Леда и лебедь (Леонардо да Винчи). Картина леда


Леонардо да Винчи. Леда и лебедь

Картина "Леда и лебедь" Леонардо да Винчи не сохранилась, сохранились лишь эскизы Леонардо и копии учеников.

Самый известный эскиз к этой картине - голова Леды:

 

Эскиз Леонардо, изображающий голову девушки, некоторые исследователи считают эскизом к "Леде",  другие же считают, что этот рисунок изображает Деву Марию.

Леонардо да Винчи "Голова девушки"

 

Сохранились и другие эскизы Леонардо к Леде:

 

 

 

Из копий законченной картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь" наиболее приближенной к оригиналу считается картина его ученика Чезаре да Сесто:

 

 

Для сравнения другие копии картины Леонардо:

 

 

top-antropos.com

Леда и лебедь в трактовке классиков (искусство, просвещение, 18+!): plohoy_zyalt

Леда - в греческой мифологии  дочь этолийского царя Фестия  и жена спартанского царя Тиндарея. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства). По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь.

Существуют и другие версии мифа. Согласно одной из версий, Леда снесла два яйца, из которых появились Полидевк и Елена, либо же три яйца, из которых появились Полидевк, Кастор и Елена, либо четыре яйца, из которых появились Полидевк, Кастор, Елена и Клитеместра. Либо же пару десятков яиц, такая себе мини-птицефабрика.

Питер Пауль Рубенс

Паоло Веронезе, 1560

Франсуа Буше

Корреджио (здесь вообще много народу собралось)

Пьер Жан-Батист-Мари, 1585

Пуссен Никола

plohoy-zyalt.livejournal.com

Леда (картина Корреджо) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Леда и лебедь» — крупноформатное полотно из серии «Любовные похождения Юпитера», над которой пармский художник Корреджо работал в последние годы жизни (предположительно в 1530-31 гг.). Изображает популярный в эпоху Возрождения сюжет — Леду, к которой ластится Юпитер в обличье лебедя.

История картины драматична. По сведениям Вазари, парные полотна «Леда» и «Венера» (то есть «Даная») были написаны Корреджо по заказу Федерико II Гонзага, который предполагал поднести их в дар императору Карлу V. Более вероятно, что Федерико заказал всю серию из 4 картин о любовных подвигах Юпитера для украшения Овидиевой залы палаццо дель Те — места встреч монарха с фавориткой Изабеллой Боскетти[2].

В 1598 г. неутомимый собиратель искусства маньеризма, император Рудольф II, купил у испанского короля «Леду» и «Ганимеда» и перевёз их в Пражский Град. При разграблении Праги шведами полотно было увезено в Стокгольм и попало в собрание королевы Кристины, которая завещала его своему духовнику кардиналу Аццолини.

В начале XVIII века «Леда» украшала коллекцию французского регента. В эпоху рококо Корреджо, особенно поздний, стал самым модным из старых мастеров, и от желающих полюбоваться «Ледой» не было отбоя. Однако сын регента Людовик, будучи скандализован «разнузданной» позой Леды, в приступе ярости исполосовал её лицо ножом[2].

Поскольку картина считалась погибшей и её останки должны были быть брошены в печь[3], их без труда заполучил придворный живописец Куапель. Он написал новое лицо Леды. Пройдя через руки нескольких дельцов, останки полотна были соединены воедино и проданы за сходную цену графу д’Эпиналю, действовавшему в интересах Фридриха II, который вывесил «Леду» во дворце Сансуси. Во время Наполеоновских войн картина была увезена в Париж и вновь переписана Пьером-Полем Прюдоном. По возвращении в Берлин лицо Леды вновь переписывал Якоб фон Шлезингер[4]. С 1830 года холст экспонируется в Берлинской картинной галерее.

Леда изображена сидящей с широко раздвинутыми ногами под ветвистым деревом в центре композиции. Левой рукой она притягивает к своему лону лебедя, который льнёт клювом к её лицу. Судя по копии полотна, сделанной в XVII веке в Испании, изначально лицо Леды изображало сладострастное томление наподобие лица Ио в «Юпитере и Ио». Художники XVIII—XIX вв. придали ей вид скромной, почти благочестивой умильности, который контрастирует с общим решением картины[2].

По правую руку от Леды изображены три амура разных возрастов, играющие на музыкальных инструментах. С противоположной стороны показано робкое заигрывание Леды с птицей перед соитием и полный благодарности взор, которым она провожает после совокупления покидающую поле зрения птицу[2]. Не исключено[кем?], что пейзаж «Данаи» служил зрительным продолжением линии полёта лебедя. Изысканные контрапосты фигур свидетельствуют о хорошем знакомстве Корреджо с образцами античной пластики[источник не указан 58 дней].

ru.wikiyy.com

Леонардо да Винчи. Леда и лебедь

Картина "Леда и лебедь" Леонардо да Винчи не сохранилась, сохранились лишь эскизы Леонардо и копии учеников.

Самый известный эскиз к этой картине - голова Леды:

 

Эскиз Леонардо, изображающий голову девушки, некоторые исследователи считают эскизом к "Леде",  другие же считают, что этот рисунок изображает Деву Марию.

Леонардо да Винчи "Голова девушки"

 

Сохранились и другие эскизы Леонардо к Леде:

 

 

 

Из копий законченной картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь" наиболее приближенной к оригиналу считается картина его ученика Чезаре да Сесто:

 

 

Для сравнения другие копии картины Леонардо:

 

 

top-antropos.com

Леда (картина Корреджо) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Леда и лебедь» — крупноформатное полотно из серии «», над которой пармский художник Корреджо работал в последние годы жизни (предположительно в 1530-31 гг.). Изображает популярный в эпоху Возрождения сюжет — Леду, к которой ластится Юпитер в обличье лебедя.

История[ | ]

История картины драматична. По сведениям Вазари, парные полотна «Леда» и «Венера» (то есть «») были написаны Корреджо по заказу Федерико II Гонзага, который предполагал поднести их в дар императору Карлу V. Более вероятно, что Федерико заказал всю серию из 4 картин о любовных подвигах Юпитера для украшения Овидиевой залы палаццо дель Те — места встреч монарха с фавориткой [1].

В 1598 г. неутомимый собиратель искусства маньеризма, император Рудольф II, купил у испанского короля «Леду» и «» и перевёз их в Пражский Град. При разграблении Праги шведами полотно было увезено в Стокгольм и попало в собрание королевы Кристины, которая завещала его своему духовнику кардиналу Аццолини.

В начале XVIII века «Леда» украшала коллекцию французского регента. В эпоху рококо Корреджо, особенно поздний, стал самым модным из старых мастеров, и от желающих полюбоваться «Ледой» не было отбоя. Однако сын герцога Людовик, будучи скандализован «разнузданной» позой Леды, в приступе ярости исполосовал её лицо ножом[1].

Поскольку картина считалась погибшей и её останки должны были быть брошены в печь[2], их без труда заполучил придворный живописец Куапель. Он написал новое лицо Леды. Пройдя через руки нескольких дельцов, останки полотна были соединены воедино и проданы за сходную цену графу д’Эпиналю, действовавшему в интересах Фридриха II, который вывесил «Леду» во дворце Сансуси. Во время Наполеоновских войн картина была увезена в Париж и вновь переписана Пьером-Полем Прюдоном. По возвращении в Берлин лицо Леды вновь переписывал [3]. С 1830 г. холст экспонируется в Берлинской картинной галерее.

Композиция[ | ]

Леда изображена сидящей с широко раздвинутыми ногами под ветвистым деревом в центре композиции. Левой рукой она притягивает к своему лону лебедя, который льнёт клювом к её лицу. Судя по копии полотна, сделанной в XVII веке в Испании, изначально лицо Леды изображало сладострастное томление наподобие лица Ио в «Юпитере и Ио». Художники XVIII—XIX вв. придали ей вид скромной, почти благочестивой умильности, который контрастирует с общим решением картины[1].

По правую руку от Леды изображены три амура разных возрастов, играющие на музыкальных инструментах. С противоположной стороны показано робкое заигрывание Леды с птицей перед соитием и полный благодарности взор, которым она провожает после совокупления покидающую поле зрения птицу[1]. Не исключено[кем?], что пейзаж «Данаи» служил зрительным продолжением линии полёта лебедя. Изысканные контрапосты фигур свидетельствуют о хорошем знакомстве Корреджо с образцами античной пластики[источник?].

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid

Леда (картина Корреджо) Википедия

«Леда и лебедь» — крупноформатное полотно из серии «Любовные похождения Юпитера», над которой пармский художник Корреджо работал в последние годы жизни (предположительно в 1530-31 гг.). Изображает популярный в эпоху Возрождения сюжет — Леду, к которой ластится Юпитер в обличье лебедя.

История

История картины драматична. По сведениям Вазари, парные полотна «Леда» и «Венера» (то есть «Даная») были написаны Корреджо по заказу Федерико II Гонзага, который предполагал поднести их в дар императору Карлу V. Более вероятно, что Федерико заказал всю серию из 4 картин о любовных подвигах Юпитера для украшения Овидиевой залы палаццо дель Те — места встреч монарха с фавориткой Изабеллой Боскетти[2].

В 1598 г. неутомимый собиратель искусства маньеризма, император Рудольф II, купил у испанского короля «Леду» и «Ганимеда» и перевёз их в Пражский Град. При разграблении Праги шведами полотно было увезено в Стокгольм и попало в собрание королевы Кристины, которая завещала его своему духовнику кардиналу Аццолини.

В начале XVIII века «Леда» украшала коллекцию французского регента. В эпоху рококо Корреджо, особенно поздний, стал самым модным из старых мастеров, и от желающих полюбоваться «Ледой» не было отбоя. Однако сын регента Людовик, будучи скандализован «разнузданной» позой Леды, в приступе ярости исполосовал её лицо ножом[2].

Поскольку картина считалась погибшей и её останки должны были быть брошены в печь[3], их без труда заполучил придворный живописец Куапель. Он написал новое лицо Леды. Пройдя через руки нескольких дельцов, останки полотна были соединены воедино и проданы за сходную цену графу д’Эпиналю, действовавшему в интересах Фридриха II, который вывесил «Леду» во дворце Сансуси. Во время Наполеоновских войн картина была увезена в Париж и вновь переписана Пьером-Полем Прюдоном. По возвращении в Берлин лицо Леды вновь переписывал Якоб фон Шлезингер[4]. С 1830 года холст экспонируется в Берлинской картинной галерее.

Композиция

Леда изображена сидящей с широко раздвинутыми ногами под ветвистым деревом в центре композиции. Левой рукой она притягивает к своему лону лебедя, который льнёт клювом к её лицу. Судя по копии полотна, сделанной в XVII веке в Испании, изначально лицо Леды изображало сладострастное томление наподобие лица Ио в «Юпитере и Ио». Художники XVIII—XIX вв. придали ей вид скромной, почти благочестивой умильности, который контрастирует с общим решением картины[2].

По правую руку от Леды изображены три амура разных возрастов, играющие на музыкальных инструментах. С противоположной стороны показано робкое заигрывание Леды с птицей перед соитием и полный благодарности взор, которым она провожает после совокупления покидающую поле зрения птицу[2]. Не исключено[кем?], что пейзаж «Данаи» служил зрительным продолжением линии полёта лебедя. Изысканные контрапосты фигур свидетельствуют о хорошем знакомстве Корреджо с образцами античной пластики[источник не указан 58 дней].

Примечания

wikiredia.ru

Леда и лебедь (Леонардо да Винчи) — WiKi

Леда и лебедь — ныне утраченная картина Леонардо да Винчи на популярный мифологический сюжет, известная по предварительным наброскам, копиям других художников и упоминаниям в исторических документах. Оригинал полотна был, вероятно, создан около 1508 года.

Предварительные наброски

Судя по всему, замысел картины на сюжет легенды о Леде зародился у художника еще в начале 1500-x. Первые наброски к будущему полотну относятся к 1504, однако композиционно они заметно отличаются от окончательного варианта. Рисунки пером, хранящиеся в Музее Бойманса — ван Бёнингена и Чатсуорт-хаусе, изображают полуопустившуюся на колени Леду с лебедем среди густой травы; на одном из них она ласкает голову птицы, на другом лебедь, приобняв возлюбленную крылом, «целует» её в ухо. На листе, хранящемся в Виндзорском замке, рядом с крупным наброском коня намечено два небольших рисунка к «Леде»: здесь она изображена уже сидящей на земле, на одном из набросков рядом с ней виднеется фигурка ребенка. Наиболее известны наброски головы Леды, в частности, хранящиеся в Виндзорском замке рисунки 1505 и 1506 года. Иногда в качестве наброска к «Леде» называют известную «Голову девушки» из Национальной галереи Пармы.

Судьба картины

Окончательный вариант картины был создан около 1508 года. Судя по дошедшим до нас копиям, здесь Леда была изображена стоящей в полный рост; руками она обнимала шею лебедя, но взгляд её был устремлен на детей, только что вылупившихся из огромных яиц и теперь играющих в траве. Дальнейшая её история неясна. По сообщению Ломаццо, картина была вывезена во Францию[1]. Последнее упоминание о ней принадлежит Кассиано даль Поццо, видевшему «Леду» во дворце Фонтенбло, и относится к 1625 году:

Полностью обнаженная фигура стоящей в полный рост Леды с лебедем. У её ног — два яйца, из разбитой скорлупы которых являются четыре младенца. Эта работа, хотя и суховата по стилю, выполнена весьма изысканно, в особенности груди Леды; кроме того, пейзаж и растительность также изображены с огромной тщательностью. К несчастью, картина в плохом состоянии, так как панели, на которых она написана, разошлись, и значительная часть краски сошла[1].

Историки предполагают, что впоследствии картина была уничтожена, однако когда точно это произошло — неизвестно. Уже в конце следующего, XVIII столетия драматург Карло Гольдони, посетивший Версаль в 1775, замечал, что от «Леды» словно не осталось и следа. В своих дневниках он отмечает, что ему не удалось найти упоминания «Леды» даже в списках картин, уничтоженных по приказу маркизы де Ментенон за «непристойность»[1].

Копии

Сегодня «Леда» известна в основном по копиям других художников. Одной из наиболее ранних стал рисунок Рафаэля, сделанный около 1506 года, вероятно, по предварительным эскизам. В качестве первой живописной копии иногда называют картину из галереи Уффици, приписываемую Франческо Мельци (ок. 1515). От других ранних копий «Леды» (Чезаре да Сесто, 1515 — 1520; Содома (предположительно), ок. 1515) она отличается фоном: у Содомы и да Сесто Леда изображена на фоне светлого вечернего неба, Мельци же размещает персонажей перед массивной скалой. Особо выделяется среди копий «Леды» работа Джампетрино (ок. 1520), ранее приписывавшаяся самому Леонардо: на его картине лебедь отсутствует, Леда изображена опустившейся на одно колено и придерживающей ребенка, вокруг в траве сидят остальные её дети. Композиционно эта работа имеет мало общего с копиями других леонардесков, но зато очевидно близка наброскам середины 1500-x. В то же время, на другой картине Джампетрино («Венера и купидон») фигура Венеры, её поза и выражение лица фактически дословно повторяют позу и выражение лица Леды с утраченной картины.

Галерея

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Leda and the Swan
  2. ↑ Ранее (до 1893 года) авторство приписывалась Содоме, но этот факт вызывает большие сомнения. По современным исследованиям предполагается, что эта картина, в незаконченном виде, досталась Салаи, ученику Леонардо да Винчи, по завещанию последнего после его смерти в 1519 году. Салаи переработал эту картину. Современные рентгеновские исследования дают основания полагать, что картина была начата Леонардо да Винчи, а закончена и переработана уже другим художником или художниками. [1]

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта