Книжная графика Владимира Фаворского: мир безупречной композиции. Картины фаворского


Никита Владимирович Фаворский (1915-1941гг). - Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин

Разворот к повести Пушкина "Капитанская дочка"

Иллюстрация к сказкам Бориса Шергина

Николай Силинов и Никита Фаворский, иллюстрация к книге "Архитектура Загорского кремля"

FavorskiyСын В.А. Фаворского. "Родители мои — художники", — писал он о себе. Но не только родители. В нем соединились две ветви большой художественной культуры: со стороны отца — Шервуды, со стороны матери — Дервизы. Он был правнуком архитектора Шервуда, внуком художника Дервиза, внучатым племянником скульптора Шервуда и художника Серова. Напомним, что рисовала и мать Никиты (Мария Владимировна, урожденная Дервиз), и бабушка (Ольга Владимировна, урожденная Шервуд). От отца, Владимира Андреевича Фаворского, он унаследовал огромный талант и художественное мастерство. Двенадцатилетний мальчик в автобиографии, написанной по школьному заданию, рассказал: "Я с детства любил рисовать. Обычно я выпрашивал у бабушки лист бумаги, садился за бабушкин круглый стол, который очень интересно вертелся, вроде тех стульев, на которые садятся, когда играют на рояле, и начинал, очень крепко нажимая на карандаш, рисовать так, что и на бабушкином столе выдавливалось асе, что я рисовал. Рисовал я больше всего войну, а если и рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат".

Активно проявлять себя как иллюстратор Н.Фаворский стал с самых первых встреч с книгой. В семейном архиве Фаворских сохранились иллюстрации четырехлетнего Никиты к "Сказке о царе Салтане" Пушкина, сказке "О Козе-Дерезе"; есть иллюстрации восьмилетнего мальчика к рассказам собственного сочинения и иллюстрации к 103 псалму Давида ("О сотворении мира"). Все они выполнены простым карандашом и акварелью. Позднее, лет в тринадцать, увлекшись скульптурой, он вырезал из дерева сложную пространственную композицию на сюжет басни Демьяна Бедного. Его книжные опыты первой половины и середины 1930-х годов (форзац к "Илиаде", ксилография, 1933; иллюстрации к "Разгрому" Фадеева, ксилография, 1934; "Колобку", цветная линогравюра, 1934; "Слову о полку Игореве", карандаш, 1937) сознательностью постановки вполне определенных художественных проблем предваряют работы последних лет жизни.

Ксилографии Н.Фаворского соединяют в себе два качества, развившиеся в его творчестве как бы порознь: чувство дерева как материала, ощущение его пластической массы, что пришло от работы в деревянной скульптуре, и интерес к динамичности композиции, сказавшийся уже в самых ранних его детских рисунках. Проведя детство в Загорске (Сергиев Посад), Никита имел возможность наблюдать работу потомственных загорских резчиков по дереву и многому учился у них. Его первые детские скульптуры — а в дальнейшем опыт пространственного мышления в материале много значил для творчества ксилографа, — резанные, по народной традиции, "в горбыле", отличаются большой пластичностью и монументальностью.

В 1934 году Никита Фаворский впервые показал свои работы на выставке молодых художников. К концу 1930-х годов сделал заметные успехи в рисунке, гравюре, в монументальной живописи, книжной графике.

По состоянию здоровья он был освобожден от воинской повинности, но ушел добровольцем в ополчение в самые тяжелые для Москвы, для его Родины дни лета 1941 года. Пропал без вести.

По описанию его близких и друзей, нельзя было представить другой, более штатской, чем Никита, фигуры. Медлительный, добрый, склонный к самоанализу человек. А между тем образ его вырастает до образа русского богатыря, сильного, великодушного. Жизнь и творчество реализовались в нем целостно и органично.

pushkinskij-dom.livejournal.com

Фаворский

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) - русский график и живописец. Как-то, говоря об иллюстраторах, Фаворский сказал: "Они делают иллюстрации, а я делаю книги". И правда, оформленные им книги поражают особой, целостной пространственной динамикой всех элементов: от обложки, титула, шрифтов до последней страницы. Развивается во времени литературный текст и вместе с ним развиваются во времени иллюстрации великого мастера. Кого бы ни иллюстрировал Фаворский - У. Шекспира, А. Пушкина, Л. Толстого, его художественные образы удивительно созвучны гениальным строкам. Фаворский не просто художник, он необыкновенное, уникальное явление русской культуры. Он стремился понять, осмыслить внутренние законы творчества, писал глубокие статьи и книги, выступал с лекциями, он, увлекшись ксилографией, вернул ей ее былую славу. И это после почти трехсот лет упадка. Его книги напоминают архитектурные сооружения. Анализируя последнюю работу Фаворского - оформление "Маленьких трагедий" А. Пушкина, искусствоведы проводят прямые аналогии с архитектурными конструкциями.

Е. Левитин увидел, например, целое здание книги: "...пластически мощный форзац, композиционно завершенные иллюстрации, ритмический орнамент мелких украшений, горизонтальные тяжи страничных линеек, запертые, словно замковыми камнями, масками героев..."

Владимир Андреевич Фаворский родился 14 марта 1886 года в Москве в семье юриста. Его мать, Ольга Шервуд, была художницей, дядя - архитектором. Фаворский учился у И. Дуди-на в частной художественной школе К. Юона, по вечерам посещал занятия по скульптуре в Строгановском училище. Окончив в 1905 году 5-ю московскую гимназию, Владимир поехал в Мюнхен, где занимался в частной художественной академии профессора Шимона Холлоши и одновременно слушал лекции по искусству К. Фолля на филологическом факультете Мюнхенского университета, потом предпринял путешествие по Италии, Австрии, Швейцарии.

Первые опыты в гравюре Фаворский начал в 1907-1908 годах, когда учился на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. Его дипломная работа была посвящена творчеству Джотто.

В 1911 году Фаворский показал на XVIIIвыставке Московского товарищества художников свои деревянные скульптуры "Шахматы", а в следующем году - гравюры на дереве. В этой технике Фаворского привлекала трудность исполнения (он использовал твердый как камень самшит) и необыкновенная эффектность готовых оттисков. Ксилография позволяет в малом показать монументальное. Даже в двух цветах - белом и черном - Фаворский увидел множество самых разных градаций - "белое массивное" и "белое воздушное", белый штрих яркой молнии и блестящей воды, блестящего оружия, кольчуг... Еще больше может сказать черный, о котором сам художник писал: "Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темно-красное знамя". В 1912 году Владимир Фаворский женился на художнице Марии Дервиз. Художниками стали и два их сына, Иван и Никита, и дочь Мария. Особенно высоко ценили талант Никиты, который был гравером, иллюстратором. В 1941 году ему исполнилось двадцать шесть лет, его брату Ивану - семнадцать. Они оба погибли на фронте.

Владимир Фаворский не только занимался творчеством, графикой, живописью, скульптурой, но и переводил с немецкого искусствоведческие работы, а в 1915-1917 годах служил артиллерийским разведчиком в Галиции. После того как царская армия развалилась, Владимир Фаворский вернулся в Москву, начал преподавать в качестве ассистента по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских.

Первой значительной работой Владимира Фаворского как иллюстратора было оформление книги Анатоля Франса "Аббат Куаньяр". Даже буквицы художник превратил здесь в лаконичные сценки, которые как бы раскрываются вовнутрь листа. В 1919-1920 годах Фаворский служил в Красной Армии, а в 1921-1929 - был профессором графического факультета Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), позже - Вхутеина, оформлял журнал "Печать и революция".

Для каждой из оформленных книг Владимир Фаворский находил свой, неповторимый образ. Например, издание "Озорных рассказов" Бальзака, вышедшее в свет в 1920 году, сопровождали иллюстрации, напоминающие по стилю старые европейские ксилографии - немного резкие, с насыщенным выразительным штрихом. А "Эгерия" П. Муратова, изданная в 1921 году, оформлена созвучно романтизму, изысканности XVIIIвека. Гравюры к ней, тонко прочерченные, нежные, словно наполнены серебристым свечением.

Владимир Фаворский считал, что первой его книгой, которую он делал сам, целиком, как вещь, был изданный в 1929 году "Домик в Коломне" А. Пушкина. Узловые моменты художник отразил здесь в занимающих целые страницы композиционных иллюстрациях, а на полях расположил довольно броские виньеточные гравюры, напоминающие пушкинские рисунки на краях рукописей. Очень продуманны и композиционно выстроены на сопоставлении статики и динамики иллюстрации к изданной в 1923 году книге "Фамари" А. Глобы.

Важнейшим этапом в творчестве Владимира Фаворского стало оформление в 1924 году библейской "Книги Руфь" в переводе А. Эфроса. Используя в этих гравюрах тончайший штрих, Фаворский наполнил пространство гравюр воздухом, свежестью, чувством первозданности. Символично воспринимается древо жизни, корни которого - глубоко в прошлом, а крона - в далеком будущем.

Работы Фаворского экспонировались и за рубежом. В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже ему за гравюры на дереве присудили высшую награду - Гран-при.

Владимир Фаворский не только оформлял книги, но и осмысливал сам процесс творчества, читал доклады. Он писал: "Понять стиль писателя - это значит увидеть литературное произведение, к какому бы времени оно ни относилось, по-новому, глазами современника. И менее всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности - оно обязательно будет, если художник найдет в писателе для себя основное..."

Оформляя книги и журналы, Фаворский гравировал обложки, титульные листы, издательские марки, заставки и сам разработал оригинальную систему рисованных шрифтов, исполнил серию экслибрисов. Он выделил два типа шрифта - объемный и пространственный и научился их варьировать. В его буквах заключено гибкое, зримое выражение звуков, пульсация живой речи.

В 1927-1929, а потом в 1933-1934 годах Фаворский оформлял произведения П. Мериме. Став в 1921 году профессором Вхутемаса, он отдал преподавательской деятельности более 30 лет. Среди его учеников были А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров и другие. Фаворский преподавал и такой курс, как Теория композиции. Он добивался, чтобы "понятия "композиция" и "цельность" были тождественны", и, когда его спрашивали, так что же такое композиция, отвечал: "Изображение времени".

Фаворский создал серии двойных карандашных портретов, в которых стремился передать духовное родство тех, кого изображал, проиллюстрировал "Гамлета", "Сонеты" Шекспира, "Слово о полку Игореве" и трагедию А. Пушкина "Борис Годунов", оформил спектакль "Собака на сене" Лопе де Беги в Московском театре Революции и другие постановки, исполнил много монументальных работ, в том числе росписи и сграффито в Музее охраны материнства и младенчества в Москве, барельефы на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, мозаики для здания советского посольства в Варшаве. В 1934 году он работал над росписью по фаянсу.

В 1939 году Фаворский, иллюстрируя калмыцкий эпос "Джангар", путешествовал по Калмыкии, а в 1947 году, оформляя книгу киргизского эпоса "Манас",- по Киргизии. В 1941- 1943 годах он жил с семьей в Самарканде и сделал серию самаркандских линогравюр.

Фаворский - автор серии гравюр "Великие русские полководцы" (в 1945 году создан "Михаил Кутузов", в 1946 - "Александр Невский", в 1947 - "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский") и портретов великих русских писателей.

В трагическом портрете Достоевского, исполненном в 1929 году, Фаворский хотел показать, по его словам, "конфликт объекта и окружающего его пространства... Грудь, руки, вся поза фигуры указывают на то, что ей приходится испытывать большой нажим пространства...".

Портрет Кутузова совсем другой - "фон его задан в движении, а сам он стоит впереди, не участвуя в нем, и думает свою думу. Его контуры позволяют возникнуть ощущению раздумья, они образуют особенное пространство".

Самой провидческой стала иллюстрация Фаворского к "Гамлету" Шекспира, который вышел в 1941 году, где герой замер в глубоком раздумье, а рука его, кажется, сжимает эфес шпаги. А самой трудной вещью для иллюстрирования, по признанию Фаворского, для него был "Моцарт и Сальери" Пушкина. "Вопрос был в Сальери,- позже писал Фаворский,- ведь он возвышает как бы свое преступление. В последней иллюстрации он плачет из-за того, что совершил убийство,- он, по его мнению, исполнил долг".

В 1964 году Владимир Фаворский был избран членом-корреспондентом Немецкой академии искусств, его персональная выставка экспонировалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 23 декабря прошел вечер, посвященный его творчеству, а 29 декабря 1964 года его не стало.

Превыше всего в искусстве Владимир Фаворский ценил музыкальность и точность, именно то, что смог вложить в свои гравюры и сам. Он оставил богатейшее теоретическое наследие, и его книги переиздаются огромными тиражами, по ним учатся и будут учиться художники. Искусствовед М. Алпатов, хорошо знавший Фаворского, писал: "На искусстве Фаворского лежит печать величавого, торжественного спокойствия. Фаворский был вполне современным человеком, много изведавшим и испытавшим. Но, глядя на него, люди ясно представляли себе, как выглядели мастера Древней Руси..."

Фальк

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) - русский живописец. Переводчик, педагог Ангелина Щекин-Кротова, которая в 1939 году стала женой Роберта Фалька, вспоминала, что он, когда писал портреты, не раз повторял: "Я хочу довести лицо до лика". И вглядываясь в тех, кто был с ним рядом,- жену, сына, он добивался необыкновенной одухотворенности. С Ангелиной Щекин-Кротовой художник познакомился в 1938 году на выставке в Доме писателей. Ангелина, пораженная "звучанием" фальковской живописи, стала приходить на выставку каждый день после работы.

"Меня поразило,- рассказывала она позже,- удивительное сочетание классического мастерства и острое чувство современности, проявляющееся не в сюжете, а в трепетной ткани самой живописи и хрупкой гармонии колорита, в затаенном дыхании ритмов наших дней. Городские пейзажи, серебристо-серые, с уходящими в глубь картины домами, крыши которых словно таяли в дымном небе, изысканно простые натюрморты, составленные из самых обыденных предметов, но овеянные тончайшей поэзией, наконец, портреты, то есть люди, населяющие этот трепетный, живой и погруженный в чуткую тишину мир".

Однажды к ней подошел сам Фальк и спросил:

- Я часто вижу вас здесь. Вам нравятся мои картины?

Художник пригласил ее в свою мастерскую. Так началась эта романтическая история - пролог к созданию целой серии удивительно тонких, трепетных портретов. В 1944 году Фальк написал портрет Ангелины "В желтой кофте", в 1946-1947 - "В белой шали", в 1953 - "В розовой шали". Меняется колорит, меняется внутреннее свечение полотен, но остается, да, действительно, остается не лицо, а лик его возлюбленной...

Один из основоположников группы "Бубновый валет", Фальк начинал очень ярко, даже озорно. Он пробовал соединить в своем творчестве стилевую систему Сезанна и традиции народного примитива. А потом начал создавать очень лиричные, элегические полотна. Он видел поэзию в каждом образе, умел быть проницательным и романтичным, чувствовал, знал свое время и умел говорить на его языке.

Родился Роберт Рафаилович Фальк (Роман Фальк) 27 октября 1886 года в Москве, в семье юриста. Имя Роман он получил только в 1909 году при крещении. Фальк покрестился перед браком с Е. Потехиной.

Окончив Петропавловское реальное училище в Москве, в 1904-1905 годах он занимался в классах рисования и живописи К. Юона и И.Дудина, в частной студии И.Машкова, а в 1905-1912 годах, с перерывом,- в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Архипова, Ан. Васнецова, Пастернака (отца поэта), Серова, Коровина, принимал участие в самых разных выставках не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе и других городах. В 1910-1916 годах он довольно активно участвовал в деятельности общества "Бубновый валет".

В 1911 году Роберту Фальку посчастливилось совершить путешествие по Италии, где он посетил Рим, Флоренцию, Венецию и другие города. В 1917 году художник стал членом объединения "Мир искусства".

Одно время Фалька привлекали яркие, контрастные сочетания красок, он обобщал и подчеркивал темным контуры, но, как сам признавался, и "тогда, как всю жизнь, любил серый колорит, серебристую гамму пасмурного дня". Добиваясь эмоциональной выразительности, Фальк некоторое время был очень увлечен кубизмом. Это особенно ярко выявилось в его натюрмортах, пейзажах 1913-1914 годов. Даже экспериментируя, Фальк умел сохранять и передавать в своих произведениях внутреннее чувство гармонии.

После Октябрьской революции Фальк активно работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. А в 1918-1928 годах был профессором живописи сначала 1-х Государственных свободных художественных мастерских, потом Вхутемаса, Вхутеина. Во Вхутеине в 1926-1928 годах был деканом живописного факультета.

Роберт Фальк участвовал в выставках АХРР, Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 годах - спектакль "Ночь на Старом рынке" И. Переца в Госете, в 1930-м - "Уриель Акоста" К. Гуцкова в театре "Габима" (постановщик А. Грановский) в Париже, в 1940-1941 годах- "Заколдованный портной" Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре (постановщик Н. Лойтер). В послевоенные годы Фальк оформил спектакли "Леса шумят" A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), "Лев на площади" И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), "Только правда" Ж.-П. Сартра в Театре сатиры (постановщикB. Плучек, 1955-1956) и др.

В 1929-1938 годах Фальк работал в Париже, а во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации - сначала в Стерлибашево (Башкирия), а затем в Самарканде (Средняя Азия).

В 1941-1943 годах художник преподавал живопись в Узбекском художественном техникуме и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище, в 1942 году работал над фреской для отдела "Дарвинизм" в Самаркандском краеведческом музее.

В свое время Роберт Фальк увлекался поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливал творческие искания Сезанна. Точно разрабатывая цвето-пластическую форму, он создал такие живописные шедевры, как "Красная мебель" (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), "Картошка" (1955), "Автопортрет в красной феске" (1957). Больше всего Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты и практически никогда не делал сюжетных композиций. В каждой своей картине он предлагает зрителю задуматься, сосредоточиться, понять тонкий внутренний мир героя. В произведениях Фалька всегда очень точно сконструирована пластическая форма, а из колористических соотношений он предпочитал мягкие, тонкие. Его Париж не ярок. Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Натюрморты Фалька поражают очень ясным композиционным построением и особой одухотворенностью.

Фальк всегда был чрезвычайно требователен к себе. Так, в 1931 году он писал из Парижа: "Опять есть некоторые перспективы. Живопись моя вступила в благоприятную фазу. Появляется (я это так называю) некоторая ритмическая свобода, фактура иногда начинает оживать. До чего мне странно, насколько ощущение фактуры у меня было совершенно утеряно многие годы. Конечно, о фактуре не нужно много думать, ее нельзя делать, но она должна быть сама собой".

Он был требователен к себе и к своим ученикам. Известный русский художник С. Чуйков вспоминал, что в 20-е годы во время его учебы во Вхутемасе больше всего учеников записывалось, как правило, именно к Фальку.

Был такой случай. Студенты второго курса пожаловались Фальку, что им надоело рисовать голову, они хотели бы рисовать обнаженную фигуру. Фальк, посмотрев их работы, сказал, что и за головы им, к сожалению, приниматься еще рано. И поставил перед ними... табуретку.

В 1957 году Роберт Фальк перенес тяжелый инфаркт. А 1 октября 1958 года умер.

Ученица Фалька - Т. Сельвинская - так написала о своем учителе: "Удивительная была его жизнь, без суеты, без зависти, без позы, истинная жизнь художника".

Жилинский Дмитрий Дмитриевич (род. 1927, Сочи).

Народный художник России. Действительный член Российской академии художеств. Лауреат Государственных премий. Лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина (1985), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999).

Один из крупнейших представителей «сурового стиля» 1960-х гг. Член правления Союзов художников РСФСР и СССР (1970 -1980).

Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1944-1946), в МГХИ им. В.И. Сурикова (у Н.М.Чернышева, А.М. Грицая, П.Д. Корина).

Испытал влияния Н.Я. Симонова-Ефимова, И.С. Ефимова, В.А. Фаворского. Работал преподавателем на кафедре рисунка МГХИ, заведовал кафедрой рисунка и композиции в Московском полиграфическом институте (1973-1981).

Автор портретов, натюрмортов, жанровых сцен. Работы художника находятся в ГТГ. ГРМ, во многих крупных региональных музеях.

БИРГЕР, БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ(р. 1923), русский художник, самобытный представитель оппозиционно-«неофициальной» русской живописи второй половины 20 в. Родился в Москве 1 апреля 1923. В 1941 поступил в Московский художественный институт. Призванный в 1942 в действующую армию, окончил войну в Болгарии. В 1945–1951 продолжал обучение в том же институте. Стоял в стороне от художественного «подполья» времен «оттепели-застоя», однако дважды (1962 и 1968) исключался из Союза художников за резкую критику официальной культурной политики. Был одним из участников «Выставки семи» (1962, Ленинград), обозначившей рубежи «сурового стиля». Жил в Москве.

Развивал в своей живописи традиции символизма. Знаковым свойством его манеры стал коричневато-золотистый, мерцающий внутренним светом колорит, погружающий картины в атмосферу сосредоточенного духовного созерцания. Писал романтичные пейзажи и интерьеры, но главным его жанром стали портреты инакомыслящей интеллигенции (Н.Я.Мандельштам, 1967; А.Д.Сахаров и Е.Г.Боннэр, 1974; И.П.Уварова и Ю.М.Даниэль, 1974; Б.Ш.Окуджава, 1978; и др.). Групповые композиции такого рода (Портрет одиннадцати. Памяти Б.И.Балтера, 1977) продолжают типичный для российской живописи тех лет мотив «дружеских посиделок». Позднее важное место в его творчестве заняли религиозная тема (Воскресение, 1987–1988; все работы – собственность художника) и сценография (оформление спектаклей Кабала святош по М.А.Булгакову (1982) и Кот домашний средней пушистости по Шапке В.Н.Войновича, 1990, в московском театре «Современник»). Не раз устраивал также домашние кукольные спектакли, где существенную роль играли куклы-шаржи на его знакомых.

С 1970-х годов получил известность за рубежом, прежде всего в Германии (каталог его первой – несостоявшейся – немецкой выставки вышел в 1975 в Анн-Арборе (США) с предисловием Г.Бёлля). В 1991 эмигрировал, обосновался в Кёльне.

studfiles.net

Российские художники-графики: Владимир Фаворский (1886-1964)

Добавить фотоальбом

9 июня 2010, 0:42

Народный художник СССР. Мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, теоретик изобразительного искусства.

Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г 0

Индустриальный пейзаж Индустриальный пейзаж 0

"Отдых стада" "Отдых стада" +1

Борис Годунов Борис Годунов 0

Иллюстрации к "«Босой девушке» Р.Бернса Иллюстрации к "«Босой девушке» Р.Бернса 0

Портрет Ф. Достоевского. Ксилография. 1929.( Портрет Ф. Достоевского. Ксилография. 1929.( +1

Кутузов Кутузов 0

Иллюстрация к рассказу Л. Толстого "Акула" 1929 г. Иллюстрация к рассказу Л. Толстого "Акула" 1929 г. 0

Иллюстрация к "Слову о полку Игореве". Иллюстрация к "Слову о полку Игореве". 0

"Пушкин-лицеист". 1935 г "Пушкин-лицеист". 1935 г +1

Автопортрет, 1912 Автопортрет, 1912 0

комментариев нет

www.respectme.ru

мир безупречной композиции — Татьянин день

Выставка «Книжная графика В.А. Фаворского»проходит в Государственном литературном музее. В двух залах – книжные иллюстрации, афиши, поздравительные адреса, городские виды, журнальные обложки… Работы Фаворского – целая эпоха в мире книжных иллюстраций, не знать о которой - серьезное упущение.

- К нам на выставку – настоящее «паломничество», - говорит одна из сотрудниц музея.

Наверное, книжные иллюстрации Фаворского видели все. Небольшие по размеру (иногда – совсем крошечные), лаконичные и очень точно сделанные черно-белые рисунки. Ни одной лишней или недостающей черты, все выверено до самой маленькой точки.

В выставочном зале иллюстрации выглядят более выразительно, чем в книгах. И когда вместе собраны несколько десятков работ, начинаешь понимать, какое огромное значение играл в истории советской книжной иллюстрации художник Фаворский.  

Смотришь на них первый раз – и хочется сказать одно: «Нравится». Приглядываешься – и все больше и больше недоумеваешь, как можно было сделать все так безупречно, живо и лаконично.

В первом зале – гравюры, подготовительные рисунки, эскизы и гравированные авторские доски, работы, которые были опубликованы при жизни автора.

Конечно, многие посетители узнают иллюстрации к переводам Маршака, к «Маленьким трагедиям» Пушкина, рассказам Пришвина и Толстого. Рядом – фотография художника, который занят созданием иллюстраций к «Маленьким трагедиям».

Одна из особенностей рисунков Фаворского - совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах. Яркий пример - работы из серии «Годы революции» - «Гражданская война» и «Октябрь 1917 года». Казалось бы, во всей полноте представить в одной работе сложный период Гражданской войны и революционного октября невозможно даже на большом полотне… Однако две небольшие гравюры Фаворского доказывают, что это очень даже возможно. В «Октябре 1917 года» мы видим и выступающего Ленина, и митингующих, и наиболее популярные лозунги того времени… Говоря кратко, все-все, что возникает в голове при воспоминании об этом месяце. То же самое – когда смотришь на работу «Гражданская война». Как можно было так чувствовать, так хорошо знать и так великолепно суметь изобразить и совместить все это на небольшой гравюре  – непонятно.

Из неожиданного в контексте советского периода – целая книга иллюстрация к книге «Руфь» в переводе Эфрона. Книгу хочется взять в руки и полистать – настолько интересно следить за творческим замыслом художника, за тем, как он представлял библейские образы, как изображал историю бабушки пророка Давида.

Во втором зале – малоизвестные произведения, а также работы, которые не были опубликованы. Например, несколько иллюстраций 1959 года к русским былинам: по какой-то причине уже во время создания этого цикла Фаворского отстранили от работы. Однако теперь у нас есть возможность полюбоваться на колоритную фигуру Бояна и увидеть сцену солнечного затмения.

Из немногих работ, выполненных в цвете, – иллюстрации к книге Маршака «Семь чудес». Всматриваешься в них – и с трудом понимаешь, как художник мог так угадать с цветом, так гармонично раскрасить фигуры, например, печатающих машинисток.

Другая картинка – «Чудо второе», и снова удивительно, как сложный рисунок, в котором так много деталей, получается у художника таким насыщенным и в то же время легким, интересным и детям, и взрослым.

В этом же зале – черно-белые «Виды Москвы». Родной город, каким его увидел и изобразил  Фаворский, выглядит очень интересно.

Тут же – разного рода наброски и эскизы, например, к киргизскому эпосу. Рядом – зарисовки киргизов.

На стенах – афиши, выполненные Фаворским, и плакаты, в которых использовались его рисунки, поздравительные адреса, сделанные художником. Удивительный пример того, как можно гармонично сочетать и располагать шрифты и небольшие рисунки, которые полностью передают дух эпохи, соответствуют содержанию текста.

Еще один вид работ Фаворского – обложки журналов, например, посвященных коневодству и хлебообрабатывающей промышленности. Казалось бы, это области -  не самые богатые с точки зрения образов, однако художник смог сделать обложки настоящим произведением искусства.     

Перечислять и описывать работы Фаворского можно долго, но если у вас есть возможность – зайдите в Государственный литературный музей (Трубниковский переулок, 17) и посмотрите выставку. Не упустите возможность увидеть эти гениальные работы своими глазами.

Также в музее можно приобрести каталог «Книжная графика В.А.Фаворского» - первый полный каталог издательской графики знаменитого художника, содержащий аннотированный перечень всех оформленных им книг и других предназначенных для печати работ, изданных и неизданных за период с 1907 по 1964 годы. Всего 182 иллюстрации.

Выставка продлится до 23 февраля 2012 года.

www.taday.ru

графика, гравюры к произведениям классиков

Федор Денисович Константинов (1910 — 1997)

Федор Константинов

Корифей советского графического искусства, книжный иллюстратор, пейзажист и портретист Федор Де­нисович Константинов родился в семье крестьянина Рязанской гу­бернии.

 

Рано осиротев, девятилетний маль­чик становится воспитанником своеобразной «колонии» с гумани­тарным уклоном — "Лиги спасения детей" в Москве. В 1923 году его переводят в Первый коммунистиче­ский интернат, где будущий график впервые знакомится с рисованием, а на летних экскурсиях бывает в Крыму, на Кавказе, природа кото­рых будет столь мастерски изобра­жена им в позднейших гравюрах к произведениям Лермонтова, Миц­кевича...

Став в 1929 году студентом Гор­ной академии, Константинов реша­ется подать свои рисунки и аква­рели на конкурс в Московский ху­дожественный институт. Его за­числяют сразу на второй курс факультета графики, где в эти годы преподавал В. А. Фаворский. «Я благодарен судьбе за то, что оказался учеником Владимира Андреевича и стал графиком, гра­вером, хотя всю юность мечтал быть живописцем», — говорит Кон­стантинов. Фаворский был не толь­ко гениальным мастером графиче­ского искусства, но и прекрасным педагогом и теоретиком. ...Первые книги с гравюрами Кон­стантинова вышли в 1935 году сра­зу после окончания института. Сре­ди них — «Оды» Горация и «Мета­морфозы» Овидия (1936). В этих иллюстрациях Константинов вы­ступает как уже сложившийся мастер, только в обильной штри­ховой динамике и некоторой ком­позиционной экстравагантности видны уроки Фаворского. В последующие годы художник проиллюстрировал десятки изданий: Шекспира, Чосера, Марка Твена, Шарля де Костера, Миц­кевича и многих, многих других. Уже в издании пьес Шекспира (1938) Константинов «упорядочи­вает» свою манеру: композиции, не теряя экспрессии, становятся уравновешеннее, спокойнее, дейст­вие происходит на фоне прорабо­танного до мелочей интерьера или пейзажа. Постепенно вырабатыва­ется тот «стиль Константинова», который ни с чем не спутаешь: ксилографии мастера всегда мож­но узнать по обилию черного, на котором светлая штриховка вы­глядит несколько зыбкой, волную­щейся, «плывущей». Поверхность графического листа Константинова можно уподобить озерной ряби... Такой стиль, несмотря на обилие подробностей и деталей, не ка­жется натуралистическим, не навя­зывает читателю однозначный образ. В такой концепции иллю­страции в книге при полном свое­образии манеры чувствуется школа Фаворского.

Особого внимания заслуживают гравюры Константинова к созда­ниям русских классиков, всегда удивительно точно передающие дух и стиль их произведений. Тут, в первую очередь, следует отметить портрет и заставки к стихотворени­ям Ф. И. Тютчева (1946), пейзажи и композиции к «Евгению Онегину» (1950—1951), к «Мцыри» Лер­монтова, и, наконец, новое обраще­ние к Пушкину в последние годы. «Маленькие трагедии» с иллюстра­циями Константинова (1977) — настоящий подарок всем ценителям Пушкина, всем любителям книги... Среди произведений художника нельзя не отметить и великолепных графических портретов (Моцарт, Бетховен, Вагнер, Верди и др.)» а также его проникновенных и могу­чих пейзажей. Эти станковые ли­сты он иногда увеличивает до размеров крупной картины, и тогда кажется, что в «аскети­ческих» черно-белых пятнах гра­вюры проступают живописные ка­чества...

Иллюстрация к М.Ю. Лермонтову

Паганини

Татьяна Ларина

Есенин

Иллюстрации к басне И.А.Крылова "Свинья под дубом".

Мцыри - М. Ю. Лермонтов

А.С.Пушкин Поэма "Полтава"

Ромео

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Владимира Андреевича Фаворского

14 марта 2011 года исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Андреевича Фаворского, выдающегося мастера русской гравюры и книжного дизайна. В экспозиции настоящей выставки представлены иллюстрации к известной книге «Слово о полку Игореве»; трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, а также портреты М. Кутузова из серии «Великие русские полководцы» и портрет юного А. С. Пушкина, выполненные художником в разные периоды своего творчества.

Фаворский Владимир Андреевич (2(14).3.1886 – 29.12.1964 гг.). Советский график и живописец, мастер искусства книги, народный художник СССР, действительный член Академии Художеств СССР. Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903–1905) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907–1913). Член общества «Четыре искусства» (1924–1928). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Его работы множество раз награждались премиями и медалями – на выставках в Париже, Брюсселе, Лейпциге, Сан-Паоло в Бразилии и других. За иллюстрации к произведениям русской классической литературы он удостоен Ленинской премии за 1961 год.

Каждая его книга – это совершенство слияния художественного и литературного образного строя. Он делал великолепные иллюстрации в виде гравюр на дереве – это ксилографии и гравюры на линолеуме – линогравюры.

Рассматривая работы В. А. Фаворского, можно забыть о его безукоризненной технике. Они согревают теплом, любовным отношением к миру, поднимают человека, внушают ему благоговение, исполняют его неподдельным восхищением. Скромные по размерам, как бы подсобные по значению, книжные иллюстрации Фаворского воздействуют, как большое искусство. Все задуманное, прочувствованное и пережитое художником выражено в них языком пластических форм. Гёте метко определил силу подлинного искусства, которую мы угадываем в работах Фаворского: Und keine Zeit und kerne Macht zersriickelt Gepragte Form, die lebend sich entwickelt (Ни время, ни власть не могут раздробить чеканную форму, которая живет и развивается).

Строгая линия гравюры

Много творческого труда и вдохновения отдал Фаворский иллюстрированию произведений Пушкина. В 1954-1955 годы он иллюстрирует трагедию «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Гравюры к "Борису Годунову" исполнены с огромной экспрессией и темпераментом. Они дают исчерпывающую психологическую характеристику героям и с абсолютной достоверностью раскрывают время и место действия.

    "Какое счастье, — писал Фаворский, — что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщаться. Как страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность".

Рис.1. Кремлёвские палаты

Борис, патриарх, бояре.

Рис. 2. Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Пимен и Григорий П и м е н

«Не сетуй, брат, что рано грешный свет

Покинул ты, что мало искушений

Послал тебе всевышний. Верь ты мне:

Нас издали пленяет слава, роскошь

И женская лукавая любовь».

Рис. 3. Царские палаты. Царь Борис.

Рис. 4. Царские палаты

Царевич, чертит географическую карту. Царевна, мамка царевны.

Ц а р ь «Что, Ксения? Что милая моя?

В невестах уж печальная вдовица!

Всё плачешь ты о мёртвом женихе.

Дитя моё! Судьба мне не судила

Виновником быть вашего блаженства.

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь? –

А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Ф е о д о р

Чертёж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь».

Рис. 5. Ночь. Сад. Фонтан.

Самозванец и Ксения

С а м о з в а н е ц

«Ты ль наконец? Тебя ли вижу я,

Одну со мной, под сенью тихой ночи?

Как медленно катился скучный день!

Как медленно заря вечерня гасла!

Как долго ждал во мраке я ночном!»

Рис. 6 . Царская дума.

Царь патриарх, бояре Ц а р ь «Возможно ли? Расстрига, беглый инок

На нас ведёт злодейские дружины,

Дерзает нам писать угрозы!»

Рис. 7. Площадь перед собором в Москве

Царь, бояре, народ. Юродивый Николка.

Рис. 8. Умирающий Борис Годунов и царевич Фёдор.

Ц а р ь «Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнёшь… о боже, боже!

Сейчас явлюсь перед тобой – и душу

Мне некогда очистить покаяньем…»

Рис. 9. Лобное место.

«Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!

Ступай! вязать Борисова щенка!»

Рис. 10. Лобное место.

«Да гибнет род Бориса Годунова!»

Рис. 11. Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца.

Народ безмолвствует.

Поэтика «Слова о полку Игореве» глазами художника

Гравюра - это стихотворение, отраженное в зеркале. Луис Ортега

Раздел включает в себя иллюстрации художника с пояснениями, а также стихотворные произведения на темы «Слова о полку Игореве», «Плача Ярославны» Людмилы Татьяничевой и Николая Брауна.

Одно из высших достижений Фаворского и наиболее, может быть, популярная из его работ над книгами – «Слово о полку Игореве». В этом издании средневековая традиция иллюминованных рукописей нашла в высшей степени современное воплощение. Во всех гравюрах - замечательное богатство планов, передающих бесконечный простор, напоенный воздухом, залитый солнцем. Стремительный временной ритм, пронизывающий всю поэму, чисто сказочные приемы одновременности событий, совершающихся в разных концах русской земли. Но в то же время - сугубо календарная последовательность основного действия. Этот временной ритм выражен в подчеркнуто вытянутой, занимающей весь разворот книги, композиции гравюр. Пространство словно преодолевается через движение, ритмическая устремленность горизонтальных гравюрных композиций словно бы направляет, усиливает торжественную стремительность движений воинов.

В совершенстве владея старинной и сложной техникой гравюры на дереве, художник умело использовал её возможности для того, чтобы передать образы "Слова" во всей их жизненной правдивости, и в то же время художественно ярко. Прекрасно зная культуру и искусство Древней Руси, Фаворский "прочитал" поэму по-своему, "как немногие историки и редкий поэт", - так отозвался о гравюрах художника писатель Константин Федин.

Рис. 1. Автор «Слова о полку Игореве» Боян "...Боян вещий, если кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками... То Боян же, братья, не десять соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал; они же сами князем славу рокотали".

Рис.2. Битва на реке Калке

"Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские войска обступили. Дети бесовы криком поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами".

Центральная гравюра «Битва с половцами» напоминает фронтиспис или титульный разворот не только одинаковым квадратным размером досок, она построена почти по их правилам. В левой части движение остановлено фигурой Игоря и высоко поднятым черным стягом, в правой оно обращено и назад и вперед, в противоположную сторону, куда скачет Всеволод на коне. Иначе было невозможно восстановить движение по самой книге. Развернутые на две страницы, эти картины имеют книжный шаг.

Рис. 3. Первая битва с половцами на реке Сюурлий

Рис. 4. Возвращение князя Игоря на Русскую землю

Рис. 5. Плач Ярославны

В гравюре «Плач Ярославны» – руки Ярославны простерты к солнцу, к земле, реке; в самой её фигуре, тяжелом повойнике на голове, в складках широких рукавов есть та стать и прочность, что в башнях Путивля, откуда она вступает в диалог с природой. Это уже не юная жена Игоря, а собирательный образ русской женщины, разговаривающей с матерью-землей. Жест Ярославны обращен не к черному солнцу затмения, а к солнцу, высветившему немыслимым светом пространство земли и отделившему свет от тьмы, точно в первые дни творения.

Стихотворные произведения на темы

«Слова о полку Игореве»

Гравюра – оригинальное художественное произведение

В. А. Фаворский создавал также станковые гравюры, среди которых преобладают романтические исторические портреты («Ф. М. Достоевский», 1929; «Пушкин-лицеист», 1935; серия портретов «Великие русские полководцы», 1945—1947 гг.). Произведения Владимира Андреевича есть в собраниях лучших музеев России и в крупнейших мировых коллекциях.

«Пушкин-лицеист»

Художник: Фаворский В. А.

Дата создания: 1935 г.

Техника: ксилография Гравюра «Пушкин-лицеист» (1935 г.). Вдохновенный, странный мальчик лет двенадцати – детский подбородок, детские уши и щёки, но чуть закинутая назад кудрявая голова, но глядящие в неведомую даль глаза – уже юношеские. Раскрыт высокий неуклюжий воротник лицейского мундира, и сотни фантастических фигур заднего плана роем окружают мальчика. Фаворский показывает нам начало гения. Поэты всегда провидцы. Удивительны и бесконечны тайны их провидения. В Пушкине-лицеисте Фаворский показывает нам это необыкновенный дар: все пути будущих скитаний поэта встают в воображении при взгляде на этот портрет.    

В 1945—1947 годах В. А. Фаворский исполняет серию гравюр "Великие русские полководцы". В образах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова воплощены храбрость и мужество русского народа, всегда отстаивавшего честь и независимость своей отчизны.

Михаил Кутузов.

Серия «Великие русские полководцы»

Художник: Фаворский В. А.

Дата создания: 1945-1947 гг.

Техника: ксилография

migha.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта