ГОЦЦОЛИ БЕНОЦЦО. Картины беноццо гоццоли
ГОЦЦОЛИ БЕНОЦЦО | Энциклопедия Всемирная история
ГОЦЦОЛИ БЕНОЦЦО (Gozzoli; настоящая фамилия - ди Лезе ди Сандро, di Lese di Sandro) - итальянский художник раннего Возрождения.
Фамилия Гоццоли впервые появилась во 2-м издании «Жизнеописаний наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» (1568 год) Дж. Вазари, в 1-м издании (1550 год) он назван Беноццо.
В 1442 году Гоццоли в качестве художника был взят в мастерскую Лоренцо и Витторио Гиберти, работавших над восточными (т. н. Райскими) вратами флорентийского баптистерия. Затем он упоминается как помощник Фра Беато Анджелико в росписи доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции (1438–1444/45 годы). В 1447–1449 годы по инициативе Фра Анджелико Гоццоли был приглашен среди др. мастеров расписывать капеллу папы Николая V в Ватикане и треугольные распалубки свода Капеллы ди Сан-Брицио собора в Орвието (июль—декабрь 1449 года). Стиль Фра Анджелико, как и выучка у Л. Гиберти, оказали существенное влияние на манеру Гоццоли, который на протяжении всей творческой деятельности был подвержен различным влияниям (Доменико Венециано, Мазаччо, Пьеро делла Франческа и др.). Огромное значение для Гоццоли имело пребывание в Риме, где он изучал памятники античного и раннехристианского искусства.
Первыми самостоятельными работами Гоццоли стали фрески в Монтефалько — росписи церкви Сан-Фортунато (1450 год), сохранившиеся фрагментарно, и апсиды церкви Сан-Франческо (1452 год), в которой по заказу францисканцев им были исполнены 12 композиций, посвященных жизни святого Франциска Ассизского. В этом цикле Гоццоли ориентировался на росписи церкви Сан-Франческо в Ассизи (верхняя церковь — 1280–1305 годов, нижняя — 1325–1329 годов и после 1340 года), ставшие эталоном т. н. францисканского житийного повествования. Во фресках церкви в Монтефалько проявились присущие манере Гоццоли особенности — простота и четкость архитектурных построений, яркость колорита, спокойный, неск. наивный характер образов.
Г. принадлежит ныне утраченный цикл фресок мон-ря Санта-Роза в Витербо (1453 год). Во 2-й половине 50-х гг. XV века он работал в небольших городах Центральной Италии и в Риме, выполняя заказы на станковые произведения, монументальные росписи и художественное оформление торжества по случаю инаугурации папы Пия II. Основными его заказчиками на протяжении всей жизни были монашеские ордены, в первую очередь францисканцы и доминиканцы.
Самое известное произведение Гоццоли — живописная декорация (1459–1461 годы) капеллы Палаццо Медичи (ныне — Медичи Риккарди) на Виа-Ларга во Флоренции. По воле Пьетро Медичи, он представил на стенах семейной капеллы композицию «Шествие волхвов», к-рая заставляет вспомнить алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423 год) Дж. да Фабрионо. Для семейства Медичи сюжет имел особое значение, т. к. они принимали активное участие в организации «Праздника волхвов» — грандиозной театрализованной процессии, устраиваемой во Флоренции на Рождество и в день святого покровителя города Иоанна Крестителя. Получив заказ на священный сюжет, трактованный в виде пышной церемонии, Гоццоли создал фреску — символ, прославляющий чудеса необозримого мира и передающий христианскую жажду искупления. Стремясь как можно точнее соответствовать аристократическим пристрастиям заказчика, Гоццоли представил на 3 стенах капеллы, окаймленной по цоколю мраморной инкрустацией, торжественную, роскошную процессию элегантных, богато одетых всадников на фоне пленительных в своей наивной красоте пейзажей. При создании образа Гоццоли тщательно воспроизвел всевозможные мотивы и детали (костюмы, конская упряжь, животные и птицы), увлекаясь каллиграфией линий и живописной декоративностью, что равно присуще готике и искусству Кватроченто. Прибегая к использованию ландшафтных, архитектурных и исторических деталей, Гоццоли наделил персонажей шествия портретными чертами современников, среди которых — Медичи, прибывшие во Флоренцию по случаю заключения Флорентийской унии (1439 год), Константинопольский патриарх Иосиф и император Иоанн VIII Палеолог, Фра Анджелико и сам художник.
В 1463–1467 годы Гоццоли работал в Сан-Джиминьяно. Для церкви Сант-Агостино им был создан живописный цикл, программа которого принадлежит доктору богословия доминиканцу Доменико Страмби. Размещенные на хорах росписи, включающие 17 сцен из жизни блаженного Августина, представляют особый интерес как единственный в ренессансном искусстве Тосканы фресковый цикл, посвященный этому святому. В четко выстроенных архитектурных фонах композиций цикла проявилось знание античной архитектуры Рима (в сцене «Блж. Августин покидает Рим» с топографической точностью представлен городской пейзаж — от форума Траяна до Ватиканского холма) и современному художнику архитектуры Флоренции («Похороны блаженного Августина»). Фигуры, пластичные и монументальные, уверенно размещены в живописном пространстве. Как и в росписи капеллы Палаццо Медичи, Гоццоли включил в многофигурные сцены большое количество портретных изображений, а также ввел в религиозную композицию жанровые подробности. В алтаре этой церкви был написан вотивный образ святого Себастьяна новой иконографии (святой вопреки устоявшейся традиции задрапирован в одежды). Еще одна выполненная Гоццоли фреска с вотивным изображением этого почитавшегося в городе святого (особенно после избавления горожан от эпидемии чумы) находится в капелле церкви Колледжата.
Последнее масштабное произведение Гоццоли, созданное при участии помощников,— фрески в Кампосанто в Пизе (1469–1484 годы). Снискавшие ему славу среди современников и вызвавшие восхищение Вазари, они были почти полностью разрушены при бомбардировке в 1944 году. Монументальные композиции на северной стене церкви (23 сцены из ВЗ, а также «Благовещение» и «Поклонение волхвов») отмечены детальной проработанностью, присущим Гоццоли тяготением к повествовательности, виртуозным владением перспективой, масштабностью, большой пространственной глубиной, свободой и естественностью в размещении фигур.
Кроме фресковых циклов Гоццоли принадлежит множество алтарных картин и росписи табернаклей. За небольшим исключением (алтарь для Сан-Марко, 1461–1462 годы; алтарная картина «Мадонна с шестью святыми» (Национальная галерея, Лондон), 5-частная пределла (Гос. музеи Берлина; Национальная галерея искусств, Вашингтон; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музей искусств, Филадельфия; Пинакотека Брера, Милан)), эти работы не достигли уровня его настенных росписей; их отличает орнаментальная условность композиций, нарочитая архаизация языка и повторение композиционных приемов.
В 80–90-х гг. XV веке Гоццоли стоял во главе мастерской, выполнявшей заказы на монументальные росписи, алтарные образы, рисунки для вышивки и табернакли (один из лучших в «Капелле Мадонны делла Тоссе» расписан по заказу Сера Грациа). Изменение стиля его работ последнего десятилетия связывают с пережитым Гоццоли душевным переворотом, вызванным проповедями и личностью Дж. Савонаролы. Динамичные, тонко моделированные живописные композиции на евангельские темы, строго следующие признанным церковным канонам, исполнены скорби и драматизма («Снятие с Креста», Музей Хорна, Флоренция; «Воскрешение Лазаря», Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Святой Иероним в пустыне», Музей Бардини, Флоренция).
Иллюстрации:
Бенноцо Гоццоли. Шествие волхвов. Роспись капеллы Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459-1461 гг.;
Беноццо Гоццоли. Мадонна, протягивающая пояс ап. Фоме. 1450-1452 гг. (Музеи Ватикана).
w.histrf.ru
Беноццо Гоццоли — WiKi
Беноццо Гоццоли родился в 1420 году во Флоренции, в семье портного. Настоящее имя художника — Беноццо ди Лезе ди Сандро (фамилия Гоццоли впервые появляется лишь во втором издании «Жизнеописаний» Вазари)[1].
Период становления Гоццоли как художника пришёлся на годы, в которые флорентийское искусство переживало настоящий расцвет. В 1430—1440 гг. во Флоренции работали фра Анджелико, Филиппо Липпи, Паоло Учелло, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа[2]. Согласно Джорджо Вазари, учителем Гоццоли был фра Анджелико, однако многие историки искусства оспаривают этот факт[3]. Несомненно, однако, что в 1439—1440 и в 1443—1444 Гоццоли работал совместно с фра Анжелико над фресками монастыря Сан-Марко[3].
С 1444 по 1447 г. он участвует с Лоренцо и Витторио Гиберти в создании рельефов бронзовых дверей (так называемых «Врат рая») флорентийского баптистерия. Затем, в 1447 г., продолжает сотрудничество с фра Анджелико: папа Евгений IV приглашает обоих художников для создания фресок в одной из капелл Апостольского дворца в Ватикане (фрески не сохранились)[3]. В 1448 Гоццоли и фра Анджелико работают над созданием фресок в капелле Никколина. Последней их совместной работой становятся фрески капеллы Сан-Брицио в соборе Орвьето.
В 1450 г. Гоццоли перебирается в Умбрию и начинает работать самостоятельно. Папа Николай V доверяет ему создание фресок в монастыре Сан Фортунато (Монтефалько)[3]. В Монтефалько Гоццоли проведёт три года. Крупные заказы позволят ему в полной мере проявить свой талант художника и создать себе имя.
С 1453 по 1459 гг. Гоццоли работает в разных городах Италии: пишет фрески для монастыря в Витербо, украшает алтарь в Перудже и т. д. В 1459 году Медичи вызывают художника во Флоренцию расписывать стены церкви в их дворце[2]. Сюжетом для росписи было выбрано шествие волхвов, в котором художник изобразил членов семьи Медичи. Впоследствии эта церковь станет известной под под названием Капеллы волхвов.
В 1463 году, возможно, из-за чумы, разразившейся во Флоренции, Гоццоли перебирается в Сан-Джиминьяно[3]. Там он пишет для городской церкви цикл фресок, изображающих сцены жизни святого Августина, а также фреску на тему мученичества святого Себастьяна для собора Сан-Джиминьяно.
В 1467 г. Гоццоли покидает Сан-Джиминьяно и отправляется в Пизу. Именно там он создаст своё самое монументальное произведение — цикл фресок для кладбища Кампосанто. В 1944 году бо́льшая часть этих фресок погибнет при бомбардировке и в последовавшем пожаре. Параллельно с этой основной работой Гоццоли выполняет и другие заказы: алтарную картину для церкви Святого Лазаря, панель «Триумф святого Фомы Аквинского», ныне хранящуюся в Лувре и др.[3]
В 1495 г., после вторжения в Италию Карла VIII, Гоццоли был вынужден покинуть Пизу и вернуться во Флоренцию. Затем, в 1495 г., он отправляется в Пистою, получив очередной престижный заказ: украсить фресками интерьер городской ратуши[3]. Эта работа останется незавершённой: 4 октября 1497 года Гоццоли умирает, вероятно, от чумы. Он был похоронен в Пистое, в монастыре Сан-Доменико.
Самостоятельная творческая деятельность Беноццо Гоццоли началась в 1450-е гг.[4] Он известен в основном как автор многочисленных фресок, из которых самая знаменитая — роспись Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Эта фреска изображает шествие волхвов и представляет собой единую композицию, занимающую три стены небольшой капеллы[4]. Фреска изобилует тщательно выписанными деталями: волхвы с многочисленной свитой, всадники в роскошных одеждах, деревья, животные, птицы, замки, монастыри, рощи, скалы и т. д. Несмотря на определённую идеализацию образов, в участниках шествия принято видеть изображения реальных исторических лиц, в том числе членов семьи Медичи[5]. На картине художник изобразил и самого себя: это человек в красной шапке с надписью Opus Benotii, устремивший пристальный взгляд на зрителя.Эта работа с её утончённой декоративностью и праздничным богатством красок стоит особняком в творчестве художника. В остальных своих произведениях он придерживался позднеготических традиций[1].
ru-wiki.org
День рождения. Беноццо Гоццоли - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ
Беноццо Гоццоли (Беноццо ди Лезе ди Сандро)- итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок, родился осенью 1420 года во Флоренции в семье портного.(Будем считать, что сегодня день его рождения - в некоторых источниках так и пишут, но скорее всего путают с датой смерти). Учился в мастерской братьев Лоренцо и Витторио Гиберти, а затем у Фра Джованни да Фьезоле, с которым потом работал долгие годы.Они расписывали стены в церквях, монастырях практически во всех крупных городах центральной Италии.В 1459 году знаменитые Медичи (среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап и две королевы Франции) вызвали художника во Флоренцию расписывать стены церкви в их дворце — Капелла Волхвов.Одна из самых знаменитейших его работ!В 1464 году художник женится на Лене ди Лука ди Джакопо Чьеко,и уезжает с ней по приглашению в Сан Джиминьяно расписывать фресками хор церкви Сант Агостино. Здесь родились два его сына Франческо и Алессо.После вторжения в Италию Карла VIII Беноццо вернулся было на родину во Флоренцию, но там - уже старый и лишенный поддержки своих бывших заказчиков Медичи (против них был составлен заговор) - с трудом мог конкурировать с другими живописцами. И в январе 1497 года он вынужден был переехать в Пистойю. Современники описывают его как человека благонравного, "истинного христианина",жизнь которого завершилась на склоне лет в окружении сплоченной мастерской, основу которой составляла его семья:два брата,Гоберто и Доменико, и два сына. Беноццо умер четвертого октября 1497 года от чумы.Лоренцо Медичи(?)(Шествие волхвов)
Триумф св. Фомы Аквинского над Аверроэсом,1471,(Лувр, Париж).
1459, Angels Worshipping (Поклонение ангелам)
Наверх. 1464-65 гг
http://my.mail.ru/community/stranstvia/134061227CD07FF0.htmlhttp://www.staratel.com/pictures/gozzoli/biog.html
krapan-5.livejournal.com
1 - Винченцо Фоппа | XV - Художники западной Ломбардии | Живопись кватроченто на севере Италии | Том 1 | Оглавление
Том 1История живописи
Партнёрские ссылки:1 - Винченцо Фоппа
В западной Ломбардии падуйское течение находит свое лучшее выражение в деятельности Винченцо Фоппы, одного из самых передовых мастеров второй половины XV века, переселившегося сюда из Венецианской области (родился он приблизительно одновременно с Мантеньей, около 1430 года, в Брешии)117. В творчестве Винченцо Фоппы смешиваются пластические элементы школы Скварчионе со световыми достижениями Пьеро деи Франчески.
Эти черты Фоппа выразил особенно наглядно в росписи капеллы Портинари (Св. Петра-мученика) в церкви S. Eustorgio в Милане (1466-1468). Фигуры святых отцов, изображенные на сводах капеллы как бы сидящими в круглых окнах, повторяют декоративную идею, использованную падуйцем Пиццоло в апсиде капеллы Эремитани. Главные же сцены в люнетах под сводами полны очень удачных перспективных построений в духе Франчески, и в них повторяется характерная особенность окраски архитектуры всей капеллы (построенной флорентийцем Микелоццо). Вся эта роспись имеет назначение производить иллюзорное впечатление; при этом оптическое ухищрение достигает своей предельной силы во фризе тамбура, в котором и ангелы, стоящие по карнизу, и аркады позади них сделаны слегка выпуклыми.
Общее впечатление от декоровки капеллы Портинари несколько холодное (доминируют вообще редкие в северных фресках белая и светло-желтоватая краски), но этот холод объясняется, главным образом, желанием Фоппы придать всему возможно больше света и воздуха. В сцене убиения св. Петра-Доминиканца замечателен пейзаж с остроконечными, "нидерландскими" горами, как бы предвещающими леонардовские "лунные пейзажи". Здесь "пленэрная" задача в духе Франчески выражена особенно ясно в сером тоне дали и серовато-зеленом - рощи, а также в "туманной" трактовке травы на первом плане118.
Еще резче выразилось падуйское влияние в творении учеников Фоппы, двух художников, постоянно работавших вместе - Бернардо Дзенале и Бутиноне119. Шедевром их является большой роскошный алтарь собора в Тревилио (1485 года), в котором скорее сказывается близость к Скварчионе, к Кривелли или к самому Мантенье, нежели к Фоппе. "Распятие" в предэлле этого образа является как бы вариантом картины с тем же сюжетом великого падуйца в Лувре. Творцы Тревильянского алтаря особенно любят "плафонные ракурсы", уходящие в глубь галереи, резкую лепку лиц и тела, словом, всюду выступают их пластические искания. Но, странное дело, несмотря на это, ретабль их, в общем, производит плоское впечатление, и это, несомненно, благодаря обилию золота, архаической тесноте композиции и часто довольно бессмысленному размещению фигур (например, св. Мартин на лошади изображен стоящим в узкой галерее, причем голова его касается арки). Оба живописца были, несомненно, мощными художественными натурами, не признававшими компромиссов (это ясно выражено в нескольких чрезвычайно энергичных типах святых), но в то же время, по сравнению с художниками Венецианской области (Падуи, Вероны, Виченцы), они кажутся "провинциалами". Провинциалами они кажутся и рядом с их учителем.
Амброджио Бергоньоне. Олиптих. Париж Лувр.Вообще, после того, как прошла плеяда Бизускио, Грасси и других знаменитых в свое время художников, развитие ломбардской живописи остановилось и к моменту приезда Фоппы в Милан находилось в большом запоздании по сравнению с другими школами Италии. Так, например, фрески Грегорио и Амброджо Дзаваттари в Монцском соборе, написанные в 1440-х годах, т.е. в те годы, когда скварчионистам досталась роспись капеллы Эремитани, когда Доменико ди Бартоло расписывал Сиенский госпиталь, а Липпи, Учелло, Кастаньо и Франчески уже создали многое из того, что должно было подготовить во Флоренции почву для появления Леонардо и Микель Анджело, - фрески эти исполнены совершенно примитивным образом в духе миниатюристов конца XIV в., без проблеска тех научных знаний, которыми гордились уже лучшие художники Италии. На монцских фресках, декоративных и занятных (к ним мы еще вернемся), все совершенно плоско, нет и намека на перспективную глубину, на размещение фигур в пространстве. Встречаются на них и самые дикие несообразности в пропорциях, а вместо неба стелется золотой орнаментированный фон120.
Примечания
117 Фоппа переселился в Павию в 1455 году, где и значится до 1468 года, но с 1457 по 1461 год он декорировал банк Медичи в Милане, а в 1466 году работал в Монце. С 1468 года он живет то в Генуе, то в Павии, то в Милане. В 1490 году Фоппа вернулся в Брешию, где и умер в 1516 году.
118 Роспись эта относится, вероятно, к 1466-му году. На фреске, украшающей нижнюю стену капеллы, помечен 1462 год, но эту композицию ("Мадонна с жертвователем") приписывают теперь Бартоломео ди Прато. Близко к фрескам Портинари стоят фрески, украшающие колледже Бранди Кастильоне в Павии и приписываемые кремонцу Бонифацио Бембо.
119 Bernardino Butinone родился в 1440, умер в 1507 году, Bernardo Zenale родился в 1436-м, умер в 1526 году. Из них суровее Бутиноне, мягче и изящнее Дзенале.
120 Архаизмом отличаются и фрески младшего Бизускио, Леонардо, переселившегося в Неаполь, где сохранилась его роспись капеллы Караччиоло в церкви San Giovanni-in-Carbonara (1450-ые годы (?)). Не лучше этих перегруженных фигурами фресок пейзажи, написанные помощником того же Бизускио, Перкинетто из Беневенто, тянущиеся фризом под главными сюжетами и содержащие сцены из жизни пустынников. Уже то характерно, что небо Перкинетто пишет ровным черным колером.
www.benua-history.ru