Святой Георгий, побеждающий дракона, в культуре и живописи. Картина святой георгий
Рафаэль «Святой Георгий» - Русская историческая библиотека
Рафаэлем были написаны две картины, изображающие бой Святого Георгия с драконом. Обе они относятся к раннему периоду его творчества.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506
Дерево, масло. 28,5 х 21,5. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Картины Рафаэля на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом (две в Лувре, и одна в Национальной галерее искусств Вашингтона) связаны друг с другом как темой (вооруженный юноша сражается с драконом) так и стилистическими элементами. Все три эти работы относятся к флорентийскому периоду. Они отражают стимулы, которые Рафаэль, получил от великих мастеров, работавших во Флоренции или выставлявших там свои полотна. В этих трёх картинах Рафаэля преобладает влияние Леонардо да Винчи, чьи сражающиеся воины с картины «Битва при Ангиари» (1505) дали блестящий пример искусства на военную тематику (эта работа Леонардо быстро разрушилась из-за недостатков его экспериментальной техники и теперь более не существует). Но явственная связь и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет, и человекоподобные монстры, которые изображены на картине со Святым Михаилом) – предполагает память Рафаэля об Урбино, где северные влияния всегда были довольно сильными.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506
Эти небольшие панели свидетельствуют о том, что Рафаэль в этот период обобщал уже усвоенные им стилистические приёмы и в то же время намечал живописные задачи для разработки в будущем.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Дерево, масло. 29 х 25 см. Музей Лувр, Париж
Получив в 1504 орден Подвязки от английского короля Генриха VII, герцог Урбинский Гвидо да Монтефельтро в качестве подарка для британского монарха заказал Рафаэлю картину на тему подвига Святого Георгия. Доставить её в Англию было поручено Бальдассаре Кастильоне, автору известного в те времена трактата «О придворном». До недавнего времени считалось, что Генриху VII была подарена та картина Рафаэля со Святым Георгием, что сейчас хранится в Национальной галерее искусств Вашингтона. Однако сейчас исследователя спорят о том, какую именно из двух картин отправили в Англию.
Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Тема убийства им дракона была излюбленной для художников эпохи Возрождения. Согласно старинной легенде, чудовище поселилось в болоте за стенами одного города и отравляло прохожих огненным дыханием. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Жребий в конце концов дошёл до дочери правителя. Христианин святой Георгий, случайно проезжавший мимо, увидел девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Копье Святого Георгия сломалось во время боя, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Он убил его и спас от смерти девушку, которая показана на картине Рафаэля бегущей справа.
Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505
Источник изображения
К середине XVI века панель Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» стали выставлять в паре с его же «Святым Михаилом». Хотя последний был написан несколько раньше, обе картины имели одинаковый размер и схожий стиль. Это приводило к мысли, что Рафаэль видел в них части одного диптиха.
rushist.com
РАФАЭЛЬ САНТИ. "СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ" - The Art Story
КАТАЛОГ Самые ранние произведения Рафаэля дошли до нас от 1501 и 1502 гг., то есть от того периода, когда он работал в мастерской Перуджино. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля. Лишь к 1504 г. он постепенно освобождается от влияния своего учителя, не отрицая его искусства, но перерабатывая его формы в более совершенные, более гармоничные. Италия| Рафаэль Санти |1483-1520 |"Святой Георгий" |1502-1503 |дерево, масло| Национальная Галерея Искусств| ВашингтонИталия |Рафаэль Санти| 1483-1520| "Святой Георгий" |1505 дерево, масло | Лувр| Парижmanon-gabrielle.livejournal.com
Святой Георгий и дракон: две версии легенды
Святой Георгий Победоносец - на мой взгляд, первый раннехристианский святой - солдат. Родился он в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля, в маленьком городке, рядом с которым в настоящее время расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона, в семье христиан. Св.Георгий с детства отличался отличными физическими данными, рано поступил на военную службу, сделал блестящую карьеру, стал любимым генералом римского императора Диоклетиана, во время гонений на христиан выступил в их защиту, был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам, а затем обезглавлен.Вот собственно говоря и вся биография Св.Георгия.Как выглядел гонитель христиан и душегуб римский император Диоклетиан, известно точно, хотя его изображение вряд ли кому нибудь знакомо.
Заметим, что император Диоклетиан оставил свой след в истории не только преследованием христиан, которых считал опасными смутьянами, врагами стабильности римской империи и её скрепов. Он также известен своим беспрецедентным добровольным отказом от императорского титула и отъездом в деревню после 20 лет правления. Когда через некоторое время делегация римского Сената приехала к Диоклетиану убедить его возвратиться к власти, бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил на своем огороде, то не стали бы приставать к нему со своими дурацкими предложениями.
Как выглядел Св. Георгий (да и существовал ли он в реальности), точно не известно, а вот его изображение каждый узнает наверняка! И все благодаря, во-первых, наличию копья в правой руке, и, во-вторых, присутствию рядом со Св. Георгием второго и неотъемлемого персонажа - змия или дракона. Если видите на картине или иконе дракона, а рядом рыцаря в блестящих доспехах и с копьем в руке, то процентов на 99,99 этот рыцарь - Св. Георгий. Св. Георгия изображают, как правило, на коне:
на коне и с девушкой:
или реже пешим, но тоже с девушкой или без оной:
но обязательно с драконом. Само изображение дракона тоже может варьироваться от толстенького питона с зубками
До своеобразного птеродактиля, но тоже упитанного
Св.Георгия часто изображают с красным крестом на белом фоне.
Этот крест так и называют: Св.Георгия. С XIII века он является национальным флагом Англии. В XVII веке крест Св.Георгия соединили с символом Шотландии - Андреевским крестом и символом Ирландии - крестом Св.Патрика: в результате получился флаг Соединенного Королевства - Юнион Джек.
Однако вернемся к изображениям Св.Георгия. Роли у святого и дракона строго распределены: первый протыкает копьем второго, второй корчится в предсмертной агонии и пытается укусить первого. Да, чуть не забыл, канон обязывает изображать коня светлой масти и обязательно в яблоках
Сюжет этих картин черпается из легенды «Чудо Святого Георгия о змие», согласно которой возле города Ласия в местном болоте завелся зловредный змий. Он каждодневно выползал на берег и пожирал окрестное население. И губернатор ничего не мог (или не хотел) с этим поделать. Дело дошло до того, что местная пятая колонна вывела население городка на несанкционированный массовый митинг и тем самым так прижала губернатора, что он в патриотическом порыве предложил отдать ненасытной змеюке собственную родную дочь. Девушку нарядили в самые красивые одежды, украсили дорогой бижутерией и отвели в места обитания змея, который в предвкушении ланча уже выполз на берег. В это время через те места проезжал Георгий, следовавший на своем боевом коне в родные пенаты после демобилизации. Увидев такую картину, Георгий с помощью копья и меча мелко нашинковал змея, а освобожденную девушку отвел счастливому отцу. По такому случаю губернатор и верный ему народ приняли христианство, а также построили в городе храм, посвященный Св. Георгию. Сюжет этой легенды можно трактовать и аллегорически: Св. Георгий – «христово воинство», несущее христианскую веру в чужие земли; змей (дракон) – олицетворение ереси, а то и сам Диоклетиан; ну а дева в плену у змея – христианская Церковь.
Но это классическая версия легенды о Св. Георгии и драконе. Согласно альтернативной версии, Георгий не убивал змея-дракона. Напротив, рыцарь-святой усмирил змия исключительно с помощью крестного знамени и слова Божьего. Соответственно и в иконографии стали ставить акцент не на ратном подвиге Св. Георгия и поражении копьем ископаемого животного, а на его усмирении молитвой и спасении царевны. Новая редакция легенды о змие пришла в XI веке из Византии, вернее из Грузии (Джорджии), которая была частью византийской империи и где святой был особо почитаем.
Иллюстрацию этой версии легенды можно увидеть на сохранившихся фресках церкви Св. Георгия, что в Старой Ладоге в 130 км от Санкт-Петербурга.
Старой Ладога стала только в 1704 году, когда Петр I основал в устье Волхова Новую Ладогу. Считается, что Ладога была первой столицей древней Руси (но не Киев же, право, я вас умоляю) и местом княжения Рюрика с 862 по 865 год. По одной из версий церковь Св.Георгия и была построена в XII веке на месте бывшей резиденции Рюрика. Но вернемся к ладожской фреске, которой мы любуемся без малого 15 лет, как только купили дачу в Новой Ладоге.
Св. Георгий на фреске изображен без оружия (в правой руке хоругвь), но в латах и на лошадке в традиционных яблоках. Однако, как мы помним, латы и лошадка служат исключительно для целей идентификации святого, как и изображение змия. Сам змий просто лапушка. Особенно умиляет поводок на шее. Когда я смотрю на ладожское изображение змия, мне почему то всегда вспоминается моя среднеазиатская овчарка Пальван ( домашняя кличка - Паша), наверное из-за его сложно-кусачего характера, но "доброго внутри". На самом деле, на змие не поводок, а поясок царевны, которая и ведет животное, эдак пританцовывая: радуется, что, во-первых, осталась жива и, во-вторых, познакомилась с военным. Военные, как мы знаем, нравятся девушкам. За небольшим исключением, не будем показывать пальцем.
Вспомним также, что в XII основная часть ладожского населения была безграмотной. В школу не ходили, а вот в церковь ходили и очень часто. И фрески в церкви служили в том числе эффективным средством государственной пропаганды, ну как телек сейчас. Достаточно вспомнить знаменитый 70 метровый ковер из нормандского городка Байе (обязательно подробнее расскажем о нем позже), который соткали и затем на протяжении десятилетий вывешивали в местном кафедральном соборе исключительно с одной целью: убедить местное население, что нормандский герцог Вильгельм Завоеватель не аннексировал Крым Англию, а только восоединил исконно нормандские земли и, тем самым, восстановил историческую справедливость.
Так какую же мысль несет фреска из ладожской церкви Св. Георгия? Люди добрые, не мечом и не копьем, не "градами" и не "буками", и уж тем более не "искандерами", а только добром, убеждением и словом, конечно с Божьей помощью, можно достигнуть окончательной Победы с вечной битве Добра со Злом – в себе самом, в сокровенных глубинах собственной души и в окружающем нас мире. По крайней мере об этом и говорит ИСТОРИЯ.
igorershov.livejournal.com
Описание картины Рафаэля Санти «Святой Георгий, побеждающий дракона»
Святой Георгий на картине Рафаэля выглядит совсем не таким, каким мы привыкли его видеть и представлять. Мы опираемся на православные иконописные традиции, и потому у нас уже сложился определённый образ.
Однако у Рафаэля мы видим рыцаря, облачённого в латы. Он кажется неуязвимым, но лицо святого открыто, он не прячет его под забралом. Кажется, Георгий непоколебим в своём решении поразить дракона, приносящего много бед людям. Уже перепуган вставший на дыбы конь, но всадник продолжает вершить расправу над супостатом.
Противник святого изображён вовсе не пышущим злостью, напротив, – он коварен, вероломен, у него взгляд искусителя. Он понимает, что перед ним бесстрашный рыцарь, которого не остановил даже факт, что копьё его переломано в куски. Георгий замахивается на дракона мечом, а тот словно пытается предложить воину сделку: одарить сокровищами и разделить добычу пополам, но только чтобы тот оставил ему жизнь.
На заднем плане у скалы видна мечущаяся девушка. Кто она? Почему с замиранием сердца следит за поединком? По легенде, эту молодую красавицу принесли в жертву кровожадному чудовищу, которое уже успело истребить всех овец в городе.
Сначала горожане дракону предлагали несчастных животных, но и ими зверь не насытился, стал пожирать отданных на заклание людей. И только Святой Георгий решился вступить в неравный бой, поручив свою судьбу Господу.
Мы знаем продолжение легенды: храбрый воин разделался с поганым змеем. Но в тот момент девушка даже не представляла себе, что может сотворить дракон с человеком, вступившим в поединок. Ведь чудовище уже унесло столько жизней! Но ещё секунда – и голова огнедышащей твари, отсечённая мечом Георгия, упадёт на землю. И красавица, и весь город будут спасены.
opisanie-kartin.com
Святой Георгий, побеждающий дракона, в культуре и живописи, Чудо Георгия о змие
Церковная версия данной истории появилась приблизительно в 1260 году благодаря усилиям Иакова Ворагинского, собравшего воедино в труде «Золотая легенда» христианские легенды и наиболее занимательные из жизнеописаний святых. Широкое распространение сюжета обусловлено популярностью данного литературного произведения, которое в XIV—XVI вв. уступало лишь Библии.Св. Георгий. XV в. Базилика Пресвятой Девы Марии. Гданьск, Польша.
Действие легенды происходит предположительно в одном из ливийских городов, рядом с которым было озеро, в котором жил страшный змий, терроризировавший местных жителей. Местный правитель, язычник и идолопоклонник, предложил умаслить змея, отдавая тому своих детей по очереди, дав обещание отдать и собственное чадо, когда придет срок. И обещание свое царь сдержал. Вот только плачущую принцессу встретил Георгий, который, узнав у нее о сути проблемы, перекрестился и решил ее, с божьей помощью, конечно же. Георгий не просто победил змея — он связал чудище и притащил в город живым, где, на глазах у собравшейся толпы, обезглавил. После этого все, конечно же, приняли христианство.Статуя Бернт Нотке. Св. Георгий. 1489. Собор св. Николая. Стокгольм, Швеция.
Церковная история о победе Георгия над страшной рептилией является метафорой победы христианства над язычеством. Но после реформ папы Климента VII в XVI веке история о победе Георгия была исключена из молитвословов, а сам Георгий упоминался лишь как один из святых мучеников.Но история победы мифического героя над драконом существовала задолго до возникновения самого христианства куда и перекочевало из ранее существующих культов, как и многие другие языческие элементы, включая даты церковных праздников, образы ключевых героев и даже нимбы. Так, вавилонский бог Мардук сражался и победил страшного дракона Тиамат. В Древнем Египте Гор победил Сета, сражавшегося в образе крокодила. Небесный всадник Сабазиос, почитаемый во Фракии и Фригии, победил демона в образе гигантской змии. В Древнегреческой мифологии Зевса сразил Тифона, Апполона одолел Питона, Персей победил жуткого морского змея, освобождая Андромеду, Беллерофонт убил Химеру, Геракл — Гидру. В скандинавской мифологии Тор победил Мидгарского змея по имени Йормунгандр. Как видите, сюжет, в котором герой побеждает дракона — отнюдь не нов.
Мардук и Тиамат
В православной традиции подвиг Георгия очень почитаем, что находит свое отражение, например, в гербе Москвы, хотя современные противники официальной истории утверждают, что герб намного старше, а сам символ является увековечиванием памятной победы славян над древним Китаев. Эти же личности считают, что Великая китайская стена была возведена для защиты от древних славян и ведут летоисчисление от «Сотворения мира в Звездном храме», что являлось подписанием мирного договора в той древней войне. Сейчас, кстати, 7522 от СМЗХ. Но это так, к слову.Легенда о победе святого Георгия над драконом сподвигла многих живописцев увековечить ее на своих полотнах. Так что давайте отложим размышления о исторической подоплеке и сакральной суть данного сюжета и просто насладимся его интерпретациями.
Йост Халлер. Св. Георгий пленяет дракона. 1445. Музей Унтерлинден. Колмар, Франция
Паоло Учелло, св. Георгий и дракон, ок. 1458-60, музей Жакмар-Андре, Париж
Рафаэль Санти. Св. Георгий. 1506. Национальная галерея искусств. Вашингтон (округ Колумбия), США.
Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий. 1607—1610. Национальный музей Прадо. Мадрид, Испания.
Якопо Тинторетто. Св. Георгий и дракон. 1560. Национальная галерея, Лондон, Англия.
Данте Габриэль Росетти. Свадьба св. Георгия и принцессы Сабры. 1857. Галерея Тейт. Лондон, Великобритания.
estetico.me
Святой Георгий поражает дракона Картина Ханса Аахена
Искусство Германии 15 и 16-го веков Картина немецкого живописца Ханса фон Аахена «Святой Георгий поражает дракона». Размер картины 50 x 56 см, масло, медь. Святой Георгий, великомученик, победоносец — по сказаниям Метафраста, происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, Георгий сложил с себя военный сан и явился исповедником христианства, за что и был обезглавлен, после восьмидневных тяжких мучений, в Никомидии, около 303 года.
Существует много древних житий и сказаний о жизни, подвигах и чудесах святого Георгия. Чудо святого Георгия о драконе и о девице, так же как и житие его, первоначально получило литературную обработку на греческом Востоке, потом в X-XI веках перешло на Запад и позднее широко распространилось в европейских странах. Содержание его в том, что святой Георгий убивает змея, или дракона, который опустошал землю одного языческого царя, во избежание чего царь и граждане принуждены были отдавать ему на съедение своих детей.
Когда на жертву змею выведена царская дочь, является святой Георгий как молодой воин (по одним вариантам, он совершает этот подвиг до своего мучения, по другим — уже после смерти и воскрешения) и словом своим и крестом усмиряет змея, которого по его повелению царевна, как овцу, приводит на своем поясе в город; после этого отец царевны и многие тысячи его подданных принимают крещение.
Ученые болландисты, издавшие Acta Sanctorum, придают этому чуду аллегорическое толкование (змей есть язычество, девица — церковь христианская) и буквальный смысл его считают апокрифическим. Но в народе всех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью и значительно усилило почитание святого Георгия. В геральдике и искусстве святого Георгия обычно изображают юношей, воином на белом коне, копьем поражающим дракона.
История искусства периода маньеризма. Далее →
smallbay.ru
Битва святого Георгия с драконом. Рафаэль Санти
Живопись • 05.07.2012 Автор: admin
В 1504 году Рафаэль переехал из Перуджии, где с 16 лет был учеником главы умбрийских живописцев Пьетро Ваннучи, прозванного Перуджино, во Флоренцию. Молодой 21-летний художник увлекается работами флорентийских мастеров, в особенности Леонардо да Винчи и Микеланджело. Усердно изучает в церкви Мария-дель-Кармине произведения Мазаччо, славившегося необыкновенно глубоким реализмом изображений. Рафаэль впитывает лучшие качества флорентийской школы начала 16 века: более крупный стиль и широкий охват действительности, пластическую убедительность, жизненную достоверность.
В этот период, названий первым флорентийским периодом (1504-1508 гг.), Рафаэль на основе популярного в Средние века и эпоху Возрождения библейского сюжета создает две картины «Битва святого Георгия с драконом». Полотна небольшие – размером 31×27 см, дерево, масло.
Георгий Победоносец – христианский святой и великомученик. Согласно преданию, уроженец Каппадокии (современная Турция) в 303 году, во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане, был замучен. На иконах, гербах, художественных полотнах святой изображается в виде конного воина, поражающего копьем дракона. В первой картине, датированной 1504-1505 гг., Рафаэль отступает от канонического сюжета – его Георгий замахивается на дракона мечем, а копье, разломанное на несколько частей, лежит под копытами коня. На второй картине (1504-1506) Георгий вонзает в извивающееся тело чудища копье.
Стилистика картин схожая: на заднем фоне невысокие скалы, редкие деревья и испуганная женщина. Особое внимание Рафаэль уделяет именно дракону. На первой картине он небольшой, иссиня черный, «смешан» из нескольких зверей (хищная птица, пантера, волк, змея). Другая же версия картины Рафаэля, посвященная схватке св. Георгия и дракона, изображает уже не диковинную смесь разных животных, а ужасающего черного ящера.
Картины Рафаэля Санти «Битва святого Георгия с драконом» выставляются в Лувре (Париж) и Национальной галерее Вашингтона.
lady-guid.com