Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ). Щербакова картины
Литературные музеи объединило творчество Бориса Щербакова
22 сентября, 18.00 Толстовский центр на Пятницкой-12
Выставка в Толстовском центре на Пятницкой собрала весь цвет музейной профессии. В выставочном проекте «"Здесь гений жил..." Литературные места России. К 100-летию со дня рождения художника Бориса Щербакова» приняли участие шесть российских музеев, в коллекциях которых хранятся работы мастера литературного пейзажа Бориса Щербакова. Многие выступающие признавались, что его работы знакомы с детства: почти в каждом номере «Огонька» можно было встретить репродукцию картин художника.
Куратор выставки, член Союза художников РФ Юрий Мудров сразу же подчеркнул, что Борис Щербаков – основатель русского литературного пейзажа как отдельного подвида жанра. Художник – и автор портретов, и тематических композиций, однако, нашел свое призвание именно в изображении русской природы в контексте литературы. По словам куратора, он смог уловить глубокую связь между литераторами и местом, природой.Война прервала работу художника, но после он снова вернулся к любимому делу и изъездил все места силы русских писателей: Пушкина, Толстого, Тургенева, Лермонтова, Шолохова... Сергей Архангелов подчеркнул: репродукции картин Щербакова можно было найти в любом уголке Советского Союза, в каждой деревне. Его любило Министерство культуры СССР, но творил он по своему желанию.
«Наследие Щербакова – золотой фонд литературных музеев», – произнес на открытии выставки Евгений Богатырев, директор музея А.С. Пушкина. Также он поделился личными воспоминаниями, связанными с творчеством художника. В 10-летнем возрасте, как и многие, он зачитывался Пушкиным. В журнале «Огонек» напечатали картину Щербакова «Пушкин в Михайловском». Всей семьей подбирали рамку для этой работы, и она заняла почетнейшее место в доме. «Со щербаковским Пушкиным происходило мое соединение с литературой и прекрасным», – рассказал Евгений Богатырев. Впоследствии, в 1980-е гг., удалось познакомиться и с самим художником.
Заместитель директора музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Людмила Тихонова в своем выступлении назвала Пушкинский Заповедник кабинетом художников, писателей, поэтов. Недаром Пушкин пережил там чудо духовного воскрешения. «Щербаков, эти места воспевший, формирует чувство родины, объединяет, а открытие этой выставки – замечательное событие русской культурной жизни», – подчеркнула она.
В подготовке выставки приняла активное участие дочь художника Галина Борисовна Щербакова, искусствовед и просто неравнодушный человек. Вещи из собрания семьи сделали выставку более личной. На открытии Галина Борисовна присутствовать не смогла, но от семьи выступил ее супруг Николай Вакась, который признался, что не подозревал, что, покупая журналы со щербаковскими работами в студенчестве, он впоследствии женится на дочери замечательного художника. Целый зал выставочного центра заполнен фотографиями из семейного архива, на которых запечатлены сцены частной жизни: к примеру, кошка Бэкки рядом с работающим художником.
На открытии, помимо организаторов, присутствовали директора музеев М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Дарвиновского музея, музея-заповедника А.С. Пушкина «Вяземы», искусствовед, преподаватель художественного института им. В.И. Сурикова Татьяна Пластова, академик Российской академии художеств Александр Толстиков, член Совета Федерации Наталья Дементьева и многие другие почетные гости.
Были на церемонии и друзья Бориса Щербакова. Выступила Наталья Бодина, художник, близко его знавшая и ездившая с ним на пленэры. По ее словам, Бориса Щербакова во всем поддерживала его жена Зоя Анатольевна, они были блестящей парой.
Выставка будет показываться в целом ряде литературных музеев. К открытию устроители выпустили каталог, который останется ценителям, когда картины покинут здание Толстовского центра. Настоящим открытием выставки стала первая публикация стихотворений Бориса Щербакова. Они напечатаны в каталоге и представлены в экспозиции.
Куратор выставки, член Союза художников РФ, член Президиума правления и председатель Отделения искусствоведения и критики Санкт-Петербургского Союза художников Юрий Мудров произнес замечательную мысль: художник запечатлел то, что всем нам дорого и будет дорого всегда. Музеям нужно было провести эту совместную работу – а музейщики умеют делать чудеса.
Текст: Олеся ВолосевичФото: Юрий Аникеев
-
«Доминант-квартет» на церемонии открытия выставки
-
Первый заместитель директора Государственного музея Л.Н. Толстого Наталья Калинина, заведующая экспозиционным отделом музея Любовь Подсвирова беседуют с супругом Галины Щербаковой, дочери художника Бориса Щербакова
-
Сергей Архангелов, директор Государственного музея Л.Н. Толстого, Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина перед началом церемонии открытия
-
Гости выставки
-
Фрагмент экспозиции
-
Директор Государственного музея Л.Н. Толстого Сергей Архангелов
-
Куратор выставки, член Союза художников РФ Юрий Мудров; директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев; директор Государственного музея Л.Н. Толстого Сергей Архангелов
-
Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев
-
Наталья Дементьева, член Совета Федерации РФ, читает стихотворение Бориса Щербакова
-
Заместитель директора музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Людмила Тихонова
-
Сергей Архангелов принимает в дар музею новые графические изображения Л.Н. Толстого и толстовских героев
-
Куратор выставки, член Союза художников РФ, член Президиума правления и председатель Отделения искусствоведения и критики Санкт-Петербургского Союза художников Юрий Мудров
tolstoymuseum.ru
Выставочный проект «"Здесь гений жил..." Литературные места России. К 100-летию со дня рождения художника Бориса Щербакова»
22 сентября – 22 ноября 2016 года Толстовский центр на Пятницкой-12
Потомственный художник, мастер пейзажной живописи первого ряда Борис Щербаков (1916–1995) посвятил свой художественный дар разгадыванию концепта гения места (genius loci). Начиная с 30-х и до конца 70-х гг. XX в. мастер следовал по пятам за Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Шолоховым, Лермонтовым. На его полотнах – порыжевшие березы в зеркале яснополянского пруда и тихие комнаты толстовского дома, аллеи в Михайловском, по которым гулял Пушкин, шолоховские места – бирюзовые воды Дона, меловые горы и курганы, помнящие казачью славу. Откуда бралась великая русская литература? Где ее истоки? На этот вопрос отвечал своими картинами Борис Щербаков. На выставке в Толстовском центре будут впервые собраны более 50 полотен художника из коллекций семи российских музеев.
Б.В. Щербаков в Академии Художеств. 1986 г. Среди выдающихся мастеров отечественной пейзажной живописи ХХ столетия имя Бориса Валентиновича Щербакова (1916–1995) стоит в первом ряду. Б.В. Щербаков — потомственный художник. Его отец, В.С. Щербаков (1880–1957), профессор живописи, выпускник Казанской художественной школы, затем был учеником И.Е. Репина и Ф.А. Рубо в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Мать художника, преподаватель филологии и истории, получила образование на знаменитых Бестужевских курсах.Щербаков Б.В. Липовая аллея. 1936 г. Холст, масло. «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».
Отправной датой работы Бориса Щербакова над тематическими циклами, посвящёнными памятным литературным местам России, следует считать предвоенные, 1930-е гг. Именно тогда, посещая пушкинский заповедник в Михайловском, он ощутил особый вкус и особое желание через пейзажный мотив — единственный и неповторимый, донести до зрителя незримый диалог «Пушкин — природа», задумываясь, размышляя, по сути, о концепте «genius loci» (гения места).
Щербаков Борис Валентинович (1916-1995). В Яснополянском доме. 1961 г. Холст на картоне, масло. ГМТ.
«Природа Ясной Поляны была источником вдохновения для великого художника, и описание многих уголков её мы встречаем на страницах „Войны и мира“, „Анны Карениной“ и других произведений. Природа Ясной Поляны приблизила меня к великому художнику слова, многое в нём объяснила, и у меня зародилась мысль: языком линий и красок попытаться передать те настроения и чувства, которые пробудила природа Ясной Поляны, незаметно, но глубоко вошедшая в моё сердце и с каждым разом всё больше и больше чарующая меня», — отмечал живописец.
Щербаков Борис Валентинович (1916-1995). Большой пруд в Ясной Поляне. 1960 г. Холст на картоне, масло. ГМТ.
Теми же творческими установками руководствовался он и в 1962–1965 гг. при создании «Тургеневского цикла» в Спасском-Лутовинове на Орловской земле. Художнику и здесь удалось передать черты, характерные для природных мотивов этого края, прежде всего — широту и раздолье. Обращение к «шолоховским местам» произошло в 1973–1974 гг.: «Тихий Дон» для меня оказался не только ключом к пониманию природы края, но и помог мне до пристрастия полюбить «курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу», и не спеша текущие к морю зеленовато-бирюзовые воды Дона, и сверкающие на солнце отроги меловых гор», — вспоминал художник. Ему посчастливилось не только работать в местах, где жил и творил, о которых писал М.А. Шолохов, но и познакомиться, подружиться с ним. 1970-е гг. ознаменованы интересом Бориса Щербакова к местам жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в Тарханах Пензенской губернии и на Кавказе.
Б.В. Щербаков. Задонские дали. Пора осенняя. 1973 г. Картон, масло. «Музей-заповедник М.А. Шолохова».
Произведения, посвящённые литературным памятным местам, в большинстве своём стали музейными экспонатами. Их перечень значителен, и экспозиция настоящей выставки, подготовленная творческим содружеством российских музеев, включила более 50-ти избранных работ Бориса Щербакова. На выставке будут представлены также фотографии, личные вещи и работы художника из архива семьи Б.В. Щербакова, переданные на выставку его дочерью Галиной Борисовной Щербаковой. Хранятся «мемориальные пейзажи» Бориса Щербакова во многих других собраниях нашей страны — в Государственной Третьяковской галерее, музеях Брянска, Владимира, Иркутска, Казани, Кемерово, Краснодара, Красноярска, Мичуринска, Омска, Оренбурга, Пскова, Ростова-на-Дону, Саранска, Тюмени, Элисты, других городов, в частных коллекциях.
Б.В. Щербаков на этюдах в Пушкинских горах. 1965 г. Собрание семьи художника.
Выставочный проект, посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося живописца Б.В. Щербакова, автора циклов литературных пейзажей, подготовлен Государственным музеем Л.Н. Толстого и Государственным музеем А.С. Пушкина.
Участники выставки:
Государственный музей Л.Н. Толстого
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Личные фотографии, вещи, живопись из Собрания семьи художника Б.В. Щербакова
Куратор выставки:
Юрий Витальевич Мудров, член Союза художников РФ, член Президиума правления и председатель Отделения искусствоведения и критики Санкт-Петербургского Союза художников, член Международного совета музеев (ИКОМ), член Международной ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург).Аккредитация
Лучанинова Татьяна Петровна 8-905-713-59-57 e-mail: [email protected]Волосевич Олеся Сергеевна 8-926-426-12-94 e-mail: [email protected]
-
Щербаков Б.В. Липовая аллея. 1936 г. Холст, масло. «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».
-
Щербаков Б.В. Уборка сена. Полдень. 1969 г. ДВП (оргалит), масло. «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».
-
Щербаков Б.В. Святогорский монастырь. 1966 г. Холст, картон, масло. «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».
-
Щербаков Б.В. Морозный день. У Кучерской избы. 1961 г. Ясная Поляна Холст на картоне, масло. «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
-
Щербаков Б.В. «Пруд Савиной в Спасском-Лутовинове». Орловская обл., Мценский р-он, с. Спасское-Лутовиново, 1963 г. Холст, масло. «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева».
-
Щербаков Б.В. Тарханы. Полнолуние. 1980 г. Картон, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
-
А.В. Сафронов, Б.В. Щербаков, М.А. Шолохов. Станица Вёшенская. 1974. Фотография. Собрание семьи художника. 20х24,8 Оборот: «Станица Вешенская 1972 г./В гостях у Шолохова/ (слева направо А. Сафронов, худ. Б. Щербаков, М. Шолохов».
-
Б.В. Щербаков и Н.А. Обухова на выставке в Москве. Ок. 1957 г. Фотография. Собрание семьи художника.
-
Щербаков Б.В. «Луна над Белогулем». Михайловское. 1970-е. Картон, масло. Государственный музей А.С. Пушкина.
-
Б.В. Щербаков. Ждут. 1973 г. Картон, масло. «Музей-заповедник М.А. Шолохова».
tolstoymuseum.ru
Серия 13 картин Щербакова Андрея “Императорские Карпы”. Картины. « Школа живописи У-Cин
Это один из 3-х постов посвящённых серии картин “Императорские карпы” Щербакова Андрея: - Видео ролики с картинами серии “Императорские карпы” (Данный пост) - Рассказ о том как создавались картины серии “Императорские карпы” - Фотографии картин серии “Императорские карпы”Ниже вы увидете все 13 картин Щербакова Андрея серии “Императорские карпы”, написанные при помощи техник живописи у-син, традиционной китайской живописи го-хуа, китайской каллиграфии различных стилей. Каждая картина представлена в 3-х снимках-ракурсах.
Путь Воина Большими иероглифами на картине написано “Путь воина” (по японски читается – “Бусидо” – основной канон для самураев). На картине написана цитата из Сунь-цзы “Истинный воин быстр, как ветер, он тих, как лес, в атаке свиреп, как огонь, и непоколебим, как гора”. Эта фраза была на знамёнах знаменитого японского полководца Шингена. Она же была положена в основу сюжетной линии знаменитого фильма Курасавы “Когемуся: тень воина”. Мудрая черепахаНадпись на картине: Большими иероглифами полускорописью написано “Мудрость”; малым иероглифами “Знающий людей – благоразумен. Знающий себя – просветлён” взята из 33 джана дао де цзин. Полный текст джана: “Знающий людей – благоразумен. Знающий себя – просветлён. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могуществен. Знающий достаток – богат. Кто действует с упорством – обладает волей. Кто не теряет свою природу – долговечен. Кто пережил смерть, но не умер – бессмертен.”
Встреча под лотосом. Картина перваяНадпись на картине: 2 больших иероглифа оба означают “Любовь”. Первый – более возвышенную “lian”, второй – более чувственную “ai”, оба вместе – обозначение полного названия понятия Любовь; маленькие иероглифы означают: “взаимное чувство на сердце”.
Встреча под Лотосами. Картина 2Надпись на картине: 2 больших иероглифа оба означают “Любовь”. Первый – более возвышенную “lian”, второй – более чувственную “ai”, оба вместе – обозначение полного названия понятия Любовь; маленькие иероглифы означают: “взаимное чувство на сердце”.
Высшая добродетель подобна воде. Картина 1 На картине написана часть 8-го джана Дао Дэ Цзин “Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао. Человек, обладающий высшей добродетелью, также как и вода, должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбым; в словах должен быть искренним; в управлении страной должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку он, также как и вода, не борется с вещами, он не совершает ошибок.” Высшая добродетель подобна воде. Картина 2На картине написана часть 8-го джана Дао Дэ Цзин “Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао. Человек, обладающий высшей добродетелью, также как и вода, должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбым; в словах должен быть искренним; в управлении страной должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку он, также как и вода, не борется с вещами, он не совершает ошибок.”
Стать драконом. Картина первая Два больших иероглифа, написанные единой линией бешенной скорописи гласят: “Стать Драконом”. Маленькими иероглифами написано: “Преодалевая врата дракона, Карп возносится высоко {и становится драконом} “. Стать драконом. Картина 2Два больших иероглифа, написанные единой линией бешенной скорописи гласят: “Стать Драконом”. Маленькими иероглифами написано: “Преодалевая врата дракона, Карп возносится высоко {и становится драконом} “.
Благожелательные карпы. Картина перваяЭта картина украшена “благопожелательными иероглифами”: “Благополучие, Гармония, Чистота, Покой”
Благожелательные карпы. Картина втораяЭта картина украшена “благопожелательными иероглифами”: “Благополучие, Успех, Гармония, Чистота, Покой”.
Парное счастьеНа картине написан иероглиф “Парное счастье” или “Счастье для двоих”, – символ любви и семейного благополучия.
Метки:
Го Хуа живопись У-син Золотые карпы Императорские Карпы Карпы китайская живопись китайские карпы Лотосы У-син Черепахиusinart.ru
Расследование по поводу картины Салавата Щербакова: serge_elephant
В июле 2013 года в Большом Харитоньевском переулке я сфотографировал очередную работу художников из команды Zuk Club, сделанную для стрит-арт-фестиваля "Лучший город Земли" (мой пост). Эскиз для этой работы сделал народный художник России Салават Щербаков (вики). Но любители граффити откопали что похожая картина уже была нарисована в Иерусалиме в 2006 году! Авторами её является французская команда художников "Cite Creation". Находится она на улице Agrippas дом 70 (это пара остановок на трамвае от Старого Города). На рисунке как бы изображён соседний рынок. Некоторые куски картины Салавата просто взяты с иерусалимской работы, некоторые отзеркалены. Я пытался найти единственное "неплагиатное" объяснение происходящему - может думаю есть ещё более ранний оригинал кисти самого Салавата или какого-нибудь древнего художника?...
Но дальше больше - на этой странице я увидел дом на Б.Харитоньевском с наложенной в фотошопе верхней частью стены дома из Иерусалима! Без изменений! Текст рядом гласит: "На торце здания изображена городская жизнь, город и люди. Выбрали эту тему для воссоздания исторического облика именно той части города, в которой находится здание. На создание эскиза потребовалась неделя. Участвуем в этой программе, потому что нам интересно и за годы творческой деятельности у нас накопился определённый опыт и творческий потенциал в этом направлении. Обычно рисуем позитивную реальность!" Целую неделю они эскиз разрабатывали! По мотивам этих открытий moscow_i_ya написала этот пост.
Я понял что мне нужно самому ехать в Иерусалим. В феврале я добрался до этого дома и его сфотографировал. Побывал и на соседнем изображённом рынке. Ну как-то он не очень похож. ) Крытый рынок похож на рынок Кармель в Тель-Авиве, но только проходы более широкие и удобные. На Кармеле уж больно толкотни много. Предлагаю Вашему вниманию большой сравнительный анализ схожести и несхожести двух картин.
Сначала Иерусалим:
1.Опять пришлось снимать против солнца (как и работы Анны Коган в Тель-Авиве - мой пост):
2.
3.Внизу классный рисунок!
4.
5.
6.
7.Теперь московский:
8.
9.
А теперь начнём сравнивать.
10.Иерусалимский сравнительный рисунок нижней части пришлось делать издалека потому что близко всех людей не сфотаешь (козырёк мешает) поэтому он менее качественный чем вышеприведённые.
11.Сравниваем с московским рисунком. Он пока не отзеркален. Красным обведены полностью скопированные персонажи:
12.Теперь снова Иерусалим:
13.И сравниваем его уже с отзеркаленным московским рисунком. Красным опять обведены полностью скопированные персонажи. Ну самые левые персонажи это вообще класс. ))
Ну а верхняя часть (кроме второго убранного балкона) скопирована полностью! Даже цвет сохнущего белья остался такой же!
14.Иерусалим:
15.Москва (я уже отзеркалил!):
Такие дела...И мне иерусалимский вариант нравится гораздо больше.
serge-elephant.livejournal.com