Чувство истории. Картина иванова стрельцы


Валентин Иванов. «И тогда он уволил Стрельцова с Ворониным…»

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

ВАЛЕНТИН ИВАНОВ. 19 ноября капитану сборной СССР и московского «Торпедо», чемпиону Олимпийских игр, обладателю первого Кубка Европы, неоднократному чемпиону страны Валентину Козьмичу Иванову исполнится 75 лет.

А накануне корреспондент «ССФ» вместе с его женой, олимпийской чемпионкой по гимнастике Лидией Гавриловной, перелистал семейный альбом юбиляра.

Источник: фото из семейного архива

– На двоих мы с мужем завоевали немало наград в разных соревнованиях. Для их хранения купили специальную горку. На снимке Валентин показывает фотографу наши призы. Обратите внимания, он в форме футбольного клуба «Москва», хотя этот клуб, играющий на торпедовском стадионе, к ЗИЛу не имеет никакого отношения. Но президент «Москвы» Игорь Дмитриев оказался очень порядочным человеком. Он не оставил без внимания моего мужа, бывшего автозаводца. Перед каждым домашним матчем нам звонят из клуба, интересуются, поедет ли Валентин на игру. И если он дает «добро», присылают машину. Перед началом сезона Валентин получил даже спортивную форму «Москвы». А недавно ему привезли и клубный костюм.

Источник: фото из семейного архива

– Своей дачи у нас долго не было. Но ради детей мы несколько лет снимали дачный домик у платформы Фирсановка по Ленинградской дороге. Помню, с каким удовольствием мы проводили там выходные – гуляли по окрестностям, рвали полевые цветы, как на снимке. Потом у нас появился скромный домик под Наро-Фоминском на шести сотках, а десять лет назад мы купили в Алабино участок побольше. И дом у нас стал уже двухэтажный. Он нам так понравился, что мы перебрались туда на постоянное место жительства, оставив московскую квартиру детям.

Детей у нас двое – сын Валентин и дочь Ольга. Валентин-младший пошел по стопам отца. Он обучался в ФШМ, потом играл у отца в «Торпедо». А по окончании карьеры был судьей. Признавался лучшим в стране. Дочь закончила хореографическое училище Большого театра и танцевала в балете этого лучшего театра России. А еще у нас внук и две внучки. Так что в этом плане нам здорово повезло – мы гордимся потомками.

Источник: фото из семейного архива

– В 1956 году сборная СССР прилетела в Париж на товарищескую игру. Перед матчем их свозили на экскурсию. На фото ребята на площади у собора Нотр-Дам де Пари. Там в асфальте есть плита, с которой начинается отсчет километров от французской столицы. Предание гласит, что у того, кто наступит на этот пятачок, сбудется желание. Вот ребята и потолкались – кому первому наступить. На фото (слева направо) вижу лица Льва Яшина, Михаила Огонькова, моего мужа, Анатолия Масленкина и Бориса Разинского. Но в тот раз они проиграли – 1:2. Вот и верь после этого поверьям.

Источник: фото из семейного архива

– Это Валентин и его звездный друг по сборной и «Торпедо» Валерий Воронин. В 60-е годы на них и Стрельцове держалось «Торпедо». Так сложилось, что муж больше дружил со Стрельцовым. Даже на свидание со мной он приходил с Эдиком. Когда я узнала об аресте Стрельцова, то была поражена, почему в той истории с ним не было Иванова. Прошло более 50-ти лет, а я до сих пор не могу понять – то ли это была судьба, то ли сказалось мое влияние на будущего мужа.

Валентин закончил играть в 33 года, и руководители ЗИЛа предложили ему тренировать «Торпедо». Муж сомневался, понимал, что будет трудно руководить друзьями – Ворониным и Стрельцовым. Именно с ними он и советовался об этом в нашей квартире. Друзья, помню, в один голос говорили: «Козьма, принимай команду. А мы поможем». Валентин им поверил, только помощники оказались плохими. Скоро между ними возникла стена. Эдик и Валерка не хотели понять, что их верный друг – командир, который за непослушание может и наказать. Тем более что случаев нарушения спортивного режима было немало. В итоге Валентин разочаровался в товарищах и вскоре освободил их из команды.

Источник: фото из семейного архива

– Весной 67-го года в автозаводской многотиражке появился дружеский шарж: мой муж командует «стрельбой по вражеской крепости». Автор шаржа – кто-то из руководителей строительного, самого спортивного цеха на ЗИЛе. А подпись такая: «Талантливейшему футболисту Иванову, пионеру побед на международной арене, от ваших больших поклонников из строительного цеха завода имени Лихачева. 2 мая 1967 года».

На шарже Валентин с капитанской повязкой, но командирский бинокль мы расценили как намек на то, что Иванову пора переходить на тренерский мостик и оттуда руководить стрельбой. Предсказания сбылись – летом Валентин действительно стал тренером «Торпедо».

Источник: фото из семейного архива

– В наше время на все сборы перед крупными международными соревнованиями к спортсменам приезжали артисты. В тот раз к футболистам приехали три гитариста и после концерта предложили футболистам поиграть на гитарах. На снимке редкая картина – Валерий Воронин (слева направо), Лев Яшин и мой муж выступают в непривычной роли гитаристов, а трио настоящих музыкантов с удовольствием покуривает и обсуждает, кого из них пригласить в свою команду. Было это перед поездкой в Испанию на второй Кубок Европы, на котором наши завоевали серебряные медали. Правда, этот успех не оценили по достоинству, а тренер Бесков был уволен из сборной.

Источник: фото из семейного архива

– Как-то осенью 67-го года муж очень долго не приезжал с работы. Он тогда готовил торпедовцев к старту в Кубке обладателей кубков. Наконец приехал и начал оправдываться, что полдня фотографировались(по регламенту они были обязаны вместе с заявкой прислать в штаб-квартиру УЕФА снимки команды) на базе, а фотографы никак не могли выбрать нужный ракурс, пока не остановились на оригинальном варианте – построили команду буквой «Т».

Извините, разглядеть могу не всех. На левом фланге – главный тренер Иванов, за ним Витя Шустиков и Эдик Стрельцов, пятый слева – Давид Паис. А с правого края – помощник тренера Владимир Иванович Горохов, шестой справа Леня Пахомов, далее Анзор Кавазашвили. На переднем плане узнаю Мишу Гершковича, за ним стоит Гриша Янец. Пусть не обижаются, кого не назвала.

Источник: фото из семейного архива

– В 60-м году в Риме я стала золотой медалисткой Олимпийских игр, а Валентин во Франции с друзьями завоевал первый Кубок Европы по футболу. В конце года особо отличившихся спортсменов награждали орденами и медалями. Пригласили и нас. Некоторые футболисты были удостоены Ордена Ленина, а муж получил «Знак Почета». Такая же награда была вручена и мне. Как я узнала позже, Валентина хотели представить к другому ордену, но «мудрые» руководители решили не разжигать в семье ненужные страсти и подстригли нас под одну гребенку. А ордена мы получили из рук легендарного маршала Семена Михайловича Буденного.

Валентин Козьмич ИВАНОВ

Родился 19 ноября 1934 года в Москве.

Игровая карьера: выступал в «Торпедо» Москва (1952-1966), в чемпионатах СССР сыграл 287 матчей (124 мяча).

Достижения: заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, чемпион страны (1960,1965), серебряный призер (1957, 1961, 1964), бронзовый призер (1953), обладатель Кубка СССР (1960). Капитан «Торпедо» (1956-1965), капитан сборной СССР (1963-1965). В сборной СССР (1955-1965) сыграл 59 матчей (26 мячей). Обладатель Кубка Европы (1960), чемпион Олимпийских игр (1956). Участник чемпионатов мира (1958, 1962).

Тренерская карьера: главный тренер «Торпедо» (1967–1970, 1973–1978, 1980–1991, 1994-1996). Главный тренер команд «Ража» Касабланка, Марокко (1992-1993), «Асмарал» Москва (1994), «Торпедо-ЗИЛ» (2003). Под его руководством «Торпедо» выиграло чемпионат СССР (1976, осень), занимало третье место (1968, 1977, 1988, 1991), выиграло Кубок СССР (1968, 1972, 1986). Награжден орденами «Знак Почета» и Почета.

www.sovsport.ru

Чувство истории - Образы русской истории Сергея Иванова - Владимир Михайлович Соловьев - rutlib5.com

Крупный издатель и книгопродавец Иосиф Николаевич Кнебель привлек Сергея Иванова, наряду с другими видными художниками, к своему новому проекту «Картины по русской истории». Идея облечь в яркие, запоминающиеся образы ключевые моменты прошлого родного Отечества пришлась Сергею Васильевичу как нельзя более по душе. Он с желанием взялся за работу и чем глубже в нее погружался, тем сильнее становились его творческий подъем и вдохновение.

Издание осуществлялось с 1908 по 1913 год, и Иванову не довелось участвовать в подготовке задуманной серии до ее полного завершения. Но, безусловно, он внес в нее исключительный по своей художественной ценности вклад. Впрочем, проект И.Н. Кнебеля и вообще был реализован на высочайшем уровне: большинство выполненных для него картин (всего их свыше 120!) – это не банальные наглядные пособия, а подлинные шедевры.

 

С.В. Иванов. Торг в стране восточных славян

 

Иванов успел представить для издания 18 своих работ, и каждая из них, без преувеличения, достойный памятник отечественного искусства.

Русскую старину художник пишет словно с натуры. Такое впечатление, что ему открылось чудесное внутреннее зрение, дающее способность легко отодвигать пелену времени, свободно вглядываться в прошлое через века.

Минимум повествовательности и внешних подробностей – такова особенность исторических картин Иванова, но это не лишает их ни волнующего драматизма, ни эмоционального эффекта. Вот по-

 

С.В. Иванов. Съезд князей

 

С.В. Иванов. Смотр служилых людей

 

чему и сегодня урок родной истории заиграет, отложится в памяти школьников, если будет сопровожден показом репродукций, цветных диапозитивов или видеоряда с изображением таких замечательных произведений художника, как «Торг в стране восточных славян», «Съезд князей», «Баскаки», «Царь. XVI век», «Боярская дума», «Земский собор», «Холопы боярские», «В приказе московских времен», «Суд в Московском государстве», «Приезд воеводы», «Смотр служилых людей», «На сторожевой границе Московского государства», «Стрельцы», «Смута», «Во время раскола» и других.

 

С.В. Иванов. Боярская дума

 

С.В. Иванов. Баскаки

 

С.В. Иванов. Царь и самодержавец всея Руси

 

С.В. Иванов. На сторожевой границе Московского государства

 

С.В. Иванов. В Смутное время

 

Иванов не допускал никакой приблизительности и вольного сочинительства. Когда по поводу картины «Поход московитян. XVI век» (имеется в виду покорение Иваном III Новгорода) возник спор, могло ли русское воинство использовать в XVI веке для передвижения лыжи (на холсте это именно так), художник тут же снял вопрос, предъявив соответствующие первоисточники. Сергей Васильевич любил и хорошо знал отечественную историю. Не случайно совет Училища живописи, ваяния и зодчества неизменно назначал его экзаменовать студентов в качестве ассистента самого Василия Осиповича Ключевского, в течение ряда лет читавшего в школе на Мясницкой свой курс российской истории.

Именно за исторические картины Сергей Иванов получил звание академика. Они – настоящий творческий триумф художника. В них нет ни стилизации, ни театральности. Вглядываясь в прошлое, Сергей Васильевич искал и находил там приметы русской жизни, на уровне бытовых сцен прослеживал связь времен. Нередко в его ретроспективной живописи и зарисовках есть легкая грусть, мягкий юмор и даже ирония, как, например, в картине «Приезд иностранцев. XVII век».

 

С.В. Иванов. Боярский возок

 

С.В. Иванов. Юрьев день

 

С.В. Иванов. В приказе московских времен

 

С.В. Иванов. Боярская дума

 

Былой уклад жизни, устойчивые, передававшиеся из поколения в поколение традиции близки, понятны и дороги художнику. С доброй улыбкой он воспринимает смешные стороны ушедшей эпохи, ему нравятся причуды русской старины со свойственным ей налетом патриархальности.

В то же время Иванов далек от почтительного благоговения перед российским самодержавием и даже не прочь чуть шаржированно представить саму фигуру монарха. Художнику одинаково чужды как благодушие, так и безразличная созерцательность. И в истории, и в современности его прежде всего привлекал поиск правды.

Для кого-то история – пустой звук, сухие строки учебника и не более. Но не для Иванова! Он обладал врожденным чувством истории. Для него вся Россия, все известное ему пространство было связано незримыми нитями с минувшим, наполнено переплетенными между собой, уже забытыми, а для него все еще живыми человеческими судьбами, голосами. Сверхутонченное чутье подсказывало ему, что здесь творилось. И ему открывались факты и лица, мерещились образы, которые потом органично входили в рукотворный, созданный им мир, как в родную и привычную среду. Он не прятался от настоящего, не гнал жизнь вспять, а как бы отматывал ленту времени назад, прозревая свои картины в глубоких водах прошлого.

 

С.В. Иванов. Приезд воеводы

 

С.В. Иванов. Суд в Московском государстве

 

С.В. Иванов. Стрельцы

 

С.В. Иванов. Смута

 

С.В. Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия

 

С.В. Иванов. Поход московитян

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib5.com

Арбат александровский | Газета Уездный город А (Александров)

Просмотров: 28

Увы, читатель, речь ниже пойдет не о пешеходной улице, которая, ну, никак не может появиться в нашем суетливом Александрове (у нас и для машин-то пространства не хватает, чего уж о людях говорить). А поговорим мы о столичной улице Арбат. Но почему мы назвали ее «александровский»? Каждый город и каждая улочка в нем хоть какой-нибудь ниточкой истории связана с любым из других городов. И доказать мы это взялись на примере одной из самых известных московских зон променада и города Александрова.

История Арбата началась еще тогда, когда и самой-то Москвы, по сути, не было. Под этим именем с XI века известна дорога, которая была частью пути из Рязани в Смоленск. Одна часть этой дороги — это современная Воздвиженка, другая — непосредственно Арбат. Ну, а дальше старинный путь, пролегающий по современной Москве, проходя через Смоленскую и Большую Дорогомиловскую улицы, Кутузовский проспект, выходит на Можайское шоссе.

Почему так называется это расположенное вблизи Кремля местечко, так до сих пор не ясно. Названо оно то ли по горбатой местности, то ли по изготавливающимся там повозкам-арбам, то ли занесли его в Москву арабские купцы, на чьем языке слово обозначало предместье города.

В XVI веке, во времена главной для Александрова исторической царственной фигуры Ивана Грозного, позади Кремля располагался Опричный дворец. Охраняли его три лучших полка стрельцов, поселившихся на задворках дворца подле Крестовоздвиженского монастыря, построенного на том месте, где будущий царь Иван Грозный с митрополитом Иоасафом встречали принесенные из Ржева чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Но поскольку у монастыря и Опричного дворца селилась знать, то жилые дворы стрельцов-телохранителей постепенно оттеснили севернее дворца, на Смоленскую дорогу. А стрельцы, переехав, перенесли и привычное им имя Арбат на Смоленскую улицу. Место это было песчаное, имелось несколько лесков, сосновых и дубовых. Может, те стрельцы, которые потом сопровождали царский поезд в Александрову слободу на ПМЖ, в топонимике и придумали еще имя для одной из александровских улиц — Пески под Дубами.

Еще одна церковь, домовая, в честь тезоименитого покровителя в своем загородном доме построил святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский. По мнению большинства историков, жизнь противника политики первого русского царя закончилась от руки Малюты Скуратова в монастырской келье Отрочь монастыря на Тверской земле. А вот литовский беглец князь Курбский, писал, что, по слухам, низложенный мирополит был зажарен на углях в Александровском кремле.

В правление Бориса Годунова на углу нынешних Арбата и Серебряного переулка была построена еще одна церковь — Николы Явленного. Одной из главных прихожанок этого храма была императрица Елизавета Петровна, которая десять лет до своего восшествия на трон прожила в Александровской слободе. Церковь эта была одной из самых известных и богатых в Москве. Это именно с ее колокольни Пьер Безухов хотел застрелить Наполеона. А последний священник этого храма, разрушенного в 1931 году, был Василий Соколов, уроженец села Старая Слобода. Его судьба была не менее трагична — в 1922 он был расстрелян. За его расстрел лично голосовали Ленин и Сталин. Восстановили справедливость реабилитацией лишь в 1997 году, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Василий Соколов был прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.

Часть палат Опричного дворца первые Романовы отдали под подворье Александровских монастырей. На углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка в XVII-XIX веках находилось подворье александровского Успенского монастыря (дом № 23 по переулку) и Флорищевой пустыни.

Стрельцов при Петре Первом сменили торговцы, а ко временам Екатерины Второй — военные дворяне. Со второй половины XIX века Арбат превратился в улицу торговую с магазинами и доходными домами. Как и в Александрове улица Московская (ныне — Ленина), соединявшая александровский кремль с железнодорожным вокзалом, она связывала московский Кремль с вокзалом (Киевским). Стояли на Арбате и гимназии, и лавки, и фабрички. Все как в Александрове.

До 1917 года на Арбате располагались нумизматические магазины, и некоторое время арендовал помещение Нумизматический клуб. А значит, улица была хорошо известна Павлу Васильевичу Зубову, русскому термохимику, нумизмату, скрипачу, меценату, собирателю монет и медалей, чьи родовые корни связаны с александровской землей. В 1890 году П.В.Зубов был избран членом Московского нумизматического общества, а в 1914 году — членом нумизматического общества Индии. Это про его коллекцию сказано, что «если Берлинское, Эрмитажное и Парижское собрание сложить вместе, вычтя дублеты, то коллекция Павла Васильевича по числу экземпляров будет все-таки больше». Коллекция монет этого и «Третьякова от нумизматики» теперь хранится в Историческом музее, а в музее-заповеднике «Александровская слобода» в честь «русского Леонардо Да Винчи» проходят Зубовские чтения.

Чтят в музее-заповеднике, помимо рода Зубовых, еще один род — фабрикантов Барановых, славившихся своими ситцами на всю страну и даже больше. Был на углу улицы Арбат и Арбатской площади некоторое время магазин тканей Барановских ситцев. К сожалению, дом этот не сохранился. Зато пока еще хранятся в музее кроки знаменитых ситцев, а «Почта России» в этом году выпустила марку, им посвященную.

И это лишь малая толика тех исторических ниточек, которые связывают Арбат и город Александров. Многое осталось за рамками газетного повествования, которое, думается, еще будет продолжено.

Станислав Величко, Эдуард Егоров,В качестве иллюстрации использована картина С.Иванова «Стрельцы».

www.alexnews.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта