Картина ленина


при параде и не очень: periskop

К 100-летию события решил собрать разных Лениных в Разливе. Сюжет этот был в каноне и живописцы его любили - так как он одновременно позволял изобразить и природу, и вождя (а значит, и навыки реализовать, и хорошо заработать). Я сумел найти 14 вариантов Ленина в том месте, плюс одноименную водку эпохи начала нулевых, плюс один глум, плюс клона Владимирова.

Интересных моментов в этом каноне два. Первое: нигде нет его напарника Зиновьева, с которым они в шалаше куковали вдвоем, скрываясь от ищеек Временного правительства. Никто его не изобразил. Это потому, что Григория Евсеевича, хозяина Ленинграда, сверзнули с олимпа ещё в 1926-м, достаточно рано - когда канон ещё не устоялся. А потом и вообще записали во враги народа - так что в послевоенное время мало кто помнил, что они там были вместе.И второе. Ленина почти все живописцы изображали в костюмчике и галстучке. Это на природе-то, когда они месяц жили в шалаше! Но мало кто решился нарушить канон. Некоторые просто изображали одежду вождя нарочито размыто, как Аркадий Рылов, понимая несуразность этого, а остальные рисовали вождя "при параде". И только при Брежневе решили нарядить Ильича в Разливе в более простую одежду - это сделал официозный Налбандян.

Но начинаю подборку не с соцреализма, а с современного прочтения. Художник Олег Хвостов изобразил Ленина нестандартно, и потом эта серия картин ("Новая Лениниана") так и осталась в музее в Разливе. Хвостов Олег "Ленин в Разливе" (2001)

2. Картина официозного художника Ивана Владимирова, который прославился в конце 1990-х серией акварелей, бичующих революцию. Биография его крайне интересна - это трижды перевёртыш, и он всегда умудрялся делать это вовремя. После Февральской революции он бичевал проклятый царизм, и призывал снести все старые памятники режиму - в т.ч. и Николая I на Исаакиевской пл., который большевики все же не тронули. Потом переметнулся к белым и рисовал ублюдочных матросов, громящих винные магазины, надругательства над бедными царскими генералами, суровые реквизиции у несчастных крестьян. Поздней осенью 1919-го переметнулся к красным и стал, напротив, рисовать героические сцены с большевиками и дурачков-белых, трусливо утекающих пароходами с Черного моря. Затем много и хорошо стал рисовать Ленина, Сталина, СССР и умер в почёте и с регалиями сразу после войны. И вот одна из его канонических картин того времени.И.А. Владимиров "Ленин и Сталин летом 1917-го"

3. Любопытно, что на арт-рынке сейчас изготовляют клоны той "владимировской" картины, несколько огрубив и упростив её, за умеренные цены до 200.000 руб. Значит, сюжет и посейчас востребован.

4. Володин Н.Я. "Ленин в Разливе" (1966)Кто-то развел костер и занимается чаем или супом в котелке, дровами и поддержанием огня. А Ильич в чистеньком и в галстучке сидит у костра с книжками и пишет.

5. Киянченко Георгий "Ленин в Разливе" (1950)Совершеннейший канон! Одежда парадная, торжественная, выглаженная и полный комплект. Даже не верится, что всё это - в Разливе на природе, а не в Смольном или на Красной площади.

6. Жуков Николай "Ленин и Сталин в Разливе" (1940-е, точный год неизвестен)Оба вождя изображены каждый в своём каноне.

7. Кукрыниксы "Ленин в Разливе" (1949)Тоже всё канонично, но хотя бы не так парадно, как у Володина или Киянченко выше.

8. Митюшев Пантелеймон "Ленин и Сталин в Разливе" (1949)Здесь вождь №1 на удивление не в парадной одежде.

9. Аркадий Пластов "Ленин в Разливе" (1948)Туман, романтика, лицо Ильича освещается костром. Непонятно, кто его развел и кто поддерживает. Ленин с газеткой, он занимается литературной работой. Вряд ли газетка в его руках предназначена для поддержания огня.

10. Розин Петр "Ленин и Сталин в Разливе" (1936)А вот тут появляется некто третий, кто привёз Сталина на лодке к Ильичу.

11. Соколов М.Г. "Ленин в Разливе" (год не известен)Здесь тоже вождь поглощен литературной работой. Костер - важная часть канона - горит, и кто-то им занимается. Он за кадром. Котелков - два, чай и суп.

12. Рылов Аркадий "Ленин в Разливе" (1934)Художник изобразил одежду вождя нарочито расплывчато, чтобы уйти от не очень разумного канона изображения его при полном параде с галстуком.

13. Шифман "Ленин у шалаша в Разливе" (год какой-то современный)Это современная живопись под заказ. Сюжет востребован, получается.

14. И, наконец, самый официозный живописец брежневской эры - Дм. Налбандян. Налбандян ушёл от старого канона и решительно изобразил Ленина в более рабочей и суровой одежде. Какой-то мальчик занимается костром. Год написания не установил, но писал он все это при Брежневе.

15. Щербаков Евгений "Ленин в Разливе" (1953)Тут тоже есть мальчик-компаньон Ильича. Очевидно, условный заменитель Зиновьева :) И шалаш какой-то очень уж капитальный. Но это простительно - художник не знал, что шалаш восстановят после войны для обозрения публики. Ленин - при полном параде.

16. Это - изображение 1999 года, когда в большой моде был глум на совок и "Лукича".

17. И, наконец, водка "Ленин в Разливе". Что интересно, я её ещё застал в Питере - она выпускалась где-то лет 15 назад. Стояла на витрине. Давно уже её не видел.

18. Вот так выглядела бутылка целиком.

PS. Многие картины в низком качестве и маленькие. Других не удалось найти. Если вы располагаете лучшим качеством - давайте ссылку, я заменю. Также, если можете уточнить датировку картин - пишите в комменты.

periskop.livejournal.com

Ленин как объект искусства. - abrod

По моему автор поста достаточно ясно намекает, что Кантор попытался совместить фотографию и портретом Бернара. Очень характерно для него, кстати. А Петров-Водкин явно писал с посмертной маски.

Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) — кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpgLenin_1910_by_Emil_Bernar_painting_in_cafe_La_Closerie_des_Lilas_Monparnas_Paris
Это единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

а вот "канонические" портреты В.И.Ленина, нарисованные с натурщика еврея Иосифа СлавкинаLenin_1930th_paintings_from_jew_Iosif_Slavkin

Прим.: ниже не все иллюстрации, полностью см. по ссылке на "Толкователь":

Ленин запечатлён в образе Иосифа Славкина // Толкователь. 04.03.2015.http://ttolk.ru/?p=23121С начала 1930-х портреты и скульптуры Ленина художники изготавливали с образа еврея Иосифа Славкина – внешне очень похожего на вождя революции. Первой возмутилась тем, что образ Ленина всё дальше от оригинала – Надежда Крупская. Затем запрет на Славкина утвердил Главлит. Но находчивые художники стали рисовать Ленина с гипсовой маски Славкина.Иосиф Ариевич Славкин, мещанин города Стародуба Черниговской губернии на Украине, в начале 1920-х переселился жить в Москву, где устроился работать в адвокатскую контору. В конце 1920-х его начальник, адвокат Белоцерковский обратил внимание, что Славкин внешне очень похож на Ленина. Он предложил Иосифу Ариевичу сыграть вождя революции в любительском спектакле, который ставила его жена. Постановка прошла очень успешно, особенно зрители выделяли, как «Ленин» похож на своего прототипа.Славкин понял, что внешнее сходство с Лениным даёт ему шанс пробиться в жизни. Более того, он стал совершенствовать свой образ. Иосиф Ариевич смотрел документальную хронику с вождём, копируя его походку и жестикуляцию.Адвокат Белоцерковский познакомил Славкина с художником Нюрнбергом. Иосиф Ариевич стал ему позировать для портрета Ленина в картине «Ленин в период эмиграции». Нюрнберг же и ввёл Славкина в мир искусства. После него со Славкина стали рисовать вождя художники Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и др.Окрыленный успехами, Славкин бросил свою адвокатскую деятельность и полностью переключился на искусство. Прежде всего, он с целью, как он сам говорил, «восполнения недостающих документально ленинских поз» начинает сам их выдумывать и при этом фотографироваться. Эти фотографии он продает художникам по десять рублей за штуку, а за час позирования берет с них по 20-40 рублей.В середине 1930-х Славкин на позировании художникам и скульпторам в образе Ленина зарабатывает по 2-3 тысяч рублей в месяц – это в 5-6 раз больше, чем средняя зарплата по стране. Но ему хочется большего. Славкин мечтал сыграть роль Ленина в кино, собирался издать альбом своих фотографий в образе Ленина, выпускать открытки серии «Ленин». Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру «Ленин-вождь», то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину всего гонорара, выданного скульптору.

Портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) — кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpgЭто единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

Конец заработкам Славкина положила Надежда Константиновна Крупская. А случилось вот что. Художник Пётр Васильевич Васильев, рисовавший Ленина со Славкина, как-то показал жена вождя свои работы. Крупская долго и внимательно рассматривала рисунки, а потом осторожно спросила художника, не пользовался ли он в работе над образом её мужа услугами натурщика. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. Надежда Константиновна попросила его никогда больше этого не делать.Пока Славкин упивался своим сходством с основателем первого в мире государства рабочих и крестьян, слухи о том, что Надежда Константиновна Крупская перестала узнавать своего мужа на портретах советских художников, распространились по Москве. Уже после смерти Крупской, в 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП(б). Работники Управления пропаганды стали вызывать к себе художников, которым позировал Славкин, и допрашивать по вопросу об искажении ими великого образа. Художники клялись, что больше никогда в жизни не будут рисовать Ленина с натурщика и что вообще прекратят со Славкиным всякие отношения.Потом в ЦК вызвали самого Славкина. Его предупредили о том, что если он и впредь будет корчить из себя вождя мирового пролетариата, то будет привлечен к уголовной ответственности. В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности.В декабре 1940 года он устроился юристом в контору «Мясосбыт», в которой проработал до пенсии. Умер Славкин в 1962 году в возрасте 74 лет.ЦК ВКП(б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют работник издательства «Легкая промышленность» Морозов и бывший шофёр Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. Нашёлся натурщик и в Ленинграде. Он разъезжал по городам, в которые его вызывали художники, и брал с них за позирование по 50 рублей в час. Пришлось вводить полный запрет на натурщиков для художников, рисующих Ленина.

Ещё один неканонический портрет Ленина, нарисованный Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным, 1934 годLenin_1934_by_Petrov-Vodkin_Kuzma_Sergeevich

Но и это не было окончанием истории. Известно, что с лица вождя после его смерти скульптором Меркуровым была снята посмертная маска, или «матрица», как её ещё называли. Специальная комиссия по увековечению памяти Ленина категорически запретила её распространение. И вот в начале 1940-х, после запрета натурщиков вождя, у московских и ленинградских художников и скульпторов стали появляться маски Ленина. Они очень дорого стоили, и Ленин на них не совсем походил на самого себя. Узнав об этом, партийные органы снова всполошились, подключили чекистов. В распространении масок заподозрили Меркурова. Мастерскую скульптора обыскали, но маску не нашли. Кроме как в сейфе Центрального музея В. И. Ленина, её нигде не было.Все маски у художников и скульпторов, конечно, изъяли, а во избежание всяких недоразумений и сомнений Главлит (цензура), по указанию Управления пропаганды ЦК ВКП(б), 13 июня 1941 года издал приказ о том, что отныне выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер в количестве более десяти экземпляров разрешается только Главлитом в Москве. Этим же приказом контроль над всеми произведениями искусства, в том числе и над фотографией, был возложен на главного цензора.

Посмертная маска Ленина, сделанная МеркуровымLenin_Vladimir_Ilyich_1924_after-death_mask_by_sculptor_Merkurov

Но маски «Ленина», несмотря на запрет, всё равно продолжали ходить в среде художников – но только в провинции, где цензурный запрет был не так строг, как в Москве и Ленинграде. Только в начале 1970-х выяснилось, что это были маски всё того же Иосифа Арьевича Славкина – оригинал с него снял художник Нюрнберг, а потом она в копиях разошлась по всей стране.Таким образом, почти со всех портретов и скульптур Ленина, выполненных после середины 1930-х, на нас глядит черниговский мещанин.(Цитаты: Г.В.Андреевский «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы», изд-во «Молодая гвардия», 2008)Серия неканонических портретов вождя, выполненных в 1920-е, из Ленинского мемориала в Ульяновске.

Ещё в Блоге Толкователя о Ленине:На какие деньги жил Ленин. По современной классификации Владимир Ленин был классическим дауншифтером // Толкователь. 04.09.2012.http://ttolk.ru/?p=12830[...]Фото: Ленин играет в Богдановым в шахматы, в гостях у Горького на острове Капри, 1908 годLenin_chess_Bogdanov_Gorki_Lenin_on_Capri_1_RGAKFD_archive

Lenin_chess_Bogdanov_Gorki_Lenin_on_Capri_2_RGAKFD_archive

Воспоминания царского министра Александра Наумова о детстве Ленина // Толкователь. 17.11.2014.http://ttolk.ru/?p=22209В 1953 году в Нью-Йорке вышли мемуары царского министра Наумова. В них он в том числе описывает совместную учёбу с Владимиром Ульяновым в Симбирской гимназии. Наумов вспоминает выдающийся ум и трудолюбие Ульянова (будущего Ленина). Иллюстрации – воспоминания детей о Ленине в 1920-х годах.[...]

* * *

В.И.Ленин, 1918 год, фотограф Пётр Адольфович ОцупLenin_1918_ph_Ottsup_Pyotr_Adolfovich

Портрет Ленина, 2012, художник Максим Карлович Кантор

abrod.livejournal.com

Ленин и дети - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении,

foto-history.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта