Картина Иванова Явление Христа народу. 1837 по 1857 г. Иванова картина
Иванов С.В. «Баскаки». Описание картины. Художники-передвижники
1909 г. 60 х 82 см. Картон, масло.
Описание картины Иванова С.В. «Баскаки»
Сохраняя сопричастность трагическим моментам истории русского народа на протяжении всего своего творчества, в 1909г Сергей Иванов пишет одну из своих последних работ под названием «Баскаки». В своем творчестве живописец стремился передать боль народной души, обыденную жизнь древней Руси, полную тягот и лишений, а не грандиозные и победные сражения.
Порабощенные и униженные, но сохранившие свою самобытность и уклад жизни, люди вынуждены платить ордынцам дань утварью, плодами своего труда в зависимости от промысла. На полотне художника ярко прописан сюжет, когда откупщик-баскак, не спускаясь с коня, взирает на уже приготовленную подать, которую сверяют по спискам и загружают в телегу (расположены на заднем плане) вынужденные русские помощники.
Перед ним разложено лучшее добро, связанные и предназначенные в рабство девушки и юноши стоят на коленях. Автор изобразил их яркими пятнами на первом плане, как образ многовекового плененного положения русичей в разрозненности, без возможности сопротивления. Рядом с баскаком и вокруг него неброско, но неотвратимыми темными пятнами показаны воины татаро-монгольской орды. Сопровождая представителей хана, они готовы любой момент по малейшему знаку к взысканию недостающей части сбора, убивая и грабя всех.
Картина создает невероятное чувство присутствия и сопричастности происходящего действа, что для того времени было новаторством и признаком модернизма в жанре исторической живописи. Выразительность поз и силуэтов, яркость и чистота цветовых пятен, необыкновенная лаконичность и декоративность, остроте чувство драматизма являются отличительными, характерными признаками работ Иванова, который не мог довольствоваться милыми бытовыми сюжетами, которые были характерны передвижникам.
Лучшие картины Иванова С.В.
Картина Иванова Явление Христа народу. 1837 по 1857 г. Описание картины
Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.
В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.
На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!
Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.
Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.
По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.
Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.
Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.
Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.
Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.
Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.
Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.
Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.
Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см
www.art-portrets.ru
Описание картины Сергея Иванова «Баскаки»
Художник Сергей Иванов никогда не был безразличен к трагическим событиям, которые связанны с историей россиян. Свою сопричастность к переживаниям о нелегкой судьбе народа Иванов выражал посредством собственных работ в живописи. Незадолго до кончины художник создает одно из последних своих творений, получившее название «Баскаки». Автор никогда не стремился приукрашать русский быт или изображать только грандиозные свершения и завоевания. Поэтому на картине он создал правдивый образ древней Руси, обыденный, со всеми его тяготами, гнетущими жителей этой великой страны.
На картине зритель видит как русские люди вынуждены платить дань жестоким войнам татаро-монгольского иго. Пусть россияне попали под рабство Орды, но их жизненный уклад, а также самобытный и стойкий нрав не сокрушим. Главным действующим лицом полотна является баскак, сидящий на своем черном коне. С надменным выражением лица он осматривает ценную подать, которую непосильным трудом добывали русичи. Другие ордынцы проверяют товары по спискам и загружают их на повозку.
В левом углу картины перед зрителями предстают молодые люди — рабы. Художник намеренно привлекает к ним внимание и выдвигает их на передний план. Они вынуждены преклонить свои колени перед захватчиками, так как столкнулись с невозможностью сопротивления и беспомощностью перед ними. Руки, взятых в рабство, связанны за спиной грубыми веревками.
Баскака сопровождают войны Орды. Они готовы убить каждого, кто не способен внести взнос в их казну. На картине они изображены темной массой на заднем плане.
Полотно Иванова «Баскаки» было новаторским в искусстве начала прошлого века. Он смог изобразить всю драматичность и остросюжетность сцены используя необычное, бросающееся в глаза, цветовое оформление композиции, а также лаконичность в каждом штрихе.
Художник В.И. Иванов | aquarells.ru
Художник В.И. Иванов родился в Москве в 1924 году. Но большинство своих картин Народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР В.И. Иванов посвятил жизни рязанской деревни.
В.И. Иванов «На Оке» 1972 г.
Вдумчивое постижение этой темы, любовь к родным для художника рязанским полям и простым труженикам стали живым источником его творчества на протяжении нескольких десятков лет. Одни картины Виктора Ивановича Иванова воскрешают прошлое: тяготы войны, всепобеждающую жизненную силу трудовых людей («В годы войны», «Семья. 1945 год»),
В.И. Иванов «В годы войны» 1958-1967 гг.
другие посвящены современности. Каждое произведение художника В.И. Иванова – результат внимательного наблюдения и изучения быта, труда, чувств и мыслей людей деревни.
В.И. Иванов «Семья. 1945 год» 1958-1964 гг.
Над отдельными полотнами художник работал по нескольку лет. В каждом полотне речь идет не об обыденном, а о значительном, о том, что характерно не только для тех рязанских колхозников, которые позируют художнику, но для всех людей крестьянского труда.
В.И. Иванов «Луна над Окой» 1992 г.
В.И. Иванов стремится к монументальности и обобщению форм, стремится придать своим картинам высокий строй чувств.
В.И. Иванов «В кафе Греко (Г. Коржев, П. Оссовский, Е. Зверьков, Д. Жилинский и В. Иванов)» 1975 г.
Есть среди художественного наследия мастера и картины иного плана. К таким, например, относится полотно «В кафе Греко». На нем изображены художники Г. Коржев, П. Оссовский, Е. Зверьков, Д. Жилинский и сам В. Иванов.
В.И. Иванов «Рязанские луга» 1962-1967 гг.
Картина «Полдник» входит в цикл полотен «Русские женщины». Любимый художником образ крестьянки с величавой походкой, трудовыми руками, мужественной и любящей душой проходит почти через все его творчество. Это она закоченевшими руками убирает картофель («Уборка картофеля»), ловко и красиво орудует граблями («Рязанские луга»), склоняется над колыбелью («Молодая мать»), застенчиво улыбается своей любви.
В.И. Иванов «Молодая мать» 1964 г.
В «Полднике» она – душа и глава большого семейства, мать здоровых, привычных к труду сыновей. Их спокойная трудовая трапеза напоминает о крестьянском укладе с его уважением к хлебу и пище, почтением к матери, любовью к труду.
В.И. Иванов «Полдник» 1964-1966 гг.
В лицах этих людей мы узнаем своих соотечественников, внешне грубоватых, потных от работы, но исполненных внутреннего достоинства. Яркое полуденное солнце освещает эту сцену: цвет разгоряченных тел сливается с цветом рубах и зрелого хлеба, образуя радостный жаркий сплав.
В.И. Иванов «Вид на село Муратово» 2003 г.
Такое слияние общего и конкретного, выверенность движений, форм, декоративность цвета, глубина, казалось бы, простой темы характерны для лучших полотен художника В.И. Иванова.
В.И. Иванов «Груши, сливы, терн» 1993 г.
Похожее
aquarells.ru
Описание картины Александра Иванова «Автопортрет»
Картина «Автопортрет» является одной из самых популярных работ в творчестве А.А.Иванова. Она отличается от большинства полотен художника. Написана работа была перед поездкой в Германию, это событие навсегда изменило жизнь и мировоззрение творца. Приехал из Европы он совершенно другим человеком и художником.
На портрете изображен сам А.А.Иванов. Его взгляд пронзителен, а губы плотно сжаты. Одежда скромная, нельзя назвать этого молодого юнца одетым по последней моде, разве что головной убор может выдать в нем творческую натуру. Это полный надеждами молодой живописец, который еще не искушен жизненными соблазнами, он полон желаний и вдохновения, у него еще все впереди.
Так и случилось в реальности, заграничные поездки, слава и успех не покидали художника. Он не был представителем громкой фамилии и идеальной родословной. Его отец был подкидышем и не знал своего рода, хотя такое сложное положение не помешало ему найти свое место в жизни. Портрет отображает простоту и наивность юноши.
Удивительно как реалистично художник передал самого себя. Левой рукой он держится за ремень, перекинутый через плечо. Обычный жест, но в нем заложен глубокий философский подтекст. Рука находится возле сердца и таким образом указывает на личность самого художника. А.А.Иванов указывает на сердце, тем самим обращает внимание на индивидуальность человека, его духовный мир.
Внешние данные уходят на второй план. Все произведения художника имеют свой характер и особенность. Автопортрет передает духовную наполненность автора, его формулировавшуюся личность.
Несмотря на юный возраст и простоватый вид, его творческие идеи и внутренний мир были давно сформированы. Он готов к победам, впечатлениям и достижению новых творческих вершин. Эта работа для художника стала знаковой, он запечатлел себя у истоков своей творческой карьеры.
opisanie-kartin.com