ЗА РУССКИЙ СТЯГ! Картина минин
Памятник Минину и Пожарскому — 195 лет
Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.
Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. ©2. Картина Скотти «Минин и Пожарский», 1850 годС предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.- Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась
14. Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.15.
yarodom.livejournal.com
ЗА РУССКИЙ СТЯГ! | Историк
Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850
Россия вспоминает 1612 год, когда ополченцы Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина завоевали свободу и открыли путь к укреплению государства. Эта картина хорошо известна многим в России: её воспроизводят на плакатах, на страницах журналов и газет, в телевизионных программах…
Автор самой известной картины о подвиге Руси Московской носил итальянскую фамилию — Скотти (1814–1861). При этом звали его по-русски, Михаилом Ивановичем. Он — из династии итальянских художников-декораторов. Его дед Карло Скотти переехал в Россию, участвовал в оформлении петербургского Михайловского замка. Сам Михаил Скотти воспитывался в доме русского живописца Алексея Егорова, учился в Академии художеств. На манеру Скотти заметно повлияло творчество Карла Брюллова. Первый успех он испытал, когда профессора высоко оценили его первое полотно, посвящённое преодолению Смуты, — «Пожертвования нижегородцев…». Его влекла история Отечества, и прежде всего героические сюжеты. Идея показать Минина и Пожарского в победном ореоле, в бою, на фоне стен и башен Кремля овладела художником, когда он уже был маститым академиком, профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Пожарский изображён в доспехах и ратном шлеме. В руках — русский стяг. С ним он пришёл под стены Кремля, чтобы сражаться за Русь и за веру православную. Князь смотрит ввысь. Возможно, повторяет про себя слова молитвы. Рядом — Минин. Волосы его развеваются. Он указывает куда-то в сторону Кремля, туда, где бушует сражение. Есть в этой композиции динамика боя. И главных героев мы видим не на высоком холме, а в самой гуще боя. Кажется, через минуту Пожарский и Минин исчезнут в дыму, растворятся в рядах воинов… Вот она, минута патриотического единения, минута победы. Картина Скотти полюбилась многим, стала одним из символов Дня народного единства. И это справедливо. Ведь художник показал вождей ополчения без помпезности, в одном строю с бойцами. Недаром Россия запомнила Пожарского не только за полководческие доблести, но и за великодушие. А Минина — не только за храбрость и решительность, но и за бескорыстие.
Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭМинин К. Исторический портрет
Минин К. Исторический портрет
Годы жизни: ? -1616
Из биографии
- Минин Кузьма — один из руководителей Второго народного ополчения в 1612 году в период Смутного времени, возглавивший национально-освободительную борьбу против польских интервентов. Соратник князя Д.Пожарского. Минина К. любили в народе, он был одним из самых популярных народных героев того времени.
- Кузьма Минин жил в Нижнем Новгороде. Был старостой, посадским человеком.
Основные направления деятельности Адашева А.Ф.и их результаты
Важнейшей деятельностью Кузьмы Минина стала борьба за освобождение России от интервентов в период Смутного времени.
- Кузьма Минин прославился как руководитель и организатор Второго народного ополчения. Однако борьбу с интервентами он начал раньше — уже в 1608-1610 годах, войдя в состав нижегородского ополчения, который возглавил воевода Алябьев А.С. Ополчение проводило военные действия против сторонников Лжедмитрия 2.
- Народ шёл за Мининым, доверял ему. Поэтому не случайно именно его 1 сентября 1611 года избрали земским старостой. Он возглавил движение за организацию народного ополчения, которое вошло в историю как Второе ополчение.
- К.Мини руководил хозяйственной деятельностью: сбором средств, выдачей денежного пожалования ратникам и многим другим. (Военное руководство вёл Пожарский Д.)
- В начале 1612 года в г. Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли», К.Минин входил в это правительство, которое действовало до 1613 года, до избрания Михаила Романова царём России на Земском соборе.
- Во время боёв за Москву 22-24 августа 1612 года. Минин принимал участие в боях, отличился личной храбростью.
Результатом данной деятельности стала подготовка и деятельность Второго народного ополчения, активное сопротивление интервентам, защита Москвы, освобождение России от захватчиков.
Другим направлением была государственная служба после избрания на престол Михаила Романова.
Мини К.принимал участие в Земском соборе в 1613 году, на котором был избран царь Романов . Михаил Фёдорович пожаловал ему звание думного дворянина, а позже, в 1615 году, вотчину под Нижним Новгородом, то есть наследственное имение, которое можно передавать детям.
Служил Кузьма М. в Москве. Он ведал сбором налогов с купцов.
В 1615 году Минин К. принимал участие в сыске восставших татар в Казани.
Результат данной деятельности — активная служба царю, участие в государственной деятельности, которая была оценена Михаилом Фёдоровичем.
Таким образом, Кузьма Минин- народный герой, которого помнят в стране как активного участника сопротивления интервентам, организатора и вдохновителя Второго народного ополчения, которое смогло отстоять свободу России в сложный период Смутного времени.
Народ чтит память об этом герое. В 1818 году в Москве, на центральной Красной площади был установлен памятник Минину К. и его соратнику Пожарскому Д. как дань уважении к этим людям.
Пояснение
Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) при описании эпохи Смутного времени и правления Михаила Романова.
Эпоха Смутного времени (1598-1613)
События, явления. | Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе. |
Освободительная борьба народа против интервентов. Организация Второго народного ополчения. | Активным участником Второго народного ополчения был нижегородский староста Кузьма Минин, который совместно с Дмитрием Пожарским возглавил борьбу против интервентов. (Далее см. материал статьи). |
Эпоха правления Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)
События, явления. | Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе. |
Деятельность по укреплению государства, восстановлению разрушенной экономики после Смутного времени. | Михаил Романов стоял перед труднейшей задачей – восстановление страны после разрушительного периода Смутного времени, укрепление государственности, поднятие экономики. В данной деятельности он опирался на верных людей, на тех, кто вёл борьбу с интервентами, поддержал его избрание на Земском соборе. Одним из таких людей был Кузьма Минин — руководитель Второго народного ополчения. |
(Далее о деятельности Минина К. см. в статье).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Памятник Минину К. и Пожарскому Д.Москва. Красная площадь. Памятник перед Собором Василия Блаженного.1818 г. Автор проекта Мартос И.П.
Кузьма Минин на памятнике «1000 –летие России», Великий Новгород, 1860, скульптор -Микешин М.О.
Мин и Пожарский, картина художника Скотти М.И., 1850
istoricheskij-portret.ru
Почему Минин и Пожарский указывают в разные стороны? | Культура
Другие персонажи картины также сомневаются, куда им идти. Человек слева от Пожарского тоже показывает пальцем в сторону Москвы, в то время как его собеседник смотрит на него с недовольством и сомнением. Указывает пальцем на Москву и человек, стоящий к зрителю спиной справа от Пожарского. Совершенно очевидно, что художник не случайно повторяет на своей картине один и тот же жест трижды, настаивая на его правильности (как говорится, бог троицу любит). Пожарский к тому же смотрит куда-то вверх, будто ждет указаний (это, кстати, придает его лицу одухотворенность, что отвлекает зрителя от символизма картины).
Какие общественно-политические споры отражает эта картина? Может быть, дискуссии западников и славянофилов? Возможно, поскольку к моменту написания картины в 1850 г. эти идейные течения уже оформились. Кроме того, не исключено, что картина была создана «на злобу дня». Обратим внимание на красную одежду и знамя князя Пожарского. Как известно, в 1848 г. красный цвет был цветом восставших во Франции и в Германии (революция, произошедшая в этом году во Франции, была уже третьей). России эти события коснулись непосредственно. В 1849 г. Николай I подавил национально-освободительное движение в Венгрии, начавшееся после французской буржуазной революции 1848 г., и в том же 1849 г. в России был разгромлен кружок Михаила Буташевича-Петрашевского, участники которого обсуждали западную литературу, находившуюся под запретом.
Возможно и другое толкование картины, если обратить внимание на очертания птицы, летящей там, куда показывает Минин и его единомышленники. Эта птица, если рассмотреть картину крупным планом, представляет собой одноглавого орла так, как он изображался на гербах некоторых германских княжеств (Германия к моменту написания картины еще не была единым государством) и Австрии, правда, у австрийцев орел был тоже двуглавым, как и в Российской империи. Тем не менее очевидно, что орел — это привычный символ австро-германского мира, в отличие, например, от Англии, символом которой являлся лев, или Франции, в гербе которой орел не присутствовал. Таким образом, картина может отражать и политические дискуссии о том, «с кем дружить»: с Англией и Францией или с Германией и Австро-Венгрией. Последние, если посмотреть на карту, находятся восточнее.
Споры эти действительно имели место и были связаны с тем, что во времена борьбы с Наполеоном и даже после этого Россия действовала, по сути, в интересах Англии. Не забудем о том, что через три года после того, как была написана эта картина, началась Крымская война 1853−56 гг., в ходе которой Англия и Франция пытались добиться разделения России на зоны влияния. Недаром при Александре II был создан «Союз трех императоров» — Австрия, Пруссия и Россия, чтобы противостоять Англии и Франции, поделившим к тому времени весь мир в качестве своих колоний.
Читатель может возразить мне, что толкование картины с точки зрения политики является надуманным, однако следует учитывать, что написавший картину Михаил Скотти — учитель художника-передвижника Василия Перова, а уж творчество передвижников было донельзя политизированным.
Совершенно откровенный политический подтекст имеют картины другого передвижника — Ильи Репина (например, картина, именуемая в народе «Иван Грозный убивает своего сына», кстати, посмотрите ее настоящее, причем полное название — оно недвусмысленно указывает на идейный замысел создателя). Политический смысл имеет и картина некогда дружившего с передвижниками, а затем перешедшего на «черносотенные» позиции Васнецова «Три богатыря», хотя искусствоведы этого упорно не замечают. Но об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз.
Что касается того, почему именно князь Пожарский был избран Михаилом Скотти для своей аллегории, можно предполагать, что идея была навеяна знаменитой скульптурой Ивана Мартоса на Красной площади, созданной в 1818 г. в честь победы над Наполеоном. Там Пожарский также изображен нерешительным, в отличие от Минина, призывающего князя к действиям. Впрочем, не исключено, что на этот вопрос есть какой-то другой ответ.
shkolazhizni.ru