Эдвард Мунк «Мадонна». Описание картины. Картина мунк мадонна
Эдвард Мунк «Мадонна». Описание картины
Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза. Такой увидел Мадонну норвежский живописец Эдвард Мунк. С каноническим изображением ее роднит лишь одна деталь – нимб непривычного ярко-красного цвета, сияющий над головой прекрасной женщины. В свое время эта работа была признана скандальной и произвела на критиков и публику неоднозначное впечатление.
Цель, которую ставил перед собой художник, приступая к работе над полотном – показать человеческое начало и земное величие Девы Марии, попытавшись максимально приблизить ее образ к образу простой смертной женщины.
Добиваясь этого, Мунк написал пять версий картины и литографию с одноименным названием. Каждый из них, согласно замыслу художника, должен был показать основные этапы жизненного цикла женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть.
Представленное полотно – первый вариант «Мадонны», известный также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина». Зачатие, как первую стадию, в картине олицетворяет поза женщины, плавный изгиб ее тела, подчеркнутый округлый живот. Темная палитра красок, убежденность художника в неразрывной связи любви со смертью и вера в то, что после рождения ребенка функция женщины считается выполненной, раскрывают последнюю, третью стадию женского жизненного цикла – смерть. Вторую – рождение потомства – Мунк отразил в литографии 1895 года, где помимо женского силуэта была изображена маленькая фигурка человечка в позе эмбриона. По убеждениям критиков, истинной глубиной и мастерством поражает именно первая версия полотна, не отягощенная деталями.
Фигура Мадонны окружена светом и полна магического внутреннего сияния. Как и в других произведениях Мунка, здесь нет прямых линий – только мягкие волнистые лучи. Скромный набор оттенков – желтого, фиолетового, белого и красного – отвечает интимной атмосфере картины.
«Мадонну» Мунк писал с Дагни Юль – жены писателя С. Пшибышевского и своего друга, она же была музой и многих других художников-современников норвежского экспрессиониста.
Версии скандальной «Мадонны» сегодня хранятся в музее Мунка, в Кунстхалле в Гамбурге и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна (Осло).
В 2004 году, вместе со знаменитой картиной «Крик», «Мадонна» была похищена из музея Мунка в Осло. Спустя два года картины были возвращены, но из-за повреждений не демонстрировались в течение следующих двух лет, пока велись реставрационные работы.
Картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Мадонна» 1894 г.Холст, масло. 90 x 68,5 см. Музей Мунка, Осло, Норвегия
expressionists.ru
Эдвард Мунк, Любящая женщина и его «Мадонна»
Наш недавний материал про всемирно известный «Крик», Эдварда Мунка, вызвал определенную реакцию, следствие которой — статья о другом, менее известном, но не менее интересном полотне Мунка — «Мадонна».Автопортрет, Эдвард Мунк
Доводилось ли вам когда-нибудь испытывать амбивалентность чувств? Притягивал ли ваш взор предмет эстетических распрей?Этими свойствами обладают картины Эдварда Мунка. Ни для кого не секрет какое воздействие оказывает картина «Крик». Но, как мне кажется, еще большим магнетизмом и таинственностью окутана другая его работа — «Мадонна» или «Любящая женщина», написанная в 1894-95 годах.
Посредством одного лишь центрального образа и насыщенно-контрастной палитры, Мунк сумел передать гротеск, надрывность реальной жизни. Внешний мир он видит через призму кричащих образов, преувеличенную эмоциональную напряженность, экспрессивные всплески красок. Динамика картины — это бешено-заведенный круговорот: несчастная любовь, ревность и, наконец, смерть.
Вся гамма чувственных переживаний, доступная его палитре, восхваляет красоту страдания, религиозное восприятие женщины, возможно, навеянное ранним увлечением Мунка произведениями Достоевского. В сопроводительной записи к картине он пишет: «Лунный свет скользит по твоему лицу, полному земной красоты и боли.»
С началом эпохи фотографий художники начали искать новые пути передачи изображения, пронизанного чувствами. У Мунка получилось запечатлеть Мадонну погруженной в свои мысли, отрешенной от внешнего мира. Всмотритесь в ее полузакрытые, усталые глаза; иссиня-черные волосы, нежно окутывающие ее лик. Все это словно предвещает грозу, неотвратимую и холодную.
В своих дневниках художник пишет: «Смерть протягивает руку Жизни — такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что придут.»
Несмотря на это, его ирония и скепсис состоят в определенном родстве с гуманизмом. Он изобразил Дагни Юль (натурщицу для данной картины) абсолютно земной, смертной женщиной, что дарит новый росток жизни, и, в то же время, возвысил ее на холсте. Объясняется это тем, что в момент зарождения новой жизни женщина объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе со всеми его страдания и страхам, что и находит свое продолжение в ее чаде.
estetico.me
Мадонна (картина Мунка) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Мадонна. К:Картины 1894 годаМадонна (норв. Madonna, известна также как «Зачатие» и «Любящая женщина»[1]) — картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893—1894 годах, в 1895 году была исполнена литография, всего Мунк создал пять вариантов картины[2].
Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами. От канонического образа Мадонны остался только нимб вокруг головы. Литография отличается от варианта маслом оформлением в виде рамы с изображениями сперматозоидов и маленькой фигуркой в позе эмбриона в левом нижнем углу.
Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка[3][4].
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам[2].
В 2004 году два вооружённых грабителя вынесли из музея «Мадонну» и «Крик»[5]. В мае 2006 года, когда картины ещё не были обнаружены, над предполагаемыми похитителями состоялся суд. Три человека получили от четырёх до восьми лет тюрьмы, два из них также были приговорены к крупным штрафам, ещё трое были оправданы[6]. Полиция нашла похищенные картины в августе того же года[7].
Напишите отзыв о статье "Мадонна (картина Мунка)"
Примечания
- ↑ Стенерсен, Рольф. Эдвард Мунк. М.: Искусство, 1972 г.
- ↑ 1 2 [www.munch.museum.no/media/docs/15-05-2008-e3kDqGwOUCtGQdr.pdf About the motif Scream and Madonna]. Музей Мунка (15 мая 2008). Проверено 8 октября 2009. [www.webcitation.org/66mQrVqnT Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012].
- ↑ Mary Kay Norseng. [books.google.ru/books?id=2W_W6aadbsoC&lpg=PA13&pg=PA8#v=onepage&q=&f=false Dagny: Dagny Juel Przybyszewska, the Woman and the Myth]. — University of Washington Press, 1991. — С. 8. — 219 с. — ISBN 0295969997.
- ↑ Sue Prideaux. [books.google.ru/books?id=uJzfs0cq71gC&pg=RA1-PA145&lpg=PA13#v=onepage&q=&f=false Edvard Munch: Behind the Scream]. — Yale University Press, 2007. — С. 145. — 391 с. — ISBN 9780300124019.
- ↑ [news.bbc.co.uk/2/hi/europe/3588282.stm Scream stolen from Norway museum]. BBC (22 августа 2004). Проверено 8 октября 2009. [www.webcitation.org/66mQryCZe Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012].
- ↑ [news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/4964872.stm Three guilty of The Scream theft]. BBC (2 мая 2006). Проверено 8 октября 2009. [www.webcitation.org/66mQsthmm Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012].
- ↑ Berglund, Nina [www.aftenposten.no/english/local/article1441444.ece Munch paintings recovered](недоступная ссылка — история). Aftenposten (31 августа 2006). Проверено 8 октября 2009. [web.archive.org/20110524041151/www.aftenposten.no/english/local/article1441444.ece Архивировано из первоисточника 24 мая 2011].
Ссылки
Отрывок, характеризующий Мадонна (картина Мунка)
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу… – Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.) – А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф! – Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу. – Матёрый? – спрашивал Илагин, подвигаясь к подозрившему охотнику, и не без волнения оглядываясь и подсвистывая Ерзу… – А вы, Михаил Никанорыч? – обратился он к дядюшке. Дядюшка ехал насупившись. – Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю! – Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась. Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно. – Куда головой лежит? – спросил Николай, подъезжая шагов на сто к подозрившему охотнику. Но не успел еще охотник отвечать, как русак, чуя мороз к завтрашнему утру, не вылежал и вскочил. Стая гончих на смычках, с ревом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Все эти медленно двигавшиеся охотники выжлятники с криком: стой! сбивая собак, борзятники с криком: ату! направляя собак – поскакали по полю. Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная как и куда, видя только собак и зайца, и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. Заяц попался матёрый и резвый. Вскочив, он не тотчас же поскакал, а повел ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздавшемуся вдруг со всех сторон. Он прыгнул раз десять не быстро, подпуская к себе собак, и наконец, выбрав направление и поняв опасность, приложил уши и понесся во все ноги. Он лежал на жнивьях, но впереди были зеленя, по которым было топко. Две собаки подозрившего охотника, бывшие ближе всех, первые воззрились и заложились за зайцем; но еще далеко не подвинулись к нему, как из за них вылетела Илагинская краснопегая Ерза, приблизилась на собаку расстояния, с страшной быстротой наддала, нацелившись на хвост зайца и думая, что она схватила его, покатилась кубарем. Заяц выгнул спину и наддал еще шибче. Из за Ерзы вынеслась широкозадая, чернопегая Милка и быстро стала спеть к зайцу. – Милушка! матушка! – послышался торжествующий крик Николая. Казалось, сейчас ударит Милка и подхватит зайца, но она догнала и пронеслась. Русак отсел. Опять насела красавица Ерза и над самым хвостом русака повисла, как будто примеряясь как бы не ошибиться теперь, схватить за заднюю ляжку.Скандальная «Мадонна» Мунка: почему знаменитая картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе
Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895. Фрагмент | Фото: artchive.ruКартина Эдварда Мунка «Мадонна» в конце XIX в. вызвала широкий резонанс. Обнаженная женщина с распущенными волосами и полуприкрытыми в экстазе глазами не вызывала никаких ассоциаций с Девой Марией. Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, – нимб над ее головой, но он почему-то был красного цвета. Эта женщина была больше похожа на любовницу в момент пика чувственного наслаждения, чем на библейский персонаж. На художника обрушилась волна негодования.
Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина, 1906 | Фото: artchive.ruМунк создал пять версий этой картины и литографию. Каждый из вариантов, согласно замыслу, должен был соответствовать основным этапам жизненного пути женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть. Именно в продолжении рода видел художник главное женское предназначение. Первая версия «Мадонны» также носила название «Зачатие» или «Любящая женщина». Поза женщина заставляет предположить, что она изображена лежащей, с запрокинутой головой. Вторую стадию – рождение потомства – художник изобразил в литографии 1895 г. Она повторяла первую версию, но тут в нижнем углу был изображен эмбрион, а на раме – сперматозоиды. Каждый из вариантов картины был не повторением ее темы, а дополнением и развитием.
Эдвард Мунк. Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895 | Фото: artchive.ruКак во всех картинах норвежского экспрессиониста, доминирующее значение здесь имеет цвет. Несмотря на выбранную тему, которая ожидаемо предполагает ассоциации с любовью, страстью и животворящей энергией, цветовая гамма производит гнетущее впечатление и вызывает ощущение тревоги. И это именно тот эффект, который намеревался создать художник, – размытые изогнутые линии словно обволакивают тело женщины и заключают его в плотное кольцо. Автору была близка идея самоотречения во имя любви и тема губительной природы человеческих страстей.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895 | Фото: artchive.ruТемная палитра красок и странная поза женщины заставляют задуматься: находится ли она на пике наслаждения или изображена в момент последнего вздоха, когда душа покидает тело? Любовь и смерть в работах Мунка часто становятся синонимичными понятиями. По мнению художника, «любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного «я», принесенному в дар объекту страсти». Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая. В ХХ в. критики даже усматривали в этой картине предупреждение о надвигающейся угрозе для всего человечества.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1895 | Фото: artversed.comКартина «Мадонна» была впервые представлена публике в 1896 г. под названием «Влюбленная женщина». Критики назвали ее опасной для юных девушек, особенно вторую ее версию, с эмбрионом и сперматозоидами. А. Стриндберг в 1896 г. в своей рецензии на эту картину писал: «Скорее всего, здесь изображено зачатие – неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве».
Дагни Юль | Фото: liveinternet.ruМадонну Мунк писал с натурщицы Дагни Юль – женщины, которую называют роковой музой многих деятелей искусства того времени. Одно время она была любовницей Мунка, а на момент написания картины – женой его друга. За ее бесконечные романы Дагни именовали «пожирательницей мужчин». Тем более кощунственным было для современников увидеть ее в образе Мадонны.
Дагни Юль | Фото: georgianjournal.geЭдвард Мунк на самом деле не намеревался глумиться над христианскими ценностями, он пытался разглядеть земное в небесном, увидеть в Деве Марии обычную женщину, чтобы максимально ее очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Отношение Мунка к женщинам было амбивалентным: красота для него всегда подразумевала смертельную опасность. «Женщина в ее тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…», – писал художник.
Картины *Крик* и *Мадонна* были похищены из музея в 2004 г. | Фото: etoday.ruВ 2004 г. из музея Мунка в Осло «Мадонна» была похищена вместе с другой знаменитой картиной художника – «Крик». Полотна были возвращены только спустя два года. Из-за полученных повреждений они не демонстрировались в течение двух лет, пока велись реставрационные работы.
В 2006 г. *Мадонну* вернули в музей Мунка в Осло | Фото: rg.ru Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/201216/32697/
worldartdalia.blogspot.com
Скандальная Мадонна Мунка
Картина Эдварда Мунка «Мадонна» в конце XIX в. вызвала широкий резонанс. Обнаженная женщина с распущенными волосами и полуприкрытыми в экстазе глазами не вызывала никаких ассоциаций с Девой Марией. Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, – нимб над ее головой, но он почему-то был красного цвета. Эта женщина была больше похожа на любовницу в момент пика чувственного наслаждения, чем на библейский персонаж. На художника обрушилась волна негодования.
Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина, 1906
Мунк создал пять версий этой картины и литографию. Каждый из вариантов, согласно замыслу, должен был соответствовать основным этапам жизненного пути женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть. Именно в продолжении рода видел художник главное женское предназначение. Первая версия «Мадонны» также носила название «Зачатие» или «Любящая женщина». Поза женщина заставляет предположить, что она изображена лежащей, с запрокинутой головой. Вторую стадию – рождение потомства – художник изобразил в литографии 1895 г. Она повторяла первую версию, но тут в нижнем углу был изображен эмбрион, а на раме – сперматозоиды. Каждый из вариантов картины был не повторением ее темы, а дополнением и развитием.
Эдвард Мунк. Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895
Как во всех картинах норвежского экспрессиониста, доминирующее значение здесь имеет цвет. Несмотря на выбранную тему, которая ожидаемо предполагает ассоциации с любовью, страстью и животворящей энергией, цветовая гамма производит гнетущее впечатление и вызывает ощущение тревоги. И это именно тот эффект, который намеревался создать художник, – размытые изогнутые линии словно обволакивают тело женщины и заключают его в плотное кольцо. Автору была близка идея самоотречения во имя любви и тема губительной природы человеческих страстей.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895
Темная палитра красок и странная поза женщины заставляют задуматься: находится ли она на пике наслаждения или изображена в момент последнего вздоха, когда душа покидает тело? Любовь и смерть в работах Мунка часто становятся синонимичными понятиями. По мнению художника, «любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного «я», принесенному в дар объекту страсти». Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая. В ХХ в. критики даже усматривали в этой картине предупреждение о надвигающейся угрозе для всего человечества.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1895
Картина «Мадонна» была впервые представлена публике в 1896 г. под названием «Влюбленная женщина». Критики назвали ее опасной для юных девушек, особенно вторую ее версию, с эмбрионом и сперматозоидами. А. Стриндберг в 1896 г. в своей рецензии на эту картину писал: «Скорее всего, здесь изображено зачатие – неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве».
Дагни Юль
Мадонну Мунк писал с натурщицы Дагни Юль – женщины, которую называют роковой музой многих деятелей искусства того времени. Одно время она была любовницей Мунка, а на момент написания картины – женой его друга. За ее бесконечные романы Дагни именовали «пожирательницей мужчин». Тем более кощунственным было для современников увидеть ее в образе Мадонны.
Дагни Юль
Эдвард Мунк на самом деле не намеревался глумиться над христианскими ценностями, он пытался разглядеть земное в небесном, увидеть в Деве Марии обычную женщину, чтобы максимально ее очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Отношение Мунка к женщинам было амбивалентным: красота для него всегда подразумевала смертельную опасность. «Женщина в ее тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…», – писал художник.
Картины *Крик* и *Мадонна* были похищены из музея в 2004 г.
В 2004 г. из музея Мунка в Осло «Мадонна» была похищена вместе с другой знаменитой картиной художника – «Крик». Полотна были возвращены только спустя два года. Из-за полученных повреждений они не демонстрировались в течение двух лет, пока велись реставрационные работы.
В 2006 г. *Мадонну* вернули в музей Мунка в Осло
obaldenno.com
Картина "Мадонна" Мунка. Описание
Искусство и развлечения 22 апреля 2016Своё кредо Эдвард Мунк (1863-1944) формулировал как желание писать живых людей, дышащих, страдающих, любящих – «людей, снимающих шляпу перед входом в церковь». В выражении сильных человеческих эмоций ему были недостаточны средства классического реализма, он открывал новые пути в искусстве, во многом опередив своё время. Он искал новые художественные средства живописи, он по-новому трактовал классические сюжеты. Ярким примером этих поисков стала картина «Мадонна». Мунка вдохновила тема, родившаяся тысячу лет назад, но результатом стало произведение, актуальное для любого времени.
Предтеча экспрессионизма
В своем развитии как живописец Мунк прошел периоды увлечения самыми различными подходами к отражению окружающего мира. У него есть работы, созданные в классической, реалистической манере. Он писал пейзажи в стиле импрессионистов, испытал мощное влияние французских символистов. В результате мастером был сформирован собственный творческий метод, не позволяющий отнести его к конкретному течению. Наиболее близкой к творчеству великого норвежца считается живопись Гогена и, особенно, Ван Гога. Но по-настоящему их роднит только сила энергии, излучаемой их произведениями – своеобразие живописной манеры и особенности художественного анализа мира слишком очевидны.
В этом смысле картина «Мадонна» Мунка содержит все признаки своеобразия его живописи. К ним можно отнести невиданную откровенность в неожиданной трактовке классического сюжета, которую называли скандальной, лаконичность композиции и неповторимая техника построения изображения. Плавные, тягучие линии рисунка и вязкий фон, в котором скрыты несущественные для воплощения общего замысла детали – в этой манере созданы все наиболее значительные вещи мастера, в которых принято видеть признаки нового искусства XX века.
Это Мадонна?
Полемика о том, действительно ли картина «Мадонна» Мунка – это изображение богородицы, Девы Марии, разгорелась сразу же после написания первого варианта полотна в 1893 году. Единственным указанием на божественное происхождение изображенной женщины – нимб над её головой, причем непривычного – красного – цвета. Известно, что сначала картина была названа художником Kvinne сом elsker - буквально – женщина делает любовь. Появившееся потом название, отсылающее к классическим творениям, которые известны со времен раннего Средневековья, к великим произведениям мастеров Возрождения, добавляет новой глубины первоначальному замыслу.
Одну из причин выбора мастером такого сюжета и то, как картина «Мадонна» Мунка отвечает религиозному воззрению художника, исследователи его творчества объясняют трагическими событиями его юности. Родившись в семье, где его отец – военный врач Кристиан Мунк – отличался болезненной религиозностью, Эдвард вначале глубоко воспринимает христианские постулаты. Но после смерти любимой старшей сестры – Софии, после того, как он наблюдал молитвенные стенания отца, не могущего помочь умирающей, он окончательно разочаровался в традиционной религии. И Мадонна на его картине стала лишь символом, а темой полотна стала жизнь и любовь - женская и мужская.
Видео по теме
«Фриз жизни»
В 1903 году в одном из залов Берлинского сецессиона – выставки художников, отрицавших традиционное, академическое искусство, - Мунк впервые выставил первые работы из цикла картин, который, по его мысли, должен был охватить основные периоды жизни, главные аспекты бытия человека. Он называл его «Фриз жизни» и продолжал работать над ним практически всю жизнь.
Для художника был важен порядок размещения полотен, которые вывешивались соответственно нескольким разделам. «Мадонна» - картина Мунка - была нарисована им для «Фриза» и относилась к разделу «Рождение любви». Кроме этого, были другие: «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» (к которому относился знаменитый «Крик» (1893)), - и «Смерть».
Точный состав разделов не сохранился и восстанавливается по воспоминаниям современников, но то, что тема взаимоотношений мужчины и женщины была одной из главных составляющих «Фриза», известно и из текстов мастера.
Момент любви
Всего были созданы пять вариантов картины – литографических и выполненных масляными красками. Каждый из них – не просто слепое повторение, но постепенное развитие темы, дополнение замысла новыми нюансами и деталями. На одном из графических вариантов художник обрамляет картину символическим изображением животворящей жидкости, размещая в конце маленький человеческий зародыш. То, что «Мадонна» - картина Мунка, изображающая женщину в момент любви, становится понятно еще отчетливей.
Но глубина и объем по-настоящему великих живописных произведений, не допускает слишком простых толкований. Шедевр, относящийся к самому высочайшему уровню - «Мадонна», картина Мунка. Изображена на ней Женщина - земная и живая – такими округлыми и горячими линиями изображено её тело, так явственна страсть в глазах и чертах её лица, поза кажется естественной, если допустить, что перед нами – лежащая, а не стоящая модель. Почему же картина излучает такой драматизм, почему зародыш будущий плод любви выглядит мертвецом? Объяснять это общим мрачным посылом, исходящим от творчества художника, обладавшего изломанной психикой, слишком легковесно – рукой великого мастера водят высшие силы.
Мыслитель и пророк
В его творениях теперь видят предзнаменованиях глобальных мировых потрясений XX-го века. В последние десятилетия своей жизни он познал успех и признание, а умер в 1944 году в родной Норвегии, в стране, захваченной фашистами - ценителями другого искусства – проповедующего ясные и понятные истины, языком, доступным самому одноклеточному существу.
Его картины устанавливают ценовые рекорды на аукционах, и с ними происходят невероятные истории: «Мадонна» - картина Эдварда Мунка, в 2004 году была похищена из музея в Осло двумя вооруженными грабителями, вместе с одним из вариантов другого шедевра мастера – «Криком». Целый год было неизвестно их местонахождение, хотя грабители были найдены и осуждены. Появлялись сведения об их окончательной утрате. Но полотна вернулись в музей, хотя и несколько повреждёнными.
Главное достоинство произведений, подобных «Мадонне» - то, что они дают возможность находить свои ответы на самые главные вопросы бытия, но только тем, кто ставит перед собой такие вопросы и тому, кто ищет такие ответы.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения "Лунная ночь" (картина, Крамской Иван). Описание романтичного шедевраТалантливый художник Иван Крамской создал большое количество прекрасных полотен. Одной из его шедевральных работ по праву считается картина, написанная в романтическом стиле под названием «Лунная ночь». Ка...
Искусство и развлечения Картина Решетникова «Мальчишки». Описание юных мечтателейВ полотне «Мальчишки» Ф. П. Решетников продолжает создавать галерею образов советской детворы, которую мастер начал писать в послевоенные годы. Выдающийся реалист за свои работы в разные годы награжден орд...
Искусство и развлечения Картина "Вавилонская башня": описаниеСреди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Брейгеля "Вавилонская башня" занимает особое место. Главная её особенность заключается в том, что именно в соответствии с изображённым на ней больша...
Искусство и развлечения Картина "Мадонна Конестабиле" Рафаэля СантиРафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Однако этот итальянский живописец был одновременно и графиком,...
Искусство и развлечения "Остров мёртвых" - картина Арнольда Бёклина. Описание и фотоВ 1827 году в Швейцарском городе Базеле родился художник, чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи и на культуру в целом. Имя Арнольда Беклина было нарицательным в кругах художников-символистов, а ...
Искусство и развлечения Картина "Менины" Пикассо: описание, история и отзывы. Пабло Пикассо, "Менины. По Веласкесу", 1957Изопарафраз – так называют живописное или графическое произведение, созданное по мотивам картины другого художника. Чем глубже содержание исходного материала, чем интересней подход мастера, желающего по-новому в...
Искусство и развлечения Васильев Константин Алексеевич: картины и их описаниеВасильев Константин Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не ...
Искусство и развлечения Картина "Сватовство майора": описание картиныОбычно принадлежность картины к бытовому жанру говорит скорее о серьезности сюжета, чем о его юмористическом характере, однако Павел Федотов создал свою собственную нишу в русском искусстве, в которой совместил жанров...
Искусство и развлечения Пауль Клее: картины и их описание. Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)Художник Пауль Клее является одним из наиболее видных представителей авангардной живописи первой половины XX века. Его считают своим сразу в двух европейских государствах, ведь, будучи гражданином Германии, он родился...
Искусство и развлечения Картина "Друзья" Широкова: описаниеНастоящим мастером своего дела предстает художник-портретист Е.Н. Широков. К...
monateka.com
Скандальная «Мадонна» Мунка: почему знаменитая картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе
Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895. Фрагмент | Фото: artchive.ruКартина Эдварда Мунка «Мадонна» в конце XIX в. вызвала широкий резонанс. Обнаженная женщина с распущенными волосами и полуприкрытыми в экстазе глазами не вызывала никаких ассоциаций с Девой Марией. Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, – нимб над ее головой, но он почему-то был красного цвета. Эта женщина была больше похожа на любовницу в момент пика чувственного наслаждения, чем на библейский персонаж. На художника обрушилась волна негодования.
Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина, 1906 | Фото: artchive.ruМунк создал пять версий этой картины и литографию. Каждый из вариантов, согласно замыслу, должен был соответствовать основным этапам жизненного пути женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть. Именно в продолжении рода видел художник главное женское предназначение. Первая версия «Мадонны» также носила название «Зачатие» или «Любящая женщина». Поза женщина заставляет предположить, что она изображена лежащей, с запрокинутой головой. Вторую стадию – рождение потомства – художник изобразил в литографии 1895 г. Она повторяла первую версию, но тут в нижнем углу был изображен эмбрион, а на раме – сперматозоиды. Каждый из вариантов картины был не повторением ее темы, а дополнением и развитием.
Эдвард Мунк. Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895 | Фото: artchive.ruКак во всех картинах норвежского экспрессиониста, доминирующее значение здесь имеет цвет. Несмотря на выбранную тему, которая ожидаемо предполагает ассоциации с любовью, страстью и животворящей энергией, цветовая гамма производит гнетущее впечатление и вызывает ощущение тревоги. И это именно тот эффект, который намеревался создать художник, – размытые изогнутые линии словно обволакивают тело женщины и заключают его в плотное кольцо. Автору была близка идея самоотречения во имя любви и тема губительной природы человеческих страстей.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895 | Фото: artchive.ruТемная палитра красок и странная поза женщины заставляют задуматься: находится ли она на пике наслаждения или изображена в момент последнего вздоха, когда душа покидает тело? Любовь и смерть в работах Мунка часто становятся синонимичными понятиями. По мнению художника, «любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного «я», принесенному в дар объекту страсти». Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая. В ХХ в. критики даже усматривали в этой картине предупреждение о надвигающейся угрозе для всего человечества.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1895 | Фото: artversed.comКартина «Мадонна» была впервые представлена публике в 1896 г. под названием «Влюбленная женщина». Критики назвали ее опасной для юных девушек, особенно вторую ее версию, с эмбрионом и сперматозоидами. А. Стриндберг в 1896 г. в своей рецензии на эту картину писал: «Скорее всего, здесь изображено зачатие – неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве».
Дагни Юль | Фото: liveinternet.ruМадонну Мунк писал с натурщицы Дагни Юль – женщины, которую называют роковой музой многих деятелей искусства того времени. Одно время она была любовницей Мунка, а на момент написания картины – женой его друга. За ее бесконечные романы Дагни именовали «пожирательницей мужчин». Тем более кощунственным было для современников увидеть ее в образе Мадонны.
Дагни Юль | Фото: georgianjournal.geЭдвард Мунк на самом деле не намеревался глумиться над христианскими ценностями, он пытался разглядеть земное в небесном, увидеть в Деве Марии обычную женщину, чтобы максимально ее очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Отношение Мунка к женщинам было амбивалентным: красота для него всегда подразумевала смертельную опасность. «Женщина в ее тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…», – писал художник.
Картины *Крик* и *Мадонна* были похищены из музея в 2004 г. | Фото: etoday.ruВ 2004 г. из музея Мунка в Осло «Мадонна» была похищена вместе с другой знаменитой картиной художника – «Крик». Полотна были возвращены только спустя два года. Из-за полученных повреждений они не демонстрировались в течение двух лет, пока велись реставрационные работы.
В 2006 г. *Мадонну* вернули в музей Мунка в Осло | Фото: rg.ruВо всех работах художника повторяются лейтмотивы, которые дают повод психоаналитикам делать выводы о том, какие страхи и страсти терзали Эдварда Мунка на протяжении всей жизни.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
http://art-oboz.ru/izo/skandalnaia-madonna-mynka-pochemy-znamenitaia-kartina-vyzvala-neodnoznachnyu-reakciu-v-obshestve.html2016-12-20T12:20:05+00:00adminизоЭдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895. Фрагмент | Фото: artchive.ruКартина Эдварда Мунка «Мадонна» в конце XIX в. вызвала широкий резонанс. Обнаженная женщина с распущенными волосами и полуприкрытыми в экстазе глазами не вызывала никаких ассоциаций с Девой Марией. Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, – нимб над ее головой, но он почему-то...
[email protected]Арт-обозрениеart-oboz.ru