Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года. Картина коронация


Коронация Наполеона (картина Давида) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Участники церемонии, изображённые на картине Коронационное платье со шлейфом графини Беранже[fr]
Публика смотрит "Коронацию" Давида в Лувре.

ru.bywiki.com

Давайте поприсутствуем на коронации Наполеона.Кто есть кто?

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».Картина французского художника Жака луи Давида.

   Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери.

 Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

  Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

      Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

В настоящее время картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

   Кто есть кто?

  1. Наполеон I
  2. Жозефина Богарне
  3. Рамолино, Летиция — мать Наполеона
  4. Людовик I Бонапарт
  5. Жозеф Бонапарт
  6. Наполеон-Карл — сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
  7. Сёстры Наполеона
  8. Лебрен, Шарль Франсуа де
  9. Камбасерес, Жан Жак Режи де
  10. Бертье, Луи Александр
  11. Талейран-Перигор, Шарль Морис де
  12. Мюрат, Иоахим
  13. папа Пий VII
  14. Давид, Жак Луи
  15. На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:

     Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

    Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!

 Вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.

     Группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.

33. Наполеон-Шарль.34. Жюли Бонапарт, в девичестве Клари.35. Гортензия Богарне.36. Элиза37 Полина38 Каролина.- Группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр, Периньон и Келлерман.

 Над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.

- позади главного алтаря: иностранные послы.

      Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.

ЗОЛОТО И АЛМАЗЫ :

      Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена.

      Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон – давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

       Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции.

   Император надел лавровый венок, и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Но,а что же Жозефина?

       Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты.

 Нито.Тиара Жозефины.   

 Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны.

Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

        Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

      Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, ее фотографии показывают, насколько фантазия живописца разнится с действительностью.

      В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость.

Скипетр — признак верховной власти. На коронации Наполеона их было два — скипетр Карла V и «Рука Правосудия». Оба ныне находятся в Лувре, в отделе предметов искусства.

Скипетр Карла Пятого.

Рука правосудия.

          Уникален французский скипетр «Рука Правосудия» в виде левой ладони из слоновой кости в жесте благословения. И держать его полагалось в левой руке. Для коронации Наполеона в 1804 году, ювелир Мартин-Гийом Бьенне удлинил «Руку Правосудия» — она была вдвое короче, до бархатной части.

     В данной композиции, только «рука» из слоновой кости — средневековая. Медный стержень девятнадцатого века. Соединение украшено «кольцом Святого Дени», камеей-инталией из сокровищ Сен-Дени.

Меч «Жуайёз», Лувр

           Для коронации, Наполеон велел доставить меч принадлежавший Карлу Великому, из Экса. Это оружие, названное «Жуайёз» (Joyeuse) спешно привезено из лавки подержанных вещей. Но тут Наполеона ожидала засада: на эфесе красовались королевские лилии — символ французской монархии.

      Ювелирам было приказано переделать рукоять и изготовить ножны, украшенные зеленым бархатом с золотыми пчелами. В конце концов, Бонапарту надоела возня с доделками-переделками, и он заказал новые регалии.

 

Мечи для коронации Наполеона, Фонтенбло

    В мечтах, Наполеону виделся коронационный палаш, украшенный «Регентом». Но знаменитый алмаз был вставлен в эфес его консульской шпаги. «Регент» массой 136,75 карат, огранки «подушка», в первоначальном виде весил 410 карат

.

В 1886 году сокровища французской короны выставили на торги. «Регент», купленный Лувром за 6 миллионов франков, находится в музее и поныне.

       Согласно оценке, стоимость камня составляла две трети всех королевских регалий. Раритет чудом уцелел после экспроприации французских королей, революционно настроенными гражданами. При разграблении королевского дворца, в 1792-ом, «Регент» пропал. Уникальный алмаз был найден и заложен республиканцами московскому купцу Трескову. Выкупил «Регент» генерал Бонапарт.

      Алмаз принимал участие в коронации на эфесе шпаги Наполеона, закрепленной на белой бархатной перевязи. Папа Римский, освящая императорские регалии, вероятно, снял проклятие с алмаза «Регент», имевшего черную-пречерную репутацию.

      Коронационное кольцо Жозефины – огромный рубин в золоте. Мальмезон, Франция.

        Все пройдет – пройдет и это. Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул и все началось «с точностью до наоборот». Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр.

       А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец!

        В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.

      Даже не знаю,что будем обсуждать: картину художника Жака Луи Давида или драгоценности Наполона и Жозефины.Вам виднее,что вам больше понравилось.

maxpark.com

Жак-Луи Давид Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года: Описание произведения

«Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года» – апофеоз пропагандисткой живописи не только в творчестве классициста Жака-Луи Давида, но и во всём европейском искусстве. Не странно ли: тот самый Давид, который был одним из первых лиц Великой французской буржуазной революции, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента и подписантом решения о казни короля Людовика XVI, уже через несколько лет станет прославлять самопровозглашённого императора? Когда Наполеон спросил у одного из приближённых (в прошлом – ярого республиканца, как и Давид), понравилась ли ему коронация, тот отвечал: «Великолепно, ваше Величество. Жаль только, что на ней не присутствовали те триста тысяч людей, которые положили свои жизни, чтобы такие церемонии стали невозможны».

Но Давид заглушил в своём сердце подобные рефлексии. Торжественный въезд Наполеона в Париж в 1797 году потряс художника как событие не столько политическое, сколько эстетическое. Корсиканец поразил его, тонкого ценителя античной эстетики, своим римским профилем и энергией абсолютной, не подлежащей малейшему сомнению власти. «Какая же у него голова! – восторгался Наполеоном Давид. – Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи!» Наполеон, следует заметить, не отвечал художнику взаимностью. Он полагал, что прошлое «живописца революции» даёт основания сомневаться в искренности его верноподданнических инстинктов. Но Бонапарт всегда высоко ценил профессионалов (именно это во многом определило его успех) и потому запечатлеть для потомков торжество своего «венчания короной и помазания на царство» он поручил именно Давиду.

Почти три года понадобилось художнику для выполнения этого масштабного гимна имперскому величию. Устроители церемонии коронации постарались на славу: такой помпезности Франция не могла упомнить и во времена монархии. Кортеж из золотых карет с представителями знати, боевыми генералами, церковниками во главе с Папой Пием VII, которого Наполеон решил пригласить на торжество, обеспечивая себе религиозную легитимность, – этот в буквальном смысле блестящий кортеж медленно и торжественно двигался от дворца до Собора Парижской Богоматери, а десятки тысяч парижан толпились на улице, чтобы поглазеть на грандиозное зрелище.

Апогеем самой коронации стал момент, когда Папа собирался возлагать на императора золотой лавровый венец, а Наполеон вырвал из его рук корону и сам водрузил её себе на голову. Этим вызывающим жестом Бонапарт утверждал абсолютный характер своей власти, показывал, что обязан ею только самому себе, а не содействию Папы, да и кого бы то ни было (кстати, позже, когда Наполеон присоединит к Франции Папскую область, Пий VII будет брошен в темницу). Изначально Давид намеревался изобразить именно момент возложения короны. Но, по размышлении, решил, что это внесёт ненужную конфликтность и драматизм, и изобразил следующий этап церемонии – когда Наполеон коронует Жозефину.

В «Коронации Наполеона» Давид старается не упустить ни одной важной детали. Многочисленные присутствующие на церемонии – реальные лица. Сам художник изображён сидящим где-то на трибунах. Многие чиновники наполеоновского госаппарата, опознав себя на картине, потом выражали неудовольствие: зачем Давид расположил их так далеко от императора. Художник парировал: «Быть слишком близко к солнцу – небезопасно для жизни».Наполеон потребовал внести кое-какие правки – например, Давиду пришлось дописать его мать Летисию, которая в реальности на церемонии отсутствовала. Но в целом император остался «Коронацией» доволен: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Персонажи с картины Давида "Коронация Императора Наполеона и Императрицы Жозефины..."

Так сложилось, что меня попросили найти информацию о том, кто изображен на картине Давида «Коронация Императора Наполеона и Императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери». Я решила, что этот материал будет небезынтересен многим, особенно почитателям французского императора. Честно предупреждаю: я по большей части увлекаюсь Александром I, так что если есть неточности в написании имен или должностей, с благодарностью приму уточнения.

Итак, огромное полотно (10 на 6 метров) было начато Давидом в конце 1805 и закончено через 2 года. Изображено на нем было около 150 персонажей. Сейчас картина находится в Лувре.

Думаю, Наполеона, Жозефину и папу опознали все. Поэтому обратимся к другим персонажам. В правом углу на ближнем плане слева – верховный казначей Лебрен (спиной к зрителям) в левой руке он держит жезл, увенчанный имперским орлом. Справа от него Камбасерес ( в профиль), дальше Бертье, несущий на подушке державу. Потом Талейран в красном плаще. Чуть выше – Евгений Богарне в гусарском наряде и с красной орденской лентой (опирается на шпагу). Рядом с ним – кардиналы Пака и Феш, а также Бернадот и Коленкур. Смотрим на картинку.

11. Лебрен.12. Камбасарес.

13. Маршал Бертье14. Талейран15. Евгений Богарне16. Коленкур17 Бернадот18 кардинал Феш, дядя императораИдем дальше. Возле папы - кардинал Капрара (Он сложил руки на животе. В реальности в день церемонии Капрара был болен и на коронации не присутствовал, его заменял кардинал Пьетри) и кардинал Браччи (в митре). Рядом с ним аббат Рафаэль де Монаши (бородатый, в рясе с капюшоном ). Для наглядности опять глянем на картинку.

2. папа3. Кардинал Капрара4. Кардинал Брачччи.5. Аббат.

Теперь идем налево. В смысле, в левый угол. На первом плане стоят братья Наполеона, Жозеф и Луи Бонапарт, его сестры (Каролина, Полина, Элиза), а также его падчерица Гортензия Богарне (ее держит за руку сын, Наполеон-Шарль). Следующая дама – супруга Жозефа Жюли (в девичестве Клари). Там же сзади Дюрок, адъютант императора (в пляпе с плюмажем). Чуть ближе к центру от него на той же линии – Жюно и Ремюза. За сестрами императора можно увидеть также Келлермана, который держит корону Карла Великого, Лефевра с мечом Карла и Периньона со скипетром этого франкского короля. Сидит кардинал де Беллуа, архиепископ Парижа, окруженный викариями. Еще раз обратимся к картинкам, чтоб рассмотреть детали.

33. Наполеон-Шарль.34. Жюли Бонапарт, в девичестве Клари.35. Гортензия Богарне.36. Элиза37 Полина38 Каролина.39. Луи Бонапарт.40. Жозеф Бонапарт.

Мантию императрицы придерживают мадам де Ларошфуко, статс-дама императрицы, и ее камер-фрау мадам Лавалетт. За императрицей Мюрат держит в руках подушку, на которой лежала корона. Рядом с ним (в шляпах с перьями) троица: Сегюр (слева) и маршалы Монсей и Серюрье. Перед императрице стоит кардинал Каселли (в митре).

20. Кассели22. Граф Эстев, главный казначей.23. Граф д`Арвиль24. Мюрат25. Серюрье26. Монсей.27. Бесьер.28. Сульт.

На заднем плане на трибуне мать императора (на всякий случай напомню, что на коронации ее не было) с придворными.

48. Летиция Бонапарт.49. Мадам де Фонтаж.50. Де Косе Брисак, камергер.51. Еще один камергер, де Ла Виль.51. Мадам Сульт.(№ 51 использован дважды).53. Бомон, будущий генерал.54. Сенатор Жозеф Мари Вьен, художник, учитель Давида.55. Гретри, композитор.57. По идее, под этим номером значится сам мэтр Давид. Но я никак не могу понять, к какому персонажу это относится. На всякий случай: он в черной куртке с голубым воротником.Также на этой трибуне изображен ученик Давида, Руже.

Справа на трибунах – дипломатический корпус.6. Адмирал Гравина (посол королевства Этрурии) 7. Генерал Армстронг (посол США) 8. M. Ferdinando Marescalchi (министр внешних сношений Италии) 9. Mohamed Sayd-Halet Effendi (посол Турции)10.Граф Кобенцль (посол Австрии).

P.S. Картинка очень-очень кликабельна.P.P.S. Для знающих французский. Использованы сайты:

http://www.histoire-empire.org/docs/couronnement/david.htmhttp://www.histoire-image.org/site/oeuvre/analyse.php?rang=5&liste_analyse=449,185,302,213,175,313,152&f=analyse&from=rech_chrono&periode=a1804Ну, и еще несколько, по мелочам.

catherine-catty.livejournal.com

Коронация Наполеона (картина Давида) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Участники церемонии, изображённые на картине Коронационное платье со шлейфом графини Беранже[fr]

«Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»[1] (фр. Sacre de l'empereur Napoléon Ier et couronnement de l'impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804) — картина французского художника Жака Луи Давида, созданная по заказу императора Франции Наполеона I и изображающая эпизод его коронации, произошедшей 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Матери Наполеона не было на его коронации, однако при заказе картины император попросил Давида изобразить её в самом центре.

Коронующий себя Наполеон. Рисунок Жак-Луи Давида, собрание Лувра.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи». Он выбрал момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Художник работал над картиной два года: получив устный заказ в сентябре 1804 года, он приступил к работе 21 декабря 1805 года, положив последний мазок в январе 1808 года. Вскоре картина была представлена публике: с 7 февраля по 21 марта она выставлялась в Салоне.

Картина оставалась в собственности художника вплоть до его отъезда из Франции после падения Наполеона. В 1819 году была перенесена в Королевские музеи, где хранилась в запасниках. В 1837 году по приказу короля Луи-Филиппа полотно было передано музею истории Франции в Версале, в 1889 году передано в коллекцию Лувра. Экспонируется на 1-м этаже галереи Денон, в 75-м зале. Код: INV. 3699.

Реплика[править | править код]

Работа произвела впечатление в Салоне: в том же 1808 году Давид получил заказ от американского предпринимателя на выполнение копии с сохранением масштаба. Художник сразу же приступил к работе, начав писать по памяти — однако закончил её лишь в 1822 году, уже в Брюсселе, где осел после эмиграции. В 1947 году эта реплика вернулась во Францию и заняла своё место в том же зале Версальского музея, где ранее выставлялся оригинал.

  1. Наполеон I
  2. Жозефина Богарне, первая жена Наполеона
  3. Летиция Рамолино — мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации
  4. Луи Бонапарт, брат Наполеона, впоследствии — король Голландии Людовик I
  5. Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона, впоследствии — сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I
  6. Наполеон-Шарль[fr], старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне, племянник Наполеона и его наследник[* 1]
  7. Сёстры Наполеона[* 2]
  8. Шарль-Франсуа Лебрен, третий консул Франции
  9. Жан-Жак де Камбасерес, второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона
  10. маршал Александр Бертье, начальник штаба Наполеона и его военный министр
  11. Шарль де Талейран-Перигор, министр иностранных дел и великий камергер[* 3]
  12. маршал Иоахим Мюрат, муж сестры Наполеона Каролины
  13. папа Пий VII
  14. художник Жак-Луи Давид
  15. Мехмет-Халет Эфенди[en], посол Османской империи во Франции
  16. египтянин Рафаэль де Монахис[en], личный переводчик Наполеона во время Египетского похода[* 4]
  17. Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси-Лаваль, придворная дама Жозефины[* 5]
Источники Комментарии
  1. ↑ Умер в пятилетнем возрасте, незадолго до завершения работы над картиной.
  2. ↑ На копии картины, выполненной Давидом по памяти, любимая сестра Наполеона изображена в розовом — это единственное расхождение с оригиналом.
  3. ↑ Союзник Наполеона, способствующий его приходу к власти; в дальнейшем перешёл на сторону Бурбонов и способствовал Реставрации.
  4. ↑ Изображён позади епископа, в красном капюшоне.
  5. ↑ Одна из дам, держащих шлейф императрицы (изображена на переднем плане, слева).
  • Sylvain Laveissière. Le Sacre de Napoléon peint par David. — Paris: Musée du Louvre, 2004.
  • Jean Tulard. Le Sacre de l'empereur Napoléon. Histoire et légende. — Paris, 2004. — ISBN 2-213-62098-9.

ru.wikiyy.com

Коронация Наполеона (картина Давида) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Jacques-Louis David 006.jpg
Жак Луи Давид
Коронование императора Наполеона Iи императрицы Жозефиныв соборе Парижской Богоматери2 декабря 1804 года. 1805—1808
Холст, масло. 621 × 979 см
Лувр, Париж
К:Картины 1808 года Участники церемонии, изображённые на картине Коронационное платье со шлейфом графини Беранже[fr]

«Ко­ро­но­ва­ние им­пе­ра­то­ра На­по­ле­о­на I и им­пе­рат­ри­цы Жо­зе­фи­ны в со­бо­ре Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри 2 де­каб­ря 1804 го­да»[1] (фр. Sacre de l'empereur Napoléon Ier et couronnement de l'impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804) — картина французского художника Жака Луи Давида, созданная по заказу императора Франции Наполеона I и изображающая эпизод его коронации, произошедшей 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Матери Наполеона не было на его коронации, однако при заказе картины император попросил Давида изобразить её в самом центре.

История

Коронующий себя Наполеон. Рисунок Жак-Луи Давида, собрание Лувра.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи». Он выбрал момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Художник работал над картиной два года: получив устный заказ в сентябре 1804 года, он приступил к работе 21 декабря 1805 года, положив последний мазок в январе 1808 года. Вскоре картина была представлена публике: с 7 февраля по 21 марта она выставлялась в Салоне.

Картина оставалась в собственности художника вплоть до его отъезда из Франции после падения Наполеона. В 1819 году была перенесена в Королевские музеи, где хранилась в запасниках. В 1837 году по приказу короля Луи-Филиппа полотно было передано музею истории Франции в Версале, в 1889 году передано в коллекцию Лувра. Экспонируется на 1-м этаже галереи Денон, в 75-м зале. Код: INV. 3699.

Реплика

Работа произвела впечатление в Салоне: в том же 1808 году Давид получил заказ от американского предпринимателя на выполнение копии с сохранением масштаба. Художник сразу же приступил к работе, начав писать по памяти — однако закончил её лишь в 1822 году, уже в Брюсселе, где осел после эмиграции. В 1947 году эта реплика вернулась во Францию и заняла своё место в том же зале Версальского музея, где ранее выставлялся оригинал.

Видео по теме

Персонажи

  1. Наполеон I
  2. Жозефина Богарне, первая жена Наполеона
  3. Летиция Рамолино — мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации
  4. Луи Бонапарт, брат Наполеона, впоследствии — король Голландии Людовик I
  5. Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона, впоследствии — сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I
  6. Наполеон-Шарль[fr], старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне, племянник Наполеона и его наследник[* 1]
  7. Сёстры Наполеона[* 2]
  8. Шарль-Франсуа Лебрен, третий консул Франции
  9. Жан-Жак де Камбасерес, второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона
  10. маршал Александр Бертье, начальник штаба Наполеона и его военный министр
  11. Шарль де Талейран-Перигор, министр иностранных дел и великий камергер[* 3]
  12. маршал Иоахим Мюрат, муж сестры Наполеона Каролины
  13. папа Пий VII
  14. художник Жак-Луи Давид
  15. Мехмет-Халет Эфенди[en], посол Османской империи во Франции
  16. египтянин Рафаэль де Монахис[en], личный переводчик Наполеона во время Египетского похода[* 4]
  17. Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси-Лаваль, придворная дама Жозефины[* 5]

Примечания

Источники Комментарии
  1. ↑ Умер в пятилетнем возрасте, незадолго до завершения работы над картиной.
  2. ↑ На копии картины, выполненной Давидом по памяти, любимая сестра Наполеона изображена в розовом — это единственное расхождение с оригиналом.
  3. ↑ Союзник Наполеона, способствующий его приходу к власти; в дальнейшем перешёл на сторону Бурбонов и способствовал Реставрации.
  4. ↑ Изображён позади епископа, в красном капюшоне.
  5. ↑ Одна из дам, держащих шлейф императрицы (изображена на переднем плане, слева).

Литература

  • Sylvain Laveissière. Le Sacre de Napoléon peint par David. — Paris: Musée du Louvre, 2004.
  • Jean Tulard. Le Sacre de l'empereur Napoléon. Histoire et légende. — Paris, 2004. — ISBN 2-213-62098-9.

Ссылки

wikipedia.green

Описание картины Жака Луи Давида «Коронация Наполеона и императрицы Жозефины»

Описание картины Жака Луи Давида «Коронация Наполеона и императрицы Жозефины»

Художник работал над картиной около двух лет и создал огромное полотно. Живописец изобразил около 150 персонажей. Каждый образ реалистичен и выполнен с точностью, мастер писал все персонажи с реальных людей.

Художник давно хотел создать полотно, используя тематику коронации и, после осуществления этого процесса, приступил к работе. Заказчиком работы был сам Наполеон.

Художник изобразил Жозефину и Наполеона. На коронацию благословил Папа, который также присутствует на картине. Жезл держит казначей, это символ управления государством. Около Папы присутствует кардинал, который во время события вообще не присутствовал, по причине болезни.

Художник отобразил весь обряд в полной мере, дорисовав недостающие персонажи самостоятельно. В левом углу полотна присутствуют все близкие родственники императора. Здесь его братья и сестры, а так же падчерица, которая держит руку сына, названного в честь императора.

Придерживают мантию придворные дамы. Мать Наполеона восседает на троне, на заднем плане. Она окружена придворными, но на коронации она не присутствовала вовсе. Возможно, это было пожелание самого императора отобразить присутствие матери, ведь он к ней относился очень трепетно. На картине изображен и сам живописец со своим учеником.

Несмотря на реалистичность данного сюжета, художник все же дорисовал несколько персонажей. Возможно, эта работа и есть воплощением пожеланий самого Наполеона. Ведь длительное время против коронации Жозефины выступало множество значительных особ в государстве, да и как императрицу ее так и не воспринимали даже после коронации.

Полотно имело фантастический успех. После свержения Наполеона, картина долго хранилась в резервах и не выставлялась. Сегодня полотно продолжает вызывать восторг, а точность живописца поражает историков. Эта картина своеобразная историческая хроника.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта