Описание картины Владимира Маковского «Ночлежный дом». Ночлежка картина


Описание картины Владимира Маковского «Ночлежный дом»

Описание картины Владимира Маковского «Ночлежный дом»

В. Е. Маковский – типичный представитель передвижнического направления в живописи. Созданные им полотна обращают внимание зрителя на обделенных жизнью простых людей, передают их маленькие радости, эмоции и заботы. Центральной фигурой практически каждой из картин Маковского являются бедняки и нищие, оставленные без средств к существованию и внимания близких. Для таких людей ночлежный дом является единственным местом, где они могут обрести временный покой, крышу над головой и пищу.

Центральное место на картине отведено людям, облаченным в жалкие лохмотья. Они сгрудились на покрытой снежными сугробами улице в попытке согреться хотя бы теплом тел друг друга. Некоторые из них движутся, другие замерли в длинной очереди, тянущейся к дверям ночлежного дома. Желающих попасть туда слишком много, и мест, наверняка, хватит не всем. Утопающие в снежных сугробах люди прекрасно понимают свое незавидное положение, но не оставляют надежды.

Изможденные лица людей задумчивы и печальны. У каждого из них своя собственная история, приведшая к такому незавидному положению. Есть среди них беспробудные пьяницы, те, кто оказался на улице за долги, и те, кто никогда не имел своего дома в силу социальной несправедливости и отсутствия человечности у тех, кто их окружает.

Особого внимания заслуживает сгорбленная фигурка старика на первом плане картины.

Человек облачен в потрепанный сюртук и широкополую черную шляпу, некогда видавшую лучшие дни. Лицо старика покраснело от холода, короткие штаны не прикрывают голые ноги, в правой руке зажата черная папка. Рядом со стариком замер такой же как и он нищий в ожидании, когда тот поднесет ему желанный огонь для прикуривания самокрутки.

Хорошо знакомые с творчеством Маковского зрители, без труда узнают в этом старике А. К. Саврасова. Последние дни известного живописца были омрачены нищетой и одиночеством. Небольшие заказы, которые ему удавалось получить, не позволяли снимать жилье, вынуждая скитаться по ночлежкам. Полотно пропитано духом реализма, стремлением передать боль и жалость, которые испытывал художник к обездоленным людям. Датой написания картины считается 1889 год.

opisanie-kartin.com

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Ночлежный дом»

Картина В.Е. Маковского «Ночлежный дом»

     Картины Маковского можно отнести к искусству передвижников. Его произведениям свойственно проявление заботы и понимания, радости и эмоции «маленького человека». Некоторые его картины можно отнести к борьбе богатых и бедных, именно на этом контрасте он получает свои произведения. Любит автор обличить людскую несправедливость. Картина «Ночлежный дом» написана в 1889 году, она посвящена теме униженных и оскорбленных.

     На картине мы видим людей, несчастные люди, которые не имеют жилья бредут по улице города в поисках ночлега, хотя бы на одну ночь. МЫ видим очередь из людей, они выстроились с желанием переночевать эту ночь в тепле. Многие, кто остался за их спинами, так и продолжают толпиться. У Маковского, на мой взгляд, отлично, получается, показать характер человеческих душ. Каждый человек, изображенный на картине, имеет свою душу и свою судьбу, со своими особыми принципами способными пережить испытания которым подвергла их жизнь.

     Особое внимание привлекает фигура изображенного старика, в центре полотна. Этот старик позволяет прикурить другому обездоленному скитальцу, на старике надета рваная и потрепанная одежда, которая не греет старика. Из под его разношенных башмаков видно голые ноги. По мнению историков, изображенный старик – это художник Саврасов. Последние годы своей жизни Саврасов провел в нищете, скитаясь в поисках ночлега, имея редкие заказы. Маковский с точностью до мелочей изображает израненные души людей. Не смотря на весь трагизм изображенной ситуации, она остается до последнего момента верным в своей суровой реалистичности. Мне очень понравилась эта картина, она заставила меня задуматься о событиях прошлого, окунаясь в них через живопись.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

В.Е. Маковский. Ночлежный дом | izi.TRAVEL

1889. Холст, масло. 94 х 143 см______После смерти Василия Перова Владимир Маковский стал самым известным русским жанристом второй половины XIX века. Жизнь во всех ее проявлениях неудержимо влекла художника. И чем глубже он познавал действительность, тем больше ему хотелось отображать ее в своих произведениях.Живописная новелла «Ночлежный дом», скорее всего, явилась откликом Маковского на волновавшую его драматичную судьбу любимого многими пейзажиста Алексея Саврасова, спившегося и «отрущобившегося».«В бытовой жизни старой Москвы, – писал один из современников, – то и дело встречались резкие контрасты, противоречия… Например, величественная Третьяковская галерея… с ее замечательными коллекциями картин первейших русских мастеров, и среди них знаменитое полотно одного из выдающихся художников-пейзажистов, академика Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели». …И в той же Москве, в то же самое время, когда картиной любуются тысячи зрителей, сам автор, художник и академик, голодный, больной, погибающий, с опухшими от мороза руками, ютится где-то в грязной, промозглой ночлежке по-своему знаменитой Хитровки. Его можно было встретить на улице одетого зимой в старую рваную бабью кацавейку и худые опорки, подвязанные веревкой. Он, академик, крупный творец русского пейзажа, за бутылку водки… пишет для «Сухаревки» – всемосковского воскресного рынка – на скорую руку по памяти, пейзажи, подписывает их двумя буквами «А. С.», и рынок торгует ими, продавая по два-три рубля за штуку».В картине Маковского Саврасов изображен на первом плане, в центре, дрожащим от холода в промозглый зимний день, с папкой рисунков под мышкой. Он дает прикурить какому-то подошедшему бродяги. А вокруг такие же нищие, обездоленные и бездомные бредут по занесенной снегом московской улице, стоят в бесконечной очереди, томятся в мучительном ожидании часа открытия ночлежного дома.

izi.travel

Как жили бездомные Петербурга XIX века, где в царской России ночевали секс-работницы и как революция изменила городские богадельни. «Бумага»

Какими были первые петербургские ночлежки, где жили секс-работницы и недееспособные люди, как при советской власти дома ночлега превратились в общежития и где ночевали бедняки в 90-е?

Сотрудник благотворительной организации «Ночлежка» Андрей Чапаев, изучающий историю ночлежек, богаделен и домов трудолюбия, рассказывает, как жили бездомные в XIX и XX веках.

Руководитель гуманитарных проектов «Ночлежки»

Вскоре после отмены крепостного права в России распространилось такое явление, как отходничество. Крестьяне-отходники тысячами мигрировали в поисках сезонного заработка в города — в частности, в Петербург. Как это происходит и сейчас, не всем из них везло: кто-то терял заработок, кого-то обманывали — они оказывались на улице без денег.

Возвращаться обратно люди не могли по разным причинам, но в основном никто не хотел становиться посмешищем. Тогда для тех, кто возвращался в деревню из Петербурга ни с чем, а тем более с долгами, существовали специальные издевательские фразы по типу: «брат Питер бока вытер», «напитерился» и прочее. О женитьбе такому человеку можно было забыть: «питерская браковка» не выдерживала никакой конкуренции. Те, кто оставался, естественно, нуждался в ночлеге.

В Петербурге первые частные коммерческие ночлежки стали появляться в районах крупных заводов и рынков: в центре и на границе города. Самые известные из них — это Вяземская лавра в районе Сенной площади и ночлежный дом купца Кобызева на углу Лиговского и Обводного каналов.

Все петербургские ночлежки были построены по простому принципу: люди могли приходить и уходить, им никто не помогал и не способствовал поиску работы. Глав

paperpaper.ru

Описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

nochlezhka-na-dne-gorkij-obraz-harakteristika-opisanie
"На дне".Сцена из спектакля.
Ночлежка для бедных является местом действия в знаменитой пьесе Горького "На дне".

В этой статье представлено описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика жилища в цитатах.Смотрите:

Описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика в цитатах

Хозяевами ночлежки является господин Костылев и его жена Василиса: "Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки  Василиса Карповна, его жена, 26 лет..." Ночлежка представляет собой подвал хозяйского дома Костылевых, "похожий на пещеру": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой." В ночлежке грязная и некрашеная мебель: "...большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное." Судя по всему, в ночлежке бывает довольно грязно: "Я тебя не спрашиваю – с кем! Грязь везде… грязища! Эх, вы… свиньи! Чтобы было чисто… слышите!" (Василиса) Обитатели ночлежки проживают в общем большом помещении и спят на нарах: "Везде по стенам – нары."  "На нарах около печи Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов на своих нарах играет в шашки с Медведевым." Теплое место на печи, судя по всему, занимает бедняк Актер: "На печи возится и кашляет Актер."  "Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары." Отдельную кровать занимает Анна, умирающая от чахотки. Судя по всему, хозяева установили кровать специально для больной, в то время как остальные герои продолжают спать на нарах: "Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом." Трое бедняков (торговка Квашня, пьяница Барон и Настя) живут не в основном помещении, а на кухне ночлежки: "...в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя." В отдельной комнате ночлежки проживает вор Васька Пепел. Он пользуется этой привилегией из-за своих тесных отношений с хозяевами ночлежки: "Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла..."  "Костылев (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла)." В ночлежке имеется большая русская печь, а также большой стол с самоваром, две скамьи и табурет: "В левом углу – большая русская печь..."  "Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное."  "За столом, у самовара, Квашня – хозяйничает..." Судя по всему, в ночлежку время от времени приходят санитары, чтобы убедиться в ее чистоте. Если проверка выявляет нарушения, то хозяева вынуждены платить штраф: "Василиса. Я за порядком гляжу – понял? Это почему у вас до сей поры не метено? Я сколько раз приказывала, чтобы чисто было?  Бубнов. Актеру мести…  Василиса. Мне дела нет – кому! А вот если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!" Известно, что стоимость проживания в ночлежке составляет 2 рубля в месяц (в частности, это тариф для слесаря Клеща): "Сколько ты у меня за два‑то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н‑да! На пять целковых места, ей‑богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…" (Костылев - Клещу) Это было описание ночлежки в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика в цитатах.

Смотрите:

www.literaturus.ru

Знаменитая "Бугровская ночлежка" из пьесы Горького ушла с молотка: photozov

Знаменитая ночлежка нижегородского купца Николая Бугрова продана за 160,563 млн рублей. Именно это здание-объект культурного наследия, стало прообразом приюта для бездомных в пьесе Максима Горького "На дне".Победителем аукциона по продаже расположенного в историческом центре Нижнего Новгорода здания бывшей "ночлежки Бугрова" стал ИП Феликс Верховодов. Всего было зарегистрировано 7 участников аукциона. Начальная цена аукциона составляла 108,063 млн рублей, шаг аукциона - 500 тыс. рублей, сообщили в мингосимуществе Нижегородской области.

IMG_0667

Трехэтажное здание Бугровский ночлежный дом (Рождественская, д.2), построен в 1880-1885 гг. купцами-миллионерами Бугровыми по проекту архитектора Федора Николаевича Фалина. Ночлежка была рассчитана на 700 человек и предназначалась для обитателей городского дна. Здесь бесплатно каждому постояльцу выдавали фунт хлеба и кипяток. Исторически место расположения торга на Нижнем базаре славилось огромным количеством людей, не имеющих своего «тёплого угла» в нашем большом и далеко не всегда приветливом, к бездомной массе, городе. Здесь были разные люди – «потерявшие себя» в городе крестьяне, «спившиеся» с круга дворяне, приехавшие на заработки мастеровые, мелкие уголовники. Много кого здесь было, всем было необходимо иметь «крышу над головой» более надёжную, чем звёздное небо большого города.879801_900

Рядом с торгом, в полугоре над ним, известный благотворитель, почётный гражданин Николай Александрович Бугров, в память умершего отца своего учредил в 1880г. приют для этих, как их тогда называли, «бывших людей». Выстроенное зодчим Фёдором Николаевичем Фалиным, в рациональном стиле русской архитектуры рубежа XIX - ХХ веков, здание приюта смотрелось таким же прочным и крепким, как и его основатель, прекрасно гармонируя с кремлёвским ансамблем, у подножия которого оно расположилось.IMG_0667

Занимательный факт: в 1897 г. в ходе Государственной переписи населения, переписчики пришли и в Бугровский ночлежный дом. Здесь среди обитателей нашелся один, ответивший на вопрос о своем звании "Барон". При этом у него действительно был паспорт на имя дворянина Бухгольца. Именно он впоследствии стал прототипом Барона в пьесе А.М.Горького "На дне".d71fdec78c2f

Кстати, описанное в пьесе существование обитателей ночлежки кардинальным образом отличалось от действительности: старообрядцы Бугровы были противниками пьянства и всяческих гулянок поэтому на доме была помещена надпись, устанавливающая правила внутреннего распорядка: "Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо". И правила эти неизменно соблюдались.07

Рядом с ночлежкой на Зеленском съезде Николай Александрович Бугров выстроил в 1885-1888 гг. доходный дом, прибыль от которого шла на содержание ночлежного дома.IMG_0668

Николай Александрович Бугров, выходец из известного купеческого рода, много сделавшего для Нижнего Новгорода.bugrovБыл старообрядцем. На этом фото Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре)Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре)

Владел паровыми мельницами, на собственные средства построил здание Городской думы, приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на р. Иргиз.Прочитать про Николая Александровича Бугрова можно здесь

Использованы фото Максима Дмитриева, русского фотографа XIX — XX веков, основоположника жанра публицистической фотожурналистики.

photozov.livejournal.com

Босяцкая слобода. История главных хитровских ночлежек | История | Общество

Ночлежные дома для нищих распространились в Москве после отмены крепостного права в 1861 году, когда армия обедневших крестьян перебралась в крупные города в поисках работы. Самое крупное место скопления бедняцких гостиниц в городе – окрестности Хитровской площади недалеко от Китай-города, где до 1920-х города располагался один из самых крупных столичных рынков. Удивительно, но фактически ни одно из местных зданий не было снесено. После революции 1917 года окрестные притоны превратились в обычные коммунальные дома, а теперь стали офисами, ресторанами и магазинами.

Театральные декорации

За ночлег в доходных домах близ Хитрова рынка редко требовали больше 5 копеек в день с человека. От постояльцев не было отбоя: разорившиеся крестьяне, мелкие ремесленники, беглые ссыльные, уволенные офицеры и оставшиеся без средств студенты приносили огромную прибыль владельцам хитровских «гостиниц». Секрет успеха довольно прост: доходные дома работали круглосуточно, в то время как постояльцев всех других московских богаделен в дневные часы предпочитали выгонять.

Самая известная хитровская ночлежка располагалась во втором строении 11 дома по Подколокольному переулку. Обустройство здесь доходного имения началось в 1872 году, после того как здание торговых рядом действительного статского советника Платона Степанова, перешло по завещанию к его дочери – Елизавете Ярошенко. Сама владелица дома постоянно жила с мужем в Калужской области, оставив здание и постояльцев на попечении нанятых сотрудников.

Именно в дом Ярошенко в 1902 году Владимир Гиляровский отвел Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и труппу Московского художественного театра: артисты должны были изучить быт городских низов перед постановкой на сцене пьесы по произведению Максима Горького «На дне». Выбор был не случаен. «Это самая тихая ночлежка из всей Хитровки», – писал москвовед. Постояльцы дома Ярошенко действительно стояли особняком по отношению к жильцам соседних зданий. В 32 квартирах по свидетельству очевидцев ютились мелкие ремесленники и лоточные торговцы. Но именно в этом доме по свидетельству Гиляровского располагался самый злачный хитровский трактир, который в народе называли «Каторгой» из-за большого скопления беглых ссыльных. Согласно данным переписи владел заведением Марк Афанасьев, которого современники характеризуют как «укрывателя воров и беглых». Точное местоположения кабака по беглому описанию определить сложно: по всей видимости, вход находился в арочном проеме. Во дворе дома Ярошенко стоит флигель-галерея, который был построен уже в конце XIX века, по свидетельству современников квартиры в нем нанимала «босяцкая интеллигенция» – спившиеся мелкие дворяне и бывшие служивые люди.

Вид Хитровской площадиВид Хитровской площади. Фото: ru.wikipedia.org

В 1920-х, после разгона Хитровки, в доме был организован жилищный кооператив. Бывшую ночлежку разделили на коммунальные квартиры, многие из которых сохранились до сих пор. Сейчас второй этаж дома используется в качестве жилого и разделен на 8 квартир, а первый занимают некоммерческие организации, подконтрольные храму Трёх Святителей на Кулишах, которые располагается неподалеку. Дворовый флигель служит художественной мастерской.

Нищий дом

Слева от владения Ярошенко стоит знаменитый «дом-утюг». Здание находится прямо на пересечении Певческого, Петропавловского и Подколокольного переулка, а свое прозвище получило из-за выдающегося угла фасада выходящего прямо на площадь бывшего Хитровского рынка. Сейчас дом один из самых высоких в зоне исторической застройки, попеременно достигает 4 и 5 этажей. Но в годы расцвета Хитровки владение Кулакова было совсем не примечательным. Два последних этажа в доме появились лишь в 1926 году, когда реконструкцией особняка занялся зодчий Иван Машков. До начала 1900-х домом владел инженер-капитан Иван Ромейко, но позже здание перешло к нажившему состояние буфетчику «Каторги» Ивану Кулакову. Ряд ночлежных корпусов по Петропавловскому переулку постояльцы называли «Кулаковкой» или «Свиным домом», по имени купцов Свиньиных, которые вначале 1800-х построили превратившуюся в ночлежный дом усадьбу.

Дом Утюг, описанный в книге Москва и москвичи сохранился до наших дней в перестроенном виде. Во времена Гиляровского он был трёхэтажнымДом «Утюг», описанный в книге «Москва и москвичи» сохранился до наших дней в перестроенном виде. Во времена Гиляровского он был трёхэтажным. Фото: ru.wikipedia.org

Среди горожан «Кулаковка» считалась самым грязным и злачным местом в городе, здесь останавливались представители городских низов и промышлявшие незаконными промыслами. В ночлежном квартале были 64 квартиры и 767 коек, но ночевали часто по 3 тыс. человек: люди спали на полу и в проходах между кроватями.

Притон в кулаковском имении был ликвидирован еще до начала официальной зачистки Хитровки. С первых дней революции в ночлежке начался хаос – постояльцы отказались платить за проживание, владелец предпочел уехать из города в деревню. Практически все деревянные элементы здания пустили на растопку печей, а в стоящем без окон и дверей здании ютились многочисленные нищие. Позже кулаковский дом был передан в фонд жилищного товарищества архитектора Машкова и перестроен под стандартное жилое здание. Сейчас жилых квартир в «Утюге» практически не осталось, помещения сдаются под парикмахерскую, студию фотографии, офисы и частные образовательные студии.

Элитные корпуса

Прямо напротив кулаковского находился ночлежный дом статского советника Сергея Румянцева, сейчас считается зданием 12 по Подколокольному переулку. В двухэтажных корпусах владения располагались сразу два хитровских трактира, называвшихся в народе «Сибирь» и «Пересыльный». В первом по свидетельству очевидцев собирались воры, во втором – ютились обычные попрошайки. Румянцевскую ночлежку на Хитровке можно считать типовой: в доме селились «профессиональные нищие». Владимир Гиляровской вспоминает об отдельных квартирах пьяниц, выдававших себя за странствующих монахов, живших от продажи «щепок от гроба Господня» и купеческих подаяний. Местные женщины попрошайничали с арендованными детьми или лежащими на руках закутанными деревянными поленьями. Сейчас в доме располагается строительная компания и открытая заводская столовая. Свободные помещения отдельных корпусов сдаются под небольшие магазины.

Главный дом усадьбы ЛопухиныхГлавный дом усадьбы Лопухиных. Фото: ru.wikipedia.org

Третий дом по Хитровскому переулку, доходное владение Буниных, когда-то был нарядным барским особняков. Но, построенные еще в начале 1700-х годов в качестве городской усадьбы рода Лопухиных дом в течение ста лет передавался из рук в руки, пока не был превращен в ночлежку. Двухэтажное здание считалось самым аристократичным из рыночных гостиниц: здесь жили уволенные офицеры и расстриженные попы, зарабатывающие на жизнь поденной работой. Среди знаменитых уроженцев здания – композитор Александр Скрябин, родившейся в бедной студенческой семье будущего дипломата Николая Скрябина. Площадку перед усадьбой принято называть «Бунинским домиком», здесь до сих пор сохранился одноэтажный сарай-галерея возведенный в 1878 году, который в начале века служил для нужд проституток и воров. Сейчас подсобное помещение сдается в качестве офисного здания одной из дизайнерских компаний. В самой бунинской ночлежке работают кафе.

Помимо частных были на Хитровке и обычные муниципальные ночлежки. Одну из них, 9 дом по Подкопаевскому переулку, содержала церковь Рождества Богородицы на Кулишах. Согласно данным городского справочника здание было построено в 1875 году сразу как доходное владение. А в 1920-х вместе со всеми Хитровскими объектами перешло в ведомство жилищного товарищества. Сегодня дом разделен на 25 квартир, которые до сих пор остаются жилыми.

Церковь Рождества БогородицыЦерковь Рождества Богородицы. Фото: ru.wikipedia.org

Сама Хитровская площадь с рынком просуществовала в Москве до 1923 года, до принятия принципиального решения о ликвидации. Но с 1917 года простые горожане старались обходить нищенскую слободу стороной – окрестный квартал стал рассадником преступности. В 1928 году на месте бывшего рынка был разбит сквер, в 1938 году – построена школа, позже преобразованная в электро-механический колледж. После сноса здания в 2000-х годах разработан проект строительства на бывшей рыночной площади восьмиэтажного офисного центра, но идея подверглась жесткой критике со стороны градозащитников и местных жителей. В начале 2013 года начала обсуждаться возможность воссоздания паркового пространства. Пока перед сохранившимися домами находится лишь асфальтовый пустырь.

Вид Хитровской площади после сноса Электро-механического колледжа в 2010 годуВид Хитровской площади после сноса Электро-механического колледжа в 2010 году. Фото: ru.wikipedia.org

Читайте также:

www.aif.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта