Ночлежные дома для самых бедных стали появляться на полуострове в конце XIX века. Картина ночлежка
Сочинение по картине Маковского «Ночлежный дом»
Общепризнано, что Владимир Егорович Маковский – непревзойденный мастер в области отечественной бытовой живописи. Каждая его картина – отдельная новелла, короткий яркий рассказ о жизни. Красной нитью через все творчество художника проходит тема «маленького» человека, его горестей и надежд, эмоций и радостей.
Полотно «Ночлежный дом», написанное в 1889 году, типично для творчества «передвижников». Картина рассказывает о социальной несправедливости, о вопиющих резких контрастах между бедностью и богатством. Взору зрителя предстает городская площадь перед ночлежкой. Зима, грязный снег, истоптанный множеством ног людей и лошадей, покрывает улицы. Огромная очередь бездомных нищих выстроилась у входа для того, чтобы попасть в социальный приют на ночлег.
Среди обездоленных женщины, дети, старики. На каждом лице лежит печать пережитых невзгод и надежда хотя бы наступающую ночь провести в тепле, а не в холодной подворотне. На переднем плане привлекает внимание старик в широкополой шляпе, дающий закурить такому же нищему, как и он сам.
Одежда старика изношена и вряд ли защищает от холода, изношенные башмаки надеты прямо на голые ноги. Поражает контраст между бедственным положением, в котором он находится и тонкими, интеллигентными чертами его лица. Что привело этого, однозначно, умного и образованного человека на дно жизни?!
Многие современники в изображенном старике узнавали художника А.К.Саврасова. Известна печальная судьба Саврасова. Остаток своей жизни он был очень одинок и, не имея своего жилья, вынужден был скитаться по трущобам, существуя только на мизерные и редкие заработки от случайных заказов на написание картин.
Поражает скрупулезная детализация в изображении каждого персонажа, тонкий психологизм и убедительность выбранного художником сюжета, мастерство и безошибочное чутье в выборе типов и характеров каждого действующего лица изображенной драмы жизни.
Картина «Ночлежный дом» остается не только исторически-правдивым документом о социальном устройстве и быте эпохи, в которой жил и творил мастер, но и свидетельством того, что В.Е.Маковский до конца оставался приверженцем реализма в изображении действительности.
school-essay.ru
Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы
Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы "На дне" будет представлено в этой статье.
Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис. Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.
Кто жил в ночлежках?
Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" – именно такие люди.
Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?
Герои пьесы "На дне": таблица
герой | как оказался на "дне" | характеристика героя | мечты |
Бубнов | Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером. | Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств. | Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя. |
Настя | Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно. | Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами. | Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией. |
Барон | Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство. | Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым. | Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком. |
Алешка | Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность. | Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый". | Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце". |
Васька Пепел | Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме. | Слабохарактерный, влюбленный человек. | Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь. |
Актер | Опустился на дно из-за пьянства. | Цитирует часто литературные произведения. | Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки. |
Лука | Это загадочный странник. О нем известно не много. | Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. | Мечтает помочь всем нуждающимся. |
Сатин | Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. | Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. | Мечтает донести до людей свою философию. |
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."
Существовал ли шанс жить другой жизнью?
Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.
Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.
Чем утешают себя герои?
Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.
За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." –говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Мнение Сатина
Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"
Дальнейшая судьба героев
Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.
В чем заключается спасение?
Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.
Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.
Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.
fb.ru
Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М. Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».
В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон. Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни. Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.
Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М. Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна». А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении. При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.
Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.
Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью. Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке. Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»
Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.
А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.
Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный. Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта. Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.
Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе. Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь. «Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!». Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.
Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.
diktanty.ru
Почему основное действие пьесы М.Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М.Горького «На дне».)
Сочинение ЕГЭ по литературе (задание открытого банка ФИПИ)
Городская ночлежка – один из важных символов в пьесе Алексея Максимовича Горького «На дне». Автор создаёт сюжет произведения с помощью данного образа.
Ночлежка — социальное «дно» общества, на котором волею судьбы оказались Васька Пепел и Актёр, Бубнов и Клещ, Лука и Сатин…
В костылёвском подвале и разворачивается действие пьесы. Автор ставит перед собой цель – показать процесс выживания «бывших» людей, при этом рисуя их собирательный портрет. Смогут ли эти люди поменять свой образ жизни?
Горький вводит в своё произведение Луку, который даёт персонажам надежду на возможность жизненных изменений. Однако даже странник не сумеет повлиять на жителей ночлежки.
Экспозиция драматического произведения играет немаловажную роль в развитии действий. М.Горький описывает интерьер помещения, где живут представители социального «дна»: «Подвал, похожий на пещеру». Я, читая предисловие, представляю сырую, тёмную, небольшую комнату. Как же герои умудряются существовать в таких условиях?
Полагаю, что ночлежка символизирует не только приют бездомных, но и саму группу городских низших слоёв общества. Ранее жизнь у некоторых персонажей была хорошей. Актёр выступал в театре. Сатин «плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей…». Но жизнь ударила по ним, и они вынуждены были приютиться в подвале Костылёвых. Тюрьма поставила крест на творчестве Сатина. Алкоголь погубил Актёра…
Получается, что городская ночлежка стала прибежищем для людей, попавших в сложные обстоятельства. Её представителей характеризует лень, отчуждённость, бездействие. В завязке героям не не хочется подметать пол. Актёр постоянно лежит на печке. Я думаю, ночлежники не имеют смысла жизни. Именно в этом и состоит их трагедия.
Итак, замысел пьесы А.М. Горький строит вокруг жителей костылёвского подвала, где погубленные судьбы находят своё пристанище.
Лариса Александрова ©
s.bacenko.ru
Ночлежка — RealFear.ru
Расскажу со слов знакомой девушки случай, произошедший несколько лет назад в Краснодарском крае.
Моя знакомая (назовем ее Натальей) ехала в поезде в купейном вагоне. Сидит, скучает, тут к ней в купе просится парень двадцати семи лет, здоровенный, накачанный. Разговорились — оказалось, он не то контрактник, не то бывший морпех (девушка говорила, но я не запомнил).Парень ехал в тот же город, что и моя знакомая, с целью отдохнуть и мир повидать. Наталье сразу приглянулись его татуировки, особенно синий якорь на крепком мужском предплечье.
Далее оказалось, что они забронировали комнаты в одной и той же ночлежке подешевле (Наталья ведь туда не отдыхать поехала, а зарабатывать). В общем, приехали и вместе добрались до этого дома. Дверь им открыла женщина лет этак 40 — 45. Приятная женщина, и язык подвешен — сдает дешевые комнаты. Также с ней жили два ее взрослых сына примерно двадцати лет. Помимо вышеупомянутого бизнеса, они занимались продажей мяса: забивали скотинку, продавали на рынке, причём второй их бизнес шёл намного лучше сдачи жилых помещений.
Проходит неделя. Наталья живет по соседству с тем самым крепким парнем. В это время жильцы дома начинают потихоньку съезжать. Кстати, из всех жильцов этого дома представителями женской части населения являлись только Наталья и сама хозяйка. С бравым пехотинцем Наталья была в хороших отношениях — не знаю, насколько близких, но по меньшей мере в дружеских. Но однажды, приходя с работы, она обнаружила его комнату пустой: вещей нет, все прибрано. Наталья подошла к хозяйке, спросила о соседе, а та отвечает, мол, вот, сегодня съехал. Вроде как родственники позвонили и просили явиться в срочном порядке.
«Странно, — подумала Наталья. — Он говорил, что его родственники где-то там на Сахалине рыбу ловят, да и он с ними не в лучших отношениях». Но что поделаешь? Тоску добавляет и то, что из жильцов осталась почти она одна. А вскоре наступил день, когда оставшиеся жильцы тоже посъезжали. Хозяйка же негодует — нашли, мол, жилье подешевле.
Как-то вечером после слезной чистки лука Наталья взяла мусорное ведро, сложила туда всю шелуху и пищевой мусор и двинулась к выгребной яме, которая располагалась за домом. Вылила в отстойник содержимое ведра — хочешь не хочешь, пришлось немного посозерцать с близкого расстояния эту яму. Тут-то и обнаружился полный ужас.
В выгребной яме мелькнули знакомые детали. Присмотревшись, Наталья увидела в отходах ТОТ САМЫЙ СИНИЙ ЯКОРЬ НА РУКЕ. В отстойнике валялась жилистая и мускулистая рука её соседа. Наталью охватил животный страх. Она стояла у ямы, полной останков бывших жильцов, а по дому гуляли два мясоруба с топорами наперевес и коварная хозяйка. Решила тут же, не заходя в дом, убежать и пойти прямиком в милицию. К счастью, милиционеры оказались расторопными и немедленно выехали по указанному Натальей адресу.
Жильцов нашли в самых неожиданных местах. Кастрюли, сковородки, морозилки, подвалы, чердаки и, конечно же, выгребная яма. Хозяйку и ее сынков задержали. Оказывается, хозяйка выбирала из своих жильцов самых «мясных» и крупных. Наташа таковой не являлась, но и её бы постигла участь бывших жильцов, если бы никто еще не приехал погостить. Хозяйку в дальнейшем ждала дурка, а сыновей — камеры строго режима. А Наталья тут же уехала из города обратно, не в силах больше там жить.
realfear.ru
Ночлежные дома для самых бедных стали появляться на полуострове в конце XIX века
Сто лет назад не было слова «бомж». Но это не значит, что не было и такого явления – бездомные бродяги и нищие существовали и тогда. А ещё были чернорабочие, едущие в крупные города на заработки и не имеющие места для ночлега. Чтобы помочь этим людям, в стране стали открывать ночлежные дома.
В ночлежном доме. Петербург. Начало ХХ века. Фото: rusfond.ruДоступное убежище
Если верить Книге рекордов Крыма, то первый не только на полуострове, но и во всей Таврической губернии ночлежный дом был открыт в Симферополе в 1885 году. Специально выстроенное здание находилось в конце ул. Пушкинской. Ныне это ул. Пушкина, 35, – угол Маяковского, а нынешний переулок Пионерский раньше назывался Ночлежным. Ночлежный дом представлял из себя «доступное убежище бездомным беднякам христианского, еврейского и магометанского вероисповеданий, не только жителям Симферополя, но и зашедшим в Симферополь на заработки из уездов Таврической губернии и разных концов необъятной России». За первые три года в приюте побывало около 33 тысяч ночлежников. Желающих попасть сюда было так много, что в 1908 году ночлежку решили расширить. В 1910 году дежурный врач по приюту в своём отчёте в городскую управу писал: «Ночлежный приют состоит из приёмной, квартир служителей и общих спален. В приёмной продаются билеты на право ночлега, проводится осмотр заболевших. Мужская спальня – это три сообщающиеся между собой арками комнаты и одна «дворянская». Койки в 4 ряда. Полы цементные, 1 вентилятор в потолке. У входа 2 стола со скамейками для ужина, кадка с кружкой для воды (вода некипяченая). Небольшая керосиновая лампа на спальню. Температура зимой 15, отопление каменным углём». При этом врач отмечал, что матрасы и подушки грязные, моются они 2-3 раза в год, солома меняется также редко. Сами же постояльцы часто ложатся в кровать в грязной и сырой одежде и обуви, в кровати едят. В итоге ночлежка представляла собой довольно печальное зрелище: «Духота, вонь, табачный дым дополняет картину нашего приюта. Рассчитанный на 246 человек, приют фактически обслуживает большее число людей, нередко число ночлежников достигает 325-350 человек».
В советское время в бывшем здании ночлежки находилось правление завода «Сельхоздеталь», располагавшегося рядом с ним. Сейчас здесь разместились различные магазинчики.
Симферополь, ул. Пушкина, 35. В этом здании до революции был ночлежный дом. Фото: wikimapia.orgНочлежка с лифтом
В Алуште ночлежный приют появился в 1902 году. Он был открыт на пожертвования известного местного благотворителя Стахеева и почему-то назывался Боржомным домом. Дом был рассчитан на 200 мест. На первом этаже находилась большая печь с котлом, где кипятилась вода для стирки белья. На втором этаже были оборудованы двухъярусные деревянные кровати, там же стоял пятивёдерный самовар. Обитатели Боржомного дома могли пить чай бесплатно и без ограничений, «но со своими харчами». Все постояльцы ночлежного дома были на учёте, контроль осуществлялся городовыми.
В Ялте ночлежный дом появился в конце XIX века благодаря благотворительному обществу под покровительством великой княгини Ксении Александровны. Кроме ночлежного дома, благотворительное общество включало в себя детский приют, убежище для рожениц, народную столовую и чайную, попечительство о нуждающихся приезжих больных.
Севастопольский ГУМ – бывший Дом Анненкова, в котором находилась ночлежка. Фото: 4put.ruНо наиболее примечателен был ночлежный дом, открывшийся в 1903 году в Севастополе. Этот дом (по имени первого владельца его называли Домом Анненкова) имел шесть этажей (плюс ещё один подвальный) и стал первым высотным зданием города, построенным из железобетона. Здание было оборудовано по последнему слову техники: электричество (в подвале дома стояла собственная электростанция), центральное отопление, три лифта. Непосредственно для ночлежного приюта предназначались третий и четвёртый этажи – здесь могли поместиться 800 человек. За ночлег постояльцы платили 10 копеек в сутки. Кроме того, в ночлежном доме была организована бесплатная стирка белья, дважды в день бесплатный чай с сахаром и дешёвое двухразовое питание. Бесплатно предоставлялись консультации юриста и врача. В случае появления заразных заболеваний каждое помещение могло быть автономно дезинфицировано горячим паром. Весь подвальный этаж Дома Анненкова был отведён под склады скоропортящихся продуктов, тут же располагалась фабрика искусственного льда. В нижнем этаже и во дворе находились торговые лавки, в верхних этажах помещались пекарни и колбасная фабрика, на втором этаже был огромный трактир. Кроме того, в доме располагались прачечная, макаронная фабрика, бани и квартиры служащих и администрации. У дома была совершенно плоская асфальтированная крыша, на которой предполагалось разбить сад для гуляний. На углу крыши была возведена башня, для которой в Париже изготовили оригинальные часы. Огромный циферблат помещался над выемкой, в которой стояла фигура Ивана Сусанина. В 12 часов Сусанин появлялся перед публикой и раскланивался, а часы играли народный гимн.
После Великой Отечественной войны несколько верхних этажей этого дома снесли, сделали шатровую крышу, украсили фасад резными карнизами и лепниной, и сейчас здесь располагается ГУМ.
Справочная «Газеты»
И фунт хлеба в придачу
В России ночлежные дома начали возникать в 1870 годы. Их появление было связано с переселением обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» читаем: «Ночлежные дома, для предоставления лицам беднейших классов и лишённым крова приюта на ночь, устраиваются или частными лицами с коммерческой целью, или обществами и городами с благотворительной целью. Первые получили известность своими антисанитарными условиями. Ночлег (нары для сна) предоставляется за минимальную плату в 3-5 коп., в некоторых ночлежных домах притом выдается фунт хлеба и кружка чая». В 1902 году в России имелось 314 ночлежных домов для взрослых (136 с пропитанием, 178 без пропитания) и 31 ночлежный приют для беспризорных детей. Ночлежные дома просуществовали в больших городах России вплоть до введения 27 декабря 1932 года внутренних паспортов и системы прописки в СССР.
gazetacrimea.ru
Пьеса «На дне». Сатин: характеристика героя
В пьесе «На дне» Горький хотел описать реальную жизнь людей, спустившихся на самую нижнюю ступень общества. Для этого писатель посещал приюты, ночлежки, общался с потерянными личностями. Все его персонажи списаны с реальных людей, которых Горький встречал во время путешествий по России. В Москве на то время существовал Хитров рынок, являвшийся скопищем нищих, воров, проституток и убийц. Он и стал прототипом ночлежки. В пьесе под одной крышей встречаются люди с разными характерами и взглядами на жизнь: доверчивый Актер, мечтательная Настя, смертельно больная Анна, работящий Клещ, сострадательный Лука, скептически настроенный Сатин. Горький «На дне» написал, чтобы показать жизнь низов, их безнадежность.
Ошибки прошлого и никакого будущего
Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому. Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен. Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева. Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни – вот так и оказался на дне Сатин.
Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз – «Ничего не делай». Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь. Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне. Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.
Противостояние горькой правды и сладкой лжи
Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить. Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все "миражом". Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.
Правда делает человека свободным
Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом. Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне». Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.
fb.ru