Фото и биография Бориса Васильева. Интересные факты. Картины борис васильев
Борис Васильев – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть
Борис Васильев: биография
Борис Васильев – советский писатель, драматург, сценарист, автор бессмертных произведений, вошедших в фонд русской и советской классики. Это прежде всего повести «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», роман «Не стреляйте белых лебедей».
Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в Смоленске в интеллигентной семье. Его отец Лев Александрович Васильев — кадровый офицер Царской, а впоследствии Красной армии, мама Елена Николаевна Алексеева была из старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников.
Писатель Борис ВасильевМальчик увлекался историей и литературой, и эти два предмета «с детства переплелись в его сознании». Позже семья штатного военного переехала из Смоленска в Воронеж, где Борис и учился. В школе мальчик играл в любительских спектаклях. А еще вместе с другом выпускал рукописный журнал.
Беззаботные школьные годы прервала война. В 1941 году Борис Васильев учился в 9 классе. Детство закончилось в один миг. В семнадцать лет Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года батальон Васильева был направлен под Смоленск, попал в окружение и вышел из него только в октябре 1941 года.
Борис Васильев в молодости16 марта 1943 года, во время воздушного десанта под Вязьмой, Васильев попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии Борис Львович оставил действующую армию. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, окончив ее в 1948 году, работал по специальности – инженером-испытателем боевых машин.
Все эти годы литература и писательство манили со страшной силой. Война дала множество эпических картин и героических персонажей, которые так и просились на страницы романов. В 1954 году Борис Васильев решился: он уволился из армии в звании инженер-капитана и сделал окончательный выбор в пользу профессиональной литературной деятельности.
Литература
Литературным дебютом и началом творческой биографии Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской армии в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской армии без объяснения причин.
Борис ВасильевПосле этой неудачи Васильев продолжает заниматься драматургией. Его пьесу «Стучите и откроется» в 1955 году поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии.
Васильев пробует свои силы и как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.
Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер», как и пьесу «Танкисты», ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет только в 1970 году.
Что такое настоящая слава, Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Потом – еще две экранизации.
К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина» - это все Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.
Произведение «Не стреляйте белых лебедей» появилось в печати в 1973 году и сразу заняло особое место среди книг автора. Главный герой романа Егор Полушкин – рядовой лесник, который вступается в неравную схватку с браконьерами за вверенную ему территорию леса. В результате Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.
Роман «Были и небыли», увидевший свет в 1977 году, Борис Васильев посвятил своим предкам, судьбе русской интеллигенции. В книге описывались события XIX века, русско-турецкой войны, в которой участвовали два прадеда писателя.
Еще одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».
Кадр из экранизации романа "А зори здесь тихие..." (2015)Борис Васильев открыто выражал свою поддержку Перестройке, а затем и новому режиму, который установился при Борисе Ельцине и Владимире Путине. В конце 80-х писатель стал депутатом I Съезда народных депутатов СССР. А вскоре он сдал партийный билет КПСС. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.
В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Личная жизнь
Личная жизнь Бориса Васильева тесно связана с единственной женщиной – его женой Зорей Альбертовной Поляк. Молодые люди познакомились в 1943 году, когда после выписки из госпиталя Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию.
Борис Васильев с женойПозднее Васильев вспоминал первое свидание с будущей невестой. Молодые люди увлеклись собиранием незабудок и попали на неразминированное поле. Так как Борис уже в те годы отличался близорукостью, вывела с поля его Зоря. Этот случай стал для писателя знаковым. Как позднее утверждал Васильев, вся жизнь его была минным полем, через которое он шел за своей любовью.
Влюбленные поженились в 1945-м. Зоря Альбертовна работала конструктором и телевизионным редактором на Останкино. При участии Васильевой выходила программа «От всей души», которую вела Валентина Леонтьева.
Зоря Альбертовна была настоящей боевой подругой и музой писателя. А еще жена стала прототипом Сони Гурвич из повести «А зори здесь тихие…» и Искры Поляковой из романа «Завтра была война». Так как ради писательского труда Васильев ушел с воинской службы раньше срока, он потерял и зарплату, и пенсию, поэтому в трудные дни супруги жили только на деньги жены. Так было и после снятого спектакля по пьесе Васильева «Офицер», а также в 90-е годы, когда писатель остался без средств к существованию. Тогда Васильевы выжили благодаря даче в Солнечногорске.
У Бориса и Зори не было своих детей, но они много сил вложили в воспитание двоюродной сестры супруги, которую тоже звали Зорей. Позднее супруги усыновили мальчиков Николая и Петра.
Смерть
11 марта 2013 года, не дожив год до своего 90-летия, Борис Львович Васильев скончался в Москве. 14 марта писатель похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой Зорей Альбертовной. Ее не стало в том же 2013 году, как и приемного сына Николая. Борис Васильев смог пережить их всего на два месяца.
Причиной смерти писателя стала хроническая мерцательная аритмия 3-й степени, которая привела к недостаточности кровообращения. Перед смертью Борис Львович планировал пройти госпитализацию в ЦРБ, но не успел.
Библиография
- 1969 – «А зори здесь тихие»
- 1970 – «Иванов катер»
- 1973 – «Не стреляйте белых лебедей»
- 1974 – «В списках не значился»
- 1976 – «Ветеран»
- 1979 – «Встречный бой»
- 1980 – «Великолепная шестерка»
- 1984 – «Завтра была война»
- 1986 – «Неопалимая купина»
- 1987 – «Жила-была Клавочка»
- 1988 – «Вам привет от бабы Леры»
- 1991 – «Капля за каплей»
- 2001 – «Глухомань»
Фото
24smi.org
Художник Борис Васильев-Пальм | Пантикапей
Борис Васильев-Пальм родился на далеком севере, недалеко от города Кировск. Отцом будущего художника и поэта был охотовед, который и научил сына любить и познавать природу. Молодость Бориса проходила в разных городах бывшего Советского Союза, ему удалось проделать путь от Кольского полуострова до жаркого Крыма.Борис Васильев жил и учился в Запорожье, Измаиле, Калуге, Мурманске. Первой профессией, которую он получил — была журналистика. Свои силы Васильев пробовал в газетах «Полярная правда», «Комсомольская правда». В 1968 году он бросил журналистику и решил заняться делом, интерес к которому питал еще с детства. Первоначальное желание развить в себе Гогена самостоятельно отпала после того, как выяснилось, что живет он рядом с Академией художеств. В 1972 году Васильев успешно поступил в Академию. Спустя 7 лет ему удалось поработать в худмастерских Ленинграда и Мурманска. Опубликовать стихи он попробовал примерно в это время.
Из серии 12 месяцев. Церковь Иоанна Предтечи (январь) Карандаш / Бумага 40см х 60 см 2008 г
С 1986 года Васильев-Пальм живет в Керчи. Для города он сделал немало, и весь Крым приобрел кусочек его таланта. Его картины украшают музеи не только Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и 15 стран, но и Симферополя. Борис поработал в газете «Керченский рабочий» и краеведческий музей он оформлял сам. Выставки полотен Васильева-Пальма проходили в галереях Керчи, Симферополя, Евпатории.
Стихи талантливого художника-поэта можно встретить на страницах «Поэтической карты Крыма», «Истоках», «Лире Боспора» и многих других.
по материалам сайта http://www.borisgallery.net/
На закате веков Масло / Холст 40см х 55 см 2008 г
μ@
Похожие статьи
Метки: Kerch, Борис Васильев-Пальм, поэт, Художник
pantikapei.ru
Борис Васильев фото на - 24СМИ
Борис Васильев: последние новости
В 2015 году состоялась премьера новой экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Сюжет фильма основа...
В 1972 году на экраны вышел пронзительный фильм о войне. Картина Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», созданна...
В Кремлевском дворце состоялась премьера ремейка "А зори здесь тихие". На пресс-показе выступили создатели фильма и ч...
В свободном доступе появился трейлер фильма «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова. Картина повествует о пяти деву...
24smi.org
Что есть Истина? - Борис Васильев-Пальм
Крымские узоры
Борис Васильев-Пальм
Марина Матвеева
Вначале в Керчи, сразу на нескольких площадках, а 13 июня — в Симферополе, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, открылась передвижная выставка художественных работ известного керченского мастера — художника и поэта Бориса Васильева-Пальма.Борис Алексеевич Васильев-Пальм родился 6 января 1939 г. в г. Кировске Мурманской обл. окончил факультет журналистики МГУ и факультет графики института им. И. Е. Репина. Живёт в Керчи. Автор книги стихов «Хлам Васильева блаженного» (Москва, 2000 г.), публикации: альманахи: «Истоки», «Эолова арфа» (Москва), «Литературный Крым», «Поэтическая карта Крыма», «Брега Тавриды» (Симферополь), «Лира Боспора» (Керчь) и др.Наиболее яркое и животрепещущее его поэтическое произведение — поэма «Глядя в сторону России из Крыма», опубликованная в Москве, в альманахе «Эолова арфа», и, как с удивлением выясняем, ни разу не опубликованное в Крыму. Странно, ведь это произведение — эпическое и лирическое полотно, описывающее судьбы Крыма с исторических времен — с проходом через период «дарения» его Украине в 1954 году (с описанием чувств крымчан и россиян по этому поводу) — и до самых последних лет. Написано произведение с огромной любовью к России, но и Украину своим добрым чувством современный крымский Гомер не оставляет. Автором этих строк была написана рецензия на эту поэму — «Самая абсурдная точка планеты» (патриотическая поэзия, крымский контекст), недавно снова опубликованная в последнем номере литературного журнала «Брега Тавриды».А на последние события в Крыму и Украине поэт Б. Васильев-Пальм откликнулся новой поэмой — «Глядя в сторону Украины из русского Крыма» — может быть, не столь масштабной (по крайней мере, по объему), но столь же живой, неоднозначной, дискуссионной. И одновременно мудрой, многое объясняющей. Хотя иной раз кажется, что современному «на голову ударенному» человеку что-либо объяснить невозможно в принципе… Но это не значит, что не стоит и пытаться. Сейчас новая поэма Б. Васильева-Пальма, а также его лирика последних лет, исполненная патриотизма, демонстрирующая интерес и любовь к нашей истории и литературной классике, номинируется на Пушкинскую премию Крыма.Как художник, Борис Васильев-Пальм известен давно и широко. Выставки в Санкт-Петербурге, Москве, Флоренции… Во всех городах Крыма… Прославлен он и как реалист, и как сюрреалист, а особенно — как автор портретов культурных деятелей (поэтов, писателей, музыкантов, актеров) Крыма, и не только. Серия «Поэты Крыма» сейчас экспонируется в библиотеке Пушкина.А с недавнего времени им завладел новый художественный жанр — визуальная поэзия или «ИЗОПОЭЗИЯ» (авторское название). И здесь мне хочется обратиться к одной из давно вынашиваемых мною идей — «Выставке одной картины». Произведение, представленное на ней — в настоящем очерке, — на мой взгляд, настолько глубокое, что требует долгого и вдумчивого погружения и не терпит рассеивания внимания на что-либо иное, даже на других своих собратьев по жанру.
«ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ»
О картине Бориса Васильева-Пальма «Ab ovo»
(холст, масло, 60х62)
Картина, точнее, произведение визуальной поэзии, написана маслом. Ее особенность в том, что стихотворение в нее вмонтировано органично (в виде изобразительного элемента): текст замаскирован под узоры на покрывале тахты, а главное: текст в перспективе, чего еще никто никогда не делал. Картина и текст равно соподчинены.
Стихотворение также принадлежит Б. Васильеву-Пальму
«В мастерской у Коли Сажина я проснулся как-то раз
С чувством – творческая скважина, сквозь мечту ведя в экстаз,
Пробуравилась в грядущее: просто так – не на заказ
Интерьер писать зовущая – стол с кувшинами, матрас,
Ширму слева, дальше – лестницу и картину на стене…
Взяв помощницей кудесницу – Мнемозину* – как во сне,
Я работал, но не в Питере (в тот же день вернулся в Крым),
А виденье в растворителе бед не свеялось, как дым».
На том же покрывале, в правом нижнем углу расположена сноска:
«*Мнемозина – богиня памяти, мамаша 9-и муз».
Внизу покрывала, в виде каймы-тесьмы, более мелким шрифтом отмечено:
«И, как в авторстве любом, самомнение красуется: «Крыма графики» альбом тут автографом рисуется – мол, и мне в искусстве есть уголок: страница шесть».
На тахте слева лежит альбом «Графика Крыма», раскрытый на странице, представляющей творчество автора. Репродукции в альбоме выполнены при помощи особой техники: автопортрет Б. Васильева-Пальма написан кончиком тонкой металлической иголки, т.к. размер лица на портрете – 5х5 мм. Ни у одной кисточки не будет достаточно острого конца для такой работы. По словам автора, «можно подавать заявку в «Книгу рекордов Гиннеса».
Полотно на центральной стене («Пейзаж с говядиной») принадлежит известному санкт-петербургскому художнику Николаю Сажину. Техника «картина в картине» углубляет физическое и идейное пространство художественной работы «Ab ovo», давая многомерное восприятие этого необычного произведения. Еще более усиливает этот эффект тот факт, что «Пейзаж…» Н. Сажина по своим реальным размерам более чем в полтора раза больше реальных размеров вмещающей его картины Б. Васильева-Пальма. Имеются на полотне также частичные изображения других работ Сажина. Одна из них – со словом «Витебск» (Витебск – родина модерниста) – смотрит на нас с правой стены. Кажется, будто сейчас упадет с не. Это создает эффект неправильности перспективы изображенной комнаты. Что не случайно. Пространство как бы раздвигается, сообщая движение вещам в неподвижной комнате-натюрморте. Мастерская живет.
Еще одна картина Сажина – на духовную тематику – не закончена, ее можно видеть около стула слева.
Итак, на многомерном полотне взаимодействуют сразу несколько реальностей: материальность студии, жизнь вещей, творческий мир Н. Сажина, визуализация поэтической мысли и слова, нетривиальный – даже несколько искривленный – взгляд на все это поэта-художника Б. Васильева-Пальма, его собственный творческий мир – как в миниатюре (в альбоме), так и во всеохватности изображаемого пространства.
Картины Бориса Васильева-Пальма
Двое на веранде
Дети
Дождливый день
Дочь Полина
Из князей
Флена и Зося
Церковь рождества
Церковь
istina.russian-albion.com
Писатель - фронтовик Борис Васильев: "Идеализировать войну безнравственно"...
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье бывшего кадрового офицера царской, а впоследствии — командира Красной и Советской армии. Когда началась война, будущий писатель еще учился в школе. На фронт он ушел добровольцем в 17 лет, трижды попадал в окружение и выходил из него, был контужен. В 1943 году Борис Васильев поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, после войны работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В середине 1950-х решил заняться литературной деятельностью, так как склонность к литературе он проявил еще в юности.
Б.Васильев получил известность после выхода повести «А зори здесь тихие», изданной в 1969 году. Книга впоследствии была экранизирована Станиславом Ростоцким, а также несколько раз поставлена в театре. Авторству Васильева принадлежат более 30 повестей и романов: «В списках не значился», «Завтра была война», «Не стреляйте белых лебедей», «Иванов катер» и другие. По его произведениям было снято 15 фильмов. Борис Львович скончался 11 марта 2013 года. В семидесятую годовщину победы в Великой Отечественной войне, мы публикуем одно из последних его интервью.
Я отрицаю войну как средство решения конфликтов. Я помню — война трупами пахнет. И ничем больше не пахнет. Не надо идеализировать. Это безнравственно.
Я уже человек старый. Старость — это ощущение, а не возраст. Куража нет, какой был раньше. Я раньше иногда писал главу за рабочий день. А сейчас — от силы страничку.
Но вы очень много печатаете.
Я много работаю. Я забыл выходные. Этому меня учил еще Борис Николаевич Полевой. Он ко мне хорошо относился. Я почти все раннее свое печатал у него в «Юности». И он мне говорил: никогда не откладывай работу. Каждый день иди, как шахтер — в шахту. Многое в отвал пойдет, но хоть кусочек руды останется. Я ведь по профессии испытатель танков. Никакого гуманитарного образования у меня никогда не было.
В 17 лет Борис Васильев уходит добровольцем на фронт
Генетический кодПравильно ли сказать, что главный опыт, который сформировал ваше мироощущение, это опыт военный?
Учитывая, что я потомок военных во многих поколениях, то да, конечно. Скажем, мой прапрапрадед генерал Алексеев был героем Бородинского сражения. Его портрет есть в Эрмитаже в галерее героев 1812 года. Я верю в то, что код генетической памяти передает наследникам нечто важное — чувство опасности, чувство направления. Однажды на фронте мы ждали атаки. И я вдруг поднялся, и еще под легким, не оглушительным, а под прощупывающим артналетом перебежал в соседний окоп к своему приятелю. И только я добежал, как в тот окоп, из которого я ушел, ударила бомба. Это, с моей точки зрения, сработала интуиция. Я вообще везунчик, тьфу-тьфу-тьфу.
А в чем еще вам везло?
Мне повезло на войне. Я попал в окружение, когда наш эшелон разбомбили, нас везли через Смоленск на Западный фронт. Мы долго выходили, голодали, но сумели пройти в Слоним. Везение в том, что я эти места очень хорошо знал, потому что жил там у деда. Мой дед был народником кропоткинского толка. Я у него вырос, он меня научил читать с четырех лет, чтобы я не мешал ему. Сам он по вечерам читал. Сидел в кресле, курил трубку с длинным-длинным чубуком, а я внизу сидел и только картинки разглядывал. …У деда была огромная библиотека. Он меня приучил читать исторические книги.
С той поры интерес к истории у вас?
Я в детстве мечтал, что буду историком. Думал поступать в исторический институт. Но тут война, и стало не до истории.
Война пахнет трупамиВаши военные повести появлялись в тот момент, когда начинала преобладать «генеральская» литература о войне. Это случайность или вы намеренно шли против течения?
Я отрицаю войну как средство решения конфликтов. Я помню — война трупами пахнет. И ничем больше не пахнет. Не надо идеализировать. Это безнравственно. Я с восторгом читал лейтенантскую прозу, потому что это были мои ровесники. А потом стал сомневаться в полноте и этой картины. Потому что я понял главное — за ними стоят армия, тылы… А каково тем, у кого нет тыла? Мужчины рождены, чтобы в бою умирать, тут ничего не поделаешь. Но на фронте было, я специально проверял, 350 тыс. женщин. Как они воевали? И без тылов? Так появились «Зори».
Повесть «А зори здесь тихие…», принесшая Борису Васильеву широкую известность, была опубликована в журнале «Юность» в № 8 за 1969 год.
А как вы смотрите на преобладающую сейчас трактовку войны в героическом ключе?
Это совершенно не то. Это писали и пишут люди, которые не воевали, а если и воевали, то за награды. Обилие орденов у нас совершенно непомерное. Сталин щедр был на ордена. Он ими прикрывал потери, мы потеряли больше всех в войне. Сталин накануне войны расстрелял к чертовой матери всех талантливых людей. И часто капитаны командовали дивизиями. Отсюда потери. Еще одна вещь, которая тоже очень мешала… Когда началась Первая мировая война, то государь император Николай Александрович издал указ о сухом законе. И армия шла в бой трезвая. А во Вторую мировую пьяной ходила. Но под мухой нельзя воевать. Трезвый глаз нужен.
Вы к командованию вообще относитесь без большого почтения?
С большим уважением я отношусь к Рокоссовскому, и это, можно сказать, мой кумир. Единственный в мире дважды маршал (Константин Рокоссовский, маршал СССР, в октябре 1949 года по просьбе правительства Польши был назначен министром национальной обороны ПНР, и ему было присвоено звание маршала Польши). У него на порядок меньше людей погибло. Больше всего людей погибло у Жукова, который все твердил: «Бабы новых нарожают, вперед!» Рокоссовский щадил людей. Но в начале войны кто были наши полководцы: Ворошилов, Буденный и Тимошенко — шаркуны, а не вояки. Выиграла войну другая армия, не та, которую Сталин перед войной готовил.
Старший лейтенант Борис Васильев
А как, на ваш взгляд, следует праздновать День Победы?
Праздновать его надо. И я сам праздную. Это всегда очень трогательный для меня день. Потому что это не только окончание гибели солдат, но конец страданий женщин, детей, стариков… Это конец страха. Конец личного страха и конец общего ужаса. Ведь на Волгу прорвались они! И остановили их только телами солдат убитых, просто телами…
Но сейчас многие утверждают, что скорее гениальностью Сталина.
Сталин был тупица. В армии он никогда в жизни не служил. Он не понимал, что такое армия. Он карту читать не мог. Ему Шапошников — начальник Генерального штаба — все объяснял по карте. Легендами овеян «великий Сталин». А товарищ Сталин был дурак, похлеще Гитлера…
Другой мирВ последние годы вы много пишете исторических романов, уходя от современных сюжетов. С чем это связано?
Я понял, что не в состоянии понять молодежь. Я — прадед моих нынешних читателей. Большинство моих сверстников этот мир уже покинули. И писать для них и о них бессмысленно. А об истории можно. Это интересно. Но я отыскиваю там не сюжет, сюжет я сочиняю сам. Я отыскиваю возможность рассказать о подвигах героев. В нашей истории есть герои, там есть любовь. А уж какие там характеры… Молодые начинают читать. И приобщаются к истории. Ну и слава Богу.
Источник
Поделитесь с друзьями:
Find more like this: АНАЛИТИКА
klin-demianovo.ru
Фото и биография Бориса Васильева. Интересные факты
О Великой Отечественной войне современным читателям известно благодаря книгам участников боевых действий, одним из которых является Васильев Борис Львович. Биография его началась в довоенные годы и охватила почти весь советский период в отечественной истории. Что известно о раннем периоде в творчестве выдающегося писателя? Из какой семьи происходил советский и русский прозаик? Биография Бориса Васильева – тема статьи.
Ранние годы
Что известно о герое этой статьи? Биография Бориса Васильева, которую публиковали в советских учебниках по литературе, повествовала преимущественно о событиях военных лет. Родился будущий писатель в 1924 году. Его родной город – Смоленск. Биография Бориса Васильева, безусловно, связана с ВОВ. Однако стоит несколько слов сказать о том, в какой семье и в какой атмосфере формировалась личность будущего литератора, а также о том, что оказало наибольшее влияние на формирование его мировоззрения.
Биография Бориса Васильева, как и его творческий путь, сложилась удачно. Это удивительно, учитывая происхождение писателя. Отец Бориса Васильева принадлежал к дворянскому роду. Он чудом пережил армейские чистки, которым прежде всего подвергались бывшие офицеры царской армии, к коим он принадлежал. Мать писателя также не имела отношения к пролетариату. Она принадлежала к весьма старинному дворянскому роду и даже имела некое родственное отношение к Пушкину и Толстому.
Формирование мировоззрения
К поколению людей, которые родились во времена скрытой гражданской войны, относится писатель Борис Васильев. Биография его не могла не отразиться на творчестве. Прозаик создавал книги о войне. Но немногие современные читатели знают о том, что взгляд этого автора на трагические события в истории советского народа значительно отличался от общепринятой позиции в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века.
В семье автора «А зори здесь тихие» было принято чтить нравственные философские традиции. Будущего писателя воспитывали согласно старинным педагогическим нормам. То есть так, как это было принято в русских провинциальных интеллигентных семьях. А потому он нередко ощущал себя человеком девятнадцатого века и по любви к искусству, и по уважению к российской истории.
Когда же впервые литературой заинтересовался Борис Васильевич? Краткая биография гласит, что первое произведение было опубликовано в 1957 году. Однако, еще обучаясь в школе, он писал небольшие заметки для местного журнала, участвовал и любительских спектаклях. Будущему писателю было неполных семнадцать лет, когда началась война. Фронт оказал на формирование его как прозаика и драматурга самое действенное влияние. Ведь неслучайно именно этой теме большую часть произведений посвящал Борис Львович Васильев.
Краткая биография в период 1942-1945
Васильев пошел добровольцем. В 1941 году был направлен под Смоленск. Там он попал в окружение, из которого выбраться удалось лишь через четыре месяца. Затем был лагерь для перемещенных лиц и, наконец, воздушно-десантный гвардейский полк. Васильев был контужен, провел несколько месяцев в госпитале. Его судьба поистине удивительна.
Писатель относился к поколению мальчишек, которые родились в начале двадцатых годов. Из них в живых осталось не более трех процентов. Позже Васильев вспоминал не раз о том, как чудом не умер в окружении и не нарвался на мину.
После войны
В 1943 году Васильев встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк. Эта девушка послужила прототипом одной из героинь повести «А зори здесь тихие». После войны Борис Васильев поступил на инженерный факультет. Затем работал испытателем гусеничных машин. Демобилизовался он лишь в 1954 году. Звание писателя – инженер-капитан. Примечательно, что в рапорте Васильева, в качестве причины решения покинуть армию, была названо желание заниматься литературой.
Начало творческого пути
Ранний период литературной деятельности был полон неожиданных сложностей. Первое произведение советские критики одобрили. Второе было долгое время запрещено. Несмотря на неудачи, молодой писатель не бросил драматургию, а вскоре создал пьесу «Стучите и откроется», написал сценарии к нескольким фильмам.
Литературный путь Васильева был далеко не безоблачным. Начал он его с написания драматургических произведений, продолжил прозой. Слава пришла к нему с публикацией знаменитой повести о гибели молодых зенитчиц. А до этого события он писал сценарии для КВН. Делал это исключительно для заработка. С этой же целью сочинял тексты для журнала «Новости дня».
Проза
В 1967 году была написана повесть «Иванов катер». Твардовский ее принял. Однако вскоре главный редактор «Нового мира» ушел из жизни, после чего произведение пролежало в редакции более трех лет. К тому времени, когда повесть была опубликована, в журнале «Юность» появилось знаменитое произведение «А зори здесь тихие». Книга вызвала резонанс в читательском мире. Ее неоднократно переиздавали и продолжают переиздавать вплоть до сегодняшнего дня.
«А зори здесь тихие»
Идея замысла этого произведения возникла у писателя в силу несогласия с тем, как освещались военные события в те годы. В начале творческого пути Васильев был увлечен так называемой лейтенантской прозой. Впоследствии пересмотрел свои взгляды.
Герой этой статьи – один из первых советских авторов, которые изобразили войну не как абстрактный подвиг, а на примере отдельных судеб.
Другие произведения
Невозможно в рамках одной статьи осветить полностью литературную деятельность такого писателя, как Борис Васильев. Биография и творчество его – явления масштабные. Но стоит упомянуть еще об одном произведении. В 1984 году вышла в свет книга «Завтра была война». Это произведение можно отнести к самым жестким сочинениям писателя. В книге автор передал атмосферу предвоенного времени, когда в результате травли, многочисленных запретов человеческая душа либо закалялась, либо гибла.
Писатель имеет множество наград и престижных литературных премий. Борис Васильев, краткая биография которого изложена в статье, ушел из жизни в 2013 году. Свою супругу он пережил всего на два месяца.
fb.ru
ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ ~ Стихи и проза (Публицистика) ~ Лира Боспора выпуск XV
своих собратьев по жанру.О КАРТИНЕ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА-ПАЛЬМА «AB OVO» (холст, масло, 60х62)
Картина, точнее, произведение визуальной поэзии (изопоэзии), написана маслом. Что для данного жанра не характерно (большая часть визуальной поэзии или поэтических визуализаций — графика, обычно чёрно-белая, не отличающаяся особой сложностью). Особенность этой картины в том, что стихотворение в неё вмонтировано органично (в виде изобразительного элемента): текст замаскирован под узоры на покрывале тахты, а главное: текст в перспективе, чего ещё никто никогда не делал. Картина и текст равно соподчинены. Стихотворение также принадлежит Б. Васильеву-Пальму «В мастерской у Коли Сажина я проснулся как-то раз С чувством — творческая скважина, сквозь мечту ведя в экстаз, Пробуравилась в грядущее: просто так — не на заказ Интерьер писать зовущая — стол с кувшинами, матрас, Ширму слева, дальше — лестницу и картину на стене… Взяв помощницей кудесницу — Мнемозину* — как во сне, Я работал, но не в Питере (в тот же день вернулся в Крым), А виденье в растворителе бед не свеялось, как дым».
На том же покрывале, в правом нижнем углу расположена сноска: «*Мнемозина — богиня памяти, мамаша 9-и муз». Внизу покрывала, в виде каймы-тесьмы, более мелким шрифтом отмечено:
«И, как в авторстве любом, самомнение красуется: «Крыма графики» альбом тут автографом рисуется — мол, и мне в искусстве есть уголок: страница шесть».
На тахте слева лежит альбом «Графика Крыма», раскрытый на странице, представляющей творчество автора. Копия автопортрета из альбома Б. Васильева-Пальма выполнена небывалым способом: кончиком тонкой металлической иголки, т.к. размер лица на портрете — 5*5 мм. Ни у одной кисточки не будет достаточно острого конца для такой работы. По словам автора, «можно подавать заявку в «Книгу рекордов Гиннеса». Полотно на центральной стене («Пейзаж с говядиной») принадлежит известному санкт-петербургскому художнику-модернисту Николаю Сажину. Техника «картина в картине» (если точнее — картина абстрактная в картине реалистической) углубляет физическое и идейное пространство художественной работы «Ab ovo», давая многомерное восприятие этого необычного произведения. Еще более усиливает этот эффект тот факт, что «Пейзаж…» Н. Сажина по своим реальным размерам более чем в полтора раза превышает реальные размеры вмещающей его картины Б. Васильева-Пальма. Имеются на полотне также частичные изображения других работ Сажина. Одна из них — со словом «Витебск» (Витебск — родина модерниста) — смотрит на нас с правой стены. Кажется, будто сейчас упадет с неё. Это создает эффект неправильности перспективы изображённой комнаты. Что не случайно. Пространство как бы раздвигается, сообщая движение вещам в неподвижной комнате-натюрморте. Мастерская живёт. Ещё одна картина Сажина — на духовную тему — не закончена, её можно видеть около стула слева. Итак, на многомерном полотне взаимодействуют сразу несколько реальностей: материальность студии, жизнь вещей, творческий мир Н. Сажина, визуализация поэтической мысли и слова, нетривиальный — даже несколько искривлённый — взгляд на всё это поэта-художника Б. Васильева-Пальма, его собственный творческий мир — как в миниатюре (в альбоме), так и во всеохватности изображаемого пространства.
www.litprichal.ru