Информационный портал: Последние новости России и мира сегодня. Картина купчиха кустодиева
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
«Купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 — 1927). Картина была написана в 1918 году, холст, масло, 120 x 120 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Русский художник Кустодиев являлся не только искусным живописцем, который мастерски мог подмечать тонкости и детали, изображать окружающий мир и передавать атмосферу, но и страстным ценителем красоты русских традиций. Его картины, которые передают жизнь и быт людей, стали понятны обычному зрителю, а от того признание Кустодиева среди обычных людей и ценителей искусства было практически всеобщим. Одна из его картин «Купчиха за чаем» лучше всяких слов рассказывает о необычайном таланте Кустодиева.
На картине представлена купчиха — красивая и румяная женщина. Она сидит на открытом балконе тёплым летним днём. На заднем плане открывается русский пейзаж с зеленью, домами и белокаменными церквушками. На женщине красивое и дорогое платье. На столе стоит традиционный русский самовар, нарезанный арбуз, фрукты и сладости. Купчиха пьёт чай из блюдечка. Спокойную и беззаботную обстановку чаепития подчёркивает ленивый кот, который трётся о плечо хозяйки. На соседнем балконе пьёт чай другая купеческая семья.
Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника. Картина была написана в проблемный для России год. 1918 — это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии — коммунизма. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится. Чем же была для Кустодиева данная работа? Возможно, это дань уходящей навсегда эпохе, которая в течении последующих нескольких лет будет полностью уничтожена и перекроена по новым лекалам, а может быть таким образом Борис Михайлович Кустодиев выразил надежду, что, пережив революцию, Россия в скором времени вновь вернётся к своим традициям и прежнему порядку вещей. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом, и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни.
Картина «Купчиха за чаем» Кустодиев
art-assorty.ru
Купчиха с зеркалом картина Кустодиева
«Купчиха с зеркалом» — картина великого художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 — 1927). Картина была написана в 1920 году, холст, масло, 141х108 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина «Купчиха с зеркалом» по своему замыслу и настроению несколько схожа с другой картиной Кустодиева «Купчиха за чаем», которая была написана ранее — в 1918 году. Горделивая, дородная купчиха с румянцем на щеках представляет на обеих картинах некий символ женской красоты на Руси. Женщина в мехах прихорашивается перед зеркалом. На ней красивое платье и шёлковая шаль. Стоящая рядом молодая служанка рассматривает дорогие меха. На столике — шкатулка с драгоценностями. В дверях стоит её бородатый муж-купец и с восхищением смотрит на свою супругу, примеряющую дорогие обновки.
Обе картины «Купчиха за чаем» и «Купчиха с зеркалом» являются приятным воспоминанием самого художника о навсегда ушедшей эпохе, красивой жизни русского народа и, в частности, купеческого сословия. 1918 и 1920 годы, когда были написаны картины — это время революционных настроений, время борьбы советской власти и коммунистов с давно установившемся образом жизни в России. Купеческое сословие, в числе других сословий, отличающихся зажиточным образом жизни, нещадно искоренялось. В 1920 году, спустя всего несколько лет после восстания рабочего класса, от купцов и купчих остались лишь упоминания в виде прекрасных картин Кустодиева. Его картины — это яркая искра воспоминаний о счастливых временах, ведь как раз в эти годы Россия пропадала в братоубийственной войне, разрухе и голоде. Картина является ностальгией художника по временам спокойствия, изобилия и достатка.
Картина написана красочно и с преобладанием декоративных эффектов. В это время в русском искусстве наблюдается расцвет модерна. Борис Михайлович Кустодиев написал свою работу как раз в этом стиле: декоративное изображение различных элементов, обилие орнаментов, классические «ковровые фоны», скульптурная чёткость лиц и фигур, яркие и бросающиеся в глаза расцветки. Малиновые, зелёные, синие и белые цвета сочетаются очень гармонично и делают из картины не только жанровую историю из жизни и быта купеческой семьи, но также красивую, выразительную и яркую картинку, которая радует глаз и создаёт приятное впечатление.
Картина «Купчиха с зеркалом» Кустодиев
Необходим качественный перевод с иностранного языка? На «Lingvo Service» вы можете заказать перевод с испанского и других языков мира. Быстрая работа от профессионалов своего дела.
art-assorty.ru
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем» | Fresher
Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?
Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914
Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.
Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918
Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923
«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».
Б. Кустодиев. Провинция, 1919
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.
Б. Кустодиев. Троицын день, 1920
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз
О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.
Б. Кустодиев. Купчиха и домовой, 1922
Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.
Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
• Рубрика: картины, художники
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
На самом деле Кустодиеву довольно интересен был образ именно купчих. Он писал их портреты во всевозможных ракурсах, под самыми странными интерьерами и а различных позах, обнаженными и разодетыми.
Стоит, конечно, отметить, что картин с купчихами, на самом деле очень много, но самая удачная, и уникальная по своей гармоничности и полноте образа, несомненно, является «Купчиха за чаем». Обратите внимание, насколько все, в этой картине, в основном благодаря только лишь своему образу, гармонично пересекается один с другим.
На балконе, за обеденным столом, восседает разодетая, просто огромных, тучных размеров купчиха, с ломящимся от угощений столом. В этой картине, образ купчихи, полностью обыгран собой, и несет большую смысловую нагрузку в картину. Небольшие мелкие нюансы, которые придают целостность образу и завершенность картине.
Как, например, кот, который трется о большое плечо хозяйки, но она непоколебима. За ее большой спиной красиво изображен город, с церквями и торговыми рядами. А этот немыслимый для простого обывателя того времени натюрморт всевозможных хлебобулочных изделий, чай налит в прекрасный фарфор, а в центре стола стоит красавец самовар и как это ни странно – арбуз.
Во времена написания картины, был страшный голод и разруха, поэтому такая картина, это просто крик души, это мечта, которую он воплотил на холсте. Кустодиев пытался показать всю сущность купчихи, с некой долей иронии. Все его картины, отличаются жизнерадостью, и долей здорового оптимизма. Отличная попытка высмеять и показать нам один день из бездумной, но сытой, порой даже чересчур жизни.
Нет ничего лишнего, довольно точно описана вся картина, хорошее сочетание цветов и двух планов, передний и задний соответственно. Доступность и легкость к пониманию этой картины изумляет, художник максимально выложился.
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru