Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Играющие мальчики». Картина мальчики


Голые мальчики в русской живописи: shakko_kitsune

Выкладываю свою старую статью на актуальную тему.

Вина ли это православного наследия Византии или сурового и сдержанного национального характера, но отечественное искусство весьма целомудренно даже в изображении женской наготы, а мужской — особенно. Тем более — детской и отроческой. Пусть в католической Европе в огромном количестве создавали прекрасных обнаженных Давидов и святых Себастьянов, а в Новое время — Ганимедов и просто купальщиков, в России с этой темой было сурово. Рассмотрим считаные сохранившиеся работы.

ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР

Поразительно, но самая первая (1716 год) картина с изображением обнаженного мужчины, вернее, мальчика в русском искусстве — портрет «второго лица» государства. Это изображение наследника Петра Великого — его старшего сына от Екатерины I цесаревича Петра Петровича. Мальчика, которому было суждено умереть в возрасте трех лет, написал француз Каравак в образе обнаженного Купидона.

В Европе подобное тогда никого не шокировало: принцев из рода Бурбонов и прочих аристократов писали так уже лет сто, играя в мифологических персонажей. Еще Каравак увековечил его маленькую сестру Елизавету Петровну (будущую императрицу) в образе обнаженной Венеры. Любопытный казус: недавно американцы удаляли этот портрет из «Википедии» как детскую порнографию: так изменились вкусы и мораль.

Портреты мальчиков в образе амурчиков — пожалуй, самая благопристойная детская нагота, без всякого подтекста. Одно время их продолжали создавать в России вслед за западной модой. Хорошо известен портрет крылатого и обнаженного князя Генрика Любомирского кисти художницы-гастролерши Виже-Лебрён, но он был польский шляхтич; из россиян же она запечатлела так малолетнего Бориса Юсупова. Рене Теодор Бертон написал нагого малолетнего Анатоля Демидова верхом на тигре и вооруженного луком и стрелами. Для конца 1810-х годов такие детские портреты еще уместны, но вскоре мода на образы олимпийских божеств окончательно умирает. В 1829 году Карл Брюллов пишет портрет обнаженного ребенка из семьи Гагариных реалистично, без античных атрибутов, просто усадив его в бассейн — смотрится это странно и модой не стало.

МАСТЕРА АКАДЕМИЗМАПод тем же влиянием Запада обнаженная натура проникала и в другие жанры, в первую очередь в скульптуру, которая в период классицизма в России переживала расцвет и, опираясь на античные образцы, стеснялась не сильно. Находим наготу и в академической живописи, но тут самоцензура была сильнее. Например, написать полностью голого человека и строго фронтально живописцы XVIII–XIX веков стеснялись. Помогали драпировки.

Примечательно, что и тут художники подсознательно обращались к эталонным образцам скульптуры: люди на живописных полотнах поражают гладкостью кожи и отсутствием волос! Самой смелой, считает Игорь Кон (автор книги «Мужское тело в истории культуры»), стала картина Петра Басина «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» 1821 года — у фавна там можно заметить лобковые волосы. Удивительная храбрость художника.

К детской наготе официальная цензура и подсознательное чувство приличия относились более терпимо. Поэтому кое-где в толпе второстепенных персонажей этих академических картин можно увидеть не просто голых мальчиков, но даже с обнаженными гениталиями. Но табу преодолеть сложно — так, на уже достаточно поздней, написанной в 1872 году, картине Василия Верещагина «Продажа ребенка-невольника» обнаженный ребенок — главное действующее лицо. Поэтому поставлен он спиной к зрителю. Преодолеть себя было трудно: даже знаменитый коллекционер Сергей Щукин приказал закрасить «срамные места» одному из мальчиков с приобретенного им панно Матисса «Музыка».

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ

Самые знаменитые обнаженные мальчики в русском искусстве, пожалуй, созданы автором «Явления Христа народу». Его ранние картины, несущие явный отпечаток академической школы, также написаны на античные сюжеты — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», «Беллерофонт отправляется в поход против химеры». Академически совершенна и детская нагота на этих полотнах.

Со временем дети в его многочисленных работах становятся более реалистичными, они больше не кажутся скопированными с мраморных статуй. Тут и надутый живот, и торчащие ребра, и сутулые спины — в общем, живые люди. Делает это гениальный художник осознанно. Недаром в «Явлении Христа народу» можно разглядеть несколько типов наготы у голых купальщиков. Например, так называемый «Смотрящий» обнажен по-античному, совершенен духом и телом, демонстрирует язычески гордое единение с природой. А «Дрожащие отец и сын» наги по-библейски: они лишены покрова, не защищены, дрожат и боятся, демонстрируют греховную плоть, обреченную на стыд и проклятие.

КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН

Если молчаливый и застенчивый холостяк Иванов обретал в рисовании мальчишеских фигур душевный покой, то для сурового и энергичного отца семейства Петрова-Водкина это было точкой приложения идей. Художник, который даже не мог пользоваться, как все, нормальной перспективой, а изобрел собственную — «сферическую», считал человеческое тело символом духовного устремления и движения вперед. Более того, он говорил, что мускулатура должна быть естественной, а занятия гимнастикой и танцами, по его мнению, тело «уродуют», поскольку развивают его односторонне.

В наследии Петрова-Водкина много и женских ню, но поджарую мужскую фигуру он считал более выразительной, особенно в переходном подростковом возрасте. Он отмечал, что в этот период мальчики обычно гармоничнее, чем девочки, хотя ситуация потом меняется: юноши становятся неловкими и угловатыми, а девушки расцветают.

Самая знаменитая его работа — «Купание красного коня», если, разумеется, пренебречь мастью коня, достаточно реалистична. А в других произведениях, особенно в набросках, тела подростков почти превращаются в геометрические абстракции. Отсюда и до супрематических «роботов» Малевича недалеко.

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА

Изящный Серебряный век, несмотря на эфебофилию многих своих творцов, от Кузмина до Дягилева, заметных ню в истории русского искусства не оставил. (Цикл Сомова, посвященный его «Дафнису» — Борису Снежковскому, нам не подходит: 19-летний боксер там имеет вполне сформировавшуюся взрослую мускулатуру.) Авангард во многом вообще отвергал телесность. А вот первый период существования Советского государства обнаженной натурой был богат. Причем никогда раньше нагими мужскими телами не любовались так откровенно и в таком количестве. Но в этом — никакой эротики! Это был гимн красоте, молодости и спорту. Выражение мощной энергии молодого советского народа. Таковы мальчики и юноши на залитых солнцем полотнах Дейнеки — молодежь, не ведающая телесного стыда, сильные и гордые люди. Сплошной оптимизм и идеализм. Отметим, что взрослые у Дейнеки, как мужчины, так и женщины, — мускулистые тренированные атлеты, в общем — идеальная аллегория совершенного советского человека. А вот угловатые дети выходили у него как-то душевнее, трогательнее.

ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО

Но ранним десятилетиям Советского государства, с их «теорией стакана воды», концепцией «новой женщины», мгновенными гражданскими браками и такими же быстрыми разводами, настал конец. «Половую распущенность» больше не допускали, и на протяжении ХХ века ханжество все усиливалось. Сказывалось это, безусловно, и в изобразительном искусстве — любая нагота трактовалась как неприличие. Мастера социалистического реализма следовали этим правилам (хотя обнаженную натуру можно найти и у Пластова, и у Самохвалова). Среди корифеев, которые продолжали писать обнаженную натуру, причем весьма достойно, — Евсей Моисеенко, прославившийся благодаря картинам на военные темы («Красные пришли», «Победа», «Генерал Доватор»).

Дети — вторая любимая тема художника. Возможно, потому, что сам он подростком покинул дом, уйдя из глухого белорусского села, чтобы поступить в художественное училище. Мальчишки на его полотнах купаются, отдыхают, веселятся на природе. А сочетание его узнаваемой экспрессионистской манеры, нетипичной для советского реализма, с явной романтикой и поэтическим восприятием мира дает интересный эффект.

Оригинал Нагие отроки в русском искусстве для культура.рф

shakko-kitsune.livejournal.com

Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Решетников Федор Павлович – советский художник 1906 - 1988

Слайд 2

Ф. П. Решетников родился 15 июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). Картина Ф.П.Решетникова "Прибыл на каникулы" (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе. Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Слайд 3

Награды и медалиСталинская премия второй степени (1949) — за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы» Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «За мир !» (1950) народный художник СССР (1974) два ордена и медали

Слайд 4

Детские образы в творчестве Ф.П.Решетникова

Слайд 5

«Прибыл на каникулы» 1948 год

Слайд 6

«Опять двойка» 1952 год

Слайд 7

«Достали языка» 1943 год

Слайд 8

«Вид из окна» 1969 год

Слайд 9

«Мальчишки» 1971 год

Слайд 10

Вопросы для беседыВопросы для беседы:Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше. На какие части можно разделить картину? Небо, город, мальчики на крыше. Какие краски и тона преобладают? Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры.. Кто герои картины? Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.

Слайд 11

Вопросы для беседыВопросы для беседы:Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. Как они изображены? Опишите каждого: роль (роль, внешность, поза, выражение лица) 1.Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей. 2.Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения. 3.Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен. Что можно сказать о характере каждого? 1.Серьёзный, целеустремлённый. 2.Очень впечатлительный. 3.Романтик, мечтатель.

Слайд 12

Картина, произведение, полотно, холст. Мальчишки, ребята, герои картины. Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.Словарная работа

Слайд 13

Ф.П. Решетников «Мальчишки»

Слайд 14

Картина Решетникова «Мальчишки» была создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Прошло десять лет после легендарного первого полета человека в космос. Все мальчишки грезили о космосе и как один хотели быть похожими на Юрия Гагарина. На картине три мальчика, которые августовской ночью забрались на крышу многоэтажного дома, чтобы понаблюдать за звездным небом. Как известно в августе в средней полосе России очень часто можно наблюдать звездопад и мальчишки, завидев очередную падающую «звезду», стараются как можно быстрее загадать самое сокровенное желание. Летняя Ночь. Ночной город, горят лишь окна домов, вокруг стоит тишина, не слышно ни голосов людей, ни шума машин.  На крышу многоэтажного дома забрались трое мальчишек. Они с увлечением рассматривают звездное небо. Все ребята изображены в разных позах, один прилег на перила, другой просто облокотился на них, третий стоит и показывает пальцем ввысь, и что-то рассказывает о созвездиях. Наверное, он увидел созвездие Большой медведицы или нашел Полярную звезду. Но он так интересно рассказывает, что его друзья, открыв рот, слушают его, им очень нравится смотреть на небо.      Может ребята мечтают стать космонавтами и представляют как они, когда вырастут, поднимутся высоко вверх на незнакомую планету и будут ее изучать.  Может они думают о том, кто там живет, представляют  и обсуждают этих существ. Во взгляде мальчишек читается романтичность, мечтательность, некая сказочность, они верят в чудо, может они увидели падающую звезду и загадывают желание, пока она летит. В данный момент мальчиков кроме неба и звезд ничего не интересует, их  окружает красивый ночной город, но  они не смотрят на него. Мальчики так увлечены небом, что их не пугает высота, на которой они находятся, а ведь они стоят прямо у края крыши. А между тем горящие окна напоминают сверкающие звезды в небе, а сине-черное небо кажется космическим пространством.       Картина интересная, она дает зрителю додумать картину, ее сюжет, она чем-то напоминает сказку.  На ней отлично показана увлеченность ребят. После ее просмотра захотелось  посмотреть на звездное небо и полюбоваться потрясающими звездами, и нахлынули детские воспоминания, когда-то я тоже мечтал стать космонавтом и полететь в космос.

Слайд 15

Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году. На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение. Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центр- город в огнях, на переднем плане — мальчики. Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут, наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое-то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные. Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!

lusana.ru

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Играющие мальчики»

Описание картины Кузьмы Петрова Водкина «Играющие мальчики»

Творчество русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина наполнено философией и националистическими мыслями. Он жил в нелегкое для Российской империи время, что не могло не отразится на его творчестве.

В своем искусстве русский художник выбрал тернистый путь, постоянно подвергаясь критике то от сторонников академической живописи, то от новаторов. Но при этом Кузьма Сергеевич смог сохранить самобытность и ему суждено было стать мостом, который связывает разные времена и эпохи.

Петров Водкин с восторгом встретил Февральскую и Октябрьскую революцию 1917 года, об этом говорит картина «Мальчики», написанная в 28 марта 1916 года.

Художник своей предреволюционной картиной представляет зрителю героя из идейных «красных». Он поместил его в самый центр своей картины, изображая с поднятой вверх рукой, увлекая за собой пока еще обычных людей. Герой слева уже готов примкнуть к революционному движению – об этом говорит его готовая к бою поза и жест, отдающий честь, поднятая вверх к «красному» рука. А человек справа все еще сидит на земле на коленях, преклоняясь старому режиму, но он уже дал руку «красному» и собирается вставать с колен. В этой картине, как и в большинстве других, Кузьма Сергеевич соблюдает характерную для его творчества ясность красок.

Через год после Октябрьской революции, к годовщине октября, Петров – Водкин написал целую серию картин, оформив, при помощи своих учеников, весь город Петроград.

Имея опыт мастеров эпохи Возрождения, Петров-Водкин остался глубоко русским и национальным художником.

В его работе «Мальчики», как и во всех других его картинах, присутствует настоящий русских дух. С Петровым-Водкиным каждый может открыть для себя что-то новое, при этом он заставляет зрителя быть соавтором в понимании его глубокомысленного творчества.

opisanie-kartin.com

Описание картины Василия Тропинина «Мальчик со щеглом»

Описание картины Василия Тропинина «Мальчик со щеглом»

Василий Тропинин был одним из самых выдающихся портретистов XIX столетия. Ему доверяли писать свои портреты актрисы, чиновники и самые знатные представители дворянства, но все-таки больше всего художник любил работать с детьми. Он мастерски передавал их чистый, трогательный и непорочный внутренний мир.

Одним из выдающихся его творений является картина «Мальчик со щеглом». На нем изображен маленький мальчик, лет семи, держащий в руке хрупкую птицу.

Его волосы золотистого цвета закручены в мелкие кудри. Неяркое освещение и мягко ложащиеся тени подчеркивают наивные черты детского лица. Светлые глаза мальчика не обращены к зрителю. Он смотрит куда-то вдаль, возможно, слушает кого-то.

Выражение его лица немножко удивленное. Это можно понять по приподнятым бровям и слегка приоткрытому рту. На пухлых щеках мальчика играет свежий персиковый румянец. А в уголках губ можно заметить легкую улыбку.

На ребенке надета нарядная белая рубашка с широкими рукавами и большим распахнутым воротом. Поверх нее накинут плотный замшевый жилет орехового цвета.

Руки мальчика изображены в красивом изгибе. В одной из них сидит щегол — маленькая коричневая птичка с красным рисунком на голове. В левом углу полотна находится ее деревянная клетка с открытой дверцей. Видимо, герой захотел позабавиться со своим любимцем и достал его из заточения. Мальчик боится причинить вред пернатому другу, поэтому держит его крепко, но очень аккуратно.

Тропинин искусно изобразил светлый образ этого ребенка. С большой точностью он передал его эмоциональное состояние, искренний взгляд, непринужденную позу.

Художник чувствовал себя счастливым, работая над своими картинами, наверное, поэтому он вкладывал в них столько любви и старания, которые находят теплые отклики в сердцах зрителей по сегодняшний день.

opisanie-kartin.com

Сочинение-описание по картине Е. П. Антиповой «Мальчики в саду»

       Перед нами картина русской художницы Евгении Петровны Антиповой, которая называется «Мальчики в саду». Картина очень красочная, видно, что это акварель. Художница изобразила летний сад в теплый солнечный день и двух мальчиков, играющих в шахматы в тени деревьев. Хотя, возможно, это начало осени. Сад очень красивый, но из-за густой травы кажется слегка заброшенным. Два больших дерева склонились друг к другу своими ветвями, образуя приятную тень. Это плодоносные деревья – яблони, сливы или вишни. А может быть, и груши. Весной эти деревья покрываются цветами, и сад весь благоухает. А зимой они покрываются снегом и спят так до весны.

       На переднем плане картины мы видим двух мальчиков, сидящих за столиком. На столе – шахматная доска с фигурами, по расположению которых видно, что партия уже давно начата и черные проигрывают. Наверное, именно поэтому мальчик, играющий черными, выглядит более серьезным и задумчивым, чем другой мальчик, играющий белыми. Возле стула одного из ребят лежит маленькая собака, похожая на пинчера. Собака подняла голову и насторожилась, прислушиваясь.  Ее беспокойство заметно по забавным ушам, поднятым вверх. Мы в деталях видим лица мальчиков, их одежду, стол, за которым они играют и стулья, на которых они сидят. Удивляет то, насколько эти мальчики похожи. Они одинакового роста, сложения и возраста.  У них одинаковые прически, только волосы у одного из них темные, а у другого – каштановые. На волосах брюнета лежит яркий листок, упавший с дерева, но он его не замечает. Одежда мальчиков тоже очень похожа, только разного цвета: легкие футболки и брюки, подвернутые ниже колен. Оба мальчика босые. Я думаю, что они родные братья. Трехногий столик и деревянные стулья с высокими спинками отличаются простотой. Наверное, это деревня, или дача в пригороде.

       Мне картина понравилась, потому что она яркая и красивая. Мальчики и собака, изображенные на ней, тоже красивые. Глядя на эту картину, мне тоже захотелось побывать в этом чудесном саду.

  • < Назад
  • Вперёд >

getsoch.ru

Описание картины Эдуарда Мане «Мальчик с вишнями»

Описание картины Эдуарда Мане «Мальчик с вишнями»

Полотно написано в 1858 году.

Эдуард Мане – это великий французский художник. Также он занимался гравировкой, был одним из основателей импрессионизма.

В начале становления своей творческой карьеры Мане начал работать вместе с весьма известным на то время Кутюр. В его мастерской он проводил много времени, но его не устраивала живопись того времени. В помещении, где работал художник, был подмастерье Александр. Мальчик 15 лет, убирал мастерскую и делал мелкие дела.

У Мане завязалась дружба с парнишкой. Он стал изображать его на своих полотнах. Живость и энергия мальчишки вдохновляли его. Мане писал с натуры, также создавал наброски для дальнейшей работы. На картине «Мальчик с вишнями» изображен именно тот мальчишка- подмастерье. Его игривый взгляд смотрит на зрителя. Лицо высвечено солнечным светом. Мане был великим мастером написания портретов. Но с виду спокойная и красивая работа имеет трагичную историю.

Однажды, придя в мастерскую, Мане не нашел Александра. Он начал его искать и обнаружил, как тот повесился в соседней комнате. Тело уже было холодное, а тонкая веревка сильно врезалась в шею. Это стало шоком для художника на всю жизнь. Также эта история послужила темой для рассказа Бодлера «Веревка».

Мане долго не мог оправиться от увиденного, он искал себе новую мастерскую для работы. Но везде его преследовал образ Александра, некогда ставший вдохновением для его портретов. Мане обошел много адресов, где можно было снять помещение. Однажды он нашел подходящее место, но увидев гвоздь в стене, выбежал вон. Ему везде чудилась виселица. Как мог, этот веселый, шаловливый мальчишка так поступить с ним.

Безусловно, этот сюжет вошел в историю мирового искусства.

Картина находится во Франции.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта