Описание картины Василия Поленова «Московский дворик». Дворик картина


Картина "Московский дворик" Поленова: описание :: SYL.ru

Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на первый взгляд полотно может не только серьезно повлиять на судьбу его творца, но и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи.

Художник

Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком. Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств. Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.

картина московский дворик

В столичных художественных кругах Поленов считался признанным мастером исторической живописи. До того как была создана картина «Московский дворик», он писал полотна на библейские сюжеты и стал автором нескольких замечательных театральных декораций. В те годы никто не мог предположить, что потомки запомнят Поленова прежде всего как великолепного и очень тонкого пейзажиста.

История появления картины

В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев. Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках. Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».

картина Московский дворик Поленова

Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.

Сам Поленов никак не ожидал такого успеха. Сохранилось его письмо к Ивану Крамскому, где он называет свой шедевр «картинкой», предполагая, что вскоре сможет представить на суд своих коллег нечто более серьезное. Тем не менее полотно очень понравилось публике, и вскоре после закрытия выставки его приобрел для своей знаменитой галереи сам Павел Третьяков.

Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Описание картины

Описание картины «Московский дворик» не займет много времени. Полотно изображает обычный московский двор, уголок старой Москвы со своим патриархальным укладом и особенной атмосферой.

Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами. Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня. Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.

В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.

картина Поленова Московский дворик фото

Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.

Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве. На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок. Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.

Это обычный московский дворик, где мирно и размеренно течет своя нехитрая жизнь. В картине нет никакого драматизма, даже вид покосившихся строений не вызывает мысли о запустении. К тому же большинство персонажей – дети, а значит, жизнь этого дворика будет продолжаться. Картина «Московский дворик» Поленова написана с такой любовью к людям, что спокойствие и умиротворение сквозят буквально в каждом миллиметре полотна.

Колористика и композиция

Несмотря на кажущуюся хаотичность композиции, она строго продумана и подчинена законам перспективы. На полотне существуют два разных мира. Первый из них - рай небесный – синее небо и изящная церковь. А внизу – рай земной – сочная зеленая трава и безмятежно играющие на ней ребятишки.

Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.

По своему колориту картина «Московский дворик» может быть сравнима с географической картой. На ней присутствуют все цвета, которые можно найти в любом атласе, – белый, голубой, зеленый, коричневый. Возможно, такая палитра выбрана художником совсем не случайно, ведь московский дворик для его обитателей – это почти целый мир. Они редко покидают его.

Но даже при таком ограниченном выборе цветов трудно найти более богатое по колористике полотно, чем картина Поленова «Московский дворик». Фото, к сожалению, не способно передать всей игры красок. К примеру, зеленая трава, которая на первый взгляд кажется одного цвета, на самом деле таит в себе множество оттенков и тончайших цветовых переходов.

«Московский дворик» – это замечательный пример того, как пристальное внимание к деталям позволяет добиться идеальной гармонии целого.

Интимный пейзаж

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.

описание картины Московский дворик

Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.

Значение картины

Картина «Московский дворик» Поленова была написана художником вскоре после его возвращения из долгой поездки по Европе, именно поэтому в ней звучит столь ностальгическая любовь к родному краю. Трогательную и наивную красоту простого русского пейзажа не смогли затмить великолепные виды Италии и Германии.

Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.

картина Московский дворик фото

Даже через полтора столетия картина «Московский дворик», фото и репродукции которой пользуются неизменной популярностью, не перестает восхищать ценителей живописи своей неповторимой атмосферой чистоты и радости жизни.

www.syl.ru

"Московский дворик" 135 лет спустя

После долгого перерыва очередное сравнение в моем проекте "Москва 200 лет спустя", в котором сопоставляются виды Москвы на старых картинах и рисунках с современными снимками в том же ракурсе.Среди всех произведений пейзажной живописи моим самым любимым является "Московский дворик" Василия Поленова, написанный в 1878 г.:Высокое разрешение

Это идеальный мир русского города, слитого с природой, уютного, тёплого и живописного. Вместе с тем это фотографически точное изображение реального места в Москве в двух шагах от старого Арбата.В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи».Поскольку храм счастливо сохранился, я решил пойти и сделать современный снимок в том же ракурсе. И вот что получилось:

Высокое разрешение

Основной объем храма скрывает зелень скверика. Справа в кадр попадает угол здания представительства Монголии.

Высокое разрешение

Храм Спаса Преображения на Песках, построенный в 1711 году в стиле московских церквей XVII века и являющийся памятником архитектуры федерального значения, хорошо отреставрирован, но хороших видов на него нет, мешают деревья и провода:

В районе Арбата, как и вообще в центре Москвы, есть и сегодня немало тихих дворов, но едва ли среди них найдётся один, сохранивший хоть половину былого уюта и живописности. Не знаю, сумели бы эти дворы теперь вдохновить Поленова?

visualhistory.livejournal.com

Василий Поленов. Московский дворик, описание картины, фото

«Московский дворик» – самая знаменитая из картин Василия Поленова. Идиллический вид старой Москвы, где стройная архитектурная красота церквей соседствует с патриархальным повседневным бытом, шатровая колокольня мирно уживается с покосившимся сараем, и всё изображённое – двухэтажный особнячок с ампирным фасадом и жестяными водосточными трубами, весело зеленеющая лужайка на задворках, перерезающие её тропинки, запряжённая в ожидании хозяина лошадь, женская торопливая фигурка с ведром в руке, деловито ступающие куры, колодец, лопухи под забором и бельё на верёвках, скаты крыш на втором плане и хаотично растущие без вмешательства садовника деревья, играющие дети и отчаянно ревущий младенец, никак не нарушающий общего благостного настроя, птицы в небе и редкие облака – всё погружено в единую пронизанную солнцем воздушную среду. Яркая пленэрная живопись, столь отличная от современной Поленову жанровой живописи передвижников, заставляет говорить о «Московском дворике» как о первой протоимпрессионистической картине в русском искусстве.

«Московский дворик» родился почти случайно и вопреки обстоятельствам

Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».

Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву?

Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.

Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (1, 2, 3, 4, 5, 6), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной. Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны. На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины. А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия. И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - был убеждён Поленов.

Интересные факты о «Московском дворике» Поленова

• «Московский двориком» художник дебютировал на Передвижной выставке 1878 года. Картина имела неожиданно большой успех у публики и её сразу же приобрёл Третьяков.

• «Московский дворик» тиражировался на марках и открытках, он стал своего рода эмблемой Москвы, но сам Поленов сразу не осознал, что создал шедевр. В письме Крамскому он словно извиняется за свою картину: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

• Поленов по праву считается одним из лучших колористов своей эпохи, он первым отказался от господствовавшего в русском искусстве коричневого тона в пользу чистых и ярких красок. В «Московском дворике» его колористическое мастерство проявляется, например, в том, как написаны крыши: Поленов сознательно делает их светло-голубыми с зелёным оттенком, тем самым создавая тонкий и плавный переход от зелени переднего плана к синеве неба.

• Мальчика или девочку изобразил Поленов на переднем плане? Вопрос вызывает путаницу. В обстоятельной биографии художника, написанной Марком Копшицером, находим такое описание картины «Московский дворик»: «На переднем плане светлоголовый мальчишка возится с чем-то, что он держит в руках. Другой, помладше, сидит на траве, ревёт во всё горло». На сайте Третьяковской галереи читаем: «С одинаковой нежностью останавливается взгляд художника на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющей главке церкви…».

• Церковь Спаса на Песках (она же церковь Преображения Господня на Арбате) с картины Поленова «Московский дворик» сохранилась до наших дней и сейчас является действующим храмом. В советские годы, начиная с 1956-го и в продолжение почти сорока лет, в помещении церкви находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм», так что мультипликационные Чебурашка и Старуха Шапокляк вышли из тех же стен, которые когда-то вдохновили художника Поленова.

• Для жившего во Франции и тосковавшего по России писателя Ивана Тургенева, с которым Поленов познакомился во время заграничного пенсионерства, художник написал еще один вариант «Московского дворика», по композиции близкий к этюду 1877 года.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Картина «Московский дворик» Поленова

московский дворик поленова

«Не имел времени сделать более значительной вещи», - писал Василий Поленов организатору выставки художников-передвижников Ивану Крамскому, отправляя в Санкт-Петербург на экспозицию свою картину «Московский дворик». Поленова к тому времени знали как мастера исторической живописи. Он писал библейские сцены, трудился над эскизами декораций для театральных постановок, и вдруг – обыкновенный, ничем особенно не примечательный скромный дворик посреди Москвы, каких в старой столице было много. Однако именно это полотно вызвало шквальный успех, было зачислено в ранг шедевров и стало навсегда визитной карточкой Василия Дмитриевича Поленова. В чем же загадка этой замечательной картины?

Праздник бытия

Все пространство полотна сияет мягкими и ликующими красками, половину его занимает безмятежное небо с тающими как сахарная вата облаками и победно сверкающими маковками храма. Здесь словно ангелы играют в прятки с солнечными бликами, отраженными от золотых луковок с православными крестами. Другая половина полотна отдана земному раю – такому будничному, уютному и пронзительно родному. Здесь неторопливо движется жизнь чад Божьих, которые все у Него под крылом. Солнышко льет в чистый воздух на весь этот мир свет, наполняя душу необъяснимо радостным чувством.

История создания полотна

Как однажды заметил Василий Поленов, «Московский дворик» получился у него экспромтом. После длинного заграничного путешествия художник искал в Москве квартиру, увидел на двери одного из домов объявление о сдаче внаем и тут же зашел в комнаты. Из окна ему открылся вид, который живописец тотчас зарисовал. Казалось, он и сам не ожидал, что после колоритных пейзажей Европы он найдет в Москве такой «свежий и оригинальный материал». Это случилось в 1877 году. «Московский дворик» Поленова на холсте был в этот момент пустым. Только годом позже художник доработал картину, и на ней появились люди и животные. Вот этот второй вариант Поленов и отправил на передвижническую выставку, где холст обрел широкую славу и был приобретен Павлом Третьяковым для своей знаменитой галереи. Первый же вариант картины художник подарил Ивану Тургеневу, с которым был хорошо знаком по литературному кружку, организатором коего был писатель. Поленов очень ценил Тургеневские «Записки охотника», считая это произведение бриллиантом русской литературы. Писатель преподнес художнику этот сборник с автографом.картина московский дворик поленова

Старомосковский уют

Купеческую Москву недаром называли большой деревней. Ее застройки сильно отличались от торжественных и мрачноватых линейных перспектив Санкт-Петербурга. Московский ландшафт определялся не проспектами, а дворами и садами, окружавшими особняки. Деревенский патриархальный уклад, царивший там, покорил сердце художника, долго жившего в северной столице и теперь поселившегося в Дурновском переулке близ улицы Арбат.

В том же ракурсе сегодня

Место, что изобразил живописец, можно отыскать в современной Москве, правда, оно до неузнаваемости изменилось. Сохранилась лишь церковь Спаса-на-Песках. Ниже можно увидеть, как московский дворик Поленова выглядит теперь. Нет уже ни того дворика, ни мягкой идиллии, царившей там. Только уличный перекресток своеобразно перекликается с тем, который на полотне обозначает внутреннее пространство живописного старомосковского двора. анализ картины поленова московский дворик

Откуда черпать вдохновение

Манит и вдохновляет зрителя картина «Московский дворик» Поленова. Кем-то из искусствоведов замечено, что опоэтизировать прозаический пейзаж мастеру позволила любовь к людям и к жизни. Действительно, тайна притяжения связана с личными душевными качествами художника: эту картину мог написать только по-настоящему хороший человек – искренний и внимательный, отзывчивый и духовно богатый.

Василий Дмитриевич Поленов был даровитым и широко образованным человеком. Его таланты с раннего детства поощрялись в семье. Отец Поленова был ученым-археологом, мать писала книги для детей. Юноша с блеском закончил Академию художеств, одновременно в Петербуржском университете он получил диплом юриста. Василий Дмитриевич был не чужд музыки, пел в хоре Академии и сочинял музыкальные произведения. Но в истории мирового искусства все-таки знаменитым стал Поленов-художник. «Московский дворик» как зеркало отразил многогранность личности своего автора. В картине есть и пристальное внимание к деталям, и мелодичная гармония. Достаточно вглядеться в стройные плавные линии зданий и колоколен, пересекающихся тропинок, тщательно выписанной на переднем плане травы. Даже дворовые сорняки – репейник, крапива и чертополох не выглядят неряшливыми, а благостно вписываются в общую живописную симфонию.

Любимые образы

Детальный анализ картины Поленова «Московский дворик» позволяет понять, почему этот холст сразу стал художественным событием и трогает сердца по сей день.

В эту картину хочется долго всматриваться, погружаться в спокойный гармоничный мир, дарящий зрителю восторг узнавания. Начало лета, свежая травка устилает мягким изумрудным ковром землю, тут и там растут трогательные ромашки, почти нигде нет тени, все освещено ласковыми солнечными лучами.

поленов художник московский дворик

Присутствие людей делает пейзаж особенно близким и понятным. Молодая женщина вынесла из дома полное ведро, направляется покормить кур, которые деловито выклевывают из земли семена и червячков. Неподалеку нежится под теплым солнышком и тихонько прядет ушами лошадка, запряженная в телегу. Затеяли веселую игру не то с кошкой, не то со щенком двое малышей, в двух шагах взахлеб рыдает, сложив на животе ручонки, завязанная платком кроха. Что-то с увлечением рассматривает на переднем плане композиции стриженая девочка в синей юбке с фартуком и в белой крестьянской рубахе.

Краски, запахи и звуки

василий поленов московский дворик

«Московский дворик» Поленова дает зрителю возможность насладиться не только летними красками и исходящим от картины почти осязаемым теплом. Холст дарит нам целую гамму звуков и запахов, которые тотчас возникают в воображении. Стрекочут в траве кузнечики, гомонят ребятишки, кудахчут куры, кричат вороны и галки, тихонько шелестит зеленая листва. Сладкий запах молодой травы, солнца, тополиных почек и свежей выпечки сопровождают зрительные ощущения, которые рождает картина.

«Московский дворик» Поленова интересен и с колористической точки зрения. Радость бытия передана в чистых, свежих ярких цветовых тонах. Здесь нет унылых серых оттенков, цвет насыщен солнечным светом и небесной лазурью. Даже тени на стенках и крышах строений – рыжие, прохладно-зеленоватые, голубые.

Этим отрадным, глубоко лиричным ощущением картина отсылает нас к чудесным литературным произведениям позапрошлого века – к стихам Афанасия Фета, к роману Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

fb.ru

Московский дворик (картина) Википедия

«Московский дворик» — городской пейзаж русского художника-передвижника Василия Поленова, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

История создания

В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен (владение 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Глядя из окна своей квартиры, он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Этюд был переписан на холсте заново (был немного изменён ракурс и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 года. Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.

Описание

На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце ещё не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идёт женщина с ведром, стоит запряжённая в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви. По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи».

Галерея

  • «Московский дворик», 1877 год

  • Почтовая марка СССР, 1952 год: «Московский дворик»

  • Сопоставление вида московского дворика с картины Поленова 1877 года и карты Хотева 1852 года

См. также

Литература

  • Надежда Ионина. 100 великих картин. — Вече, 2011. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-6194-1.
  • Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников.. — м., 1964. С. 733.

Ссылки

wikiredia.ru

Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс описание

Московский дворик

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

На полотне изображен, теплый, даже слегка жаркий, летний день. Небо светло-голубого цвета. Местами проплывают белоснежные и пушистые как вата облака.

В самом центре картины художник изобразил церковь, в которой величественно возвышаются пять куполов. Самый высокий купол игриво переливается золотом на солнце. Церковь бело цвета, а рядом с ней стоит высокая колокольня. Верхушка также переливается золотом. А на самом горизонте виднеется тоже храм. Но его очень плохо видно, так как он находится очень далеко.

Центровым моментом своей картины художник так же хотел отметить старый особняк. Но это здание очень хорошо выглядит по сравнению с сараем, который стоит рядом. Сам особняк окружен невысоким деревянным забором. Возможно, ранее там был сад, но сейчас там поросли деревья.

Сарай настолько стар, что в его крыше проросло маленькое пушистое дерево. Возле этого строения стоит ветхий колодец, который вот-вот и обвалится. Позади сарая виднеются крыши других домов. Они тоже не новые.

Хоть и здания уже очень стары, жизнь в этом прекрасном Московском дворике не перестает течь.

Художник изобразил запряженную в повозку лошадь, которая щиплет зеленую травку. Она ждет своего хозяина, что бы отправиться в путь. Возле старого сарая в земле роются куры, они ищут червячков. Так же художник изобразил женщину, которая несет полное ведро воды. Видно, что ей тяжело, так как ее тело немного наклонено в сторону, а рука вытянута. Она держит равновесие, что бы ни упасть.

По всему двору натоптаны тропинки. И именно на них мы видим детей, которые играют во дворе. Их четверо. Маленькая девочка изучает сорванные ею цветок, а двое из них сидят на траве. Самая маленькая крошка сидит сама на траве и громко плачет, тем самым пытаясь привлечь к себе внимание остальных.

Вся картина наполнена яркими красками. От нее веет теплом и хорошим настроением. Не зря художник был награжден на шестой выставке передвижников. После чего на него обрушилась ошеломительная популярность. 

Сочинение-описание картины Поленова Московский дворик

Эта картина написана практически с натуры. Художник смотрел из окна своей квартиры и рисовал.

Отличный летний денёк, полдень. На голубом небе видны редкие белоснежные облака. Тихий московский дворик. Жизнь течёт своим чередом. Каждый занят своим делом. Посреди двора зелёная лужайка с цветущими ромашками. Она крест на крест пересечена двумя тропинками. Видно, люди годами ходят по своим делам одними и теми же дорожками, что вытоптали траву до земли.

В такой двор не страшно выпускать погулять маленьких детей, одних, без мамок и нянек. На переднем плане стоит маленький мальчик. Ему три-четыре годика. У него белокурые волосы без панамки или кепки. Мама недоглядела - напечёт солнышко голову. Он одет в светлую рубашку и темные штанишки. Мальчикчем-то увлечённо занят. Недалеко от ребёнка находится деревянная крышка. Возможно, под ней находится погреб. А рядом заросли лопуха.

Лопух растёт возле старого забора, за которым угадывается сад и растёт высокая берёза со сломанной макушкой.

В другом зелёном квадрате прямо на траве сидит маленький ребёнок. Это девочка. Она, наверное, ещё не умеет ходить. Вот где посадили, там и сидит. На соседнем квадратике два мальчика что-то ищут или ловят в траве. У всех детей светлые непокрытые головными уборами головки.

Посреди двора стоит лошадь, запряженная в телегу. Она спокойно стоит и ждёт хозяина. Невольно возникает вопрос: «Что делает лошадь в городе и откуда она взялась?» Моя бабушка рассказывала, что на телегах возили из двора во двор и продавали картофель, лук, яблоки крестьяне из близлежащих к городу деревень.

Сразу за садом видно белокаменный двухэтажный дом. На крыше видно две трубы - в доме печное отопление. Отчётливо видно чердачное окно на крыше и две водосточные трубы. Рядом с домом находятся серые от времени и дождей сараи. Через сгнившую крышу пробиваются ветки кустарника. Возле них ходят куры с цыплятами. Они ищут жучков-червячков.

Из дома вышла женщина в белом платье и с ведром в правой руке. Судя по направлению движения и по тому, как она отставляет для поддержания равновесия правую руку, ведро полное и тяжёлое. Возможно, она несёт воду для лошади.

Рядом с покосившимися сараями стоит белое древенчатое строение под красной крышей и длинным желобом. В нём находится водяная колонка. Дальше видны ещё покосившиеся сараи. На верёвке сушится бельё. Видны ещё пара таких же домиков, как изображённый на переднем плане. Там угадываются такие же маленькие уютные дворики.

Над всем возвышаются пять луковок- куполов белокаменной церкви. Самый высокий и главный золотом блестит на солнце, а остальные четыре отливают серебром. Рядом находится колокольня с золотым куполом.

В таком доме и в таком дворике выросли моя бабушка и мама. Картина навевает ностальгию по ушедшим временам.

5 класс

Описание настроения картины Московский дворик

Чувства картины Московский дворик

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс

    Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

  • Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 класс

    Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей

  • Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс

    Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской

  • Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс

    Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 класс

    Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.

sochinimka.ru

Описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

Описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

Картина В.Поленова «Московский дворик» написана в 1878г. она принесла художнику славу и известность, она говорит зрителю о чём-то родном и близком, живущего в каждом сознании человеке с самого детства.

На картине изображён типичный уголок в старой Москве, с церковью Спаса на Песках, расположенный возле старой улицы Арбат. Обычный двор пронизан солнечным светом в один из ярко солнечных дней лета. Зелень травы устланной по дворику, со всевозможными оттенками. По небу легко плывут перистые облака, солнце поднимается и своим теплом согревает землю, зажигая ярким блеском купола церквей и укорачивая тень. Дворик постепенно оживляется.

На дальнем плане картины видна пятиглавая церковь и колокольня с золотыми куполами. Весь двор – это небольшая лужайка с сараем, колодцем и домом. Недалеко от сарая стоит запряжённая в сани лошадь, ожидающая своего хозяина, переминая с ноги на ногу. С правого переднего плана идёт тропинка, ведущая к купеческому двух этажному особняку с сараями. Возле дома видно молодую женщину крестьянку, которая идёт с ведром, а у сарая деловито роются куры, там же, на верёвке сушится бельё.

По центру, широкую тропу пересекает более узкая тропка, ведущая к колодцу за водой. На среднем плане дворика, в изумрудно-зелёной траве, затеяли игру два малыша, через тропинку на лужайке расположился маленький малыш и плачет, а на него никто не обращает внимания. Девочка в длинной юбке и белой кофте стоит и внимательно что-то рассматривает, держа это в руках. Возле палисадника с забором, старый колодец с деревянной крышкой, а за ним забор с которого свешиваются зелёные разросшегося лопуха. На картине изображение ощущения будничной суеты и движения. Каждый занят своими делами.

От картины излучается радость и ощущение тихого праздника. На данный момент картина находится в Москве в Третьяковской Галерее. Дали Сальвадор

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта