Что такое мифология. Мифология древняя, античная, римская, древнегреческая. Картины древнегреческой мифологии
Мифы Древней Греции. Греческая мифология
Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.
Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.
Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.
По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.
Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.
Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.
После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос[1]. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.
Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.
В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.
У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].
Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса[6]. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты[7] ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.
На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.
В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:
- Зевс (Диас) - властитель неба, отец богов и людей.
- Гера (Ира) - супруга Зевса, покровительница семьи.
- Посейдон - владыка морей.
- Гестия (Эстия) - защитница семейного очага.
- Деметра (Димитра) - богиня земледелия.
- Аполлон - бог света и музыки.
- Афина - богиня мудрости.
- Гермес (Эрмис) - бог торговли и вестник богов.
- Гефест (Ифестос) - бог огня.
- Афродита - богиня красоты.
- Арес (Арис) - бог войны.
- Артемида - богиня охоты.
Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.
Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.
Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.
Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...
По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».
Добро пожаловать в мир греческой мифологии!
[1] В римской мифологии - Аврора [2] Крон (Χρόνος) - всепоглощающее время [3] Гестия (Εστία) - богиня жертвенного огня и домашнего очага, покровительница городов и государства. У римлян - Веста. [4] Деметра (Δήμητρα) - богиня плодородия земли. У римлян - Церера. [5] Гере, Аиду и Посейдону у римлян соответствовали Юнона, Плутон и Нептун [6] Зевс (Δίας). У римлян - Юпитер. [7] Куреты - полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи
www.grekomania.ru
Древнегреческая мифология
Перед расставанием с Одиссем Цирцея поведала, какие дальнейшие опасности таятся в пути:
Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньемВсех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни детиНе побегут никогда ему с радостным криком навстречу.Звонкою песнью своею его очаруют сирены,Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеютГруды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши,Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышалСпутник. А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать.Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко,Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты,Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.Если ж ты станешь просить и себя развязать им прикажешь,Пусть они еще больше ремней на тебя намотают.
(Гомер "Одиссея", песнь 12-я)
В древнегреческой мифологии сирены - демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (от матери сирены унаследовали божественный голос). Сирены были полуптицами-полуженщинами (или же полурыбами-полуженщинами). Первым кораблём, который благополучно проплыл мимо острова сирен, был "Арго" с аргонавтами, среди которых был Лаэрт - отец Одиссея. Аргонавтов спас плывший с ними Орфей, который заглушил пение сирен своим пением и игрой на лире.
Чтобы спастись от гибели, Одиссей сделал так, как советовала Цирцея: залепил воском уши своим спутникам, а сам велел привязать себя к мачте. Одиссей услышал такую песнь сирен:
К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песенИ не вернуться домой восхищенным и много узнавшим.Знаем все мы труды, которые в Трое пространнойВолей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной.
Одиссей приказал развязать себя, однако его спутники лишь сильнее связали его. После этого корабль Одиссея благополучно отплыл от острова сирен.
Джон Уильям Уотерхаус - Одиссей и сирены
top-antropos.com
Чудовища древнегреческой мифологии - Русская историческая библиотека
Циклопы – в древнегреческой мифологии великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. Три первых циклопа были рождены богиней Геей (Землёй) от Урана (Неба). В глубокой древности циклопы были олицетворениями грозовых туч, из которых сверкает «глаз» молнии.
Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802
Гекатонхейры – дети Геи и Урана, сторукие великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Мифические воплощения страшных землетрясений и потопов. Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они неистовствовали, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Земле-Гее стало причинять страшные страдания пребывание этих великанов в её чреве, и она подговорила своего младшего сына, титана Крона («Время»), отомстить отцу, Урану, оскопив его. Крон сделал это серпом.
От пролившихся при оскоплении капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная).
Богиня Ночи (Нюкта) в гневе на совершённое Кроном беззаконие родила ужасных, чудовищных существ: Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), Кер (богинь насильственной смерти), Гипноса (Сон), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).
Геката – у древних греков богиня лунного света, преисподней, колдовских заклинаний и всего таинственного (см. о ней отдельную статью Геката – богиня ночи, мрака, колдовства).
Форкий – злой бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались чудовища горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла.
Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря
Грайи – олицетворения Старости. Три уродливых сестры: Дейно (дрожь), Пемфедо (Тревога) и Энио (злоба, ужас). Седые с рождения, они имеют один глаз и один зуб на троих. Этот глаз однажды похитил у них герой Персей. В обмен на возвращение глаза Грайям пришлось указать Персею дорогу к Медузе Горгоне.
Скилла (Сцилла – «Лающая») – страшное чудовище с 12 лапами, шестью шеями и шестью головами, в каждой из которых – три ряда зубов. Сцилла издаёт беспрерывный пронзительный лай.
Харибда – олицетворение всепоглощающей морской пучины. Страшный водоворот, который трижды в день поглощает и извергает морскую влагу. Древние греки считали, что Сцилла и Харибда живут по разным сторонам Мессинского пролива (между Италией и Сицилией). Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей во время своих странствий
Горгоны – три сестры, три крылатых змееволосых чудовища. Имена Горгон: Эвриала («далеко прыгающая»), Сфено («могучая») и Медуза («повелительница, стражница»). Из трёх сестёр смертной была только Медуза, обладавшая способностью обращать всё в камень своим ужасным взглядом. Её убил герой Персей. Сохранивший свою волшебную силу взгляд мёртвой Медузы Горгоны помог потом Персею победить морское чудовище и спасти прекрасную Андромеду.
Голова Медузы. Картина Рубенса, ок. 1617-1618
Пегас – крылатый конь, любимец муз. Зачат Медузой Горгоной от бога Посейдона. Во время убийства Медузы Персеем выпрыгнул из её тела.
Сирены – в древнегреческих мифах чудища, у которых прекрасная женская голова, а тело и ноги – птичьи (по другим рассказам – рыбьи). Чарующим пением сирены завлекали моряков на свой волшебный остров, где разрывали на куски и пожирали. Мимо этого острова благополучно прошёл лишь корабль Одиссея. Тот велел всем своим спутникам залепить уши воском, чтобы не слышать голосов сирен. Сам же он насладился их пением, крепко привязанный к мачте.
Одиссей и сирены. Картина Дж. У. Уотерхауса, 1891
Ехидна («Гадюка») – исполинская полуженщина-полузмея свирепого характера, с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом.
Тавмант – бог морских чудес, подводный великан. Его дочерями считались гарпии.
Гарпии – в древнегреческой мифологии – олицетворения разрушительных бурь и вихрей. Чудовища, которые имеют крылья и когтистые лапы грифа, но грудь и голову женские. Внезапно налетают и исчезают. Похищают детей и человеческие души.
Тифон («Дым, Чад») – страшное чудовище, рождённое Геей-Землёй. Олицетворение газов, которые рвутся из земных недр и вызывают извержения вулканов. Тифон вступил в борьбу с Зевсом за власть над вселенной и едва не одержал в ней победу. В древнегреческих мифах Тифон – исполин, который имел сто шипящих драконовых голов с черными языками и пылающими глазами. Зевс снёс Тифону все головы молниями и низверг его тело в бездну Тартар.
Зевс мечет молнию в Тифона
Кербер (Цербер) – страшный трёхголовый пёс, сын Тифона и Ехидны. Страж выхода из подземного царства Аида, который никого не выпускает оттуда. Геракл во время своего одиннадцатого подвига увёл Кербера из недр земли, но потом он был возвращён обратно
Орф – чудовищный двуглавый пёс, сын Тифона и Ехидны, отец Сфинкса и Немейского льва. Принадлежал великану Гериону и охранял его волшебных быков. Убит Гераклом во время похищения этих быков (десятый подвиг).
Сфинкс («Душительница») – в древнегреческой мифологии (в отличие от египетской) – чудовищная дева с телом собаки, крыльями птицы и женской головой. Поселившись близ города Фив в Беотии, Сфинкс пожирала юношей, которые не могли разгадать её загадку: «кто ходит утром на четырёх ногам, днём на двух, а вечером на трёх». Загадку разгадал герой Эдип, и Сфинкс после этого бросилась в пропасть.
Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.
Эмпуса – в древнегреческой мифологии ночное привидение, женщина с ослиными ногами, умевшая принимать самые разнообразные обличья (чаще всего коровы, красивой девушки или пса с одной медной ногой, а другой из навоза). Высасывала кровь у спящих людей, часто пожирала их мясо.
Ламия – в древнегреческих мифах дочь Посейдона, с которой вступил в связь Зевс. Разгневанная на это жена Зевса, Гера, лишила Ламию красоты, сделала её безобразным чудовищем и убила её детей. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Этих детей она поедала. Свою красоту она с тех пор возвращает лишь для того, чтобы соблазнять мужчин, а затем убивать их и пить их кровь. Приходя в безумное исступление, Ламия может заснуть лишь после того, как вынет собственные глаза и положит их в чашу. В позднейших сказочных рассказах ламиями называлась особого рода существа, близкие к средневековым вампирам.
Немейский лев – сын Тифона и Ехидны. Лев громадной величины со шкурой, которую не могло пробить ни одно оружие. Задушен Гераклом во время первого подвига.
Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа
Лернейская гидра – дочь Тифона и Ехидны. Огромная змея с девятью головами, у которой вместо одной отрубленной вырастали три новые. Убита Гераклом во время второго подвига: герой, отрубив Гидре голову, прижигал отрубленное место горящей головнёй, отчего новые головы переставали расти.
Стимфалийские птицы – вскормленные богом Аресом чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, которые они могли сыпать на землю как стрелы. Поедали людей и урожай. Частично истреблены, частично прогнаны Гераклом во время его третьего подвига.
Керинейская лань – лань с золотыми рогами и медными ногами, никогда не знавшая усталости. Была послана как наказание людям богиней Артемидой в древнегреческую область Аркадию, где носилась по полям, опустошая посевы. Поймана Гераклом во время во время его четвёртого подвига. Герой целый год преследовал лань бегом и настиг её далеко на севере, у истоков Истра (Дуная).
Эриманфский кабан – огромный вепрь, который жил в Аркадии, на горе Эриманфе, и наводил ужас на всю округу. Пятый подвиг Геракла состоял в том, что он загнал этого кабана в глубокий снег. Когда кабан увяз там, Геракл связал его и отнёс к царю Эврисфею.
Геракл и эриманфский кабан. Статуя Л. Тюайона, 1904
Автор фото - Georg Slickers
Кони Диомеда – кобылицы фракийского царя Диомеда питались человеческим мясом и были прикованы к стойлам железными цепями, ибо никакие другие путы не могли их удержать. Во время своего восьмого подвига Геракл завладел этими чудовищными конями, но они растерзали при этом его спутника, Абдера.
Герион – великан с расположенного на западном краю земли острова Эрифия. Имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. Совершая свой десятый подвиг, Геракл достиг Эрифии на золотом челне солнечного бога Гелиоса и вступил в битву с Герионом, который метал в него сразу по три копья. Геракл убил великана и принадлежавшего ему двуглавого пса Орфа, после чего угнал волшебных коров Гериона в Грецию.
Перифет – в древнегреческой мифологии хромой великан, сын бога Гефеста. Обитал в горах близ городов Эпидавра и Трезены и убивал всех проходящих путников железной палицей. Убит героем Тесеем, который с тех пор везде носил с собой палицу Перифета, как Геракл шкуру Немейского льва.
Синид – свирепый разбойник-великан, убивавший встреченный людей, привязывая их к двум согнутым соснам, которые затем отпускал. Сосны, распрямляясь, разрывали несчастных. Убит героем Тесеем.
Скирон – разбойник-великан, который жил на краю одной из скал греческого перешейка Истм. Заставлял прохожих мыть себе ноги. Как только путник склонялся, чтобы сделать это, Скирон толчком ноги сбрасывал его со скалы в море. Тела погибших пожирала исполинская черепаха. Скирон был убит Тесеем.
Керкион – чудовищный великан, вызвавший Тесея на борцовский поединок. Тесей задушил его руками на весу, как некогда Геракл Антея.
Прокруст («Вытягиватель») – (другое имя – Дамаст) свирепый злодей, укладывавший попавший к нему в руки людей на своё ложе. Если ложе было коротко, Прокруст обрубал несчастному ноги, а если длинно – вытягивал его до нужного размера. Убит Тесеем. Выражение «прокрустово ложе» стало нарицательным.
Минотавр – сын, рождённый женой критского царя Миноса, Пасифаей, от неестественной страсти к быку. Минотавр был чудовищем с телом человека и бычьей головой. Минос держал его в Лабиринте, который был построен великим мастером Дедалом в столице Крита, Кноссе. Минотавр был людоедом и питался приговорёнными к смерти преступниками, а также юношами и девушками, которые присылались на Крит из Афин в виде дани. Убит Тесеем: тот добровольно поехал к Миносу в числе обречённых «данников», убил Миноса в Лабиринте, а потом благополучно вышел из этого запутанного сооружения при помощи влюблённой в него сестры Минотавра, Ариадны, и её нити.
Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе
Автор фото - Marie-Lan Nguyen
Лестригоны – в древнегреческих мифах племя великанов-людоедов, обитавшее на одном из островов, мимо которого проплывал Одиссей. Захваченных мореплавателей лестригоны нанизывали на колья, как рыб, и уносили на съедение, а корабли их разбивали, метая со скал громадные камни.
Кирка (у римлян Цирцея) – дочь солнечного бога Гелиоса, сестра злобного царя Колхиды Эета, у которого украли золотое руно аргонавты. Злая колдунья, жившая на острове Эе. Приветливо завлекая в свой дом путешественников, угощала их вкусными яствами с примесью волшебного зелья. Это зелье превращало людей в зверей (чаще всего – в свиней). Побывавший у Кирки Одиссей спасся от её колдовства при помощи цветка «моли», полученного от бога Гермеса. Одиссей вступил в любовную связь с Киркой, и она имела от него трёх сыновей.
Кирка протягивает Одиссею чашу с колдовским зельем. Картина Дж. У. Уотерхауса
Химера («Молодая коза») – в древнегреческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Убита героем Беллерофонтом.
Стикс (от общеиндоевропейского корня «стужа», «ужас») – олицетворение первобытного ужаса и мрака и богиня одноименной реки в подземном царстве Аида. Обитает на крайнем западе, в обители ночи. Живёт в роскошном дворце, чьи серебряные колонны упираются в небо.
Харон – у древних греков перевозчик душ умерших через реку Стикс. Мрачный старец в лохмотьях, с лихорадочно смотрящими глазами. Имя иногда переводится как «обладающий острым взглядом».
Пифон (от слова «гноить») – страшный дракон, владевший в глубокой древности Дельфийским святилищем. Пифон, как и Тифон, являлся сыном Геи. Пифон обвивал окрестности Дельф семью или девятью кольцами своего длинного тела. Бог Аполлон вступил в схватку с ним и убил Пифона, выпустив 100 (по другим древнегреческим мифам – 1000) стрел. После этого Дельфийское святилище стало храмом Аполлона. По имени Пифона названа его прорицательница – Пифия.
Гиганты – сыновья Геи-Земли. 150 ужасных чудовищ с хвостами дракона вместо ног и человеческими телами. Гиганты были покрыты густыми волосами и имели длинные бороды. Гея родила их то ли из капель крови отрезанного полового органа Урана, то ли из семени Тартара, то ли сама по себе, разгневавшись на то, что боги-олимпийцы низвергли в Тартар титанов. Подобно титанам, гиганты вступили в битву с богами: они начали метать в Олимп скалы и деревья с вулканических Флегрейских полей. Благодаря помощи циклопов, гекатонхейров и Геракла боги победили гигантов в этом ужасном бою.
Борьба богов с гигантами. Пергамский алтарь
Автор фото - Claus Ableiter
Кентавры (центавры) – демоны гор и лесов с торсом человека и нижней частью лошади, буйного, неудержимого нрава.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
rushist.com
Презентация "Греческая мифология в картинах"
Презентация на тему: Греческая мифология в картинахСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда:Древние греки представляли хаос в образе некоей разверстой пасти (“хаос” происходит от слова “зевать”) Древние греки представляли хаос в образе некоей разверстой пасти (“хаос” происходит от слова “зевать”) Из него возникают Гея (земля), Тартар (подземная темница, но одновременно и чудовище), Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь) Двое последних, в свою очередь, порождают День и Эфир Гея произвела на свет Уран (небо) Вместе они населили мир живыми существами
№ слайда 3 Описание слайда:Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись. Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
№ слайда 4 Описание слайда:Титаны являлись предшественниками олимпийских богов и в этом они сходны с етунами-хримтурсами (скандинавская мифология) и асурами (индийская мифология) Титаны являлись предшественниками олимпийских богов и в этом они сходны с етунами-хримтурсами (скандинавская мифология) и асурами (индийская мифология)
№ слайда 5 Описание слайда:Сдерживать мощного духа не стал уже Зевс, но тотчас же Мужеством сердце его преисполнилось, всю свою силу Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа, Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетели Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя. Сдерживать мощного духа не стал уже Зевс, но тотчас же Мужеством сердце его преисполнилось, всю свою силу Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа, Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетели Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.
№ слайда 6 Описание слайда:Триумф Амфитриты
№ слайда 7 Описание слайда:Акварель показывает счастливый мир морского царства Акварель показывает счастливый мир морского царства На спине дракона едет Амфитрита – супруга самого Посейдона Напротив нее трубит в раковину их сын Тритон, сочетающий в своем облике черты человека, коня и рыбы Между прочим, он сопоставим с такими проявлениями типа Культурного Героя, как Трита индийской мифологии, Траэтаона персидской мифологии, Иван Третий славянского фольклора Вокруг мы видим нимф, нереид и других обитателей моря
№ слайда 8 Описание слайда:От Амфитриты и тяжко гремящего Энносигея Широкомощный, великий Тритон родился, что владеет Глубью морской. Близ отца он владыки и матери милой В доме живет золотом,- ужаснейший бог. От Амфитриты и тяжко гремящего Энносигея Широкомощный, великий Тритон родился, что владеет Глубью морской. Близ отца он владыки и матери милой В доме живет золотом,- ужаснейший бог.
№ слайда 9 Описание слайда:Афина Паллада и Геката Афина (на дальнем плане) - богиня-дева, олицетворяющая силу разума, покровительница героев и Геката - воплощение темных иррациональных сил (ее призывали колдуньи - например Медея), здесь противопоставлены друг другу
№ слайда 10 Описание слайда:Афину и Гекату в то же время можно трактовать как две стороны древнего образа Великой Богини Афину и Гекату в то же время можно трактовать как две стороны древнего образа Великой Богини Эта аналогия подкреплена изобразительной традицией: Геката представлялась состоящей из трех тел, а Афина была увенчана тройным шлемом Рядом с Гекатой изображена Эмпуза - существо загробного мира в образе собакоголового дракона, оборачивавшееся женщиной и губившее героев
№ слайда 11 Описание слайда:Аполлон поражает циклопов Три великих циклопа – Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”) были порождены Геей и Ураном на заре мира вместе со сторукими великанами-гекатонхейрами и титанами
№ слайда 12 Описание слайда:Также Киклопов с душою надменною Гея родила,- Счетом троих, а по имени - Бронта, Стеропа и Арга. Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали. Были во всем остальном на богов они прочих похожи, Но лишь единственный глаз в середине лица находился: Вот потому-то они и звались "Круглоглазы", "Киклопы", Что на лице по единому круглому глазу имели. А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.
№ слайда 13 Описание слайда:Циклопы стали служить Зевсу и ковали молнии Циклопы стали служить Зевсу и ковали молнии Но вот Асклепий (бог врачевания) начал возвращать умерших к жизни, и Зевс, дабы не нарушился естественный порядок вещей, поразил его Отцом Асклепия был могущественный бог Аполлон Не будучи в состоянии отомстить Зевсу (к тому же своему собственному отцу), Аполлон расстрелял из лука циклопов, выковавших роковую молнию В греческих мифах действовали также низшие циклопы, злобные людоеды Один из таких монстров (Полифем) был побежден Одиссеем
№ слайда 14 Описание слайда:Гермес и Аргус Гермес является греческим выражением типа Культурного Героя (так же как Геракл) Но, в отличие от Геракла, он олицетворяет функции хранителя тайных знаний и посредника между мирами
№ слайда 15 Описание слайда:Образу Гермеса есть аналогичные в мифологиях других народов: этрусский Турмс, римский Меркурий, кельтский Луг, скандинавский Один (но последние два наделены и “героическим” началом) Образу Гермеса есть аналогичные в мифологиях других народов: этрусский Турмс, римский Меркурий, кельтский Луг, скандинавский Один (но последние два наделены и “героическим” началом) Однако и Гермесу принадлежит славный подвиг – освобождение возлюбленной Зевса Ио (превращенной в корову) от приставленного ревнивой супругой Зевса стоглазого великана Аргуса Гермес усыпил великана при помощи жезла-кадуцея и отрубил ему голову Атрибуты Гермеса – крылатые шлем и сандалии и упомянутый кадуцей На дальнем плане показан отец бога – Зевс
№ слайда 16 Описание слайда:Согласно греческой мифологии на крайнем западе находился остров, где жили крылатые геспериды – дочери Ночи Согласно греческой мифологии на крайнем западе находился остров, где жили крылатые геспериды – дочери Ночи Их было 4 и они охраняли яблоки вечной молодости Помогал в этом гесперидам дракон Ладон, которого по одному преданию убил Геракл Другой вариант мифа рассказывает, однако, что яблоки для Геракла добыл титан Атлант, обычно поддерживавший небесный свод
№ слайда 17 Описание слайда:Держит Атлант, принужденный к тому неизбежностью мощной, На голове и руках неустанных широкое небо Там, где граница земли, где певицы живут Геспериды. Ибо такую судьбу ниспослал ему Зевс - промыслитель. Держит Атлант, принужденный к тому неизбежностью мощной, На голове и руках неустанных широкое небо Там, где граница земли, где певицы живут Геспериды. Ибо такую судьбу ниспослал ему Зевс - промыслитель.
№ слайда 18 Описание слайда:Мотив волшебных яблок широко распространен в индоевропейских мифологиях: Яблоневый Эмайн морского бога Мананнана (ирландская мифология), яблоки вечной молодости богини Идунн (скандинавская мифология), молодильные яблоки русских сказок Мотив волшебных яблок широко распространен в индоевропейских мифологиях: Яблоневый Эмайн морского бога Мананнана (ирландская мифология), яблоки вечной молодости богини Идунн (скандинавская мифология), молодильные яблоки русских сказок Да и само имя “Аполлон” иногда трактуется как “яблочный человек” Наконец, можно вспомнить и библейский мотив: змей, обернувшийся вокруг древа с яблоком
№ слайда 19 Описание слайда:Потомство Эхидны Главной прародительницей хтонических чудовищ являлась змеедева Эхидна
№ слайда 20 Описание слайда:На картине А. Фанталова изображено потомство Ехидны: Цербер, Лернейская Гидра, Немейский Лев и крылатая Химера (над головой Эхидны) На картине А. Фанталова изображено потомство Ехидны: Цербер, Лернейская Гидра, Немейский Лев и крылатая Химера (над головой Эхидны) Эти монстры доставили немало хлопот греческим героям Льва и Гидру сокрушил Геракл, Химеру победил Беллерофонт Цербер (трехглавый пес со змеиным хвостом) остался охранять Аид Сама же Эхидна погибла от руки стоглазого великана Аргуса На картине изображены его всевидящие очи
№ слайда 21 Описание слайда:Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым, Ни на людей, ни на вечноживущих богов не похожим,- Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим, Наполовину - прекрасной с лица, быстроглазою нимфой, Наполовину - чудовищным змеем, большим, кровожадным, В недрах священной земли залегающим, пестрым и страшным. Есть у нее там пещера внизу глубоко под скалою, И от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье: В славном жилище ей там обитать предназначили боги. Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна, Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах. Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым, Ни на людей, ни на вечноживущих богов не похожим,- Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим, Наполовину - прекрасной с лица, быстроглазою нимфой, Наполовину - чудовищным змеем, большим, кровожадным, В недрах священной земли залегающим, пестрым и страшным. Есть у нее там пещера внизу глубоко под скалою, И от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье: В славном жилище ей там обитать предназначили боги. Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна, Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах.
№ слайда 22 Описание слайда:Одним из популярнейших греческих мифов является история золотого руна Одним из популярнейших греческих мифов является история золотого руна Оно висело на священном дубе в стране колхов (Западная Грузия) и добыть его было поручено Ясону, который с этой целью организовал знаменитый поход аргонавтов Но несмотря на то, что в походе участвовали все греческие герои того времени, Ясон смог выполнить задачи колхского царя только с помощью его дочери Медеи Руно перешло в руки греков Медея стала женой Ясона и уехала с ним в Грецию Но будучи темной колдуньей (кстати, племянницей Кирки) она принесла там много горя
№ слайда 23 Описание слайда:Ясон и Медея
№ слайда 24 Описание слайда:Величайший греческий герой Геракл, по воле супруги Зевса Геры должен был выполнить двенадцать труднейших заданий царя Эврисфея Десятым подвигом было добыть священных коров великана Гериона
№ слайда 25 Описание слайда:Герион представлял собой три сросшихся человеческие тела и был очень силен Герион представлял собой три сросшихся человеческие тела и был очень силен Но Геракл поразил великана стрелами, убив заодно и двухголового пса Орфа Геракл есть ярчайшее воплощение Культурного Героя в его ипостаси борца с чудовищами Поединок с трехглавым монстром есть центральный сюжет мифологии Героя: Траэтаона против Ажи Дахака (персидская мифология), Трита против Вишварупы (индийская мифология), Иван Третий и змей Горыныч (славянская мифология) Непосредственно под именем Геракл (Геркле, Геркулес) героя почитали в этруской и римской мифологиях
ppt4web.ru
Что такое мифология. Мифология древняя, античная, римская, древнегреческая
В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.
Что такое мифология? Понятие о богах и героях
В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.
Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. Древние греки фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ – трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.
Чем миф отличается от религии?
Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.
Мифология и религия – понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, – это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство – все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.
Античная мифология как арсенал всей мировой культуры
Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались Пушкин и Державин, только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.
Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.
Зарождение Земли
Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира – а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея – земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар – адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.
Боги греческой мифологии
Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.
Громовержец Зевс | Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей – Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер. |
Гера | Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову. |
Гестия | Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка – "начинать с Гестией". |
Посейдон | Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией. |
Аид | Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант. |
Афина | Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве. |
Аполлон | Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона. |
Афродита | Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней. |
Гермес | Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров. |
Арес | Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите – Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание. |
Артемида | Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки. |
Гефест | Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться. |
Римские боги
Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.
У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой – Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель – Нептун, а покровительница домашнего очага – Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником – Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем – Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера – богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.
Сизифов труд, панический страх и другие
Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и средств художественной выразительности. Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.
Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм "Сизифов труд", даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки – как глыба раздавит его.
Панический страх наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.
Тантал – хитрый грек, пытавшийся украсть со стола богов их чудесную пищу и поделиться ею с людьми, за что был жестоко наказан. Несчастный был брошен в ад и, изнуренный жаждой, не мог напиться, так как находился по горло в воде. Стоило ему открыть рот – жидкость исчезала. Так и появился фразеологизм "танталовы муки".
Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".
Мифологические сюжеты в литературе последних столетий
Справедливо утверждать о влиянии античной культуры на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.
Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте – богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.
Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.
Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.
Живопись и архитектура по сюжетам мифологии
Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.
В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.
Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.
Площадь Синьории во Флоренции украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.
"Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии
Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".
"Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между Сциллой и Харибдой, спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.
"Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса – Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.
Мифология других народов
Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.
В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.
Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.
Где изучают мифологию?
Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками – от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств – Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать отличие мифа от сказки и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.
В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.
fb.ru
Чудовища древнегреческой мифологии
Diletant.media презентует подборку мистических чудовищ в мифологии.
Лернейская гидра
В греческой мифологии змееподобное чудовище. Оно имело огромное змеиное туловище и девять голов дракона, одна из которых была бессмертной. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы; даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Но самым ужасным в этой твари было то, что стоило отрубить ей одну голову, как на ее месте вырастали две новые.
Чудовище обитало в болоте близ местечка Лерны, недалеко от Аргоса
Очистить землю Арголиды от этого чудовища царь Эврисфей поручил Гераклу. Он отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Геракл, пуская в Гидру горящие стрелы, заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него.
Герой вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры. Но на месте каждой сбитой головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. К тому же на помощь гидре вылез из болота огромный рак и вцепился в другую ногу Геракла. В это время Иолай поджег рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать Гидре те места, откуда слетали головы. Наконец Геракл добрался до бессмертной головы, срубил ее, зарыл глубоко в землю, а сверху придавил это место тяжелейшим камнем. Так в нелегком бою Геракл совершил свой второй подвиг.
Сцилла и Харибда
В древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и Сицилией и губившие проплывавших мореплавателей. Располагались они так близко друг от друга, что, пытаясь уклониться от одного чудовища, моряки невольно попадали в пасть другому.
Пытаясь уклониться от одного чудовища, моряки попадали в пасть другому
Сцилла обитала в пещере на недосягаемой высоте. 12 лап, 6 голов, пасти с зубами в три ряда, одним словом, то еще чудище. Эта зверюга выла страшным голосом, ловила в море всех кто попадется — от дельфинов до моряков. Разинув все пасти, разом захватывала с проходящих кораблей по шесть человек. Харибда считается дочерью Посейдона. Она была красива и умна. Однако самый главный бог с горы Олимп на нее затаил обиду и в один прекрасный момент превратил ее в кошмарное создание. Харибда нашла себе пристанище под смоковницей и питалась водой. Трижды в день заглатывала она воду вместе со всем, что в ней находится, а обратно изливала лишь мертвую воду. Целые корабли проваливались в ее бездонное брюхо.
Как-то раз Одиссей с товарищами вынужден был плыть на корабле между Сциллой и Харибдой. Оценив ситуацию, он решил, что лучше пройти мимо Сциллы, которая может схватить только шесть человек, в то время как Харибда утопит всю команду без остатка. Поступив таким образом, одиссей спас остальных членов команды и спасся сам. Так гласит легенда. Или примерно так. Отсюда выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» — подвергаться опасности с обеих сторон.
Медуза Горгона
Сёстры Медуза, Эвриала и Сено были красавицами, а две последние к тому же и бессмертны. Однажды Посейдон соблазнил Медузу в храме Афины. Мстительная богиня разгневалась на Медузу и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения. Афина превратила в монстров и ее ни в чем не повинных сестер.
При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения
Мало кому удавалось справиться с чудовищем по имени Медуза Горгона. Убить монстра было поручено Персею. Справиться с Медузой герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай. Они показали Персею путь к Горгоне.
Во время поединка Медуза была беременна от Посейдона. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы.
Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей.
Циклопы
«Круглоглазые» — по Гомеру — целый народ, чья жизнь подробно описана в «Одисее». Народ этот, согласно древнегреческой мифологии, произошёл от трёх циклопов-великанов, которые сразу же после рождения были связаны жестоким отцом и брошены в Тартар. Циклопы были освобождены только в разгар титаномахии. В этой войне циклопы стали канонирами Зевса — ковали и подносили ему перуны, которыми Громовержец поражал титанов.
Циклопы были освобождены только в разгар титаномахии
Вырезать всех сицилийских одноглазых великанов решился Аполлон после того, как они выковали смертоносный перун, которым Зевс убил его сына Асклепия. Так закончилась история могучего и прославленного народа «круглоглазых».
Химера
Одно из вселяющих ужас существ в греческой мифологии — химера, или «молодая коза», которой от козы, собственно, досталось только брюхо. Каноническое описание, данное химере Гомером в «Илиаде», гласит: голова и шея у чудовища от льва, вместо хвоста — змея, а главное умение, которым наградил химеру мифологический отец Тифон, — извергать пламя изо рта.
Голова и шея у чудовища от льва, вместо хвоста — змея
Ещё более странный образ химеры преподносит Гесиод, наделяя мифическое существо третьей головой: одна, как уже известно, львиная, вторая — вместо хвоста — змеиная, а третья собственно козья. Однако Гесиод, не сумевший, видимо, найти другого места для третьей головы, разместил её прямо в середине туловища. Именно так и выглядит химера на знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо.
Исследователи сошлись во мнении, что Химера — это и есть некая метафора. Её реальное существование всё-таки подвергли серьёзным сомнениям, поэтому со временем понятие «химера» стало использоваться для обозначения ложной идеи и пустого вымысла.
Цербер
Цербер — чудовищный пес, который охранял вход в подземное царство Аида. Он следил за тем, чтобы из царства мёртвых никто не мог вернуться. Изображался Цербер с тремя головами, ядовитые змеи извивались у него на спине вместо шерсти, а хвост был в виде головы дракона с огромной пастью. Его удалось усыпить с помощью пения Орфея, когда он пытался вернуть свою умершую жену Эвридику. Увы, Орфею не удалось вывести свою любимую из царства мертвых. Она навсегда осталась во владениях Аида.
Вытащить Цербера на дневной свет — один из последних подвигов Геракла
Вытащить Цербера на дневной свет — таков был один из последних подвигов Геракла. Он по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия.
Геракл схватил Цербера и принялся его душить. Пёс грозно завыл, вырываясь. Голова дракона на хвосте кусала Геракла, змеи извивались и жалили, но Геракл только крепче сжимал руки. Наконец, полузадушенный пес упал. Геракл отвел Цербера к стенам Микен. В ужас пришел Эврисфей при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид.
Рекомендовано вам
diletant.media