Описание картины Владимира Маковского «Ночлежный дом». Ночлежка картина
Описание картины Владимира Маковского «Ночлежный дом»
В. Е. Маковский – типичный представитель передвижнического направления в живописи. Созданные им полотна обращают внимание зрителя на обделенных жизнью простых людей, передают их маленькие радости, эмоции и заботы. Центральной фигурой практически каждой из картин Маковского являются бедняки и нищие, оставленные без средств к существованию и внимания близких. Для таких людей ночлежный дом является единственным местом, где они могут обрести временный покой, крышу над головой и пищу.
Центральное место на картине отведено людям, облаченным в жалкие лохмотья. Они сгрудились на покрытой снежными сугробами улице в попытке согреться хотя бы теплом тел друг друга. Некоторые из них движутся, другие замерли в длинной очереди, тянущейся к дверям ночлежного дома. Желающих попасть туда слишком много, и мест, наверняка, хватит не всем. Утопающие в снежных сугробах люди прекрасно понимают свое незавидное положение, но не оставляют надежды.
Изможденные лица людей задумчивы и печальны. У каждого из них своя собственная история, приведшая к такому незавидному положению. Есть среди них беспробудные пьяницы, те, кто оказался на улице за долги, и те, кто никогда не имел своего дома в силу социальной несправедливости и отсутствия человечности у тех, кто их окружает.
Особого внимания заслуживает сгорбленная фигурка старика на первом плане картины.
Человек облачен в потрепанный сюртук и широкополую черную шляпу, некогда видавшую лучшие дни. Лицо старика покраснело от холода, короткие штаны не прикрывают голые ноги, в правой руке зажата черная папка. Рядом со стариком замер такой же как и он нищий в ожидании, когда тот поднесет ему желанный огонь для прикуривания самокрутки.
Хорошо знакомые с творчеством Маковского зрители, без труда узнают в этом старике А. К. Саврасова. Последние дни известного живописца были омрачены нищетой и одиночеством. Небольшие заказы, которые ему удавалось получить, не позволяли снимать жилье, вынуждая скитаться по ночлежкам. Полотно пропитано духом реализма, стремлением передать боль и жалость, которые испытывал художник к обездоленным людям. Датой написания картины считается 1889 год.
opisanie-kartin.com
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Ночлежный дом»
Картины Маковского можно отнести к искусству передвижников. Его произведениям свойственно проявление заботы и понимания, радости и эмоции «маленького человека». Некоторые его картины можно отнести к борьбе богатых и бедных, именно на этом контрасте он получает свои произведения. Любит автор обличить людскую несправедливость. Картина «Ночлежный дом» написана в 1889 году, она посвящена теме униженных и оскорбленных.
На картине мы видим людей, несчастные люди, которые не имеют жилья бредут по улице города в поисках ночлега, хотя бы на одну ночь. МЫ видим очередь из людей, они выстроились с желанием переночевать эту ночь в тепле. Многие, кто остался за их спинами, так и продолжают толпиться. У Маковского, на мой взгляд, отлично, получается, показать характер человеческих душ. Каждый человек, изображенный на картине, имеет свою душу и свою судьбу, со своими особыми принципами способными пережить испытания которым подвергла их жизнь.
Особое внимание привлекает фигура изображенного старика, в центре полотна. Этот старик позволяет прикурить другому обездоленному скитальцу, на старике надета рваная и потрепанная одежда, которая не греет старика. Из под его разношенных башмаков видно голые ноги. По мнению историков, изображенный старик – это художник Саврасов. Последние годы своей жизни Саврасов провел в нищете, скитаясь в поисках ночлега, имея редкие заказы. Маковский с точностью до мелочей изображает израненные души людей. Не смотря на весь трагизм изображенной ситуации, она остается до последнего момента верным в своей суровой реалистичности. Мне очень понравилась эта картина, она заставила меня задуматься о событиях прошлого, окунаясь в них через живопись.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
В.Е. Маковский. Ночлежный дом | izi.TRAVEL
1889. Холст, масло. 94 х 143 см______После смерти Василия Перова Владимир Маковский стал самым известным русским жанристом второй половины XIX века. Жизнь во всех ее проявлениях неудержимо влекла художника. И чем глубже он познавал действительность, тем больше ему хотелось отображать ее в своих произведениях.Живописная новелла «Ночлежный дом», скорее всего, явилась откликом Маковского на волновавшую его драматичную судьбу любимого многими пейзажиста Алексея Саврасова, спившегося и «отрущобившегося».«В бытовой жизни старой Москвы, – писал один из современников, – то и дело встречались резкие контрасты, противоречия… Например, величественная Третьяковская галерея… с ее замечательными коллекциями картин первейших русских мастеров, и среди них знаменитое полотно одного из выдающихся художников-пейзажистов, академика Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели». …И в той же Москве, в то же самое время, когда картиной любуются тысячи зрителей, сам автор, художник и академик, голодный, больной, погибающий, с опухшими от мороза руками, ютится где-то в грязной, промозглой ночлежке по-своему знаменитой Хитровки. Его можно было встретить на улице одетого зимой в старую рваную бабью кацавейку и худые опорки, подвязанные веревкой. Он, академик, крупный творец русского пейзажа, за бутылку водки… пишет для «Сухаревки» – всемосковского воскресного рынка – на скорую руку по памяти, пейзажи, подписывает их двумя буквами «А. С.», и рынок торгует ими, продавая по два-три рубля за штуку».В картине Маковского Саврасов изображен на первом плане, в центре, дрожащим от холода в промозглый зимний день, с папкой рисунков под мышкой. Он дает прикурить какому-то подошедшему бродяги. А вокруг такие же нищие, обездоленные и бездомные бредут по занесенной снегом московской улице, стоят в бесконечной очереди, томятся в мучительном ожидании часа открытия ночлежного дома.
izi.travel
Как жили бездомные Петербурга XIX века, где в царской России ночевали секс-работницы и как революция изменила городские богадельни. «Бумага»
Какими были первые петербургские ночлежки, где жили секс-работницы и недееспособные люди, как при советской власти дома ночлега превратились в общежития и где ночевали бедняки в 90-е?
Сотрудник благотворительной организации «Ночлежка» Андрей Чапаев, изучающий историю ночлежек, богаделен и домов трудолюбия, рассказывает, как жили бездомные в XIX и XX веках.
Руководитель гуманитарных проектов «Ночлежки»
Вскоре после отмены крепостного права в России распространилось такое явление, как отходничество. Крестьяне-отходники тысячами мигрировали в поисках сезонного заработка в города — в частности, в Петербург. Как это происходит и сейчас, не всем из них везло: кто-то терял заработок, кого-то обманывали — они оказывались на улице без денег.
Возвращаться обратно люди не могли по разным причинам, но в основном никто не хотел становиться посмешищем. Тогда для тех, кто возвращался в деревню из Петербурга ни с чем, а тем более с долгами, существовали специальные издевательские фразы по типу: «брат Питер бока вытер», «напитерился» и прочее. О женитьбе такому человеку можно было забыть: «питерская браковка» не выдерживала никакой конкуренции. Те, кто оставался, естественно, нуждался в ночлеге.
В Петербурге первые частные коммерческие ночлежки стали появляться в районах крупных заводов и рынков: в центре и на границе города. Самые известные из них — это Вяземская лавра в районе Сенной площади и ночлежный дом купца Кобызева на углу Лиговского и Обводного каналов.
Все петербургские ночлежки были построены по простому принципу: люди могли приходить и уходить, им никто не помогал и не способствовал поиску работы. Глав
paperpaper.ru
Описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы
"На дне".Сцена из спектакля. |
В этой статье представлено описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика жилища в цитатах.Смотрите:
Описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика в цитатах
Хозяевами ночлежки является господин Костылев и его жена Василиса: "Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки Василиса Карповна, его жена, 26 лет..." Ночлежка представляет собой подвал хозяйского дома Костылевых, "похожий на пещеру": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой." В ночлежке грязная и некрашеная мебель: "...большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное." Судя по всему, в ночлежке бывает довольно грязно: "Я тебя не спрашиваю – с кем! Грязь везде… грязища! Эх, вы… свиньи! Чтобы было чисто… слышите!" (Василиса) Обитатели ночлежки проживают в общем большом помещении и спят на нарах: "Везде по стенам – нары." "На нарах около печи Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов на своих нарах играет в шашки с Медведевым." Теплое место на печи, судя по всему, занимает бедняк Актер: "На печи возится и кашляет Актер." "Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары." Отдельную кровать занимает Анна, умирающая от чахотки. Судя по всему, хозяева установили кровать специально для больной, в то время как остальные герои продолжают спать на нарах: "Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом." Трое бедняков (торговка Квашня, пьяница Барон и Настя) живут не в основном помещении, а на кухне ночлежки: "...в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя." В отдельной комнате ночлежки проживает вор Васька Пепел. Он пользуется этой привилегией из-за своих тесных отношений с хозяевами ночлежки: "Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла..." "Костылев (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла)." В ночлежке имеется большая русская печь, а также большой стол с самоваром, две скамьи и табурет: "В левом углу – большая русская печь..." "Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное." "За столом, у самовара, Квашня – хозяйничает..." Судя по всему, в ночлежку время от времени приходят санитары, чтобы убедиться в ее чистоте. Если проверка выявляет нарушения, то хозяева вынуждены платить штраф: "Василиса. Я за порядком гляжу – понял? Это почему у вас до сей поры не метено? Я сколько раз приказывала, чтобы чисто было? Бубнов. Актеру мести… Василиса. Мне дела нет – кому! А вот если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!" Известно, что стоимость проживания в ночлежке составляет 2 рубля в месяц (в частности, это тариф для слесаря Клеща): "Сколько ты у меня за два‑то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н‑да! На пять целковых места, ей‑богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…" (Костылев - Клещу) Это было описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика в цитатах.www.literaturus.ru
Знаменитая "Бугровская ночлежка" из пьесы Горького ушла с молотка: photozov
Знаменитая ночлежка нижегородского купца Николая Бугрова продана за 160,563 млн рублей. Именно это здание-объект культурного наследия, стало прообразом приюта для бездомных в пьесе Максима Горького "На дне".Победителем аукциона по продаже расположенного в историческом центре Нижнего Новгорода здания бывшей "ночлежки Бугрова" стал ИП Феликс Верховодов. Всего было зарегистрировано 7 участников аукциона. Начальная цена аукциона составляла 108,063 млн рублей, шаг аукциона - 500 тыс. рублей, сообщили в мингосимуществе Нижегородской области.
Трехэтажное здание Бугровский ночлежный дом (Рождественская, д.2), построен в 1880-1885 гг. купцами-миллионерами Бугровыми по проекту архитектора Федора Николаевича Фалина. Ночлежка была рассчитана на 700 человек и предназначалась для обитателей городского дна. Здесь бесплатно каждому постояльцу выдавали фунт хлеба и кипяток. Исторически место расположения торга на Нижнем базаре славилось огромным количеством людей, не имеющих своего «тёплого угла» в нашем большом и далеко не всегда приветливом, к бездомной массе, городе. Здесь были разные люди – «потерявшие себя» в городе крестьяне, «спившиеся» с круга дворяне, приехавшие на заработки мастеровые, мелкие уголовники. Много кого здесь было, всем было необходимо иметь «крышу над головой» более надёжную, чем звёздное небо большого города.
Рядом с торгом, в полугоре над ним, известный благотворитель, почётный гражданин Николай Александрович Бугров, в память умершего отца своего учредил в 1880г. приют для этих, как их тогда называли, «бывших людей». Выстроенное зодчим Фёдором Николаевичем Фалиным, в рациональном стиле русской архитектуры рубежа XIX - ХХ веков, здание приюта смотрелось таким же прочным и крепким, как и его основатель, прекрасно гармонируя с кремлёвским ансамблем, у подножия которого оно расположилось.
Занимательный факт: в 1897 г. в ходе Государственной переписи населения, переписчики пришли и в Бугровский ночлежный дом. Здесь среди обитателей нашелся один, ответивший на вопрос о своем звании "Барон". При этом у него действительно был паспорт на имя дворянина Бухгольца. Именно он впоследствии стал прототипом Барона в пьесе А.М.Горького "На дне".
Кстати, описанное в пьесе существование обитателей ночлежки кардинальным образом отличалось от действительности: старообрядцы Бугровы были противниками пьянства и всяческих гулянок поэтому на доме была помещена надпись, устанавливающая правила внутреннего распорядка: "Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо". И правила эти неизменно соблюдались.
Рядом с ночлежкой на Зеленском съезде Николай Александрович Бугров выстроил в 1885-1888 гг. доходный дом, прибыль от которого шла на содержание ночлежного дома.
Николай Александрович Бугров, выходец из известного купеческого рода, много сделавшего для Нижнего Новгорода.Был старообрядцем. На этом фото Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре)
Владел паровыми мельницами, на собственные средства построил здание Городской думы, приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на р. Иргиз.Прочитать про Николая Александровича Бугрова можно здесь
Использованы фото Максима Дмитриева, русского фотографа XIX — XX веков, основоположника жанра публицистической фотожурналистики.photozov.livejournal.com
Босяцкая слобода. История главных хитровских ночлежек | История | Общество
Ночлежные дома для нищих распространились в Москве после отмены крепостного права в 1861 году, когда армия обедневших крестьян перебралась в крупные города в поисках работы. Самое крупное место скопления бедняцких гостиниц в городе – окрестности Хитровской площади недалеко от Китай-города, где до 1920-х города располагался один из самых крупных столичных рынков. Удивительно, но фактически ни одно из местных зданий не было снесено. После революции 1917 года окрестные притоны превратились в обычные коммунальные дома, а теперь стали офисами, ресторанами и магазинами.
Театральные декорации
За ночлег в доходных домах близ Хитрова рынка редко требовали больше 5 копеек в день с человека. От постояльцев не было отбоя: разорившиеся крестьяне, мелкие ремесленники, беглые ссыльные, уволенные офицеры и оставшиеся без средств студенты приносили огромную прибыль владельцам хитровских «гостиниц». Секрет успеха довольно прост: доходные дома работали круглосуточно, в то время как постояльцев всех других московских богаделен в дневные часы предпочитали выгонять.
Самая известная хитровская ночлежка располагалась во втором строении 11 дома по Подколокольному переулку. Обустройство здесь доходного имения началось в 1872 году, после того как здание торговых рядом действительного статского советника Платона Степанова, перешло по завещанию к его дочери – Елизавете Ярошенко. Сама владелица дома постоянно жила с мужем в Калужской области, оставив здание и постояльцев на попечении нанятых сотрудников.
Именно в дом Ярошенко в 1902 году Владимир Гиляровский отвел Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и труппу Московского художественного театра: артисты должны были изучить быт городских низов перед постановкой на сцене пьесы по произведению Максима Горького «На дне». Выбор был не случаен. «Это самая тихая ночлежка из всей Хитровки», – писал москвовед. Постояльцы дома Ярошенко действительно стояли особняком по отношению к жильцам соседних зданий. В 32 квартирах по свидетельству очевидцев ютились мелкие ремесленники и лоточные торговцы. Но именно в этом доме по свидетельству Гиляровского располагался самый злачный хитровский трактир, который в народе называли «Каторгой» из-за большого скопления беглых ссыльных. Согласно данным переписи владел заведением Марк Афанасьев, которого современники характеризуют как «укрывателя воров и беглых». Точное местоположения кабака по беглому описанию определить сложно: по всей видимости, вход находился в арочном проеме. Во дворе дома Ярошенко стоит флигель-галерея, который был построен уже в конце XIX века, по свидетельству современников квартиры в нем нанимала «босяцкая интеллигенция» – спившиеся мелкие дворяне и бывшие служивые люди.
Вид Хитровской площади. Фото: ru.wikipedia.orgВ 1920-х, после разгона Хитровки, в доме был организован жилищный кооператив. Бывшую ночлежку разделили на коммунальные квартиры, многие из которых сохранились до сих пор. Сейчас второй этаж дома используется в качестве жилого и разделен на 8 квартир, а первый занимают некоммерческие организации, подконтрольные храму Трёх Святителей на Кулишах, которые располагается неподалеку. Дворовый флигель служит художественной мастерской.
Нищий дом
Слева от владения Ярошенко стоит знаменитый «дом-утюг». Здание находится прямо на пересечении Певческого, Петропавловского и Подколокольного переулка, а свое прозвище получило из-за выдающегося угла фасада выходящего прямо на площадь бывшего Хитровского рынка. Сейчас дом один из самых высоких в зоне исторической застройки, попеременно достигает 4 и 5 этажей. Но в годы расцвета Хитровки владение Кулакова было совсем не примечательным. Два последних этажа в доме появились лишь в 1926 году, когда реконструкцией особняка занялся зодчий Иван Машков. До начала 1900-х домом владел инженер-капитан Иван Ромейко, но позже здание перешло к нажившему состояние буфетчику «Каторги» Ивану Кулакову. Ряд ночлежных корпусов по Петропавловскому переулку постояльцы называли «Кулаковкой» или «Свиным домом», по имени купцов Свиньиных, которые вначале 1800-х построили превратившуюся в ночлежный дом усадьбу.
Дом «Утюг», описанный в книге «Москва и москвичи» сохранился до наших дней в перестроенном виде. Во времена Гиляровского он был трёхэтажным. Фото: ru.wikipedia.orgСреди горожан «Кулаковка» считалась самым грязным и злачным местом в городе, здесь останавливались представители городских низов и промышлявшие незаконными промыслами. В ночлежном квартале были 64 квартиры и 767 коек, но ночевали часто по 3 тыс. человек: люди спали на полу и в проходах между кроватями.
Притон в кулаковском имении был ликвидирован еще до начала официальной зачистки Хитровки. С первых дней революции в ночлежке начался хаос – постояльцы отказались платить за проживание, владелец предпочел уехать из города в деревню. Практически все деревянные элементы здания пустили на растопку печей, а в стоящем без окон и дверей здании ютились многочисленные нищие. Позже кулаковский дом был передан в фонд жилищного товарищества архитектора Машкова и перестроен под стандартное жилое здание. Сейчас жилых квартир в «Утюге» практически не осталось, помещения сдаются под парикмахерскую, студию фотографии, офисы и частные образовательные студии.
Элитные корпуса
Прямо напротив кулаковского находился ночлежный дом статского советника Сергея Румянцева, сейчас считается зданием 12 по Подколокольному переулку. В двухэтажных корпусах владения располагались сразу два хитровских трактира, называвшихся в народе «Сибирь» и «Пересыльный». В первом по свидетельству очевидцев собирались воры, во втором – ютились обычные попрошайки. Румянцевскую ночлежку на Хитровке можно считать типовой: в доме селились «профессиональные нищие». Владимир Гиляровской вспоминает об отдельных квартирах пьяниц, выдававших себя за странствующих монахов, живших от продажи «щепок от гроба Господня» и купеческих подаяний. Местные женщины попрошайничали с арендованными детьми или лежащими на руках закутанными деревянными поленьями. Сейчас в доме располагается строительная компания и открытая заводская столовая. Свободные помещения отдельных корпусов сдаются под небольшие магазины.
Главный дом усадьбы Лопухиных. Фото: ru.wikipedia.orgТретий дом по Хитровскому переулку, доходное владение Буниных, когда-то был нарядным барским особняков. Но, построенные еще в начале 1700-х годов в качестве городской усадьбы рода Лопухиных дом в течение ста лет передавался из рук в руки, пока не был превращен в ночлежку. Двухэтажное здание считалось самым аристократичным из рыночных гостиниц: здесь жили уволенные офицеры и расстриженные попы, зарабатывающие на жизнь поденной работой. Среди знаменитых уроженцев здания – композитор Александр Скрябин, родившейся в бедной студенческой семье будущего дипломата Николая Скрябина. Площадку перед усадьбой принято называть «Бунинским домиком», здесь до сих пор сохранился одноэтажный сарай-галерея возведенный в 1878 году, который в начале века служил для нужд проституток и воров. Сейчас подсобное помещение сдается в качестве офисного здания одной из дизайнерских компаний. В самой бунинской ночлежке работают кафе.
Помимо частных были на Хитровке и обычные муниципальные ночлежки. Одну из них, 9 дом по Подкопаевскому переулку, содержала церковь Рождества Богородицы на Кулишах. Согласно данным городского справочника здание было построено в 1875 году сразу как доходное владение. А в 1920-х вместе со всеми Хитровскими объектами перешло в ведомство жилищного товарищества. Сегодня дом разделен на 25 квартир, которые до сих пор остаются жилыми.
Церковь Рождества Богородицы. Фото: ru.wikipedia.orgСама Хитровская площадь с рынком просуществовала в Москве до 1923 года, до принятия принципиального решения о ликвидации. Но с 1917 года простые горожане старались обходить нищенскую слободу стороной – окрестный квартал стал рассадником преступности. В 1928 году на месте бывшего рынка был разбит сквер, в 1938 году – построена школа, позже преобразованная в электро-механический колледж. После сноса здания в 2000-х годах разработан проект строительства на бывшей рыночной площади восьмиэтажного офисного центра, но идея подверглась жесткой критике со стороны градозащитников и местных жителей. В начале 2013 года начала обсуждаться возможность воссоздания паркового пространства. Пока перед сохранившимися домами находится лишь асфальтовый пустырь.
Вид Хитровской площади после сноса Электро-механического колледжа в 2010 году. Фото: ru.wikipedia.orgЧитайте также:
www.aif.ru