Войти на сайт. Картина кошки шагал


Ко дню рождения Еремея: сборник "ЛимериКОТ" - СТРАНЫ - ГОРОДА

1 апреля  - не только День смеха, но и день рождения нашего друга и давнего соавтора ekolovrat,энтузиаста-краеведа и знатока русской культуры из Вытегры. Мы поздравляем Еремея с днем рождения и дарим ему сборник лимериков "ЛимериКОТ", одним из авторов которого он является. Эти лимерики мы сочинили,  пока шло голосование на нашем стихотворном КОТкурсе по мотивам выпуска  котоальманаха "Русский кот" (познакомиться с  котоальманахом можно ЗДЕСЬ.).С днем рождения, дорогой Еремей, и спасибо за плодотворное сотрудничество!

alise84, marinagra, archigenova и примкнувший к ним luckyed.

Еремей родился под знаком овна, поэтому его приветствует кот-овен.

Перелистаем сборник лимериков...

Кот русский народный

Вытегорские лимерики

ekolovratПопадья из деревни БлиновоО себе не слыхала худого,Но зато её котПо соседям всё жретИ довел всю деревню Блиново.

0_c9b46_14bb8821_XXL.jpgВсе коту масленица

ekolovratУ псаломщика города ВытегрыЗавелися коты, аки тигры,Бьют хвостом и орут,Спать они не даютВсему причту из города Вытегры.

Классический английский   лимерик

Чеширский кот 1

alise84В Манчестере девушка скромнаяКота раз купила огромного,Но тётя пришла,Кота унесла,Сказала: " Ты - девушка скромная"...

Две кошки на ПикадиллиКоробку пирожных купилиИ нагло их съели:Они не худели,Те кошки на Пикадилли.

Джеймс Ричардсон из АбердинаБыл очень серьезный мужчина,Но кошку купил -Дела позабылДжеймс Ричардсон из Абердина.

Две кошки из города ГлазгоМышей ловить были горазды.Поймали их всех:Вот это успехДля кошек из города Глазго.

Чеширский кот 2

marinagraКотик из КенсингтОнаНагадил в центре газона.Он испортил газонИ кинулся вон,Котик из КенсингтОна!

Веселый котенок из ЧелсиОбнаружил блоху в своей шерсти.Преподнес он хозяйкеБлоху на лужайке,Веселый котенок из Челси.

Котенок из ПэддингтонаБыл врагом сухого закона.Глотнет коньякуИ лежит на бокукотенок из Пэддингтона!

Котенок с группой туристовОднажды отправился в БрИстоль.Он забрался в музейИ ловил та

marinagra.livejournal.com

Марк Шагал в Вашингтоне - Кошка на раскаленной клавиатуре

В Джорджтауне, историческом района Вашингтона, есть особняк, где собрана большая коллекция картин знаменитых художников. Здесь есть Пикассо, Брак, Дюфи, Грош, Кандинский, Леже, Руссо, Синьяк, Утрилло и другие яркие представители современного искусства. Но самое большое достоинство коллекции – огромное мозаичное панно знаменитого русского художника Марка Шагала. Об этом мне рассказывал американский художник, мастерская которого находится в двух кварталах от этого особняка. Я познакомился с владелицей особняка, на персональной выставке моего знакомого в известном вашингтонском музее – Галерее Коркорана (Corcoran Gallery).

Мне очень хотелось увидеть эту коллекцию, особенно мозаичное панно Шагала, но мне было как-то неловко просить её об этом при первом знакомстве. И я стал ждать удобного случая.

Вскоре такой случай представился.

На прилавке книжного магазина я увидел книгу под названием «FINDING MY WAY: The Autobiography of an Optimist» (В ПОИСКАХ СВОЕГО ПУТИ: Автобиография оптимиста). На обложке стояло имя автора – Эвелин Стефанссон Неф. Это та самая женщина, которая спонсировала выставку моего знакомого. Я купил книгу, внимательно её прочитал, позвонил автору и попросил о встрече для интервью.

Жила она одна в четырехэтажном особняке. О том, как ей удалось собрать такую огромную коллекцию, Эвелин Неф рассказала мне в ходе беседы. Но сначала мне хотелось бы вкратце рассказать об этой удивительной женщине.

Ее девичья фамилия Шварц. Родилась она в Бруклине в семье еврейских иммигрантов из Венгрии. С раннего детства проявила интерес к рисованию, и отец записал ее в нью-йоркскую школу, где наряду с общеобразовательными предметами большое внимание уделялось рисованию. Но художником она не стала. Скоропостижная смерть отца вынудила ее в 14 лет пойти работать, чтобы содержать семью. У нее было две сестры и малолетний брат. Мать после смерти мужа впала в глубокую депрессию и не могла работать.

Сначала Эвелин работала в пошивочной мастерской, потом в знаменитом универмаге «Мэйси» и даже в кукольном театре, а по вечерам продолжала заниматься в школе.

Через несколько лет Эвелин познакомилась с известным полярным исследователем Вильямуром Стефанссоном, который помог ей устроиться на работу в качестве оформителя в исландский павильон Международной ярмарки 1939 года в Нью-Йорке, а затем предложил ей место сотрудника в библиотеке полярных исследований, носившей его имя. Общность интересов сблизили Эвелин и Стефанссона и, несмотря на большую разницу в возрасте, они вскоре поженились.

Библиотекой Стефанссона заинтересовался знаменитый Дартмутский колледж, и супруги переехали в штат Нью-Гемпшир. Для работы в области полярных исследований Эвелин пришлось выучить русский, исландский и датский языки. Вместе с мужем она совершила несколько исследовательских поездок на Аляску и Северный полюс и написала об этом две книги.

Вильямур Стефанссон, с которым Эвелин прожила 25 лет, скончался в 1962 году. Эвелин очень тяжело переживала утрату. Ей трудно было оставаться одной в небольшом городке, где ей слишком многое напоминало о покойном муже, и она решила искать новую работу. Поиски увенчались успехом. Эвелин нашла работу в Американском социологическом обществе в Вашингтоне. Вскоре она познакомилась с овдовевшим профессором истории Чикагского университета Джоном Нефом, который после выхода на пенсию жил в Вашингтоне. Вот что рассказывает моя собеседница:

«Я подумала: съезжу в Вашингтон на год, чтобы как-то отвлечься. Но менее чем через год после приезда в Вашингтон я встретила человека, который мне сделал предложение. Как и Стефанссон, он был интеллектуал. Его страстью были произведения искусства. Мне было уже пятьдесят с лишним, но возраст не говорит ни о чем: я была снова влюблена. Он был состоятельный человек, мы много путешествовали, бывали в Париже и на французской Ривьере, где у него было много друзей. Впервые в жизни мне не нужно было работать. Как я уже говорила, я работала с 14 лет».

Дом Эвелин Неф – маленький музей. Здесь собраны прекрасные образцы современной живописи. Я поинтересовался, как она приобрела эту коллекцию.

«Мой муж не был стеснен в деньгах, – рассказывает Эвелин. – Его первая жена была гавайским консулом. Они не были богаты, но у них было достаточно средств, чтобы путешествовать по миру и покупать произведения искусства. В те годы можно было приобрести работу Модильяни всего за тысячу долларов. А графикой вообще мало кто интересовался. Мой муж купил четырнадцать гравюр Пикассо, которые вы только что видели, всего за сто долларов. Он начал собирать коллекцию в 1920-е и 30-е годы».

В коллекции есть много работ Марка Шагала, которые знаменитый художник подарил Эвелин и ее супругу. «Насколько мне известно, – сказал я, – художники редко дарят свои работы просто так, за красивые глаза...»

«Вы правы, но иногда им приходится чем-то расплачиваться, – говорит Эвелин Неф. – Мой муж в свое время организовывал симпозиумы в Чикагском университете, на которые приглашал знаменитых людей в качестве докладчиков. Обсуждались разные темы – политика, наука, архитектура, искусство... Марк Шагал был приглашен как художник. Мой муж и Шагал подружились. Шагал выступал по-французски, и мой муж выполнял роль переводчика. Так было и с Леже, и с Ле Корбюзье. В знак благодарности они дарили ему свои работы».

А вот как Эвелин Неф познакомилась с Марком Шагалом:

«Мы встретились в 1964 году, когда я и Джон Неф проводили медовый месяц. Я не говорила по-французски и была в отчаянии. А Марк не знал английского. Он говорил на идиш, по-русски и по-французски. Но я знала русский язык! Я учила его, когда была замужем за полярным исследователем. Моим учителем в колледже Миддлберри была Мария Морозова, внучка легендарного русского коллекционера Ивана Морозова. России принадлежит 51 % арктического пространства, и много работ на эту тему написано по-русски. Мне нужен был русский язык, чтобы читать научные публикации. Шагал и его жена были удивлены моим знанием русского».

Так Эвелин Неф подружилась с великим художником. Я спросил: не хотела бы она продолжить нашу беседу по-русски. Произнеся несколько русских слов, она сказала: «Как жаль, что мы с вами не встретились 20 лет назад»...

Чета Неф гостила у Марка Шагала и его жены на юге Франции, а когда Марк Шагал с женой приезжали в Вашингтон, они останавливались у супругов Неф. Каждый год на день рождения Марк Шагал дарил Эвелин Неф литографию с дарственной надписью.

В 1967 году, когда Марк Шагал снова был в Вашингтоне, он сказал: «Я хочу что-нибудь сделать для вашего дома. Но поскольку ваш дом и так полон произведений искусства, я сделаю мозаичное панно для вашего сада», – вспоминает Эвелин Неф. – «Мы думали, что он забудет. Но когда на следующий год мы снова были на юге Франции, жена Шагала сказала: «Марк закончил макет вашего мозаичного панно». Я полагала, что это что-то небольшое. Но когда он пригласил нас в свою студию и торжественно снял покрывало, мы были поражены. В студии был итальянский мастер Лино Милано, который должен был выполнить проект Шагала в мозаике. Он делал такую работу для Пикассо, Брака, Леже и других».

Мозаичное панно было выполнено в мастерской Лино Милано в Ницце и по частям самолетом доставлено в Вашингтон. Оно было установлено на специально для этого построенной кирпичной стене в саду дома супругов Неф. Это самое большое мозаичное панно в частной коллекции в Западном мире. На панно размером 3х7 метров изображены персонажи из классической греческой мифологии – играющий на лютне Орфей, три грации и крылатый Пегас. На нижней части панно – группа иммигрантов и беженцев, готовящихся к переезду через широкий голубой океан в страну небоскребов. Во время Второй мировой войны эта страна дала приют самому Шагалу. Работа по установке панно заняла полтора года, и после завершения работы Марк Шагал приехал посмотреть на свое творение.

«Кто унаследует вашу бесценную коллекцию, ведь у вас нет наследников?» – поинтересовался я.

«Этот вопрос я уже давно решила, – сказала Эвелин Неф. – В благодарность стране, которая предоставила мне, дочери иммигрантов, столь широкие возможности, я завещала всю коллекцию, включая мозаику Марка Шагала, вашингтонской Национальной художественной галерее».

zolotayakoshka.livejournal.com

Образ кошки в искусстве

 

 

  В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек (1 марта) была организована выставка «Коты в произведениях искусства».

       Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Баст. Х век до н.э.

 

    

 

Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек   Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Богиня Баст. 1150 год до н.э.

 

    

Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество - Баст или Бастет. Баст или Бастет - богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.   В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

 

 

11-й или 12-й век, бронзовая горелка

   Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: " Доблесть, сила и слава".   Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов.   С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине "Мечта кошки" К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.   

 

 

1494, Шэнь Чжоу, Кошка (деталь), живопись

    Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу, одного из первых великих мастеров династии Мин.   Один из самых известных японских художников-котолюбов - Утагава Куниёси- изображал котов в любом окружении и обличье.   

 

 

19 век, Куниеси, "Кот и золотая рыбка", ксилография

   Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.   В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д. 

 

 

1 век н.э., мозаика, ИталияНапример, эта мозаика охота кота и его улов была обнаружена при раскопках домов в Помпеях. 

 

 

1600-1580 г. до н.э., фреска фрагмент, Крит

   А в этом фрагменте изображена кошка за кустом, которая осторожно выслеживает фазана.

 

 

1600-1500 г. до н.э., бронза, Микены 

   Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на  водоплавающих птиц.   Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.   

 

1504, Дюрер, "Адам и Ева" (деталь), гравюра

   А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.   

 

 

Леонардо да Винчи (1452-1519) "Кошки и драконы" 1513-1515

   Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости.   В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.   

 

 

Ж. Шарден "Кошачье счастье", 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)

 

Франсуа Депорт "Собака и кошки дерутся на кухне"

   Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 - 1743) "Натюрморт с дичью и овощами" и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином. 

 

 Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план.   Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины.   На картине Г. Курбе (1819 - 1877) "Ателье художника" (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины - играющая кошка.   

 

 

Г. Курбе "Ателье художника"

 В картине П. Гогена "Таитяне" спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья. 

     

 

Известны графические работы "Кошки и цветы" и "Рандеву с кошками" Э. Мане", "Девушка с кошкой" О. Ренуара, на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.   

 

 

Огюст Ренуар "Спящая кошка" 1862

 

Ренуар "Жюли Мане с кошкой"

 

Огюст Ренуар "Женщина с кошкой"

   Особняком стоит картина "Женщина с кошкой" импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.   На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.      На картине Э. Мане (1832 - 1883) "Олимпия", созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

1865 г., Эдуара Мане, "Олимпия", травление

   Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 - 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к "Коту в сапогах" Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота - ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт - он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.      Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос.   Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну - "Кошка, обороняющаяся против собак", а португальская королевская чета - пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: "Счастливая семья", "Четыре персидские кошки", "Молодые кошки, играющие с клубком" и "Три тявкающие собаки с кошкой на стуле". В живописных полотнах Г. Роннер кошки - главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.

       

"Ужин с чаем". Генриетта Роннер-Книп

 

"Корзина с использованной бумагой". Генриетта Роннер-Книп

  Француз Л. Ламбер прославился своими карандашными рисунками животных. Самые его известные работы - "Котята, играющие на ковре", "Кошки в кузнице", "Кормление кошек", "Четыре маленькие кошки и попугай" и другие.   В конце XIX века Теофил Стейнлен (1859 - 1923), французский график, выпустил альбом рисунков под названием "Кот". По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими.   Т. Стейнлен был завсегдатаем парижского кабаре "Ша-Нуар" ("Черная кошка»). Он сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.   

 

 

Теофиль Александр Стейнлен "Черный кот", 1896

   На этой афише оставили свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.   Этому художнику так же принадлежат картины "Апофеоз кошек", "Кабаре черной кошки", "Кошка с сосущими котятами". Именно он первый изобразил кошку в рекламной открытке для молочников. 

 

 

Теофиль Александр Стейнлен. Рекламный плакат «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894

   Отдельно стоит рассказать о "кошачьем папе" - Л. Уэйне. Герои его картин и рисунков, выполненных в конце прошлого века, это, главным образом, люди-кошки, удивительный мир очеловеченных животных, вращающихся в Британском обществе конца девятнадцатого столетия. Дети-кошки, порой непослушные и недисциплинированные, ходят в школу. Кошки-учителя воспитывают их, а над ними смеются самые непослушные ученики. На всех рисунках Уэйна царит мир игры и шутки. Мир кошек Уэйна, как зеркало, отражает британскую социальную иерархию. У него есть и денди с шампанским и гаванскими сигарами, готовые к праздному ничегонеделанию, и коты в котелках, обменивающиеся последними светскими новостями на загородной прогулке.  

 

 

Луис Уильям Уэйн. "Счастливый декабрь"

   Изображения кошек первоначально неловки и далеко не безупречны с точки зрения рисунка, но постепенно накапливается умение и опыт, причем это коллективный процесс – художники заимствуют друг у друга удачные находки в плане композиции и техники живописи.   В 19 веке кошки изображались с максимальной степенью достоверности.

1939 г., Пабло Пикассо, "Кошки и птицы", масло

 

   

В 20 веке происходит отход от реализма в изобразительном искусстве в целом и в анималистической живописи в частности. Появляются схематичные и абстрактные изображения кошек, но кошачью сущность они передают точно.   На рисунке Пабло Пикассо 1905 года "Купание" кошка олицетворяет собой нежность и преданность, когда, изгибаясь, она трется о спину мужчины, любующегося женщиной с ребенком, то на картине "Кошка с птицей" (1939) - это хищный зверь с раздувшимся брюхом, выпущенными когтями, с оскаленными клыками, в которых он держит птичку.    Этот кот - олицетворение фашизма, набиравшего силу в то время.   Совсем другие кошки на фантастических полотнах Марка Шагала (1887 - 1985). На его картине "Париж из окна" (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем.

 

 

1913, Марк Шагал, "Париж через окно", холст, масло

   В 20 веке кошка прочно утверждается в книжной иллюстрации – и тут наблюдается необыкновенное разнообразие кошачьих образов. Кошки появляются на открытках, календарях, различных сувенирах.   Грациозное, загадочное и непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений. Во многих музеях мира это любимый экспонат, не говоря уж о многих частных коллекциях.   Образ кошки вдохновляет и некоторых каменских художников, таких как Ирина Бабушкина и Наталья Говорухина.   Серия открыток «Терракота» Ирины Бабушкиной   

На картинах Натальи 

Говорухиной так же присутствуют кошки. Это скорее картины-притчи иногда радостные иногда грустные, но всегда очень трогательные. На них два равноценных персонажа человек и кошка. Причем кошка – это родная душа, с которой можно разделить и ожидание, и радость, и грусть, и надежду. И тогда, и соловьи поют громче, и светлячки зажигают свой фонарик ярче!

 

 

 

 

 

 

"Оторвавшись от земли"

 

 

 

 

"Сборщик хвороста 4"

 

 

"Ждущие весну"

P.S. Глядя на картины Натальи Говорухиной, невольно вспоминается песня группы «Ноль»:Человек и кошка дни с трудом считают,

Вместо неба синего серый потолок.

Человек и кошка по ночам летают,

Только сон не вещий крыльев не дает. 

 

             (Ф. Чистяков и группа "Ноль")

subscribe.ru

Марк шагал по небу - Православный журнал "Фома"

Марк шагал по небу

Марк Шагал. 1920. Париж

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».

Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) — автору известной каждому картины «Над городом».

К 130-летию со дня рождения знаменитого художника «Фоме» о значении Библии в жизни и творчестве Шагала рассказал искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова.

Марк шагал по небу

Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.

«Библейское послание»

«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.

К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.

Марк шагал по небу

Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956

Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.

Марк шагал по небу

Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67

Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.

Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.

Марк шагал по небу

Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963

Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.

 

«Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина. Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.

Марк шагал по небу

Над Витебском. Марк Шагал. 1914

Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.

В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.

Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.

Марк шагал по небу

Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911

Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.

Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство:

«Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу»,

— писал художник в книге «Моя жизнь».

Марк шагал по небу

Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983

Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.

В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом.

Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.

 

Очарованный Библией

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Марк шагал по небу

Песнь Песней. Марк Шагал. 1958

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.

Марк шагал по небу

Влюбленные. Марк Шагал. 1929

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.

Марк шагал по небу

Белое распятие. Марк Шагал. 1938

Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).

Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.

Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.

Марк шагал по небу

Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии. Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.

 

На заставке: Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал

 

Читайте по теме:
Чем закончилось купание красного коня?

 

foma.ru

Мой любимый, любимый Шагал. - Все интересное в искусстве и не только.

13292759_original

Ни одна репродукция не передает того впечатления, которое оказывают на зрителя его картины в живую. Мне кажется, что посмотреть на них с монитора даже лучше, чем смотреть альбом. Камерность просмотра, возможно, это играет свою роль... Знаю, все его видели, но давайте посмотрим еще раз.13293018_original

7 июля 1887 года в Витебске, в простой еврейской семье родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. У него было обычное детсво еврейского мальчишки, выросшего на задворках нашей империи....

13293111_original

В девятнадцать лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.

13293497_original

Дальше следует жизнь, полная трудностей, лишений и переездов, любви, большой любви, осветившей его творчество. Не буду писать его биографию, в конце поста дам ссылку на ресурс, где талантливо и просто рассказано о его жизни.

13293721_original

Умер  Шагал 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни. Он скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Марк Шагал умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

13293871_original

13290296_original

13290938_original

13291885_original

13292213_original

Marc Chagall - Tutt'Art@ - (42)

83758227_large_1_chagall137

thecircushorse1964xa7

13297780_original

13297490_original

13297398_original

13296640_original

13299933_original

13300451_original

13300078_original

Marc Chagall - Tutt'Art@ - (76)

13297024_original

286_8589838176523455

сайт

tanjand.livejournal.com

Шагал: от поэзии к картинам

Марк Шагал – художник, поэт, прозаик, мастер.

B Шагала-художника вдохновляли поэты, и сам мастерписал стихи и щемящую, поэтичную прозу.

Марк Шагал, «Синий цирк».

«…я начал писать стихи. Словно выдыхал их.Слово или дыхание — какая разница?..»

— Марк Шагал

Марк Захарович Шагал Петух XX

…Ведь кто-то есть, кто нам дарует жизнь.Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.Ведь он бы мог помочь мне, чтоб картинамоя светилась радостью…

Марк Шагал

Марк Шагал Продавец скота

Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенный,мир любви и дружественности, и уже одно это способно сделать мой деньпрекрасным и достойным бытия.

Марк Шагал

Марк Шагал Падение Икара XX

«Жизнь Шагала в том, чтобы рисовать. Эта страна невесомости, где человек ничемне отличается от птицы, а осел живет на небесах, где любая вещь превращается вцирковое действо и где очень удобно ходить на голове, не нуждается в объяснении…В творчестве Шагала своя диалектика, единственным примером которой я признаю„Сон в летнюю ночь“ Шекспира».

Луи Арагон

Марк Шагал К моей невесте XX

Ты волосы свои несешьнавстречу мне, и я, почуятвой взгляд и трепет, тела дрожь,тебя опять спросить хочу я:где давние мои цветыпод хупой свадебной, далекой?Я помню: ночь, и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремиласьлюбовь, тебя избрав одну.И стала ты женой моейна годы долгие. Сладчайшей.Дочь подарила — дар редчайшийв наиторжественный из дней…Благодарю, Господь высот,Тебя за день, за месяц тот.

Марк Шагал. Жена

Марк Шагал, «Красный конь». 1938−44гг

Работы художника, прожившего 97 лет, созданы на разных континентах ихранят в себе яркие события 20 века.

Обратная сторона художественных работ Шагала — его собственные стихи и проза, эссеи воспоминания. Красоте слова вторит красота линий и цвета, фигуры на полотнахпричудливы и ярки — и слова в стихах создают выразительные образы и пейзажи.

Марк Шагал «Авраам и три ангела». 1940−50гг

Отец…Он снова мне явилсяво сне, собравшись в землю лечь.Об избавлении молился,о том, чтоб ношу скинуть с плеч…Его убил холодный меч.…Ты ждал чудес, ты ждал и плакал,тряс в синагоге бородой.Авраам, Исаак и нежный Иаковвнимали сердца голос твой.Не покладая рук разбитых,всю жизнь трудился ты —затем,чтоб нас вскормить, детей несытыхсреди пустых и бедных стен.Твое наследство — ах как зыбко:твой дух, которым я пропах,твоя — в чертах моих — улыбка,и сила — в двух моих руках…

Марк Шагал. Наследство

Марк Шагал. «Дон Кихот». 1974

Смеясь, как куклу нарядили,Смеясь, играли верных слуг,Смеясь, меня и проглотили…И — вон как весело вокруг!

Марк Шагал. Старый король

Марк Шагал Танец

Художник вспоминал, что Владимир Маяковский подарил ему свою книгу стакой дарственной надписью: «Дай Бог, чтобы каждый шагал, как Шагал».Мастер посвятил серию работ Владимиру Маяковскому. А Гийом Аполлинери Блэз Сандрар посвятили свои стихи Марку Шагалу.

Марк Шагал. Лестница Иакова

Я по миру хожу как в лесу —на руках и ногах.С дерева лист опадает,во мне пробуждая страх.Я рисую все это, объятое сном,а потомснегопад засыпает лес — картину мою,потусторонний ландшафт,где ядавно уже, долгие годы стою.И жду, что обнимет меня нездешнее чудо,сердце согреет мое и прогонит страх.Ты появись, я жду тебя — отовсюду.И об руку, ах,мы с тобой полетим, поднимаясь по лестнице Иакова.

Марк Шагал, «Лестница Иакова». 1973

Марк Шагал, «Пара в голубом пейзаже». 1968−71гг

Я помню:ночь и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремиласьлюбовь, тебя избрав одну…

Марк Шагал. «Желтое распятие». 1942

Если бы солнце сияло мне по ночам!Сплю — в красках намокший, в кровати моейиз картин,и ты, ногою заткнув мне рот,дышать не даешь, меня душишь.Просыпаюсь — в страданьяхвстающего дня и в надеждахнепрорисованных,не воплощенных пока еще в цвете. Бегунаверх, к просохшим кистям,тамя распят с утра, как Христос,там себя пригвождаю к мольберту. …

Марк Шагал. Картина (отрывок)

Марк Шагал, «Лиса и виноград». 1926−27гг.

Марк Шагал «Мечта». 1927

Марк Шагал Синий дом

Ты помнишь ли меня, мой город,мальчишку, ветром вздутый ворот.Река, из памяти испей-каи вспомни въявь юнца того,что на твоих сидел скамейкахи ждал призванья своего.Там, где дома стоят кривые,где склон кладбищенский встает,где спит река — там золотыеденьки я грезил напролет.А ночью — ангел светозарныйнад крышей пламенел амбарнойи клялся мне, что до высотмое он имя вознесет…

Марк Шагал. Ангел над крышами

Марк Шагал, «Зеркало». 1915

Марк Шагал Еврей в красном 1915

Марк Шагал Белла в белом воротничке XX

«…Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давнознакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мнойбудет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее впервый раз.

И я понял: это моя жена.На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа…"

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Марк Шагал День рождения 1915

Марк Шагал Дом в местечке Лиозно 1908

«…Одни более, другие менее одаренные, ученики Бакста хотя бы видели дорогу, по которойидут. Я же все больше убеждался, что мне надо забыть все, чему меня учили раньше.Я принялся за работу. Итак, занятие в студии. Обнаженная натура, мощные розовые ногина голубом фоне.Среди учеников графиня Толстая, танцовщик Нижинский.Я слышал о Нижинском как о незаурядном танцоре, которого уволили из Императорскоготеатра за слишком смелые постановки. Его мольберт рядом с моим. Рисует он довольнонеумело, как ребенок. Бакст, проходя мимо него, только улыбается и похлопывает егопо плечу.А Нижинский улыбается мне, как бы поощряя дерзость, которой сам я не сознавал.Это сближало нас…»

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Марк Шагал Влюбленные в сирени XX

«…Едва научившись говорить по-русски, я начал писать стихи. Словно выдыхал их.Слово или дыхание — какая разница? Я читал их друзьям. Они тоже писали, норядом с моей их поэзия бледнела…Мне хотелось показать мои стихи настоящему поэту, из тех, кто печатается в журналах.Попросить скульптора Гинцбурга отдать их на суд одного из довольно известныхпоэтов, с которым он был знаком, я не решался. Когда же заикнулся об этом (а чегомне стоило раскрыть рот!), он забегал по мастерской между статуй, крича:

— Что? Как? Зачем? Художнику это не пристало. Ни к чему! Не дозволено! Незачем!

Я испугался, но сразу и успокоился. Действительно, незачем. Позднее, познакомившисьс Александром Блоком, редкостным и тонким поэтом, я хотел было показать стихи ему.Но отступил перед его лицом и взглядом, как перед лицом самой природы.

В конце концов я куда-то засунул и потерял единственную тетрадь моих юношескихопытов…»

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Марк Шагал Юдель Пэн, учитель Марка Шагала. 1914

Сквозь времена и расстояньяко мне спешит учитель мой:— Тебе я отдал свои знанья,теперь ко мне ты — ни ногой…Нет моего учителя, его бородки нет,мольберта нет. Его убил злодей, явясь украдкой.И утащила черная лошадканавеки ребе старого, куда-то на тот свет.Погасла лампа, и туманвошел, и дом стоит померкнув,через дорогу — истуканзастыл, на палку запертая церковь.Твои портреты — местные евреи —лежат в грязи, по ним хвостом метет свинья…И горько я, учитель, сожалею,что одного оставил там тебя.

Марк Шагал. Первый учитель

Марк Шагал Обрученные и Эйфелева башня 1913

«…Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу,осматривая выставки и музеи,разглядывая витрины. И даже толкаясь на рынке, гдепо бедности покупал всего лишь кусок длинного огурца. В вещах и в людях — отпростого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречноечувство меры,ясности, формы, живописности; причем в работах средних художниковэто проступало еще отчетливее.Возможно, никто острее меня не ощутил, как велико, чтобы не сказать непреодолимо,было расстояние, отделявшее до 1914 года французскую живопись от искусства другихстран. По-моему, за границей вообще об этом не задумывались…»

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»

Марк Шагал. «Синий скрипач». 1947

Я сын Твой, ползать рожденный на земле.Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть,а как Тебя изображать — не знаю.Вот это небо? Землю? Свое сердце?Руины городов? Горящих братьев?Глаза слезами полнятся — не вижу,куда бежать, к кому лететь.

Ведь кто-то есть, кто нам дарует жизнь.Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.Ведь он бы мог помочь мне, чтоб картинамоя светилась радостью…

Марк Шагал. «Я сын Твой…»

Источник: artchive.ru

ngasanova.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта