СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1. - ru_art links. Картины скандинавских художников


Картины художников. Выставка скандинавской живописи

В центре финской столицы на улице Булеварди стоит старинный особняк. В нем расположен Синебрюховский музей главная художественная сокровищница Финляндии. Здание строилось в 1840-х годах промышленником Н. Синебрюховым (владельцем пивоваренных заводов) как личная резиденция. С именем одного из его наследников Павла Синебрюхова и связана предыстория музея. Вместе с женой, актрисой по профессии, он обнаружил серьезный интерес к изобразительному искусству, развивать который им помогали знакомые меценаты, торговцы художественными произведениями. Результатом этого увлечения стала замечательная коллекция старой зарубежной живописи. В 1921 году, по воле супругов, картины художников, вместе с другими предметами художественного творчества (мебель, серебро, фарфор), были переданы государству, которое впоследствии купило и их владение.

В некогда жилых апартаментах, обновленных с большим тактом и вкусом, в настоящее время размещаются подаренные финскому народу коллекции картин.

В залах этого музея, в конце XX века, экспонировалась редкая выставка скандинавской живописи из музеев СССР. Впервые эти работы были собраны воедино и показаны в Хельсинки. Экспозицию составили свыше ста произведений живописи и графики. Наибольшее число экспонатов собственность Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Участниками выставки стали художественные музеи Иркутска, Киева, Львова, Петрозаводска, Риги. В экспозиции находились работы выдающихся художников, составляющих славу национальных художественных школ Северной Европы. Одни из показанных на выставке произведений впервые приехали на родину своих творцов, ибо были созданы за ее пределами; другие там родились и ненадолго вернулись в качестве гостей.

В начале XX века, ранней весной 1905 года, в Петербурге, в Таврическом дворце, открылась историко-художественная выставка русских портретов. Ее инициатором и блестящим организатором был Сергей Дягилев личность удивительная, оставившая глубокий след в истории русской культуры, много сделавшая для ее популяризации за пределами России. На выставке демонстрировалось свыше двух тысяч произведений, начиная с эпохи Петра Великого. Высказывания в прессе сводились к утверждению, что собранная коллекция могла бы составить величайший музей в Европе портретной живописи. На выставке экспонировались и работы, исполненные иностранными художниками. Среди них были известные мастера из Скандинавских стран А.Рослин, В.Эриксен. Были показаны также портреты, созданные Б.Петерссеном, К.Мазером, А.Цорном, А.Эдельфельтом. Но именно отделы портретов кисти А. Рослина и В.Эриксена, наряду с произведениями таких русских мастеров, как Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, В. Тропинин, О. Кипренский, К. Брюллов, были самыми внушительными. Еще в эпоху Петра I в Россию ко двору стали приглашать иностранных художников для создания портретов царствующих особ, приближенных царского дома.

Наиболее значительными, в представленной коллекции ранних произведений скандинавской живописи, являются портреты кисти Вигилиуса Эриксена, долгое время работавшего в России.

Эриксен писал портреты Екатерины II почти каждые два года, изображая ее в рост и по пояс, в трауре по умершей императрице Елизавете Петровне (дочери Петра I) и перед зеркалом, в русском костюме и в мундире Преображенского полка. Написанные в гармоничной цветовой гамме, все они прославляли Екатерину II, и потому, в отличие от портретов Рослина. нравились ей. Недаром императрица приказала все их скупить. Для выставки в Хельсинки были избраны блестящие образцы парадного портрета кисти В. Эриксена: Екатерины II в гвардейском мундире, датированный годом ее воцарения на троне, и великого князя Павла Петровича, изображенного в учебной комнате, написанный четырьмя годами позже. Картины создавались по заказу для загородных дворцов российской столицы, Романовской галереи Зимнего дворца, часто копировались, после революции их передали в Эрмитаж, другие центральные музеи страны.

Портрет Екатерины II в гвардейском мундире. В Эриксен. 1762 г. Государственный Эрмитаж.

Портрет Екатерины II в гвардейском мундире. В Эриксен. 1762 г. Государственный Эрмитаж.

В середине 1770-х годов Екатерина II призвала в Россию Александра Рослина.

К тому времени он составил уже себе имя в Париже, где впервые с ним познакомились многие русские. На выставке в Таврическом дворце экспонировался не один десяток парадных и интимных портретов кисти Рослина. В критике даже проскальзывала мысль о том, что популярность знаменитого шведского мастера затмила славу блистательного русского художника Левицкого. Высказывалось мнение, что и Эриксен оказал влияние на живопись Рокотова. С другой стороны, подчеркивалось увлечение Рослина писанием аксессуаров в ущерб передаче внутреннего мира персонажей. Рослин действительно любил писать шелк, атлас, бархат, кружева, напудренные парики, с легкостью демонстрировал мастерство в передаче фактуры. Но как большой художник он стремился проникнуть и в психологию героев. Екатерина II, негодуя по поводу выполненного им портрета, заявила, что похожа на шведскую кухарку. Один из художников заметил в связи с этим, что она сильно ошиблась, обратившись с заказом к Рослину. Так что Рослин, стремившийся передавать свои модели в привлекательном виде, не всегда следовал этому принципу. Доказательство — тот же портрет императрицы, один из наиболее правдивых в творческом наследии мастера.

Включенные в экспозицию выставки скандинавской живописи «Портрет неизвестного в красном кафтане», портреты великой княгини Марии Федоровны и великого князя Павла Петровича, исполненные как парные в один год и украшавшие прежде Романовскую галерею Зимнего дворца, свидетельствуют о блестяще сложившейся и в России судьбе художника, о том, как вдохновенно и неустанно он здесь работал. Русские портреты Эриксена и Рослина говорят не только о большом художественном даровании авторов. Им суждена долгая жизнь как свидетельствам своей эпохи, историческим документам времени. Говоря об этом, нельзя обойти еще одно крупное имя скульптора Бертеля Торвальдсена. Самая большая коллекция его работ собственность Эрмитажа. Произведения Торвальдсена попадали Россию разными путями. Главный из них заказы русских. Когда скульптор находился на земле своей второй родины Италии, судьба свела с ним многих россиян. Вот почему в его наследии немало портретных статуй и бюстов наших соотечественников. Недаром Петербургская Академия художеств избрала великого датчанина почетным вольным общником. Русская художественная критика отмечала его творчество еще при жизни художника.

В XIX веке в России воспитываются собственные художественные таланты.

Иностранцы работают уже реже. Живописец К.Йенсен приезжал в 1840-х годах сюда за заказами, его однофамилец скульптор Д. Йенсен, ученик Торвальдсена, прибыл в 1841 году в Петербург по рекомендации учителя и остался здесь навсегда. Затем были Мазер, Эдельфельт, Цорн.

Портрет дамы. А. Рослин. ГМИИ им. Пушкина

Портрет дамы. А. Рослин. ГМИИ им. Пушкина

На рубеже XIX и XX столетий, наступает новый период формирования отделов зарубежного искусства, включая скандинавскую живопись, в художественных собраниях России. В этот период особенно значительной становится роль отдельных энтузиастов. На арену культурной жизни выходят такие крупные меценаты и собиратели, как С. И.Щукин и И. А. Морозов, много сделавшие и для того, чтобы укомплектовать свои коллекции произведениями скандинавских и финских мастеров. В числе их первых приобретений были пейзажи норвежцев Ф. Таулова и Э. Мунка, работы шведских мастеров Б. Лильефорса и А. Цорна, финская живопись картины В. Бломстедта, А. Эдельфельта, А. Галлен-Каллелы.

К числу первых собирателей скандинавской живописи в России необходимо отнести и С.Дягилева.

Вся творческая деятельность Дягилева первоначально была сосредоточена на стремлении установить культурные контакты между Россией и странами Северной Европы. В 1897 году в Петербурге по его инициативе устраивается первая выставка скандинавской живописи, имевшая большой резонанс в российских творческих кругах. Многие из ее участников заняли впоследствии прочную позицию в истории той или иной национальной художественной школы. В 1898 году, благодаря усилиям Дягилева состоялась совместная выставка русских и финских художников. Эдельфельту, которого иностранцы часто принимали за русского, Дягилев посвятил целую статью. С этой выставки была куплена его картина Прачки гордость эрмитажной финской коллекции, где самое большое собрание работ Эдельфельта. В экспозиции выставки в Хельсинки находилась также его известная картина Рыбаки с дальних островов из Музея западного и восточного искусства в Киеве.

Важнейший источник пополнения музеев коллекциями скандинавской живописи —  дары.В Москве, в собрании Музея личных коллекций, имеются произведения скандинавской живописи мастеров Патерссена и Мазера. Сохранились также работы Андерса Цорна этюд из серии Купальщицы и офорт Ночной эффект, которые были преподнесены им русскому живописцу К. Коровину с дарственной надписью, сделанной в 1897 году во время визита Цорна в Россию.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Скандинавская живопись из музеев России» М. Безруковой, М. 1990 г.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Галерея иллюстраций:

Читайте также:

www.5arts.info

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1.

"Художник нам изобразилГлубокий обморок сирениИ красок звучные ступениНа холст, как струпья, положил..." Осип МандельштамВсе те, кто интересуется историей живописи, хорошо знают, как много написано об импрессионизме, особенно о французском импрессионизме, его родоначальниках и последователях.Я и сама писала об особенностях итальянского, испанского, немецкого, американского и русского импрессионизма, о главных представителях этого направления и их работах.Оказывается, на севере Европы, в Норвегии, побывал сам Клод Моне и оставил нам много картин, написанных там под впечатлением величественной северной природы.

Но сегодня речь не о нем. Перед своей поездкой в Скандинавию в этом году я мечтала побывать в музеях и познакомиться с творчеством скандинавских художников, потому что кроме Мунка я, к своему стыду, не знала ни одного. Но маршрут тура был составлен так, к моему сожалению, что не предусматривал музеев изобразительных искусств, кроме Парка скульптур Вигеланда, и не оставлял времени на их свободные посещения. Вот теперь я решила найти материал и рассказать, разумеется, не обо всех художниках этих стран, а только о некоторых представителях скандинавского раннего и "зрелого" импрессионизма.Датские художники одними из первых в Европе обратили внимание на развитие во Франции нового художественного направления в искусстве, в первую очередь в живописи. Уже в 80-х годах 19 века они начали перенимать у французских импрессионистов любовь к пленэру, передавать впечатления от ускользающего момента, наполнять светом и воздухом свои полотна. Так в группе Скагенских (по названию рыбацкой деревушки на севере Дании, где они обосновались) художников реалистического направления начали робко появляться элементы импрессионизма, а некоторые работы уже начинали отвечать основным его особенностям.Можно это видеть на примере творчества двух художников мужа и жены Анны и Микаэля Анкер, считающихся реалистами, но явно "заразившимися вирусом импрессионизма".

Aннa Aнкер (18.08.1859 - 15.04.1935. Скаген) — родилась в семье торговца, далекой от искусства, но с детства любила рисовать и была знакома со многими из общины художников, поселившихся в Скагене. Основные мотивы ее творчества - интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее реалистической манере заметны уже робкие импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами.

Те же первые попытки внести элементы импрессионизма в свое творчество можно видеть и в работах ее мужа.

Микаэль Анкер (9.06.1849— 1909.1927) родился в семье торгового агента, учился в Академии художеств в Копенгагене, в начале своей карьеры поехал в Париж, чтобы познакомиться там с творчеством ведущих французских художников. По возвращении в Данию присоединился к группе скагенских художников, женился на Анне.

Многие его картины посвящены сценкам из жизни датских крестьян, представителей высшего света, рисовал он и портреты, любил изображать рыбаков и их нелегкий труд.

В знак уважения ко вкладу этих художников в искусство Дании супруги Анкер были изображены на 1000-кроновой купюре 1997 года выпуска.

К этой же группе художников принадлежали и супруги Крёйер, особенно, на мой взгляд, близок к импрессионизму был Педер Северин Крёйер (23.07.1851 — 21.11.1909 ).

Он родился в Норвегии, но был усыновлен датским зоологом из-за лишения родной матери родительских прав. В Копенгагене уже с 9 лет начал учиться рисовать, а в десять лет был принят в Технический институт. Крёйер несколько раз ездил в Париж, жил там и был знаком со многими импрессионистами, творчество которых оказало на него сильное влияние.

В 1889 году он женился на художнице Марии, которая, правда, в замужестве почти не занималась живописью.

В основном писала натюрморты, вот одна из ее работ этого периода.

Крёйеры всю теплую половину года проводили в Скагене, как и многие другие датские художники того времени. Там они работали, встречались, обсуждали свои дела и вместе отмечали успехи товарищей и своей колонии.

Педер унаследовал от матери психическое заболевание, часто лежал в больнице, и относительно рано умер от сифилиса в возрасте 58 лет.Одним из наиболее известных художников Скагена был Вигго Йохансен (3.01 1851— 18.12.1935),

еще в юности проявивший свой талант и ставший впоследствии профессором живописи и директором Датской академии художеств. В 1885 году он участвовал в выставке в Париже и познакомился там с Клодом Моне, творчество которого его увлекло и оказало на него большое влияние.

Его картины стали светлее, чаще стали появляться пейзажи, он начал экспериментировать со световыми эффектами , солнечными бликами и тенями.

Интересны судьба и творчество еще одного художника из этой группы.Лауриц Туксен (09.12.1853 – 21.11.1927) был не только датским художником и скульптором, профессором Копенгагской академии художеств, но и некоторое время придворным художником российского императора Александра III, писал также портреты представителей королевских семей разных стран. Для нашей темы наиболее интересны его пейзажи Северного моря.

Проводя летние месяцы в Скагене, Туксен много времени посвящал изображению жизни датских моряков, их нелегкому и опасному труду.

И пару слов об еще одном скагенском художнике, рисовавшем в основном пейзажи, особенно морские, осенние и зимние.

Торвальд Нисс (07.05.1842 - 11.05.1905), родился в семье маляра, в 18 лет уехал из дома в Ассене и стал учеником художника в Копенгагене, затем посещал вечернюю школу при Академии художеств, зарабатывая на жизнь декоратором на фарфоровой фабрике. В 1887 году он побывал в Скагене и стал членом колонии художников.

Северная природа, берега Средиземного моря в Италии и Греции, посещение Парижа и знакомство с французскими художниками - все это повлияло на его творчество, он все больше отходит от реализма.

Несколько последних лет жизни Нисс страдал от тяжелого нервного заболевания, приведшего к смерти в 1905 году, в возрасте 63 лет.Группа Скагенских художников была довольно большой и, как я сказала выше, придерживалась в основном реалистического направления в живописи, но тенденции мирового искусства, особенно французского импрессионизма, не обошли их стороной, как мы увидели на примере творчества нескольких художников Скагенской группы.Почти одновременно с нею, образовалась художественная община на острове Фюн, о которой - во второй части. После второй части можно будет посмотреть и видеоклип об импрессионистическом направлении в датской живописи.

Ссылки: 1.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st021.shtml2.https://en.wikipedia.org/wiki/Skagen_Painters3.http://static.74.174.40.188.clients.your-server.de/izoselfportrait.narod.ru/index8.html

art-links.livejournal.com

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1.

"Художник нам изобразилГлубокий обморок сирениИ красок звучные ступениНа холст, как струпья, положил..." Осип МандельштамВсе те, кто интересуется историей живописи, хорошо знают, как много написано об импрессионизме, особенно о французском импрессионизме, его родоначальниках и последователях.Я и сама писала об особенностях итальянского, испанского, немецкого, американского и русского импрессионизма, о главных представителях этого направления и их работах.Оказывается, на севере Европы, в Норвегии, побывал сам Клод Моне и оставил нам много картин, написанных там под впечатлением величественной северной природы.

Но сегодня речь не о нем. Перед своей поездкой в Скандинавию в этом году я мечтала побывать в музеях и познакомиться с творчеством скандинавских художников, потому что кроме Мунка я, к своему стыду, не знала ни одного. Но маршрут тура был составлен так, к моему сожалению, что не предусматривал музеев изобразительных искусств, кроме Парка скульптур Вигеланда, и не оставлял времени на их свободные посещения. Вот теперь я решила найти материал и рассказать, разумеется, не обо всех художниках этих стран, а только о некоторых представителях скандинавского раннего и "зрелого" импрессионизма.Датские художники одними из первых в Европе обратили внимание на развитие во Франции нового художественного направления в искусстве, в первую очередь в живописи. Уже в 80-х годах 19 века они начали перенимать у французских импрессионистов любовь к пленэру, передавать впечатления от ускользающего момента, наполнять светом и воздухом свои полотна. Так в группе Скагенских (по названию рыбацкой деревушки на севере Дании, где они обосновались) художников реалистического направления начали робко появляться элементы импрессионизма, а некоторые работы уже начинали отвечать основным его особенностям.Можно это видеть на примере творчества двух художников мужа и жены Анны и Микаэля Анкер, считающихся реалистами, но явно "заразившимися вирусом импрессионизма".

Aннa Aнкер (18.08.1859 - 15.04.1935. Скаген) — родилась в семье торговца, далекой от искусства, но с детства любила рисовать и была знакома со многими из общины художников, поселившихся в Скагене. Основные мотивы ее творчества - интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее реалистической манере заметны уже робкие импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами.

Те же первые попытки внести элементы импрессионизма в свое творчество можно видеть и в работах ее мужа.

Микаэль Анкер (9.06.1849— 1909.1927) родился в семье торгового агента, учился в Академии художеств в Копенгагене, в начале своей карьеры поехал в Париж, чтобы познакомиться там с творчеством ведущих французских художников. По возвращении в Данию присоединился к группе скагенских художников, женился на Анне.

Многие его картины посвящены сценкам из жизни датских крестьян, представителей высшего света, рисовал он и портреты, любил изображать рыбаков и их нелегкий труд.

В знак уважения ко вкладу этих художников в искусство Дании супруги Анкер были изображены на 1000-кроновой купюре 1997 года выпуска.

К этой же группе художников принадлежали и супруги Крёйер, особенно, на мой взгляд, близок к импрессионизму был Педер Северин Крёйер (23.07.1851 — 21.11.1909 ).

Он родился в Норвегии, но был усыновлен датским зоологом из-за лишения родной матери родительских прав. В Копенгагене уже с 9 лет начал учиться рисовать, а в десять лет был принят в Технический институт. Крёйер несколько раз ездил в Париж, жил там и был знаком со многими импрессионистами, творчество которых оказало на него сильное влияние.

В 1889 году он женился на художнице Марии, которая, правда, в замужестве почти не занималась живописью.

В основном писала натюрморты, вот одна из ее работ этого периода.

Крёйеры всю теплую половину года проводили в Скагене, как и многие другие датские художники того времени. Там они работали, встречались, обсуждали свои дела и вместе отмечали успехи товарищей и своей колонии.

Педер унаследовал от матери психическое заболевание, часто лежал в больнице, и относительно рано умер от сифилиса в возрасте 58 лет.Одним из наиболее известных художников Скагена был Вигго Йохансен (3.01 1851— 18.12.1935),

еще в юности проявивший свой талант и ставший впоследствии профессором живописи и директором Датской академии художеств. В 1885 году он участвовал в выставке в Париже и познакомился там с Клодом Моне, творчество которого его увлекло и оказало на него большое влияние.

Его картины стали светлее, чаще стали появляться пейзажи, он начал экспериментировать со световыми эффектами , солнечными бликами и тенями.

Интересны судьба и творчество еще одного художника из этой группы.Лауриц Туксен (09.12.1853 – 21.11.1927) был не только датским художником и скульптором, профессором Копенгагской академии художеств, но и некоторое время придворным художником российского императора Александра III, писал также портреты представителей королевских семей разных стран. Для нашей темы наиболее интересны его пейзажи Северного моря.

Проводя летние месяцы в Скагене, Туксен много времени посвящал изображению жизни датских моряков, их нелегкому и опасному труду.

И пару слов об еще одном скагенском художнике, рисовавшем в основном пейзажи, особенно морские, осенние и зимние.

Торвальд Нисс (07.05.1842 - 11.05.1905), родился в семье маляра, в 18 лет уехал из дома в Ассене и стал учеником художника в Копенгагене, затем посещал вечернюю школу при Академии художеств, зарабатывая на жизнь декоратором на фарфоровой фабрике. В 1887 году он побывал в Скагене и стал членом колонии художников.

Северная природа, берега Средиземного моря в Италии и Греции, посещение Парижа и знакомство с французскими художниками - все это повлияло на его творчество, он все больше отходит от реализма.

Несколько последних лет жизни Нисс страдал от тяжелого нервного заболевания, приведшего к смерти в 1905 году, в возрасте 63 лет.Группа Скагенских художников была довольно большой и, как я сказала выше, придерживалась в основном реалистического направления в живописи, но тенденции мирового искусства, особенно французского импрессионизма, не обошли их стороной, как мы увидели на примере творчества нескольких художников Скагенской группы.Почти одновременно с нею, образовалась художественная община на острове Фюн, о которой - во второй части. После второй части можно будет посмотреть и видеоклип об импрессионистическом направлении в датской живописи.

Ссылки: 1.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st021.shtml2.https://en.wikipedia.org/wiki/Skagen_Painters3.http://static.74.174.40.188.clients.your-server.de/izoselfportrait.narod.ru/index8.html

vanatik05.livejournal.com

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1.: picturehistory

"Художник нам изобразилГлубокий обморок сирениИ красок звучные ступениНа холст, как струпья, положил..." Осип МандельштамВсе те, кто интересуется историей живописи, хорошо знают, как много написано об импрессионизме, особенно о французском импрессионизме, его родоначальниках и последователях.Я и сама писала об особенностях итальянского, испанского, немецкого, американского и русского импрессионизма, о главных представителях этого направления и их работах.Оказывается, на севере Европы, в Норвегии, побывал сам Клод Моне и оставил нам много картин, написанных там под впечатлением величественной северной природы.

Но сегодня речь не о нем. Перед своей поездкой в Скандинавию в этом году я мечтала побывать в музеях и познакомиться с творчеством скандинавских художников, потому что кроме Мунка я, к своему стыду, не знала ни одного. Но маршрут тура был составлен так, к моему сожалению, что не предусматривал музеев изобразительных искусств, кроме Парка скульптур Вигеланда, и не оставлял времени на их свободные посещения. Вот теперь я решила найти материал и рассказать, разумеется, не обо всех художниках этих стран, а только о некоторых представителях скандинавского раннего и "зрелого" импрессионизма.Датские художники одними из первых в Европе обратили внимание на развитие во Франции нового художественного направления в искусстве, в первую очередь в живописи. Уже в 80-х годах 19 века они начали перенимать у французских импрессионистов любовь к пленэру, передавать впечатления от ускользающего момента, наполнять светом и воздухом свои полотна. Так в группе Скагенских (по названию рыбацкой деревушки на севере Дании, где они обосновались) художников реалистического направления начали робко появляться элементы импрессионизма, а некоторые работы уже начинали отвечать основным его особенностям.Можно это видеть на примере творчества двух художников мужа и жены Анны и Микаэля Анкер, считающихся реалистами, но явно "заразившимися вирусом импрессионизма".

Aннa Aнкер (18.08.1859 - 15.04.1935. Скаген) — родилась в семье торговца, далекой от искусства, но с детства любила рисовать и была знакома со многими из общины художников, поселившихся в Скагене. Основные мотивы ее творчества - интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее реалистической манере заметны уже робкие импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами.

Те же первые попытки внести элементы импрессионизма в свое творчество можно видеть и в работах ее мужа.

Микаэль Анкер (9.06.1849— 1909.1927) родился в семье торгового агента, учился в Академии художеств в Копенгагене, в начале своей карьеры поехал в Париж, чтобы познакомиться там с творчеством ведущих французских художников. По возвращении в Данию присоединился к группе скагенских художников, женился на Анне.

Многие его картины посвящены сценкам из жизни датских крестьян, представителей высшего света, рисовал он и портреты, любил изображать рыбаков и их нелегкий труд.

В знак уважения ко вкладу этих художников в искусство Дании супруги Анкер были изображены на 1000-кроновой купюре 1997 года выпуска.

К этой же группе художников принадлежали и супруги Крёйер, особенно, на мой взгляд, близок к импрессионизму был Педер Северин Крёйер (23.07.1851 — 21.11.1909 ).

Он родился в Норвегии, но был усыновлен датским зоологом из-за лишения родной матери родительских прав. В Копенгагене уже с 9 лет начал учиться рисовать, а в десять лет был принят в Технический институт. Крёйер несколько раз ездил в Париж, жил там и был знаком со многими импрессионистами, творчество которых оказало на него сильное влияние.

В 1889 году он женился на художнице Марии, которая, правда, в замужестве почти не занималась живописью.

В основном писала натюрморты, вот одна из ее работ этого периода.

Крёйеры всю теплую половину года проводили в Скагене, как и многие другие датские художники того времени. Там они работали, встречались, обсуждали свои дела и вместе отмечали успехи товарищей и своей колонии.

Педер унаследовал от матери психическое заболевание, часто лежал в больнице, и относительно рано умер от сифилиса в возрасте 58 лет.Одним из наиболее известных художников Скагена был Вигго Йохансен (3.01 1851— 18.12.1935),

еще в юности проявивший свой талант и ставший впоследствии профессором живописи и директором Датской академии художеств. В 1885 году он участвовал в выставке в Париже и познакомился там с Клодом Моне, творчество которого его увлекло и оказало на него большое влияние.

Его картины стали светлее, чаще стали появляться пейзажи, он начал экспериментировать со световыми эффектами , солнечными бликами и тенями.

Интересны судьба и творчество еще одного художника из этой группы.Лауриц Туксен (09.12.1853 – 21.11.1927) был не только датским художником и скульптором, профессором Копенгагской академии художеств, но и некоторое время придворным художником российского императора Александра III, писал также портреты представителей королевских семей разных стран. Для нашей темы наиболее интересны его пейзажи Северного моря.

Проводя летние месяцы в Скагене, Туксен много времени посвящал изображению жизни датских моряков, их нелегкому и опасному труду.

И пару слов об еще одном скагенском художнике, рисовавшем в основном пейзажи, особенно морские, осенние и зимние.

Торвальд Нисс (07.05.1842 - 11.05.1905), родился в семье маляра, в 18 лет уехал из дома в Ассене и стал учеником художника в Копенгагене, затем посещал вечернюю школу при Академии художеств, зарабатывая на жизнь декоратором на фарфоровой фабрике. В 1887 году он побывал в Скагене и стал членом колонии художников.

Северная природа, берега Средиземного моря в Италии и Греции, посещение Парижа и знакомство с французскими художниками - все это повлияло на его творчество, он все больше отходит от реализма.

Несколько последних лет жизни Нисс страдал от тяжелого нервного заболевания, приведшего к смерти в 1905 году, в возрасте 63 лет.Группа Скагенских художников была довольно большой и, как я сказала выше, придерживалась в основном реалистического направления в живописи, но тенденции мирового искусства, особенно французского импрессионизма, не обошли их стороной, как мы увидели на примере творчества нескольких художников Скагенской группы.Почти одновременно с нею, образовалась художественная община на острове Фюн, о которой - во второй части. После второй части можно будет посмотреть и видеоклип об импрессионистическом направлении в датской живописи.

Ссылки: 1.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st021.shtml2.https://en.wikipedia.org/wiki/Skagen_Painters3.http://static.74.174.40.188.clients.your-server.de/izoselfportrait.narod.ru/index8.html

picturehistory.livejournal.com

Карл Ларссон. Художник, который нарисовал счастье

Карл Уолоф Ларссон -  один из самых любимых и известных шведских художников. Его считают основателем типично шведского стиля, основными элементами которого являются яркость красок, обилие света и весёлая жизнерадостность (на сайте Википедии это называется "жизненно-веселая функциональность", но когда смотришь на картины Ларссона как-то не хочется произносить слово "функциональность").

Автопортрет

 Карл родился в Гамла-стан (Старый Город), ныне исторический центр Стокгольма, 28 мая 1853 года в семье чрезвычайно нуждавшихся людей. Детство Ларссона сложно называть радостным: мать работала прачкой, а отец простым рабочим. Глава семьи был жестоким и вспыльчивым, а напившись, срывал свой гнев на сыне.В возрасте тринадцати лет на художественное дарование Карла обратил внимание учитель из школы для бедных детей. Он убедил семью в том, чтобы Карл нашел возможность поступить в основную школу при Стокгольмской Академии Искусств. Карл был принят в школу. Он работал ретушером у фотографа, а вскоре газеты стали публиковать его первые работы - карикатуры и графику.

Из-за своей бедности он чувствовал себя очень ущемленным, был застенчив, и с ранних лет на жизнь ему пришлось зарабатывать самому. В возрасте шестнадцати лет в той же самой академии он переходит в следующий класс - «античная школа». Карл Ларссон становится более уверенным в себе, а в какой-то момент даже центральной фигурой среди студентов. Художник подрабатывает иллюстратором журналов.Ларссон впервые побывал во Франции в 1877 году, но не выказал интереса к царившим тогда в Париже импрессионистам (хотя в некоторых его работах их влияние очень заметно), а вместе с другими шведскими художниками осел в Греце, городке в 70 км от Парижа. В это время он пишет многочисленные акварели окружающей натуры. В 1879 году он знакомился с Карин Бергее, которая вскоре стала его женой. Для проведения свадьбы они возвращаются назад в Швецию.Карин Ларссон

В начале 1880-х Ларссон много работает, курсируя между Францией и Швецией, а также выступает в качестве одного из основателей ассоциации шведских художников "Оппоненты". Он популярен как иллюстратор, а на парижском Салоне 1883 года его работы даже получают один из призов. В своем творчестве он теперь использует множество техник - рисунок карандашом, уголь, перо, ксилографию и др.

В 1888 семья получила в подарок от родителей супруги маленький дом в окрестностях Сундборна, к северу от Стокгольма. В 1901 году Ларссоны окончательно переселяются в него, и иддилическая жизнь в собственном поместье в окружении жены и детей становится источноком вдохновения для художника.Cottage. (дом Ларссонов)Cottage In Snow

Карл и Карин Ларссоны воспитали восемь детей, ставших любимыми моделями Карла. Именно эта живопись акварелью в наши дни особенно любима и можно сказать лелеема во всем мире. Стиль акварельных работ Ларссона называют воздушным, он характеризируется мастерской, даже искусной организацией взаимодействия поверхностей и линий.В своих альбомах "Наш дом", "Спадарфет, наше загородное имение" Ларссон рисует жизнь своей семьи - и каждодневные будни, и именины и праздники. Эти работы становятся выражением внутреннего мира и творческой манеры художника. Вместо письма цветовыми пятнами без четких контуров приходит линейный стиль рисунка, с большим количество деталей и четким черным контуром. Альбомы Ларссона - это отраженная в рисунках концепция образа жизни. Стиль жизни, выбранный супругами, прослеживается во всем - на выборе одежды, питания, ведении домашнего хозяйства и в оформлении дома.

Карл Улоф Ларссон признан в Швеции не только выдающимся художником, но и создателем интерьера в скандинавском стиле.

Дело в том, что до него интерьера в скандинавском стиле, как и понятия, не существовало. Стиль, который он популяризовал, основан на синтезе нейтральных цветов, присущих норвежскому, шведскому и датскому пейзажам. Цвета - оттенки белого, экрю, бежевый, бледно голубой, цвет светлого дерева. Исключением в палитре пастельных тонов является яркий красный цвет, который словно солнце делает воздушный, почти бесцветный интерьер настоящим, действительным.

Lathörnan (Cosy Corner), 1894.«Волшебная» комната, которая чаще всего появляется в рисунках Ларссона – гостиная. В ней благодаря свету, проникающему через большое окно, кажется, что всегда лето и очень просторно. Вся семья больше всего любила эту комнату, и Карл Ларссон называл её «Храм Праздности».

1892 The Day Before Christmas Eve watercolored pen ink drawing

1894-97 The Front Yard and the Wash House watercolor.

1898 Karin and Kersti watercolor.

1900 A Late-Risers Miserable Breakfast watercolor

1901 Peek-a-Boo,watercolor.

A Fairy Or Kersti And A View Of A Meadow

A Good Place For Swimming.

An Interior with a Woman Reading (1885)

Apple Orchard.

At The Cellar

Blomsterfönstret (Flowers on the windowsill), 1894

Bolla

Breakfast Under The Birch.

Brita as Iduna (Iðunn) - cover page for the Christmas edition of weekly magazine Idun (1901)

Brita In The Flowerbed.

Chess Game

Christmas morning (1904).

En la huerta-jardin watercolor 1883.

Esbjörn And Grandpa.

Esbjörn And The Farmer's Daughter.

Esbjörn On Skis.

Father And Mother

For A Little Card Game

Hide - and Seek

Idyll

Karin a la orilla del agua 1908.

Karin and daughter Suzanne in Paris (1885).

Karin I Grez Hostmotiv (Karin in Grez Autu)

Kersti's Sleigh Ride.

La veranda 1894-96.

Leontine Sitting In The Atelier

Lisbeth As A Princess

Lisbeth In The Atelier

Lisbeth metar (Lisbeth fishing), 1898

Lisbeth watercolour 1894

Los deberes 1898.

Esbjorn November 1900 watercolor

Mammas och småflickornas rum (Mamma's and the small girls' room), 1897

När barnen har gått och lagt sig (When the Children have Gone to Bed)

November

October

On the Farm watercolor

Outing

Poppy

Say Hello Nicely

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф (швед. Selma Ottiliana Lovisa Lagerlöf; 20 ноября 1858, Морбакка, Швеция — 16 марта 1940, там же) — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) и третья вообще женщина, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер).

Star Boys Calls At The Larsson's.

Summer Flowers

Sunflower

Suzanne And Another

The Old Man and the New Trees.

Ulf In The Evening Sun

Сочельник

Вот тут осталось ещё много не выложенных картинок: http://fotki.yandex.ru/users/syu-soply/album/172828/?p=7

Источники:http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post190919821/http://http://carllarssonlevenenwerken.blogspot.com/2011_02_01_archive.htmlhttp://http://www.arteveryday.org/carl-larsson/http://fr.wikipedia.org/wiki/Carl_Larssonhttp://scandistyle.ru/karl-larsson-i-skandinavskij-interer/http://www.scandinaviantreasures.com/website1/gal1.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%A3%D0%BB%D0%BE%D1%84http://http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BB%D1%91%D1%84,_%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0

syu-soply.livejournal.com

Изобразительное искусство викингов - Фьорд

Когда говорят про викингов, всегда вспоминают нападения, грабежи и насилие. Проще говоря, всегда говорят о варварстве. Но если познакомиться с искусством Древней Скандинавии, дошедшим до нас в виде изумительных изобразительных орнаментов, искусных рунических надписей и великолепной поэзии скальдов, будет тяжело называть викингов бездушными варварами.

В этой статье рассмотрим историю развития и стили изобразительного искусства эпохи викингов на базе доступных археологических находок.

Самый известный топор викингов из захоронения Маммен. Считается, что был использован как ритуальное орудие, не в качестве боевогоСамый известный топор викингов из захоронения Маммен. Считается, что был использован как ритуальное орудие, не в качестве боевого.

Хоть на сегодняшний день и мало известно о ремесленниках Древней Скандинавии, но сохранилось множество предметов, которые были искусно изготовлены мастерами своего дела. В основном, это металические, каменные и деревянные изделия. С подавляющим количеством первых. Первые археологические находки в регионе (Дания) датированы уже началом III-го века. И уже с этого времени учёные могут проследить развитие прикладного искусства населения.

Изначально орнаменты ритуальных или повседневных предметов, украшений были достаточно примитивны. Сильное влияние на стилистику оказывало близость к границам земель подвластным римлянам, а также соседство с континентальными германскими народами. С течением времени, когда технологии изготовления железных предметов и инструментов в частности стали доступнее, более широкое распространение искусные предметы получили среди всех слоёв населения, а не только знати. Период 550-1050 гг считается поздним этапом Железного Века Скандинавии. Примерно с началом Вендельского периода (550-750 гг, название дано по месту археологических находок того времени, Вендель) скандинавы начали разрабатывать свои собственные стили изобразительного искусства.

Вендельский "утиный" шлем, Государственный музей истории Швеции, КопенгагенВендельский «утиный» шлем, Государственный музей истории Швеции, Копенгаген

Сюжетные линии носимых украшений, орнаментов зданий, оружия, предметов обихода, рисунков на рунических камнях — всегда мифологического и, позднее, религиозного христианского характера. Дело в том, что искусно украшенный предмет если не являлся амулетом напрямую, то обязательно носил защитную функцию. Тем охотнее были востребованы предметы с сюжетом из мифов, саг и Библии.

Стили изобразительного искусства викингов

Учёные искусствоведы разделяют стили эпохи викингов, а также стили предшествующие эпохе викингов. До 9-го века есть 3 стиля без названия, пронумерованные римскими цифрами: I, II, III. Каждый из них латинскими буквами подразделён на подстили. Наиболее важным считают последний подстиль перед началом эпохи викингов (примерно до 750 г): стиль III/E, или просто стиль E.

Типичный пример скандинавского стиля III/E. Бронзовое навершие меча, Хелльви, о. ГотландТипичный пример скандинавского стиля III/E. Бронзовое навершие меча, Хелльви, о. Готланд.

Отличительной особенностью стиля E являются 3 орнаментных мотива, использующихся как непосредственно до начала эпохи завоеваний скандинавов, так и на всём протяжении вплоть до XI-го века. Это: “ленточные животные”, “хватающие животные”, мотив “великого зверя”.

Мотив ленточных животных Хватающие животные Мотив великого зверя

Мотивы стиля E прослеживаются и дальше во всех 6-ти стилях эпохи викингов: Осебергский (Усебергский) стиль, стиль Борре, стиль Йеллинге, стиль Маммен, стиль Рингерике, стиль Урнес.

Периоды развития стилей изобразительного искусства эпохи викинговПериоды развития стилей изобразительного искусства эпохи викингов

Осебергский стиль взял название из-за находок в осебергском захоронении (Норвегия). Яркий представитель — столб-голова животного (возможно, устанавливался на нос драккара). Покрыт орнаментом в одноимённом стиле.

Столб-голова из Осебергского захороненияСтолб-голова из Осебергского захоронения.

Стиль Борре назван в честь одноимённого захоронения в Вестфольде, Норвегия. Главный представитель — бронзовые накладки на конскую упряжь.

Бронзовые накладки на конскую упряжь. Стиль БорреБронзовые накладки на конскую упряжь. Стиль Борре

Стиль Йеллинге (Еллинге, всегда с «е» на конце). Назван по захоронению в местечке Йеллинг, Ютландия, Дания. Главный представитель — йеллингский серебряный кубок.

Серебряный кубок из ЙеллингаСеребряный кубок из Йеллинга

Стиль Маммен также взял название из одноимённого захоронения в Ютландии, Дания. Кроме самого яркого представителя, ритуального топора из Маммен (см. в начале статьи) есть и другие. Например: стороны креста Торлейфа, о. Мэн; типичная для этого стиля маска человека на рунном камне из Архуса (Орхуса), Дания; знаменитая Камменская шкатулка с резьбой по кости.

Узор в стиле Маммен на кресте Торлейфа Рунный камень с маской в стиле Маммен Камменская шкатулка

Стиль Рингерике назван по месту раскопок в Норвегии. Типичные представители: рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp) и флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция. Оба с мотивами «великого зверя».

Рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp), Норвегия Флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция

Стиль Урнес взял название от одноимённой каркасной церкви (Ставкирка) в Урнес, Норвегия. Работа по дереву на покрытиях этого здания и являются типичным представителем декоративного направления.

Ещё один представитель: изящная брошь из Линдхольм Хойе (Lindholm Høje), Дания.

Брошь из Линдхольм Хойе, Дания

Основные мотивы произведений

На изделиях мастеров эпохи викингов часто изображаются животные: волки, медведи, змеи и всевозможные птицы. Звери носили символическую роль. Предполагается, что они играли роль амулетов, защитников своих владельцев, оберегов. Изображаемые животные придавали сил или особенных качеств, необходимых викингам в бою и мореплавании.

Тоже самое касается фигурок и изображений богов: Одина, Тора, Фрея, его сестры Фрейи. Или артефактов, присущим этим богам. Символические обереги помогали бондам в уходе за хозяйством, женщинам в уходе за собой. Амулеты искали защиту покровителя в бою или просто приносили удачу.

Кулон молота Тора, Швеция Статуя-амулет Тора из Эйрарланд, Исландия Статуя Фрейя. Исторический музей Швеции. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

Очень много встречается изображений женщин с кубками — это валькирии, встречающие воинов в Вальхалле.

Кулон Валькирия, ШвецияКулон Валькирия, Швеция. Изображение изменено. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

На рунных камнях (особенно характерны камни из Готланда, с чёрным фоном), ставнях, панелях деревянных зданий можно было встретить целые сцены из саг, приключений богов, сцены из Рагнарёк — конца мира. Например, сюжет про Волунда в «Песне о Вёлунде Кузнеце«.

Встречается масса изделий с изображением сцен из Легенды о Сигурде. Этот сюжет интересен ещё и тем, что демонстрирует мотивы: борьбу со злом и погибель от греховного завладения проклятым золотом.

Одна из сцен легенды о Сигурде на доске портала ставкирке из Хилестад, НорвегияОдна из сцен легенды о Сигурде на доске портала ставкирке из Хилестад, Норвегия. XII век

На позднем этапе эпохи викингов всё больше просматривается христианское влияние. Это изображения распятия на подвесках, кулонах. Главная задача мастера была показать Христа сильным и главенствующим в постоянной борьбе между язычеством и новой верой в умах скандинавов.

Распятие, серебряный кулон. Бьёркё, Швеция. Исторический музей ШвецииРаспятие, серебряный кулон. Бьёркё, Швеция. Исторический музей Швеции. Изображение изменено. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

Изобразительные стили эпохи викингов во времени плавно перетекают один в другой и на позднем этапе стиль Урнес сплетается с Романским стилем, становящимся всё более и более популярным во всей Европе.

Столб из церкви Урнес, Норвегия. Смесь Романского стиля и мотивов стиля УрнесСтолб из церкви Урнес, Норвегия. Смесь Романского стиля и мотивов стиля Урнес

Источники: Искусство Викингов (Джеймс Грэхем-Кэмпбелл), Викинги (Хольгер Арбман), Шведский национальный музей.

fiord.org

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. НОРВЕГИЯ. - vanatik05 (Nataly)

В конце 19 века новые веяния европейского искусства проникают и в Норвегию, особенное влияние оказывают на норвежских художников-реалистов работы французских импрессионистов. Если раньше главной кузницей норвежских художников была Германия, Дюссельдорф и Мюнхен, а романтизм и реализм – основными направлениями в их творчестве, то в 80-х годах им на смену приходит Париж. А позже в 90-х годах сам Клод Моне проводит несколько месяцев в Норвегии, и очарованный ее суровой и величественной красотой создает около 30 своих северных эскизов.

Среди норвежских живописцев начинается увлечение пленэром, игрой света и тени, краски становятся ярче, теплее, все меньше становится социально окрашенных сюжетов. Одним из первых представителей реализма, почувствовавших новые веяния, был

Кристиан Крог (13 августа 1852 — 16 октября 1925), художник и писатель, получивший, как и отец, юридическое образование, он одновременно учился и в Королевской школе рисунка, затем обучался живописи в Германии. В 1879 году он приехал в Данию, где познакомился с художниками «Скагенской группы» (мы говорили о ней в первой части статьи о датском импрессионизме), а еще через два года переехал во Францию, познакомился с Эдуардом Мане, оказавшим на него большое влияние.

После возвращения в Осло Крог начал преподавать в Академии искусств и ремесел, Эдвард Мунк, самый, наверное, известный норвежский художник, был его учеником. В 1888 году он женился на молодой художнице Оде Ларссон, у них родилась дочь, которую назвали Нана, Крогу - писателю были близки Золя и Мопассан.

В 90-х годах Крог преподавал в Париже, а затем был директором Художественной академии в Осло и ее профессором. Хотя Кристиана Крога считают представителем реалистического направления, он, однако, в своем творчестве 80-90-х годов 19 века проявлял себя и в импрессионистическом качестве, а позже даже и в экспрессионистском.

Современником и единомышленником Крога был художник, той же реалистической норвежской школы Эрик Теодор Вереншёлль (11 февраля 1855— 23 ноября 1938), родившийся в семье военного - коменданта городской крепости.Начинал свое обучение живописи сначала в родном городе Конгсвингере, затем в Осло, а продолжил, как и многие художники того времени, в Мюнхене.

Затем он едет на два года в Париж и "заражается" там натурализмом и пленэрной живописью импрессионистов. Вернувшись на родину, Вереншелль увлекается жанровыми сюжетами, пробует себя в графике, много работает над иллюстрациями сказок и саг.

Вереншелль, как и Крог, вносит свою лепту в развитие и обогащение норвежской живописи - легкость, воздух и свет в ее несколько тяжеловесный и мрачноватый реализм, но и его мы еще не можем относить к импрессионистам, хотя в творчестве Вереншелля уже явно проявляются импрессионистические черты.Еще ближе подошел к импрессионизму Ялмар Эйлиф Эммануэл Петерссен ( 4 сентября 1852— 29 декабря 1928), из бухгалтерской семьи, уже в 14 лет начал обучаться в Королевском колледже, а затем в Школе живописи в Экерсберге.

Затем учеба в Королеваской Академии в Дании, за ней - в Академии художеств в Мюнхене, путешествует по Европе, особенно много времени проводит в Италии, а в Дании знакомится с художниками "Скагенской группы". Его привлекает портретная живопись,

но для нас особенно интересны его пейзажи , особенно виды фарерского острова Сандё, где он проводил много времени. Как раз в этих работах хорошо проявляются импрессионистические тенденции его творчества, и даже влияние уже

постимпрессионистов.

Работа над этой темой подарила мне возможность познакомиться со многими норвежскими художниками того времени, и одним из тех, кто произвел на меня впечатление большое своими пейзажами, был Йорген Соренсен (16 мая 1861 – 1 сентября 1894).

Он родился в семье торговца, а в возрасте 7 лет из-за травмы стал инвалидом, с 12 лет начал заниматься изучением живописи и создавать собственные произведения, во многом под впечатлением творчества Кристиана Крога. В 1881 году Йорген познакомился и близко сошелся с Эдвардом Мунком, в 1884 побывал в Париже,

на него оказало огромное влияние творчество импрессионистов, а позже и Фрица Таулова. Соренсен прожил короткую жизнь, но успел оставить свой яркий след в истории норвежской живописи.

Вот мы и подошли, наконец, вплотную к теме норвежского импрессионизма, самым значительным представителем которого, по мнению многих ценителей искусства, является Фриц Таулов (20 октября 1847— 5 ноября 1906). Родившись в семье далекой от искусства, его отец был аптекарем, юный Фриц проявлял способности к рисованию, и поступил Академию художеств в Копенгагене, а затем учился в Карлсруэ у известного норвежского художника-реалиста Ханса Гуде.

В 1875 году Таулов уезжает в Париж и проводит там 5 лет, попав под сильное влияние набирающего в ту пору силу импрессионизма. Кроме того он часто бывает в Дании и дружит с художниками «Скагенской группы», близко знакомится с Микаэлем Анкером.

В 1880 году Таулов возвращается в Норвегию, становится главным вдохновителем и организатором ежегодной «Осенней выставки» современного искусства в тогдашней Христиании, нынешнем Осло. Сам он всегда работал на пленэре, любил городские пейзажи, игру текущей речной воды, размеренную жизнь небольших городков.

В 1892 году Фриц Таулов переехал во Францию. В Париж. Он увлечен пейзажной живописью, все меньше уделяет внимания реалистическому воспроизведению деталей, а все больше стремится передать впечатление от неброской красоты городских и сельских видов, находя в них радость и тихое удовлетворение, особенное внимание уделяя изображению снега и зимней природы.

Фриц Таулов – один из немногих норвежских художников, получивших международную известность и финансовое благополучие еще при жизни, его работы можно увидеть не только в Норвегии, но и в разных музеях мира.

Еще один норвежский художник, причисляемый к импрессионистам, Хенрик Луис Лунд (8 сентября 1879— 23 декабря 1935) родился в Бергене, в семье военного и пианистки. Он был чрезвычайно одаренным ребенком, и уже в 20 лет у него состоялась первая персональная выставка, а в 1901 году он участвует в "Осенней выставке", созданной при активном участии Фрица Таулова и проходящей ежегодно в Осло.

В 1904 - 1909 годах молодой художник живет в Копенгагене, получает там государственную стипендию и едет в Париж, где изучает современные тенденции во французском искусстве, подпадая под влияние не только импрессионистов, но уже и постимпрессионистов. Это очень хорошо видно в сравнении двух портретов. Написанный в спокойной коричневато-серой гамме портрет Кнута Гамсуна

и яркий, "постимпрессионистский", написанный уже в 20-е годы портрет трех известных людей Норвегии, среди которых и Кнут Гамсун.

Лунд много путешествует по Европе, дважды побывал в Америке, создал множество портретов известных людей того времени, например, Рузвельта, Муссолини, Герберта Уэльса. В последние годы он полностью перешел к постимпрессионистической манере.Большой вклад в развитие норвежской живописи внес еще один художник, как и многие его товарищи по искусству, желавший внести свежую струю в "норвежский стиль", Торвальд Эриксен (18 июля 1868 -23 декабря 1939).Начав изучать право, юный Торвальд мечтал о карьере музыканта,

но прервав учебу, поступил в Школу живописи, а переехав в Копенгаген, стал учеником Цартмана (помните главного учителя почти всех начинающих импрессионистов Дании?). Во время своей учебы в Италии и Париже он увлекается творчеством французских художников, в основном пишет спокойные, насыщенные светом и воздухом пейзажи.

Он все больше подпадает под влияние постимпрессионизма, работ Сезанна и Матисса, краски становятся темнее, контуры резче, но как и прежде от его картин веет покоем и умиротворением.

Торвальд Эриксен сумел соединить принципы импрессионизма и даже постимпрессионизма с традициями норвежского реализма в пейзажной живописи. Он стал своеобразным связующим звеном между ним и теми тенденциями, которые четко проявились после 1910 года под влиянием Матисса и символизма.Ярким представителем этого направления в норвежской живописи, начинавшим свою карьеру как импрессионист, считается Харальд Оскар Сольберг (29 сентября 1869 — 19 июня 1935).

Еще в раннем детстве у Харальда проявился художественный талант, он стал художником-декоратором, а затем поступил в Королевскую школу искусств, самостоятельно занимался и брал уроки у Вереншелля и Петерсена. Как и многие, побывал в Копенгагене, где учился некоторое время в школе Цартмана.

После первых успешных выставок Сольберг сумел получить стипендию для продолжения образования, он едет в Париж, затем в Германию, перенимая некоторые французские постимпрессионистические и немецкие неоромантические тенденции.

Его картины иногда напоминают японские гравюры своей тщательностью в выписывании деталей и отображении света. Славу принесли ему пейзажи Рёруса и особенно Рондана в северной Норвегии. Зимний пейзаж в горах Рондана он писал много лет на протяжении свой жизни, постоянно улучшая и изменяя его.

Странно и печально закончилась его жизнь - он умер в полной безвестности в Осло в возрасте 65 лет.

Еще один норвежский художник, испытавший на себе сильнейшее влияние французского импрессионизма, но особенно постимпрессионизма Анри Матисса, а позднее экспрессионизма Эдварда Мунка, считавший себя неоимпрессионистом, Людвиг Карстен (8 мая 1876 - 19 октября 1926) родился в богатой семье строителя и уже в 13 лет начал брать уроки рисования. После окончания средней школы он много путешествовал по Европе,

жил в Мадриде и Париже, где вел богемную жинь, был очень вспыльчив и даже был исключен там на время из группы норвежских художников за постоянные пьянки и драки. Его творчество тоже получало неоднозначную критику, он не придерживался определенного направления, часто интерпретировал картины великих мастеров -Риберы, Рембрандта, Ван Гога , Матисса.

В 1905 году он посетил Мунка и однажды, пропьянствовав с ним всю ночь, наутро поссорился и подрался (у Мунка даже есть гравюра на эту тему). В 1913 году Людвиг женился и немного остепенился, жил с семьей в Копенгагене, а затем купил дом в Скагене, где в основном рисовал большие пейзажи и жанровые сцены.

Многие искусствоведы, отдавая должное перечисленным мною художникам, выделяют, тем не менее, одного из нео-романтиков, показавшим себя на первых этапах своего творчества прекрасным пейзажистом в импрессионистическом стиле, и считают его одним из великих норвежских художников. Этот художник - Николай Аструп (30 августа 1880— 21 января 1928), родился в семье священника, окончил классическую гимназию, после нее был домашним учителем для своих многочисленных братьев и сестер.

У него не было никакого специального образования, но была большая тяга к рисованию, он поступает в Христиании (Осло) в художественную школу и берет частные уроки. После окончания школы, получив стипендию, он смог поездить по Европе, а приехав в Париж, начать учиться в Художественной академии у Кристиана Крога.

Вернувшись в Норвегию, он писал пейзажи и готовился к выставке, которая прошла успешно в 1905 году и получила хорошие отзывы. Вскоре он женился, и у него один за другим родились 8 детей. У него были еще две большие выставки, очень доброжелательно встреченные публикой и критикой, он много путешествует, даже побывал с семьей в Алжире, проехав Германию, Италию и остановившись на некоторое время на обратном пути в Париже.

Долгие годы Аструп страдал от астмы и рано умер, в 47 лет, от воспаления легких. Считается, что его стиль настолько своеобразен, что не находит аналогов в норвежском искусстве и трудно поддается классификации. У него были два проходящие через многие картины мотива -

"оживающие" деревья (что отсылает нас к символизму) и более близкий к нашей теме сюжет праздника с горящим костром вдалеке и сидящим на переднем плане спиной к нам человеком, чаще - ребенком.

Очевидно, этот сюжет был навеян какими-то давними детскими воспоминаниями.Закончить свой небольшой обзор я хотела бы двумя работами Эдварда Мунка (12 декабря 1863— 23 января 1944),

которые написаны на одну тему и считаются выполненными в импрессионистическом стиле. К ним требуется небольшое предисловие. Когда Эдварду было 5 лет умерла от туберкулеза его мать, а спустя девять лет от той же болезни скончалась его старшая сестра Лаура, которой было всего 15 лет.

Очевидно, что эти две смерти произвели на мальчика такое сильное и тяжелое впечатление, что этот сюжет еще часто повторялся в его творчестве уже во взрослом возрасте. Возможно, что пережитое им в детские годы горе повлияло в какой-то мере на формирование его характера и мрачного мироощущения.

Правда, вторая картина, написанная через 3 года после первой, выдержана уже в более светлых оптимистичных тонах. Но хотя он позже и говорил: «Я буду изображать живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят», - Мунк еще много раз использовал в своем творчестве мотив "комнаты умирающего", а "Больная девочка" была им написана в шести вариантах.Хочу только упомянуть об еще одном теперь уже русском художнике, Константине Коровине, который, как и Моне, побывав в Норвегии, был покорен величием и красотой ее природы и оставил нам несколько эскизов, вот один из них.

.

Итак, я постаралась вкратце рассказать о тех норвежских художниках, которые в определенные периоды своего творчества писали в импрессионистическом стиле, наиболее известным из них является Фриц Таулов, его считают родоначальником импрессионизма в Норвегии. Желающие могут посмотреть слайдшоу с музыкальным сопровождение (Эдвард Григ) по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=75T1-7V9NxM, или в отдельном посте следующей публикации.Ссылки: 1. https://nkl.snl.no/2.http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st022.shtml3.http://scandistyle.ru/norvezhskaya-zhivopis-nachala-xx-veka/4.http://www.norge.ru/budur_malekunst/5.https://litlife.club/br/?b=204606&p=1106.http://gallerix.ru/read/

vanatik05.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта