Бабочка и мухи, 1817Федор Петрович Толстой, Ягоды красной и белой смородины, 1818
Здесь собраны почти все наиболее понравившиеся мне репродукции, но осталось еще изрядное количество довольно любопытных картин, так что продолжение следует (и там же будут ссылки на использованные материалы).
0rchid-thief.livejournal.com