Преступление совершило… время. Утаив шедевр стоимостью 5 млн. долл. Картина ростовщик


Характеристика героя Ростовщик, Портрет, Гоголь. Образ персонажа Ростовщик

Ростовщик

Ростовщик - персонаж повести Гоголя «Портрет»; человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой, которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии.

Так, например, один молодой, блистательный вельможа настолько обезумел, что навлек на себя гнев императрицы. Вскоре он умер от безумия. История повторялась, так как все должники зловещего ростовщика либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь самоубийством, либо становились ужасными ревнивцами и завистниками. Избранник одной неписанной красавицы после займа у ростовщика стал настолько ревнивым, что чуть было не убил свою любимую, но вовремя одумавшись, убил сам себя.

Художник, согласившийся рисовать его портрет, так и не смог довести свое дело до конца, так как ему казалось, чем лучше он рисует внешность старика, тем живее получаются его глаза на полотне. В конце концов, им овладевает тягостное ощущение вперемешку с отвращением к работе. Ростовщик умоляет его дорисовать портрет, потому как хочет остаться жить в этом портрете сверхъестественной силой. Это в конец пугает художника, и он просто сбегает в монастырь.

Сам ростовщик на следующий день умирает, но как он и планировал его душа остается жить в портрете и продолжает приносить вред людям. Поначалу он одаривает ничего не подозревающих бедняг деньгами, а затем своим «живым» взглядом и необъяснимым влиянием сводит с ума, что и произошло с главным героем повести - молодым петербуржским художником А. П. Чартковым.

см. также:Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь

Краткое содержание Портрет, Гоголь

Сочинения по произведению Портрет, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

­

www.sdamna5.ru

Гоголь «Портрет» – краткое содержание по частям (главам)

Гоголь «Портрет», часть 1 – краткое содержание

Бедный художник Чартков купил в картинной лавке портрет старого иноземца-азиата. Изображение его лица на холсте было не окончено, но неизвестный автор с необыкновенной силой выписал глаза, которые смотрели, как живые, возбуждая в зрителе странное, неприятное, но вместе с тем и завораживающее чувство.

Чартков издержал на портрет свой последний двугривенный и вернулся в нищую, наёмную петербургскую квартиру. Слуга Никита сообщил, что в отсутствие Чарткова хозяин дома приходил с требованием немедленной уплаты долга за жилье.

Портрет Гоголя. Художник Иванов

Портрет Н. В. Гоголя, автора повести «Портрет». Художник А. Иванов, 1841

 

Молодой художник испытывал тягостное унижение при мысли о своей бедности. Он считал, что судьба несправедлива к нему: несмотря на выдающийся талант живописца, Чартков никак не мог выбраться из нищеты.

Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе. Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова. Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег. Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся. От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.

Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем. Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.

 

 

В свёртке действительно лежала тысяча червонцев. Эта огромная сумма позволила Чарткову расплатиться за квартиру, нанять себе другую, роскошную, одеться по последней моде и дать в газету статью о своём необыкновенном художественном таланте.

К нему повалили богатые заказчики. Поначалу он писал портреты с них старательно и с душой. Но число клиентов росло. Чартков уже не мог исполнять все картины тщательно. Мало-помалу он выработал особую технику письма, которая позволяла ускорить работу, но лишала её всякого вдохновения и низводила на грубый, ремесленный уровень. Большинство из тех, кого он изображал, мало разбирались в живописи. Хотя в портретах Чарткова замечалось всё меньше таланта, публика продолжала боготворить его. Чем больше он получал денег, тем сильнее росла у него жажда к ним.

Раз Чартков увидел картину одного своего прежнего знакомого. Не заботясь о материальном достатке, тот провёл несколько лет в упорном труде и достиг истинного живописного совершенства. Сразу поняв, насколько выше эта картина его собственных работ, Чартков проникся к её автору чёрной завистью. Он сам попытался изобразить что-нибудь подобное, но годы непрерывной погони за благополучием истребили в нём последние проблески Божьего дара. Жгучая ревность к любому, кто проявлял себя талантливее, стала иссушать Чарткова. Все накопленные деньги он тратил теперь на то, чтобы скупать на аукционах, лучшие полотна, приносить их домой и там резать на куски. Дойдя до безумия, Чартков скончался в страшных муках. Известие о том, что в его доме нашли обрывки великолепных холстов, ужаснуло всех.

 

«Портрет». Дореволюционный немой фильм по повести Н. В. Гоголя, 1915

 

Гоголь «Портрет», часть 2 – краткое содержание

Тот самый портрет азиата из дома Чарткова некоторое время спустя был выставлен на одном художественном аукционе. Удивительная живость глаз портрета привлекла покупателей, цена на него быстро поднималась. Однако в разгар торговли вошёл некий молодой художник и поведал историю этой картины.

Несколько десятков лет назад отец этого художника жил в одном из предместий Петербурга. Там же поселился невесть откуда приехавший азиат-ростовщик. Очень высокого роста, со страшным, тяжёлым взглядом, он выстроил себе похожий на крепость дом и стал давать деньги всем – от бедных старух до знатных вельмож. За свои ссуды ростовщик брал непомерные проценты. Всех стала вскоре поражать странная судьба его заёмщиков. Казалось, что взятые в долг деньги начинали приносить им несчастья. Щедрые люди делались стяжателями, великодушные – завистниками, в семьях открывались разлады вплоть до кровавых убийств.

Отец художника писал картины на религиозные темы. Задумав однажды изобразить дьявола, он подумал, что лучшим образчиком для него мог бы послужить тот ростовщик. Как ни странно, вскоре после этого, азиат лично явился к нему и предложил писать портрет с себя.

Отец согласился. Ростовщик стал позировать ему. Отец вложил в портрет весь свой талант, но успел полностью окончить на холсте лишь глаза заказчика. Далее он писать уже не мог: глаза как будто ожили и глядели на него, вызывая тяжёлое тревожное чувство. Отец объявил, что отказывается от заказа и денег. Ростовщик неожиданно бросился к нему в ноги и просил окончить работу. Он говорил, что в портрет таинственным способом должно перейти его естество, что после завершения картины он не умрёт, а будет вечно существовать в мире. Отец наотрез отказался. На следующий же день он узнал, что ростовщик умер, завещав ему неоконченный портрет.

Отец поставил его у себя дома. Глаза ростовщика сохраняли человеческую живость, и написавший их художник вскоре почувствовал на себе демоническое влияние. Отца вдруг обуяла зависть к одному своему ученику, которого он стал считать талантливее себя. Глаза святых, которые писал отец для церквей, как-то сами по себе приобретали дьявольское выражение. Заподозрив, что виной всему – портрет, отец хотел изрезать его, но удержался по просьбе одного друга, который выпросил картину с ростовщиком для себя.

Когда портрет вынесли из дома, отец начал успокаиваться. Зато тлетворную силу картины стал ощущать новый его обладатель. Он поспешил побыстрее сбыть портрет с рук. Всем дальнейшим хозяевам лицо ростовщика тоже приносило несчастья. Многие видели, как по ночам азиат выходит из рам картины.

Умирая, автор портрета завещал своему сыну-художнику помнить: в творческом вдохновении есть какая-то тёмная сторона, которой надо всячески избегать. Под действием этой тёмной страсти и были некогда написаны глаза азиата. Теперь, перед кончиной, отец заклинал сына разыскать этот портрет, где бы он ни был, и уничтожить его.

Рассказ молодого художника так поразил участников аукциона, что все забыли про сам портрет. Когда же в конце публика обернулась на картину, её уже не было на месте. Портрет то ли был украден, то ли волшебным образом исчез.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

rushist.com

краткое содержание. "Портрет" (Гоголь): герои :: SYL.ru

Повесть Гоголя «Портрет» – это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге. Сумрачный северный город вдохновил писателя на создание выдающихся творений, многие из которых продолжают восхищать современных читателей. В мистической истории о дьявольском изображении старого ростовщика заключен глубокий смысл. К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом. Ниже будут переданы только основные моменты его развития.краткое содержание город портрет

Покупка портрета

С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история. Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В.) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца. На ней изображен старик, одетый в азиатский наряд, с бронзовым от загара лицом и необыкновенно живыми глазами. Юноша живет очень бедно, вечно должен за квартиру, но не стремится к легким заработкам, а хочет упорным и кропотливым трудом раскрыть свой талант. Однако странный портрет тревожит его душу, всю ночь юный художник видит кошмары: ему мерещится страшный старик, покидающий раму и пересчитывающий на его глазах золотые червонцы.повесть гоголя портрет

Новая жизнь

Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. Утром юноша неожиданно обнаруживает у себя сверток с золотыми монетами, после чего возвращает все долги, переезжает с Васильевского острова на Невский проспект и начинает новую жизнь. Сначала он хочет полностью посвятить себя искусству, но, увлеченный всевозможными соблазнами, быстро забывает об этом. Чертков приобретает модные наряды, заказывает о себе статью в газете и находит богатых заказчиков. Они ничего не смыслят в творчестве, зато щедро платят, поэтому юноша принимается рисовать красивые безделушки и быстро богатеет.н в гоголь портрет

Расплата за отступничество

О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь. «Портрет» – это история человека, предавшего высокое искусство. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость. Он становится модным живописцем, приобретает вес в обществе, но вместе с тем окончательно утрачивает свой талант. Однажды Академия искусств приглашает его оценить работу живописца, долгие годы стажировавшегося в Италии. Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству. Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. Однако огрубевшая рука уже не слушается художника, и вскоре он убеждается, что его талант иссяк. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба. Остаток жизни он посвящает тому, что скупает на аукционах все выдающиеся полотна и беспощадно их уничтожает. Художник умирает в припадке очередного безумия, а в предсмертном бреду ему повсюду мерещатся живые глаза загадочного старика.гоголь портрет сюжет

Ростовщик

Теперь вы знаете, о чем идет речь в первой части своей повести. О судьбе безумного художника повествует ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В. умеет захватить читателя) имеет и вторую часть. В ней описывается история создания загадочного изображения.

Портрет старика продают с аукциона. Покупатели долго спорят о цене, и в финале остается только два богатых претендента. Неожиданно скромно одетый человек лет тридцати пяти прерывает торги и начинает рассказывать об истории этого портрета. Много лет назад в Коломне (предместье Петербурга) жил странный ростовщик. Он обладал выдающейся внешностью: высоким ростом, бронзовым цветом кожи и резкими чертами лица. Кроме того, он был необыкновенно богат и давал деньги взаймы самым известным жителям столицы. Однако его золото никому не приносило счастья. Молодой человек, стремившийся посвятить себя служению обществу, после совместных дел с ростовщиком превратился в бесчеловечного чиновника. Страстно влюбленный юноша, взяв заем у странного старика, стал безумным ревнивцем и чуть не убил свою супругу. Жители Коломны боялись ростовщика и никогда не брали у него в долг…

Великий художник

Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. «Портрет» – это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека. Далее в произведении речь идет о простом и честном живописце, который сумел своим упорным трудом и выдающимся талантом добиться признания окружающих. Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет. Художник с радостью откликнулся на это предложение, но во время работы над полотном почувствовал сильное отвращение к происходящему. Он попытался остановиться, тогда старик упал перед ним на колени и раскрыл свою тайну: он готовится к смерти и хочет, чтобы его сущность воплотилась в портрете. Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца.

Дьявольское наущение

Удивительные события описываются в произведении. О порочном влиянии мистического изображения на окружающих повествует его краткое содержание. «Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям. Честный художник внезапно начал завидовать своему ученику и попытался обойти его в конкурсе на оформление новой церкви. Только долгим монашеским служением он сумел потом искупить свою вину перед Богом и создать действительно великое произведение – картину «Рождество Иисуса». Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. В финале повести раскаявшийся художник завещал своему сыну найти изображение ростовщика и уничтожить его. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории. Увлеченные его повествованием слушатели не заметили, как со стены исчез предмет отчаянного торга. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем. Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден.гоголь портрет смысл

Герои повести

Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»)? Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова. Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения. Но относительно роли, которую играют персонажи в построении произведения как единого целого, его главным героем является ростовщик. Именно о стремлении дьявольской силы с помощью золота подчинить себе искусство размышляет в своей повести Гоголь. «Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой, и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках.

И, конечно, нельзя забывать о роли города Петербурга в произведении. Только здесь, по Гоголю, оживают старинные полотна, плетут свои сети демонические ростовщики и внезапно пропадают опасные портреты. Искушающий и величественный, бедный и богатый, прекрасный и обманчивый город Петербург можно также считать полноправным героем повести.

www.syl.ru

Ростовщик ("Портрет") - это... Что такое Ростовщик ("Портрет")?

Смотри также Творчество Гоголя

"Существо во всех отношениях необыкновенное", жил в Петербурге (в Коломне), ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение; но какой именно был он нации — индеец, грек, персиянин — об этом никто не мог сказать наверно. Высокий, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы"... "Эти сильные черты, врезанные так глубоко, как не случается у человека; этот горячий, бронзовый цвет лица; эта непомерная гущина бровей, невыносимые страшные глаза, даже самые широкие складки его азиатской одежды — все, казалось, как будто говорило, что пред страстями, двигавшимися в этом теле, были бледны все страсти других людей". Люди, встречаясь с Р. на улице, "невольно чувствовали страх" и озирались назад, "следя пропадавшую вдали его непомерно высокую фигуру". Б.-отец при встрече с Р. всякий раз останавливался и не мог "удержаться, чтоб не произнести: "Дьявол, совершенный дьявол". Жилище Р. "не похоже было на прочие маленькие деревянные домики. Это было каменное строение в роде тех, которые когда-то настроили вдоволь генуэзские купцы, с неправильными, неравной величины окнами, с железными ставнями и засовами". "Высокий двор, собаки, железные двери и затворы, дугообразные окна, сундуки, покрытые странными коврами", — все это поражало посетителя. Р. "мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей-старухи до расточительного придворного вельможи. Пред домом его показывались часто самые блестящие экипажи, из окон которых иногда глядела голова роскошной светской дамы. Молва, по обыкновению, разнесла, что железные сундуки его полны без счету денег, драгоценностей, брильянтов и всяких залогов, но что, однако же, он вовсе не имел той корысти, какая свойственна другим ростовщикам". "Он давал деньги охотно, распределяя, казалось, весьма выгодно сроки платежей; но какими-то странными арифметическими выкладками заставлял их восходить до непомерных процентов". Но "странная была судьба всех тех, которые получали от него деньги; все они оканчивали жизнь несчастным образом. Было ли это просто людское мнение, нелепые суеверные толки или с умыслом распущенные слухи — это осталось неизвестно. Но несколько примеров, случившихся в непродолжительное время пред глазами всех, были живы и разительны". Рассказывали о молодом вельможе, о блестящем князе Р., рассказывали множество примеров, случившихся в низших классах, "которые все имели ужасный конец. Там честный, трезвый человек сделался пьяницей; там купеческий приказчик обворовывал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока". В конце концов всеобщая молва приписала этому Р. "сверхъестественное существование". — "Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?" — сказал Р. художнику. В. согласился, но почувствовал скоро, что не может "более выносить" своей натуры и заявил Р., что бросает работу. Страшный ростовщик изменился при этих словах. "Он" бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от этого зависит судьба его и существованье в мире; что уже он тронул своею кистью его живые черты; что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете; что он чрез то не умрет совершенно; что ему нужно присутствовать в мире". Р. умер, но с недоконченного портрета "глядят" его глаза и портрет всем владельцам приносит несчастья.

Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.

literary_types.academic.ru

Преступление совершило… время. Утаив шедевр стоимостью 5 млн. долл. | Культура

На лицах - отблески догорающей свечи. Тихое таинство света, мрачная молчаливость теней передают напряжённость сцены. Более двух столетий считалось, что автором картины является голландский художник Геррит ван Хонтхорст. Но однажды специалист из Эрмитажа высказала сомнение в правильности определения принадлежности живописного полотна, а эксперты из прокуратуры помогли установить имя истинного творца шедевра. О том, как разворачивалась эта почти детективная история, журналу о духовном единстве народа «Орден» рассказал заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев. «АиФ» предлагает выдержки из его статьи.

Сентябрьским утром 1972 года, когда Париж ещё спал, от Лувра в сопровождении эскорта вооружённых мотоциклистов отошла бронированная машина. В аэропорту из неё вышли двое мужчин, а грузчики вынесли из машины ящик и внесли его в самолёт, который направлялся из Парижа в Москву.

Директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий, которого провожал представитель министерства культуры Франции, вывозил картину выдающегося живописца первой половины XVII столетия Жоржа де Латура «У ростовщика». Почему полотну понадобился эскорт из вооружённых мотоциклистов?

- Французские искусствоведы, которые исследуют творчество Латура, - рассказывал Борис Григорьевич, - не были уверены, что картина «У ростовщика» принадлежит кисти знаменитого художника из Лотарингии. На тот момент считалось, что в мире существует 31 картина Латура, причём только на восьми из них значилась собственноручная подпись художника. было также известно про существование в разных странах ещё около двух десятков картин, авторство которых в разное время исследователи приписывали Латуру. Вместе с этими работами на выставку картин Латура в Париж была приглашена и картина «У ростовщика» из Львова.

Старейший знаток Жоржа де Латура профессор Ф. Паризе приписал львовский оригинал другому мастеру. Кто же первый высказал предположение, что автор полотна «У ростовщика» именно Жорж де Латур?

В 1953 году это сделала старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Мария Илларионовна Щербачёва. Не имея прямых аналогий, она сопоставила это творение и уже известные работы мастера: детально проанализировала сюжет, композицию, светотень и манеру живописи, присущие многим на первый взгляд простым по сюжетам картинам Жоржа де Латура.

«Уже через несколько месяцев после возвращения картины из Лувра, - рассказывает Елена Рипко, замдиректора Львовской картинной галереи по научной работе, - нас попросили отправить полотно в Ленинград, где формировалась выставка работ последователей итальянского мастера Караваджо. Когда картина прибыла в Эрмитаж, верхний слой лака оказался местами повреждён. Требовалось вмешательство реставратора. Работы провёл ленинградский реставратор И. Косолапов. Он же вместе с профессором из Москвы Золотовым изучил картину в инфракрасных лучах. При обследовании очередного участка полотна реставраторы обратили внимание на загадочный след кисти в левом углу картины. К исследованию подключили криминалистов. Мне довелось долгие годы работать с прокурором-криминалистом Львовской областной прокуратуры Александром Герасуном и его помощником Юрием Седовым. Они рассказали следующее:

- Нам надо было не только рассмотреть подпись, выявленную специалистами, в инфракрасных лучах, но и сфотографировать её. А потом с помощью ультрафиолетового облучения установить её подлинность.

Криминалисты не только рассмотрели размытую подновителями более поздних времён  (ведь картине около 400 лет) подпись, но и с помощью аппаратуры смогли подтвердить, что краски, которыми написана картина, и та краска, которой сделана подпись, нанесены на холст в одно и то же время. Требовалось подтвердить ещё и авторскую принадлежность подписи. Искусствоведы Львовской картинной галереи пришли к выводу, что подпись на полотне «У ростовщика» ближе всего к той, которая поставлена на картине «Отречение Петра», принадлежащей к раннему периоду творчества.

Картину «У ростовщика», на которой криминалисты нашли девятую подпись Латура, долгие годы считали принадлежащей кисти голландца Хонтхорста. Под этим именем на протяжении двух веков полотно кочевало из одной частной коллекции в другую и, наконец, перешло в фонды Львовской картинной сокровищницы. Кстати говоря, когда картину упаковывали для отправки из Парижа во Львов, комиссар выставки Пьер Ландри в частной беседе сказал Возницкому: «Полотно «У ростовщика» можно оценить в 1 млн. 600 тыс. долларов». Французский учёный говорил серьёзно, так как за произведение Латура «Шулер» в Лувре ему заплатили 2 млн. долларов. Сейчас шедевр Латура «У ростовщика» оценивается уже в 5 млн. долларов. По данным журнала «The Art Newspaper», выставки произведений Жоржа де Латура в Европе пользуются самой большой популярностью. Их посещает более 5,5 тыс. зрителей в день.

Справка

Жорж де Латур (1593-1652) - французский живописец. Творчество мастера, забытое  после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. Для его картин характерны геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейских персонажей в обличье нищих и крестьян. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Себастьяна» (Берлин - Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, Метрополитен).

Смотрите также:

www.aif.ru

219. Ростовщики, дающие краткосрочные ссуды. Картины Парижа. Том II

219. Ростовщики, дающие краткосрочные ссуды

Таких ростовщиков можно встретить, пожалуй, только в Париже; они сами считают свое ремесло чем-то позорным: об этом говорит их обычно нахмуренный вид. Их маклеры живут поблизости Крытого рынка. Женщины, торгующие фруктами и овощами, которые они обычно носят на лотках, и всевозможные розничные торговцы чаще других нуждаются в скромной ссуде, в шестиливровом экю, чтобы купить макрели, горошку, ягод, груш, вишен. Заимодавец ссужает их такой суммой с условием, что в конце недели они принесут ему семь ливров четыре су; таким образом, шестиливровое экю, когда находится в деле, приносит ростовщику около шестидесяти ливров в год, другими словами — в десять раз больше своей стоимости. Вот скромные проценты заимодавцев на короткий срок!

Если я скажу, что богачи проделывают то же самое со своими капиталами и берут такие же громадные проценты, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести, то легко себе представить черствость иных душ и их жестокую жажду наживы!

Что же должно поражать больше: отчаянное ли положение мелочных торговцев, не имеющих даже шести ливров за душой, или неизменный успех такого страшного ростовщичества? Но многие ли настолько богаты, что, оплатив все счета и расходы, остаются с луидором в кармане? Я осмелюсь сказать, что третья часть населения Парижа до такого богатства еще не дошла; и ростовщики прекрасно знают, что разменные деньги становятся с каждым днем все реже и реже, так как приток их истощен государственными займами, — этими страшными поглотителями торговых капиталов.

Таким образом, ростовщики берут за ссужаемые деньги все, что только можно взять, а чем беднее человек, тем труднее ему действовать, не имея монеты в руках. Неимущий не пользуется доверием, и по той же самой причине, по которой он платит за вино и мясо значительно дороже, чем какой-нибудь принц, он покупает и монету по непомерно высокой цене. Вот почему ему так трудно выкарабкаться из бездны, в которую он погружен, его руки и ноги начинают скользить, как только он делает усилие, чтобы из нее выбраться, ибо несравненно труднее сделать пять франков из пяти су, чем, имея десять тысяч ливров, нажить миллион.

О! Кто не попятится в ужасе, увидя вблизи эту вечную борьбу нищеты с богатством?!

Ростовщики не всегда прибегают к посредничеству маклеров или агентов: два-три раза в год они удовлетворяют свое любопытство, наблюдая собрание своих вечных должников и обогатителей; тут они судят о настроении умов и о плутнях своих подчиненных.

Тот самый человек, который одевается в яркие расшитые платья, ходит с тростью, украшенной золотым набалдашником, выезжает не иначе как в карете, носит на пальце роскошный бриллиант, посещает все спектакли и вращается в хорошем обществе, — этот человек в известные дни месяца надевает поношенное платье, старый парик, старые башмаки, заштопанные чулки, отпускает бороду, красит волосы и пудрит брови; затем он отправляется в отдаленный домишко, в комнату, оклеенную дешевыми обоями, где нет ничего, кроме жалкой кровати, трех стульев и распятия. Там он принимает человек шестьдесят рыночных торговок, перекупщиц и бедных фруктовщиц и говорит им притворным голосом: «Друзья мои! Вы видите, что я не богаче вашего: вот моя обстановка, вот кровать, на которой я сплю, когда приезжаю в Париж. Я даю вам деньги, полагаясь на вашу совесть и благочестие, ибо, как вам известно, не беру с вас расписок и судом ничего с вас не получу. Я полезен вашей торговле, но, оказывая вам доверие, я должен иметь какое-нибудь обеспечение. Поручитесь же друг за друга и поклянитесь перед этим распятием, перед изображением нашего божественного Спасителя, что вы не сделаете мне ничего дурного и честно вернете мне то, что я вам доверю».

Селедочницы и зеленщицы поднимают руку и клянутся задушить ту, которая не заплатит в срок. Страшные клятвы сопровождаются крестным знамением. Тогда ловкий плут спрашивает их имена и дает каждой по монете в шесть ливров, говоря при этом: «Если уж и говорить о наживе, то, во всяком случае, я не наживаю того, что? наживаете вы!» Толпа расходится, а кровопийца остается с двумя агентами, у которых принимает отчет и которым платит жалованье.

Площадь Мобер. С гравюры Альяме по рисунку Жора (Гос. музей изобраз. искусств в Москве).

На следующий день он проезжает по Крытому рынку и площади Мобер в собственном экипаже. Никто его не узнает и не может узнать: это другой человек, он блестящ, он принят в хорошем обществе, и часто в уголку гостиной, у мраморного камина он подолгу рассуждает о благотворительности и человеколюбии. Никто не сомневается в его честности, благородстве и даже в некоторой доле щедрости. А пока о нем так судят, он невидимо присутствует в своих четырех-пяти темных лавчонках, выжимая и высасывая жизненные соки народа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Анекдоты про евреев



Ritchie Blackmore’s Rainbow, 1975

Радуга

Выходит старый еврей из своего дома и видит — над городом огромная радуга. Посмотрел и говорит : — О! На это у них деньги есть!

СССР. 1970 гг. Застой. Для выезда за границу еврей заполняет анкету:Судимости, участие в партизанском движении, награды и т.д. Еврей везде пишет: «нет», «нет», «нет»… На вопрос: «национальность» он ответил: «таки да».

Фото: «Радуга Ричи Блэкмора», 1975

Фотограф Виталий (VitKup), Фото: «Разногласия».

Трения

— Фима, я слышал у вас с Цилей     были трения? — Были, но в хорошем смысле.

(+)Фото: «Разногласия».     Автор: Виталий (VitKup),     Киев.

Разногласия....

Картина: «Негритянка» (фрагмент). Художница Joanna Misztal, Польша.

Негритянка

— Мама, я женюсь. — На ком? — На Мойше Яшкинде. — Боже мой, но он же НЕГР!

(+)Картина: «Негритянка».     Художница Joanna Misztal, Польша.

Joanna Misztal

Молчание.

Молчун Мойша

— Мойше, шо вы все время     молчите? — Шоб я в такой мороз руки     с карманов вынимал?

(+)Фото. Молчание.

Эдуард Мане. «Молодая женщина в испанском наряде», 1863

Роза на диване

Фразочки еврейские: — С ума двинуться мозгами. — Я вас умоляю, перестаньте этих глупостей. — И шо так вы разоряетесь и без копейки денег? — Спрашивается вопрос, похоронить почем стоит?     А без покойника? — Сема, кушай борщ, да шоб ты здох, ты должен     поправиться! — Почему в конце денег всегда так много месяца? — Роза, не дрожи диван: или ты лопнешь пружины!

(+)Картина: «Молодая женщина в испанском наряде»,     1863 год.     Эдуард Мане     (1832-1883)

Валерий Молочко. «Еврей-ростовщик».

Долг

Конкурс на самый короткий национальный анекдот. 3-е место: «Румын отдал долг». 2-е место: «Грузин взял в долг». И безоговорочное 1-е место: «Еврей простил долг».

Картина: «Еврей-ростовщик». Художник Валерий Молочко.

Валерий Молочко

Оформление документов у нотариуса.

У нотариуса

Нотариус: — Прежде чем огласить завещание     господина Рабиновича, я хотел     бы задать вопрос его вдове:     сударыня, не выйдете ли вы     за меня замуж?

(+)Фото. Нотариус.     Оформление документов.

Оформление документов у нотариуса.

Завещание

— Моня, помнишь, мы во время похода ночевали в доме     у вдовы? — Помню, Фима... — Помнишь, как ты несколько раз ходил к ней в комнату,     а потом хвастал, как славно ты её поимел? — Ну... помню... — А потом ты испугался и назвался ей моим именем?! — Прости, Фима, а шо, она таки заявила в полицию? — Нет, но можешь меня поздравить! Вдова умерла —     и завещала мне всё своё состояние!

(+)Фото. Подписание документов.

Фильм: «По версии Барни», 2010

Женитьба

— Ну и как твоя семейная жизнь, Фима? — Знаете, Соломон Яковлевич, я женат уже три месяца.     Раньше всё валялось на своих местах, а теперь     аккуратно сложено неизвестно где.

— Моня! На вопрос:     “Согласен ли ты взять в жены Цилю Рабинович?”     нужно отвечать: “Согласен”, а не “Была не была!”

Изя Голдберг получил СМС и обалдел: «Ваш супружеский долг погашен!»

Фильм: «По версии Барни», 2010     Судьба еврея

Фото: «Утренний кофе».

Лицо

Одесский суд: — Циля Моисеевна, шо имеете сказать за причины развода?     Муж мало зарабатывает? По дому не помогает?     Может, с детьми не занимается? Или, стесняюсь спросить,     не удовлетворяет вас как женщину? — Ой, шо ви, ваша честь! Всё это Изя делает!     Но ви би видели, с каким лицом!

(+)Фото: «Утренний кофе».

Виктор Иноземцев: «Траурный митинг».

Это хорошо

— Изя, ты тоже хочешь шо-то сказать за усопшего     Рабиновича?     Но учти: про покойников либо ничего, либо хорошо. — Да-да, ребе. Так вот, Рабиновича с нами больше нет,     и это хорошо.

Карикатура: «Траурный митинг». Виктор Иноземцев:

Виктор Иноземцев: «Траурный митинг»

www.anekdot-tut.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта