Студия И. Галереи интерьерной живописи. Сорокин картины


СОРОКИНЫ, художники — Яркипедия

СОРОКИНЫ — художники, братья, родом из посада Большие Соли Костромского уезда Костромской губ. (ныне поселок Некрасовское Ярославской обл.).

Евграф Семёнович Сорокин

из

Их дед, Тимофей Андреевич (1776 — ?), купец, в 1816 перешел в мещанское сословие. Отец, Семен Тимофеевич (1799 — ?), имел 13 детей, четверо из которых стали художниками, известными на всю страну. Произведения Сорокиных хранятся в ряде музеев страны, но лучшая и большая их часть сосредоточена в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в художественных музеях Ярославля и Костромы.

Евграф Семёнович Сорокин (6.12.1821, Б. Соли — 1892, Москва). Живописец, график, писал картины (в технике фрески и масляной живописи) для храмов, педагог. Жанрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные темы. Первые навыки в искусстве получил, работая рядом с ярославским иконописцем И. Ф. Телегиным, расписывавшим церковь в посаде. Сам начал расписывать стены храмов в Больших Солях, затем в Ярославле, получив известность среди заказчиков. Счастливую судьбу Е. С. Сорокина предопределило знакомство и дальнейшая дружба со священником ярославской ц. Воскресения Христова (стояла на углу Революционной ул. и пл. Челюскинцев, разобрана в 1929) И. П. Тихомировым. По его совету к приезду в Ярославль Императора Николая I Е. С. Сорокин написал в 1841 картину «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца» (местонахождение неизвестно). Государь, благожелательно воспринял явный намек в содержании, отметив «живую, вольную руку» молодого художника, и в свою очередь Высочайше повелел: «мещанского сына Евграфа Сорокина для дальнейшего усовершенствования в живописи принять в Академию художеств на счет Его Величества».

В том же году 18 ноября Е. С. Сорокин был уволен из мещанского сословия, переехал в Петербург и был зачислен в Академию вольноприходящим учеником с денежным пенсионом из Императорского кабинета по 350 рублей серебром в год. Учился в классе исторической живописи у профессора А. Т. Маркова, прививавшего ученикам любовь к рисованию с натуры. Для Е. С. Сорокина рисование стало страстью. Сохранилось много рисунков карандашом периода 1840−1850-х, большинство которых являются натурными. По ним видно, как легко и свободно молодой художник владеет техникой, избегая академических штампов. Они говорят об интересе к окружающей жизни, событиям личного характера, а не к заданным программам. Среди них обращают внимание зарисовки, сделанные дома, очевидно, во время каникул. Так же, будучи в Б. Солях, летом 1844 он расписал плафон вновь построенной ц. Пресвятой Богородицы «Утоли моя Печали» (церковь и росписи сохранились до наших дней).

Выделяется ряд произведений, как рисунков, так и живописи 1840-х, связанных с семьей Тихомировых. Привлекают острой наблюдательностью портреты жены священника и их сына Александра, подпоручика, ровесника художника, ставшего его близким другом (в собр. ЯХМ). Вероятно, к этому времени относится и великолепный, сдержанный по цвету и наполненный глубоким чувством любви, уважения «Портрет матери» (Гос. Русский музей).

Е.С.Сорокин. Ян Усмовец останавливает быка. 1849

В 1849 Е. С. Сорокин получил золотую медаль первого достоинства за программу «Ян Усмарь останавливает быка» (Хабаровский музей, карандашный эскиз — в Костромском музее) и право на заграничную поездку. В следующем году выехал в качестве пенсионера в Германию, Бельгию, Францию, жил и работал в Испании (с 1851) и Италии (с 1855). Его успехами в искусстве заинтересовался знаменитый Александр Иванов, хлопотавший о материальной поддержке начинающего художника для продления срока пребывания в Италии.

В 1859 Е. С. Сорокин возвратился в Россию и поселился в Москве. Он был приглашен в Училище живописи, ваяния и зодчества в качестве преподавателя, как «специалист по рисунку». Так началась его долгая педагогическая деятельность, ставшая делом всей жизни. Ему дали квартиру при Училище, где он жил с семьей и некоторыми из учеников. Авторитет его как педагога и художника был велик. Многие поколения художников, выпускников Училища в 1870—1880-е годы, с большой признательностью вспоминали о нем (например, К. А. Коровин, С.А. Виноградов). «Одним из самых блестящих рисовальщиков своего времени» называл его М. В. Нестеров. В 1861 Е. С. Сорокин получил звание академика за картину «Благовещение», написанную еще в Италии (местонахождение неизвестно), и был переведен на должность старшего преподавателя, руководил натурным классом.

В 1876 профессор Марков, руководивший работами по росписи храма Христа Спасителя в Москве, привлек к этому делу и Е. С. Сорокина. Ему были поручены росписи на самых ответственных после купола участках живописного ансамбля храма — на парусах (Преображение, Воскресение, Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа) и фигуры евангелистов на столбах (известны по фотографиям). В 1878 за этот труд Е. С. Сорокин был удостоен звания профессора исторической живописи. Участвовал на выставках, ученических в Академии художеств (1842, 1846, 1849, 1852) и Московского училища живописи (1858, 1859), на Всероссийской (М., 1882).

Был женат на Анне Семёновне Поповой из известного рода купцов-чаеторговцев Поповых, как и Сорокины, выходцев из посада Большие Соли.

Павел Семёнович Сорокин (1829/30, Б. Соли — 12.05.1886, там же, похоронен при ц. Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»). Живописец, график. Писал картины на исторические и религиозные темы, жанры и портреты. Вслед за старшим братом в 1846 поступил в Академию художеств вольноприходящим учеником в класс А. Т. Маркова. Также был дружен с семьей Тихомировых, писал в Ярославле их портреты (1840-е, ЯХМ). В 1850 получил золотую медаль второго достоинства за картину «Призвание св. Апостола Андрея на проповедь» (местонахождение неизвестно) и звание классного художника 14 класса. Писал программу на Большую золотую медаль «Первые христианские мученики при кн. Владимире» (1852, Гос. Третьяковская галерея). В 1854 получил золотую медаль первого достоинства за картину «Вулкан, кующий стрелы для Юпитера» (местонахождение неизвестно) и право пенсионной поездки за границу.

П.С.Сорокин. Первые христианские мученики при князе Владимире. 1852

Выехал в Германию, но в этот же год вернулся из-за тоски по родине, был назначен в помощь учителю рисования при Академии. Только в 1858 вновь отправился в качестве пенсионера за границу, работал в Риме и Париже. В 1870, по возвращении, поселился в Москве и был назначен преподавателем рисунка в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества. К. А. Коровин вспоминал, что, выбирая педагога, он пошел в мастерскую Евграфа С., т.к. у Павла ученики «иконы пишут».

Как человек, П. С. Сорокин был «необыкновенно суровый и твердый. Он требовал от учащихся строгого соблюдения постов и обязательного посещения церковных служб, ни громких разговоров, ни смеха не слышалось в полупустой квартире». Таким запомнил его С. А. Виноградов, живший у своего преподавателя, бывшего земляка, на квартире при Училище. В 1870—1880-е П. С. Сорокин также преподавал и писал образа в мастерских Троице-Сергиевой лавры. По приглашению Маркова участвовал в живописном убранстве храма Христа Спасителя, за росписи хоров в 1883 получил звание академика. Участвовал на выставках: ученических в Академии художеств (1850−1854), Московского училища живописи (1859), Всероссийской (М., 1882).

Василий Семёнович Сорокин (1833, Б. Соли — 1921, г. Луга, Новгородская губ.). Живописец, мозаичист. Писал пейзажи, делал мозаичные картины для храмов. В 1854 так же поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Занимался пейзажной живописью, в 1862 получил золотую медаль второго достоинства за «Вид в Кунцеве близ Москвы» (Гос. Третьяковская галерея), а в 1863 звание художника с правом на чин 14 класса. С 1863 стал изучать мозаичное производство в Академии художеств, в 1866 был принят на работу младшим художником-мозаичистом. В 1869 (1870 ?) удостоен звания академика мозаичного искусства за образ св. Спиридония для Исаакиевского собора. С 1873 переведен старшим художником мозаичного отделения Академии, в 1888, по окончании 25-ти летнего контракта, вышел в отставку. Делал образа для петербургских храмов (Спаса на крови и др.). Принимал участие в деятельности Петербургского собрания художников, созданного в 1863—1879 на «Академических пятницах». В 1888 В. С. Сорокин возглавил русский отдел на Международной выставке мозаик в Риме. За откровенный отзыв о русских произведениях на выставке был сослан под надзор духовных властей в с. Медведково Новгородской губ.

Рафаил Семёнович Сорокин (28.05.1838, Б. Соли — 30.06.1900, похоронен в посаде Б. Соли при ц. Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»). Живописец, архитектор. Статский советник. В 1857, вслед за братьями, поступил, а Академию художеств, в 1861 получил звание неклассного художника по живописи. Перешел на архитектурное отделение и в 1866 был удостоен звания свободного художника-архитектора за программу «Проект здания для женской гимназии на 600 девиц». В 1870-е преподавал рисование в Костроме. Произведений Рафаила почти не сохранилось, кроме обнаруженного в фондах Костромского музея искусств одного рисунка.

Ряд данных, в том числе сведения о найденных могилах Павла и Рафаила Сорокиных, любезно сообщены В. А. Разживиным.

yarwiki.ru

Сорокин Евграф Семенович Картины биография Sorokin Evgraf

Сорокин Евграф Семенович — русский живописец картин исторического жанра и произведений религиозной тематики. Родился в 1821 году в Костромской губернии. Первоначальное художественное образование получил у провинциального ярославского иконописца. Легкость, с какой давались Сорокину собственные композиции, обратила на молодого художника внимание местных заказчиков работ по церковной живописи.

Портрет семьи Сорокиных Семейный портрет, 1844, музей изобразительных искусствРеспублики Татарстан, Казань Нищая испанская девочка
Нищая испанская девочка,1852, Третьяковская галерея Сорокин Ян Усмовец останавливает быка Ян Усмовец останавливаетразъяренного быка, 1849 год,Русский музей, Санкт-Петербург

Особенное участие в судьбе Сорокина принял настоятель храма, в росписи церкви которого принял участие молодой мастер. По его совету, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет Андрея Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца". Это произведение было представлено государю, который и повелел принять его в Академию художеств в 1841 году.

Свидание Свидание, 1858,Третьяковская галерея Испанские цыгане Испанские цыгане,1853, Третьяковская галерея Сорокин Госпожа Попова Портрет А.М. Поповой, 1852, Астраханская картинная галереяимени П.М. Догадина

Сорокин обучался в Академии под руководством профессора Алексея Тарасовича Маркова. В 1845 году художник был награжден большой академической серебряной медалью за этюд с натуры. В 1849 за картину "Ян Усмовец останавливает разъяренного быка", исполненную в рамках академической конкурсной программы, живописец был удостоен большой золотой медали. Будучи затем отправлен от Академии художеств за границу с целью совершенствования в живописи, Сорокин посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет. По возвращении в Россию в 1859 году, художник поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи, где трудился до конца своей жизни.

В 1861 году за написанную в Риме картину "Благовещение", получил звание академика. Сорокин исполнил шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в Парижской православной церкви и написал фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе Московского храма Христа Спасителя, а также окончил и частью исправил на стенах этого храма произведения Федора Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие смерти маститого живописца.

Развал Развал, 1860-е,Третьяковская галерея Распятие Распятие,1873

За свои работы в храме Христа Спасителя Сорокин в 1878 году был удостоен звания профессора исторической живописи. В молодости Сорокин написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, такие картины как, например, "Испанские цыгане" и "Свидание" (в картинной галерее Козьмы Солдатенкова в Москве) и "Нищая испанская девочка" (в Третьяковской галерее в Москве). Картины хорошо скомпонованы, чисто написаны и вызывают заслуженное уважение к таланту мастера. Вообще Сорокин был очень хороший рисовальщик, обладавший приятным, гармоничным колоритом, но долгое упражнение в юности иконописью, а потом следование канонам академической рутины наложили печать условности и холодности на его некоторые произведения. Сорокин Евграф Семенович скончался в 1892 году в Москве.

smallbay.ru

Картины Пелевина, картины Сорокина...: ochendaje

Развал.

Не самые известные имена в нашем изобразительном искусстве. Тем интереснее взглянуть на их работы. Стоит оговориться, что существенная часть затрагивает православную тематику.............................................................................................................................

Иван Андреевич Пелевин окончил курс императорской Академии художеств в 1862 году со званием неклассного художника. Вскоре по выходе из академии написал несколько картин, между прочим две сцены: «Воскресный досуг» и «Молодая мать», за которые академия в 1864 г. произвела его в классные художники 3-й ст. Однако недостаточность материального обеспечения побудила его заняться мозаичным искусством, причем он продолжал заниматься и живописью. В 1869 году за картины «Детский завтрак», «Деревенская швея», «Два врага», «Деревенский пестун» и «Этюд девушки» было присуждено ему звание академика. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты.

Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки

В 1874 году переехал в Вильно. Здесь попробовал свои силы в исторической живописи и написал, между прочим, картины: «Иоанн Грозный в келье Николы Юродивого, во Пскове» (1877) и «Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь» (1878), но вскоре вернулся к изображению сцен деревенского быта, как более свойственных его дарованию.

Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса

Николай Салос - псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его в кровожадности и устрашая возмездием, после чего царь отошёл от Пскова.

В противоположность большинству других русских жанристов он представляет в своих картинах не печальные или темные стороны этого быта, а его отрадные проявления, порой излишне приукрашенные идиллией, причем особенно любит выводить на сцену детей. В 1884 году снова поступил на службу в мозаичное отделение.

Первенец, 1888, Русский музейНачиная с 1860-х годов, живописец постоянно принимал участие в выставках Академии художеств. Пелевин являлся одним из самых плодовитых жанровых живописцев второй половины ХІХ столетия в русской реалистической живописи. Создал свыше ста произведений. Общественного резонанса картины Пелевина не имели, однако среди современников он был популярен как художник бытового жанра, писавший приятные малоформатные картины. Известен как мозаичист, исполнил работы в Исаакиевском соборе (фигура Иуды в образе "Тайная вечеря", 1869-1870) в Петербурге, принимал участие в создании мозаик  «Несение креста», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и «Апостол Петр».

Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.Картины художника представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Курской областной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, в Тюменском музее изобразительных искусств, в других художественных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях. Пелевин Иван Андреевич умер в Санкт-Петербурге в 1917 году.

Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей

Евграф Семёнович Сорокин, Портрет 1891 года работы В. Е. Маковского.Евграф Семенович Сорокин (1821—1892) - один из знаковых мастеров религиозной живописи. Живописец также обладал незаурядным талантом преподавания - Евграф Сорокин выучил многих знаменитых художников.

Родился 6 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне поселок Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи.

Распятие

Представляет интерес то, как достаточно подготовленный к рисунку и живописи двадцатилетний Евграф Сорокин попал в Академию художеств.

Император Николай I на одной из выставок заприметил картину "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А.М. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца". То ли название понравилось российскому самодержцу, то ли сама картина, то ли он тоже распознал в авторе картины — Е. Сорокине — незаурядного художника. Только история окончилась тем, что император издал указ о зачислении Евграфа Семеновича Сорокина учеником в Академию художеств.

Сорокин учился в Академии под руководством профессора А. Маркова . В 1845 г. получил большую серебряную медаль за этюд с натуры, а еще через четыре года — золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка».

Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира. 1849

Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь) — легендарный летописный богатырь. Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырем Александром Поповичем.

[История целиком]

Наиболее подробен следующий легендарный рассказ. В 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырём. Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить. Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу. Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. Печенежский силач был им побеждён и печенеги бежали. Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского. Однако город Переяславль упоминался ещё в договоре 907 года Олега с греками. В то же время сомневаться в реальности существования самого витязя не приходится — известны два совместных похода Яна Усмовича и Александра Поповича на печенегов — в 1001 и 1004 годах. Позднейшая сходная малорусская сказка о Никите Кожемяке напечатана во 2-м томе «Записок о Южной Руси» Кулиша. Здесь богатырь — старик, мнет и рвёт в гневе кожи, убивает змея и освобождает похищенную змеем царевну. Летописный Ян Усмошвец и украинский Кирилл Кожемяка, по-видимому, два далеко разошедшиеся варианта одного и того же сказочного мотива об освобождении царевны от похитившего её змея.

За успехи в обучении был отправлен за казенный счет в Европу, посетил Германию, Бельгию, Францию и Испанию, а также Сирию и Египет. За написанную в Риме картину «Благовещение» он получил звание академика. Кроме того, Сорокин создал в этот период шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви.

Благовещение

Создал также ряд светских работ — написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка, в Испании». В 1859 г. возвратился в Россию и поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи. На этой должности оставался до конца своей жизни, вел живописный и рисовальный натурные классы.

Испанские цыгане

В 1860-х Сорокин руководил росписями в храме Христа Спасителя. Им исполнены, в частности, фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частично переписаны на стенах храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За работу в храме Сорокин в 1878 г. получил звание профессора.

Храм Христа Спасителя. Главный иконостас. Фото 1902 года.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10)

ochendaje.livejournal.com

Виктор Семёнович Сорокин - Разноцветная мозаика

На прошлой неделе я рассказывала вам о фото-выставке Александра Артемьева "Возвращение к истокам". Выставка проходила в Доме Мастера. Мы имели возможность параллельно со знакомством с работами Александра Артемьева познакомиться с картинами Мастера - художника Виктора Семёновича Сорокина. А сегодня я расскажу вам об этом талантливом художнике с необычной судьбой. Но судьба обычной и не бывает... у всех... Жизнь и творчество Виктора Семёновича Сорокина неразрывно связаны с Липецким краем. Виктор Семёнович Сорокин – живописец, народный художник России. Родился 25 декабря 1912 года в Москве. Окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова в 1946 году, защитив на «отлично» дипломную работу – пейзаж «Самарканд» (мастерская С.В. Герасимова). Учился также у И.Э.Грабаря и Б.В.Иогансона . С 1939 года – участник всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, областных выставок. Более 20 персональных выставок в Ельце, Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лионе. Член Союза художников СССР с 1946 года. Уже замеченный и оцененный знатоками тридцатишестилетний москвич покинул столицу и поселился в маленьком Ельце. Случилось это в 1948 году. Не исключено, кто-то считал этот поступок чудачеством, донкихотством. Но Сорокин знал, что делает. Он не мог изменить себе, принять правила игры, когда официальные надсмотрщики брали под подозрение художника, если он предпочитал производственному пейзажу старые одноэтажные улочки, а гладкописи и похожести - дерзкие импрессионистические вольности. Существует версия, согласно которой Сорокин покинул Москву из-за опасности клеймения формалистом и космополитом. С 1948 года преподаёт живопись в Елецком художественном училище. В 1957 году переезжает в Липецк. Он стал народным художником (1991 г.). Среди прочих наград удостоился Золотой медали Академии художеств (1997 г.). За выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства и личный вклад в отечественную культуру Виктор Семенович награжден в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени, в 1986 году - орденом Дружбы народов. В Липецке, в 1992 году у него появился Дом Мастера (ул. Ленина, 2; он расположился в стенах дома аптекаря В.Вяжлинского 1910 года постройки – памятник архитектуры), созданный, прежде всего, стараниями его ученика, ныне заслуженного художника России Вилена Дворянчикова. С 1994 года избран почётным гражданином г. Липецка. Мартовский вечер. Начало 1960-х. Начало весны. 1980. Зима. 1986. Вечерняя заря. 1988. Весенние проталины. 1990.

Дерево. Январь. 1999

Зелёный графин. 1992. Март. 1998. Голубое небо. 2001. Снегопад. 2001 Имя патриарха русской живописи Виктора Семёновича Сорокина, ведущего мастера современного изобразительного искусства России, прочно вошло в историю развития второй половины XX века. Своим творчеством оказал существенное влияние на профессиональное становление многих липецких художников. О нём говорили: Мастер. В чужой живописи Сорокин ценил не только то, что открывается взгляду. Коллега Виктора Семеновича, директор детской художественной школы № 2 Виталий Иванович Миронов (его тоже уже нет на свете) рассказывал о том, как Мастер подносил к картине ладонь и определял, тепло или холод она излучает. «Холодно», - говорил он и терял к ней интерес, сколь бы ни был изощрен автор. Автопортрет. 1993.

Умер в 2001 году.

Именем В.С. Сорокина названа липецкая Детская художественная школа № 1 на Липовской улице, 12а. Произведения Виктора Семеновича украшают многие общественные и культурные учреждения Липецка и области. Его картины хранятся в ведущих музеях России (в т.ч. в Третьяковской галерее), а также в коллекциях живописи во Франции, Италии, Германии, США, Японии и многих других стран.

При подготовке поста использовались следующие источники: 1; 2; 3; книга Липецкая энциклопедия. Т.3. / Сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, 2001. – 560 с.

annazv77.livejournal.com

Евграф Семенович Сорокин - Биография художника, известные произведения, выставки

исторический живописец. Будучи отправлен на казенный счет за границу, посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет; возвратившись в Россию в 1859 г., поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества пре¬подавателем живописи, должность которого занимал до конца своей жизни. В 1861 г, за написанную в Риме картину «Благовещение» получил звание академика. Им исполнены, между прочим, шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в Парижской православной церкви и написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского Храма Спасителя.

Евграф Сорокин родился в 1821 г. в Костромской губернии. В юности учился изобразительному искусству у одного ярославского иконописца. Добился значительных успехов, был замечен местным священником и получил заказ на роспись церкви. По совету священника, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину под длинным названием «Пётр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нём даровитого живописца». Картина была представлена государю, и тот повелел принять Сорокина в Академию художеств (1841). Сорокин учился в Академии под руководством профессора А. Маркова. В 1845 г. получил большую серебряную медаль за этюд с натуры, а ещё через четыре года — золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка».

За успехи в обучении был отправлен за казенный счёт в Европу, посетил Германию, Бельгию, Францию и Испанию, а также Сирию и Египет. За написанную в Риме картину «Благовещение» он получил звание академика. Кроме того, Сорокин создал в этот период шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви. Создал также ряд светских работ — написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка, в Испании». В 1859 г. возвратился в Россию и поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи. На этой должности оставался до конца своей жизни, вел живописный и рисовальный натурные классы.

В 1860-х Сорокин руководил росписями в храме Христа Спасителя. Им исполнены, в частности, фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Христа Спасителя, а также окончены и частично переписаны на стенах храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За работу в храме Сорокин в 1878 г. получил звание профессора.

artchive.ru

Сорокин Евграф Семёнович(Sorokin Evgraf) | Студия И

Сорокин Евграф Семёнович(1821-1892)-выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи.

254f9e63079195.jpg

Родился 18 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне посёлок городского типа Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи. Особенное участие встретил Сорокин со стороны одного священника, церковь которого он расписывал. По совету этого священника, к приезду императора Николая I в Ярославль Сорокин написал картину: «Пётр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нём даровитого живописца». Эта картина была представлена Государю, который повелел определить Сорокина в петербургскую Академию художеств.

В 1841 году, по Высочайшему повелению, Сорокин был уволен из мещанского сословия и помещён в Академию художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора А. Маркова. Уже в следующем, 1842 году Сорокин получил похвалу совета академии за историческую и портретную живопись; в 1843 и 1845 годах — малые серебряные медали за рисунок с натуры и за эскиз «Убиение архидиакона Стефана»; в в том же 1845 году — большую серебряную медаль за картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и в 1847 году — малую золотую медаль за картину «Даниил со львами»; в 1849 году Сорокина за написанную по программе картину «Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира» был удостоен большой золотой медали и затем отправлен на казённый счет на четыре года за границу для довершения своего художественного образования. Осматривая и изучая по пути всё замечательное, «что касается до художеств», Сорокин посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет. В Испании он сделал копию с картины Рибейры «Святой Павел».

В 1859 году Сорокин возвратился в Россию и занял должность преподавателя живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где и служил до самой смерти. В 1861 году, за написанную во время заграничного путешествия картину «Благовещение Пресвятой Богородицы», Сорокин был признан академиком. Значительное число из всех живописных работ Сорокина составляют образа разного рода. Ему принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви, фигуры святых Лаврентия и Стефана для северных и южных дверей и некоторые образа в иконостасе московского храма Христа Спасителя; ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах этого же храма некоторых произведений Ф. А. Бруни, незаконченных вследствие смерти последнего. За работы в храме Христа Спасителя Сорокин в 1878 году был возведён в звание профессора. В первое время своей художественной деятельности Сорокин занимался и жанровой живописью: ему принадлежит несколько сцен из итальянской и испанской жизни, например: «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка в Испании».По мнению современников художника, Сорокин был очень хороший рисовальщик, обладавший приятным, гармоничным колоритом, но долгое упражнение в юности иконописью, а потом — следование академической рутиной наложили печать условности и холодности даже на его лучшие произведения.Соглашаться с этим или нет — дело сугубо индивидуальное для каждого любителя живописи, но в том ,что творческое наследие Сорокина хоть и небольшое, но очень весомое, нетрудно убедиться, заглянув в Третьяковскую галерею в Москве или в Русский музей в С-Петербурге..

Евграф Семенович Сорокин скончался 17 февраля 1892 году в Москве, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

www.stydiai.ru

День рождения. Евграф Сорокин - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ

Евгра́ф Семёнович Соро́кин родился 6 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии в мещанской семье.Вместе с братьями Павлом и Василием учился живописи у ярославских иконописцев.К приезду императора Николая I в Ярославль Сорокин написал картину: «Пётр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нём даровитого живописца». Эта картина была представлена Государю, который повелел определить Сорокина в петербургскую Академию художеств. Обучался живописи у профессора А. Маркова.В 1849 году Сорокин за написанную по программе картину «Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира» был удостоен большой золотой медали и затем отправлен на казённый счет на четыре года за границу для довершения своего художественного образования. В 1859 году Сорокин возвратился в Россию и занял должность преподавателя живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где и служил до самой смерти.Художник Сорокин был женат на одной из сестёр предпринимателя и общественного деятеля Попова Константина Семеновича. В 1861 году Сорокин был признан академиком. Умер в Москве в 1892 году.*** Брат Василий Семенович Сорокин, род. в 1833 г., в 1854 г. поступил в Академию художеств и занимался пейзажной живописью. *** Брат Павел Семенович Сорокин (1836—86), историч. живописец, ученик А. Маркова в Академии худ. Ян Усмовец (Усмошвец), удерживающий быка. Легендарный летописный богатырь, соратник Поповича.В 992 году печенеги стали вызывать на единоборство с их богатырём. Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить. Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу. Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. Печенежский силач был им побеждён и печенеги бежали. Развал

«Испанские цыгане»

Итальянка

Portrait Friherre Carl Gustaf Wrede af Elimä Signed and dated 1843Молодой Карл Густав был отправлен в Санкт-Петербург, чтобы быть при дворе царя. Он заказал портрет молодому художнику Евграфу Сорокину, вероятно, чтобы отправить своей семье.Портрет блестяще отражает слегка испуганное лицо молодого человека, почти мальчика в парадной форме.

Портрет Евграфа Сорокина,1891,худ. В. Е. Маковский.

http://art-100.ru/text.php?id_texts=3565http://www.artsait.ru/art/s/sorokin/art1.php

krapan-5.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта