Открытка (плейкаст) «Н.К. Рерих. Святогор». Картина святогор


Описание картины Андрея Рябушкина «Святогор» Картины художников

Описание картины Андрея Рябушкина «Святогор»

Тут стоит рассказать сразу о двух личностях. Сначала о мифическом персонаже Святогоре, а потом и про автора этого полотна Рябушкине.

Что касается Святогора, то это чисто былинный персонаж русской были вне славянских былин. Самый сильный из богатырей и самый высокий. Он богатырь-великан и хранитель земли русской от врагов. Именно он отдал свою силу сильную другому знаменитому богатырю Илье Муромцу. Так сказать передал свой пост ему и тот стал хранить землю русскую, как это он делал.

На полотне художник не стал рисовать великана, а просто изобразил на близком расстоянии морду лошади и самого Святого на ней. И создаётся впечатление, что великан едет по земле, минуя горы, валуны. Птицы летят мимо, звери пробегают мимо и никто даже не пытается противоречить Святогору.

А данное полотно изобразил Андрей Рябушкин. Судьба так распорядилась, что дала ему всего

сорок два года жизни. Но зато за эти годы он успел создать такие полотна, которые мы знаем с самого детства. Да-да, это его картины украшают учебники по истории России. Потому как он изображал исторические сюжеты.

Довольно часто в конце позапрошлого века в разных исторических журналах в Санкт-Петербурге часто статьи сопровождались его иллюстрациями, которые были просто восхитительны и наиболее точно передавали дух той или иной эпохи. Откуда такие точные знания? Он одно время проехал по всем древнерусским городам Центральной России и зарисовывал детали быта, фрески, пейзажи. Но в самом конце жизни он увлёкся русской мифологией и занялся иллюстрацией этих мифов. Вот и «Святогор» из той самой коллекции.

Страшная болезнь сгубила художника, но он до последних дней занимался своим делом – рисованием. Полотна художника хранятся сейчас в Русском музее и в Третьяковской галерее. Так что можно там увидеть его творения, а не на страницах учебниках.

Прислал: Шестакова Мария . 2017-10-08 21:55:38

opisanie-kartin.iusite.ru

Открытка (плейкаст) «Н.К. Рерих. Святогор»

 

"Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский,

в своей целине необозримой, вырывал новые сокровища.

Так положено.

История хранит доказательства Высшей Справедливости,

которая много раз уже грозно сказала: "Не замай!".

Н.К. Рерих. "Не замай!". Листы Дневника.

 

 

Николай Рерих

Святогор. 1938 г.

 

 

В 1928г. закончилась полная опасностей и напряженных трудов транс-гималайская экспедиция Рерихов. Семья художника поселяется в долине Кулу у подножия Гималаев. В этот период, наряду со знаменитой гималайской серией картин, Н.К.Рерих всё чаще обращается к русским сюжетам. В это время написаны "Святогор", "Богатыри просыпаются", "Настасья Микулична".

 

Святогор - загадочный персонаж русского эпоса. Очень могуч и силен этот богатырь. Не только нет такого человека, который с ним на бой бы вышел, сам Святогор не может совладать со своей силушкой, тяжело ему её носить в себе. Чувствует, как силушка по жилам его бьётся, переливается. Вырос Святогор выше лесу стоячего. Выпрямится, достанет до облака ходячего. Земля колеблется под его богатырскими шагами. Пойдет по берегу - моря из берегов выливаются. Только и держат еще на себе богатыря Святых Гор утёсы каменные; они одни как-никак выносят на себе его мощь богатырскую. В отличие от других богатырей Святогор всегда живет на Святых Горах и изредка ходит в Святую Русь. И в этом можно увидеть родство русского и индийского эпоса.

 

Н.К.Рерих писал: "Не удивительно, что в песнях и гаданиях цыган слышится много санскритских слов, ведь цыгане - выходцы из Индии. Гораздо удивительнее, что в песнях русских сектантов оказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Сказание об Иосифе - царевиче индийском. Беловодье. Множество санскритских корней в русском языке. Афанасий Тверитянин в Индии. Долгорукий при Акбаре. Если поискать да прислушаться непредубежденно, то многое значительное выступает из пыли и мглы. Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном. В языке русском столько санскритских корней. Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, Алтай-Гималаи - два магнита, два равновесия, два устоя. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт. В каких горах жил Святогор?" (Н.К.Рерих. Избранное)

 

И на картине трудно определить, на каких горах написан его образ, какие горы он охраняет. Святогор наделен русско-индийскими чертами: одежда богатыря русская, лицо восточное. Внизу подобие собаки, хвост колечком. И будто целый отряд выходит в помощь богатырю - так сказочно переплетаются на полотне облака и вершины гор. У Святогора русская борода - символ мудрости, а брови - совсем такие, как у самого художника. И если внимательно присмотреться, можно увидеть прямое сходство Святогора с портретом самого Мастера. Может быть, он изобразил самого себя, живущего на Святых Горах? Ведь это он изредка "ходит" в Россию и это его сердце тянется к магниту Индии.

 

 

 

Холст, темпера

124 х 91 см

Москва, Государственный музей Востока

www.playcast.ru

Богатырские образы в арийской культуре на примере Святогора и Керсаспы.

Журнал "Митра" №5 2000 год

Старостин Константин

В арийской культуре издревна на первых местах стоят образы великих богатырей, описание их подвигов. Среди многих других выделяются образы двух великих богатырей, красочно изложенные в авестийской мифологии - это Керсаспа (авест. “имеющий стройных лошадей”; среднеперс. Керсасп, фарси Гаршасп) и в русских былинах - это Святогор. Представляется интересным сравнить и сопоставить эти два схожих богатырских образа.Святогор относится в русском этносе к старшим богатырям. Его отличает небывалая сила, никем и никогда не превзойденная. Земля не в силах держать такого великого богатыря, который на всей земле нашел только одну гору, способную его выдержать, и лежит на ней. Сказаний о нем сохранилось очень немного и все они уходят своими корнями в глубокую древность. Рассмотрим наиболее интересные для нас. В одном из них сообщается, что не найдя себе равных, Святогор стал похваляться, что мог бы перевернуть всю Землю.

svyatogor-copy.gifСвятогор

“Грузно ему стало от силушки, как от тяжелого бремени. Вот и говорит Святогор: “Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял!”.Вскоре он находит земную тягу, заключенную в сумочке. Эту маленькую сумочку он оказывается не в силах поднять, а в своих попытках он вязнет в земле и находит свою погибель, то есть получает наказание за свою годыню. В других сказах сообщается, что эту самую сумочку с земной тягой легко носит простой прохожий. Этим, в частности, подчеркивается, что человеку, преодолевшему в себе гордыню, по плечу справиться с любой силой.Имя Святогора обозначает его дом - Святые горы (это Уральские горы). Там его дом, там живет его отец - Род.Когда в ходе повествования появляется Илья Муромец - младший богатырь, то он сопоставляется со Святогором следующим образом: вместе со своим конем Илья помещается Святогору в карман - настолько не равен масштаб их личностей. Отметим так же маленькую подробность. В одной из былин сообщается о том как проезжавший Илья Муромец встретил спящего богатыря-великана - Святогора и попытался его разбудить. Три раза попытки были безуспешны и только с четвертого раза Святогор проснулся.Центральным местом в сказаниях про Святогора является момент передачи его силы вместе с мечом-кладенцом Илье Муромцу. Путешествуя по миру, они доехали до гроба в Сиверных горах и решили его примерить. Илье этот гроб оказался велик, а вот Святогору в самую меру. Но встать из этого гроба Святогору было не суждено и он остается лежать погребленным в Святых горах. Илья не смог его освободить из гроба, но получил от Святогора часть его силы (от всей силы он отказывается, так как в этом случае его не сможет носить мать-сыра земля) и меч-кладенец, с которым он отправляется дальше в путь, совершать подвиги.

darSvjatogora.jpgК.А.Васильев «Дар Святогора»

(см. Рисунок. Интересно, что непосредственно изображенное на этой картине К.А.Васильева «Дар Святогора» действие именно так не описывается ни в одной былине или сказе. При этом Васильев подходил к написанию своих картин очень ответственно. Перед написанием цикла своих картин, посвященного русскому героическому эпосу он прочитал все доступные записи былин и сказов с оригинала, не доверяя обработанным современным пересказам. Любые мельчайшие детали вооружения и амуниции воинов тщательно им проверялись в библиотеках по исторической литературе. А сами картины рисовались по ранее нанесенной сетке золотого сечения, которая им самим рассчитывалась. Глядя на его картину, проникаясь ее духом, чувствуется, насколько четко его талант художника смог верно отобразить смысл и суть описанного в мифах, былинах).

Теперь рассмотрим, что из себя представляет образ авестийского богатыря. Керсаспа по авестийским мифам («Яшт» 5, 15, 19; «Ясна» 9, Бундахишн, «Денкарт», «Ривайт», «Меног-и-Храт») является одним из величайших богатырей. Получив хварну, он истребляет множество нечисти, порождений ангроманью.

Kersapa.jpgКерсаспа

Так он убивает рогатого змея Сэрвара, водяного дэва Гандарву, побеждает различных чудовищных великанов, усмиряет Ветер, которого обманули бесы, уничтожает девовского волка Капуда, гигантскую птицу Камак и много других тварей, порождений тьмы. Удачу в этих битвах ему даровали Ардвисура Анахита, Вайю. Все подвиги красочно описаны как в Авесте, так и в «Шахнаме» Фирдуоси (в последней Керсаспа представлен образом богатыря Сама - деда Рустама и царя Гаршаспы). В авестийских текстах многократно говорится, что если бы мужественный Керсаспа не совершил хотя бы одного из своих бесчисленных подвигов, то Ахуре Мазде было бы невозможно произвести обновление мира в конце времен, и не невозможным бы стало изгнание зла и будущее существование.Но, не смотря на все эти подвиги, по мифам Керсаспа все же допустил грех - осквернил Огонь Ахура Мазды, священную стихию, за что был наказан. Осквернение Огня - это, в частности, грех гордыни и здесь видна параллель со Святогором. Наказание Керсаспы в разных текстах описывается по разному. “Бундахишн” и “Меног-и Храт” сообщают, что его, спящего, ранил стрелой туранец Нихаг и Керсаспа на много веков погрузился в забытье. По “Видевдату” Керсаспу околдовала паирика (колдунья) Хнафаити. По “Денкарту” и “Ривайту” душа Керсаспы томилась в аду, пока не была прощена по заступничеству Заратуштры и изедов. Но все тексты сходятся в следующем.“И по сей день спит крепким сном мужественный Керсаспа, палиценосец, герой. И Хварна небесная стоит над ним, дабы, когда Ажи Дахака в конце времен освободится от оков, он, Керсаспа, восстал и уничтожил трехглавого друджевского змея, теперь уже навсегда, на веки вечные. И мириады праведных фраваши охраняют спящего героя.”Далее перед приходом второго Саошьянта - Спасителя мира - перед эрой Хушедар-Маха (авест. Ухшйат-нэмах - “Растящий почитание”) ангроманью сможет освободить Ажи Дахака из заточения в вулкане Демавэнд, и он, освободившись, сможет сделать множество бедствий для людей и Земли. Его попытается уничтожит герой Траэтаона, но это ему не удастся. Тогда Ахура Мазда скажет Сраошу и Нерьянсанху разбудить Керсаспу. Они трижды будут его будить, но только с четвертого раза смогут разбудить (деталь, совпадающая с мифом про Святогора). Проснувшись, Керсаспа восстанет и убьет Ажи Дахака, подготовив тем самым приход второго Саошьянта.Теперь мы можем сопоставить образы Святогора и Керсаспы и сделать вывод, что оба они имеют много общего и имеют общие мифологические корни, уходящие в глубь времен. Истоки этих мифов принадлежат древнему арийскому народу. Эти мифы сообщают, что в давние времена на земле бывали периоды, когда зло чрезмерно размножалось, обретало большую силу и представляло угрозу для человечества, для выполнения им своей божественной задачи на Земле. И тогда с Божьей помощью в народе просыпался богатырский дух Керсаспы (Святогора), в людях проявлялись силы, способные противостоять злу и побеждать его. Так время от времени проигрывался миф передачи меча-кладенца от Святогора Илье Муромцу. Про это очень хорошо говорится в одном из сказов о Святогоре: «и разошлась Святогорова мочь-силушка от той каменной горы по всей земле православной; и бродит она под каждою пядью земной вплоть до наших дней, появляючись на белый свет Божий ненадолго в стихийной силе народной, порождающей людей богатырски мощного духа»./3/На звездном небе древние посвятили Керсаспе свое созвездие. На нынешнем небосводе ему соответствует созвездие Ориона. Созвездие Керсаспы относится к верхнему зодиаку и противостоит созвездию Змееносца, которое носило имя Аджи Джахаки. Образ человека, из-под рук которого выходят две змеи хорошо описан Фирдуоси в «Шахнаме» где говорится про царствования царя Зохака. Астрологические знания зороастрийцев позволяют определить людей, через которых дух Керсаспы может проявиться наиболее сильно. Для этого в их гороскопах должно быть включен знак верхнего зодиака – знак Керсаспы (Ориона), который находится на границе знаков Тельца(Тарана) и Близнецов (Допаткар).Учитывая, что сейчас идет собое, критическое время, когда силы зла уже проявляются откровенно и имеют значительную власть, до начала Фрашегирда, уже провозвещенного кометой Шумейкер-Леви в 1994 году, остались считанные годы, то следует ожидать пробуждения Керсаспы (Святогора) для решающей битвы со злом, то есть появление людей, способных воплотить в себе этот богатырский дух и сокрушить с его помощью зло в мире.

Литература:1. Былины.(Сокровища русского фольклера) Современник, Москва, 1991, 767 с. Составитель Ф.М. Селиванов2. Былины.(библиотека русского фольклера, т.1) Советская Россия, М., 1988, 576 с. Составитель В.И. Калугин3. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Самара. 1995. 18с.4. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). - Спб. - Москва:”Журнал “Нева”” - “Летний сад”, 1998, 560с.

zoroastrian.ru

Святогор - Сказочные персонажи

Святогор - древнерусский былинный богатырь-великан. Святогор обладал ростом великана и огромной стихийной первобытной силой, которую тратил попусту или не знал какправильно применить. Он долго и бесцельно ходил по горам не находя себе и своей силе полезного применения, именно из-за этого богатырь был обречён на гибель. Во многих былинных сюжетах герой встречается с другими богатырями: Ильёй Муромцем и Микулой Силяниновичем. Считается, что перед своей смертью Святогор берёт себе в приемники храброго богатыря, защитника русских земель - Илью Муромца и передаёт ему часть своей богатырской силы. Образ богатыря-великана Святогора встречается так же в Индоевропейских, Карельских и Иранских сказаниях, мифах и фольклоре.

Святогор, рис.1 Святогор, рис.2 Святогор, рис.11

Святогор, рисунок Святогор, рис.4 Святогор, рис.5

Святогор, рис.4 Святогор, рис.6 Святогор, рис.9

Святогор, рис.8 Святогор, рис.10 Святогор, рис.7

moreskazok.ru

Славянская мифология. Святогор - Мифы и легенды народов мира

Святогор — в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем — без дома, без родных, без спутников и даже — без родной земли: она его «не носит», не выдерживает.

Он привязан только к Святым горам:

Мне не придано тут ездить на святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим…

В другом варианте:

На тых горах высокиих, На той Святой горы, Был богатырь чудный, Что во весь же мир он дивный, Не ездил он на святую Русь, Не носила его да мать сыра земля.

Он — обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда.

Он едет в поле, спотешается, Он бросает палииу булатную Выше лесушку стоячего, Ниже облаку да ходячего, Улетает эта палииа Высоко да по поднебесью; Когда палииа да вниз спускается, Он подхватывает да одной рукой…

А в другом варианте — еще выразительнее: «Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».

Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Хотел поднять погонялкой эту сумочку — Эта сумочка да не ворохнется; Опустился Святогор да со добра коня, Он берет сумочку да одной рукой — Эта сумочка да не сшевелится; Как берет он обема рукам, Принатужился он силой богатырской, По колен ушел да в мать сыру землю — Эта сумочка да не сшевелится, — Не сшевелится да не поднимется.

В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX-XX веков есть такие объяснения: «В сумочке… тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать — ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен. В другой былине гибель Святогора происходит по-иному. Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его — Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору — как раз по росту.

Говорит Святогор да Илье Муромцу: «Ли же ты Илья да мой меньший брат! Ты покрой-ка крышечку дубовую, Полежу в гробу я, полюбу юс я». Как закрыл Илья крышечку дубовую, И говорит Святогор таковы слова.: «Ай же ты Ильюшенька да Муромеу,! Мне в гробу лежать да тяжелешенько, Мне дышать-то нечем да тошнехонько. Ты открой-ка крышечку дубовую, Ты подай-ка мне да свежа воздуху». Как крышечка не поднимается, Даже щелочка не открывается, Говорит Святогор да таковы слова: «Ты разбей-ка крышечку саблей вострою». Илья Святогора послушался, Берет он саблю вострую, Ударяет по гробу дубовому, — А куда ударит Илья Муромеи, Тут становятся обручи железные. Начал бить Илья да вдоль и поперек, Все железные обручи становятся. Говорит Святого? таковы слова: «Видно, тут мне, богатырю, кончинушка, Ты схорони меня да во сыру землю».

Во введении к главам о русских богатырях мы уже говорили, что в былинах редко встретим «натуральные» картины жизни, а чаще преобладают картины фантастические или, можно сказать, условные, неправдоподобные. Но через эту условность и фантасмагорию с поразительной силой и остротой открываются нам сложнейшие жизненные ситуации.

Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу — единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим — он передаст силу через слюну. Однако во всех сучаях Илья отказывается.

Говорит Илья да таковы слова: «У меня головушка есть с проседью, Мне твоей-то силушки не надобно, Мне своей-то силушки достаточно. Если силушки у меня да прибавится, Меня не будет носить да мать сыра земля».

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора — не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Н, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль — проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда — сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения — героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов.

В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец Святогора — «тёмный», т. е. слепой, — признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое.

В этом смысле Святогор находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня: не случайно в одной из былин Святогор назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. В реконструкции Святогор — хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям. В поздних версиях Святогор щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть его дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет своего рода покорность судьбе. В этом «улучшении» образа Святогора сыграл роль и внешний фактор — эпитет «святой». Но сам этот эпитет, как и все имя Святогора, является, видимо, результатом народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами («Вострогор-от птица да всем птицам птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т. п.).

Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиной природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени Святогора с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя Святогора, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства (ср. «Яшт» XIX 43-44).

vision7.ru

Святогор Славянская мифология История Руси

Святогор старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по былине, где он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман.

Дар Святогора Дар Святогора, Константин Васильев

Много загадочного в образе Святогора. Отчего, например, он обитает в горном месте, вязнет в земле, будто в топком болоте, и не может поднять суму, где спрятана вся «тяга земная»? Почему не охраняет границы Святой Руси, как Илья и другие богатыри, не пашет землю, подобно Микуле Селяниновичу? По какой причине живет один, а не вместе с иными великанами — Горыней, Дубыней и Усыней? Что означает упоминание в одном из вариантов былины о его «темном» батюшке?

Да и как получилось, что он, могучий и непобедимый, разом теряет свою силу в случайно найденном им каменном гробу? Святогор, в славянской мифологии сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело — стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи — Горыня, Дубыня и Усыня, — были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на змеедеве. Огорчился великан, но решил отыскать суженую — может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И наконец увидел змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Потом кинул золотой алтын во искупление содеянного и, заливаясь горючими слезами, побрел прочь.

Дубыня Дубыня, художник Андрей Клименко

Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Подняла красавица золотой алтын. Он оказался неразменным, и она отдала его горожанам. Те пустили монету в оборот и вскоре несказанно разбогатели. Не забыли они и свою благодетельницу — щедро одарили Пленку, а она на полученные деньги снарядила караван и отправилась на поиски спасителя. Долго ли, коротко ли странствовала, но нашла Святогора и поведала ему свою историю. Великан не сразу поверил, что эта краса девица и есть та самая змея, которую он зарубил. Потом махнул рукой: мало ли какие чудеса на свете случаются! Женился на Пленке, как и предсказала Мокошь, а вскоре у них дочери родились — Пленкини.

Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими. Много еще повестей о Святогоре сложено, всех и не перескажешь. Напомним лишь одну из них. Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть.

Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерегся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, — ответил ему Вышний. — Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?

А вышло все по слову Всевышнего. И каменный гроб, в который шутя прилег Святогор, стал его последним пристанищем, да и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. А, может, оно и к лучшему: прошло время великанов, наступала эра людей. Да и устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю.

Об Илье же известно, что совершил он множество подвигов во славу Святой Руси, а на старости лет пришел в Киево-Печерский монастырь да и стал там монахом. Дни и ночи проводил он в келье, замаливая грехи свои, вольные и невольные. Потому и не заметил, как подкрался к нему убийца и нанес предательский удар ножом в спину. Впрочем, в былинах о том нет ни слова. Об этом узнали ученые-антропологи, исследовавшие останки Ильи Муромца. Они же определили, что у богатыря с детства левая нога была короче правой — потому он и пролежал «тридцать лет и три года» на печи, пока странствующие волхвы не вдохнули в него силу могучую.

godsbay.ru

Святые горы: ivanov_petrov

...На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогора обычно считали воплощением некой природной стихии, персонифицированным символом ее силы и могущества. При подобном подходе остается, однако, совершенно непонятным, какую именно стихию может воплощать Святогор, в чем проявляет себя его сила, почему «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси», почему его не носит земля и почему, в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу. Робкая попытка увидеть в Святогоре воскресающее языческое божество, по аналогии с тем, что запечатанным в гробу умирает также египетский Озирис, не имела успеха, так как никакого намека на воскрешение Святогора былины не содержат и не наделяют богатыря-великана какими-либо признаками божества

...Против мнения о «старшинстве» Святогора, т. е. о некой особой («мифологической») древности предания о нем, убедительно выступил В. Г. Смолицкий. Он подчеркивает тот хорошо известный факт, что нет других былин, где бы описывались качества Святогора, кроме былины о встрече с ним Ильи. Ознакомление со Святогором происходит как бы через посредство Ильи Муромца, через сравнение с его силой, его размерами, его нравом, его происхождением и статусом, т. е. с качествами, известными из других былин. Будь образ Святогора более древним, чем образ Ильи, мы наверняка имели бы обратное соотношение и, скорее всего, имели бы отголоски представлений и преданий о нем в других былинах. Следовательно, не «старший» богатырь Святогор, а «младший». Возникновению этого образа обязательно должна была предшествовать слава образа «его крестового брата Ильи Муромца».

...Непонятной выглядит и ситуация с «этнической», если можно так сказать, соотнесенностью Святогора. «Предивный богатырь» как будто противопоставлен Руси (понимаемой в былинах не просто как страна, но и как средоточие мирового добра и правды). «Не ездил он по Святой Руси», – констатирует былина (Гильф. № 1). Когда Илья при встрече ударяет Святогора, тот произносит: «Ох, больно руськи мухи кусаются» (БПК. № 4). Однако факт того, что Илья легко вступает в приятельские отношения со Святогором, становится его побратимом и даже (в некоторых вариантах) обменивается с ним крестами, указывает на то, что Святогор мыслился скорее «своим» и положительным персонажем, чем чужим, «злым» и потенциально враждебным (отметим, что былинные русские богатыри, как правило, не приятельствуют с нерусскими).

Невозможность Святогора существовать вне его родных Святых гор былина объясняет непомерной мощью богатыря. Святогор, следовательно, не только чужеземец, но и существо, качественно не сопоставимое с обычными людьми.

...Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой.

...Обряд телоположения в камерных гробницах существовал на Руси примерно между первыми десятилетиями Х в. и временем принятия христианства. Многочисленные захоронения в камерах выявлены на могильниках в районах Киева, Чернигова, Ладоги, Смоленска (Гнёздово) и Ростова (Тимирево). Обряд был присущ, несомненно, знатной прослойке.

...Размеры гробниц колеблются примерно от 2 x 1 x 0,5 м до 5,5 x 5 x 4 м. Они, следовательно, вполне сопоставимы с приведенными выше былинными указаниями на соотношение размеров «Святогорова гроба» и обычного человека, каковым здесь выступает Илья Муромец, лежащий «как ребёнок» в одном лишь «уголку» гробницы.

...Неоднократно отмечалось наличие в языческих по общему характеру камерных погребениях отдельных христианских черт, к которым можем отнести упомянутые уже свечи, а также крестики-подвески. В Гнёздово, в частности, обнаружен крестик при воинском погребении с конем, датируемом 70-ми годами Х в. Последнее можем сопоставить с отмеченным многими вариантами былины наличием креста у «чудовища» Святогора.

...От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения

Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

...Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник.

...Упомянутому былиной «рукопожатию» между отцом Святогора и Ильей Муромцем сопутствует немалый фольклорный материал. Как помним, Илья протягивает старику булаву или кусок раскаленного железа, который тот принимает за руку богатыря. Подобный мотив встречается в сказках и легендах, в частности, именно так здоровается с посетителями пребывающий в подземелье замка Кронборг (и мыслящийся давно умершим) Хольгер Датчанин. По-видимому, подобное «опосредствованное» рукопожатие является отголоском какого-то ритуального действия спиритического характера, позволяющего установить связь с обитателем потустороннего мира и в то же время предохранить живых от его опасного воздействия.

...В контекст воспроизводимого былиной погребального ритуала вполне органично вписывается и мотив «неверной жены» Святогора. Особенности ее поведения, «измена» мужу с Ильей, внезапная смерть находят свое объяснение при сравнении фрагментов соответствующих вариантов былины с описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана, где значительное внимание уделено обряду посмертной свадьбы и умерщвления молодой девушки, пожелавшей стать подругой умершего в загробном мире

...Можно предположить, что прототипом Муромца в данном сюжете является распорядитель ритуала, языческий жрец, или (если исходить из аналогий с текстами Ибн-Фадлана) родственник умершего.

...Но существуют также варианты (прозаические пересказы) этого сюжета, где Илья действительно умирает возле гробницы Святогора:Илья Муромец... стал к коню подходить, взялся за седло, взял ногу в стремя – тут Илья и конь оба околели. Тут и кончились они – Илья и Святогор (Сидельников. № 40).Тогда распростился Ильюшенька с Егором-Златогором, не м ножко отъехал и окаменел на коне – ходу не стало. Господь ему не попустил. А Егор-Златогор окаменел в гробу– Ну, наверно это моя смерть, уж коль умер Святогор-богатырь, то наверно и я умру. – И он сошёл с коня, привязал к гробу, зашёл в гроб, крышка закрылась и Илья кончилсе

...Мы подходим, таким образом, к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: загадочный великан-богатырь «Святогор» может оказаться не кем иным, как умершим Ильей Муромцем!

...Данный вывод может показаться слишком умозрительным, однако в его пользу можно привести варианты фактически того же сюжета, где Илья Муромец умирает в роковом гробу точно так же, как умирает Святогор. Имя последнего при этом не упоминается. Та роль, которую обычно играет Илья в былине о Святогоре, достается или его не названному по имени «товарищу», или же обычным былинным побратимам Ильи – Алеше и Добрыне, которые поочередно примеряют гроб, пытаются разбить налетающие на него обручи. Хотя варианты, где Илья выступает в роли Святогора, единичны, прочие былинные герои в подобной ситуации не оказываются никогда, что может указывать на неслучайность замены Святогора Ильей.

ivanov-petrov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта