ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ «УСТНЫЙ СЧЕТ В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ». Картина рачинский


Математика Задачи по математике Устный счет |

   Картина "Устный счет"Наверняка, все, кто учился в школе (особенно в советское время), помнят картинку из учебника «Математика», в которой школьники пытаются решить пример, написанный на доске. Вспомнили? Я уверена, что да.

     Не так уж часто баловали нас учителя в то время какими-то нестандартными подходами  для того, чтобы активизировать наше внимание и привить любовь к предмету. Большинство утверждали безапелляционно: «Вы должны учиться!» , «Это ваша работа», и т.д.

     Но у любого ученика (да и у взрослого человека, с более сознательным, так сказать, подходом) невольно возникнет вопрос: «А почему я ДОЛЖЕН учиться? ЗАЧЕМ мне это надо?».

      И здесь  можно пойти как минимум двумя путями. Первый – объяснить несознательному юному созданию его выгоды от учения. И сразу становится ясно, что это тупиковый ход. У современных школьников нет ориентиров и ценностей для того, чтобы стараться и «рвать когти», напрягаться и отказывать себе в чем-то. Не говорю, что таких детей совсем нет.  Их  достаточно, и среди моих учеников  таких «сознательных элементов»  немало. Но в  основном, сейчас учатся либо из-под палки, либо,  спустя рукава. И это огорчает.

     Но во все времена, а сейчас особенно, перед  учителем  стоял вопрос мотивации учащихся к обучению. И данная статья имеет цель пробудить интерес к математике такими приемами как устный счет.

     «Как это можно сделать ?», – спросите вы.

     «Очень просто», – скажу я в ответ.

    Достаточно посмотреть на картину русского художника Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского».

    Посмотрите, что на ней изображено. Это деревенская школа XIX века. Причем реальная, невыдуманная художником. И учитель на картине – так же реальный человек, Рачинский Сергей Александрович (1833 – 1902), дворянского происхождения. Имя, возможно, не знакомое для большинства. Тем не менее, известная личность в учительских кругах в то время. Он был профессором Московского  университета, доктором ботаники, хорошим литератором, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и др.

    Заслуг С.А.Рачинского достаточно: начиная с того, что в 1872 году он создал школу с общежитием для крестьянских детей, сам преподавал там   живопись и  черчение  и воспитал  много известных личностей,  создал первый в России учебник по «умственному счету». Но самое ценное для учителей математики в том, что он разработал уникальную методику обучения устному счёту.

   Его известная фраза: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь. Решать надо умственно» сама за себя говорит. И тут не поспоришь.

  О Рачинском докладывали   императору Александру III  так:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

     А в ответ от Николая II  звучали во славу великого мецената-педагога императорские слова :

«Школы, вами основанные и руководимые… стали …училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

    Итак, что же изображено на картине, приковывающей свое внимание уже хотя бы тем, что на ней изображены дети. Да не просто резвящиеся или гоняющиеся за собачкой, играющие в прятки или ворующие в соседском саду яблоки (сколько подобных сюжетов нам известно из живописи)?

картина устный счет

Картина “Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского”

    На полотне художника Н. П. Богданова-Бельского выписан эпизод из жизни школы с той творческой атмосферой, которая царила  на уроках математики, задаваемая преподавателями Татевской школы Рачинского.

      На доске написан неказистый на первый взгляд вычислительный пример :

     Но как он заинтересовал ребят, собравшихся у доски!

  Кто-то задумался в одиночку, кто-то с группой одноклассников обсуждает свои идеи, кто-то прильнул к учителю, якобы прося поддержки и шепча ему свой ответ на ушко («А вдруг неправильно? Что тогда подумают ребята?»)

  И казалось бы, не получится … и ладно. Это ж всего лишь пример. «Подумаешь…», – как говорит герой из мультфильма «В стране невыученных уроков».

    И все же школьники напряженно думают, мыслят. А учитель присел в уголке как сторонний наблюдатель и … ни-ни. И хотелось бы, возможно, подсказать, направить мысль в нужное русло. Но на то и пример дан: сообразить, обдумать не спеша и выдать правильный ответ. А главное – проделать все умственные операции устно.

   Уверена: предложи современным ребятам такой пример, большинство из них полезли бы сразу в портфели за калькуляторами. Разучились думать наши современные школьники напрягаться. А кто не поленился бы (или под рукой вовремя не оказалось бы «костылей для мозга»), тот, скорее всего, считал бы этот пример «в лоб», т.е. выполнял бы последовательно написанные действия. И тем самым усложнил бы себе «жизнь».

   Но все гораздо проще и интересней. Смотрите:

Устный счет

      Видите, все просто. А если знать свойство некоторых чисел о том, что сумма квадратов трех последовательных чисел равна сумме квадратов следующих за ними двух последовательных чисел, то можно было обойтись и без этих вычислений.

    «Эта задача ещё и тем хороша, что она не только мозг оттачивает, но и для многих, далеко идущих,  обобщений годна», – говорил  С.А.Рачинский.

    И обобщение задачи Рачинского также имеется. Но об этом я напишу позже.

   Итак, главным героем сегодня была картина «Устный счет». Недавно  исполнилось  195 лет самому знаменитому уроку математики, который  провел в крестьянской  школе Оленинского уезда Смоленской губернии  Сергей  Александрович Рачинский. Именно он  покинул  университетскую кафедру, чтобы стать сельским учителем.  И благодаря ему,  Россия получила немало выдающихся деятелей  культуры и искусства , среди которых были Третьяков, Николай Степанович  и автор рассматриваемой в данной статье картины  Николай Петрович Богданов – Бельский.

     Какое влияние оказал на становление этих двух легендарных личностей С. А. Рачинский, мы рассмотрим в следующей статье. И заодно затронем актуальную на сегодня тему о влиянии личности учителя на подрастающее поколение.

   Но если Вам интересно было познакомиться с личностью С.А.Рачинского и картиной «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского» художника Н.П. Богданова-Бельского, нажмите кнопочки ниже и поделитесь этим знанием с друзьями.

 

repetitor-problem.net

Сергей Александрович Рачинский и его школа

ККартина Н. П. Богданова-Бельского "Устный счет. В школе С. А. Рачинского"

артина Николая Петровича Богданова-Бельского, изображающая устный счет на уроке арифметики в сельской школе XIX века, знакома многим. Но не все знают, что настоящее название картины «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского», а художник Богданов-Бельский происходил из крестьян и учился в такой школе. Сергей Александрович Рачинский был его учителем, заметил дарование мальчика и помог тому стать художником.

Учителю на картине шепчет ответ один из мальчиков. Это и есть Рачинский, профессор Московского университета, математик и ботаник, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, выдающийся человек своего времени. Он был в родстве с поэтом Е. Баратынским, знаком с Л. Н. Толстым, Ф. Листом, П. И. Чайковским, дружен с братьями Аксаковыми. Его любили студенты, уважали профессора.

Как же получилось, что профессор преподавал арифметику в сельской школе деревенским детям?

Жизненный путь

Рачинские были дворянами польского происхождения. Они обрусели в XVII веке, когда их предки получили земли в Бельском уезде (он находился тогда на рубеже русских и польских владений) и приняли русское подданство.

Имение, где 2 мая (по старому стилю) 1833 года родился Сергей Рачинский, располагалось в том же Бельском уезде, в селе Татево (сейчас это Оленинский район Тверской области). Это типичная дворянская усадьба с неторопливым укладом жизни, домашним обучением, высокой культурой.

Мать Рачинского, Варвара Абрамовна, приходилась сестрой известному поэту Евгению Баратынскому. Отец, Александр Антонович, в военной службе был дружен с Дельвигом, общался с декабристами. По выходе в отставку (майором) он поселился в Татево, где открыл школу для крестьянских детей. Попечителями и первыми учителями в ней были старший брат и сестра Сергея – Владимир и Варвара Рачинские.

Ребенком его окружали образованнейшие люди своего времени. Он получил прекрасное воспитание, занимался музыкой, живописью, знал несколько иностранных языков.

Неизгладимый след в душе маленького Сергея оставила природа. Усадьба располагалась в старинном парке, была окружена лесами и полями. Рачинские увлекались цветоводством – цветы, выращенные в их оранжереях, были лучшими в округе.

Еще одной характерной чертой семьи была набожность. Особенно любила все церковное его мать, и ребенок унаследовал от нее глубокую, искреннюю веру. Позже Рачинский вспоминал, какое сильное впечатление на него произвели московские храмы.

Шестнадцати лет Рачинский поступил в Московский университет. Проучившись два года на медицинском факультете, перевелся на физико-математический факультет (естественное отделение), и окончил университет в возрасте 20 лет. После этого уехал учиться в Германию, где занимался ботаникой. По приезду защитил диссертацию «О движении высших растений» и стал руководить в Московском университете кафедрой физиологии растений. В 1957, в 24 года, он получил ученую степень доктора ботаники.

Такова канва начала жизни Сергея Рачинского. И начала блестящего! От такого человека можно было ждать великих свершений. Действительно, Рачинский погружается в преподавание, науку, общественную жизнь.

Он оказывал помощь бедным и талантливым студентам, и как член попечительского комитета о бедных студентах, и индивидуальным образом. Так, на средства Сергея и его брата Константина был отправлен на обучение за границу будущий выдающийся физик А. Г. Столетов. Рачинский стал первым переводчиком труда Ч. Дарвина «О происхождении видов» (книга издана на русском языке в 1864 году). Наконец, в 1866 году Рачинский получил должность профессора.

Он был очень общительным человеком, легко сходился с людьми. Где бы он ни появлялся, тут же составлялась компания, его с охотой принимали в любом обществе. В Москве Рачинский фактически держал салон. В его квартире собирались передовые люди того времени: литераторы, ученые, художники, философы. Среди них были Л. Н. Толстой, И. С. и К. С. Аксаковы, П. И. Чайковский (кстати, Чайковский посвятил ему 1-й струнный квартет, а Рачинский написал для композитора либретто двух опер).

Он был вхож в гостиную Сушковых, которая в московском обществе 60-х годов была средоточием интеллектуальной и художественной элиты. Николай Васильевич Сушков и его жена, Дарья Ивановна (сестра Ф. И. Тютчева) были друзьями Рачинского.

Сблизился он с и Алексеем Степановичем Хомяковым, лидером и «идеологом» русского славянофильства. Скорее всего, именно Хомяков и его окружение оказали решающее влияние на становление мировоззрения Рачинского.

Центром их взгляда на мир было представление об особой ценности русской православной культуры. Уже тогда они заметили, что европейский рационализм и индивидуализм ведут не просто к эгоизму и безбожию, но к настоящему краху западной цивилизации. Вместе с тем славянофилы ценили все то высокое, чего достигла европейская культура. Сохранить эти достижения, спасти европейскую (тоже христианскую в своих истоках) культуру, по мысли славянофилов, и была призвана русская православная цивилизация.

Нести православную истину миру – вот смысл существования России, русского народа, русской цивилизации, по мнению славянофилов.

Личности, видевшей перед собой такую высокую цель, покажется бессодержательной жизнь светского человека, пусть даже она наполнена научными трудами и благотворительностью. К тому же обстановка в Московском университете была тогда нездоровой, вызывающей у честных людей естественное отторжение. Думается, по этой причине Рачинский воспользовался поводом оставить службу, когда в 1967 году разразился «профессорский конфликт» — интрига с выборами декана юридического факультета.

Еще несколько лет он прожил в Москве, а в 1972 году уехал в родовое имение Татево.

Там, среди книг и цветов, он случайно заглянул в сельскую школу и попал на урок арифметики. Урок этот показался ему скучным. Рачинский вызвался сам дать урок и постарался сделать его интересным, понятным крестьянским детям.

Так он нашел свое призвание, нашел дело, трудное, но отвечающее его мировоззрению, важное для окружающих его людей, дело, исполненное гражданской ответственности. Этому делу он отдал все оставшиеся годы.

Состояние школ в то время на самом деле было удручающим. Беда заключалась даже не в бедности и отсутствии продуманной методики преподавания (хотя и это было не в порядке). Между образованными людьми и простым народом существовала пропасть – пропасть и мировоззренческая, и заключавшаяся в самом образе жизни. Передовые люди понимали важность народного образования, но дело, как правило, ограничивалось одними разговорами. «Хождения в народ» нередко заканчивались неудачей, причинами этих неудач была именно разница мировоззрений. Рачинский же понял, в чем нуждается простой народ, какого знания ищет, что нужно дать крестьянскому ребенку, чтобы он вырос честным человеком, христианином, добросовестным тружеником, рачительным хозяином, хорошим семьянином.

Для школы Рачинский построил новое деревянное здание «с общежитием». Это была первая в России школа-интернат для крестьянских детей. В конце жизни он начал строить для школы кирпичное здание, которое закончила его сестра. В 1902 году, после смерти педагога, школе было присвоено имя С. А. Рачинского. Школа существует до сих пор.

Методика Рачинского

Интернат был необходим по причине удаленности окрестных сел и деревень от школы. В то время родителям, желавшим дать своему ребенку образование (даже бесплатное), приходилось решать проблему проживания ребенка, потому что школы были расположены далеко друг от друга, и добираться до них каждый день зимой или в распутицу было невозможно. О каком успехе в учении могла идти речь, когда ребенок жил на съемной квартире, плохо питался и был предоставлен сам себе!

Рачинский заметил эту проблему и решил ее самым кардинальным образом.

Школьная жизнь

Рачинский жил вместе с детьми. Школа была одноэтажная, с террасой и двухэтажной пристройкой. В основном здании находились общежитие, столовая, кухня, классная комната. К классной комнате примыкал кабинет Рачинского, дверь которого выходила прямо в класс (а находился кабинет в пристройке). На втором этаже пристройки располагалась художественная мастерская.

Дети обслуживали себя сами, только не готовили еду. Они убирали помещения, чистили снег, рубили дрова, ходили за водой и провизией, топили печи, ухаживали за цветником перед входом в школу, выращивали цветы на террасе и в классе, держали сад и огород. Рачинский в меру сил и времени работал вместе с детьми.

Распорядок дня был такой: вставали в шесть утра, шли на молитву, после которой завтракали. До девяти утра занимались хозяйственными работами. С 9:00 до 12:00 – занятия в школе. В полдень обед, и Рачинский обедал вместе с воспитанниками. До двух часов дня – свободное время, обыкновенно тоже занятое хозяйственными работами. С двух до четырех – занятия в школе, затем полдник и небольшой отдых, после чего с шести до девяти вечера продолжались школьные занятия. В девять вечера – ужин и вечерняя молитва.

В субботу и предпраздничные дни занятия заканчивались в полдень. После обеда проводили генеральную уборку и шли в баню. Вернувшись, пили чай, а потом Рачинский читал Евангелие и объяснял его.

В воскресенье после службы в церкви был праздничный обед, потом дети отдыхали, играли, уходили навестить родных, а те, кто оставался в школе, занимались с Рачинским каким-нибудь полезным делом.

В школе устраивались и праздники. Рачинский понимал, что праздник оставит в ребенке особые, светлые воспоминания о школе. Праздники были связаны с православными событиями. Особенно торжественно отмечалась Пасха, сохранились воспоминания учеников Рачинского об этом празднике в школе. Весело проводили Святки, а 11 мая устраивали особый праздник в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, на который собирались окончившие в текущем году курс ученики всех окрестных школ.

Итак, школьная жизнь даже во внешней своей стороне отличалась целесообразностью и организованностью.

  • Рачинский и другие педагоги (они появились со временем) не просто принимали деятельное участие в жизни ребят, они жили одним домом, одной семьей, составляли настоящий коллектив.
  • Режим дня не позволял проводить время бесцельно, бездельничать.
  • Работа и отдых, смена видов труда чередовались с учетом способности детей к концентрации внимания.
  • Учебным занятиям отводилось очень много времени.
  • Дети занимались не только уроками, но и физическим трудом, умели обслужить себя, знали хозяйственные работы.

Цель занятий

Если внимательно рассмотреть картину Богданова-Бельского, то можно заметить на стене, слева от школьной доски, картину, в которой угадывается Богородица с младенцем. Эту картину под названием «Богоматерь, несущая миру спасение» подарил школе художник В. В. Васнецов. Между картиной и школьной доской изображен нотный стан, а на нем звукоряд.

Детали не случайны. Они указывают важное направление в содержании обучения. Церковнославянский язык, церковное пение и Слово Божье занимали в них значительное место.

Издревле образованием на Руси руководила церковь. До Петра I оно было одинаково и для простолюдина, и для князя. Благодаря этому люди разных сословий хорошо понимали друг друга, жили в одном нравственном пространстве.

Это духовное пространство сохранилось в XIX среди крестьян, именно на него опирался и его развивал Рачинский.

Школа, по мысли Рачинского, должна не только давать образование, но воспитывать, и воспитывать человека православного, живущего по совести, знающего премудрость и страх Божий. «Школе, отрешенной от церкви, задача воспитания не по силам», — писал Рачинский.

Образование в Татевской школе, тем не менее, не было исключительно церковным. Фактически оно представляло собой все ту же систему классического образования, адаптированную для народной начальной школы. Учебной задачей школы было общее развитие ума, средства для этого были теми же, что использовались на протяжении многих веков до Рачинского – древние языки и математика. В качестве древнего языка выступал церковнославянский, а в качестве математики – арифметика.

Содержание занятий

Присмотримся к содержанию занятий в школе.

Церковнославянский и русский языки

Обучать родному языку Рачинский начинал с церковнославянских текстов. Целесообразность этого он объяснял так:

  • Произношение в церковнославянском совпадает с правописанием. Это облегчает обучение на начальном этапе, а в будущем позволяет лучше объяснить и понять правила русского языка.
  • Есть возможность обучать чтению и письму раздельно, благодаря чему ученики быстро начинают читать.
  • Церковное чтение речитативом – отличный способ борьбы с детским заиканием.
  • Книги на церковнославянском языке крестьянину найти легче, чем на русском.

Последнее соображение для нас не актуально, а вот к первым трем можно прислушаться. Что касается заикания, то и в наше время для лечения легких форм заикания рекомендуют отдать ребенка в хор.

Очень интересно замечание Рачинского о восприятии крестьянскими детьми светской литературы, попадающей в их руки:

Имею случай много читать с ними, много говорить с ними о том, что они читают. Что же делать, если вся наша поддельная народная литература претит им, и мы принуждены обращаться к литературе настоящей, неподдельной? Если при этом оказывается, что Некрасов и Островский им в горло не лезут, а следят они с замиранием сердца за терзанием Брута, за гибелью Кориолана? Если мильтоновский сатана им понятнее Павла Ивановича Чичикова? („Потерянного рая» я и не думал заводить, они сами притащили его в школу). Если „Записки охотника», этот перл гоголевского периода, по прозрачной красоте формы принадлежащий пушкинскому, оставляет их равнодушными, а „Ундина» Жуковского с первых стихов овладевает ими? Если им легче проникнуть с Гомером в греческий Олимп, чем с Гоголем в быт петербургских чиновников?

Цитата по книге: Рачинский С. А. Сельская школа. — М.,1991

При начальном обучении русскому языку Рачинский использовал «Родное слово» К. Д. Ушинского, «Книгу для чтения» и «Новую азбуку» Л. Н. Толстого.

После четырех лет обучения в школе ученик должен был показать следующие знания по русскому языку:

  1. Говорить грамотным литературным языком, без диалектных слов.
  2. Уметь читать прозу и поэзию пушкинской поры и понимать ее.
  3. Уметь писать грамотно то, что нужно в крестьянском быту (письмо, прошение).

Литература, которую читали дети, разнообразна: кроме Пушкина и Гоголя, «Семейная хроника» Аксакова, «Князь Серебряный» Толстого, романы Загоскина и Лажечникова, стихи Ломоносова, Державина и Жуковского, поэмы Гомера, драмы Шекспира. Русскую литературу послепушкинской поры Рачинский детям не давал, считая ее слишком сложной стилистически.

Слово Божие и церковное пение

Рачинский считал, что через любое учебное занятие нужно осуществлять духовное воспитание ребенка. Первыми фразами, которые ребенок учился писать, были «Боже, милостив буди мне грешному» и «Господи, помилуй» (кроме воспитательного значения, эти фразы для ребенка намного интереснее, чем «оса», «усы» и им подобные «начала»).

