Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Мадонны картина


Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Гений итальянского интеллектуала и гуманиста Леонардо да Винчи универсален и загадочен. Не менее таинственна и его знаменитая картина «Мадонна Литта». Загадки начинаются с датировки полотна и заканчиваются сомнениями некоторых искусствоведов в факте авторства великого итальянского художника. Но обо всем по порядку.леонардо да винчи мадонна литта

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой - держит щегленка.мадонна литта фото

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.картина мадонна литта

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.

Дата и авторство картины

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

да винчи мадонна литта

Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью. Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

fb.ru

Леонардо да Винчи - Мадонна Литта: описание картины

«Мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. Работа перенесена с дерева. Полотно кисти знаменитого художника можно увидеть в Санкт-Петербурге в «Эрмитаже».

Мадонна Литта
Мадонна Литта

История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года.

Композиция картины

Описание картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» не будет полным без приведения таких ассоциаций, как материнская нежность, забота, любовь, умиротворение, доброта, ласка. Основная идея картины миланского периода Леонардо в том, что материнская любовь — самая искренняя, чистая, глубокая, сокровенная.

Классический сюжет передается на полотне в необычной трактовке. Да Винчи объединяет в центральных образах земное и высокое, духовное и чувственное. Его Мария очень человечная.

В центре картины Мадонна, олицетворяющая материнскую заботу. Тема молодой женщины с ребенком часто встречается в полотнах Леонардо, но его образы часто отступают от традиционной трактовки образа Марии. Да Винчи больше уделяет внимания созданию естественности ситуации и исследованию эмоций матери, занимающейся с ребенком.

Автор картины «Мадонна Литта» передает полное спокойствие матери, кормящей младенца. Ее голова нежно склонена к ребенку, хоть на лице нет улыбки, взгляд переполнен любовью и заботой. Глубокая любовь матери к ребенку выражает вся ее поза, передающая счастье, удовольствие от наблюдения за младенцем, сосущим грудь.

младенецмладенец

Младенец на коленях матери немного крупноватый, что характерно для многих картин художника, изображающих детей. Он смотрит прямо на зрителя, его взгляд слегка затуманенный и рассеянный. Ребенок как-будто начинает засыпать. Глаза младенца выписаны очень четко и выразительно. Младенец держится правой рукой за грудь матери, а во второй зажат щегол — символ христианской души.

Освещение картины

Мать с ребенком написаны на фоне темной стены, из двух окон которой видны горные пейзажи. Живописная природа за окном дома, где находятся мать с младенцем, приоткрывает прекрасный, но пока недосягаемый, неизведанный внешний мир. Из окон сочится едва уловимый свет, не столько освещающий центральные фигуры композиции, сколько затемняющий стену.

Искусство игры со светом и тенью Леонардо оттачивал с юных лет. В картине отлично видны результаты. Фигуры матери и ребенка освещаются как-будто спереди, а свет из окон падает в направлении зрителя. Такое сочетание придает живую объемность композиции. Для тех, кому техника работы со светом Да Винчи знакома, с первого взгляда ясно, кто написал «Мадонна Литта».

Вся картина разделена на светлые и темные участки. 5 основных пятен света: два окна на заднем фоне, лицо матери, фигура младенца и синяя накидка на плечах Мадонны. Пятна создают два треугольника с направленными в разные стороны вершинами. Это придает одновременно живость изображению, ощущение движения центральных фигур и устойчивость композиции.

Единство матери и младенца

Мадонна с младенцем — «Мадонна Литта» — работа с четкими образами. Два центральных образа — мать и младенец — очень тесно пересекаются. Связь между ними очевидна. Это создает впечатление единства и и целостности. Кажется, что они абсолютно неразлучны, и что единение сохранится вечно. Создается впечатление незыблемости вечной ценности — материнской любви.

СимметрияСимметрия

Ее силу, устойчивость и прочность подчеркивают второстепенные образы — два окна за спиной молодой женщины. Они расположены симметрично, но асимметричная фигура девушки гармонично вписывается между ними. Это придает лаконичность композиции, делает завершенной и совершенной. Фигура матери с ребенком как-будто подпирается двумя окнами по бокам, поэтому производится впечатление надежности, защищенности и спокойствия.

Стиль картины «Мадонна Литта» полностью отвечает авторскому видению образа женщины. В несвойственной эпохе манере Да Винчи изображал женщин так, чтобы передавать их эмоции. И идея произведения «Мадонна Литта» отличный образец того, как это художнику удавалось. Одухотворенность и умиротворенность на лице Девы передаются и зрителю.

Также интересно

surzhyk.org

Описание картины Рафаэля Санти «Мадонна с младенцем» (Мадонна Конестабиле)

Описание картины Рафаэля Санти «Мадонна с младенцем» (Мадонна Конестабиле)

Когда Санти писал «Мадонну с младенцем», ему было почти семнадцати лет. Поэтому в этой картине нет еще той классической красоты, того блеска и живописного исполнения, которым славились более поздние работы мастера. Но в камерной и скромной «Мадонне с ребенком» есть иные качества, которые придают ей изысканный вид.

Основная же особенность картины – это тонкий лиризм, который пропитывает всю картину. Он виден как в образе мадонны – совсем еще молоденькой и, по-детски, наивных черт лица девушки. А также и в девственном пейзаже, который мягко раскинулся за ее спиной. Во всем царит весеннее настроение, все становится зеленым и распускаются почки, как признаки новой жизни.

Основная черта в облике Мадонны – это ее задумчивая ясность черт; вокруг нее витает то же настроение. По камерному характеру данная картина напоминает миниатюру для книжных изданий. Избрав круг формой своему произведению, Рафаэль естественно строит и композицию в ограниченном пространстве.

Девушка очень гармонично вписывается в эти рамки. Округлая форма которой прекрасно подчеркивает плавность линий плеча Мадонны, голова, покрытая покрывалом, линии второго плеча. Фигура девушки расположена строго по центру. Тело ребенка располагается под тем же уклоном, что и голова матери.

Благодаря этому приему, художнику удалось гармонично соединить эти две персоны в единую композицию. Ребенок пытается играть, но его мама увлечена чтением, которое также заинтересовало и малыша, поэтому они оба повернуты по направлению к книге. Создается впечатление идеального мира и покоя.

Также следует отметить, что рама картины также сделана по рисунку самого художника. Это гротескные орнаменты, в соединении находятся черные и золотые цвета. Позолоченная рама, выполнена в низком рельефе с резьбой по дереву.

opisanie-kartin.com

Мадонна в скалах. Описание картины Леонардо да Винчи

Эта картина так же загадочна и странна, как и сама личность Леонардо да Винчи – неординарного художника, скульптора, инженера и естествоиспытателя, написавшего ее.

Талантливый итальянец сумел полностью завершить лишь очень малое количество работ, но тем не менее написал две картины под одним названием, практически одинаковые, различающиеся лишь незначительными деталями.

Авторство Леонардо да Винчи, тем не менее, несомненно, потому как только он мог так превосходно проработать такие детали как ангел и голова Мадонны.

madonnavskalax

В основе композиции – четыре фигуры, размещенные так, что сидящая на коленях дева Мария, являет собой вершину пирамиды. Слева от нее младенец Иоанн Креститель, удерживающий длинный тростниковый крест и протягивающий руки с мольбой в лице к другому ребенку. Вероятно, он просит благословения у младенца Иисуса.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Мадонна смотрит на юного Иоанна с нежностью и покровительственно придерживает его за плечо. Вторую руку она держит над головой своего сына. Ее синие одежды перекликаются по цвету с голубизной неба и далеких гор, а также с одеждами сидящего неподалеку от нее божьего ангела.

Леонардо достигает эффекта необычайного объема не только самой композиции, но и моделей, моделируя лоб, щеки и подбородок Марии, детей и ангела с помощью передачи светотени.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Младенец Иисус сидит, придерживаемый ангелом, на голом полу пещеры внутри скалы. Левой рукой он опирается на камень, помогая удерживать вес, а вторую руку Мессия поднял с благословляющим жестом.

Вероятно, Иоанн просил благословения, а Иисус удовлетворяет его просьбу. Ангел созерцает эту умиротворяющую сцену, ощущая себя счастливым, будучи сопричастным этому благочестивому моменту. Огромные белоснежные крылья ангела полусложены и удивляют зрителя своего естественностью.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Гений художника мастерски передал озаренные светом вьющиеся волосы ангела, напоминающие переплетения золотых нитей.

Примечательным есть и сам грот. Скалы имею причудливые острые формы, а у ног Иоанна зеленым ковром раскинулась темно-зеленая растительность с яркими белыми цветами.

Загадочный горный пейзаж и полумрак в пещере создают особый ореол таинственности, столь характерный для произведений Леонардо, испытывающего одновременно и жгучий страх перед зловещей темнотой, и томное желание проверить, нет ли внутри чего-либо необычного.

Контраст между умиротворенной и таинственной атмосферой исходящей из группы и холодностью и грубыми формами горной породы очень необычный. На заднем плане находится четкий и темный абрис скального свода, который также контрастирует с туманными очертаниями далеких голубоватых гор.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта