Сочинение по картине В.Г. Перова «Суд Пугачёва». Картина пугачев
Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭПугачёв Е.И. Пример исторического портрета
Пугачёв Е.И. Пример исторического портрета
Годы жизни : 1742-1775)
Пугачёв Емельян Иванович — донской казак, известный как предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов, которая произошла в правление императрицы Екатерины II.Физически сильный, авторитетный среди казаков, он имел опыт военных действий, так как был участником Семилетней и русско-турецкой войны 1768-1774годов. Всегда отличался вольнодумием, стремлением к свободе и независимости, за что был не раз арестован, но бежал из-под стражи. В 1773 году Пугачёв объявляет себя императором Петром III, останавливается в Яицком городке и готовит восстание, одно из самых мощнейших в России.
Каковы же основные направления деятельности Пугачёва. К чему он стремился в своей жизни? Каковы результаты его действий, были ли осуществлены планы? Разберёмся в этом.
Жизнь Пугачёва можно разделить на два этапа — до и во время восстания.
Деятельность Пугачёва до Крестьянской войны не отличалась особенными событиями. Он был одним из многих казаков, проходивших службу в царской армии, участвовал в двух войнах, даже проявил смелость и храбрость, за что ему был присвоен чин хорунжего, то есть хранителя ЗЗвойскового знамени. Успел обзавестись семьёй, имел детей. Однако после болезни не захотел возвращаться в строй, скрывался, не раз был арестован, бежал, пока не оказался в Яицком городке.
Результаты такой деятельности - это опыт ведения военных действий, знание военного дела; стремление к свободе, желание добиться её себе и народу.
Основным делом в жизни Пугачёва была Крестьянская война, которая всколыхнула многие территории России.
Каковы причины Крестьянской войны 1773-1775гг?
- Тяжёлое, бесправное положение народа, унижение его власть имущими. Особенно бесправны были нерусские народы.
- Наступление на привилегии казаков, которые всегда считались независимыми и были опорой царей , стремление правительства лишишь казаков свободы. Пугачёв обещал дать народу « землю и волю», поэтому так многочисленно было восстание.
- Восстание началось со взятия Яицкого городка
- Далее восставшие двинулись по реке Яик (Урал) и захватывали все крепости. Не смогли осадить только Оренбург. К восставшим примыкают рабочие уральских заводов, люди малых народностей- калмыки, башкиры, татары, особенно унижаемые в России. Войско Пугачёва здесь довольно хорошо было снабжено пушками и военными припасами, которые они разграбили на уральских заводах.
- Далее путь лежи вниз по Волге. Были взяты многие города, народ приветствовал Пугачёва как « царя» -освободителя.
- Однако против Пугачёва были посланы до зубов вооружённые войска, пугачёвцы потерпели ряд поражений под Татищевой крепостью, Казанью, Царицыном. Правительственными войсками командовали опытные генералы — Бибиков, Михельсон и даже Суворов.
- Пугачёв переправляется через Волгу. Думает, что там пополнит своё войско и вновь двинется в наступление. Однако он был предан своим окружением , выдан властям, арестован и 10 января 1775 года казнён в Москве на Болотной площади .
Ход восстания:
Особенности организации войска Пугачёва
Нужно отметить, что Пугачёв был хорошим организатором. Кроме того, он прошёл военную школу, участвуя в двух войнах. Поэтом в войске были сделаны попытки создать подобие организации. В чём это проявлялось?
- Была создана структура власти: ставка командования восстанием, коллегии, которые на местах решали задачи, вели учёт имущества.
- Велась большая пропагандистская работа среди народа с целью привлечения их к участию в восстании. В частности, рассылались « прелестные письма», в которых обещалась воля, земля, различные свободы.
- Пугачёв был прекрасным психологом. Он понимал, что за казаком ещё пойдут немногие, а вот за царём, чудесным образом спасшимся и решившим вернуть себе власть, народ пойдёт обязательно. Сильна была вера людей в царя — батюшку, заступника. Поэтому он и назвался Петром 3.
Результатом данной деятельности Пугачёва стала одна из самых многочисленных крестьянских войн на Руси, привлечение к проблемам народа внимания со стороны императрицы и правительства. Правда, многого восставшие не смогли добиться, лишь несколько была повышена зарплата уральских рабочих и на время прекратились в печати появляться статьи о продаже крепостных, словно это вещь. Кроме того, даже были предприняты репрессивные меры: положен конец Запорожской Сечи, крепостное право распространилось и на Украину( много украинцев принимало участие в восстании Пугачёва).Само имя бунтовщика было под запретом.
Однако память о восстании сохранилась, не случайно А.С.Пушкин по его поводу назвал это бунтом, « бессмысленным и беспощадным», а Екатерина II, гневно высказываясь о книге Радищева А. « Путешествие из Петербурга в Москву» сравнила автора именно с Пугачёвым.
Таким образом, Емельян Пугачёв — один из ярких представителей народа, не желавших мириться с бесправием и несправедливостью. По-разному оценивается это событие историками- от позитивной точки зрения , так как это была борьба народа за свободу до оценки восстания как кровавого бунта, жестокого, с расправами даже над женщинами и стариками.
Несмотря на то, что восстание потерпело поражение, да и сам Пугачёв трагически погиб, именно такие люди звали народ на борьбу, призывали отстаивать своё человеческое право на нормальную, достойную жизнь, привлекали внимание общественности и правительства к проблемам простого народа. И как бы ни старалась Екатерина II стереть из памяти и имя Пугачёва, и всё, связаннее с восстанием( был сожжён дом Пугачёва, перенесена на другое место его родная станица Зимовейская уже под другим названием- Потёмкинская, а река Яик переименована на Урал), память о Пугачёве народ бережно хранит в сказаниях, песнях об этом человеке.
Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40) исторический портрет.
Автор: Мельникова Вера Александровна
Портрет Пугачёва, писанный с натуры (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва»).
Перов. В. «Суд Пугачёва». 1879. Русский музей, Санкт-Петербург
«Казнь Пугачёва». Гравюра с картины Шарлеманя А.И., середина 19 века
istoricheskij-portret.ru
Сочинение по картине В.Г. Перова «Суд Пугачёва»
Картина Перова была написана, видимо, под влиянием исторических событий. Пугачев известен как организатор восстания. Он хотел, чтобы крестьяне не были зависимыми от своих хозяев. По одной из версий, картина имеет еще название «Пугачевский бунт».
На этой картине показано очень большое количество людей. Главное действующее лицо – Емельян Пугачев, который вершит суд над помещиками. Я читал, что Перов хотел написать 3 картины на эту тему. В основе первой – причины бунта, второй – народное восстание и третьей – суд над помещиками. Но им была написана только третья картина.Картина наводит очень грустные, мрачные мысли. На ней изображено беспорядочное движение людей. В центре картины изображены дворяне, помещики, которые были взяты в плен, перед ними – уже казненные люди. На заднем плане картины показаны обычные горожане, которых не пропускают в центр событий люди Пугачева. Среди них – старики, женщины, которые плачут. На крыльце каменного здания на троне сидит сам Емельян Пугачев. Ему принадлежит эта богатая усадьба. Одет он в красный кафтан, на ногах у него сапоги. Взгляд его полон решимости. Возле него стоят приближенные к нему люди. Он сидит с очень важным видом и наблюдает за происходящим. На заднем плане картины мы видим виселицу, а вдали – огненное зарево, клубы дыма, идущие до самого горизонта и окутавшие его.
Картина получилась очень трагичная, люди обречены на смерть. Для наилучшего отражения всей исторической важности, которую хотел показать автор, он использовал насыщенные цвета. Образ Пугачева и огонь на заднем плане он показал яркими, алыми оттенками, а массу обреченных людей – наоборот, темными. На лицах людей, которые присутствуют на площади, также ясно видны эмоции и переживания, которые царили в то непростое для государства время. Работа очень отчетливо показывает всю трагичность ситуации.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
Картина пугачев суд — Юридический статус
Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва»
Updated on 18.11.2014 By Admin
Уж наверняка великий живописец писал это полотно под впечатлением от книги Пушкина «Капитанская дочка». В этом романе как раз есть сцена суда и это полотно, можно сказать, является хорошей иллюстрацией той сцены.
Наверно не стоит повторять историю этого казацкого бунта и вспоминать какие-то важные вехи жизни Емельяна Пугачёва. То, что это был самозванец и дерзкий человек, понятно было не сразу.
Сначала у Пугачёва были победы и он, почувствовав удачу, решился идти на Москву. Но при этом в тех городах, которые захватывал он, производил свой суд, подчас нелепый и странный и часто – скорый.
Первыми кто страдал от этого суда коменданты крепостей и городов, офицеры. Бывали обвинения ложными и абсурдными, но ему лично было, не жаль этих людей. Вот и на полотне, посмотрите, сколько страсти, сколько боли и сколько эмоций. Сам Емельян Пугачёв сидит в кресле на крыльце и сверху вершит суд. Кто-то потерял сознание, кто-то на коленях просит милости, а кто-то стоит гордо и даже не думает пресмыкаться перед бунтовщиком. Невдалеке видна виселица.
Судьба потом сыграла злую шутку над Пугачёвым. Он был всё-таки арестован и как зверь вывезен в Санкт-Петербург, на суд. Почему как зверь? Его везли в клетке, чтобы все видели, как это бунтовать против императрицы и клеветничать на её семью. А потом его жестоко казнили, практически так же, как и он без всяких скидок казнил многих официальных лиц.
Страшно то, что он явно понимал, что творит грех, явно понимал, что это ему зачтётся и припомниться. И кстати, его предали свои же, просто разбежались кто-куда и он остался один. А один в поле не воин, тем более после того, что он успел натворить.
На полотне он пока во власти и чувствует себя вершителем судеб, но как иллюзорно это чувство и как быстро кончается власть. Он это понял потом.
opisanie-kartin.com
Сочинение по картине Василия Перова «Суд Пугачева»
Масштабное в содержательном и буквальном смысле полотно выставлено в Московском Государственном Историческом Музее. Рождение произведения датировано 1875 годом, хотя его появление в пространстве творческого воображения художника имеет продолжительную историю.
По одной из версий, источником вдохновения для создания картины стали впечатления В.И. Даля, с которым автора связывала дружба. Великий русский писатель и лексикограф рассказал другу-художнику историю своей офицерской службы.
Владимир Даль мастерски владел словом, его колоритное описание событий Пугачевского восстания разбудило воображение живописца. Изначально художественный замысел предполагал создание трех полотен связанных одной сюжетной идеей. Первая картина трилогии должна была изображать причины народного бунта, на второй автор мыслил развернуть события самого восстания. По причине, истинная природа которой известна лишь творцу, свет увидела только заключительная часть триптиха. Это полотно, приглашающее созерцателя стать свидетелем Пугачевского суда.
Холст, масло и рука вдохновленного мастера и перед нами приоткрыт занавес, за которым разыгрывается динамичная сцена исторического значения. Сложная композиция с большим количеством персонажей, центральным героем которой является сам предводитель восстания – Емельян Пугачев, вершащий суд над помещиками. Композиция и цветовое решение полотна создает иллюзию хаотичного движения.
В самом центре картины, на одной линии пространства, противоборствующими силами видятся фигуры народного освободителя-бунтаря и его сломленных жертв. Некоторые из них уже казнены, а для тех, кого еще не постигла эта участь, зловещим символом конца является виселица на фоне огненного «заката», изображенная в левом верхнем углу композиции. На заднем плане безликая возбужденная толпа и лишь ближе к центру мы можем видеть приближенных Пугачева. Их лица несут столько оттенков чувств от страха до ликования, что этот эмоциональный «беспорядок» участников и свидетелей происходящего, передает зрителю неприятную внутреннюю напряженность и оценочную тревогу, внушает состояние тяжелой обреченности и безнадежности.
Художник создал достоверный и яркий образ народного мятежа и беспощадного суда. Однако нельзя сказать, что автору вполне удалось выразить собственную оценку бесплодности поиска лучшей жизни через жестокость и насилие. Разве что факт незавершенности полотна и эмоциональной незавершенности портрета бунтаря-Пугачева может намекать нам на отношение автора к изображаемым событиям. Все эти кажущиеся недописанными детали и делают картину интересной для зрителя, рождая в нем множество вопросов, ответов и догадок. Такая продуктивная внутренняя работа созерцателя над данным произведением доказывает истинное мастерство художника Перова В.Г., а его полотну «Суд Пугачева» дает абсолютное право называться шедевром.
school-essay.ru
Восстание Пугачева. Причины. Ход. Последствия
Пугачевское восстание
Восстание Пугачева (крестьянская война) 1773—1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева — восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну.
Рационализм и пренебрежение традициями, такие характерные для имперского режима, отчуждали от него народные массы. Восстание Пугачева стало последним и наиболее серьезным в длинной цепочке восстаний, которые происходили на юго-восточных рубежах Российского государства, в том открытом и трудноопределимом регионе, где староверы и беглецы от имперских властей жили бок о бок с нерусскими степными племенами и где казаки, которые обороняли царские крепости, все еще мечтали о возвращении былых вольностей.
Причины восстания Пугачева
В конце XVIII столетия контроль официальных властей в этой области становился все ощутимей. В общем, восстание Пугачева возможно рассматривать как последний — но самый мощный — отчаянный порыв людей, чей образ жизни был несовместим с ясно выраженной и четко определенной государственной властью. Дворяне получали в Поволжье и Заволжье земли, и для множества крестьян, которые издавна жили там, это означало крепостную неволю. Селились там и крестьяне из других районов страны.
Помещики, желая увеличить доход и пытаясь успеть воспользоваться открывающимися возможностями в торговле, увеличивали оброк или заменяли его барщиной. В скором времени после воцарения Екатерины эти, еще непривычные для многих, повинности были закреплены в ходе переписи и обмера земли. С приходом на волжские территории рыночных отношений давление на более традиционные и менее продуктивные виды деятельности увеличилось.
Особенную группу населения этого региона составляли однодворцы, потомки крестьян-солдат, посланных на волжские границы в XVI–XVII столетиях. Большую часть однодворцев составляли староверы. Оставаясь теоретически свободными людьми, они сильно страдали от экономического соперничества со стороны дворян и при этом опасались лишится своей независимости и попасть в тяглое сословие государственных крестьян.
Как все начиналось
Восстание началось среди яицких казаков, чье положение отражало изменения, связанные со все более навязчивым вмешательством государства. Они давно уже пользовались относительной свободой, дававшей возможность заниматься собственными делами, избирать предводителей, охотиться, ловить рыбу и совершать набеги на соседние с нижним Яиком (Уралом) районы в обмен на признание власти царя и оказание при необходимости тех или иных услуг.
Изменение статуса казаков произошло в 1748 г., когда правительство дало распоряжение создать из 7-и полков обороны так называемой Оренбургской линии, строившейся в целях отделения казахов от башкир, Яицкую армию. Некоторые из казацких старшин благожелательно восприняли создание армии, в надежде обеспечить себе твердый статус в рамках «Табели о рангах», но в большинстве своем рядовые казаки воспротивилось вступлению в российскую армию, считая это решение нарушением свободы и попранием казацких демократических традиций.
Казаки также были встревожены тем, что в армии они станут обыкновенными солдатами. Подозрение усилилось, когда в 1769 г. для борьбы с турками было предложено из небольших казацких войск сформировать некий «Московский легион». Это подразумевало ношение воинской формы, обучение и — самое страшное — бритье бород, вызывавшее глубокое неприятие со стороны староверов.
Появление Петра III (Пугачева)
Во главе недовольных яицких казаков встал Емельян Пугачев. Будучи по происхождению донским казаком, Пугачев дезертировал из российской армии и стал беглым; несколько раз его ловили, но Пугачеву всегда удавалось бежать. Пугачев назвался императором Петром III, которому якобы удалось спастись; он выступил в защиту старой веры. Возможно, на такую хитрость Пугачев пошел по подсказке кого-то из яицких казаков, но принял предложенную роль с убеждением и щегольством, став фигурой, не подвластной чьим-либо манипуляциям.
Появление Петра III оживило надежды крестьян и религиозных диссидентов, а некоторые меры, предпринятые Емельяном как царем, укрепили их. Емельян Пугачев экспроприировал церковные земли, возведя монастырских и церковных крестьян в более предпочтительный ранг государственных; запретил покупку крестьян недворянами и прекратил практику приписки их к заводам и рудникам. Он также ослабил преследование староверов и даровал прощение раскольникам, добровольно возвратившимся из-за границы. Освобождение дворян от обязательной государственной службы, не принесшее прямой выгоды крепостным, тем не менее породило ожидания подобного облегчения для них самих.
Как бы там ни было, независимо от политики, неожиданное отстранение Петра III от трона вызвало у крестьян сильнейшие подозрения, тем более что его преемницей стала немка, к тому же не являвшаяся православной, как думали многие. Пугачев был не первым, кто заработал себе репутацию, приняв личность пострадавшего и скрывающегося царя Петра, готового вести народ к восстановлению истинной веры и возвращению традиционных свобод. С 1762 по 1774 год появилось около 10-ти таких фигур. Пугачев стал самой заметной личностью, частично из-за оказанной широкой поддержки, частично благодаря своим способностям; к тому же ему сопутствовала удача.
Популярность Пугачева во многом возросла из-за того, что он появился в образе невинно пострадавшего, смиренно принявшего отстранение от трона и покинувшего столицу, дабы скитаться среди своего народа, познавая его страдания и тяготы. Пугачев заявлял, что якобы уже посетил Константинополь и Иерусалим, подтверждая свою святость и власть контактами со «Вторым Римом» и местом смерти Христа.
Обстоятельства, при которых Екатерина пришла к власти, в действительности заставляли задуматься о ее легитимности. Недовольство императрицей еще больше усилилось, когда она отменила некоторые из популярных указов своего бывшего мужа, урезав свободы казаков и еще больше сократив и без того скудные права крепостных, лишив их, к примеру, возможности подавать прошения государю.
Ход восстания
Восстание Пугачева принято делить на три этапа.
• Первый этап — продолжался от начала восстания до поражения под крепостью Татищевой и снятия осады Оренбурга.
• Второй этап — был ознаменован походом на Урал, потом на Казань и поражением под нею от войска Михельсона.
• Начало третьего этапа — переправа на правый берег Волги и захват многих городов. Окончание этапа — поражение у Черного Яра.
Первый этап восстания
Суд Пугачева. Картина В.Г. Перова
К Яицкому городку Пугачев подошел с отрядом в 200 человек, в крепости находилось 923 человека регулярных войск. Попытка захватить крепостью штурмом потерпела неудачу. Пугачев оставил Яицкий городок и направился вверх по Яицкой укрепленной линии. Крепости сдавались одна за одной. Передовые отряды пугачевцев появились под Оренбургом 3 октября 1773 г., однако губернатор Рейнсдорп был готов к обороне: были отремонтированы валы, гарнизон по численности в 2 900 человек приведен в боевую готовность. Одно что упустил генерал-майор, это то что он не обеспечил гарнизон и население города запасами продовольствия.
На подавление восстания был отправлен небольшой отряд из тыловых частей под командованием генерал-майора Кара, в то время как у Пугачева под Оренбургом было около 24 000 человек при 20 пушках. Кар захотел взять в клещи пугачевцев и разделил свой и без того небольшой отряд.
Пугачев разгромил карателей по частям. Вначале рота гренадер не оказав сопротивление, пополнила ряды мятежников. После в ночь на 9 ноября был атакован Кар и бежал 17 верст от бунтовщиков. Все закончилось разгромом отряда полковника Чернышева. 32 офицера во главе с полковником оказались в плену и были казнены.
Эта победа сыграла с Пугачевым дурную шутку. С одной стороны, он смог укрепить свой авторитет, а с другой, власти начали к нему относиться серьезно и послали на подавление мятежа уже целые полки. Три полка регулярной армии под началом Голицына сошлись в сражении с пугачевцами 22 марта 1774 г. в крепости Татищевой. Штурм длился на протяжении шести часов. Пугачев был разбит и бежал на Уральские заводы. 24 марта 1774 г. были разбиты отряды мятежников, которые осаждали Уфу, у Чесноковки.
Второй этап
Второй этап отличался некоторыми особенностями. Значительная часть населения не стала поддерживать мятежников. Прибывавшие на завод пугачевские отряды изымали заводскую казну, грабили заводское население, разрушали завод, чинили насилия. В особенности выделялись башкиры. Часто заводы оказывали сопротивление восставшим, организуя самооборону. Примкнуло к пугачевцам 64 завода, а выступило против него — 28. Кроме этого, перевес в силах был на стороне карателей.
1774 год, 20 мая — пугачевцы овладели крепостью Троицкой с 11-12 000 человек и 30 пушками. На следующий день Пугачева настиг генерал де Колонг и в сражении одержал победу. На поле боя осталось 4 000 убитых и 3 000 были взяты в плен. Сам Пугачев с небольшим отрядом направился в Европейскую Россию.
В Казанской губернии его встретили колокольным звоном и хлебом с солью. Армия Емельяна Пугачева пополнялась новыми силами и под Казанью 11 июля 1774 г. уже насчитывала 20 000 человек. Казань была взята, держался только Кремль. На выручку Казани спешил Михельсон, который и смог разгромить Пугачева в очередной раз. И опять Пугачев бежал. 1774 год, 31 июля — был обнародован его очередной манифест. Данный документ освобождал крестьян от крепостной зависимости и разных податей. Крестьян призывали к уничтожению помещиков.
Третий этап восстания
На третьем этапе уже можно говорить о крестьянской войне, охватившей огромную территорию Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний. Из находившихся в Нижегородской губернии 1 425 дворян убили 348 человек. Доставалось не только дворянам и чиновникам, но и духовенству. В Курмышском уезде из 72 убитых 41 представитель духовенства. В Ядринском уезде казнили 38 представителей духовенства.
Жестокость пугачевцев в действительности следует считать кровавой и чудовищной, но не менее чудовищной была жестокость карателей. 1 августа Пугачев в Пензе, 6 августа он занял Саратов, 21 августа подошел к Царицыну, однако взять его не смог. Попытки поднять донских казаков не увенчались успехом. 24 августа состоялось последнее сражение, в котором войска Михельсона разбили армию Пугачева. Он сам бежал за Волгу с 30-ю казаками. А тем временем в ставку Михельсона прибыл А.В. Суворов, срочно отозванный с турецкого фронта.
Пленение Пугачева
Казнь Емельяна Пугачева
15 сентября соратники выдали Пугачева властям. В Яицком городке капитан-поручик Маврин произвел первые допросы самозванца, результатом которых было утверждение о том, что восстание было вызвано не злой волей Пугачева и буйством черни, а тяжелыми условиями жизни народа. В свое время замечательные слова были сказаны генералом А.И. Бибиком, воевавшим против Пугачева: «Не Пугачев важен, важно общее негодование».
Из Яицкого городка Пугачев был доставлен в Симбирск. Конвоем командовал А.В. Суворов. 1 октября прибыли в Симбирск. Здесь 2 октября следствие продолжили П.И. Панин и П.С. Потемкин. Следователи хотели доказать, что Пугачева подкупили иностранцы или дворянская оппозиция. Волю Пугачева сломить не удалось, следствие в Симбирске не достигло своей цели.
1774 год, 4 ноября — Пугачев был доставлен в Москву. Здесь следствием руководил С.И. Шешковский. Пугачев настойчиво подтверждал мысль о народных страданиях как причине восстания. Императрице Екатерине это очень не понравилось. Она готова была признать внешнее вмешательство или существование дворянской оппозиции, но она не готова была признавать бездарности своего правления государством.
Казнь Емельяна Пугачева
Восставшие были обвинены в осквернении православных храмов, чего не было. 13 декабря был снят последний допрос с Пугачева. Судебные заседания происходили в Тронном зале Кремлевского дворца 29-31 декабря. 1775 год, 10 января — Пугачев был казнен на Болотной площади в Москве. Интересна реакция простого народа на казнь Пугачева: «Какого-то Пугача казнили в Москве, а Петр Федорович жив». Родственников Пугачева поместили в Кексгольмской крепости. 1803 год — Александр I освободил заключенных из заточения. Все они умерли в разные годы без потомства. Последней скончалась в 1833 г. дочь Пугачева Аграфена.
Последствия восстания Пугачева
Крестьянская война 1773-1775 гг. стала самым массовым стихийным народным выступлением в России. Пугачев серьезно напугал российские правящие круги. Еще в ходе восстания по приказу правительства был сожжен дом, в котором жил Пугачев, а поздней его родная станица Зимовейская перенесена на другое место и переименована в Потемкинскую. Река Яик, первый очаг неповиновения и эпицентр восставших, переименовали в Урал, а яицкое казачество стало называться уральским. Поддержавшее Пугачева казачье Войско расформировали и переселили на Терек. Беспокойную Запорожскую Сечь, учитывая ее мятежные традиции, в 1775 году ликвидировали, не дожидаясь очередного выступления. Екатерина II повелела придать вечному забвению Восстание Пугачева.
shtorm777.ru
Траст, который лопнул
Экс-сенатора Пугачева заставили отдать свои активы, и не российские судьи, а английские
11 октября Высокий суд Лондона вынес решение, которое фактически раскрыло спрятанные активы бывшего владельца обанкротившегося Межпромбанка (МПБ) экс-сенатора Сергея Пугачева, закопанные в новозеландских трастах.
«…господин Пугачев намеревался использовать трасты в качестве средства для введения в заблуждение других людей, создавая видимость того, что имущество ему не принадлежало, в то время как на самом деле он оставался собственником активов», — записал судья Бирсс в решении, которое было вынесено по результатам рассмотрения иска российского Агентства по страхованию вкладов.
Напомним, в России Пугачева обвиняют в преднамеренном банкротстве Межпромбанка, а также в растрате и злоупотреблении служебными полномочиями. Еще 30 января 2016 года Верховный суд России оставил в силе решение о взыскании с Пугачева около 75,6 миллиарда рублей в качестве субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося Межпромбанка.
Технологию разорения Пугачевым банка и вывода денег предприниматель Александр Лебедев описал еще в 2011 году в своем обращении к министру МВД России. В недавно вышедшей книге «Охота на банкира» Лебедев напомнил: «История Межпромбанка — это классический, эталонный образец крупной аферы, связанной с хищением денег из российской банковской системы. Пугачев был сенатором от Тувы с имиджем «православного банкира» и «особы, приближенной к императору». Когда в 2008 году начался кризис, Центробанк «для стабилизации» разместил в Межпромбанке 30 миллиардов рублей. Банк выдал 200 кредитов российским однодневкам и офшорным фирмам, принадлежащим через подставных лиц Пугачеву. Общая сумма составила три миллиарда долларов — это все деньги, которые были в банке, в том числе депозит ЦБ. После этого Пугачев отплыл в том же направлении, куда ушли деньги, и периодически напоминал о себе в светской хронике Лондона и Монако…»
Решение Лондонского суда дает возможность вернуть хотя бы часть денег, выведенных Пугачевым из России. Дело в том, что еще в начале 2016 года по всему миру были наложены обеспечительные аресты на активы беглого банкира стоимостью 1,2 миллиарда фунтов стерлингов. А еще раньше суд запретил Пугачеву покидать Лондон. Пугачев проигнорировал запрет и переехал во Францию. За неуважение к британскому правосудию Лондонский суд заочно приговорил Пугачева к двум годам лишения свободы.
Генпрокуратура РФ не оставляет надежды экстрадировать Сергея Пугачева в Россию и в марте нынешнего года направила во Францию запрос о выдаче бывшего владельца Межпромбанка.
Сергей Пугачев пытается отбиться от судебных исков и уголовного преследования, позиционируя себя как «жертву политического преследования»: еще в июне 2015 года «Новая» сообщала о том, что Пугачев заключил контракт с лондонской международной консалтинговой компанией BGR Gabara Limited, специализирующейся на управлении политическими кампаниями и медиакоммуникациями (среди клиентов BGR Gabara Limited в разные годы были президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Украины Петр Порошенко, премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. — И. М.). И вскоре в таких серьезных изданиях, как The Finanacial Times, The New York Times, Le Monde, появились публикации, в которых Сергей Пугачев предстал «жертвой режима», разоблачающей вертикаль власти, у которой «все бизнесмены стали крепостными».
www.novayagazeta.ru
Русский бунт в 18 картинах
Чумной бунт, восстание Пугачева, хованщина и другие кровавые события русской истории, рассказанные русскими и (особенно) советскими художниками
1. Соляной бунт произошел в Москве 1 (11) июня 1648 года. Причина — недовольство политикой боярина Бориса Морозова, который вместе с Ильей Милославским был регентом при Алексее Романове и фактически руководил государством. В частности, правительство ввело косвенный налог на соль, которая подорожала с пяти копеек до двух рублей серебром за пуд.
Соляной бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1938 год © Wikimedia Commons
2. Медный бунт произошел в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года. Причины: повышение налогов в годы Русско-польской войны (1654–1667), а также обесценивание медных монет по сравнению с серебряными: за один рубль серебром стали давать 17 рублей медью.
Медный бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1938 год © Wikimedia Commons
3. Восстание под предводительством Степана Разина, начавшееся в апреле 1670 года, перешло в войну (1670–1671) крестьян и казаков с царскими войсками. Причины: окончательное закрепощение крестьянства, рост налогов, а также ограничение казачьей вольницы. Война окончилась поражением восставших, которые подверглись жестокой расправе: за три месяца палачи казнили 11 тысяч человек.
Степан Разин. Картина Василия Сурикова. 1903–1907 годы © Wikimedia Commons Степан Разин на Волге. Картина Гавриила Горелова. 1924 год © Wikimedia Commons Степан Разин в Саратове. Картина Сергея Бузулукова. 1952 год © Wikimedia Commons
4. Стрелецкий бунт (хованщина) произошел в Москве 5 (15) мая 1682 года. Причины: притеснения стрелецкого войска со стороны старших командиров, понижение статуса стрельцов до городской полиции, а также нерегулярная выплата жалованья. Поводом для начала восстания послужил слух о том, что Иван Нарышкин задушил царевича Ивана Алексеевича (будущего Ивана V).
Стрелецкий бунт. Картина Николая Дмитриева-Оренбургского. 1862 год © Wikimedia Commons Мятеж стрельцов в 1682 году. Картина Алексея Корзухина. 1882 год © Wikimedia Commons
5. Стрелецкий бунт произошел в Москве 27 мая (6 июня) 1698 года. Причины: изнурительные Азовские походы (1695–1696) и тяготы службы в пограничных городах. В восстании приняли участие около двух тысяч стрельцов, которые требовали возвести на престол царевну Софью Алексеевну.
Утро стрелецкой казни. Картина Василия Сурикова. 1881 год © Wikimedia Commons
6. Чумной бунт произошел в Москве 15 (26) сентября 1771 года. Причина — эпидемия чумы, занесенной во время русско-турецкой войны. Эпидемия, начавшаяся в ноябре 1770 года, постепенно расширялась, а в августе 1771-го смертность достигла тысячи человек в день.
Чумной бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1930-е годы © Wikimedia Commons
7. Пугачевский бунт начался 17 (28) сентября 1773 года и вскоре перешел в крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Причины: потеря казаками вольностей, введение царской монополии на соль и жесточайшая религиозная политика. Восстание закончилось поражением смутьянов, а Пугачева, как и Стеньку Разина, казнили и предали анафеме.
Суд Пугачева. Картина Василия Перова. 1875 год © Wikimedia Commons Пугачев на Соколовой горе. Картина Василия Фомичева. 1949 год © Wikimedia Commons Казнь Пугачева. Картина Виктора Маторина. 2000 год © Wikimedia Commons
8. Восстание декабристов произошло в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Причина — разочарование в надеждах, связанных с ограничением монархической власти и отменой крепостного права. Декабристы собирались помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю Николаю Павловичу.
Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана. 1830-е годы © Wikimedia Commons Восстание декабристов. Картина Василия Тимма. 1853 год © Wikimedia Commons Декабристы. Картина Семена Левенкова. Около 1950 года © Wikimedia Commons
9. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» произошло 14 (27) июня 1905 года. Причина — обостренная обстановка внутри Российской империи, связанная с Русско-японской войной (1904–1905), а также разгоном рабочего шествия у Зимнего дворца (9 января 1905 года). Поводом для стихийного выступления матросов послужило несвежее мясо, из которого должны были варить борщ.
Восставшие потемкинцы выносят на берег тело погибшего Григория Вакуленчука. Картина Леонида Мучника. 1949 год © Wikimedia Commons Вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Картина Петра Фомина. 1952 год © Wikimedia Commons Восстание на броненосце «Потемкин». Картина Петра Страхова. 1957 год © Wikimedia Commons
arzamas.academy
yurist-moscow.ru
Портреты Пугачёва | Туризм на Урале: походы, маршруты, альпинизм, рыбалка
В одном из залов Государственного Исторического музея находятся подлинники трёх портретов Емельяна Ивановича Пугачёва.
Первый — это, собственно говоря, даже не портрет, а очень большая картина. Пугачёв, уронив шапку наземь, отпрянул в ужасе, волосы его встали дыбом, он смотрит со страхом в правый нижний угол картины. Там в облаках дыма тянется к нему из преисподней горбоносый дьявол. Слева видна какая — то река, наверно, Урал, а за ней горит — полыхает барская усадьба.
Называется эта картина «Пугачёв устрашённый».
Любопытнейшая и мало известная картина. Официальный усмиритель пугачёвского бунта Панин заказал её, чтобы вывесить у себя в имении где — нибудь в парадном зале. Его тщеславием объясняется и большой размер картины. А писал это полотно, как установили эксперты, какой — то крепостной художник Панина.
Почему же этой картине в музее отводится почётное место? Вроде бы по живописным достоинствам и по идее — она далеко не шедевр.
Но, во — первых, любое изображение Пугачёва важно для истории. А во — вторых, эта картина — портрет с подтекстом.
— Сравните, как одет Емельян Иванович здесь, — сказала экскурсовод, — и на известном по школьному учебнику истории портрету «Пугачёв в окопах». Там он в обычном тулупчике, в красных сапогах. По свидетельству современников, Пугачёв был среднего роста, а здесь вон каким богатырём изображен. Да и замысел — то какой: только чёрта одного и боится Пугачёв. Но если вглядеться, ужас его картинный, не веришь, что вождь Крестьянской войны по настоящему устрашён.
Постоишь, рассмотришь, как следует, и понимаешь: сочувствовал «злодею» крепостной художник и сделал всё, чтобы вышел Пугачёв неустрашимым народным героем.
Вот тот самый, знакомый по школьному учебнику портрет, первое и одно из самых достоверных изображений Пугачёва в неволе. Чем он интересен?
1 октября 1774 года Пугачёва привезли под конвоем в Симбирск. На другой день туда прибыл Панин. Своему покровителю Григорию Потёмкину он написал в Санкт — Петербург: «Злодей Пугачёв уже в моих руках. Теперь с него пишут портрет, коим с другим отсель курьером предупрежу Вашему превосходительству оригинал. Не может ли иметь любопытства и наша великая государыня увидеть сего адского изверга скорей, хотя на портрете, нежели обстоятельства потребного препровождения оригинала дозволить могут им поспешить?»
До отсылки портрета в столицу с него было сделано несколько копий. Кстати, в Историческом музее до последнего времени тоже висела только копия, а потом из Таллина был получен оригинал, который занял своё место в экспозиции.
За одно только мы «признательны» Панину, хотя он сделал это, конечно, в своекорыстных целях: для доказательства непохожести Пугачёва на Петра III, за которого Емельян Иванович себя выдавал, Панин приказал «исполнить гораздо сходный список с изображением возложенных на него оков», то есть написать Пугачёва как можно достовернее.
Портрет действительно удался. И опять здесь — Пугачев неустрашённый. Известный исследователь Оренбургского края П. И. Рычков, как известно, допрашивал в Симбирске пленного Пугачёва и оставил очень живой и точный словесный портрет, который совпадает с тем, что написал художник:
«Глаза у него чрезвычайно быстрые, волосы и борода чёрные, росту небольшого, но широк в плечах и весьма скор в повороте».
Но и этот, известный нам с детских лет портрет тоже надо видеть в подлиннике и обязательно рассматривать в подробностях.Смелый разлет бровей, мощная, не сломленная фигура, и тяжёлые оковы для него что пушника, как много мысли и страдания в глазах. Портрет создан иконописно — просветлённо, с глубоким чувством.
Нет, это не «вор», не злодей, а заступник народный.
Кто бы ни писал Пугачёва, даже самый подневольный крепостной художник, которого могли и высечь, и лишить жизни за правдивый портрет, смог отразить главное — волю, ум и неустрашённость народного вождя.
А самая необычная судьба у «парного» портрета — Пугачёва и Екатерины II.
Захват Илецкого городка в 1773 г. было первым большим военно — политическим успехом Пугачёва.
«Пугачёв пошёл прямо к Илецкому городку и послал начальствовавшему в нем атаману Портнову повеление — выйти к нему навстречу и с ним соединиться. Атаман думал сопротивляться, но казаки связали его и приняли Пугачёва с колокольным звоном и хлебом — солью», — записал Пушкин в знаменитой «Истории Пугачёва».
Пугачёву понадобился теперь парадный портрет. Где взять холст? И тогда вспомнили, что казаки, ворвавшись в атаманскую канцелярию, проткнули пиками портрет Екатерины II. Холст наскоро заштопали, и живописец поверх образа великой императрицы создал образ Пугачёва.
Это единственное достоверное изображение Пугачева с натуры до захвата его в плен.
Необычен портрет: явственно виднеются шрамы на холсте, сверху проглядывает лик императрицы Екатерины.
«Второе дно» открылось сравнительно недавно. В 1924 году портрет был найден в запасном фонде музея. Взялись за его реставрацию, аккуратно сняли верхний слой краски — и изумились: показалось лицо Екатерины II, вероятно, копии с портрета работы художника Эриксена.
А как установили, что писан портрет Пугачева именно в Илеке, и кто написал крестьянского вождя поверх изображения императрицы? Об этом рассказала еле заметная надпись слева вверху: «сентября 21-го 1773 года». И на обороте: «Емельян П. родом из казацкой станицы нашей православной веры, принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня».
Два раза упоминается эта дата, н она даёт возможность точно сказать: написан портрет в Илеке — там Пугачёв был 20 — 21 сентября 1773 года. А художник, видимо, иконописец — раскольник, но и он написал Е. Пугачёва неустрашимым.
krayural.ru
Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
(вернуться в начало страницы) |
literatura5.narod.ru
Образ и характеристика Емельяна Пугачева в романе "Капитанская дочка": описание характера и внешности |LITERATURUS: Мир русской литературы
Гринев и Пугачев. Художник С. Герасимов |
Образ и характеристика Емельяна Пугачева в романе "Капитанская дочка"
Емельян Пугачев - донской казак: "...донской казак и раскольник* Емельян Пугачев..." (*раскольник - лицо, не признающее официальной православной церкви) Возраст Пугачева - около 40 лет: "...он был лет сорока..." (на самом деле, Пугачев умер в возрасте около 33 лет) Емельян Пугачев - самозванец, пьяница и бродяга, выдающий себя за императора Петра III: "...пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!.." "...учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III..." "...Меня снова повели к самозванцу..." "...признать бродягу государем был я не в состоянии..." О внешности Емельяна Пугачева известно следующее: "...Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары..." "...Пугачев <...> сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого..." "...Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища..." "...на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев..." "...На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза..." "...Пугачев протянул мне жилистую свою руку..." "...Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами..." У Пугачева большие сверкающие глаза: "...живые большие глаза так и бегали..." "...Пугачев устремил на меня огненные свои глаза..." "...его сверкающие глаза..." Емельян Пугачев носит черную бороду: "...мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая..." "...Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза..."Емельян Пугачев - изверг, злодей и разбойник:
"...расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня..." "...спасибо злодею" "...собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства..." "...принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца..." "...Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич..." "...сгинул от беглого каторжника!.." Пугачев - плут и мошенник: "...Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости..." "...Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны..." Емельян Пугачев - сметливый, смышленый человек: "...Сметливость его и тонкость чутья меня изумили..." "...Ты человек смышленый..." "...Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою..." (о себе) Пугачев - хладнокровный человек: "...Его хладнокровие ободрило меня..." Емельян Пугачев - малограмотный человек. Он не умеет писать и читать: "...пропуск, подписанный каракульками Пугачева..." "...Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер‑секретарь?».." (Пугачев делает вид, что умеет читать, но на самом деле он читать не умеет) "...Господа енаралы! – провозгласил важно Пугачев..." (Пугачев выражает по-народному, он говорит "енаралы" вместо "генералы") Пугачев - человек с суровой душой: "...Казалось, суровая душа Пугачева была тронута..." Емельян Пугачев - грубый человек: "...Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей..." Пугачев - жестокий, кровожадный человек: "...Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной!.." Пугачев - храбрый мужчина: "...А разве нет удачи удалому?.." "...Я воюю хоть куда..." Пугачев - человек слова. Он старается сдерживать свои обещания: "...Пугачев, верный своему обещанию, приближился к Оренбургу..." Емельян Пугачев ведет себя важно и таинственно: "...Нечего сказать: все приемы такие важные..." "...Тут он взял на себя вид важный и таинственный..." "...провозгласил важно Пугачев..." Пугачев - самолюбивый человек: "...Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие..." Разбойник Пугачев - хвастливый человек: "...Хвастливость разбойника показалась мне забавна..." Пугачев - вольнолюбивый человек: "...Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало..." Емельян Пугачев - упрямый человек: "...Казнить так казнить, жаловать так жаловать..." (слова Пугачева) Разбойник Пугачев любит выпить: "...прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье..." "...Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке..." "...и добро бы кому, а то пьянице оголелому!.." "...Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?.." Емельян Пугачев много ест. За обедом он способен съесть двух поросят: "...за обедом скушать изволил двух жареных поросят..." Пугачев любит париться в бане: "...а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел..." У Пугачева на теле есть шрамы, которые он называет "царскими знаками" (как если бы он был настоящий царь): "...А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его..." Пугачев понимает, что он - злодей, но он уже не может остановиться: "...поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал..." В конце концов Емельяна Пугачева казнят за его кровавый бунт: "...он присутствовал при казни Пугачева..." Это был цитатный образ и характеристика Емельяна Пугачева в романе "Капитанская дочка" Пушкина: описание внешности, характера, личности и биографии героя в цитатах.Смотрите: Все материалы по роману "Капитанская дочка"
www.literaturus.ru
Емельян Пугачёв — предводитель народного восстания 1773—1775 годов
Донский казак Емельян Иванович Пугачёв, вошедший в историю как предводитель одного из крупнейших крестьянских восстаний, появился на свет примерно в 1740 году в станице Зимовейская. Принимал участие в Русско-Турецкой и Семилетней войнах.
После того, как в 1770 году его произвели в хорунжие, самовольно покинул службу и вступил в ряды Терского войска. Позже был неоднократно задержан, но успешно скрывался, скитаясь по стране и выдавая себя за обычного купца. По сообщению официальной биографии, осев в Яицком городке, назвал себя Петром Третьим, и начал подстрекать казаков идти на Закубанье. После взятия Чернореченской крепости, сторонниками Пугачёва стали башкиры, калмыки и татары.
Восстание Пугачёва в Оренбурге продолжалось в 1773-1774 годах, с октября по март. Несмотря на некоторые успехи на Урале и вход в Казань, повстанцы были разбиты не дремавшими регулярными частями русской армии, освободившимися по окончании Русско-Турецкой войны. Не спасло повстанцев ни пополнение крепостными на Волге, ни взятие череды городов, таких как Алтырь, Курмыш, Саранск. После ряда поражений и разбитой в городе Царицын армии, Емельян Пугачёв был выдан царским властям его братьями по оружию и приговорен Сенатом к смерти. Казнь бунтаря состоялась 10 января 1775 года.
Восстание: основные цели и причины, ключевые события и результаты
Говоря о восстании и роли в нем самого Пугачева, нужно понимать предпосылки подобных явлений в истории. Они происходят тогда, когда власть пассивно относится к непростому положению своего народа. В данном случае народное движение превратилось в крестьянскую войну, потому что восставшие действовали на огромной территории, жестко и в течение продолжительного промежутка времени, при этом основными чертами была многочисленность и организованность крестьянских войск. Они добивались, в первую очередь:
- смены крепостного права и отмены рекрутского набора;
- минимизации налогообложения;
- ликвидации чиновничества и дворянства, которые считались разорителями крестьян;
- установления казачьего самоуправления по всей российской территории.
Восстание распространилось на огромную площадь — от Оренбургского края до Среднего Поволжья. Стартовало все у реки Яик 17 сентября с выступления маленького казачьего отряда, которое впоследствии превратилось в мощное воинственное соединение, продвигающееся к району гор Урала.
С августа 1773 по март 1774 года проводилась осада Оренбурга, пугачёвцы потерпели поражение. С апреля по июль — взятие Казани. 31 июля Пугачёв отменяет крепостное право, однако его армию окончательно разбивает А. Суворов. Причинами поражения стало множество факторов: отсутствие военного опыта, плохое вооружение, непонимание чётких целей и недоработка конструктивной программы восстания.
Пугачёв как личность: роль в восстании, человеческие качества
Роль предводителя восстания трудно преувеличить — сама жизнь так называемого «самозванца» с трагической судьбой показала, что в нём присутствовала особая внутренняя сила, раз уж за ним пошла вся многочисленная «чернь»: начиная от местных казаков и заканчивая работными людьми.
Он часто говорил о своей ненависти к угнетателям, о том, что каждый имеет право на свободу. Несмотря на множество недоработок, этому человеку удалось захватить много населенных пунктов, мелких и крупных, создать собственное правительство и военную коллегию, издавать царские указы и манифесты и щедро жаловать соратников, что характеризует его как отважного и умелого лидера.
Как бы то ни было, произошедшие события привели к улучшению положения рабочего класса, казачества и крестьянства, ослаблению помещичьего гнета, а также ликвидации самоуправления и централизации власти.
Образ бунтаря в известном пушкинском романе
Что заставило Пушкина обратиться к этой теме?
Ещё с 20-х годов великий русский писатель и поэт проявлял неподдельный интерес к историческому прошлому своей Родины. Об этом прямо свидетельствуют изданная им литература: драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», а также непосредственно «История Пугачёвского бунта», при подготовке которой автор посетил места, непосредственно связанные с восстанием, говорил со старожилами, прямо или косвенно знавшими популярного бунтаря, систематизировал и обобщил материалы, собрал народное творчество на эту тему. Весь уникальный и сугубо подлинный материал Пушкин использовал и в своих художественных произведениях, в частности, «Капитанской дочке», в которой удачно объединил талант историка и поэта.
Какой он, пушкинский Пугачёв?
В историческом труде Пушкин рисует судьбу «страшного бунтовщика», злодея, способного на низость и подлость, предательство. В повести же — это яркая и цельная фигура с внутренним стержнем, похожая на героев народных песен и былин, которая соединяет в себе лучшие черты русского человека. Этой личности присуща щедрость, широта души, сила и удаль, а также высокие нравственные принципы. Образ Пугачёва здесь становится ключевым. Герой появляется при достаточно романтичных обстоятельствах, и проявляется в первую очередь как талантливый человек с живым и острым умом, вызывающий уважение, а не осуждение из-за кровопролития.
У Пушкина он истинный народный вождь, хитрый и умный, которого уважают и любят массы, которому не чуждо великодушие, чувство справедливости. При этом автор не идеализирует бунтовщика, рисуя картины откровенных протестов, основанных на жестоких расправах, насилии и чужих жизнях, поставленных на кон высокой идеологии. Но, невзирая на это, в произведении он не может причинить зло людям, от которых видел только добро.
Каким бы ни был в реальности этот человек, он уже вошёл в историю не только как кровожадный изверг, но и как надежда и сосредоточение высоких мечтаний русских людей о воле.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:Вы можете оставить комментарий к докладу.
www.doklad-na-temu.ru