По этой же причине большое внимание в обучении уделялось Закону Божию. Евангелие и Псалтирь читались не только на уроках, но и во внеурочное время. Уроки проходили в форме задушевной беседы.

Кто овладел хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления.

Огромное значение придавал Рачинский церковному пению. Оно позволяет детям участвовать в богослужении и этим усиливает воспитательное действие Слова Божия. Оно развивает художественный вкус.

Школьным хором управлял не сам Рачинский, но он отлично разбирался в музыке и подбирал для разучивания только высокохудожественные образцы.

Арифметика

Самыми, пожалуй, интересными кажутся занятия математикой. Рачинский особое внимание уделял устному счету, потому что преследовал в обучении практическую цель. Крестьянину необходимо умение правильно и быстро считать в уме.

Практической целью продиктована и программа обучения:

  1. Четыре арифметических действия с целыми числами.
  2. Простые геометрические фигуры.
  3. Меры длины, объема, веса; время, денежные отношения.

Главной задачей было привить детям навыки анализа, умение думать, рассуждать.

Сохранились воспоминания одного из помощников Рачинского по школе. Это Александр Дмитриевич Воскресенский (он стал потом священником). Предоставим ему слово:

Дня два не было С. А., и занимался с детьми я. Он оставил мне листок бумаги, в котором написал на эти дни около двадцати задач, но без ответов. Я просмотрел их и почти половины не мог решить в уме. Когда на уроке я прочитал детям одну из этих задачек, буквально через несколько секунд ко мне прибежали несколько мальчиков сказать ответ. Так заведено у С.А. На этом уроке-отдыхе, последнем вечернем уроке, Рачинский стоит или сидит в сторонке. Тот ученик, который решит задачку, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно — по левую руку.

И вот ко мне подбежали мальчики. Первый прошептал на ухо «48» и тут же вслух спросил: «Куда мне?». Другой шепнул «72» и тоже спросил: «Куда мне?». А я и сам не знаю кто из них верно решил и жду третьего ответа, чтобы решить кому где стать! Третий сказал «48», и тогда я решил его и первого поставить направо. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо, я расспросил одного мальчика, как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход и решение задачи. Я был поражен! Я был пред ними сущий новичок! После я увидел, что они в уме множили такие числа, что я только на бумаге мог справиться с ними.

Когда приехал С. А., я рассказал ему об этом.

— Это вы с непривычки так испугались задач и, вероятно, мало знакомы с числами. Вы примите себе за правило во время уроков решать всякую задачу – разлагать в уме на первоначальные множители всякое небольшое (до тысячи) число. Тогда Вы скоро увидите в числах не трудности, не запутанность, а гармонию и поэзию!

И он тут же на доске написал мне в виде стихотворения пять строк, чему равно 365. Я только удивлялся. Тогда он, видя мое недоумение, рассказал мне, что значат при умножении числа 15, 25, 50 и 75. Я никогда, – ни в духовном, ни в техническом училище, ни в жизни – не слыхал ничего подобного!

А все же я на первое время просил С. А. ставить для меня под задачками ответы. Если я не решу сам задачки, так хоть буду знать, куда поставить первого ученика, решившего ее.

Дети положительно изумляли меня быстротой решений. Например, я читаю им такую задачу: «Я купил 15 коров по 24 рубля и 25 коров по 44 рубля. Сколько я истратил денег?». Пока я договариваю вопрос, ко мне бегут половина детей с ответом «1460» и смеются: «Это очень легкая задачка!».

Оказывается, они ее решают так: 15 – это десяток и половина десятка. Следовательно 24 х 15 будет 240 + 120 = 360, а еще сокращеннее: 24 + 12 = 36 да 0 = 360. Затем 25 – это четверть сотни. Следовательно 44 х 25 = 44 : 4 = 11 сотен. Итак, 360 + 1 100 = 1 460. И все это в три-четыре секунды! Надо будет последовать совету С. А. и поучиться, а то мне и перед детьми стыдно.

Цитата по книге: Баврин И. И. Сельский учитель С. А. Рачинский и его задачи для умственного счета. — М.: Физматлит, 2003

Хороших учебников арифметики в то время не было. Рачинский сам составил сборники «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы», «Геометрические забавы». Если перевести в них старинные меры веса и длины в современные, то учебниками можно пользоваться и сейчас, настолько они интересны.

СКАЧАТЬСкачать книгу «1001 задача для умственного счета»

Другие занятия

Были в школе Рачинского и другие занятия. Для расширения кругозора детей преподавалось природоведение, в курсе которого давались основные сведения из ботаники, зоологии, географии. Занимались дети рисованием и черчением.

Постепенно школа из четырехлетней переросла в шестилетнюю. В старших группах преподавали геометрию, основы физики, географию, естествознание, историю. Программа двух последних лет обучения включала в себя и ремесленные классы. Кроме традиционных дисциплин ребята получали профессию (плотник, столяр, пчеловод, портниха, кружевница).

Ученики Рачинского

Если Рачинский замечал в ребенке ярко выраженные способности к какому-либо предмету, одаренность, он не жалел сил на их развитие.

Самым ярким талантом, который открыл Рачинский, стал сын одинокой батрачки, сельский пастушок Николай Богданов, позже присоединивший к фамилии имя своего уезда – Бельский. Его и еще двоих талантливых ребят (Тита Никонова и Ивана Петерсона) Рачинский устроил учиться живописи в Москву. К Богданову-Бельскому же он относился как к сыну. В усадьбе Рачинских для него была устроена художественная мастерская, и Татевская школа, ее учитель и ученики запечатлены на многих полотнах мастера.

Очень большое количество учеников Татевской школы стали учителями и священниками. Это не удивительно – сам учитель, православная доминанта в обучении давали детям добрый пример. Удивительно другое – насколько разнообразны области знаний, в которых его ученики достигли высот.

Кроме Н. П. Богданова-Бельского, это:

  • И. Л. Богданов – доктор медицинских наук, врач-инфекционист,
  • А. П. Васильев – протоиерей, духовник семьи царя Николая II,
  • Н. С. Третьяков – педагог, энтузиаст детского художественного воспитания.

Педагог считал своим долгом устройство судеб способных учеников. Многие из них получали дальнейшее образование на его средства. В каникулы они собирались в Татево. Они считали Рачинского своим вторым отцом.

Значение школы Рачинского

За 30 лет педагогической деятельности Рачинского вокруг Татево сформировался особый мир. По образцу Татевской в округе открылось несколько школ, образовалось и разрасталось общество трезвости. В Татево приезжали перенимать опыт педагоги из разных уголков России.

Заслуга Сергея Александровича не только в том, что он сформировал концепцию начальной школы, опираясь на опыт русской школы допетровской эпохи. Он показал практическую возможность образования исконно русского, отличного от западной светской системы.

Качество этого образования таково, что изумляет нас, людей XXI века.

Опыт С. А. Рачинского получил высокую оценку уже при его жизни. По образцу Татевской в России вплоть до революции массово открывались церковно-приходские школы.

Л. Н. Толстой открыто завидовал успехам Рачинского в школьном деле. За заслуги в области народного образования Николай II пожаловал Рачинскому ежегодный пансион в 3 тыс. рублей.

В советские годы его имя было забыто.

Сейчас оно снова становится известным. И не только благодаря школьным новациям Сергея Александровича. Его личность редка и замечательна. Это настоящий подвижник, отдававший все средства, духовные и материальные, детям; неутомимый труженик, работавший, превозмогая болезни и старость; чуткий воспитатель, направлявший детей на путь честной христианской жизни. Слова из Евангелия, начертанные на его памятнике, служат девизом жизни Рачинского:

Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

baby-ved.ru

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ «УСТНЫЙ СЧЕТ В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ»

Многие видели картину "Устный счет в народной школе". Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети, 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Первый решивший сообщает ответ учителю на ухо, шепотом, чтобы другие не потеряли интерес.

Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???

Черт! Черт! Черт! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?!

Не спешите возмущаться. Приглядитесь к картине. Вам не кажется, что учитель выглядит слишком интеллигентно, как–то по–профессорски, и одет с явной претензией? Почему в школьном классе такой высокий потолок и дорогущая печь с белыми кафельными изразцами? Неужели так выглядели деревенские школы и учителя в них?

Разумеется, выглядели они не так. Картина называется "Устный счет в народной школе С.А.Рачинского". Сергей Рачинский — профессор ботаники Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер–прокурора Синода Победоносцева), помещик — в середине жизни бросил все дела, уехал в свое имение (Татево в Смоленской губернии) и завел там (разумеется, за свой счет) экспериментальную народную школу.

Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год. В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах — 4–5 лет, в трехклассных — 6 лет). Слово одноклассный означало то, что дети трех лет обучения составляют единый класс, и один учитель занимается с ними со всеми в пределах одного урока. Это было достаточно хитрое дело: пока дети одного года обучения делали какое–нибудь письменное упражнение, дети второго года отвечали у доски, дети третьего года читали учебник и т.п., и учитель попеременно уделял внимание каждой группе.

Педагогическая теория Рачинского была весьма оригинальной, и разные ее части как–то плохо сходились друг с другом. Во–первых, основой образования для народа Рачинский считал обучение церковно–славянскому языку и Закон Божий, причем не столько объяснительный, сколько состоящий в заучивании молитв. Рачинский твердо верил, что знающий наизусть определенное количество молитв ребенок непременно вырастет высоконравственным человеком, причем сами звуки церковно–славянского языка уже окажут улучшающее нравственность воздействие. Для практики в языке Рачинский рекомендовал детям наниматься читать Псалтирь над покойниками (sic!).

Во–вторых, Рачинский считал, что крестьянам полезно и нужно быстро считать в уме. Преподаванием математической теории Рачинский интересовался мало, а вот устный счет в своей школе он поставил очень хорошо. Ученики твердо и быстро отвечали, сколько сдачи с рубля надо дать тому, кто покупает 6 3/4 фунта моркови по 8 1/2 копейки за фунт. Возведение в квадрат, изображенное на картине, было самой сложной математической операцией, изучавшейся в его школе.

И наконец, Рачинский был сторонником очень практичного преподавания русского языка — от учеников не требовалось ни особенных навыков правописания, ни хорошего почерка, теоретической грамматике их вообще не учили. Главное было научиться бегло читать и писать, пусть корявым почерком и не слишком грамотно, но понятно, то, что может пригодиться крестьянину в быту: простые письма, прошения и пр. Еще в школе Рачинского преподавался кой–какой ручной труд, дети пели хором, и на этом всё образование и заканчивалось.

Рачинский был настоящим энтузиастом. Школа стала всей его жизнью. Дети у Рачинского жили в общежитии и были организованы в коммуну: они выполняли все работы по хозяйственному обслуживанию самих себя и школы. Рачинский, не имевший семьи, проводил с детьми всё время с раннего утра до позднего вечера, а так как он был очень добрый, благородный и искренне привязанный к детям человек, его влияние на учеников было огромным. Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было).

Сами школьные занятия занимали 5–6 месяцев в году, а в остальное время Рачинский индивидуально занимался с детьми постарше, готовя их к поступлению в различные учебные заведения следующей ступени; начальная народная школа не была прямо связана с другими учебными заведениями и после нее нельзя было продолжить обучение без добавочной подготовки. Рачинский желал видеть наиболее продвинутых из своих учеников учителями начальной школы и священниками, так что готовил он детей преимущественно в духовные и учительские семинарии. Бывали и значительные исключения — прежде всего, это сам автор картины, Николай Богданов–Бельский, которому Рачинский помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, как ни странно, вести крестьянских детей по магистральному пути образованного человека — гимназия / университет / государственная служба — Рачинский не желал.

Рачинский писал популярные педагогические статьи и продолжал пользоваться определенным влиянием в столичных интеллектуальных кругах. Наиболее важным оказалось знакомство с ультравлиятельным Победоносцевым. Под определенным влиянием идей Рачинского духовное ведомство решило, что от земской школы толку не будет — либералы детей хорошему не научат — и в середине 1890–х начало развивать собственную независимую сеть церковно–приходских школ.

Кое в чем церковно–приходские школы были похоже на школу Рачинского — в них было много церковно–славянского языка и молитв, а остальные предметы были соответственно сокращены. Но, увы, им не передались достоинства Татевской школы. Священники школьным делом интересовались мало, управляли школами из–под палки, сами в этих школах не преподавали, а учителей наняли самых третьесортных, и платили им заметно меньше, чем в земских школах. Крестьяне церковно–приходскую школу невзлюбили, так как поняли, что полезному там почти не учат, молитвы же их интересовали мало. Кстати, именно учителя церковной школы, набранные из парий духовного сословия, оказались одной из самых революционизированных профессиональных групп того времени, и именно через них в деревню активно проникала социалистическая пропаганда.

Теперь мы видим, что это обычное дело — любая авторская педагогика, рассчитанная на глубокую вовлеченность и энтузиазм учителя, немедленно дохнет при массовом воспроизведении, попадая в руки незаинтересованных и вялых людей. Но для того времени это был большой облом. Церковно–приходские школы, к 1900 году составлявшие около трети начальных народных школ, оказались немилы всем. Когда, начиная с 1907 года, государство стало направлять в начальное образование большие деньги, не было и речи о том, чтобы провести через Думу субсидии церковным школам, почти все средства ушли земцам.

Более распространенная земская школа достаточно сильно отличалась от школы Рачинского. Для начала, земцы считали Закон Божий совершенно бесполезным. Отказаться от его преподавания было нельзя, по политическим причинам, поэтому земства как могли задвинули его в угол. Закону Божьему учил приходской священник, которому платили мало и не обращали на него внимания, с соответствующими результатами.

Математике в земской школе учили хуже, чем у Рачинского, и в меньшем объеме. Курс оканчивался на операциях с простыми дробями и неметрической системе мер. До возведения в степень обучение не доходило, так что ученики обыкновенной начальной школы просто не поняли бы задачу, изображенную на картине.

Обучение русскому языку земская школа пыталась превратить в мироведение, через так называемое объяснительное чтение. Методика состояла в том, что диктуя учебный текст по русскому языку, учитель также и дополнительно пояснял школьникам, о чем говорится в самом тексте. Таким паллиативным образом уроки русского языка превращались также в географию, природоведение, историю — то есть во все те развивающие предметы, которым не нашлось места в коротком курсе одноклассной школы.

Итак, наша картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.

Кстати, а каким методом школьники решают задачу на доске? Только прямым, в лоб: умножить 10 на 10, запомнить результат, умножить 11 на 11, сложить оба результата, и так далее. Рачинский считал, что у крестьянина не бывает под рукой письменных принадлежностей, поэтому он учил только устным приемам счета, опуская вся арифметические и алгебраические преобразования, требующие вычисления на бумаге.

Почему–то на картине изображены одни мальчики, в то время как по всем материалам видно, что у Рачинского учились дети обоего пола. Что это значит, непонятно.

mir-prekpasen.ru

биография, особенности творчества, лучшие картины

Н. П. Богданов-Бельский – русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

богданов бельский

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения – Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, – «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884–1889).

богданов бельский картины

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

богданов бельский николай описания картин

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, – картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

 описание картины виртуоз богданов бельский

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912–1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, – Агафья Ниловна Иванова – была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

картина богданова бельского виртуоз

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

 картина н богданова бельского виртуоз

Вместо послесловия

Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.

fb.ru

8 декабря 1868 года родился Николай Петрович Богданов-Бельский

Николай Петрович Богданов-Бельский. 8 декабря 1868 - 19 февраля 1945

Автопортрет. 1915

Творчество забытого академика живописи

Биография и творчество Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 — 1945)О жизни и творчестве Богданова-Бельского в настоящее время мало известно. Вероятно этому есть свои причины. Художник до революции попавший в милость к императорской фамилии, заслужил неприязнь критиков. После революции ему не простили портретов царской семьи и ему пришлось эмигрировать в Латвию. А во время Второй мировой войны он находился в Германии и умер в феврале 1945 года в Берлине, где и был похоронен на русском кладбище Тегель.

Купание коней 1939 холст, масло 143x125.5 ЧС

Николай Петрович Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (сегодня – Оленинский район Тверской области). В фамилии спрессована история происхождения - Богом данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда. Вторую часть фамилии художник получил, когда стал в 1903 году академиком: “Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь (Николай II – Д.П.), вписав ее собственноручно в диплом через дефис – Бельский”.

Виртуоз. 1891

Учиться грамоте Богданов-Бельский начал у звонаря по церковным книгам, а продолжил в 2-х классном Шопотовском начальном училище. Художественные способности стали проявляться у мальчика с 6-7 лет. Его заметил Сергей Александрович Рачинский, основатель народной школы в селе Татево, и с осени 1878 по весну 1882 года Богданов-Бельский посещал эту школу.

Дети везут дрова зимой по снегу. Холст, масло 80.5x68.5

В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, где мальчик проучился два года. В 1884 году Богданов-Бельский поступил, а в 1889 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями на пейзажном отделении были художники В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М Прянишников.

За чтением письма. 1892 47х35

Дипломной работой в училище стала картина “Будущий инок” (1889): “В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне… Перед концом работы у меня сделался даже обморок”.

Будущий инок. 1889

В 1894-95 годах Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е. Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже. В 1890-х годах он создает серию картин о школе Рачинского: “Воскресное чтение в сельской школе” (1895), “Устный счет” (1896), “У дверей школы” (1897), “У больного учителя” (1897), “Проба голосов” (1899), “Сочинение”, “Между уроками” (все 1903 г.) и др.

Воскресное чтение в сельской школе. 1895 97x154 ГРМ

Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 107x79 ГТГ

У дверей школы. 1897 ГРМ

У больного учителя. 1897 103,3x121,5 ГТГ

Сочинение. 1903. Холст, масло. 123х78,5. ГРМ

Ученицы. 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Богданов-Бельский рассказывает об удомельском периоде своего творчества так: “После Парижа я увлекся “пленэризмом”. Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать свое внимание. В Тверской губернии в Вышневолоцком уезде, целая колония художников, как Жуковский, Степанов, Бялыницкий-Бируля, Моравов, еще раньше их Левитан, а под конец, в октябрьскую революцию, К. Коровин, я – с 1907 по 1920 г. – жили и работали вместе среди природы, оставив мастерские. В 1910 г. я написал картину “Именины учительницы”, отмеченную и печатью, и еще больше художниками-импрессианистами за те импрессионистские достижения, которых я добился в ней. Картина была на всемирной выставке в Риме (1911 г.) и Мюнхене.”

В ожидании парома. 1915

Визитеры. 1913

День рождения учительницы. (Чай в саду). Картон, смеш. техника. 43x57 ЧС

Деревенские друзья. 1912-13

Дети. 1910-е

Крестьянские мальчики. 1910-е

Мальчик на траве. 1910-е гг., холст, масло, 80,3х70,8

19 ноября 1914 года Богданов-Бельский стал действительным членом Императорской Академии художеств.В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию. В своем письме И.Е. Репину о мотивах отъезда художник пишет: “Из того, что я написал за эти четыре года (1917-1921 – Д.П.), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями все это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года”.

Новые владельцы (Чаепитие). 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

На послеполуденной рыбалке. 1917

Натюрморт. 1920-е

В конце декабря 1921 — январе 1922 Н. П. Богданов-Бельский организовывает персональную выставку в художественном музее в Риге. Среди 52 произведений — портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается.

Портрет Шаляпина. 1915

Портрет Константина Коровина

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

Натюрморт с хризантемами. 1924 Х., м. 143x116 ЧС

Вечер (Удильщик). 1925 Рига

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Пастушок Прошка. 1939

Текст частично из следующих источников: http://www.piter-art.com/magazine/bogdanov-belskij/http://starina.tverlib.ru/us-0122.htmГалерея Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева: http://ogis.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames2.htm

art-tourism.livejournal.com

Рачинский, Сергей Александрович — Википедия

Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Научная сфера
Сергей Александрович Рачинский
Портрет Рачинского работы Богданова-Бельского.jpgПортрет С. А. Рачинскогоработы Н. П. Богданова-Бельского
2 (14) мая 1833(1833-05-14)
  • Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
2 (15) мая 1902(1902-05-15) (69 лет)
  • Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
Российская империяFlag of Russia.svg Российская империя
биология, математика,

ru.bywiki.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта