Выставочный проект «Прибытие поезда». 6+ 18/03/2018. Картина прибытие поезда


Прибытие поезда (фильм, 1995) - это... Что такое Прибытие поезда (фильм, 1995)?

«Прибытие поезда» — киноальманах из 4-х короткометражных новелл к 100-летию кинематографа.

Парафраз на мотивы знаменитых лент «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» братьев Люмьер, «Дорога» Феллини и др.

Создание

Изначально «Прибытие поезда» задумывался как альманах из пяти новелл, связанных между собой темой столетия кино, а точнее, как парафраз на первые люмьеровские фильмы («Кормление ребёнка», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда» и др.), снятый пятью режиссёрами — победителями программы «Номинация. Кино. XXI век» Кинофорума в Ялте-94 (А. Хван, С. Сельянов, И. Дыховичный, В. Хотиненко, В. Тодоровский). В результате И. Дыховичный уступил место Д. Месхиеву, летом 1995 г. выбыл В. Тодоровский, С. Сельянова заменил А. Балабанов. Осталось четверо режиссёров, которые сняли четыре новеллы: «Свадебный марш», реж. А.Хван; «Экзерсис № 5», реж. Д. Месхиев; «Трофимъ», реж. А. Балабанов; «Дорога», реж. В. Хотиненко.

Новеллы

Свадебный марш

Неклассический любовный треугольник: отец-кинорежиссёр (Кайдановский), сын-студент, любовница отца — она же невеста сына. Последняя роль в кино Александра Кайдановского, персонаж которого сравнивает жизнь с эпизодами из «Гражданина Кейна» и «Последнего танго в Париже».

Трофимъ

Обыкновенная итальянская история. Мужик приревновал жену к брату, зашиб его топором и ударился в бега, в стольный город С.-Петербург. Тут его и взяли — тёпленького — в борделе. Новелла, как бы реставрирующая создание документального сюжета «Прибытие российского поезда», куда и попал герой, прибывший поездом, который снимал француз-оператор кинохроники.

Экзерсис № 5

Снимается кино. Группа ждёт погоды. Кто-то пьёт кофе, кто-то пытается репетировать, кто-то решает личные проблемы или предается адюльтеру. И за всем этим бесстрастно наблюдает камера, которую забыли выключить. Новелла использует люмьеровский сюжет «Кормление ребёнка».

Дорога

Двое беженцев бродят по вокзалам столицы: она поёт русские песни, он — организатор и аккомпаниатор. Кроме случайных слушателей им внимает некто из «новых русских». Новелла обыгрывает люмьеровский сюжет «Политый поливальщик». Новелла также является парафразом феллиниевской «Дороги», фрагменты которой смотрят герои.

В ролях

Свадебный марш

Трофимъ

Экзерсис № 5

Дорога

Награды

  • Приз кинопрессы за лучший фильм года (1995).
  • Открытый российский кинофестиваль в Сочи (1996) — Приз ФИПРЕССИ, Приз гильдии киноведов и кинокритиков.
  • Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге (1996) — приз «Кентавр» за лучший игровой короткометражный фильм.

Интересные факты

Балабанов и Месхиев были номинированы на «Нику» в категории «За лучшую режиссуру», но выиграл Сергей Бодров-ст. с «Кавказским пленником».

Ссылки

dal.academic.ru

Выставочный проект «Прибытие поезда». 6+

Масштабный выставочный проект «Прибытие поезда» объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперед.

Владимир Кожухарь «Без названия (Цистерна)». 2005 г.

Именно образ поезда и связанные с ним смысловые контексты обогатили актуальное искусство и открыли особое пространство художественных коммуникаций. Техногенный мир, возникший в период рождения машинных аппаратов, обрел свою уникальность и полноту именно с приходом в цивилизацию железных дорог, с возможностью перемещаться в любую точку планеты, передвигаясь по её поверхности, тоннелям и мостам.

Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении – зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

Виталий Пацюков, куратор проекта:

«Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках – в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, кино-авангарде и видео-арте, в живописи, музыке и литературе.

Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, и индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.

Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает и как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него».

В начале экспозиции мы попадаем в «Исторический поезд». Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», впервые представленное публично больше столетия назад, а также «Необыкновенное путешествие» Жоржа Мельеса, «Бесшумные поезда» Эдисона и фильмы Ман Рэя, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда.

Железнодорожные коммуникации здесь превращаются в связующий фактор между отечественной культурой и мировой историей. В видео-композиции «Транссибирская сюита» Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне двигающегося состава, под ритм стука колес, наложенного на «Симфонию № 8» Дмитрия Шостаковича, проносятся ключевые полотна века – «Солдаты» Михаила Ларионова, «Крестьяне» Казимира Малевича, «Летающие» Марка Шагала и образы орфического кубизма Сони и Робера Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоролик на песню Бориса Гребенщикова «Этот поезд в огне».

Раздел выставки «Миростроительное депо» рассказывает о достижениях советского кинематографа 1930-х годов через фрагменты фильмов «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, «Пасифик 231» Михаила Цехановского и «Кинопоезд» Александра Медведкина. Дальше мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада солнечной долины».

Поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом “Take a Train” Владимира Янкилевского, видео-артом Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда переносит нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.

В «Депо» представлены оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа и оригинальные конструктивистские плакаты, воспевающие индустриальную мощь поездов. Здесь же зритель увидит металлизированную инсталляцию Аллы Урбан и проект, соединяющий визуальный контекст «Большого стекла» Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.

Заключительный раздел выставки «Место действия – поезд» обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.

Открывает раздел новая работа Константина Батынкова «Композиции с образом поезда», рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного «Поезда Победы» 10 мая 1945 года. Этот зал позволяет увидеть новейшие живописные системы – композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями новой визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела – соц-реалистическая работа Кузьмы Николаева «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» из коллекции «РОСИЗО».

Литературно-театральные ассоциации представлены в «зале Анны Карениной», отмеченном своеобразным эпиграфом – объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, предлагающей новою драматургию романа, где творческая игра ребёнка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Дополняет эту тему стремительно мчащийся поезд Анны Ефремовой, передвигающийся в «обратной» перспективе Павла Флоренского, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в магический «вокзал для двоих» Леонида Тишкова. Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда открывает ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского – плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами и обращенный к культурной памяти нашего детства. Особое место в этой «философской» арт-территории занимает «кабинет» Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка, использующего образ поезда в радикальной социо-культурной драматургии.

Завершается выставка бесконечной протяженностью звукового образа локомотива, интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, транслирующим свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача «Следующая станция Chinatown» (Россия – Китай).

Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает своё путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своем сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.

Организаторы и кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры «ЕКАТЕРИНА» и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за предоставленные на выставку работы из коллекции, а также оказанную поддержку в организации и проведении проекта.

gallerix.ru

Самый страшный киносеанс в истории: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»

«Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» настолько всех шокировало, что даже исследователи кино с перепугу ошибочно посчитали его первым фильмом братьев Люмьер. А через привлечение друзей в качестве актеров снова возникла путаница, и «Прибытие поезда» время от времени пытаются окрестить «первой постановочной картиной». Однако мы уже знаем, что и это не так. К тому же, самый короткий в истории фильм ужасов стал тем случаем, когда фактические ошибки исправить значительно легче, чем поколебать произведенное на зрителей впечатление.

«Прибытие поезда в Ла Сьота» сразу отсылает нас к родства природы кино и сновидений, ведь страх в фильме тождественен ночным кошмарам. Зритель сидит на месте и с ужасом наблюдает, как на него несется поезд. Он не может пошевелиться и только в последний момент «просыпается» — понимает, что это иллюзия. Получив опыт «смерти», зритель переоценивает не только свое эмоциональное отношение к продукту, но и хочет повторить попытку. А безопасность такого опыта, в которой аудитория уже убедилась, требует расширения впечатлений, лучшего их понимания.

Самый страшный киносеанс в истории: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»

Самый страшный киносеанс в истории: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»

Для первых зрителей, внимательно наблюдали за происходящим на экране, поезд несся на них, вовсе не казался нематериальным. Они скорее поверили в реальность железнодорожного подвижного состава, чем в его заснятую копию. Братья Люмьер вполне этому способствовали, умело выбрав ракурс (оператор находится на перроне вместе с другими пассажирами, поэтому поезд двигался зрителей так же, как его привыкли видеть в реальной жизни) и непреднамеренное использовав прием «уничтожения четвертой стены».

Четвертая стена — это экран, который замечают зрители, но не персонажи, которые находятся по другую его сторону. Уничтожение стены может как интегрировать зрителя в мир фильма (например, в случае с поездом), так и наоборот — подчеркнуть условность киношного мира (этим в свое время воспользовались немало выдающихся режиссеров Жан-Люк Годар, Вуди Аллен, Михаэль Ханеке и т.д.). В массовом кино популярные компромиссные варианты: гарпуны с «Безумный Макс: Дорога ярости», летящих прямо в зал, или щит Капитана Америка в любом марвеливському фильме с его участием.

Если вам покажется, что и этих магистральных достижений для молодого киноискусства уже было достаточно, то братья Люмьер, очевидно, так не думали. Именно в «Прибытие поезда» люди впервые были сняты общим, средним и крупным планами: хотя камера оставалась статичной, герои фильма двигались, что создало необходимый эффект. Картина стала наглядным пособием механизма перспективы, и это заставляло пионеров кинематографа снимать свои версии «Прибытие поезда» — так и появился первый туристический киносюжет. Уже в 1901 году Роберт В. Поль иронизировал над зрителями, что испугались «Прибытие поезда в Ла Сьота». Однако теперь страх царил на экране, а не в зале — и, конечно, был притворным.

Видео. Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота (1896)

intofilm.ru

Выставка «Прибытие поезда»

Масштабный выставочный проект "Прибытие поезда" объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры "ЕКАТЕРИНА". Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническими символами перемен и неумолимого движения истории вперед.

Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении — зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

Виталий Пацюков, куратор проекта: "Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках — в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, киноавангарде и видеоарте, в живописи, музыке и литературе.

Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, а также, индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.

Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него".

В начале экспозиции мы попадаем в "Исторический поезд". Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", впервые представленное публично больше столетия назад, а также "Необыкновенное путешествие" Жоржа Мельеса, "Бесшумные поезда" Томаса А. Эдисона, фильмы Ман Рэя и Григория Александрова, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда, по которой стремительно удаляется навстречу восходящему солнцу поезд с героями Алексея Германа.

В видеокомпозиции "Транссибирская сюита" Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне движущегося состава, под ритм стука колес и монтажных фраз музыки Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Джона Колтрейна и Джимми Хендрикса проносятся ключевые полотна века — солдаты Михаила Ларионова, крестьяне Казимира Малевича, летающие Марка Шагала, импровизации Василия Кандинского и образы орфического кубизма Сони Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоклип Бориса Гребенщикова "Этот поезд в огне", направляя наше движение в пространство фильма Виктора Семенюка "Казенная дорога".

Перед входом на второй этаж зрителя встречает инсталляция Владимира Смоляра "С точностью до размерности" - вокзальные часы, фиксирующие не только секунды его пребывания на выставке, но и основной ряд физических констант, определяющих положение человека в космосе. Музыку к инсталляции написал итальянский композитор Паоло Риччи.

Пространство "Миростроительное депо" рассказывает о достижениях советского кинематографа 1920−30-х годов через фрагменты фильмов "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, "Пасифик 231" Михаила Цехановского, "Кинопоезд" Александра Медведкина и "Дела и люди" Александра Мачерета. Далее через видеообраз Глеба Косорукова "Девушка, поющая Интернационал в подмосковной электричке" мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как "Большое ограбление поезда" и "Серенада солнечной долины".

Включаясь в ритмические звуки оркестров Глена Миллера и Дюка Элингтона, наш поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом "Take the A Train" Владимира Янкилевского, видеоработами Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда вновь возвращает нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади. Особое место в "Депо" занимают графические композиции, разрабатывающие тему движения локомотива в разнообразных творческих системах: воспевающие индустриальную мощь поездов конструктивистские плакаты, проективные чертежи Якова Чернихова, коллажи Алексея Гончаренко и пространственная аксонометрия Сергея Резникова. Здесь же зритель увидит состоящую из светокинетических объектов и видеопроекции многоуровневую инсталляцию Аллы Урбан, запись спектакля знаменитого норвежского VERDENSTEATRET, скульптурную композицию Владимира Сафарова, соединяющую визуальный контекст "Большого стекла" Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.

Заключительный раздел выставки "Место действия — поезд" обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.

Открывает раздел новая работа Константина Батынкова "Композиции с образом поезда", рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного "Поезда Победы" 10 мая 1945 года. Эти залы позволяют увидеть новейшие живописные системы — композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями радикальной визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела — соцреалистическая работа Кузьмы Николаева "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" из коллекции РОСИЗО.

Литературно-театральные ассоциации представлены в "зале Анны Карениной", отмеченном своеобразным эпиграфом — серией объектов Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, при внимательном рассмотрении предлагающей новую драматургию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Контрапунктом зала становится видеодокументация спектакля-перформанса Дмитрия Крымова "Тарарабумбия", визуальная структура которого построена как шествие и одновременно как движение поезда с телом Чехова, прибывшего из Германии в вагоне-морозильнике для устриц.

Дополняет эту тему стремительно передвигающийся в обратной перспективе Павла Флоренского поезд Анны Ефремовой, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в трансцендентальный вокзал Леонида Тишкова — пространство между мирами, место встречи и прощания, "До свидания друг мой…". Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда указывает на ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского — плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами, наполненный тревогой и надеждой, обращенный к нашему детству. Особое место в этой философской арт-территории занимает "кабинет" Вадима Абдрашитова, мастера новейшего киноязыка, использующего образ поезда в радикальной социо-культурной драматургии.

Завершается выставка интегральным проектом Сергея Филатова, вобравшим звуки железных дорог, депо и вокзалов. Это редимейдный акустический мир обнаруживает симметрию и транслирует свои сигналы в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача "Следующая станция Chinatown (Россия — Китай)".

Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своем сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.

Снимок экрана 2018-04-05 в 22.21.14.png

Даты проведения: 23 марта — 20 мая 2018 года

Место проведения: Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 21/5

Кураторы: Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева

Архитектор выставки: Константин Ларин

Возрастное ограничение: 6+

www.rosizo.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта