Российские художники-графики: Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993). Картины смирнова русецкого


Выставка произведений Б. А. Смирнова-Русецкого «Мастер Прозрачности» (до 9 сентября)

3D-тур выставки произведений Б. А. Смирнова-Русецкого «Мастер Прозрачности»

Последователь школы Куинджи, друг и ученик Николая Рериха, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993) создал в своих картинах удивительный мир. Его называют «мастером Прозрачности», отдавая должное неповторимой технике, делающей произведения мерцающими. «Величие и тишина природы невыразимы. Растворяешься в этом величии… оно несет в себе нечто сказочное, легендарное» - так писал художник в одном из своих дневников. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий еще в начале 1920-х годов сблизился с кругом художников-космистов. Им, вместе с Петром Фатеевым была образована группа «Амаравелла». В основу ее художественного языка легло и наследие модерна, и классическая пейзажная живопись, и русская иконопись, и традиции Востока. Поворотным в творчестве Смирнова-Русецкого, по мнению самого художника, стал 1926 год - год встречи с Николаем Рерихом, рассказывает куратор выставки Анна Савкина: Один из разделов выставки показывает, насколько сильно было его влияние на молодого автора. В картинах прослеживаются те же образы, темы, мотивы. Здесь же представлен хрестоматийный портрет Рериха работы Смирнова-Русецкого из музея Северного Приладожья. Мы попытались показать творчество художника как можно полнее. Другой раздел экспозиции представляет художественные поиски в области авангарда. Многие художники 20-х годов шли по этому пути, Смирнов-Русецкий - тоже. И хотя, позже, он выбрал свой путь, авангардные работы появлялись в арсенале его творчества до конца жизни. Эти работы - 70-х, 80-х годов. Особый интерес представляют работы, отражающие религиозную тему. Он, как последователь Рериха, не мог не обратить свое внимание на нее. Этот раздел выставки мы условно назвали «Вестники Света». Некоторые работы обращают на себя особое внимание: такие, как «Дозор ангелов», где древнерусский город охраняют ангелы. Они берегут русских мастеров, русский народ, русскую культуру. Свет человеческой души, неземные облики Хранителей, выписанные художником, хотя и не являются классической иконописью, но зримо приближают нас к пониманию вечности. Есть здесь и образ Богоматери «Матерь Света».

Художник создал более 40 циклов картин. «Духовную жизнь природы» художник особенно остро чувствовал в Карелии, образы Севера, его величественного покоя определили художественный язык произведений живописца. На выставке представлены работы, посвящённых природе Севера и Алтая.  Прозрачность, воздушность и одухотворённость объединяют произведения разных серий и жанров, и название одной из серий, «Прозрачность», стало заглавным для всей выставки. На выставке представлены графические работы из Регионального музея Северного Приладожья (Сортавала), из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга и из фондов Музея-института семьи Рерихов, фотографии и редкие документы из собрания музея-института.

roerich.spb.ru

Картины Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого - Ангелы

В чем же я вижу этот смысл?Чистое искусство - достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет"(8). Это свет духовной интуиции, озаряющий каждого, кто сумеет избавить свой внутренний мир от сиюминутных, корыстных и эгоистических интересов. В каждом гениальном творении - будь то живопись Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рублева и Дионисия, или же изумительные шедевры Египта, Индии и Древнего Китая - заключено вдохновенное озарение мастера, сумевшего очистить, подготовить себя для восприятия великого проявления Духа.

Особенность живописи Б.А. Смирнова-Русецкого (1905-1993) в том, что он воспринимает природу не только как часть Земли, но и как часть Вселенной. Отвечая на призыв своего друга и учителя Н. К. Рериха осознать красоту Космоса, Б.А. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих картинах единство Космоса, выразить Беспредельность в великом и малом. Поэтому его пейзажи становятся не просто изображением природы, а отражением человеческой души.Художник оставил огромное наследие – 1800 картин и 2000 этюдов. Он автор более 40 циклов картин: «Прозрачность», «Космос», «Алтай», «Монастыри и храмы России», «Цветы», «Осенние раздумья» и другие. Его картины хранятся в Русском музее, в Государственном музее Востока, в частных коллекциях.

Одинокий АнгелБез названия

В лучах неведомого солнца

Зеленая фантазия

Зимние травы. Серо-зеленое

Кормчие звезды

Обитель Света

Обитель Света - фрагмент

Святой остров

Будда

ru-angelicus.livejournal.com

Время и Космос Б.А.Смирнова-Русецкого. Рыбаков Р.Б.

Жизнь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого почти совпала с хронологическими рамками XX века. Родившийся в Петербурге в офицерской семье в ночь на «Кровавое Воскресение» 9 января 1905 года, он ушел от нас в дни тревог и потрясений 1993 года.

Время и Космос Б.А.Смирнова-Русецкого

Б.А.Смирнов-Русецкий. Справа его жена — художница В.Л.Яснопольская

В преддверии нового столетия (и нового тысячелетия!) все более часты попытки подвести итоги веку заканчивающемуся, определить его специфические черты, дав оценку всему, что принес он человечеству — в разных сферах жизни. Единая характеристика все как-то не выстраивается, но несомненны некоторые ее параметры. И едва ли не первое, что приходит на ум, это то, что сознание практически каждого человека на Земле претерпело кардинальное изменение — оно стало планетарным. Завершилась эпоха открытий неведомых земель, были покорены и стали чуть-ли не обыденными точками северный и южный полюсы, Эверест, дебри Амазонки и глубины Африки, почти сведена на нет таинственность земного шара. Фантастическое развитие средств коммуникации, как транспортных, так и информационных, привело к наглядному «сжиманию» планеты в сознании и человека, даже если он, как в XIX веке, всю жизнь не трогается с места и знает мир понаслышке. Пространственный фактор оказался покоренным человеком, понятие планеты вошло в повседневное восприятие окружающего мира — а планетарность сознания есть первая ступень сознания космического.

В определенной степени XX век сумел подчинить человеку и второй из факторов, определяющих нашу жизнь в преходящем земном плане — фактор времени. Кинематограф и магнитофон позволяют «остановить мгновение» и более того — сохранить его навсегда. Став явлением массовым, попав в руки каждого, они незаметно для нас самих изменили наше подсознание. И поскольку мы будем говорить о художнике, нельзя не отметить, что чисто технические достижения XX века косвенно изменили и живопись: изобретение фотоаппарата высвободило ее из плена видимой действительности. Копирование внешнего стало дурным вкусом. Освободившись от необходимости закрепить преходящее, живопись получила возможность выйти на те высоты, где времени нет. А отсутствие времени, вечность и беспредельность — есть черта сознания космического.

Музыка безмолвия

Художник — это человек, чей внутренний мир вынесен на всеобщее обозрение и существует как бы отдельно от него самого. Фамилия творца становится названием созданного им мира. Поэтому прежде чем говорить о жизни Бориса Алексеевича, о его сложных взаимоотношениях с тем временем, в которое вместилась эта долгая жизнь, поговорим о красочном мире под названием Смирнов-Русецкий, мире его картин, временные координаты которого не сводимы к календарным датам.

Но можно ли рассказать о живописи? Даже передвижников — самых уж, казалось бы, беллетризованных наших художников — пересказать и воссоздать в слове практически невозможно. Что же тогда говорить о духовном Космосе Смирнова-Русецкого, как изобразить его пером на бумаге? Впрочем, я только что снова произнес ключевое слово — Космос. И хотя задача описателя не становится с введением этого огромного понятия легче, главное именно здесь: внутренний мир этого художника воистину мир космический. Не быт, а Бытие, раздвигающее полотна его картин до бесконечности. Не мгновение, схваченное глазом как объективом фотографического аппарата, а остановившееся время вечности. Не хаос, наконец, а гармония. Космос Смирнова-Русецкого — это беспредельность духовного пространства, почувствованная глубинами внутреннего Я; это музыка сфер, услышанная — не ухом, конечно, а чутким сердцем.

Окно его полотен это не иллюминатор современного космического корабля, это сама душа человека, распахнутая навстречу мощному энергетическому потоку, его невидимым лучам и подчиняющаяся им, их освежающему воздействию. В безличности этого воздействия как бы растворяется и личность зрителя. Происходит слияние его индивидуальной души с Мировым духом, а все заботы повседневности, все боли и царапины тела, неприятности прожитого дня и даже маленькие бытовые радости — все это смывается и уносится, оставляя ощущение холодноватой свежести, вневременной и внепространственной. Вот в чем секрет магического воздействия его искусства.

 

Время и Космос Б.А.Смирнова-Русецкого

Б.А.Смирнов-Русецкий. Из цикла 'Прозрачность»

 

Выставка Смирнова-Русецкого всегда обладает своим особенным полем, в залах, где вывешены его картины, устанавливается свой микроклимат, своя атмосфера. Вы как бы проходите через сеанс хорошего экстрасенса — объяснить словами это невозможно, но снимается боль, отступают проблемы, вам становится лучше и, более того, вы становитесь лучше. Живопись воздействует как музыка. Наиболее ранние из космических произведений Смирнова-Русецкого именно живописуют музыку Космоса. Вагнеровски мощным симфонизмом звучат его полотна. Музыка безмолвия, исполненная цветом и композицией — не есть ли в этом тот синтез искусств, которого все мы ждем от творческих вершин грядущего? И вся земля на его картинах предстает как живое космическое существо.

Пейзажи составляют основную часть его художественного наследия. География их широка, но преобладает Русский Север — негромкий, в полутонах, — ненавязчивая, почти бедная, щемящая красота валунов, озер, холмов и неба, пронизываемого полярными ветрами. Земля Смирнова-Русецкого не сказочна, в ней нет места васнецовским лешим и берендеям, даже если картина называется «Снегурочка». И это не рериховское мифологизированное повествование, насыщенное историей (или литературой), взывающее к прапамяти человечества. Его пейзажи узнаваемы, нам случалось видеть такое в жизни, но они вневременны. За холмами Смирнова-Русецкого могут быть скрыты и современные АЭС, и стоянка бородатых пращуров.

Я сказал, что пейзажи его узнаваемы — да, но они все же неуловимо отличаются от красот и ландшафтов, виденных нами в реальной жизни. Чем? — каким-то особо поэтическим настроем, какой-то необъяснимой преображенностью. И, конечно, тем, что в каждом из них звучит тонкая, едва слышимая музыка. Благодаря ей картины живут, живут своей собственной жизнью и как бы втягивают нас в свое вибрационное поле. Пейзажи Смирнова-Русецкого не повторяются, они разные, хотя очень часто на них изображено одно и то же дерево, один и тот же огромный мшистый валун, одни и те же белесые дали озер и островов.

Что вообще изображал художник — какие-то локальные, чисто географические приметы? Или что-то иное? Ответ, наверное, все тот же — перед нами не просто пейзажи, а как бы отражение исходящего от них духовного потока. Это не земля севера или юга, это планета в космических лучах Духа. И этот лучевой поток каждый раз воспринимался душой Мастера, проходил через нее — поэтому столь различны изображения одного и того же места. Бесконечно многообразно это слияние Духа и души, Космоса и Земли. Энергия Космоса — это творчество, а творчество всегда вырастает над повторением.

Окна в странный, необычный мир

Отчего же эта ослепительно светлая, умытая, «надземная» Земля Смирнова-Русецкого постепенно начинает веять на нас каким-то странным холодком? Оттого ли, что мы несовершенны и ее одухотворенная гармоничность оказывается в конце концов недосягаемой для нас? Или оттого, что на вершине жить нельзя? Его Земля — живая, сказал я. Но присмотримся внимательнее. Живут его камни, деревья, горы, стиснутые причудливыми островами воды, живет, пульсирует, растекается бескрайнее пространство неба — нет на этой Земле, живой и одухотворенной, только одного: человека.

Безлюдны эти просторы, никем не населены холмы и пригорки, никто не плывет по озерам и не взбирается на мшистые морщинистые скалы. Есть, правда, церкви, их много и они прекрасны, но художник заставляет нас смотреть его глазами, и тогда эти церкви предстают перед нами не творениями рук человеческих и даже не средоточием божественного света, а еще одним вариантом природы, таким же продолжением Земли, как валуны и скалы. Они не свидетели истории, не иллюстрации из прошлого, но и не живописные руины в настоящем — они вне конкретного времени и только подчеркивают — в глубинах нашего подсознания — тревожную необитаемость планеты Смирнова-Русецкого.

«Человека забыли!».

Эта «забывчивость» не случайна. Это — позиция. Мне довелось не раз и не два говорить на эту тему с Борисом Алексеевичем. Как художник, он чувствовал себя вправе не быть связанным случайностями преходящего мира, переменчивой конкретикой человеческих откликов. Пиджаки, калоши, бородавки, все то, в чем демонстрирует себя быстротекущая жизнь, что составляет ее внешнюю, сиюминутную форму — все это в его глазах принадлежало низшему слою впечатлений и не заслуживало перенесения на его полотна, пронизанные духом вечности. Выплескивалось при этом, понятно, многое; речь идет, разумеется, не об отсутствии в его творчестве зощенковского многообразия человеческого общежития, — ибо по природе своей Мастер был абсолютно чужд бытописательскому реализму, — а о том, что при расширении духа до общечеловеческого и далее, до вселенского, чисто человеческая сторона исчезает, растворяясь в величественной абстракции. Исчезает не только суета сует (Бог с ней, мелочной и пошлой!), исчезает память, время, род, дистиллируются такие чувства как грусть, радость, любовь.

 

Время и Космос Б.А.Смирнова-Русецкого

 

Понятия, близкие и родные каждому, и понятия, которые в совокупности и становятся богатством конкретной души личности, приобретают столь колоссальные размеры всеобщего символа, что и вспоминать-то о какой-то там личности становится неприличным. И, абстрагируясь от времени (пусть практически покоренного!) и от пространства (пусть фактически преодоленного!), уносясь в космические дали бесконечности (и оставляя, тем самым, где-то внизу превратившуюся в ничтожную точку личность) — эти понятия начинают напоминать скорее Полярную звезду, чем огонек собственного дома. Конечно, и недостижимая звезда, и свеча в материнском окне, обе путеводны, но, согласитесь, путеводны по-разному. И блаженны те, кто, выбирая свой путь вперед по звездному небу, помнят и о крохотном огоньке в ночи, оставшемся позади.

Разумеется, все это сказано не в укор Смирнову-Русецкому. Я не могу и не хочу ставить под сомнение освежающее, воспитывающее, благородное воздействие его картин. И повторюсь, но скажу — речь идет не об отсутствии тех или иных персонажей на его полотнах (он — сказитель, а не фельетонист, не историк, не фотограф, наконец) — а о безлюдии его Земли. И представляется, что обратить внимание на эту черту художественного виденья человека, несомненно, обладавшего космическим сознанием и нас к нему приобщившего, не бесполезно.

И тут возникают вопросы не частного, а принципиального характера. Космическое сознание грядущего многими воспринимается как нечто совершенно новое, ранее никому неизвестное и нисходящее сейчас на нас (через отдельных «приобщенных», «избранных» лиц) по воле существ высшего порядка, наблюдающих за духовной эволюцией человечества и направляющих эту эволюцию. Я опускаю несколько «дамские» аспекты такого подхода (наивность и запрограммированную не-свободность личности), опускаю сознательно — как совсем не относящиеся к теме, но хочу обратить внимание читателей на другое.

Космическое сознание, открытое гением древнеиндийских риши, при переносе на европейскую почву претерпевает ощутимые изменения. При этом оно не только упрощается, но главное вырывается из циклического представления о времени и искусственно трансплантируется во время линейное. Линейное время — это типично западное понятие неуклонной смены низшего высшим, худшего лучшим, лучшего отличным. Каждое последующее звено стоит на плечах предыдущего. На этом зиждется вся теория так называемого прогресса. Теория смешная, если говорить о реальной жизни. Теория бессмысленная, если говорить о жизни ирреальной, о жизни духовной.

Космическое же сознание отнюдь не представляет собой какого-то нового учения, которое выше всех имеющихся и по каким-то причинам только сейчас открывающегося человечеству. На самом деле вся духовная история состоит из постоянных выходов на космическое сознание, сменяющихся его «заземлением». После того, как «заземление» в конечном счете низводит первоначальный взлет до фанатизма, догмы, сектантства, начинается очередной подъем в надземное. Это означает, что «новое сознание» имеет определенные аналоги в прошлом («все мистики из одной страны»), — и оно не призвано сменить, скажем, христианство или индуизм, которые, при определенном прочтении, содержат то же самое «новое сознание».

Космическая энергия вызывает энергию творчества, но ставя, как уже говорилось, знак равенства между Космосом и Богом, можем ли мы проигнорировать христианское «Бог есть Любовь»? А любовь (тоже, кстати, вид творчества!) к человеку это не только симпатия ко всему человечеству, это и внимание к личности — как в ее тождественности Абсолюту, так и в ее чисто земной и временной неповторимости. Отсутствие этого последнего аспекта, вызванное представлением о космическом сознании как явлении постхристианском, практически выводит за скобки все связанное с отдельной личностью.

А возвращаясь к пронзительно безлюдному миру Смирнова-Русецкого, не могу не вспомнить уже высказанное когда-то мнение, что при всей своей очистительной красоте, при всей своей насыщенности высоким духом Космоса картины его могут восприниматься как живописный отчет не-землянина о своей командировке на Землю. Увиденное им прекрасно, вечно, но — увы — беспокояще отлично от жизни в чем-то принципиальном.

И подумалось вот о чем (и от мысли этой стало еще неуютнее). Ведь совсем недавно мы уже видели на экранах телевизоров такую заповедную землю — сказочно прекрасную, с огромными цветами, с фантастически большими ягодами клубники, с пустыми нежилыми строениями абсолютно необитаемого города. Всем нам выпало увидеть красоту, излучавшую в мир такую смертельную тревогу, что зашкаливало счетчики Гейгера. Конечно, я говорю о Чернобыльской зоне. И поскольку, я уверен, Чернобыльская катастрофа относится к важнейшим событиям человеческой истории, событиям, властно изменившим наше не только сознание, но и подсознание, не исключено, что Мастер и не «виноват» в том впечатлении, которое производят на нас его полотна, окна в странный, необычный мир.

Просто теперь у нас обнажены нервы и даже мирный, преображенно прекрасный пейзаж стал восприниматься как напоминание об общепланетарной угрозе самоуничтожения.

Красота спасет мир — если мир спасет красоту!

Сам же художник на протяжении долгой жизни своей скорее всего видел изображаемое им совсем в ином свете. Он сам незримо присутствовал в каждой картине, он как бы «очеловечивал» их в собственных глазах (и в глазах тогдашних «до-чернобыльских» зрителей). Его душа, устремленная ввысь, к чистоте и свету, и была единственным человеческим персонажем его полотен, как смех был главным действующим (и очищающим!) фактором комедий Гоголя, — и мог ли он ожидать, что все мы дойдем до того предела, за которым дух человеческий может быть насильственно лишен человеческого тела и стать бестелесным воспоминанием, тревожащим чуткого инопланетянина?

Земля и Космос Смирнова-Русецкого сегодня воспринимаются нами не только как властный зов к совершенству, но и как предостережение о смертельной опасности. Пессимистично видение художника или в его творчестве указан выход — зависит от нас, и от того, как поймем заветы и как проживем отведенный нам срок.

Две жизни Смирнова-Русецкого

Одно можно сказать: сам Борис Алексеевич пессимистом не был. При встречах с ним меня всегда поражала его неиссякаемая, как бы все время возраставшая молодость. Даже на исходе девятого десятка своей жизни он был молод и лицом, и душой, и мыслями, и интересами. Самое поразительное — его творчество не несло на себе возрастных характеристик. Мудрое в дни становления, оно и спустя семьдесят лет оставалось юношески свежим.

До последних дней жизни он работал, работал много, и новые картины были неизменно лучше, тоньше, точнее предыдущих. Старость так и не пришла к нему никогда. Кто-то, наверное, скажет — режим, диета, физические упражнения. А я думаю — жизнь в гармонии с самим собой, с любимым (истинно творческим) трудом, с рано снизошедшим на него космическим сознанием. Эта внутренняя молодость, подчинившая себе все внешнее — и тело, и обстоятельства. Это доброжелательность, отсутствие злобы, мелочности, зависти. Это, наконец, постоянное общение с высоким, вневременным, с теми учителями духа (в литературе, живописи, в философии — причем Борису Алексеевичу довелось с некоторыми из них пройти и через опыт личного общения), после знакомства с которыми у человека как бы изменяется состав крови и возникает необратимый иммунитет ко всяческой скверне.

Не симптоматично ли, кстати, что страшный божеский бич, обрушившийся в конце XX столетия на обезумевшее от безнравственности человечество, имеет механизмом своего смертоносного воздействия именно отнятие иммунитета?

Борис Алексеевич был очень общительным человеком. Особенно он открывался молодежи и молодежь тянулась к нему; при этом ему удалось избежать столь распространенной в рериховском движении (виднейшим и старейшим деятелем которого он был) болезни учительства. На наших глазах подтверждалось старинное речение, что учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. У него учились все, кому посчастливилось с ним соприкоснуться — художники учились мастерству, а все мы умению видеть невидимое. Учились доброте, трудолюбию, старой интеллигентской манере слушать и говорить.

Он соединял нас с незапамятной культурой начала века, но в нем самом не было архаичности — он живейшим образом интересовался событиями сегодняшнего дня и, что характерно, при этом не вещал, не изрекал, не пророчествовал и вообще был чрезвычайно внимателен к собеседнику. Не только воспитанность была этому причиной, но и искренний интерес к внутреннему миру другого человека. А ведь общеизвестно, что до тех пор, пока сохраняется такой интерес, человек не становится стариком.

Так как же соотнеслось время жизни Бориса Алексеевича с космической вневременностью Смирнова-Русецкого? И первое, что поражает — официально художником, художником со справкой, членом Союза художников СССР, он становится в возрасте 74 лет. До этого не только вутренняя его жизнь не совпадала с внешней ее канвой, что отнюдь не уникально, но и присутствовала странная рассогласованность двух биографий, официальной и неофициальной, биографии в отделе кадров и биографии Мастера. И это при том, что обе они были настоящие, реальные, не придуманные.

Не знаю, многие ли поняли о ком идет речь, если бы я вздумал рассказать им о судьбе некоего советского служащего. Монтер телефонных аппаратов, военнослужащий-переписчик при стрелковой школе, студент инженерно-экономического Института. После окончания — аспирантура Института металлов Народного комиссариата путей сообщения, преподавание в автогенно-сварочном техникуме, в зрелые годы работа в Институте металлургии им.А.А.Байкова, защита кандидатской диссертации, наконец, заведование лабораторией (сварки специальных сталей и цветных металлов) во ВНИИМонтажспецстрое и в 1973 году — выход на пенсию. Обычная, в чем-то удачная, в чем-то мало примечательная советская биография.

Тем интереснее сопоставить эти две одновременные жизни одного человека, лязг металла, громыханье эпохи и овладение величественным покоем Космоса. Жизнь в мельтешении сменяющихся дней и лиц (кстати сказать, «Воспоминания» Бориса Алексеевича — в отличие от его картин — до краев переполнены друзьями, знакомыми, просто толпами людей, то на улицах Москвы, то в выставочных залах; и только недругов не сохранила его замечательная память — даже о соседях, по доносу которых он был арестован, говорится совсем мимоходом — и то в главе о возвращении из ссылки). Жизнь в диссонансе, в грохоте, в мире, ломающемся на глазах — и тишина, и одиночество перед холстом, и гармония миров вечных.

То, что Борис Алексеевич стал узником Гулага, неудивительно, как это ни чудовищно звучит для десталинизировавшегося поколения. Но что удивляет и сегодня, так это дата его ареста — 23 июня 1941 года. Немцы бомбили Киев, их дивизии уже утюжили гусеницами танков наши хлеба, в военкоматах стояли очереди — а бдительные чекисты обезвреживали скромного преподавателя, у которого было такое безобидное хобби как живопись. Эпоха все-таки прыгнула на плечи, норовя переломить хребет. Шли эшелоны на запад, навстречу пожарищам, а художника везли на восток. Совсем не на тот Восток, о котором рассказывал ему когда-то Н.К.Рерих.

Какая простая истина — что человек силен не ружьем, не должностью, не верностью лозунгам; а видишь торжество духа над грубой силой и воспринимаешь это как чудо. И сколько бы ни твердили миру, но надо самому прожить немало лет, пережить смену эпох, чтобы вдруг открылось пронзительно ясно, что история складывается из деяний не канцлеров и президентов, а из тех незаметных поначалу людей, чью профессию и чье предназначение называют тем же словом, что и Бога — Творец.

Вневременной мир его картин

Хочу сказать только об одном — слово время по отношению к Смирнову-Русецкому имеет не одно и даже не два значения. Его телесная оболочка жила в том времени, в котором страдала и радовалась вся страна; время его как живописца было пронизано ветрами исканий и всяческих -измов, возникавших и исчезавших, громогласных и тихих, рожденных под «родными осинами» или занесенных из жившей по своим законам Европы; его духовное время было отлично от всех других времен — оно шло со своей скоростью, в своем направлении. Но внутри его творчества было еще одно, на этот раз циклическое время. Он не просто писал картины одну за другой, он соединял их в циклы, длившиеся годами, десятилетиями, всю жизнь. Это едва ли не уникальная черта его как художника. Картины одного цикла объединены внутренним созвучием, взаимодополняемостью, это вариации одной темы, это одно бесконечное ожерелье, в котором каждая бусинка выигрывает от соседства других и при этом ни одна не повторяет другую — но только вместе составляют они ожерелье.

Так что же назовем мы временем Смирнова-Русецкого? Мне кажется принципиально важным то, что вставая утром по слышному всем заводскому гудку, шагая в строю «свободных» совслужащих или (позднее) подконвойных зэков, он оставался всегда внутренне свободным, живущим согласно своему особому сердечному ритму и всю жизнь пытающимся соединить биение своего сердца с вибрациями Космоса. И, приписанный к нашему веку, испытавший на себе жестокое бремя временного, он создал и подарил нам вневременный мир, в котором так странно сплелись светлые надежды и темные возможности не названного, не изображенного, не воспетого им XX века. И это, может быть, куда как более правильный портрет времени, чем те иллюстрации из «Огонька», которые он некогда был вынужден копировать в годы ссылки, на переломе эпох.

Между Западом и Востоком

И несколько замечаний, относящихся не к тому или иному периоду творчества Б.А.Смирнова-Русецкого, не к тому или иному циклу его картин — а к его художественно-философскому мировиденью в целом.

Как уважаемые им теософы и как обожаемый им Рерих, он был человеком Запада, впустившим в свое сердце великую мудрость Азии. Как и эти его предшествсники, он ушел от магистральной европоцентристской традиции далеко на Восток — но не достаточно далеко для того, чтобы стать частью инокультурной системы познания и отражения мира. Как и они, он провел жизнь в зоне контакта между Западом и Востоком, контакта, который я остерегся бы назвать синтезом, несмотря на субъективное стремление художника выразить общечеловеческий пласт Бытия. Как уже говорилось, космическое сознание великих риши Упанишад, Будды, Рамакришны с одной стороны, и космическое сознание Блаватской, Рериха, Смирнова-Русецкого с другой, имеют немало общего, но многое их и разделяет.

И все же мировосприятие Смирнова-Русецкого во многом определено существованием Индии, ее неразделенностью живой и неживой природы, ее одухотворенностью, ее пониманием идентичности Абсолюта и Атмана, индивидуальной души. Обо всем этом писалось неоднократно. Реже отмечают следы влияния на его творчество другого Востока — Дальнего и, прежде всего, Японии. Между тем, весь цикл «Прозрачность» — это заснеженная иероглифика японского искусства. Изящество линий, недосказанность, вовлечение зрителя в со-творчество, поэзия камня, сама нарочитая безлюдность его пейзажей, не вызывая параллелей с каким-либо конкретным японским художником, обнажают внутреннее сходство с глубинной сутью искусства Страны Восходящего Солнца.

Три европейских имени возникают в памяти при знакомстве с живописным миром Смирнова-Русецкого — Чюрленис, Кандинский, Рерих — и примечательно, что сам художник не раз вспоминает эти же имена. Рерих в этой триаде занимает особое место. Вся жизнь Смирнова-Русецкого прошла под знаком верности Учителю — и жизнь, и творчество, и судьба были отмечены его печатью. В последнее время он был, наверное, единственным человеком в России, кто общался со всеми Рерихами; он ощущал эту намять как большую ответственность и неустанно рассказывал о давних своих встречах новым и новым поколениям слушателей.

Он шел путем Рериха не только по духовным тропам, он повторял его земные хождения, писал картины в тех же местах, копировал работы Учителя, работал в его манере, помогал устраивать его выставки, пропагандировал — иначе не скажешь — его жизненный и духовный подвиг. Странно, но с годами он даже внешне стал похож на Николая Константиновича. Некоторые искусствоведы ошибались и приписывали Рериху картины Смирнова-Русецкого. Он никогда не был подражателем.

И эти последние замечания о влияниях, следы которых прослеживаются в творчестве Смирнова-Русецкого, мне хочется закончить признанием неоспоримой значимости того факта, что совсем недавно жил среди нас большой, оригинальный Мастер и те, кто придут после нас, будут завидовать нам, имевшим возможность общаться с ним. К сожалению, общению этому не суждено продолжаться. Время его остановилось. Но Космос его бесконечен.

 

www.delphis.ru

Борис Смирнов-Русецкий. Художник-космист. Живопись - лучшие картины | Биография, жизнь и творчество





Продолжение

Благоприятные условия для творческой работы сложились у Б. А. Смириова-Русецкого лишь во второй половине пятидесятых годов. Художник переживает яркий творческий взлет. Он работает много и плодотворно: реализуется многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы; рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется живописный язык мастера) его письмо становится все более тонким и одухотворенным. 

Приближение ночи. 1981.

Художник находит широкий выход к зрителю, постоянно организуются его выставки. Они проводятся не только в Москве, с творчеством Б. А. Смирнова-Русецкого имели возможность познакомиться жители Ленинграда, Новосибирска, Киева, Пскова, Сортаваллы. Работы художника приобретаются крупными музеями, о нем тепло пишет пресса. Все возрастающий интерес к творчеству мастера не случаен, он обусловлен прежде всего огромным духовным потенциалом картин Б. А. Смирнова-Русецкого: зритель находит :в его картинах своеобразную концепцию мира, созвучную лучшим исканиям времени. Обратимся к творчеству мастера. Б. А. Смирнов-Русецкий объединяет свои картины в цикл, располагаясь в закономерной последовательности, полотна всесторонне раскрывают ту или иную тему. Циклы - это своего рода целостные сверхорганизмы: как в гармоничных многогранниках, в них связано и цельно отражается Космос. Цикличность очень характерна для русской поэзии XX века, после Чюрлениса и Рериха тенденция к объединению картин в циклы стала характерна и для живописи. Б. А. Смирнов-Русецкий в полной мере освоил сложную технику цикла, выстраиваясь в органичный музыкальный ряд, холсты художника воспринимаются как непрерывное целое. Поэтому в них есть что-то от процессности музыкального произведения: созерцать картины мастера - как слушать прекрасную музыку.

Таков цикл “Прозрачность”: подобно шопеновским этюдам, картины как бы набегают друг на друга, одна продолжается в другой. И при этом каждая неповторима, индивидуальна' Но все же лишь в контексте всей серии она воспринимается со всей полнотой.

Снегурочка. Зима. 1955.

Цикл “Прозрачность” не только внутренне музыкален, он еще и по-настоящему философичен. Конечно, философию этого цикла нельзя изложить на дискурсивном языке, многое тут раскрывается через молчаливое сопонимание, через озарение.

Луч интуиции высвечивает небывалые дали! и нигде не встречает преград па своем пути: он беспрепятственно проходит сквозь кроны деревьев, сквозь камень. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей вселенной брезжат иные вселенные. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих Друг в Друге, перед нами прозрачный образ прозрачной бесконечности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, примагничивает: вон еще один план открылся в глубине бездонной картины: а за ним пробрезжил следующий. Пока еще едва различимый он притягивает, манит к себе. Но мы уже предчувствуем: это не последняя грань бытия, в прозрачный миг открывается нам неисчерпаемость мира.

Многие циклы художника родились в его странствиях, здесь можно назвать такие живописные сюиты, как “Алтай”, “Коктебель”, “Забайкалье”, “Валдай”, “Псков”, “Новгород”, “Старый Вильнюс”. Переосмысление архитектурных образов определяет содержание трех последних циклов, в древнем зодчестве художник хочет найти меру красоты и гармонии. Возводя прекрасные храмы, старые мастера полагались прежде всего на интуицию, природное чувство подсказывало им безошибочный выбор пропорций: расчет приходил позже. Архитектурные циклы Б. А. Смирнова-Русецкого выявляют интуитивное начало, заложенное в архитектуре Северной Руси, в этом их исключительная особенность: храмы на картинах мастера как бы светятся изнутри, это уловлена бессмертная душа их создателя. Прекрасное бессмертно, Доброе неразрушимо! в этой простой и вечной мысли утверждаешься после знакомства с архитектурными циклами Б. А. Смирнова-Русецкого. Таинственное самосвечение храмов на его картинах глубоко символично, художник выявляет духоносные пласты бытия, первичные для творения процесса.

Зеленая фантазия.

Особое место в творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого занимает Карелия. Впервые этот край он посетил в 1931 году, и с тех пор заложенные на Севере магниты держат мастера в своей доброй власти. Первое карельское путешествие Б. А. Смирнов-Русецкий посвятил в основном Заонежью, путь от Кузаранды до Медвежьей горы подарил ему много картин. Великолепны на полотнах мастера образы Онего! Синее зеркало, облака, ладьи, цепи островов. Эти реалии природы художник связывает тонкими композиционными соотношениями: ели, валуны, часовни - образуя контрапункт, они как бы рифмуются друг с другом.

Музыкальность вот что свойственно многим заонежским полотнам художника. В разбросе островов его интуиция угадывает гармоничную стройность, а валунный хаос открывается мастеру как чудо композиции: тут все организовано тонким ритмом, который внятен лишь для опытного и чуткого взгляда.

На Руси мир назывался Лагодой, это слово аналогично греческому понятию “космос”: в нем закреплено представление о ладе и мере как основах мироздания. Мир как Лагода! таким он предстает в северном цикле мастера. Сколько мудрости в этих пейзажах, сколько гармонии! Север помогает человеку сосредоточиться на главном, сама природа тут отключает нас от всего внешнего, преходящего. Она словно медитирует на полотнах мастера: воды, скалы, облака, все размышляет о вечном, о сущностном. Таково мироощущение художника, оно соответствует характеру северной природы. А такое соответствие всегда сулит удачу! природное и человеческое здесь совпадает на глубинном уровне: пейзаж становится автопортретом, облака и скалы насыщаются сложной семантикой.

После всех жизненных перипетий художник снова встретился с Карелией, в 1967 году, он впервые увидел Сортаваллу. Об этой встрече мастер мечтал многие годы, ведь здесь два года жил его учитель Н. К. Рерих. Художник писал о своей свершившейся мечте: “После первого посещения Сортаваллы я понял, что именно здесь в Карелии я нашел тот характер природы, который наиболее глубоко соответствовал самому сокровенному в душе, выражал с наибольшей полнотой те настроения н переживания, которые, доселе непроявленые, жили во мне”.

Почти каждый год художник приезжает в Карелию. Северная природа на его полотнах полна особой философичности, это прозрачная и лиричная философия: мера, гармония, совершенство - вот ее главные категории. Эта философия растворена повсюду, ее выражают и плавные линии приладожских холмов, и живописные укшезерские скалы, и фантасмагория северных закатов. Причудливый мох; складки камня; силуэты сосен, повсюду художник находит глубокое содержание, скрытое от поверхностного взгляда. Поэтому его картинам присуща серьезность, торжественность, они учат нас угадывать великое в малом, они воспитывают в нас качество сосредоточенного внимания.

Не случайно к творчеству Б. А. Смирнова-Русецкого особенный интерес испытывают ученые, картины мастера помогают сфокусироваться на основном, на главном. А это так важно для работы ученого! Б. А. Смирнов-Русецкий пользуется большой популярностью в новосибирском Академгородке. Каталог его выставки, развернутой в этом центре науки, сопровожден статьей известного искусствоведа Е. Горячкиной-Полякорой, привлекают внимание следующие ее строки: “Вот цикл Космос”, столь закономерный для художника, который еще в двадцатые годы выставлял картины на эту огромную тему. В этом цикле он славит беспредельность космических просторов силу человека, который идет сквозь пространства и времена, покоряя их”. Эти слова отчасти объясняют интерес ученых к творчеству Б. А. Смирнова-Русецкого: в замечательном цикле “Космос” ему удалось осуществить синтез художественного и научною виденья природы. Но хочется отметить, что этот гармонический синтез характерен и для других работ мастера, простые лютики и одуванчики он может подать так, что мы живо ощутим космизм земной природы: биосфера на этих полотнах ответствует ритмам вечного Космоса!

Без названия. 1976.

Каждая эпоха выражает свое виденье природы. Б. А. Смирнов-Русецкий - пейзажист но преимуществу, через его пейзажи себя выразило время. Отсеивая зерна от плевел, мастер воплотил лучшие духовные искания века. Его искусство непреложно доказывает: красота, интуиция, прозрачность это непреходящие ценности. В эпоху преобладающего аналитизма они имеют особое значение. Ведь мы все острее чувствуем недостаточность так увлекших нас формул и алгоритмов. Замечательно, что художники “Амаравеллы” в том числе и Б. А. Смирнов-Русецкий еще в двадцатые годы ощутили определенную односторонность в развитии нации. Один из тезисов своей эстетики художники сформулировали так: “Восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формальното анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания тогда их цель будет достигнута”. Или другое, не менее современно звучащее положение.: “Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса”. Невольно вспоминаются созвучные слова В. И. Вернадского: “Интуиция, вдохновенна основа величайших научных открытий”. Симптоматично, что быстро прогрессирующий интерес к космическому мышлению В. И. Вернадского наблюдается одновременно с ростом популярности “Амаравеллы”. Сейчас лишь один Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий представляет своих товарищей. Мастер продолжает плодотворно работать. Образ Космоса на его полотнах становится все более полным и гармоничным.

Когда-то Н. К. Рерих повторил на весь мир пророческие слова Достоевского: “Красота спасет мир”. Б. А. Смирнов-Русецкий верен великому смыслу этих слов. Источник:   amara.paragon.ru

Главная сайта         Главная         Карта сайта         English         На страницу "Три шедевра" 

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay



РЕКОМЕНДУЕМ: 

www.tanais.info

Борис Смирнов-Русецкий. Художник-космист. Живопись - лучшие картины | Биография, жизнь и творчество


Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете Свет. (Живая Этика).       Борис Смирнов-Русецкий

        (21 января 1905 года - 7 августа 1993 года)

      Краткая биография

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905г. в Санкт-Петербурге. В 1917г. вместе с семьей переезжает в Москву. В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А. П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особую роль сыграли рассказы А. П. Иванова о Н. К. Рерихе, которого он близко знал. Именно это знакомство облегчило встречу с Н. К. Рерихом в 1926 г., когда он был проездом в Москве. В период с 1922-1927 гг. активно переписывался с В. В. Кандинским. Участник «Выставки пяти». В 1927 г. принял участие в выставке общества «Корона Мунди» в Нью-Йорке: экспозиция «Амаравеллы» была развернута в здании Рериховского музея. В 1928 году вместе с другими художниками «Амаравеллы» экспонировал свои произведения в Чикаго. В 1929 г. принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь - Творчество» (Москва). В 1941 г. был незаконно репрессирован. В период с 1962 по 1988 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове состоялись персональные выставки произведений художника. 7августа 1993 года Борис Смирнов-Русецкий умер в Санкт-Петербурге. 

Морозный вечер. 1989.

Творчество Б. А. Смирнова-Русецкого продолжает и развивает романтические традиции, заложенные школой Куинджи. Подобно своим учителям, среди которых ведущее место принадлежит Н. К. Рериху, художник стремится воплотить не только красоту пейзажа в ее объективности и безусловности, он передает еще и тетрспеты, отсветы, оттенки, которые накладываются на пейзаж нашим восприятием, нашими чувствами. Отвечая на призыв Рериха осознать и принять красоту Космоса, Б. А. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить беспредельность в великом и малом. Человек незримо присутствует во всех пейзажах художника: человек уже здесь, на Земле, приобщенный к величию и беспредельности Вселенной.

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 года в Петербурге. Очень рано он оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Первые импульсы Борис Алексеевич получил от природы, каждое лето он уезжал с родителями в приморскую эстонскую деревушку, где ему впервые открылась красота неисчерпаемого мира. Художник пишет в своих мемуарах: “Начало весны, появление первых цветов и бабочек было всегда большим радостным событием детской жизни. Вспоминаю радость ежегодной встречи с морем, песни жаворонков над весенними полями, сосновые рощи на берегу моря и чистый журчащий по камням ручеек среди прохладных зарослей ольхи.

Но больше всего пленяла бескрайняя ширь моря, открывавшаяся с глипта, моря бесконечно разнообразного, вечно изменчивого, с валунами, залегшими стадами на берегу.

Позже, на картинах Рериха, эти валуны показались мне снова родственно-близкими, живыми и немного жуткими существами”.

Облако над озером.

Впечатления детства во многом оказались для художника определяющими: он сохранил дар очеловечивать природу, сталь свойстеснныи детскому мировосприятию. Но наряду с великолепием природы ему очень рано открылась и красота искусства. Ранняя юность Смирнова-Русецкого прошла в Кусково, архитектурный ансамбль этой усадьбы исподволь закреплял в юном художнике его природную склонность к гармонии. Огромное значение для будущего мастера имело общение с родным дядей, известный искусствовед А. П. Иванов прививал своему духовному ученику тягу к высокому искусству. Благодаря этому влиянию Б. А. Смирнов-Русецкий еще на пороге юности ощутил всю значительность творчества Н. К. Рериха, великий художник стал для него не только маяком в искусстве, но и высшим нравственным авторитетам: почитание Красоты и Служение Добру неотрывны друг от друга.

В пору становления приобщился Б. А. Смирнов-Русецкий к стихии музыки. В кусковском летнем саду “Гай” часто устраивались музыкальные концерты, особенно сильное впечатление на молодого художника произвел Вагнер. Н. К. Рерих писал, что в “Кольце Нибелунгов” даны “многие космические моменты”. Именно этот космизм в музыкальном мышлении Вагнера привлек внимание начинающего живописца. В 10-е и 20-е годы много писалось о “космическом сознании”, духовное освоение Вселенной стало насущной потребностью времени. Поэтому обращение к теме Космоса явилось органичным звеном в эволюции Б. А. Смирнова-Русецкого.

Этому способствовали и рано оформившиеся научные интересы художника, в течение всей жизни Б.А.Смирнов-Русецкий служение искусству совмещает с исследовательской деятельностью ученого. Окончив в 1926 году инженерно-экономический институт, художник продолжает образование во ВХУТЕМДСЕ. В 1930 году Б. А. Смирнов-Русецкий поступает в аспирантуру: изучение кристаллической структуры металлов дает ему возможность совместить эстетические и научные интересы, в гармонии кристаллических структур художнику-ученому открывается красота Космоса. Результатом научных студий Б. А. Смирнова-Русецкого стала диссертация, защищенная им в 1956 году.

Кирьявалахти. 1981.

Художник активно участвует в различных выставках, впервые его картины экспонировались в 1923 году на “Выставке пяти” (Д. Г. Соболев, Лев Лозовский, Анатолий Микули, П.П. Фатеев, Б. А. Смирнов-Русецкий). Развернутая в залах Музея изобразительного искусства, эта выставка оставила след в художественной жизни того времени. Художников объединяла не столько манера, сколько общее для них космическое восприятие, их интуиция проникала в звездную беспредельность. Но и земные реалии воспринимались космически: лесные пейзажи на ранних полотнах Б. А. Смирнова-Русецкого связуют земное и небесное, они кажутся высвеченными лучевой энергией Космоса. Такой космизм был созвучен эпохе, в эту пору начался процесс космизации сознания: его пионерами стали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л.Чижевский. Творчество молодых художников, впоследствии объединившихся в группу “Амаравелла”, является замечательной параллелью к этим исканиям науки; Художников и ученых сближало чувство гармонии Космоса: ощущение красоты бытия является подлинной основой для того синтеза искусства и науки, о котором сейчас так много пишут, ведь именно в этом ощущении конвертируют язык образов и язык формул.

В те годы широко развернулась деятельность Н. К. Рериха, она проходила под знаком идей синтеза: понятие единства является главной категорией в эстетической философии Н. К. Рериха. Не случайно великий художник обратил внимание на творчество “Амаравеллы”, во время своего посещения России в 1926 году он оказал существенную , поддержку своим молодым сотоварищам. Высокая духовность вот что импонировало Рериху в творчестве “Амаравеллы”. Б. А. Смирнов-Русецкий неоднократно встречался с Николаем Константиновичем, беседы с ним ознаменовали новый поворот в духовной эволюции молодого живописца. Н. К. Рерих писал в записке к А. Б. Щусеву: “Рекомендую Вам моего молодого друга Смирнова. Талантливый! Ему нужно окончить художественный курс ВХУТЕМАС...”. Добрую память о заботе великого мастера Б. Л. Смирнов-Русецкий сохранил на всю жизнь.

Облако над озером. (Пирос). 1966.

Группа “Амаравелла” существовала в 1924-1930 годах. В нее входили П. П. Фатеев, А. П. Сардан, В. Н. Пшесецкая, Б. А. Смирнов-Русецкий, С. И. Шитоев, В. Т. Черноволенко.

Н. К. Рерих решил привлечь международное внимание к искусству молодой России, в 1927 году большое количество картин “Амаравеллы” было экспонировано на интернациональной выставке в Нью-Йорке, устроенной под эгидой рерихонскоги центра искусств “Корона Мунди”. Работы русских художников получили широкий резонанс в прессе. Один из отзывов имел характерное название: “Искусство Советской России привлекает”, в нем мы находим добрые слова и о творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого: “Другой очень одаренный художник Борис Смирнов, картины которого “Дерево”, “Гора света” просты, драматичны и привлекают зрителя внутренней глубиной”.

Жизнь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого складывалась нелегко. В тридцатые годы невозможно было сосредоточиться на одной живописи, приходилось напряженно заниматься преподавательской деятельностью.. Тем не менее каждое лето художник с этюдником путешествует по стране, особенно его влекут места, связанные с именем Н. К. Рериха. Б. А. Смирнов-Русецкий повторяет многие маршруты своего учителя. Особенно магнитен для него русский Север, художник прошел его от Углича до Хибин: всюду он открывал, новые аспекты в красоте северной природы.

продолжение>>> Главная сайта         Главная         Карта сайта         English         На страницу "Три шедевра" 

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay



РЕКОМЕНДУЕМ:
 Шедевры русской живописи Судак. Прибой. 1985.
 Шедевры русской живописи Белуха. Туман. 1983.
 Шедевры русской живописи Обители Света. 1977.
Свет ущелья. 1992.


www.tanais.info

Борис Смирнов-Русецкий, картина "Монастырский двор", 1990 год

Борис Смирнов-Русецкий (1905 — 1993) — русский художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников-космистов «Амаравелла» («Берег бессмертия»). Летом 1926 года встречался с прибывшим в Москву из-за границы художником Николаем Рерихом, оказавшим сильнейшее влияние на его дальнейшую творческую деятельность. В 1967, 1969 годах прошли персональные выставки картин в Москве, в последующие годы — в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Загорска, Звенигорода, Ленинграда. За границей — в Монголии, Финляндии, Германии.

Картина "Монастырский двор" создана в период посещения художником псковских земель и мест, связанных с пребыванием здесь в начале века Н.К.Рериха. Результатом этих поездок стал цикл картин под названием "Псковская земля". Работа над этим циклом продолжалась до последних дней художника.

На картине (пастель, 68x84 см) изображена церковь Николы Ратного с звонницей - это часть комплекса Псково-Печерского монастыря. Я бывал в этом красивом месте летом 2014 года.

2500523362

На картине изображён удивительный, сохранившийся до наших дней псковский памятник зодчеству XVI века. Целый комплекс, в который входят Никольская башня, церковь Николы Ратного, звонницы из двух пролетов и ворот монастыря, выступающих когда-то в роли главных.

Игумен Корнилий предложил построить над Святыми воротами церковь, а также сделать алтарь, его идеи осуществил в 1564-65 годах Петр Заболотный, архитектор. Ее строили и изборяне, и стрельцы из проходивших там полков, а также псковичи. Церковь возвели из распространенной здесь известняковой плиты.

никольская-церковь-и-звонница

Для обороны храма под его каменным крыльцом было сложено оружие, а внутри возведено резное изображение Николая Чудотворца, с мечом в руке и митрой на голове. Не зря начали эту церковь называть «во имя Николы Ратного»: поскольку изначально она была должна стать защитой для православной обители.

Внутри храма стоит расписной Иконостас, икона Николы Можайского вырезанная из дерева, икона на которой изображен монастырь конца XVII века. Работники Псковского музея-заповедника, недавно установили дату росписи иконостаса Никольского храма. По их данным Иконостас был расписан тремя иконописцами в 1686-1688 годах.

Картина - часть моей коллекции. Продаётся по цене 10.000 шведских крон. Согласно «Единому художественному рейтингу» введённому в 1999 году Профессиональным союзом художников России, Борис Смирнов-Русецкий относится к достаточно высокой категории 3А - художник-профессионал высокого класса с узнаваемым индивидуальным стилем.

sergeybond.livejournal.com

Российские художники-графики: Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993)

Добавить фотоальбом

9 июня 2010, 0:23

0

Млечный путь. Серия 'Космос' Млечный путь. Серия 'Космос' +1

Весна. Весна. +1

Ладога Ладога 0

0

0

0

Север Север +1

0

Автопортрет Автопортрет 0

комментариев нет

www.respectme.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта