Савицкий К.А. «Ремонтные работы, на железной дороге». Описание картины. Картина савицкого


Русская живопись. Художник Савицкий Константин Апполонович. Биография. Картины

Савицкий Константин Апполонович

Представитель жанровой живописи. Родился в семье военного врача. Учился в Академии художеств, однако был исключен из-за участия в выставке Товарищества Передвижников. Позднее вступил в ряды Товарищества. Преподавал живопись в Училище технического рисования барона Штиглица и в МУЖВЗ. Был директором Пензенского художественного училища. Академик. Просмотреть картины Савицкого

Биография и творческая деятельность

Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в семье военного врача. После выхода в отставку отец будущего художника работал врачом в мужской гимназии, в здании которой в то время и проживала его семья. Детские годы Константина прошли в Таганроге. В детстве мальчик увлекся рисованием. Константин с родителями часто бывал на берегу Азовского моря и в Приазовской степи, при этом делая многочисленные зарисовки с натуры. Когда мальчику исполнилось десять лет, он был определен в гимназию, где его любимым уроком также было рисование.

Однако беззаботные детские годы Савицкого закончились, когда он учился в пятом классе гимназии. Неожиданно, друг за другом, умерли родители мальчика. С этого момента жизнь подростка резко изменилась; Константина забрал к себе брат отца, живший в то время в Латвии, который стал его опекуном. Там юноша продолжил свое обучение в частном пансионе.

В 1862 году после окончания курса пансиона, Савицкий едет в Петербург, где поступает в Академию художеств. Однако, вследствие недостаточной подготовленности, художнику пришлось бросить учебу, и, после двух лет упорной самостоятельной работы, в 1864 году он снова продолжает обучение в Академии. В 1871 году за картину «Каин и Авель» живописец получает малую золотую медаль. Уже в академические годы Савицкий был близок к Художественной артели Ивана Николаевича Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок. В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым огромное недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен). Живописец продолжал участвовать в выставках передвижников до 1903 года. В ряды же Товарищества Савицкий вступил в 1878 году.

Лишившись места в Академии, художник начал самостоятельно работать над большим произведением «Ремонтные работы на железной дороге». Картина была показана на Третьей передвижной выставке, проходившей в 1874 году. Это полотно для своей знаменитой коллекции приобрел П. Третьяков, что позволило Савицкому для совершенствования мастерства уехать в Европу. Художник продолжил учебу в Париже (1874-76), где написал ряд картин, среди которых «Море в Нормандии» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876).

Летом 1876 вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Под впечатлением событий русско-турецкой войны 1877-78 годов начал работу над картиной «На войну». Писал ее десять лет. Лучшим произведением художника стала картина «Встреча иконы», написанная в 1878 году.

Более двадцати лет своей жизни Савицкий посвятил педагогической деятельности. В 1880-м поселился в Петербурге и начал преподавать живопись в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1891 году художник переехал в Москву, где позднее стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-97). В 1897 году реформированная Академия признала его академиком; в тот же год он был назначен директором Пензенского художественного училища, где и преподавал.

Умер Константин Аполлонович Савицкий в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

Картины Савицкого  

art19.info

СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (МИХАИЛ САВИЦКИЙ. КАРТИНЫ О ВОЙНЕ.)

Картины белорусского художника Михаила Савицкого на тему войны я неоднократно использовал в подборках на военную тему. Но поскольку решил рассказать вам об этом художнике, представлю их еще раз в этом материале.

Тема войны

Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) был плодовитый и многогранный художник, за более чем полувека творческой деятельности он создал 200 картин. Известность и славу художнику принесли, конечно же, работы на военную тематику.

Михаил Савицкий в своей мастерской.

Искусствоведы пишут, что «обладая блестящей зрительной памятью, Савицкий почти не делал предварительных эскизов. Мастер начинал писать лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью отшлифовывался в его воображении».

Спустя несколько лет после возвращения в Минск из Москвы, Михаил Савицкий пишет в 1963 году картину «Партизаны», отобразив в ей яркие стилистические черты так называемого «сурового стиля».

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизаны. 1963 г.

А через четыре года художник начинает работать над циклом «Героическая Белоруссия». Самой яркой картиной этого цикла стала «Партизанская мадонна» (1967).

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизанская Мадонна. 1967 г.

Работу художник представил на Всесоюзной выставке 1967 года, и вскоре она была куплена Третьяковской галереей. Искусствоведы написали, что «картина наиболее полно воплотила философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода». «Партизанская мадонна» экспонировалась на международных выставках в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии и Монголии. Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал еще один вариант этой картины, назвав ее «Партизанская мадонна (Минская)».

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Партизанская Мадонна (Минская). 1978 г.

Написанное вслед за «Партизанской мадонной» полотно «Витебские ворота» (1967) решается почти как настенная роспись. Еще одна цитата искусствоведов: «Драматизм лучших полотен Савицкого рождается, как правило, в столкновении уродливого, страшного, жестокого с идеальным началом, заключающим в себе моральную и эстетическую ценность образа».

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Витебские ворота. 1967 г.

Вера в возмездие и готовность к жертве воплощены в лицах и фигурах героев картины «Казнь» (второе название «Наказание смертью», 1968), стоящих перед виселицей в ожидании казни. Глядя на эту картину, невольно вспоминается фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» с замечательными актерскими работами Бориса Плотникова, Владимира Гостюхина и Людмилы Поляковой.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Казнь (Наказание смертью). 1968-69 гг.

Героям и жертвам Великой Отечественной войны посвящены картины «Легенда о батьке Минае», «В партизаны», «Дети войны», «Убийство семьи партизана», два варианта полотна «Комсомольцы».

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) В партизаны. 1969 г.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Дети войны.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Убийство семьи партизана.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Комсомольцы. Музей истории ВОВ Республики Беларусь

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Комсомольцы. Музей истории Великой Отечественной войны РБ

Известны также картины Савицкого, написанные в 1970-е годы: «Беженцы», «Клятва», «Ветераны». В 1972 году художник создал серию настенных росписей для музея Великой Отечественной войны в Минске. В этом же году написал сцену неравного боя в картине «Поле» (1972-73), а два года спустя – «Плач по погибшим героям» (1974). Десять лет спустя военную тему пополнил триптих «Агрессия» (1984), проникнутый антифашистским пафосом и эмоционально повторяющий цикл «Цифры на сердце».

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поле. 1973 г.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Переход словаков к партизанам.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Клятва.

Послесловие

Чтобы у вас сложилось полное представление о творчестве белорусского мэтра живописи Михаила Савицкого, отмечу, что военная тема была, конечно, ведущей, но не единственной в его живописи. Художник посвящал картины истории белорусской культуры – «Сейбиты» (1972) и цикл для музея Янки Купалы в Минске, писал сцены крестьянского труда и труда рабочих: «Честь долгу» (1958), «Соцобязательство» (1960), «Хлеб» (1962), «Стелют лен» и «Льноводы» (1962), «Урожай» (1966-1967), «В поле (Пора сева озимых)» (1971).Буквально через год после аварии на Чернобыльской АЭС Савицкий начал работу над серией «Черная быль», над которой трудился пять лет (1987-1992). В серию вошли картины «Эвакуация», «Зрячий», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля», «Реквием», «Чернобыльская мадонна», отражающие события жизни людей после аварии и тяжелый путь преодоления последствий этой катастрофы. За эту серию художник был награжден Золотой медалью Академии художеств БССР, а к 20-летию Чернобыльской аварии выставка «Черная быль» прошла в Национальном художественном музее. В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес инсульт, но до последнего каждый день работал в своей холодной мастерской в фирменных для него валенках и свитере под горло. Буквально за полгода до смерти в Музее истории города Минска прошла персональная выставка художника под названием «Художник. Гражданин. Герой».

Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) Годовщина невозрожденной деревни 1984 г.

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Шинель отца. 1991 г.

Скончался Михаил Андреевич Савицкий 8 ноября 2010 года в возрасте 88 лет и был похоронен на Восточном кладбище Минска.

Могила М.А.Савицкого

Его картины находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальной художественной галереи Софии, фондах белорусского Союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный Дом художника», Третьяковской галерее в Москве.О Савицком снят документальный фильм «Опаленная память», в сентябре 2012 года в Минске была открыта художественная галерея Михаила Савицкого, где собраны многие его картины, а на доме, где он жил, установлена мемориальная табличка.Современные историки искусства пишут о том, что художник был неоднозначной, сложной и противоречивой личностью, как в творчестве, так и во взглядах и в общении. Часто его называют конформистом и даже антисемитом, вспоминая давнишний скандал с картиной серии «Цифры на сердце». Но практически все историки соглашаются с тем, что Михаил Савицкий замечательный живописец, педагог и общественный деятель, и его творчество – яркая страница национальной культуры Беларуси в ХХ веке.

Источники – Википедия, сайты 1, 2, 3, 4, 5, 6.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

parashutov.livejournal.com

Савицкий К.А. «Ремонтные работы, на железной дороге». Описание картины.

«Ремонтные работы, на железной дороге» 1874 г. Холст, масло. 100 х 175 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Савицкого К.А. «Ремонтные работы, на железной дороге»

В этой картине художник сумел отразить общественное явление современной жизни – эксплуатацию обездоленного реформой 1861 года крестьянства.

Летом 1873 года Савицкий жил вместе с Крамским и Шишкиным в Козловске-Засеке под Тулой. Наблюдая за вчерашними крестьянами, прокладывающими полотно железной дороги, делал наброски, этюды отдельных фигур и лиц, например, «Рабочий с тачкой», «Голова крестьянина в повязке», «Поезд на железнодорожных путях».

Композиция картины отличается хаотичностью: на ней представлены много фигур людей беспорядочно, они пронизывают все полотно. Подневольные работники-крестьяне возят на деревянных тачках камни и землю. Видны их усталые лица, натруженные тела, истрепанные полинялые штаны и робы. Это люди, привыкшие к физическому труду на земле и не представляющие себе жизни без нее. Нельзя не заметить фигуру управляющего-надсмотрщика в красной рубахе – в центре на заднем плане. Дети и старики у него в подчинении. Только уходящие вдаль телеграфные столбы напоминают о названии картины.

Реализм и демонстрация жизни простого народа, характерные для художников-передвижников, в этой картине на высоте. Примитивные инструменты – тачки, лопаты и молоты – так же мало сочетаются с технологическим новшеством того времени под названием «железная дорога», как жизнь простонародья с жизнью высшей знати и дворянства.

Показанная на III передвижной выставке, картина пользовалась успехом и была приобретена Третьяковым. Это вернуло Савицкому веру в собственные силы. На средства, вырученные за картину, в 1874 году он совершил поездку в Польшу, Германию, Францию.

Лучшие картины Савицкого К.А.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины Константина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

Описание картины Константина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

Работа Константина Аполлоновича Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге” передает рабочую атмосферу обычных людей, устройство быта тех лет.

На отделенном участке ведутся какие-то земляные работы. В процессе постройки участвует больше десятка человек. Принадлежности и инструменты на первый взгляд достаточно примитивны: кирка, лопаты, тачка, поэтому людям приходится тяжело. Типичный будний день, полный труда – все, что мы видим на полотне. Кроме того, на заднем фоне виднеется красивый пейзаж, по которому можно судить, что работы производятся в сельской местности.

Перейдя к более тщательному изучению произведения, можно заметить, что работники либо ремонтируют что-то или расширяют водоотводные канавы. Персонажи картины измучены своей нелегкой работой, зрителю часто хочется пожалеть их или посочувствовать. Автор хотел продемонстрировать и акцентировать внимание на тяжести труда обычных крестьян.

О месте, где художник вдохновлялся для написания своего произведения давно известно: дорожная станция Козлова-Засека Московско–Курских железнодорожных путей в Тульской губернии. Савицкий целыми днями работал над этюдами, чтобы ярко изобразить рабский труд крестьян. Размер холста соразмерен усилиям работников – 103 × 180,8 сантиметров. Савицкий приложил не меньшее количество усилий, чем его герои для воссознания желаемого.

На картине художник выделяет некоторые образы: мускулистый мужчина с белым платком на голове, угрюмый усатый рабочий с темными волосами и совсем молодой парнишка еле-еле удерживающий тачку в руках. О тяжести грузов говорит лежащая справа тачка, которая сломана.

В данное время творение, написанное еще в 1874 году, выставлена в Москве в Третьяковской галерее.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта