Витязь на распутье (картина). Картина на распутье
1877 (?) | Витязь на распутье | Холст, масло. 99х160 | неизвестно | Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой "вариант". Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года | |
Витязь на распутье | Холст, масло | Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых - нахождение неизвестно | |||
Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло | неизвестно | Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале "Мир искусства", т. 1, 1899, стр. 3[2]. | ||
1878 | Витязь на распутье | Холст, масло 79 × 147 | Серпуховский историко-художественный музей | Отсутствует в списке Моргуновых | |
1882 | Витязь на распутье | Холст, масло. 167, 299 | ГРМ | ||
Витязь на распутье | Холст, масло. 87х150 | Коллекция профессора П.М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) | Эскиз или повторение итоговой картины | ||
1882 | Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло. 69х106 | Дом-музей В.М. Васнецова | ||
1919 | Витязь на распутье | Холст, масло. 85х146 | Собрание И.И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) | Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись "В. Васнецовъ 1919" | |
Витязь на распутье | Холст, масло. 98х176,5 | Екатеринбургская картинная галерея | |||
1920 | Витязь на распутье | Холст, масло. 58,5х106 | Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси | Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920 |
wikiredia.ru
Витязь на распутье (картина) Википедия
«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.
История[ | код]
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. |
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Варианты[ | код]
Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].
1877 (?) | Витязь на распутье | Холст, масло. 99х160 | неизвестно | Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой "вариант". Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года | |
Витязь на распутье | Холст, масло | Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых - нахождение неизвестно | |||
Витязь на распутье (эскиз) | Холст, масло | неизвестно | Находился в собрании С.С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале "Мир искусства", т. 1, 1899, стр. 3[2]. | ||
1878 | Витязь на распутье | Холст, масло 79 × 147 | Серпуховский историко-художественный музей | Отсутствует в списке Моргуновых | |
1882 |
Описание картины "Витязь на распутье". История её создания
Картины Васнецова известны всем, но мало кто знает, что их создание явилось результатом сложной внутренней борьбы автора. Содружество художников-передвижников, к которому он принадлежал, пропагандировало остросоциальную направленность сюжетов для жанровых картин. Васнецовым же всецело завладела сказочная тематика. Надо было решать, в каком направлении двигаться дальше. Эти переживания во многом вылились в картину "Витязь на распутье".
Новаторский жанр в создании картин
Следует отметить, что избрав путь художника-сказочника, Васнецов был новатором в этой области. Едва ли можно назвать имя другого живописца, столь беззаветно посвятившего себя русской былинной старине.
Описание картины "Витязь на распутье" следует начать с рассказа о небольшом карандашном эскизе, сделанном мастером в самом начале семидесятых годов. Тогда его фантазией завладел сюжет русской былины об Илье Муромце и разбойниках. В дальнейшем эта тема развивалась автором в нескольких акварелях и картинах маслом.
Первое законченное полотно появилось в 1877 году и называлось "Воин в шлеме с кольчужкой". Любопытно, что для фигуры воина позировал брат художника Аркадий. Постепенно с каждой новой работой начинает вырисовываться композиция картины, где конный витязь остановился перед "камнем-вещуном", на котором начертана его судьба.
В 1877 году первый вариант произведения был закончен и через год был представлен публике на очередной выставке. Приём был достаточно тёплым. Описание картины "Витязь на распутье" и благожелательные отзывы появились во многих газетах и журналах.
Заказ Саввы Мамонтова
Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя частной оперы Саввы Мамонтова. В создании декораций для его постановок не раз принимал участие Васнецов. "Витязь на распутье", описание которого и восторженные отзывы стали известны Мамонтову, вызвал желание иметь картину в своем собрании. Выполняя заказ, Васнецов значительно изменил композицию раннего варианта. Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. В окончательной версии картины автор развернул его, скрыв лицо. Кроме того, был увеличен размер холста, что придало полотну большую монументальность. Изменился и пейзаж.
Описание картины «Витязь на распутье»
В раннем варианте перед витязем была дорога, в окончательном – только поле. Такое решение придало картине большую эмоциональность. В ней всё как бы говорит, что нет иного пути, кроме указанного на камне. Изображение воронов и разбросанных в траве костей создаёт впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане автор поместил останки коня и человека, указывая на то, что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйные головушки. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом.
Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины. Нужно заметить, что из трех надписей, упоминаемых в былине, Васнецов оставил только одну, грозящую смертью тому, кто поедет прямо. Этим он как бы исключает иные варианты пути. Выразительно написана фигура коня. Он наклонил к земле голову, как будто тоже погружён в задумчивость.
Есть и ещё одна существенная деталь, без которой не полным было бы описание картины. Витязь на распутье стоит, вооружённый копьём. Но это копьё пешего война, а не кавалериста. Между ними существуют отличия. Что это должно обозначать? Вероятнее всего, готовность биться и пешим, и конным, чтобы, потеряв коня, не потерять победу.
Идея картины ― выбор пути в жизни
Вопрос выбора пути в жизни человека наполнен в картине Васнецова эпическим звучанием. Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу? Но в данном случае всё наполнено предельным драматизмом. Отсутствие живых персонажей, кроме зловещих воронов – символов близкой гибели, и общая напряжённость картины дают ясно понять – надежды нет, трагическая развязка неизбежна.
загрузка...
worldfb.ru
Резная картина "Витязь на распутье"
Русский художник — былинник Виктор Васнецов написал ставшую знаменитой, картину «Витязь на распутье» в 1877 году. Это был первый вариант картины. Спустя пять лет произведение было переписано в окончательный вариант для русского купца и мецената Саввы Ивановича Мамонтова и это полотно хранится в настоящий момент в Государственном Русском музее.
Художник был вдохновлен на создание полотна былиной «Илья Муромец и разбойники», а главный герой картины списан с брата автора произведения Аркадия. Васнецов усилил таинственность сюжета свой работы тем, что убрал с полотна изображение дороги и две из трех надписей на камне, стоящем на распутье. Этим художник дал понять, что у витязя не было другого выбора, кроме единственного, написанного на камне: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
Оригинал картины Васнецова
Этот знаменитый сюжет вдохновлял творческих людей последующих поколений. Существуют резные картины Васнецова. При чем мастера-резчики не ограничиваются копированием сюжета известного полотна, былина в их резных произведениях трансформируется и в юмористическую историю. Материалы, которыми пользуются резчики при создании своих творений из дерева по мотивам былинного сюжета, самые разнообразные – бук, липа, ясень и прочие.
Наша мастерская может изготовить для вас это произведение в дереве, размер на ваше усмотрение.
www.ornamentum.biz