Эрик Булатов: картины. Особенности стиля и творчества художника. Булатов художник картины
Работы художника Э. Булатова
Страна: | Россия |
Родился: | 5 сентября 1933 г. |
Эрик Владимирович Булатов — московский художник-фотореалист, один из основателей соц-арта.
Родился в Свердловске.
Булатов: «Отец ездил в командировку на Урал, беременная мать поехала с ним, я там родился, а потом они вернулись в Москву.»
Отец — Владимир Борисович Булатов, родом из Саратова, учёный секретарь в Большой советской энциклопедии, партийный работник. Ушёл на фронт в 1941-м, погиб в 1944-м.
В 1947 году поступил в московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. Школу окончил с медалью и был принят без экзаменов в Художественный институт имени В. И. Сурикова, на живописный факультет педагога Петра Дмитриевича Покаржевского. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с Кабаковым и Васильевым. Тридцать лет совмещал иллюстрирование книг для детей с живописью. Светлое время, весну — лето, оставлял на живопись, а тёмное, осень — зиму, — на книжки. Работал над книжками вдвоём с Олегом Васильевым. Из своих работ лучшими считает: Перро «Золушка»; «Дикие лебеди» Андерсена, «Бабушка Вьюга» братьев Гримм. Интересно было работать над сборником «Путешествие в сказку», в котором собраны европейские и азиатские сказки.
Выставочную деятельность в Москве начал с 1957, а с 1973 года уже за границей. С 2005-го было несколько очень удачных выставок, хорошие экспозиции, заинтересованная реакция зрителей… В Германии, Москве, Париже, в Женеве. В женевском Музее современного искусства тоже ретроспектива, но не такая большая, как в Москве.
Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.
Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. В этих его произведениях заметно влияние Фалька. Сильный, своеобразный этап его творчества, неоцененный по достоинству в контексте истории искусства.
Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, еще два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.
Сейчас художник живет в Париже.
Интервью: Елена Калашникова. Эрик Булатов: «У меня очень счастливая жизнь»
© Подготовлено по материалам сети.
fantlab.ru
картины. Особенности стиля и творчества художника
Булатов Эрик Владимирович, картины которого известны во всем мире, – современный русский художник, имя которого в большей степени ассоциируется с направлением соц-арт.
Узнаваем, популярен, востребован
Работы этого человека выставлялись в Париже, Лувре, Лондоне, Монте-Карло. Чем же обусловлена такая популярность и востребованность?
Художественный почерк Булатова
Эрик Булатов, картины которого особенно востребованы за пределами России, – уроженец Свердловска (ныне Екатеринбург). Его отец, Владимир Борисович, погиб на фронте, мать - полячка, нелегально эмигрировавшая в Россию в 15-летнем возрасте. За плечами Булатова Художественный институт, который он окончил в 1958 году. Творческий метод этого художника узнаваем и характерен: его работы сочетают в себе плакатный текст, выхваченный из контекста советских реалий, и фигуративную составляющую, чаще всего заимствованную из массовой печати. В результате художнику удается весьма доступным образом проиллюстрировать перенасыщенную символикой советской пропаганды абсурдность действительности, находящуюся на грани перелома, мечущуюся из стороны в сторону и натыкающуюся на тупики и долгоживущие бессмысленные лозунги.
Картины Эрика Булатова
Многие работы мастера кисти содержат аллюзию на пейзажи с путями-дорогами, тянущимися в бесконечность, вдаль. Однако на его картинах дороги ведут в тупик, блокируясь стеной из красной дорожки (полотно «Горизонт»), огромным стендом, изображающим Ленина («Улица Красикова»), Кремлем («Живу-вижу»). Изобразительную метафоричность, понятную зрителю, Эрик Булатов стремится дополнительно усилить символикой цвета (социально-красный закрывает проход в пространственно-духовно-голубой) и текстовыми включениями («Слава КПСС», «Вход»). Грань безысходности и предел отчаяния Эрик Булатов, картины которого на раннем этапе его творчества не были востребованы, изобразил в работе «Программа «Время», словно воспроизводящей фото из журнала «Огонек»: пожилая женщина смотрит по телевизору новости, слушает И. Кириллова. Естественное стремление старого одинокого человека к общению, даже фиктивному - бытовая каждодневная общераспространенная ситуация идеологической интоксикации человека советского времени.
В основном картины Булатова – это слово, написанное печатными буквами, и пространство. Печатность, огромность шрифта, его газетный стиль – стремление автора выразить слово, над которым думает человек, смакуя его, живя с пониманием присутствия оного в его жизни, но еще не полным осознанием роли, которое оно в ней играет. В этом выражается протест и стремление к свободе.
"Советскость" работ художника
Художник Эрик Булатов, картины которого являются документальным подтверждением советского периода, канувшего в Лету, популярен за пределами России: его работы присутствуют на всех зарубежных выставках российского искусства. Стоит заметить, что произведения Булатова не содержат ёрничанья, пародийности, а представляют собой холодно-отстраненные констатации, без намека на всякое снисхождение. И дело здесь не в персоне художника и его субъективном мнении, а в намерении показать общественную позицию на события ушедшей эпохи, заставить зрителя взглянуть на былую жизнь другими глазами, будто бы со стороны.
Русский зарубежный художник
Эрик Булатов – художник, биография которого в большей степени связана с работой за границей, куда он уехал после падения власти Страны Советов, причем этот поступок нельзя назвать бегством: Эрик воспользовался появившейся возможностью зарабатывать собственным мастерством. К тому же в России его работы не были востребованы, поэтому одно время приходилось подрабатывать иллюстрированием книжек для детей (Шарль Перро «Золушка», издательство «Малыш» 1973 год). Себя автор считает русским художником по образованию и воспитанию и европейским - по территориальному местонахождению.
Булатов – иллюстратор детских книг
В детское издательство Эрик Булатов, картины которого в большей части посвящены советскому времени, попал по протекции художника Ильи Кабакова. В паре с Олегом Васильевым (другом и соратником Булатова) он старался изображать сказочных героев именно так, как их может рисовать детское воображение, стараясь при этом не потерять чувствительность к сказке и воспринимать ее глазами ребенка.
В настоящее время Эрик Булатов вместе с семьей проживает во Франции, в Париже, что, впрочем, не мешает ему считать своим родным и любимым городом Москву, где, собственно, он и начал свою выставочную деятельность. Первая выставка его работ состоялась в далеком 1957 году. С 1992 года он работает в основном в Париже. Хотя Россию основатель соц-арта посещает довольно часто. Итак, давайте более подробно обсудим, о чем хочет рассказать миру Эрик Булатов-художник.
Картины, фото, люди
Творчество Булатова можно разделить на советский и постсоветский периоды. Для работ советского периода характерно желание выйти за пределы социального пространства, границы которого непонятны, равно как и не ясно, как их преодолеть. Постсоветский период – время, когда эти границы преодолены, и проблемы, меняя характер, становятся другими, более экзистенциальными.
Помимо соц-артовской тематики в работах Эрика Булатова прослеживается теория взаимодействия пространства и картины. Визуальное мышление о диалоге зрителя и искусства отображено в полотне «Лувр. Джоконда». Гипотетические посетители Лувра, напоминающие толпу из старых советских газет, пурпурной массой вторгаются в музейные залы, заслоняя собой пространство – видна лишь загадочная, несколько саркастичная улыбка Моны Лизы. Вопрос риторический: возможно ли воспринимать искусство в условиях агрессивного, как красный цвет, шумного хаоса?
Еще одна работа на тему восприятия художественных работ – «Картина и зрители», воспроизводящая знаменитое творение Александра Иванова «Явление Христа народу». Полотно на стене и зрители во главе с экскурсоводом магическим образом превращаются в цельную композицию, своего рода инсталляцию.
«Мой трамвай уходит», «Как идут облака», «Черный вечер, белый снег», «То-то и оно» - как видим, Эрик Булатов, картины которого неординарны и не похожи на чьи-либо другие, в своих работах использует различные наборы фраз. Некоторые слова словно бегут по изображению: «Свобода» - по синему небу, «Поезд» - по рельсам, «Мой трамвай уходит» - вслед за опаздывающим человеком... Удивительно, как расположение букв и их наклон способны передать движение! И в этом тоже есть мастерство.
Роль произведений Булатова в художественном искусстве
Картины Эрика Булатова – создателя образов, ставших визуальными универсальными моделями для российского искусства, – являются для него этапными. В своих работах художник поднимает вопросы, актуальные для нового искусства: соотношение изображения и слова в визуальном пространстве, определение зрительской позиции, взаимодействие инноваций и традиций. Его – одного из немногих в России – смело можно назвать реформатором мирового искусства второй половины 20 века. По прошествии многих лет картины Эрика Булатова не теряют актуальности, их содержание, послужившее причиной запрета для показа в советские времена, сегодня также воспринимается с остротой.
загрузка...
skv-tv.ru
картины. Особенности стиля и творчества художника
Булатов Эрик Владимирович, картины которого известны во всем мире, – современный русский художник, имя которого в большей степени ассоциируется с направлением соц-арт.
Узнаваем, популярен, востребован
Работы этого человека выставлялись в Париже, Лувре, Лондоне, Монте-Карло. Чем же обусловлена такая популярность и востребованность?Прежде всего заметим, что полотна автора перенасыщены символикой, поданной в зашифрованном виде, а потому узнаваемы во всем мире и пользуются огромным успехом на ведущих аукционных торгах современного искусства. Так, картина «Советский космос» было реализована за 1,74 миллиона долларов, а еще две работы на тематику советского времени – по миллиону долларов за каждую. Сегодня Булатов является одним из самых дорогих художников современности.
Художественный почерк Булатова
Эрик Булатов, картины которого особенно востребованы за пределами России, – уроженец Свердловска (ныне Екатеринбург). Его отец, Владимир Борисович, погиб на фронте, мать - полячка, нелегально эмигрировавшая в Россию в 15-летнем возрасте. За плечами Булатова Художественный институт, который он окончил в 1958 году. Творческий метод этого художника узнаваем и характерен: его работы сочетают в себе плакатный текст, выхваченный из контекста советских реалий, и фигуративную составляющую, чаще всего заимствованную из массовой печати. В результате художнику удается весьма доступным образом проиллюстрировать перенасыщенную символикой советской пропаганды абсурдность действительности, находящуюся на грани перелома, мечущуюся из стороны в сторону и натыкающуюся на тупики и долгоживущие бессмысленные лозунги.
Картины Эрика Булатова
Многие работы мастера кисти содержат аллюзию на пейзажи с путями-дорогами, тянущимися в бесконечность, вдаль. Однако на его картинах дороги ведут в тупик, блокируясь стеной из красной дорожки (полотно «Горизонт»), огромным стендом, изображающим Ленина («Улица Красикова»), Кремлем («Живу-вижу»). Изобразительную метафоричность, понятную зрителю, Эрик Булатов стремится дополнительно усилить символикой цвета (социально-красный закрывает проход в пространственно-духовно-голубой) и текстовыми включениями («Слава КПСС», «Вход»). Грань безысходности и предел отчаяния Эрик Булатов, картины которого на раннем этапе его творчества не были востребованы, изобразил в работе «Программа «Время», словно воспроизводящей фото из журнала «Огонек»: пожилая женщина смотрит по телевизору новости, слушает И. Кириллова. Естественное стремление старого одинокого человека к общению, даже фиктивному - бытовая каждодневная общераспространенная ситуация идеологической интоксикации человека советского времени.
В основном картины Булатова – это слово, написанное печатными буквами, и пространство. Печатность, огромность шрифта, его газетный стиль – стремление автора выразить слово, над которым думает человек, смакуя его, живя с пониманием присутствия оного в его жизни, но еще не полным осознанием роли, которое оно в ней играет. В этом выражается протест и стремление к свободе.
"Советскость" работ художника
Художник Эрик Булатов, картины которого являются документальным подтверждением советского периода, канувшего в Лету, популярен за пределами России: его работы присутствуют на всех зарубежных выставках российского искусства. Стоит заметить, что произведения Булатова не содержат ёрничанья, пародийности, а представляют собой холодно-отстраненные констатации, без намека на всякое снисхождение. И дело здесь не в персоне художника и его субъективном мнении, а в намерении показать общественную позицию на события ушедшей эпохи, заставить зрителя взглянуть на былую жизнь другими глазами, будто бы со стороны.
Русский зарубежный художник
Эрик Булатов – художник, биография которого в большей степени связана с работой за границей, куда он уехал после падения власти Страны Советов, причем этот поступок нельзя назвать бегством: Эрик воспользовался появившейся возможностью зарабатывать собственным мастерством. К тому же в России его работы не были востребованы, поэтому одно время приходилось подрабатывать иллюстрированием книжек для детей (Шарль Перро «Золушка», издательство «Малыш» 1973 год). Себя автор считает русским художником по образованию и воспитанию и европейским - по территориальному местонахождению.
Булатов – иллюстратор детских книг
В детское издательство Эрик Булатов, картины которого в большей части посвящены советскому времени, попал по протекции художника Ильи Кабакова. В паре с Олегом Васильевым (другом и соратником Булатова) он старался изображать сказочных героев именно так, как их может рисовать детское воображение, стараясь при этом не потерять чувствительность к сказке и воспринимать ее глазами ребенка.
В настоящее время Эрик Булатов вместе с семьей проживает во Франции, в Париже, что, впрочем, не мешает ему считать своим родным и любимым городом Москву, где, собственно, он и начал свою выставочную деятельность. Первая выставка его работ состоялась в далеком 1957 году. С 1992 года он работает в основном в Париже. Хотя Россию основатель соц-арта посещает довольно часто. Итак, давайте более подробно обсудим, о чем хочет рассказать миру Эрик Булатов-художник.
Картины, фото, люди
Творчество Булатова можно разделить на советский и постсоветский периоды. Для работ советского периода характерно желание выйти за пределы социального пространства, границы которого непонятны, равно как и не ясно, как их преодолеть. Постсоветский период – время, когда эти границы преодолены, и проблемы, меняя характер, становятся другими, более экзистенциальными.
Помимо соц-артовской тематики в работах Эрика Булатова прослеживается теория взаимодействия пространства и картины. Визуальное мышление о диалоге зрителя и искусства отображено в полотне «Лувр. Джоконда». Гипотетические посетители Лувра, напоминающие толпу из старых советских газет, пурпурной массой вторгаются в музейные залы, заслоняя собой пространство – видна лишь загадочная, несколько саркастичная улыбка Моны Лизы. Вопрос риторический: возможно ли воспринимать искусство в условиях агрессивного, как красный цвет, шумного хаоса?
Еще одна работа на тему восприятия художественных работ – «Картина и зрители», воспроизводящая знаменитое творение Александра Иванова «Явление Христа народу». Полотно на стене и зрители во главе с экскурсоводом магическим образом превращаются в цельную композицию, своего рода инсталляцию.
«Мой трамвай уходит», «Как идут облака», «Черный вечер, белый снег», «То-то и оно» - как видим, Эрик Булатов, картины которого неординарны и не похожи на чьи-либо другие, в своих работах использует различные наборы фраз. Некоторые слова словно бегут по изображению: «Свобода» - по синему небу, «Поезд» - по рельсам, «Мой трамвай уходит» - вслед за опаздывающим человеком... Удивительно, как расположение букв и их наклон способны передать движение! И в этом тоже есть мастерство.
Роль произведений Булатова в художественном искусстве
Картины Эрика Булатова – создателя образов, ставших визуальными универсальными моделями для российского искусства, – являются для него этапными. В своих работах художник поднимает вопросы, актуальные для нового искусства: соотношение изображения и слова в визуальном пространстве, определение зрительской позиции, взаимодействие инноваций и традиций. Его – одного из немногих в России – смело можно назвать реформатором мирового искусства второй половины 20 века. По прошествии многих лет картины Эрика Булатова не теряют актуальности, их содержание, послужившее причиной запрета для показа в советские времена, сегодня также воспринимается с остротой.
загрузка...
aikido-mariel.ru
картины. Особенности стиля и творчества художника
Булатов Эрик Владимирович, картины которого известны во всем мире, – современный русский художник, имя которого в большей степени ассоциируется с направлением соц-арт.
Узнаваем, популярен, востребован
Работы этого человека выставлялись в Париже, Лувре, Лондоне, Монте-Карло. Чем же обусловлена такая популярность и востребованность?Прежде всего заметим, что полотна автора перенасыщены символикой, поданной в зашифрованном виде, а потому узнаваемы во всем мире и пользуются огромным успехом на ведущих аукционных торгах современного искусства. Так, картина «Советский космос» было реализована за 1,74 миллиона долларов, а еще две работы на тематику советского времени – по миллиону долларов за каждую. Сегодня Булатов является одним из самых дорогих художников современности.
Художественный почерк Булатова
Эрик Булатов, картины которого особенно востребованы за пределами России, – уроженец Свердловска (ныне Екатеринбург). Его отец, Владимир Борисович, погиб на фронте, мать - полячка, нелегально эмигрировавшая в Россию в 15-летнем возрасте. За плечами Булатова Художественный институт, который он окончил в 1958 году. Творческий метод этого художника узнаваем и характерен: его работы сочетают в себе плакатный текст, выхваченный из контекста советских реалий, и фигуративную составляющую, чаще всего заимствованную из массовой печати. В результате художнику удается весьма доступным образом проиллюстрировать перенасыщенную символикой советской пропаганды абсурдность действительности, находящуюся на грани перелома, мечущуюся из стороны в сторону и натыкающуюся на тупики и долгоживущие бессмысленные лозунги.
Картины Эрика Булатова
Многие работы мастера кисти содержат аллюзию на пейзажи с путями-дорогами, тянущимися в бесконечность, вдаль. Однако на его картинах дороги ведут в тупик, блокируясь стеной из красной дорожки (полотно «Горизонт»), огромным стендом, изображающим Ленина («Улица Красикова»), Кремлем («Живу-вижу»). Изобразительную метафоричность, понятную зрителю, Эрик Булатов стремится дополнительно усилить символикой цвета (социально-красный закрывает проход в пространственно-духовно-голубой) и текстовыми включениями («Слава КПСС», «Вход»). Грань безысходности и предел отчаяния Эрик Булатов, картины которого на раннем этапе его творчества не были востребованы, изобразил в работе «Программа «Время», словно воспроизводящей фото из журнала «Огонек»: пожилая женщина смотрит по телевизору новости, слушает И. Кириллова. Естественное стремление старого одинокого человека к общению, даже фиктивному - бытовая каждодневная общераспространенная ситуация идеологической интоксикации человека советского времени.
В основном картины Булатова – это слово, написанное печатными буквами, и пространство. Печатность, огромность шрифта, его газетный стиль – стремление автора выразить слово, над которым думает человек, смакуя его, живя с пониманием присутствия оного в его жизни, но еще не полным осознанием роли, которое оно в ней играет. В этом выражается протест и стремление к свободе.
"Советскость" работ художника
Художник Эрик Булатов, картины которого являются документальным подтверждением советского периода, канувшего в Лету, популярен за пределами России: его работы присутствуют на всех зарубежных выставках российского искусства. Стоит заметить, что произведения Булатова не содержат ёрничанья, пародийности, а представляют собой холодно-отстраненные констатации, без намека на всякое снисхождение. И дело здесь не в персоне художника и его субъективном мнении, а в намерении показать общественную позицию на события ушедшей эпохи, заставить зрителя взглянуть на былую жизнь другими глазами, будто бы со стороны.
Русский зарубежный художник
Эрик Булатов – художник, биография которого в большей степени связана с работой за границей, куда он уехал после падения власти Страны Советов, причем этот поступок нельзя назвать бегством: Эрик воспользовался появившейся возможностью зарабатывать собственным мастерством. К тому же в России его работы не были востребованы, поэтому одно время приходилось подрабатывать иллюстрированием книжек для детей (Шарль Перро «Золушка», издательство «Малыш» 1973 год). Себя автор считает русским художником по образованию и воспитанию и европейским - по территориальному местонахождению.
Булатов – иллюстратор детских книг
В детское издательство Эрик Булатов, картины которого в большей части посвящены советскому времени, попал по протекции художника Ильи Кабакова. В паре с Олегом Васильевым (другом и соратником Булатова) он старался изображать сказочных героев именно так, как их может рисовать детское воображение, стараясь при этом не потерять чувствительность к сказке и воспринимать ее глазами ребенка.
В настоящее время Эрик Булатов вместе с семьей проживает во Франции, в Париже, что, впрочем, не мешает ему считать своим родным и любимым городом Москву, где, собственно, он и начал свою выставочную деятельность. Первая выставка его работ состоялась в далеком 1957 году. С 1992 года он работает в основном в Париже. Хотя Россию основатель соц-арта посещает довольно часто. Итак, давайте более подробно обсудим, о чем хочет рассказать миру Эрик Булатов-художник.
Картины, фото, люди
Творчество Булатова можно разделить на советский и постсоветский периоды. Для работ советского периода характерно желание выйти за пределы социального пространства, границы которого непонятны, равно как и не ясно, как их преодолеть. Постсоветский период – время, когда эти границы преодолены, и проблемы, меняя характер, становятся другими, более экзистенциальными.
Помимо соц-артовской тематики в работах Эрика Булатова прослеживается теория взаимодействия пространства и картины. Визуальное мышление о диалоге зрителя и искусства отображено в полотне «Лувр. Джоконда». Гипотетические посетители Лувра, напоминающие толпу из старых советских газет, пурпурной массой вторгаются в музейные залы, заслоняя собой пространство – видна лишь загадочная, несколько саркастичная улыбка Моны Лизы. Вопрос риторический: возможно ли воспринимать искусство в условиях агрессивного, как красный цвет, шумного хаоса?
Еще одна работа на тему восприятия художественных работ – «Картина и зрители», воспроизводящая знаменитое творение Александра Иванова «Явление Христа народу». Полотно на стене и зрители во главе с экскурсоводом магическим образом превращаются в цельную композицию, своего рода инсталляцию.
«Мой трамвай уходит», «Как идут облака», «Черный вечер, белый снег», «То-то и оно» - как видим, Эрик Булатов, картины которого неординарны и не похожи на чьи-либо другие, в своих работах использует различные наборы фраз. Некоторые слова словно бегут по изображению: «Свобода» - по синему небу, «Поезд» - по рельсам, «Мой трамвай уходит» - вслед за опаздывающим человеком... Удивительно, как расположение букв и их наклон способны передать движение! И в этом тоже есть мастерство.
Роль произведений Булатова в художественном искусстве
Картины Эрика Булатова – создателя образов, ставших визуальными универсальными моделями для российского искусства, – являются для него этапными. В своих работах художник поднимает вопросы, актуальные для нового искусства: соотношение изображения и слова в визуальном пространстве, определение зрительской позиции, взаимодействие инноваций и традиций. Его – одного из немногих в России – смело можно назвать реформатором мирового искусства второй половины 20 века. По прошествии многих лет картины Эрика Булатова не теряют актуальности, их содержание, послужившее причиной запрета для показа в советские времена, сегодня также воспринимается с остротой.
загрузка...
bisbroker.ru
Булатов Эрик Владимирович - Биография :: Артпоиск
Родился в Свердловске в семье служащего. Переехав в Москву, в 1958 окончил Художественный институт имени В.И.Сурикова, после чего «переучивался», вырабатывая – во многом под влиянием Р.Р.Фалька и В.А.Фаворского – стойкую самостоятельность по отношению к официальной соцреалистической доктрине. С 1959 работал как художник книги в издательстве «Детгиз» (обычно в соавторстве с О.В.Васильевым). Самобытный поставангардный стиль Булатова выработался к концу 1960-х годов после опыта работы в разных модернистских манерах. Он достигает сильных социально-гротескных эффектов, соединяя стандартные натуралистичные пейзажи с крупными плакатными символами и транспарантными лозунгами. Так, в полотне Горизонт (1971–1972, варианты в разных собраниях) красная орденская планка перекрывает морскую даль, а надпись «Слава КПСС» в одноименной картине (1975, собственность художника) заслоняет небо словно решетка. Подчеркивая контраст пропаганды и реальности, Булатов сближается с соцартом, однако не ограничивается сатирой, размышляя в образах о границах искусства и действительности в целом. Ученик Фалька и Фаворского, Булатов всю свою деятельность строил вокруг картины, анализа ее как феномена со своими имманентными законами. Законы станковой картины он приравнивал к категориям социальной и экзистенциональной живописи. Так, понятие несвободы соотносится напрямую с поверхностью, цветом социальности утверждается красный цвет, который играет и роль сигнально-запретительного символа (надпись ВХОД – голубыми, а НЕТ ВХОДА красными буквами). Пространство у Булатова всегда многослойное: поверх изображения кладется либо текст лозунга, либо узнаваемый символ.
Булатов утверждает, что современные ему жизненные реалии находятся в конфликтных отношениях с картинной плоскостью, что их практически не возможно описать традиционным изобразительным языком. "В моих картинах, – говорит автор, – пространство построено как бы помимо фигуры человека. Человек как бы живой. Он только что пришел, а картина уже была..." Эрик Булатов являет редкий, чуть ли не единственный пример соцарта, лишенный иронии.
Со временем сатира уступает в его картинах место более эпическим настроениям (Русский 20 век, 1991, Музей Циммерли при Рутгерском университете, США). Получил широкую известность на Западе к концу 1980-х годов как своего рода «художник перестройки». С 1989 Булатов живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 – в Париже.
artpoisk.info
картины. Особенности стиля и творчества художника
Булатов Эрик Владимирович, картины которого известны во всем мире, – современный русский художник, имя которого в большей степени ассоциируется с направлением соц-арт.
Узнаваем, популярен, востребован
Работы этого человека выставлялись в Париже, Лувре, Лондоне, Монте-Карло. Чем же обусловлена такая популярность и востребованность?Прежде всего заметим, что полотна автора перенасыщены символикой, поданной в зашифрованном виде, а потому узнаваемы во всем мире и пользуются огромным успехом на ведущих аукционных торгах современного искусства. Так, картина «Советский космос» было реализована за 1,74 миллиона долларов, а еще две работы на тематику советского времени – по миллиону долларов за каждую. Сегодня Булатов является одним из самых дорогих художников современности.
Художественный почерк Булатова
Эрик Булатов, картины которого особенно востребованы за пределами России, – уроженец Свердловска (ныне Екатеринбург). Его отец, Владимир Борисович, погиб на фронте, мать - полячка, нелегально эмигрировавшая в Россию в 15-летнем возрасте. За плечами Булатова Художественный институт, который он окончил в 1958 году. Творческий метод этого художника узнаваем и характерен: его работы сочетают в себе плакатный текст, выхваченный из контекста советских реалий, и фигуративную составляющую, чаще всего заимствованную из массовой печати. В результате художнику удается весьма доступным образом проиллюстрировать перенасыщенную символикой советской пропаганды абсурдность действительности, находящуюся на грани перелома, мечущуюся из стороны в сторону и натыкающуюся на тупики и долгоживущие бессмысленные лозунги.
Картины Эрика Булатова
Многие работы мастера кисти содержат аллюзию на пейзажи с путями-дорогами, тянущимися в бесконечность, вдаль. Однако на его картинах дороги ведут в тупик, блокируясь стеной из красной дорожки (полотно «Горизонт»), огромным стендом, изображающим Ленина («Улица Красикова»), Кремлем («Живу-вижу»). Изобразительную метафоричность, понятную зрителю, Эрик Булатов стремится дополнительно усилить символикой цвета (социально-красный закрывает проход в пространственно-духовно-голубой) и текстовыми включениями («Слава КПСС», «Вход»). Грань безысходности и предел отчаяния Эрик Булатов, картины которого на раннем этапе его творчества не были востребованы, изобразил в работе «Программа «Время», словно воспроизводящей фото из журнала «Огонек»: пожилая женщина смотрит по телевизору новости, слушает И. Кириллова. Естественное стремление старого одинокого человека к общению, даже фиктивному - бытовая каждодневная общераспространенная ситуация идеологической интоксикации человека советского времени.
В основном картины Булатова – это слово, написанное печатными буквами, и пространство. Печатность, огромность шрифта, его газетный стиль – стремление автора выразить слово, над которым думает человек, смакуя его, живя с пониманием присутствия оного в его жизни, но еще не полным осознанием роли, которое оно в ней играет. В этом выражается протест и стремление к свободе.
"Советскость" работ художника
Художник Эрик Булатов, картины которого являются документальным подтверждением советского периода, канувшего в Лету, популярен за пределами России: его работы присутствуют на всех зарубежных выставках российского искусства. Стоит заметить, что произведения Булатова не содержат ёрничанья, пародийности, а представляют собой холодно-отстраненные констатации, без намека на всякое снисхождение. И дело здесь не в персоне художника и его субъективном мнении, а в намерении показать общественную позицию на события ушедшей эпохи, заставить зрителя взглянуть на былую жизнь другими глазами, будто бы со стороны.
Русский зарубежный художник
Эрик Булатов – художник, биография которого в большей степени связана с работой за границей, куда он уехал после падения власти Страны Советов, причем этот поступок нельзя назвать бегством: Эрик воспользовался появившейся возможностью зарабатывать собственным мастерством. К тому же в России его работы не были востребованы, поэтому одно время приходилось подрабатывать иллюстрированием книжек для детей (Шарль Перро «Золушка», издательство «Малыш» 1973 год). Себя автор считает русским художником по образованию и воспитанию и европейским - по территориальному местонахождению.
Булатов – иллюстратор детских книг
В детское издательство Эрик Булатов, картины которого в большей части посвящены советскому времени, попал по протекции художника Ильи Кабакова. В паре с Олегом Васильевым (другом и соратником Булатова) он старался изображать сказочных героев именно так, как их может рисовать детское воображение, стараясь при этом не потерять чувствительность к сказке и воспринимать ее глазами ребенка.
В настоящее время Эрик Булатов вместе с семьей проживает во Франции, в Париже, что, впрочем, не мешает ему считать своим родным и любимым городом Москву, где, собственно, он и начал свою выставочную деятельность. Первая выставка его работ состоялась в далеком 1957 году. С 1992 года он работает в основном в Париже. Хотя Россию основатель соц-арта посещает довольно часто. Итак, давайте более подробно обсудим, о чем хочет рассказать миру Эрик Булатов-художник.
Картины, фото, люди
Творчество Булатова можно разделить на советский и постсоветский периоды. Для работ советского периода характерно желание выйти за пределы социального пространства, границы которого непонятны, равно как и не ясно, как их преодолеть. Постсоветский период – время, когда эти границы преодолены, и проблемы, меняя характер, становятся другими, более экзистенциальными.
Помимо соц-артовской тематики в работах Эрика Булатова прослеживается теория взаимодействия пространства и картины. Визуальное мышление о диалоге зрителя и искусства отображено в полотне «Лувр. Джоконда». Гипотетические посетители Лувра, напоминающие толпу из старых советских газет, пурпурной массой вторгаются в музейные залы, заслоняя собой пространство – видна лишь загадочная, несколько саркастичная улыбка Моны Лизы. Вопрос риторический: возможно ли воспринимать искусство в условиях агрессивного, как красный цвет, шумного хаоса?
Еще одна работа на тему восприятия художественных работ – «Картина и зрители», воспроизводящая знаменитое творение Александра Иванова «Явление Христа народу». Полотно на стене и зрители во главе с экскурсоводом магическим образом превращаются в цельную композицию, своего рода инсталляцию.
«Мой трамвай уходит», «Как идут облака», «Черный вечер, белый снег», «То-то и оно» - как видим, Эрик Булатов, картины которого неординарны и не похожи на чьи-либо другие, в своих работах использует различные наборы фраз. Некоторые слова словно бегут по изображению: «Свобода» - по синему небу, «Поезд» - по рельсам, «Мой трамвай уходит» - вслед за опаздывающим человеком... Удивительно, как расположение букв и их наклон способны передать движение! И в этом тоже есть мастерство.
Роль произведений Булатова в художественном искусстве
Картины Эрика Булатова – создателя образов, ставших визуальными универсальными моделями для российского искусства, – являются для него этапными. В своих работах художник поднимает вопросы, актуальные для нового искусства: соотношение изображения и слова в визуальном пространстве, определение зрительской позиции, взаимодействие инноваций и традиций. Его – одного из немногих в России – смело можно назвать реформатором мирового искусства второй половины 20 века. По прошествии многих лет картины Эрика Булатова не теряют актуальности, их содержание, послужившее причиной запрета для показа в советские времена, сегодня также воспринимается с остротой.
загрузка...
feelwomans.ru
Эрик Булатов: «Каждый художник — человек верующий» - Карта Мира
культура: Как получилось, что в Париже ты создал логотип «Лучший город Земли» на песню Муслима Магомаева?
Булатов: Мне позвонили из московской мэрии и попросили ко Дню города придумать символ. Вначале я возмутился: «Москва — лучший город? Чепуха какая-то!» И отказался. Потом подумал и понял, что не прав, так как Москва для меня слишком много значит. Это мой город, каким бы он ни был — лучшим или худшим. И я создал логотип бесплатно.
культура: «Лучший город» отвечает тебе взаимностью.
Булатов: Меня пригласил руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков. Речь идет о моей возможной юбилейной выставке в столице — в следующем году мне исполняется 80. Пока не знаю, насколько это реально. Устроить выставку мне предлагают часто — Третьяковка и другие музеи. Но средств у них нет. А чтобы собрать мои картины — они, главным образом, не у меня — нужно заплатить огромные деньги за страховку.
культура: Недавно в Германии был издан первый том полного каталога твоих работ. Обычно такой чести удостаиваются классики — от Тициана и Рафаэля до Пикассо и Кандинского. Каким образом в эту плеяду попал при жизни Эрик Булатов?
Булатов: Чувствую себя немножко странно — все-таки я еще не умер и пока не собираюсь. Выпустили первый том, в который включена вся живопись. За свою жизнь картин я написал не так много — около двухсот. Найти удалось не все — некоторые работы находятся неизвестно где. Во второй том войдут рисунки.
культура: Каталог листаешь не без волнения?
Булатов: Туда попали в том числе картины, которых, по мне, лучше бы вовсе не существовало. Но есть и те, что были и остаются для меня основополагающими: «Красный горизонт», «Слава КПСС», «Иду», «Заход или восход солнца», «Живу вижу», «Хотелось засветло, ну, не успелось», «День и ночь», «Наше время пришло», «Дверь» — которая сейчас, быть может, для меня главная.
культура: В мастерской стоит твоя неоконченная работа — мимо хрестоматийного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» идут люди.
Булатов: Она называется «Картина и зрители». В ней нет пространственной границы между искусством и жизнью. Я в течение двух или трех лет фотографировал случайных людей в Третьяковке. Получилось около сотни снимков, которыми я пользовался во время работы.
культура: Если не ошибаюсь, ты единственный русский художник, чьи работы выставлялись в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и в Музее современного искусства Парижа.
Булатов: Странно, но так случилось. Мне приятно, хотя отношусь к этому не без иронии. Никому не известно, кто из современных художников чего стоит. Знает только время.
культура: Значит, время — лучший друг художника?
Булатов: Либо враг. Возьмем хотя бы Бернара Бюффе (французский художник, пользовавшийся большой популярностью в 50–70-е годы прошлого века. — «Культура»), у которого в Японии даже есть свой музей. И кому он теперь нужен? А некогда знаменитый немецкий портретист Ленбах известен сегодня только тем, что в его музее устраивают выставки Кандинского.
культура: Как ты относишься к тому, что тебя до сих пор записывают в отцы соц-арта?
Булатов: Это заблуждение, так как я никогда не принадлежал к соц-арту. Меня записывали куда угодно — и в поп-арт, и в концептуализм, и в натурализм, и в фотореализм. С каждым из этих направлений у меня есть что-то общее и, вместе с тем, много принципиальных различий. Мне нужно что-то ампутировать, чтобы впихнуть в какое-то течение.
культура: В свое время ты мне сказал, что Левитан и Малевич — не антиподы в живописи.
Булатов: С моей точки зрения, русское искусство образует некое единство. Наша живопись XIX века выразила национальное сознание, его характер. Она точно показала, чего хочет русский зритель. Я считаю, что нет никакого сумасшедшего разрыва между современным и реалистическим искусством XIX века. И Малевича с Левитаном тоже не разделяет пропасть. У них единая основа, общий менталитет, сформированный русской культурой.
культура: Ты считаешь, что общее дело российских художников — утверждение нашего искусства как равноправного с европейским. Есть ли какие-то успехи на этом поприще?
Булатов: Я как раз пытаюсь связать современное искусство с реалистической традицией XIX века. В этом я вижу свою миссию. «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки и своею кровью склеит двух столетий позвонки?» — писал Мандельштам. Я стараюсь это делать, как могу, но не знаю, выходит ли.
культура: У абстрактного искусства в России есть будущее? Или оно чуждо русскому менталитету?
Булатов: Трудно сказать. Вообще-то, я не вижу большой разницы между абстрактным и фигуративным искусствами. Кстати, трансформация одного в другое — тоже моя тема. Конкретные предметы легко становятся абстрактными понятиями или символами. И наоборот — абстрактный элемент вдруг превращается во что-то определенное.
культура: Шопенгауэр полагал, что искусство — единственное доказательство существования Бога.
Булатов: Очень может быть. Думаю, что каждый художник — даже тот, кто убежден, что он атеист, на самом деле — человек верующий. В работе многое невозможно объяснить. Порой даже не отдаешь себя отчета в том, почему это делаешь. Именно тогда получается то, что надо.
культура: В Музее современного искусства в Москве проходит первая в России ретроспектива культового художника-постмодерниста Йозефа Бойса. Его тезисы: «каждый человек — это художник» и «все является произведением искусства».
Булатов: Он пытался всю нашу жизнь превратить в искусство. Это, конечно, безумная идея — сама по себе очень красивая и благородная, но чистой воды утопия. Бойс чем-то родственен нашему сознанию, утопичности русской мысли.
культура: Значит, его инсталляции и арт-объекты с медом, салом и войлоком надо считать искусством?
Булатов: Это действительно проблема. В каких-то случаях можно в это вжиться, вчувствоваться, но большей частью требуются серьезные комментарии, которые он сам делал на своих выставках. Я убежден — изобразительное искусство должно находить зрительный образ того, что художник хочет выразить. Если он не найден, никакие комментарии не спасут.
культура: Илья Кабаков говорил, что художник-концептуалист мажет не по холсту, а по зрителю.
Булатов: Это очень эффектная фраза. Всеволод Некрасов сделал к ней не менее выразительное примечание: мажет так, что ни капли краски не попадает на одежду и лицо зрителя.
культура: Разве по зрителю мажет не каждый художник?
Булатов: Не совсем так. Скажем, французское искусство никогда этим не занималось. Наоборот, там всегда есть дистанция между зрителем и художником. Мастер предлагает посмотреть на мир прекрасного. Вы можете пройти мимо или принять участие. В основе этой позиции убежденность, что не искусство нуждается в жизни, а, наоборот, жизнь — в искусстве.
культура: Русскую картину ты называл не монологом художника, а диалогом…
Булатов: Наша живопись нуждается в зрителе, в соучастии. Художник старается поставить на свое место зрителя — как бы спрятаться за него. Он пишет не для себя и не для других, а по внутренней необходимости. И почему он это делает — непонятно. Речь идет только о настоящих мастерах, ибо художники коммерческие прекрасно знают, для чего они пишут.
культура: Тициан тоже не был чужд коммерции. Едва ли не все его работы выполнены на заказ.
Булатов: Это ничего не значит. Коммерческий художник точно знает, что пишет для зрителя, которому хочет продать. Тогда как художник серьезный творит по необходимости. Другое дело, что даже таким, как Тициан, нужны деньги. Великие создали много проходных картин — сами или при помощи учеников. Художника судят по основным работам. У многих колоссальная разница между важнейшими полотнами и остальным потоком продукции. Это видно на примере Гойи — даже в голову не придет, что все его картины написал один художник. Да и Рафаэль не успевал выполнять заказы и привлекал к этому помощников.
культура: Но ты работаешь в одиночестве.
Булатов: Я сегодня, наверное, единственный художник, который может себе позволить два года писать одну картину. Слава Богу, так сложилась моя судьба. Я не умираю с голоду.
культура: Пикассо тоже не бедствовал, но в день писал по несколько картин.
Булатов: У него другой тип сознания. Он как бы работал на скорость. Не потому что был халтурщик — этого требовал его темперамент. И сейчас есть художники, которые творят очень быстро. А потом, художники часто делают что-то для зрителя и одновременно ставят серьезные задачи. В этом смысле интересен Фрагонар — у него даже сексуальные сцены превращаются в нечто прекрасное. Вспомним картину «Качели», на которой изображены молодая женщина и два кавалера. Один раскачивает качели сзади, а другому дама показывает ноги с задранной юбкой. Это не только фривольная сцена, но и безумно красивый полет прекрасного существа, райской птицы. Для этого и написана картина.
культура: Ты и сегодня все время ходишь в Лувр, ездишь во Флоренцию смотреть любимого художника Фра Анджелико. Чему учат тебя мастера прошлого?
Булатов: Чем больше смотришь Фра Анджелико, тем лучше понимаешь, насколько он велик. Когда видишь его фрески во флорентийском монастыре Сан-Марко, где он жил, как будто очищаешься, становишься другим человеком — и в нравственном, и в профессиональном отношении.
культура: Почему наших художников в Париже почти никогда не выставляют? Здесь к ним — за некоторыми исключениями — нулевой интерес.
Булатов: Так везде. Но во Франции ситуация, может быть, хуже, чем где-нибудь еще — здесь очень провинциальное сознание. На наших глазах Париж становится европейской культурной периферией. Я это наблюдаю на протяжении двадцати лет, что здесь живу. Русский художник сначала должен добиться успеха в Америке или где-нибудь еще, а потом — с именем — приезжать в Париж и спокойно работать.
portal-kultura.ru