Исцеление прокаженных, бесноватых и др. Картина прокаженный
Проказа – это что за болезнь? Фото
Проказа – это системное инфекционное заболевание, протекающее в хронической форме, вызывается бактериями Mycobacterium leprae (палочка Хансена). При патологии наблюдается поражение кожи, периферической нервной и костной (в основном страдают кисти и стопы) системы.
Синонимы: лепра, финикийская (скорбная) болезнь, ленивая смерть, крымка, болезнь Святого Лазаря.
Исторические факты
Рисунки XIX века, на которых изображены больные проказой. Слева у человека паралич лицевого нерва. У женщины в центре помимо узелков имеется потеря бровей и, кажется, рубцевание правого глаза. Крайняя правая женщина (в описании к рисунку было указанно, что ей 28 лет) имеет много больших узелковых образований (лепром).Человечество знакомо с проказой с давнего времени. Первые упоминания о заболевании, встречающиеся в письменных памятниках, относятся к XV–X в. до нашей эры. Также проказа описывалась в Библии (Ветхий Завет) и в папирусе Эберса (относится к старейшим медицинским рукописям Древнего Египта).
Раньше больные лепрой вызывали страх и брезгливость, поэтому их называли «прокаженные». В древние времена патология не поддавалась лечению, пострадавших ожидала неминуемая инвалидность и во многих случаях – смерть.
В Европе пик заболевания наблюдался в периоде с XII по XIV век. Из-за мнительности и лепрофобии пострадавшие становились настоящими изгоями – им воспрещалось посещать людные места и пользоваться проточной водой, также с ними боялись находиться рядом и даже разговаривать. Проказа считалась весомым поводом для разъединения брака, а при первых признаках проводились церковные отпевания еще живого человека.
Для полной изоляции больных позже были придуманы лепрозории, которые строились на территории монастырей. Там пациенты получали медицинскую помощь и умирали в «человеческих» условиях. Такие учреждения помогли снизить пик заболеваемости, и к XVI веку проказа исчезла из многих европейских стран.
На сегодня лепра – достаточно изученное заболевание. Доказано, что она не передается при контакте с кожей (учитывая целостность эпидермального слоя) и при отсутствии лечения не всегда приводит к летальному исходу.
Французский журналист Рауль Фоллеро в 1948 году основал Орден милосердия, а в 1966 году — Федерацию европейских противолепрозных ассоциаций. Благодаря его вкладам в календаре появился новый праздник – День прав больных проказой, который отмечается 30 января.
Классификация и симптомы
По различным данным, в мире насчитывается от трех до десяти миллионов пациентов, страдающих проказой, также ежегодно диагностируется более 600 тысяч новых заболеваний.
Существует несколько подходов к классификации проказы, применяемые различными организациям. Но выделяемые виды не сильно отличаются, скорее просто в некоторых классификациях опускается одна из форм.
- Всемирная организация здравоохранения выделяет две формы заболевания, исходя из количества бактерий-возбудителей: олигобациллярная (до 5-ти поражений на теле) и мультибациллярная (больше 5-ти образований).
- Шкала Международной ассоциации по борьбе с лепрой (International leprosy association) основывается на классификации Ридли-Джоплинг (исходя из иммунной реакции) и насчитывает пять градаций.
- МКБ-10, хотя и разработано ВОЗ, также за основу берет принцип Ридли-Джоплинг и выделяет лепрематозную, пограничную (неопределенную) и туберкулоидную формы.
- В MeSH также используются три группы.
Лепроминовая проба – это внутрикожная инъекционная аллергическая проба с лепромином (экстракт выделяется из тканевых поражений больных лепроматозной лепрой). Оценивание местной реакции проводится спустя 2-4 недели. Проба выполняется с целью диагностирования формы проказы для последующего выбора схемы лечения. Проще говоря, лепроминовая проба – это как манту, которую всем делают в детстве, только здесь вместо бактерий туберкулеза вводится возбудитель самой страшной формы лепры, после чего на коже наблюдают реакцию иммунитета.
Лепроматозная (саркоидная)
Считается самой опасной. В организме присутствует огромное количество бактерий. Заболевание начинается с поражения эпидермиса – на поверхности конечностей, лба, надбровных дуг, щек и носа (иногда – на туловище и даже внутренних органах) образуются гранулематозные узлы, носящие название «лепромы». Со временем формируются крупные складки, преобразующие лицо пациента в «львиный лик».
Бугорки твердые на ощупь, имеют размеры от спичечной головки до фасоли. В этих узлах содержится огромное количество микобактерий: на 1 см3 пораженной ткани – до одного биллиона бацилл.
Вначале заболевание поражает оболочку носа, особенно в этот процесс вовлекается перегородка, разделяющая правую и левую часть ноздри. Именно с этой части берется лабораторный соскоб или пункция и при наличии проказы выделяется палочка Ганзена.
Со стороны глаз происходят негативные изменения в роговице (изъязвления, рубцевания) и без оказания медицинской помощи это приводит к слепоте.
Нервная система также вовлекается в патологический процесс. У больных наблюдаются невротические реакции, изменение чувствительности, отмечаются двигательные расстройства.
Одно из тяжелых осложнений – расслаивание костей скелета – кисти и стопы становятся мягкими, в тяжелой стадии заболевания возможны отпадения фаланг пальцев, деформация носа.
Лепроминовая проба – отрицательная.
Пограничная
Это наиболее распространенная форма лепры. Заболеванию характерно небольшое количество пятен, имеющих нечеткую границу. Часто пограничную форму проказы принимают за хронический дерматоз. Самочувствие пациентов в начале инфицирования не нарушено. По мере прогрессирования патологии трофические расстройства и нарушение чувствительности приобретает яркую выраженность.
Лепроминовая реакция может быть отрицательной или положительной. В первом случае присутствует высокий риск перехода заболевания в саркоидную форму. При положительной реакции патология, как правило, приобретает туберкулоидное течение.
Туберкулоидная
Наблюдается поражения кожных покровов, периферических нервов и внутренних органов.
При туберкулоидной форме на эпидермисе вместо узлов образуется от одного до нескольких пятен, имеющих асимметричность, безболезненны на ощупь, красно-коричневого цвета с четкими границами и побледнением в центре.
Нервные заболевания и полиневриты имеют схожую симптоматику с лепроматозной формой, но протекают намного легче. Наряду с этим отмечается раннее нарушение тактильной и температурной чувствительности. Пораженные очаги с виду имеют блеск и «сальность», также в этих местах наблюдается выпадение волос.
Туберкулоидная форма проказы имеет низкую заразность по сравнению с лепроматозной формой.
При постановке лепроминовой пробы отмечается слабая замедленная реакция.
Выпадение бровей – один из симптомовОсобенности течения у детей
У детей проказа может протекать по ювенильному типу. Другими словами, заболеванию присущи некоторые черты лепроматозной, туберкулоидной и пограничной формы, также возможно проявление узловатой эритемы.
Причины развития
Возбудитель лепры был открыт в 1874 году норвежским ученым А. Хансеном. Mycobacterium leprae – это грамположительные бактерии, относящиеся к внутриклеточным паразитам, морфологические свойства которых имеют высокую схожесть с палочкой Коха (вызывает туберкулез).
Пути передачи
Вопреки распространенному мнению проказа не очень заразна.
Источник заражения – больные люди. Бацилла выделяется с носовой слизью, каловыми массами, мочой, слюной; из изъязвленной поверхности лепром также отделяются бациллы в окружающую среду. Инфицирование чаще всего происходит при непосредственном кожном контакте (микобактерия проникает через микротрещины или ранки). Также передача заболевания может произойти при поцелуях, половых контактах или укусах кровососущих насекомых. Также предполагают, что инфекция может передаться через кашель больного.
Люди с крепкой иммунной системой имеют к лепре резистентность. Заболевание в этом случае малоконтагиозно и инфицирование может произойти лишь при длительном тесном контакте. Инкубационный период (время от заражения до проявления первых признаков) длится в среднем от трех до семи лет.
Диагностика – проверка врачей на знания
Даже на сегодня проказа – не забытое заболевание и время от времени встречается в современной врачебной практике. Ее определение может вызывать особые сложности в странах, где данное заболевание встречается очень, не смотря на развитую медицину (например, в США).
Для диагностики патологии, вызванной Mycobacterium leprae, подключаются узкоспециализированные врачи: инфекционисты, дерматологи, невропатологи. Помимо жалоб пациента и внешних признаков патологии, во внимание берутся лабораторные исследования, наиболее точным является бактериоскопическое выявление бациллы Mycobacterium leprae или путем обнаружения ДНК с использованием полимеразной цепной реакции. Соскоб берется из слизистой оболочки носа, пораженных участков кожи, также изучается материал, выделенный из бугорков и лимфоузлов.
Врачу важно проявить внимательность, так как на первых порах лепру можно перепутать с другим патологическим процессом. В этом случае для уточнения диагноза следует провести ряд лабораторных исследований.
Заболевания, дерматологические проявления которых имеют высокую схожесть с проказой (берется во внимание характер сыпи и пятен):
- третичный сифилис;
- мультиформная эритема;
- токсидермия;
- нейрофиброматоз;
- красный плоский лишай;
- туберкулез и саркоидоз кожи;
- лейшманиоз;
- узловатая эритема.
Существует еще один способ (не всегда эффективен, но простой и безвредный) проведения дифференциальной диагностики проказы – проба с никотиновой кислотой (вводится 1 мл, раствор 1%). Спустя 1-3 минуты после процедуры пятнистая лепрозная сыпь краснеет и отекает.
Методы лечения
Сегодня проказа является излечимым заболеванием. Если инфекция протекает в тяжелой форме, то пациента размещают в специализированные противолепрозные учреждения. В остальных случаях больной получает терапевтическую помощь на дому.
Для лечения лепры используют этиотропную терапию. Медикаментозное лечение заключается в использовании сульфоновых препаратов, проявляющих антибактериальное воздействие на Mycobacterium leprae. Наиболее распространенные препараты – «Солюсульфон» (его вводят внутримышечно два раза в неделю), «Диаминодифенилсульфон», «Сульфаметрол». Также эффективен «Димоцифон», оказывающий одновременно противомикробный и иммуномодулирующий эффект.
Также назначаются антибиотики широкого спектра действия («Рифампицин», «Офлоксацин»), витамины, гепатопротекторы. В связи со снижением защитных функций организма существует высокая вероятность заболевания туберкулезом, поэтому пациентам во многих случаях назначается внеплановая вакцинация БЦЖ.
Для профилактики инвалидности рекомендуются физиотерапевтические процедуры: массаж, электрофорез, УВЧ, лечебно-профилактическая гимнастика и физкультура. С целью предупреждения ортопедических заболеваний рекомендовано ношение специального пособия (стельки, стяжки, скобы, бандажи и ортезы).
Прогноз заболевания
Последствия проказы напрямую зависят от срока раннего диагностирования и лечения патологии. Если необходимые меры были предприняты на первом году развития заболевания, то во многих случаях пациенту удается избежать тяжелых осложнений.
При поздней обращаемости к специалистам возможно пожизненное сохранение нарушения чувствительности, паралича и деформации скелета. У мужчин может наблюдаться стойкая азооспермия, приводящая к бесплодию. При отсутствии лечения в большинстве случаев пациент погибает от истощения, удушья, нарушения белкового обмена (амилоидоз) и прочих сопутствующих заболеваний.
Неприятные фото серьезных последствий проказы
Страшные поражения лица
Деформированные руки
Деформированные стопа и нога
Изъязвленная стопа
Деформированный нос
Кератопатия, которая развилась из-за неспособности закрыть глаз и его пересыхания, в результате – слепота.
zdorovko.info
Надломленный тростник и тлеющий фитиль – 7D формат
Представьте, что в один из своих свободных вечеров вы оказались на выставке с интересным названием: «Выставка особого искусства: “Надломленный тростник и тлеющий фитиль”». Небольшая, но и не огромная комната вся заставлена картинами. Все они в рамах. Яркие тона. Все расположены на мольбертах парами, обратной стороной друг к другу. Вы направляетесь к первой картине.
Это прокажённый, который является центральной фигурой на полотне. Он согнут, словно горбатый. Его рука без пальцев, обмотанная тряпкой, протянута к вам с мольбой. Рваная накидка скрывает всё его лицо, кроме глаз, полных страдания. Толпа вокруг прокажённого хаотична. Отец хватает любопытного ребёнка. Убегает женщина, спотыкаясь о собственные ноги. Бежит какой-то человек, мелькают его ноги. Картина озаглавлена мольбой прокажённого: «Если Ты хочешь — Ты можешь». Вторая картина на этом мольберте — тот же прокажённый, но сцена резко изменилась. В её названии только два слова: «Я хочу». На этой картине прокажённый стоит прямо и уверенно. Он рассматривает свою собственную руку, на которой теперь имеются пальцы. Лицо открыто, накидка откинута на плечи, он улыбается. Нет больше толпы, только одна Личность стоит рядом с бывшим прокажённым. Лица Его не видно, но видны Его руки на плечах исцелённого человека.
«Очень странная выставка», — шепчете вы про себя, направляясь к следующей картине. Здесь кисть мастера запечатлела женщину на лету: она перепрыгивает через пропасть. Её одежда разорвана. Тело её хрупко, кожа бледная. Она выглядит обескровленной; обеими руками тянется к скале; в её глазах отчаяние. На выступе стоит человек. Всё, что вы видите, — это ступни, сандалии и подол одежды. Под картиной слова женщины: «Если только…» Вы быстро переходите к парной картине, чтобы увидеть следующую сцену. На ней — та же женщина стоит. Почва под её ногами твёрдая. Её лицо порозовело. Она кротко смотрит на стоящих вокруг людей. Около неё стоит Тот, Кого она искала для того, чтобы прикоснуться. Заголовок? Его слова: «Прими жизнь»…
Следующая картина сюрреалистична. На холсте искажённое лицо человека. Оранжевые курчавые волосы на лиловом фоне. Лицо вытянуто и расширено книзу, как груша. Глаза перпендикулярны разрезу, в них прыгают тысячи крошечных зрачков. Открытый рот застыл в крике. Вы замечаете что-то странное. Это — живое окружение человека. Сотни каких-то паукообразных существ терзают друг друга. Их отчаянные голоса запечатлены в заголовке: «Заклинаю Тебя Богом живым, не мучай меня!» Увлекаясь, вы подходите к парной картине. На ней тот же человек, но черты его лица теперь спокойны, глаза уже не дики, они округлены и смотрят мягко. Губы сомкнуты. Заголовок объясняет внезапный мир: «Освобождён». Человек наклонился вперёд, как будто он внимательно слушает. Он поглаживает рукой подбородок, на его запястьях болтаются наручники, но цепь на них разорвана.
На другой картине бедно одетая женщина пригнулась от страха перед разъярённой толпой, которая бросает в неё камни. На парной картине камни безобидно лежат на земле. Во дворе у разбросанных камней изумлённая женщина и улыбающийся мужчина, который стоит возле своих надписей на земле.
И новая пара картин: парализованный на постели просит друзей не останавливаться, а они в нерешительности глазеют на переполненный людьми дом. На обратной стороне та же постель на плечах этого парня: он бежит вприпрыжку к дверям дома.
Следующая пара: слепой человек, зовущий: «Равви!» На другой стороне он преклоняется перед Тем, Кого он звал.
Так расположены все картины галереи. Всегда парами: одна изображает травмированную личность, другая — ту же личность, но умиротворённую.
Между «до» и «после» — встреча, изменяющая жизнь. Одна сцена сменяет другую: умиротворённость сменяет страдание, надежда прогоняет причинённую боль и побеждает её. А в центре холла стоит однаединственная картина. Она отличается от всех других картин галереи. Здесь нет лиц. Нет людей. Мастер обмакнул кисть в древнее пророчество и нарисовал два простых предмета: тростник и фитиль. «Не сломает Он камыша согнутого и не погасит светильника мерцающего» (Матфея 12:20) (перевод РБО). Есть ли что-нибудь более хрупкое, чем надломленный тростник? Посмотрите на надломленный тростник у берега. Когда-то тонкий и высокий стебель этой прочной речной травы сейчас наклонён и согнут. Не надломлены ли вы, словно этот тростник? А давно ли вы стояли ровно и уверенно?
Вы были прямым и крепким, питаемым водой и укоренённым в русле уверенности. Потом что-то произошло. Вы были сломлены…
– жестокими словами…
– гневом друга…
– супружеской изменой…
– вашим личным крахом…
– религиозной непримиримостью…
И вы были ранены, чуть согнуты. Ваш полый стебель, когда-то ровный, теперь согнут, надломлен и затерян среди камышей…
И тлеющий фитиль свечи. Есть ли что-нибудь более близкое к смерти, чем тлеющий фитиль?! Когда-то он горел, сейчас ослабел и угасает. Ещё тёплый от вчерашней страсти, но уже без огня. Ещё не холодный, но уже далеко не горячий. Как давно ты пылал верой? Помнишь, как ты освещал путь? Затем налетел ветер…
О, ты был тогда таким сильным, но непрерывные порывы ветра хлестали твой угасающий огонь, оставляя тебя в теснящей темноте. Тлеющий фитиль и надломленный тростник. Общество знает, что делать с тобой. Мир знает слабые места для удара. Мир надломит тебя, и мир погасит тебя. Но авторы Писания утверждают, что Бог не сделает этого. Картины на холсте одно за другим являют собой нежные прикосновения Создателя, у Которого есть особое место для надломленных и утомлённых миром. Бог — Друг раненого сердца. Бог — это Тот, Кто хранит твои мечты. Такова тема Нового Завета. Такова и тема выставки в картинной галерее.
Давайте пройдём вместе по галерее. Давайте поразмышляем над моментами, когда Христос встречал людей во время их страданий. Мы увидим, что пророчество доказывает истину. Мы увидим надломленный тростник укреплённым и тлеющий фитиль зажжённым.
Это действительно единственная в своём роде коллекция картин. Кстати, ваш портрет тоже есть в этой галерее. Взгляните на него. На одной и другой стороне галереи два мольберта. Но они не похожи на другие: их холсты не тронуты. Внизу ваше имя. Рядом с мольбертами — стол с красками и кистью…
Макс Лукадо
proekt7d.ru
Исцеление прокаженных, бесноватых и др.
Исцеление прокаженного.Н. М. Алексеев (1813-1880). 1843–1850 гг.Масляная живопись по сухой штукатурке.Роспись аттика северо-восточной части Исаакиевского собора Санкт-ПетербургаИсаакиевский собор
***
Христос посылает Свой образ АвгариюТ. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848 гг. Холст, масло.Картина в нише юго-восточного пилона Исаакиевского собора.
В основу положен евангельский сюжет, связанный с одним из чудесных деяний Иисуса Христа — исцелением правителя сирийского города Едессы Авгария, страдавшего проказой, с помощью нерукотворного образа, запечатленного на убрусе. Исаакиевский собор
***
Исцеление сухорукого (слева). Исцеление бесноватого отрока (справа)Хождение по водам (в центре).Мозаика северной стены по оригиналу Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург
***
Исцеление Христом бесноватого в Капернауме.Василий Беляев. 1903 г. Картон, масло.Оригинал для мозаики северной стены храма Спаса-на-кровиРусский музей, Санкт-Петербург
***
Исцеление расслабленного, спущенного через кровлю.Мозаика по оригиналу В. П. ПавловаХрам Воскресения Христова (Спас-на-крови), Санкт-Петербург
Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Мар.2:1-12
***
Исцеление больных.Валериан Степанович Крюков (1838-1916).http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Исцеление расслабленного в Капернауме. Рисовал В.С. Крюков, гравировал А. Зубчанинов. Литография. Бумага, графика.Изд. Санкт-Петербург, 1876 г.Из собрания Государственного музея истории религии
***
Исцеление гадаринского бесноватого. В.С. Крюков. Литография. Бумага, графика.Изд. Санкт-Петербург, 1876 г.
***
Чудесное исцеление о край одежды и воскрешение дочери Иаира.Святослав Владимирович Воинов (1890-1920). 1920 г. Гринсбон, масло. 142,5х87,7.Русский музей, Санкт-ПетербургБиблиотека Якова Кротова
***
Исцеление расслабленного при Овчей купальнеГлава из Закона Божия Серафима Слободского
Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.
Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.
Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.Иисус Христос спросил его: «хочешь ли быть здоровым?»Больной ответил: «Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».Иисус Христос сказал ему: «встань, возьми постель и ходи».
Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: «сегодня суббота, не должно тебе нести постель».Исцеленный отвечал им: «Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти».«Кто сказал тебе это?» — спросили они.Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.
Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже».Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.
Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.
См. в Евангелии от Иоанна, гл. 5. 1–16.
***
Овчая купель.Ян (Иван) Францевич Ционглинский. 1885 г. Холст, масло, 237х170.Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
За выпускную работу «Овечья купель» в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург) Ционглинский получил звание классного художника 1 степени.
***
Овчая купель (исцеление расслабленного).Н. А. Бруни. 1885 г. Холст, масло. 166х207.Государственный Русский музей, Санкт—Петербург
Исцеление расслабленного у Овчей купели.К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.Изд. Москва, начало XX в. Из собрания Государственного музея истории религии
Исцеление расслабленного в Капернауме.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА
www.ippo.ru
РОКОВОЕ ПРОКЛЯТИЕ КАРТИН | Журнал РЕПИН.инфо
Психологи советуют к позированию перед художником относиться с большой осторожностью. Обнаружена странная закономерность: многие модели живописцев умирали во время написания, или через непродолжительное время после завершения работы художником. А некоторые картины оказывали на жизнь людей поистине роковое воздействие.
Примеров воздействия на людские судьбы картин-проклятий множество.
Многим известна картина испанского художника Джованни Браголина (также известного как Бруно Амадио) «Плачущий мальчик». В начале 1980-х годов репродукции картины были популярны в Англии. Но вскоре стали замечать, что участились пожары именно в тех домах, где висела репродукция. Причем, дом выгорал дотла, а картина всегда оставалась целой. Огонь ее не трогал. И таких случаев было великое множество.
Один из жителей Йоркшира купил репродукцию и повесил в доме, решив опровергнуть слухи о ее способности вызывать пожар. Вскоре после этого его дом выгорел дотла. Репродукция осталась целой.
Загадочные пожары пронеслись по всей стране. Один из пожарных, которому приходилось неоднократно участвовать в тушении, заявил: «Я никогда раньше не верил в проклятия. Но когда вы видите целехонькую картину в полностью сгоревшей комнате, и она – единственное, что не пострадало, то вы понимаете, что это перешло все границы».
Ходили слухи, что художник, для того чтобы заставить плакать сына, который боялся огня, жег перед его лицом спички. И мальчик, когда его терпение лопнуло, крикнул: «Гори ты сам!». И, будто бы через две недели после этого, мальчик умер от пневмонии, а вскоре сгорел в своем доме его отец.
Второй пример: «Водяные лилии» импрессиониста Моне. Первой ее жертвой стал сам художник – его мастерская чуть не сгорела по завершении работы над полотном. В дальнейшем, с картиной связана целая цепь непонятных пожаров.
Считается также, что картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» приносит смерть. Те, кто вступал в контакт с полотном, заболевали, впадали в депрессию, или умирали.
Картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» поначалу называли самым веселым произведением русской живописи. Но потом с друзьями художника, которые позировали ему при работе над картиной, стали происходить странные события, которые ломали их судьбу. И картину стали считать проклятой. Репин настолько сильно испугался, что немедленно убрал с полотна фигурку маленького казачка, написанную с собственного сына. Но рок продолжал преследовать тех, кто позировал художнику и для написания других картин. Хирург Пирогов и композитор Мусоргский умерли на следующий день после того, как Репин закончил писать их портреты. На следующий же день после написания его портрета, застрелили Столыпина.
От очень многих картин исходит аура зла. Иногда люди теряют сознание прямо в галерее. Знаменитая «Джоконда» некоторых не восхищает, а пугает. До потери сознания. Зафиксированных случаев сотни. И сама позировавшая Леонардо да Винчи Мона Лиза умерла в 28 лет.
Еще один пример. «Тройка» Перова. В центре изображен светловолосый мальчик. Художник долго искал ребенка для написания картины. Потом случайно встретил женщину, которая шла с 12-ти летним сыном на богомолье. Женщина не хотела, чтобы сын позировал художнику, по непонятной причине опасаясь, что ребенок умрет. Но, после долгих уговоров живописца, согласилась. Вскоре по завершении картины мальчик умер.
Этот список примеров можно продолжать долго. Со многими полотнами знаменитых художников связаны таинственные истории. Ученые пытаются проанализировать и объяснить феномен «роковых картин». В ходе исследований зафиксировано, что в мозг художника во время творческого подъема поступает большое количество энергии, а биопотенциал мозга натурщика резко снижается. Во время работы художник как бы высасывает энергию модели, коверкая его ауру.
Существует также поверие, что если изобразить человека в тот момент, когда он является положительным героем, то с ним потом обязательно случится несчастье.
В одной из бесед вице-президент Российской академии художеств Эдуард Бодрицкий рассказал, как он сделал двойной портрет – Владимира Высоцкого и Пушкина. Высоцкий был одет в костюм классика, а Александр Сергеевич - в джинсовый костюм. При этом лицо поэта Бодрицкий закрасил черным. Друзья-коллеги, посмотрев работу, сказали Эдуарду, что энергетику умершего классика он через кисть передал Высоцкому, и тем ускорил его конец. Через непродолжительное время Владимир Высоцкий умер.
Конечно, проще всего от всего этого можно отмахнуться и сказать, мол, «бред»! Но уж слишком много документально зафиксированных примеров того, как картины-проклятья влияли на жизнь не одного десятка людей. В том числе и на скептиков, которые поначалу в это не верили…
repin.info
«финикийская болезнь» - необычные истории из истории
Горелова Л.Е.
ММА имени И.М. СеченоваПроказа, известная человечеству со времен глубокой древности, окутана туманом легенд и страхов. Родиной ее считается юго–восток Азиатского материка (Япония. Китай, Индия), откуда ее занесли на север Африки вавилонские пленники. В свою очередь, финикийские моряки заразились проказой у древних египтян и разнесли ее по всей Европе. В Греции проказу называли «финикийской болезнью» или лепрой.
Из древних египетских папирусов известно, что проказа была распространена и в Египте. Врачи фараона Менептеха, сына Рамзеса II, были по–видимому, одними из первых, кто, изучая эту болезнь, высказал мысль об изоляции прокаженных (на протяжении тысячелетий шла борьба между учеными о причинах заражения проказой).
Голоав прокаженного (скульптура, найденная в Александрии, Египет)
Об этой странной болезни упоминается и в Ветхом Завете: «Когда у человека появляется на коже опухоль, лишай лил белое пятно, напоминающее проказную язву, его должны привести к первосвященнику Аарону или одному из его сыновей... Первосвященник осмотрит рану. Если волосы на ней побелели и она углубляется под кожу тела, это – проказная язва; священник, производивший осмотр, должен объявить тело человека «нечистым». Иногда пациента закрывали на семь дней, чтобы убедиться, что «язва не изменилась и не расползлась по коже».Во многих библейских сказаниях содержатся рекомендации. Например, прокаженный, покрытый язвами, должен был носить разорванную одежду, ходить с непокрытой головой, прикрывать голову и кричать: «Нечистый, нечистый, нечистый». В Ветхом Завете рекомендовалось также уничтожать дома прокаженных, чтобы никто не мог больше жить в них, а их одежду и предметы личного пользования сжигать.
Во всех древних рукописях красной нитью проходит мысль о передаче этого грозного недуга через контакты, так что единственным спасением объявлялась изоляция больных. Поэтому многие легенды были связаны с отшельничеством прокаженных. Об этом нам говорят и древнеегипетские книги – «Веды»: «Если прокаженный мужчина вступает в брак с прокаженной женщиной, то у них родится ребенок, больной проказой». И вновь следует логический вывод: прокаженный должен удалиться в джунгли и жить там отшельником, питаясь фруктами и древесными корнями. Только в уединении можно было надеяться на благоприятный исход. Указывалось и средство лечения – плоды дерева калоо. В настоящее время это средство отождествляют с шолмогровым маслом – ценнейшим лекарством. Шолмогровое масло, применявшееся в индийской и китайской медицине еще в X веке, в европейской медицине появилось только в середине XIX столетия. Его аналог – гиднокарповое масло в течение многих веков было единственным лекарством от проказы: оно предотвращало разрушение носовой кости, отпадение ушей, пальцев на руках и ногах.
Однако названные масла были токсичны и вызывали тяжелые поражения почек. Необходимо было искать более эффективные средства борьбы с лепрой. Из древних византийских книг мы узнаем, что Константин Великий, основавший в IV веке будущую столицу Византийской империи и утвердивший христианство в качестве государственной религии, болел проказой. Языческие врачи предложили ему для излечения каждое утро купаться в крови новорожденных детей. Константин отверг этот «метод». По легенде, ему во сне явился св. Сильвестр и в знак благодарности исцелил императора. После этого Константин принял христианство. Где здесь миф, а где реальность – трудно сказать.
Впрочем, даже если оставить в стороне исторические неточности индийской и византийской мифологии, нельзя не напомнить о таком юридическом документе, как законы Ману (правила поведения для населения Древней Индии). Этот кодекс запрещал больным проказой, а также сыновьям и дочерям прокаженных вступать в брак со здоровыми людьми.
Однако требование изоляции больных (так, согласно источникам, считали древние египтяне, евреи, китайцы) приобретает статус государственных мероприятий только в VI в., когда во Франции прокаженных обязали жить в специальных домах – лепрозориях. На основании указа 503 года на протяжении всего периода средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно их них. «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который... осуждал его на смерть»;. Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас».
После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мертв. Если он покидал на какое–то время лепрозорий, он должен был одеть серый плащ с капюшоном, а на шее нести колокольчик, извещающий окружающих о приближении этого «живого мертвеца».
С историей лепрозориев связана и история военно–монашеского ордена, соперничавшего многие десятилетия с другими орденами – тевтонским, тамплиерским. Именно монахи этого ордена св. Лазаря, учрежденного в XII веке, начали ухаживать за больными проказой в лепрозориях. Отсюда и пошло название «лазарет» (пристанище св. Лазаря). Сколько мужества нужно было иметь в те далекие времена (да и сейчас) чтобы решиться работать в лепрозориях! Труд врачей, фельдшеров, медсестер, санитарок и в современных лепрозориях – настоящий подвиг. А он необходим. По данным английских, американских и других лепрологов, на земном шаре к началу XX в. было до 15 млн. больных. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), к середине XX века насчитывалось 12 млн. больных лепрой. И все они нуждаются в медицинской помощи...
Уход за прокаженными (старинная гравюра)
Неизвестная причина, вызывающая эту болезнь, делала этих людей изгоями в обществе (до сих пор сохранилось выражение «бежать, как от прокаженных»). По существу, на протяжении многих столетий борьба с проказой была историей морального и физического уничтожения больных. Прокаженных живыми закапывали в землю, сжигали на кострах, сбрасывали в ущелья, топили в реках. Так, в 1321 г. во французской провинции Лангедок за один день было сожжено 600 человек, из которых половина были больны проказой. Остальные только подозревались в этой страшной болезни.Возбудители проказы – бактерии были открыты только в конце XIX в. По имени ученых, впервые описавших этот микроб и разработавших метод окраски его, возбудители получили название бактерий Хансена–Нейсеера. До настоящего времени ученые продолжают изучать вопрос о культивировании лепрозных бактерий на искусственных средах. К сожалению, проказа является печальным уделом только организма человека. Кроме людей, лепрой в природе никто не болеет. Типичную экспериментальную проказу на животных вызвать нельзя (редкие эксперименты проводятся на шимпанзе).
Поэтому трагической страницей в истории медицины стали опыты врачей... на себе. Так поступил Д.К. Даниэльсен, норвежский врач–лепролог, который заражал себя кусочками пораженной кожи больных, пересаживал их себе под кожу, впрыскивал себе кровь прокаженных. У него было много последователей. Но ни один опыт не дал результатов. Одни люди заражались проказой даже при кратковременном контакте с больными, другие, прививая себе эту страшную заразу, оставались здоровыми.
Большой вклад в изучение природы проказы и борьбы с ней внесли русские ученые. Среди них особое место занимает В.И. Кедровский (1865–1937). Заведуя лепрозным отделением Тропического института, он проводил уникальные исследования по изучению возбудителя болезни и борьбы с ней. В конце XIX – начале ХХ века в России проказа была зарегистрирована в 59 губерниях, болезнь одно время угрожала Петербургу.
Тайну проказы не удалось раскрыть до настоящего времени. Лепра еще ждет своего исследователя–победителя.
historyonline.livejournal.com
Проказа: Болезнь отверженных - Человеческие аномалии
Эта болезнь известна человеку еще с древнейших времен. И с этих же времен она не только окутана легендами, но и страхом и ужасом.
Местом, где она родилась и откуда начала шествие по всему миру, считаются страны, расположенные на Азиатском материке: Япония. Китай, Индия. Отсюда, как считается, рабы, мореплаватели и путешественники, занесли ее на север Африки.
Судя по текстам из древнеегипетских папирусов, проказа имела широкое распространение и в Древнем Египте. И именно из Египта, как предполагается, древние финикийские мореплаватели, заразившиеся проказой от жителей этой страны, распространили ее по всему европейскому континенту. Видимо, по этой причине в Ереции проказу называли «финикийской болезнью», или лепрой.
Есть упоминания об этой ужасной болезни и в Ветхом Завете: «Когда у человека появляется на коже опухоль, лишай или белое пятно, напоминающее проказную язву, его должны привести к первосвященнику Аарону или одному из его сыновей... Первосвященник осмотрит рану. Если волосы на ней побелели и она углубляется под кожу тела, это — проказная язва; священник, производивший осмотр, должен объявить тело человека “нечистым”».
Исцеление десяти прокаженных из Евангелия
В некоторых ветхозаветных текстах можно найти своеобразные инструкции, в которых излагались нормы общественного поведения больных лепрой. Так, прокаженному, чье тело было изъедено язвами, вменялось носить рваные одежды, ходить с оголенной головой и постоянно кричать: «Нечистый, нечистый, нечистый».
Поскольку во все времена считалось, что страшная болезнь передается от больных здоровым людям посредством взаимных контактов, то изоляция прокаженных считалась единственным средством спасения остальных людей от этой страшной болезни.
Согласно этим воззрениям, человек, пораженный проказой, должен уйти как можно дальше от остальных людей и жить в одиночестве, питаясь плодами деревьев и корнями растений.
В Ветхом Завете даже предлагалось изолировать от общества не только самих прокаженных, но и уничтожать дома, в которых они проживали. А также сжигать одежду и предметы их личного обихода. Безусловно, это были вполне разумны санитарные процедуры, препятствовавшие широкому распространению болезни среди населения.
В законах Ману — правилах поведения населения Древней Индии, людям, пораженным лепрой, а также их детям запрещалось вступать в брак со здоровыми людьми.
Но специальные требования для прокаженных устанавливались не только в странах Востока и в Индии. В VI веке появились они и в Европе. В этот период во Франции больные проказой обязаны были жить в особых домах — лепрозориях.
Более того, практически в течение всего Средневековья издавались предписания, регламентирующие поведение прокаженных и их родственников. Так, в одном из них рекомендовалось следующее: «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который... осуждал его на смерть».
Согласно этой «инструкции», больного проказой отводили в церковь. Здесь он ложился в гроб, и, как и по всякому покойнику, по нему служили заупокойную службу. После этого гроб с прокаженным относили на кладбище, опускали в могилу и кидали несколько комков земли, сопровождая их словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас».
Затем прокаженного доставали из могилы и отправляли в лепрозорий. После всех этих ритуалов больше в обществе, в том числе, и в семье, он никогда не появлялся. Для всех этот человек был мертв.
Когда же по какой-либо причине прокаженный вынужден был на время покинуть свою обитель, то он должен был надеть серый плащ с капюшоном, а на шею повесить колокольчик, который предупреждал остальных людей о том, что недалеко от них находится «живой мертвец».
Таким образом, проказа делала людей, оказавшихся ее пленниками, изгоями в обществе. Фактически, во все времена борьба с проказой сводилась к моральному и физическому уничтожению людей, пораженных лепрой. Их живьем закапывали в землю, сжигали на кострах, топили в озерах и реках.
Например, в 1321 году только в течение одного дня было отправлено на костер около 600 жителей провинции Лангедок (Франция). При этом только половина из них страдала проказой. Остальных же сожгли лишь потому, что их подозревали в этой ужасной болезни.
Кроме подобных жестокостей, предлагались также и средства лечения. Самым эффективным из них считались плоды дерева калоо, из которого получали ценнейшее лекарственное средство — шолмогровое масло. И если в индийской и китайской медицине оно нашло применение уже в X веке, то в Европе его стали использовать только в середине XIX века.
А его аналог — гиднокарповое масло на протяжении многих столетий являлось практически единственным лекарственным препаратом от лепры.
Это средство препятствовало разрушению носовой кости, атрофии ушей, а также пальцев на руках и ногах. Но эти масла были весьма токсичны, и при многократном употреблении вызывали серьезные патологии почек...
Все эти средства борьбы с проказой явились результатом многовекового опыта и наблюдений за поведением больных при отсутствии всяких знаний о реальных факторах, вызывавших лепру...
И вот, наконец-то, в 1874 году норвежский ученый Г. Хансен обнаружил самого возбудителя проказы. Им оказалась устойчивая к воздействию кислот палочковидная бактерия, относящаяся к семейству Mycobacteriaceae.
Однако, несмотря на то, что со дня открытия патогенного начала лепры, ученым до настоящего времени не удалось вырастить культуру бактерии — возбудителя проказы на питательной среде. Более того, в течение многих десятилетий исследователи даже не могли воссоздать картину болезни в экспериментах на подопытных животных.
Чтобы разобраться в патогенезе заболевания, некоторые медики заражали самих себя. Так, в 1844 году, еще до того как был открыт возбудитель проказы, норвежский врач Корнелиус Даниельсен вводил в свой организм кровь пораженного лепрой, а также смазывал царапины на своем теле выделениями из его ран.
Однако врач не заболел. Тогда Корнелиус снял с кожи больного небольшой кусочек лепрозной ткани и ввел ее себе под кожу. Но и на этот раз все обошлось.
И лишь в 1960 году американскому бактериологу Р. Шепарду удалось заразить бактериями проказы мышей. Но даже в этом случае ни массового размножения возбудителей болезни, ни общей картины ее развития ученому наблюдать не удалось.
И только в последнее время исследователи смогли установить, что микобактерии лепры активно размножаются, а затем концентрируются в печени, селезенке и лимфатических узлах девяти поясного броненосца. Дело в том, что по сравнению с большинством теплокровных животных, у броненосцев температура тела понижена и равняется 30—35 °С. Но именно она и является наиболее благоприятной для развития возбудителей проказы.
Кроме того, сейчас уже установлено, что бактерии проказы могут размножаться лишь внутри клеток, где они размещаются рядышком друг с другом, словно патроны в обойме.
Для них характерна также очень низкая скорость роста. Именно с этой их особенностью связан и очень продолжительный инкубационный период, который иногда может растянуться до 20 лет, хотя в среднем равен 5 годам.
Патогенные же свойства Mycobacterium leprae во многом определяются теми химическими соединениями, которые входят в состав клетки. Причем особую роль среди них играют липиды, поскольку именно они отвечают за специфические клеточные реакции при внедрении в клетку патогена.
Вероятно, по этой причине к проказе восприимчивы приблизительно 30% людей. Но лишь у 2—3% из них болезнь переходите тяжелую форму. У большей же части инфицированных людей бактерии очень быстро погибают или болезнь развивается без острых и явных симптомов.
Недавно исследователи установили, что немаловажную роль в появлении тяжких форм проказы играет наследственность. И, как показали индийские и английские ученые, именно дефект в определенном участке ДНК становится причиной тяжелых форм лепры.
Сейчас исследователи пытаются определить те участки ДНК, которые отвечают за восприимчивость к лепре, и выяснить механизмы их функционирования.
И, тем не менее, несмотря на многочисленные исследования проказы по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к середине XX века на земном шаре насчитывалось 12 миллионов больных лепрой.
С другой стороны, несмотря на самоотверженные исследования ученых, раскрыть все загадки проказы они не смогли до настоящего времени.
human-anomalies.ru
НИКИФОР ПРОКАЖЕННЫЙ - Древо
Прп. Никифор Прокаженный |
Память 22 декабря (Конст. [1])
В миру Николай Дзанакакис, родился в 1890 году в крестьянской семье в с. Сирикари в западной части Крита.
В 13 лет родители отдали его на обучение цирюльнику, жившему в городе Ханья. Тогда у него обнаружились первые признаки проказы. В то время критяне ссылали прокаженных в лепрозорий на остров Спиналонга, поэтому, когда в 16 лет его болезнь стала заметной, уехал в Александрию, где продолжал работать цирюльником. Когда проказа стала распространяться на лицо и руки, по совету священника отправился на остров Хиос, где был лепрозорий, которым управлял прп. Анфим Хиосский.
В 1914 году принял иноческий постриг от св. Анфима с наречением имени Никифор.
Никифор Дзанакакис до болезни. Фото |
Впоследствии из-за болезни потерял зрение.
Никифор Дзанакакис в монастыре. Фото |
За безграничное терпение и любовь к ближним Господь наделил Никифора даром пророчества и утешения страждущих.
Скончался 4 января 1964 года. От его мощей исходило благоухание.
Прп. Никифор Прокаженный. Икона |
3 декабря 2012 года был причислен к лику святых Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви.
Молитвословия
Тропарь, глас 4, подобен: Вознесыйся [2]:
Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренне, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.
Использованные материалы
- "Синод Константинопольской Православной Церкви причислил к лику святых преподобного Никифора Прокаженного", портал Седмица.Ru, 4 декабря 2012:
- Saint Nikephoros the Leper , Биография на сайте митрополии Киссамоса и Селино:
- "Οι αποφάσεις της Ι. Συνόδου του Οικουμενικού Πατριαρχείου", агентство Romfea.gr, 5 декабря 2012:
[1] См. сообщение "Αγιοκατάταξη από το Οικουμενικό Πατριαρχείο" на сайте митрополии Киссамоса и Селино, http://www.imks.gr/el/events/361-agiokatataxi-of-the-ecumeni...tml
[2] Преподобному Никифору Прокаженному тропарь // сайт "Пою святым. Рукописи переводчика" http://ermyinia.blogspot.com/2014/03/normal-0-false-false-false.html со ссылкой на "Службу преподобному и богоносному отцу нашему Никифору прокаженному, чудотворцу с молебным каноном, акафистом и житием", издание св. каливы Успения Богородицы и скита Кутлумуш, Святая гора
drevo-info.ru