Презентация на тему: Декоративно-прикладное искусство и человек. Картины дпи
23. Виды и жанры декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Строгой классификации декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.
Основные виды ДПИ
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый .
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик:качестве резерва в горячем батике используется воск
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал.
«Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом.
Керамика — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Вышива́ние
Вяза́ние-процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
Макраме-техника узелкового плетения.
Моза́ика -формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Декупаж-техника создания узора на ткани. Метод заключается в тщательном вырезании изображения, которое потом может наклеиваться на любые поверхности.
Жанры ДПИ: портрет, живопись, бытовой, исторический, графика.
24. Законы и средства декоративной композиции
Композицияозначает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
В современном понимании композиция— это построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника.
В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, в котором единство и целостность формы художественного произведения обусловлены его содержанием.
Закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
Знание законов композициилежит в основе творчества, являясь средством и результатом творческого мышления, посредством которого создается художественный образ в произведении искусства.Закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.Целостность композицииопределяется ее неделимостью, взаимной согласованностью ее элементов и наличием композиционного центра. В основе неделимости лежит нахождение конструктивной идеи, способной объединить в целое все компоненты композиции.
Закон движения- передача в одном кульминационном моменте признаков предыдущего и последующего состояния. Радостное приветствие нового отличает лучшие композиции Пименова. И в картине «Новая Москва», и в картине «Свадьба на завтрашней улице» отчетливо проявляется восприятие жизни художником в ее развитии.
Новизнав искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства.
Закон типизации- неповторимость элементов.
Типизация – способ раскрытия в художественных образах общего, закономерного. Отбор основных деталей происходит по принципу их типичности для данной ситуации или
Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна, ни интервалы - «паузы», ни типы, ни жесты.
Закон контрастов-сочетание противоположного. Также существенна роль противопоставления положений в построении сюжета композиции. Что может быть контрастней крестьян, заключенных в арестантском вагоне, и вольных голубей на перроне? Контрасты характеров, состояний, величин, форм, фактуры - контрасты близкого и далекого, света и тени, объема и плоскости составляют ту область, от которой зависит энергия, воздействующая сила, выразительность композиции.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм (чередование элементов: размера, формы, цвета, фактуры), контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Пропорции в художественном произведении — это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. При этом создается благоприятное соотношение целого и его частей.
Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм(греч. гЫШтов — течение) — чередование соизмеримых элементов какого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.
Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте.
studfiles.net
Декоративно-прикладное искусство – основа красоты предметного мира
В основе этого искусства лежит потребность в красоте и уюте. Предметы, имеющие назначение бытового характера, часто используемые человеком, нуждаются не только в надежной структуре, но и красивом виде. Если человека будут окружать уродливые предметы с тяжелыми формами, то настроение быстро сойдет на нет, а это очень вредно для здоровья. Прикладное искусство охватывает обширную категорию вещей ежедневного потребления: посуда, текстиль, предметы интерьера, оружие, автомобили, костюмы, ювелирные изделия, украшения и вещи для детей.
Виды декоративно-прикладного искусства отличаются способом обработки заготовок, самим материалом, его свойствами текстуры и фактуры. Обрабатывая металл, часто используют литье, чеканку, ковку и гравирование; реже – резьбу и роспись. Вообще, резьба, роспись и инкрустация, как виды отделки декоративных изделий, хорошо применимы для дерева, керамики и стекла. Текстиль и кожу тоже можно инкрустировать при наличии достаточно твердых основ, но, все же, обычно для этих материалов используют техники вышивки и набойки. Для легкой ткани популярно искусство батик – это роспись жидкими красками с использованием резервного состава или воска.
Прикладное искусство – это не только вид деятельности, но и неотъемлемый атрибут социальной обстановки: оно культурно просвещает людей и прививает им эстетические ценности. Окружающий предметный мир – это всегда часть архитектурной концепции. От формы постройки часто зависит форма и назначение предметов внутри нее, поэтому на единой территории понятия архитектурного стиля и стиля предметов декоративного искусства тесно сплетены. Зародившееся в древнейшие времена, декоративно-прикладное искусство превратилось в важнейшую область народного ремесленного творчества, развивающегося в промышленных масштабах.
В городе Москва находится Всероссийский Музей Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, уникальный по своему содержанию, в котором хранится множество коллекций, созданных с конца 18-20 веков. Декоративно-прикладные изделия России этого периода поражают своей антикварной ценностью и провожают каждого, кто прикоснется к ним взглядом, в свои дальние и таинственные эпохи. Предметы коллекций - это хрупкие свидетели смены моды, уклада и грандиозных политических перемен. Само здание музея, фасад которого в течение того же периода подвергался периодическому обновлению, является памятником русской архитектуры.
Музей прикладного искусства хранит как частные, но подаренные музею коллекции, так и изделия, несущие роль исторического достояния. Разнообразие вдохновляет: радуют глаз европейские, русские и восточные ткани; всевозможные художественные изделия из металла и ювелирные украшения; прекрасный коллекционный фарфор; несравненные изделия из стекла и даже редкое собрание самоваров. В библиотеке музея хранятся уникальные рукописи и книги. Нет аналогов у собрания произведений русского модерна, у коллекции советского агитационного искусства, а также у великолепных произведений современных художников, для которых декоративно-прикладное искусство - это образ жизни.
fb.ru
Декоративно-прикладное искусство.Средства эстетического воздействия |
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Это собирательный термин, условно объединяющий два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.Решая в совокупности, как и архитектура практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают несколькими характеристиками: созданы по законам красоты; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления предметов быта и интерьера.
Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Основой декоративно-прикладного искусства является народное творчество.Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества, которое было одновременно познанием мира, образным мышлением и практическим действием.
Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий).Поэтому значимость произведений ДПИ наилучшим образом может быть понята лишь при ясном представлении о взаимосвязях предмета со средой и человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Например,изделия из стекла без декора наглядно доказывают особое значение для произведений ДПИ чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием).
На образную структуру предмета также существенно влияет декор. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением ДПИ, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме). Например, нарядная роспись поверхности и простая форма хохломских изделий различны по своему эмоциональному звучанию. Декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.
Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент мастера ДПИ используют и в форме предмета ( волюты — спиралевидные завитки с «глазком» в центре; звериные лапы и головы в деталях мебели ; пальметты — стилизованные пальмообразные листья; сосуды в виде цветка, птицы, зверя, фигуры человека).
Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).
Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
Стилизованный образ того или иного предмета сохраняет только самые характерные его признаки, детали же выполняются условно.Узор или группа узоров, украшающие тот или иной предмет,должны соответствовать его назначению, подчеркивать форму и материал, из которого этот предмет сделан.В зависимости от материала и назначения изделий узоры могут быть выполнены различными техниками: вышивкой, аппликацией, резьбой, лепкой, мозаикой, росписью, трафаретом и т.д.
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.
Похожее
www.tvorchistvo.ru
Декоративно-прикладное искусство в интерьере - Теория
Из художественных средств, пожалуй, наиболее эстетически сильно воздействие оказываю произведения декоративно-прикладного искусства. Их роль наиболее значительна в выражении идейной направленности композиции, а потому и особенно сложна.
Для эмоционального насыщения пространства, конечно, необходимо применять художественные изобразительные средства. Но, используя монументальную живопись в виде панно, росписей, важно соблюсти такт, меру, выбрать наилучший вариант расположения отдельных произведений. Это - необходимое условие.
Чтобы художественные изобразительные средства стали элементами ансамбля, автор должен добиться их согласованного сочетания. При этом уникальность произведений декоративно-прикладного искусства не является определяющим качеством, так как взаимосвязь архитектуры, живописи, скульптуры, графики в оформлении интерьера базируется на закономерностях гармонии.
Работа одного из авторов нашего проекта
Предназначение интерьера может быть различным. От этого зависит и его оформление. Так, если речь идет о помещении, предназначенном для музеев, выставок, экспозиций, то основная задача организации пространства в этом случае - обеспечить наилучшие условия для показа экспонатов, что достигается не только доступностью для обзора, но и нейтральными пластическими и цветовыми решениями.
Пространственные виды искусства широко привлекаются к раскрытию задуманной темы. Диапазон выразительных средств отдельных искусств сознательно ограничивается, что значительно расширяет красоту согласованного звучания. Синтез пространственных видов искусства, говорил выдающийся советский архитектор А. А. Веснин, - нужно понимать не как сумму (архитектура плюс скульптура плюс живопись), а как создание такого диалектического единства, в которое эти искусства взаимно проникают, т.е. архитектура становится скульптурной и живописной, скульптура и живопись - архитектурными. Ведущим фактором в этом единстве является архитектура; скульптура и живопись должны быть архитектурно-композиционными элементами, не теряя своей специфики.
Мы отмечаем, что включение в пространство произведений декоративно-прикладного искусства не столь простое дело, как может показаться на первый взгляд. Непродуманный выбор картины, панно не может привести к желанному итогу. Произведение должно не только отмечаться высокими художественными достоинствами, но должно и соответствовать назначению помещения, цветовому строю интерьера, его оборудованию, мебели, освещению.
Для организации внутренних пространств широко используются монументальные произведения. Их включают в комплекты в виде панно, скульптуры, пространственных композиций. Как правило, они несут идейно-политическую нагрузку. Уже на первых шагах проектирования учитываются их композиции, объемы, маршруты движения людских потоков, входные залы, парадные лестницы, финальная часть экспозиции.
Для панно выбираются эффектные способы исполнения: мозаика, фреска, рельеф.
Разнообразны способы и приемы использования произведений декоративно-прикладного искусства при создании комфортной обстановки, для убранства интерьера. Новейшие материалы, применение старых, расширение способов обработки дают художникам, архитекторам безграничные возможности для творческих поисков. Взять хотя бы металл: сталь, чугун, легкие высокопрочные сплавы. Вариации их обработки - ковка, литье, гнутье, сварка, обтачка, резка, пайка, полировка, гравирование, чернение, наведение патины, обжиг, лакировка, травление, покраска - вот далеко не полный перечень обработки материала, из которого создаются различные композиции, панно, перегородки, украшения, светильники, оконные решетки, двери.
Металл и живопись в организации пространства, работающие одновременно
Издревле популярна у всех народов керамика. И сейчас она не теряет привлекательности. В композиции интерьерных решений используются небольшие вставки в виде декоративных тарелок, панно, объемных скульптур и рельефов, а также вазы, чаши, цветочницы, кашпо, утварь. Особенность керамики состоит в том, что она обладает рядом непревзойденных качеств, высокой декоративностью, гигиеничностью, сохраняет в течение веков первоначальную свежесть, может использоваться для термической обработки продуктов.
В виде украшений и как составная часть других изделий в декоративных целях применяется и дерево. Массовое распространение получили перегородки, стенки, панно, мебель, плафоны. Возможности его обработки различны: обжиг, резьба, полировка, тонирование, лакирование, покраска разнообразными лакокрасочными составами. Панно выполняется из различных пород, отличающихся по тону, фактуре.
Ткань в интерьере также создает уют. Ее вводят в виде гобеленов, занавесей, штор, ковровых дорожек, обивки мебели. Для последней применяется хлопок, шерсть, синтетические волокна. Создаются прочные ткани тонкой структуры из волокон хлопка или льняные.
Драпировочная ткань имеет не только декоративную функцию; легкие шторы на окнах защищают от ярких солнечных лучей, плотные - в значительной степени поглощают шум, еще более плотные - препятствуют проникновению холодного воздуха в помещение.
Гладкие ткани наиболее распространены, но мало выразительны, структурные - красивы по фактуре и цвету. Гладкие структурные ткани из шерсти, шелка, хлопка незаменимы в административных комплексах, подчеркивают деловую обстановку. Жаккардовые ткани отмечены блеском шелка, легкостью бархата, сложностью рисунка. Они хороши для гостиниц, театров; иногда их применяют для отделки стен. Набивными и расписными тканями оформляют детские учреждения, гостиницы, холлы. Для убранства интерьеров общественных зданий часто применяют драпировочные ткани индивидуального исполнения: ткачество, набойка, ручное плетение, роспись.
Широкое применение получили сплошные занавеси. Они могут быть включены в общий цветовой строй, поддерживая окраску стен, облицовку мебели, покрытие полов. Центральную роль в оформлении зрительного зала играет занавес на сцене. В украшении интерьера возросло самостоятельное художественное значение гобеленов. Неограниченные возможности фактур, цвета, рисунка дают основание предполагать, что а организации пространства им будет принадлежать значительная роль.
2.jpg Текстиль и декоративные элементы как художественные изобразительные средства в оформлении квартиры
Все большее распространение получает экспозиция отдельных произведений декоративно-прикладного искусства и монументальной живописи в повседневной интерьерной среде. Выбор полотна - дело сложное: не всякая картина подойдет, например, для общественного комплекса. Немаловажны габариты экспоната - их нужно соразмерить с пространством.
В жилой среде - гостиницах, квартирах, общежитиях, домах отдыха - уместны эстампы, литографии, офорты, а также оригинальные акварельные рисунки. Неповторимость жилому уголку придают поделки из коряг, кореньев, букеты. Проявив изобретательность, можно даже незначительными деталями повышать художественные качества обычного помещения.
Тэг:
zen-designer.ru
Декоративно-прикладное искусство - это... Что такое Декоративно-прикладное искусство?
раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.
Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен, Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки, Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани, Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалера, Эмали, Ювелирное искусство.
Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Около 1350 до н. э. Египетский музей. Каир.
Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция.
Бра в стиле П. Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. Собрание Уоллес. Лондон.
Кресло. Дерево, резьба, золочение. Великобритания. Кон. 18 в. Собрание Уоллес. Лондон.
А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж.
Камин. Сталь, золоченая медь. Тула. Кон. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
А. Якобсен. (Дания). Настольная лампа. Железо. 20 в.
Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L'art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell'arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.dic.academic.ru
ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО — вид художественной деятельности, границы которой определяются не предметом, а спецификой творческого метода. Термин "декоративно-прикладное искусство" является собирательным (на это указывает дефис), условно объединяющим два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Поэтому традиционные подходы к определению специфики декоративно-прикладного искусства, исходя из особенностей предмета деятельности художника, терпели неудачу. Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком. Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием — колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже — графика).Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение — с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы). В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
Декоративное творчество основывается на стремлении художника связать разнородные формы (архитектурные, скульптурные, живописные, графические) в целостный ансамбль. Работа художника-прикладника состоит в ином — в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета(мебели, посуды, одежды). Иначе говоря, декоративное творчество концептуально,прикладное — предметно. Поэтому их соединение неоднородно. Не случайно исследователи пытались всячески обойти столь неудачное, неловкое название. Предлагались иные: "искусство бытовой вещи" (Д. Е. Аркин), "производственное искусство" (Б. И. Арватов), "преобразительное искусство" (А. Б. Салтыков), "прикладное искусство" (М. С. Каган), "искусство предметного мира" (Н. В. Воронов). Ни одно из этих названий не прижилось, потому что термин "декоративно-прикладное искусство", действительно противоречивый, освящен историей. До эпохи Возрождения отдельного "декоративно-прикладного" искусства не существовало. Специализация мастеров в области ремесел была и ранее, но функционально, только с XVI—XVII вв., в связи с отделением живописи искульптуры от архитектуры и превращением их в станко́вое искусство — картину враме и статую, не связанных с архитектурной средой, появилась областьпрофессиональной деятельности, для которой и было найдено специальное название. До этого, в античности и в Средневековье, искусство было целостным — одновременно изобразительным, декоративным и прикладным. Древние греки под искусством понимали любую хорошо выполненную, искуснуюработу, ремесло, не разделяя понятия материальной и художественной деятельности, и обозначали ее одним словом "techne". А. Ф. Лосев писал, что Гомер "не знает нискульптуры, ни живописи" как самостоятельных видов искусства, но подробно описывает "разного рода художественные изделия... Изобразительное искусство у Гомера вполне тождественно с ремеслом, и нет никакой возможности провести здесь определенную границу между тем и другим". В знаменитом описании золотого щита Ахилла в "Илиаде", будто бы выкованного самим богом Гефестом, на нескольких страницах показывается целый мир всевозможных сцен и сюжетов, чудесным образом уместившихся на одном изделии. Предполагается, что в основе этой поэтической фантазии — действительно существовавшие огромные щиты, закрывавшие воина с головы до ног в микенскую эпоху. В древних германских языках слово "kraft" — "мастерство, умение, искусство" — означало также: "сила, мощь". В представлении древних народов первыми мастерами— кузнецами, ткачами, гончарами — были сами боги. Выражение "не боги горшки обжигают" появилось позднее и отражает изменившееся отношение к ремеслу. У древних норманнов ремесленники возводились в ранг полубогов и приравнивались к жрецам. В Индии слово "shilpa" (санск.) означало: "умение, искусство, ремесло, здание, статуя, рисунок, украшение". Простой глиняный кувшин, в котором носили воду из колодца, и изваяние, которому поклонялись, были для индийцев в равной степени "шилпа". Все произведения древности органично соединяли материальную и духовную, утилитарную, эстетическую и художественную ценность. Эта особенность сохранена в традиционном искусстве Востока — Индии, Китая, Японии. Вот почему так странно, неисторично звучат определения вроде: "прикладное искусство Древнего Египта", "декоративное искусство Древней Греции", "декоративно-прикладное искусствоЯпонии", "декоративное искусство Византии"... В этих случаях нужны иные названия, отражающие другие критерии классификации. Историческое формирование области профессиональной деятельности, которую мы ныне именуем "декоративно-прикладным" искусством, можно проследить на множестве примеров. Все художественные изделия, так или иначе, восходят к четырем основным типам утилитарных конструкций: укрытия, орудия труда, емкости, оружие. Они возникают из первой необходимости. Затем, по мере развитиятехнологии — совершенствования материалов и приемов их обработки — эти вещи становятся совершеннее: прочнее, устойчивее. Так, с изобретением гончарного кругапоявилась возможность делать сосуды симметричной формы с гладкой поверхностью, а технология обжига глиняных изделий или выплавки металлов рождала новые формы. Они оценивались эстетически положительно, как приятные, радующие взор. Оставалось сделать еще один шаг — выразить через прекрасную,гармоничную форму более широкий круг представлений, идей, чем те, которые обусловливаются непосредственно утилитарной функцией и конструкцией изделия. По определению А. Б. Салтыкова — "сопутствующие предмету чувства, представления, настроения". В петербургскомЭрмитаже хранится замечательное произведениеантичного искусства: "Кумская гидрия", или "Царица ваз". Она создана в IV в. до н. э. и найдена близ г. Кумы, греческой колонии в Италии. Эта вазапредставляет собой гидрию, сосуд для воды, особенностью которого являются три ручки: две расположены горизонтально по бокам, а третья — вертикальная, как у кувшина. Пользуясь двумя ручками, удобно наполнять сосуды водой — греческие девушки ходили с ними по горным тропкам к источнику. Наполненные сосуды несли на голове — такие изображения можно видеть на расписных вазах. Третья ручка служила для того, чтобы, наклоняя гидрию, разливать из нее воду в мелкие сосуды и чаши — идеальный пример "античного дизайна"! Но даже при первом взгляде на это произведение возникает сомнение в возможности его утилитарного использования. Высота гидрии — 65,6 см. Более полуметра! Попробуйте поднять такой сосуд, предварительно наполнив его водой. А как же девушки, носившие гидрии с водой на голове? Понятно, что мастер задумывал свое произведение иначе. Это именно "Царица ваз", и ее утилитарная функция символична. Никто и не думал наливать в нее воду, хотя форма и конструкция этого предмета не претерпели никаких изменений в сравнении с аналогичными сосудами меньшего размера, которые использовали в быту. Произведения прикладного искусствабифункциональны — утилитарная функция сосуда, "действующего" как емкость, так или иначе взаимодействует с художественной — образом предмета, соединяющего в себе черты многих подобных вещей. Но в данном случае утилитарная функция разрешается опосредованно, символически, через ассоциации. Этому способствует идекор — расцвеченные рельефы, изображающие божества Элевсинских мистерий. Художественная ценность "Кумской гидрии" состоит не в гармонии функции, формыи декора, а в символическом преображении формы сосуда, которая начинает напоминать фигуру тех самых гречанок, которые, ходили за водой с гидриями меньших размеров. В подобном преображении смысла изначально утилитарных изделий кроется важная историческая закономерность. Археологов долгое время удивляли странные находки — античные керамические сосуды без дна, похожие на трубки. Их объясняли производственным браком, потом — "учебными моделями". Но вероятнее всего, это пример той же самой закономерности. В центре Петербурга, вЛетнем саду, у входа с южной стороны, награнитном пьедестале высится порфироваяваза. Она подарена в 1839 г. императору Николаю I шведским королем Карлом Иоанном XIV. Огромный монолит изэльфдальского порфира похож наантичные амфоры, только не имеет ручек. Зрительная связь очевидна: это, безусловно, ваза, но не емкость. Аналогичную декоративнуюфункцию выполняют гранитные вазы, сделанные в Швеции, установленные в 1832 г. на Адмиралтейской набережной. Если мы перейдем через Летний сад к его знаменитой северной ограде, созданной по проекту Ю. М. Фельтена (1770—1784), то врисунке железных ворот мы опять увидим вазы, а гранитные колонныувенчаны изысканного силуэтаурнами. У древних этрусков в Италии, а затем у римлян урнами называли небольшие сосуды с крышками, в которых хранился прах умерших предков. Понятно, что ни о чем подобном в Летнем саду говорить не приходится. Содержание изменилось, но формы остались. Это одна из основных закономерностей исторического развития искусства — его содержательная сторона, обусловленная конкретными обстоятельствами жизненного уклада,прагматическими соображениями, социальными факторами, неизбежно предается забвению, но прекрасные формы остаются. Идеальная форма переживает функцию и оказывается способной, почти без изменений, вмещать новое содержание. Эта закономерность сформулирована Й. В. Гёте: "Все искусства начинаются с необходимого, затем следует красота и потом излишество". Еще точнее, спустя столетие, написал русский философ В. С. Соловьев: "Красота — есть переставшая действовать полезность, или воспоминание о прежней пользе, то, что было полезно для предков, становится украшением для потомков". Последовательное преображение утилитарности и конструктивности в эстетическиекачества формы, а затем — в художественный образ раскрывает исторический смыслдекоративно-прикладного искусства и одновременно является конкретной, индивидуальной историей каждого вида изделий. Такая тенденция в искусствепроявляется достаточно рано. Так, например, знаменитая "Ваза Франсуа" (древнегреческийкратер, ок. 560 г. до н. э.) отчетливо демонстрирует преображение утилитарности всимволически-образную форму. Красочные расписные блюда итальянской майолики эпохи Возрождения вначале были простыми тарелками для пищи. Нодекорированные "картинной" росписью, они уже в XV—XVI вв. превратились в особую ценность, свидетельствовали о благополучии, престиже и художественных амбициях владельца, с гордостью демонстрировавшего их не как бытовые предметы, а вертикально, на специальных полках и в шкафах-поставцах. Именно так они показаны на картинах живописцев того времени. "Картинный" способ компоновки декора, игнорирующий форму круглой тарелки или сосуда, не препятствует качеству декоративности, поскольку связь изображения со средой не утрачивается, но понимается шире — со всем пространством дома, бытом, нравами и настроениями людей. В ренессансной Италии изготавливали "свадебные блюда" с изображением невесты и бандеролью— лентой с ее именем. Жених приходил в керамическую мастерскую, где были заготовлены серийные тарелки с несколькими вариантами изображений "типовых" красавиц. Заказчик выбирал похожий портрет, и оставалось только вписать имя невесты в заранее приготовленное место на ленте, вкомпонованной визображение. Такое блюдо уже невозможно использовать как емкость. Положить или налить в него что-либо как в простую тарелку было бы, по крайней мере, нефункционально (хотя известен обычай поднесения на блюде подарков невесте). Другой пример: паломничьи фляги, которые в Средневековье изготавливали изтыквы, кожи либо металла и подвешивали к седлу всадника или поясу паломника, направлявшегося в Святые места. В эпоху Возрождения их стали делать из майолики и украшать красочной сюжетной росписью. Но они были такого большого размера, что ни о каком подвешивании к поясу не могло идти и речи, хотя по традиции на таких флягах делали небольшие ушки кольцеобразной формы. Эти предметы сталидекоративными. Тканые ковры — шпалеры — вначале служили подвижными перегородками в интерьерах зданий. Они развешивались в аркадах нефов средневековых соборов, а в рыцарских замках утепляли холодные каменные стены. Затем техника ткачестваподсказала идею использовать переплетение цветных нитей для создания картин. Украшенные сложными сюжетными изображениями, настенные ковры превращались в картины, и уже ради них создавали дворцовые помещения с размерами стен по формату шпалеры, вставленной в раму. Все известные типы ювелирных изделий когда-то были простыми креплениями — заколками, застежками, пуговицами. Сохранив почти без изменений форму и конструкцию и отчасти функцию, эти изделия исторически обрели новый художественный смысл и составили отдельный вид искусства. Кортик морского офицера в давние времена был грозным оружием ближнего боя, поэтому он стал символом отчаянной храбрости и постепенно превратился в атрибут,знак офицерского достоинства. Подобные примеры можно приводить до бесконечности. Все вещи, окружающие человека, в своей исторической эволюции рано или поздно становятся предметами прикладного искусства, которые так же неумолимо преображаются в декоративные произведения, символическивыражающие историю своей прежней жизни посредством объема, рисунка, цвета. Именно в этом смысле знаток русской керамики А. Б. Салтыков назвал "самое близкое" искусство "преобразительным". Так же, имея в виду историческую закономерность преображения утилитарности вдекоративность, правильнее было бы говорить не "декоративно-прикладное", а "прикладно-декоративное" искусство. В жизни людей XX века эта закономерность проявлялась еще стремительней. В 1966 г. художник Б. А. Смирнов создалкомпозицию "Праздничный стол": на большом столе из простых досок расставлены изделия разноцветного стекла, невероятные по форме и неясные по функции. Все вместе они создавали яркий, праздничный образ застолья. К этому же роду предметов относились чайники и стеклянные самовары с запаянными носиками; подарочные кубки — стеклянные стаканы без дна художника Ю. М. Бякова (1969), которые критика(вероятно, не подозревая об их античныхпрототипах) назвала проявлениемформализма и "кризисом искусства". Появление подобных "антивещей" —предметов, только изображающих утилитарные вещи, но таковыми не являющихся, — свидетельствовало, что художник стремится уйти из областиприкладного искусства в декоративноетворчество, создавая уникальные произведения, граничащие со станковымискусством. В 1976 г. художник-керамистМ. А. Копылков показал на выставкекомпозицию"Розовое платье и осеннее пальто" —монолиты изшамота, абсурдновисевшие на вешалках в застекленной витрине. Границы предмета деятельности художника оказываются размытыми. Иначе можно сказать, что предметом этой деятельности являются все мыслимые объекты: от деталей женского туалета до дизайна космических ракет. С одной стороны "предметного поля" находятся нехудожественные утилитарные предметы, с другой — произведения "чистого" станкового искусства, находящиеся в музейных залах и не имеющие никакой иной ценности, кроме художественной. Внутри — множество разнообразных жанров изделий, в той или иной мере совмещающих утилитарную и художественную функции. С этим полем граничат также традиционные народные промыслы и художественные ремесла, отличные от "ученого прикладничества", и сфера дизайна — проектирования изделий промышленного производства. Внутреннее предметное поле изделий декоративно-прикладного искусства можно делить по родам (функциональной структуре), видам (объемно-пространственной структуре), типам (технологии изготовления) и разновидностям (преимущественному способу формообразования). В обыденной жизни мы, однако, поступаем проще и вместо столь сложной структуры подразделяем изделия декоративно-прикладного искусства на группы по признаку материала: керамика, стекло, ткани, дерево, металл. В этом случае имеет место некоторая вульгаризация за счет неосознанной метонимии (переименования) — мы называем материал, а имеем в виду художественные изделия: художественнуюкерамику, художественный текстиль, художественный металл... Еще одна сложность состоит в том, что в композиции изделия декоративно-прикладного искусства соединяются способы, средства и приемы формообразования, присущие другим видам изобразительного искусства: архитектонический,скульптурный, графический, живописный. Причем использование этих способов не всегда соответствует разделению: форма и декор. Форма сосуда может строиться подобно архитектурному сооружению (поэтому столь часты сравнениятектоники вазы и архитектурного ордера), но может приобретать скульптурныйили пластический характер, ее силуэт может быть графичным либо живописным.Декор, в свою очередь, — скульптурным, живописным или графическим (либо соединяющим все формы), но он также приобретает качества архитектоничностиблагодаря взаимосвязи с конструкцией предмета. Таким образом, спецификадекоративно-прикладного искусства состоит не в предмете, а в творческом методе, объединяющем все стороны художественной и ремесленной деятельности. В этом методе интегрируются способы формообразования, присущие в отдельностиархитектуре, скульптуре, графике, живописи на основе всеобъемлющего принципадекоративности — органичной связи каждого элемента композиции с окружающей средой: предмета с пространством, объема с декором, изображения с форматом,рельефа с цветом и фактурой поверхности... Эта всепроникающая декоративностьразрешается посредством абстрагирования, стилизации и геометризации. |
shedevrs.ru
Презентация "Декоративно-прикладное искусство и человек"
Презентация на тему: Декоративно-прикладное искусство и человекСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Декоративно-прикладное искусство и человек урок изобразительного искусстваКирсанова Надежда Владиславовна МБОУ лицей № 10 города Советска Калининградской области
№ слайда 2 Описание слайда:Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
№ слайда 3 Описание слайда:Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения.
№ слайда 4 Описание слайда:Основные виды декоративно-прикладного искусства: 1. Батик — ручная роспись по ткани. «Павлины»Автор —Алёна Леонова
№ слайда 5 Описание слайда:2. Гобелен (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Носорог. Фландрия. 1550. Замок Кронборг
№ слайда 6 Описание слайда:3.Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. О.А. Вороновой "Парусник"
№ слайда 7 Описание слайда:а. Резьба по камню - процесс придания камню требуемой формы и внеш. отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки, гравировки (резцом, ультразвуком). Резьба по камню XVI века
№ слайда 8 Описание слайда:б.Резьба по дереву —является одним из видов художественной обработки дерева . Носиков Петр
№ слайда 9 Описание слайда:в. Резьба по кости — это искусство вырезания орнаментов и фигур и произведений искусства из кости Цельная кость
№ слайда 10 Описание слайда:5.Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
№ слайда 11 Описание слайда:6.Вышивание — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
№ слайда 12 Описание слайда:7.Вязание — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).
№ слайда 13 Описание слайда:8.Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.
№ слайда 14 Описание слайда:9. Ковроделие – производство ковров.Ковёр, художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).
№ слайда 15 Описание слайда:10. Ювелирное искусство - (от немецкого Juwel - драгоценный камень) изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина)
№ слайда 16 Описание слайда:11. Художественная обработка кожи —вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
№ слайда 17 Описание слайда:12. Художественная обработка металла — вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из металла различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
№ слайда 18 Описание слайда:13. Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, когда на поверхность какого-либо материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.
№ слайда 19 Описание слайда:14. Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
№ слайда 20 Описание слайда:15. Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера.
№ слайда 21 Описание слайда:Проверочная работа. 1. Как называется вид декоративно-прикладного искусства?
№ слайда 22 Описание слайда:2. Как называется вид декоративно-прикладного искусства?
№ слайда 23 Описание слайда:3. Как называется вид декоративно-прикладного искусства?
№ слайда 24 Описание слайда:4. Как называется вид декоративно-прикладного искусства?
№ слайда 25 Описание слайда:5. Как называется вид декоративно-прикладного искусства?
№ слайда 26 Описание слайда:6. Как называется вид декоративно-прикладного искусства?
№ слайда 27 Описание слайда:Резьба по кости ВязаниеНитяная графикаПирографияМакрамеХудожественная резьба.
№ слайда 28 Описание слайда:Ссылки на источники:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:White_Peacock.JPGhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kronborg_-_Gobelin_Rhinozerus.jpg http://s56.radikal.ru/i151/1106/ea/352a13957c94t.jpghttp://club.foto.ru/gallery/photos/279669/?&author_id=24889&sort=views&next_photo_id=570880&prev_photo_id=570025http://tormashki.net/page/210/http://vdemotivatore.ru/1015-celnaya-kost-ruchnaya-rabota-eshhe-gordishsya-tem-chto-umeesh-vyshivat-krestikom.htmlhttp://ist4ereshnya.livejournal.com/http://bookvisor.ru/vyshivka-krestikom-besplatnye-sxemy-skachat.htmlttp://forum.flowernisage.ru/viewtopic.php?f=25&t=700&p=75729http://gerdadragongerl.livejournal.com/155821.htmlhttp://news.day.az/culture/334956.htmlhttp://www.platina-zolo.ru/older/351/JUvelirnyj_zavod_jashma.htmlhttp://ru.picscdn.com/domain/mirtesen.ru/147/http://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/3757-filigran-iskusstvo-azhurnogo-metalla.htmlhttp://prekrasna-vasilisa.org/post180473224/http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Chromolithografie-Glasmalerei.jpghttp://krychokrichi.blog.ru/?year=2010&page=2http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/3-1-0-1988http://my.mail.ru/community/vau-birthday/74F466A7F27A97FD.htmlhttp://dailypixel.ru/skachat-kartinki/page,1,1,130759-rezba-po-kosti-carved-ivory-iz-raznyx-muzeev-mira.htmlhttp://crazy-hand.ru/page/53/http://vizanie.info/shema-vyazaniya-palto-spitsami.htmlhttp://odejda-a.ru/vyazanie-kryuchkom-koshelek.htmlhttp://legkie-krestiki.clan.su/forum/41-1080-1http://1origami-biser.net/risunki-i-shemi-dlya-izoniti.htmlhttp://www.natureman.ru/forum/viewtopic.php?p=92http://www.virtuzor.ru/users/tattoo03/http://www.storesonline.com/site/1278922/page/442700http://vyazhem.rammuse.ru/makrame.htmlhttp://prikol.i.ua/view/660822http://ornamentiuzor.net/pletenie-iz-makrame.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitterhttp://easy-rise.ru/rezba_po_derevu?view=46059403http://www.epochtimes.ru/content/view/51770/6/?photos=12http://ghostovohohloma.net/rezba-po-derevu.htmlhttp://afisha.yandex.ru/msk/events/427920/http://www.amodern.ru/artmodern/exhibition/240/http://www.nahalyavu.com/ekb/exhibitions/event/5577/
№ слайда 29 Описание слайда:38. http://www.mebel-zakaz.ru/interior/index.php?SHOWALL_1=139. http://season.kz/articles/tema/18902.html40. http://www.liveinternet.ru/users/4284186/post189052030/Ссылки на видео:http://www.youtube.com/watch?v=kmHBEo8ze2A Мультик про Хохломуhttp://www.youtube.com/watch?v=myx0zKwj0vw Вышивка лентами ЦВЕТОЧНАЯ РАПСОДИЯ http://www.youtube.com/watch?v=16fqbrJyFRc&feature=related Изонить
ppt4web.ru