"Звучащие" образы в изобразительном искусстве. Картина кокпар


Кокпар — Циклопедия

Кокпар в Казахстане. Почтовая марка СССР, 1991 г., серия «Народные праздники», (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 6356)

Кокпар каз. көкпар (узб. uloq или koʻpkari — «козлик», тадж. кӯпкорӣ — «борьба за козла», кирг. Кок-Бору (Көк-Бөрү — «Серый волк») (другое название — улак тартыш) — «перетягивание козлика») — древняя, известная со времён зороастризма, популярная конная игра среди казахов, киргизов, таджиков, узбеков и других народов Средней Азии.

Кокпар — это симбиоз скачек, борьбы и игры[1]. Всадники борются за тушу козла — нужно завладеть тушей козла, добраться с ней за несколько километров до условного места, например, своего аула, после чего противники уже не имеют права бороться за неё. В современном спортивном кокпаре необходимо захватить тушу, удержать её и забросить в «казандык» (ворота) команды соперника. В настоящее время существуют оба варианта.

[править] Происхождение названия

Казахское название игры «кокпар» происходит от персо-узбекского названия «купкари». В результате обычной для казахского языка метатезы это слово в казахском языке приобрело форму «көкпар». Киргизско-алтайский вариант названия «көк-бөрү» на русский язык дословно переводится как «серый волк». Знаменитый киргизский писатель Чингиз Айтматов в своей повести «Прощай, Гульсары!» на русском языке называл эту конную игру «козлодрание»: «Козлодрание — своеобразный конный футбол, в котором вместо мяча служит обезглавленная туша козла. Козёл удобен тем, что шерсть на нём длинная, прочная и его можно подхватывать с коня за ногу или за шкуру».

Почтовая марка Казахстана 1995 года с изображением картины Канафии Тельжанова «Кокпар» (1960)

Кокпар известен с древних времён. Кокпар — национальная игра казахов[2] и других народов Центральной Азии. Возможно, первоначально борьба за тушу козла (шкура козла прочнее на разрыв, чем шкура барана) являлась только игрой, но и была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодёжь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. До сих пор, как и раньше, в аульной игре могут участвовать сотни наездников и даже тысячи, а длится такое состязание целый день. И ныне кокпар продолжает быть неизменным атрибутом всех народных сельских праздников в Казахстане[3].

В игре кокпар встречается вариант «жалпы-тартыс» (перетягивание в одиночку), когда в схватке участвует большое количество всадников, каждый из которых стремится овладеть тушей самостоятельно. Другой вариант «дода-тартыс», предполагает состязание между группами, состоящими из определённого количества всадников.

До 1958 года кокпар проводился во время праздника на открытой местности в аулах без утверждённых правил, что порой приводило к трагическим последствиям. На Первых Всесоюзных конно-спортивных играх в 1958 году кокпар был впервые включён в программу соревнований.

Впервые правила игры были разработаны в 1996 году в Кыргызской Республике гениальным кино-режиссёром Б. Т. Шамшиевым. Эти правила были признаны и приняты всеми странами на съезде Международной федерации Кок-Бору 9 ноября 2001 года в г. Бишкек. Кыргызской Республики. Вслед за Кыргызской Республикой в 2001 году были созданы федерации в Казахстане, Узбекистане и в др. странах. Старые правила игры в кокпар, когда за тушу козла боролось много всадников из разных аулов и группа земляков на полном скаку, отбиваясь от соперников, уносила приз в свой аул, давно изменились[4] . Сейчас в спортивном кокпаре принимают участие команды, в составах по десять человек. Для оптимизации игры стали формировать команды: сначала из 12, потом из 10, 8 и 5 человек. Ныне оптимальное число участников — четыре — определено международными нормами. Всего в команде десять игроков, по ходу они постоянно сменяют друг друга, так как выстоять даже несколько минут достаточно тяжело и наезднику, и лошади. Ведь кокпар — очень жесткая игра! Попробуйте верхом на коне отобрать у другого всадника, а затем вскачь удержать тушу козла весом до 60 кг, когда на тебя напирают разгорячённые кони и люди. А надо ещё и управлять конём и не слететь на землю. Игра проходит на поле размером 200 на 80 метров. На поле устанавливают два глинобитных казандыка — колодца, куда забивают голы козлиной тушей. Казандык представляет собой кругообразное сооружение высотой 1 м 20 см, диаметром 4 метра и глубиной 50 см. Игра идет два тайма по 15 минут с перерывом 10 минут. После гола игра вновь начинается с центра поля. Игру проводит конная судейская бригада. Такой осовремененный кокпар стали показывать и по телевидению[5]. В Казахстане чемпионат по национальным видам спорта проходит уже регулярно. Одним из восьми видов, конечно, является кокпар — игра настоящих мужчин[6].

[править] Особенности игры

Почтовая марка Казахстана «Кокпар» 1997 года

Немаловажной особенностью кокпара является то, что в игре участвуют только жеребцы и мерины, кобылы традиционно не привлекаются. Но и не каждый конь может стать достойным игроком в кокпаре. Нужны сильные жеребцы с устойчивой психикой и ярким темпераментом. То же самое можно сказать и про наездников. Если в скачках могут участвовать легкие подростки, то кокпар — дело крепких и опытных мужчин. Он требует немалой силы и сноровки от спортсменов. Один из канадцев, впервые увидев кокпар, воскликнул: «Хоккей по сравнению с этой национальной игрой казахов просто детская забава!»[7]. А другой канадец называл казахских пастухов ковбоями, а кокпар — рэгби[8]. В кокпаре используется только козлиная туша, так как шкура козла обладает особой прочностью, и выдерживает напряжение, когда её тянут участники игры в разные стороны. В современных вариантах иногда используется муляж, но он не прижился[9]. Первый официальный чемпионат Казахстана по кокпару был организован в 2001 году. С тех пор этот турнир проходит каждый год. В качестве спортивного снаряда в игре используется туша козла.

[править] Кокпар за рубежом

Почтовая марка Узбекистана, посвящённая улок/ купкари

Казахи Узбекистана также практикуют игру в кокпар. Правда, в Узбекистане её называют Uloq или koʻpkari (улок, купкари) — перетягивание козла[10]. Представители Узбекистана участвовали в учредительной встрече международной федерации кок-бору в ноябре 2001 года в Бишкеке, но свою федерацию улок/купкари создали попозже 29 апреля 2002 года.

В 2014 году Национальный банк Республики Казахстан выпустил памятную серебряную монету «Кокпар» достоинством 500 тенге, качество изготовления «proof», тиражом 3000 штук. На реверсе напротив цифр года «2014» выбито Ag 925 31,1 g. И одновременно выпущена памятная монета «Кокпар» с таким же рисунком достоинством 50 тенге, из нейзильбера, тиражом 100 000 штук, качество изготовления UNC.

Памятная монета Казахстана 2014 года выпуска — «Кокпар» достоинством 50 тенге

[править] Кокпар как спорт

Международная федерация Кок-Бору, была создана 9 ноября 2001 года в Бишкеке. Основателями являются Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. После присоединились Россия, Китай, Монголия, Турция и Афганистан.

Но первый чемпионат Азии был проведён только в сентябре 2013 года в Астане — столице Казахстана. Пять дней участники из 9 стран мира состязались за чемпионский титул. Участие принимали сборные Казахстана, Китая (СУАР), Кыргызстана, Монголии, России (Алтайский край), Таджикистана, Туркмении, Турции и Узбекистана. Первым чемпионом Азии стала команда Казахстана, кыргызы получили серебро, таджики — третьи[11].

[править] Кокпар в искусстве

Конечно, самая захватывающая и популярная национальная конная игра у народов Центральной Азии нашла своё отражение и в их искусстве. Кокпару посвящены рассказы, повести и стихи современных казахских мастеров пера. Это рассказы «Кокпар», «Наездник», «Маленький Ягимус», «Кумыс», «Степной кентавр», «Рыцарь в седле» Дукенбая Досжана, стихи «Кокпар» Ескена Елубаева, повесть «Одинокий» Молдахмета Каназова и других.

  • Известный казахский писатель, лауреат Государственной премии РК и Национальной премии имени Мухтара Ауэзова, Дукенбай Досжанов (1942—2013) дебютировал в 15-летнем возрасте рассказом «Кокпар» (1957).

Ещё трое схватились за кокпар. Ещё трое! Зелёные искры вспыхнули в глазах Сердалы. Рыжий конь не жалеет себя, применяет все способы борьбы в кокпаре и летит вперёд. Вдруг Сердалы почувствовал, что кокпар сползает. Чья-то рука ухватилась за тушу снизу. Он ударил по этой руке из всех сил ногой. Оглянувшись назад, увидел, что джигита поглотила летящая следом чёрная лавина всадников. Но ещё десятки рук цепляются за кокпар. Некоторые атакуют не кокпар, а его самого. Если не уклониться, то могут сбить с коня. Огромной силы удар обрушился на него. Правая рука будто отнялась. Проезжая, кто-то ещё раз полоснул камчой по руке. Цель была ясна: переломить руку, вцепившуюся в кокпар. Что было дальше, Сердалы не помнит.

  • В повести «Одинокий» (1965) Молдахмета Каназова читаем про кокпар:

Хозяин отвёл его в сторону, чтобы наблюдать за кокпаром издали. Участники игры сбились в кучу. Воздух звенел от голосов: «Тяни! Кидай сюда! Мне! Ну, давай! Не пускай! Под колено, тебе говорят! Зажми коленом! Уходи! Да уходи же! Надо же, что он делает!». Удары сшибающихся тел и звон стремян. Всё утонуло в пыли. С добычей никого не выпускают, кружат на пятачке, вьются, разбили-изрыли его копытами.

  • «Да будут благословенны предки, оставившие нам эти мужские игры бесстрашных!» — сказал однажды о кокпаре знаменитый киргизский писатель Чингиз Айтматов, родившийся в горной Таласской области, граничащей на западе со степным Казахстаном. В его повести «Прощай, Гульсары́!» (1966) главный герой Танабай и его конь по имени Гульсары участвуют в кокпаре между киргизами и казахами.

Со всех сторон кинулись к нему всадники, столпились, пытаясь подхватить тушу с земли. Но в давке сделать это было не так просто. Кони ошалело крутились, кусались, ощерив зубы… Как стаи быстрокрылых птиц, падающих на лету с крыла на крыло, носились по широкой степи убегающие и догоняющие их орды всадников. В воздухе клубилась пыль, звенели голоса. Кто-то падал вместе с конём. Кто-то летел через голову, кто-то, прихрамывая, догонял свою лошадь, но все до единого были охвачены восторгом и страстью состязания. В игре никто не в ответе. У риска и бесстрашия одна мать…

И вдруг раздался пронзительный голос: «Держи-и, казахи взяли!» Из конной круговерти вырвался молодой казах в разодранной гимнастёрке на карем озверевшем жеребце. Он кинулся прочь, подтягивая под ногу, под стремя, тушу козла… С болтающимся под стременем козлом казах на карем жеребце уходил прямо туда, где алело закатное солнце. Казалось, ещё немного — и он влетит в это пламенеющее солнце и растает там красным дымом.[12]

По повести сняты фильмы «Бег иноходца» (1968) и «Прощай, Гульсары́!» (2008).

  • Журнал National Geographic опубликовал фото «Кокпар» в серии снимков о Казахстане на своей странице в Instagram[13]
  • В Казахстане получила популярность песня Орынбая Назарбека «ЖАППАЙ КОКПАР !!!» Живописный клип здесь[14]

[править] Настольные игры

В 2007 году казахстанский производитель KAZGAME выпустил настольную игру «Кокпар. Смелые всадники». Это — одна из серии настольных игр, сюжеты которых построены на казахских сказках, мифах и культурных традициях[15].

cyclowiki.org

Репродукция картины "Игра Кокпар" Франца Рубо

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Франца Рубо.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Франца Рубо  натуральном  холсте.

 

Франц Алексеевич Рубо родился в 1856 году в Одессе в семье французского книготорговца, переселившегося в Россию. Мать имела свой дом моделей.

Родители, заметив склонности сына к рисованию, в 9 лет определили его в Одесскую школу рисования и черчения.

В 22-летнем возрасте он поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Учился у Йозефа Брандта.

Во время каникул ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Любимой темой его творчества стал Кавказ.

Выполняя правительственный заказ, он написал 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.

В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Рубо. К этому времени он стал известен как мастер станковой живописи.

Для осуществления своих дальнейших замыслов художник выбирает как вид изобразительного искусства панораму, дающую возможность создавать монументальные произведения. Рубо считается основоположником русской школы батальной панорамы.

В 1891 году за панораму на тему «Штурм аула Ахульго» Рубо получил почетное звание профессора. Для этой панорамы в 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке построили специальное здание.

Впоследствии эта панорама была приобретена Военным министерством.

В период работы над панорамой «Оборона Севастополя» по официальному заказу на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов, в 1903 году он был избран профессором петербургского художественного училища академии.

Рубо принадлежит и панорама «Бородинская битва», после открытия которой в 1913 году Рубо уехал в Германию и в Россию больше не возвращался.

Умер художник в Мюнхене в 1928 году.

 

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Франца Рубо  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Кокпар. 1960

Философия Кокпар. 1960

просмотров - 121

Картина

К.Т.-Б. Тельжанова«Кокпар» монументальна и величественна. В ней запечатлены яростная, захватывающая, беспощадная борьба, сменяют друг друга чувства восторга, отчаяния, смятения и восторга. Лица участников козлодрания, максимально приближены к зрителю, их эмоции усиле­ны и эффектированы. Образная, выразительная сила этой работы, построен­ной на гиперболизации, экспрессии и выплеске страсти велика. Энергия, мощь, веющая с нее, усиливается, зрительно выливается в колористическое решение полотна. Пламенеет на солнце рубаха победителя, алый мак, цветущий среди трав закрепляет это властное звучание активного горячего крас­ного цвета. Коричневые тона земли, переходящие от теплого, спокойного до звонкого, почти золотистого, в сочетании с интенсивной зелœенью сочных степных трав, синими рефлексами неба на одеждах и синœевы облаков на го­ризонте создают активную цветовую гамму.

На материале этой картины и других произведений К.Т.-Б. Тельжанова можно видеть, как сквозь ткань и плоть живописи, привнесенного в казахскую культуру ХХ веком вида искусства, проявляется, мощная творческая потенция национальной души. Именно она прессует всœе выразительные средства художника в единый творческий метод, внося в искусство Ка­захстана эпико-романтический пафос, легендарную героику возвышенных человеческих образов, не разделявших собственную судьбу от национальной. В характере мазка и композиционном строе картин живописец преломляет отголоски безмерной страсти кочевника к вечному движению и беспредель­ности пространств, свободу его души и духа.

Чисты и полнокровны краски «Кокпара», простые, ясные, но сильные чувства владеют его героями, схожими по своей героической стати с образами народного фольклора. Герой художника всœегда, раздумывает ли он об от­ношениях традиции и времени, летит ли в стремительной скачке по родной степи, принимает участие ли он в схватках революции или даже мечтает о будущем у костра, всœегда активная действенная личность.

В этой работе наиболее выразительная сторона - экстатически власт­ная тяга к активному действию, движению. Мысли и чувства, и тем более действия героев подчеркнуто экстравертны, очевидны в своем бурном эмоционально напряженном выплеске. Эффективная, спон­танная животворность сил человека и природы принципиальна как для этого полотна, так и для творчества художника в целом.

Избыток жизненных сил и потенций природы в картинœе К.Т.-Б. Тельжанова приведен не просто в движение, а в бурлящий вихрь рит­мов и событий. Гармоничное равновесие духа ранних работ сменяется в его искусстве свободным взлетом раскрепощенного, почти имматериализованного духа. На этой внутренней концепции выстроено пластическое решение полотна.

Соответственно возникает обобщенный, свободный формальный строй, широта и динамика мазка, решительность ясных и чис­тых красочных сочетаний, необычность резких, порывистых композицион­ных решений. Апофеозом свободы, гимном свободе как жизненному идеалу, воплощенной в живописи стихией движения становится полотно «Кокпар».

Всеволод Теляковский (1894 – 1963)

Читайте также

  • - Кокпар. Из серии «Казахские народные игры». 1963

    Смелость и азарт, потрясшие известного графика Е.Сидоркина, в казахских народных состязаниях, пройдя через творческое воображение художника, стано­вятся смелостью и неожиданностью композиций, необычностью и экспрессией сложно и смело поданных ракурсов. Будучи... [читать подробенее]

  • - Кокпар. 1960

    Картина К.Т.-Б. Тельжанова«Кокпар» монументальна и величественна. В ней запечатлены яростная, захватывающая, беспощадная борьба, сменяют друг друга чувства восторга, отчаяния, смятения и восторга. Лица участников козлодрания, максимально приближены к зрителю, их эмоции... [читать подробенее]

  • - Кокпар. Из серии «Казахские народные игры». 1963

    Смелость и азарт, потрясшие известного графика Е.Сидоркина, в казахских народных состязаниях, пройдя через творческое воображение художника, стано­вятся смелостью и неожиданностью композиций, необычностью и экспрессией сложно и смело поданных ракурсов. Будучи... [читать подробенее]

  • - Кокпар. 1960

    Картина К.Т.-Б. Тельжанова«Кокпар» монументальна и величественна. В ней запечатлены яростная, захватывающая, беспощадная борьба, сменяют друг друга чувства восторга, отчаяния, смятения и восторга. Лица участников козлодрания, максимально приближены к зрителю, их эмоции... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    "Звучащие" образы в изобразительном искусстве

    Разделы: Музыка

    Цели урока:

    1. показать тесную взаимосвязь музыки и живописи на примере творчества Курмангазы и С. Романова,
    2. развивать навык слушать и видеть, сопоставлять услышанное с произведениями живописи;
    3. воспитывать любовь к национальному искусству.

    Зрительный ряд: портрет Курмангазы, раскладка о творчестве композитора, раскладка о казахских народных музыкальных инструментах, репродукции графических рисунков серии “Жизнь и творчество Курмангазы” С.Романова, репродукция картины “Кокпар” К.Тельжанова.

    Видеоряд: видеоклипы “Сары-Арка”, “Кокпар”.

    Музыкальный ряд: аудиозапись кюя Курмангазы “Сары-Арка” в домбровом и оркестровом исполнении; кюй “Аман бол шешем, аман бол”, “Аксак киик” Курмангазы.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя музыки.

    Мы с вами на протяжении нескольких уроков говорили о связи музыки и живописи русских и казахских художников и композиторов. Пытались вскрыть их внутреннюю, творческую и жизненную связь. Такая связь существует, разумеется, между всеми искусствами. И это естественно: ведь искусство возникает не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения творцов. Оно рождается из единого источника и вырастает на единой почве. Источник этот и почва эта - жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому-то мы и находим так много общего между различными видами искусствами, хотя в каждом из них это общее выражается разными средствами, в разных формах по-разному воздействует на нас.

    3. Опрос учащихся по вопросам учителя

    Учитель. А сейчас вспомним, с какими произведениями живописи мы уже познакомились?

    Дети. “Гитарист” Тропинин, “Троица” А.Рублев, “Богатыри” В.Васнецов ,рис.”Аксак киик” С. Романов.

    Учитель. А с какими музыкальными произведениями прослеживается связь?

    Дети. “На заре ты ее не буди” А.Варламов, литургия Св. И. Злотоуста П.Чайковского, “Богатырская” симфония №2 А.Бородин, кюй “Аксак киик” Курмангазы.

    Учитель. Что общего между музыкой и живописью?

    Дети. термины: тональность, колорит, красочность полотен, музыкальность сочинений.

    Учитель. Что отличает фотографию от живописи?

    Дети. живопись передает движение, а фото показывает только миг.

    Учитель. Какие слова сказал итальянский художник Микеланджело о живописи?

    Дети. “Хорошая живопись - это музыка, это мелодия”.

    Учитель. Каким взглядом мы пытаемся рассмотреть картины?

    Дети. “ слушающим” взглядом.

    Тест “Найдите соответствия”

    Найдите соответствия и сделайте соединения. Ключ к тесту
    В. Васнецов 1---… 1. Сары-Арка. 1 - 9
    К. Тельжанов 2---… 2. Гитарист 2 - 12
    А. Рублев 3---… 3. Утро стрелецкой казни 3 - 10
    С. Романов 4---… 4. Весна. Большая вода 4 - 11
    В. Тропинин 5---… 5. Грачи прилетели 5 - 2
    С. Романов 6---… 6. Тройка 6 - 1
    В. Суриков 7---… 7. Протодьякон 7 - 3
    И. Левитан 8---… 8. Вечерний звон 8 - 4
    В. Перов 9---… 9. Богатыри 9 - 6
    А. Саврасов 10---… 10. Троица 10 - 5
    И. Левитан 11---… 11. Аксак киик 11 - 8
    И. Репин 12---… 12. Кокпар 12 - 7
    В. Васнецов 13---… 13. Мусоргский 13 - 14
    И. Репин 14---… 14. Алёнушка 14 - 13

    4. Объяснение нового материала. Сегодня, ребята, вы глубже познакомитесь с творчеством казахского народного композитора Курмангазы.

    Жил он ещё в XIX веке. Родился Курмангазы в нынешней Уральской области в семье батрака Сагырбая. С раннего детства он познал нелегкий труд пастуха. В зной и непогоду, изо дня в день пас байский скот и только на закате солнца переступал порог родной юрты. Единственной отрадой ребенка была самодельная домбра, с которой он никогда не расставался. От своей матери Алки, Курмангазы унаследовал незаурядные музыкальные способности. Журчание горного ручья и песни птиц, свист ветра и раскаты грома, наигрыш одинокой пастушьей сыбызгы и голос вечернего аула - эта звуковая политра родного края имела для него особый смысл. Он слышал мир слухом музыканта, и каждое явление окружающей жизни представлялось в его сознании в музыкальных образах, которые он стремился передать в мелодиях и ритмах своей домбры. Однажды аул Курмангазы посетил знаменитый в то время кюйши Узак. Заметив одаренного мальчика, Узак становится его учителем. У Курмангазы был бунтарский, непримиримый характер, но в народе его очень уважали.

    В 18-летнем возрасте Курмангазы решил покинуть родной аул и начать нелегкую жизнь странствующего музыканта. Судьба не баловала Курмангазы, он всю жизнь был изгнанником в своей стране. Человек неукратимого бунтарского нрава, Курмангазы постоянно находился в непримиримом конфликте с властями, которые за строптивость приклеили ему ярлык конокрада и под этим предлогом сажали его в тюрьму, из которой Курмангазы как правило убегал, и начинались странствия по родным степям - до следующей отсидки. Разъезжая по необъятной степи, встречаясь с множеством людей, играя им кюи седой старины и современные кюи, показывал свое виртуозное исполнительское мастерство, Курмангазы завоевывает признание, приобретает популярность в народе. Увиденное и перечувствованное отразилось в ряде кюев.

    Учитель. Давайте вспомним, а что такое кюй?

    Дети.. Кюй - инструментальная пьеса, исполняемая народным музыкантом на кобызе, домбре или сыбызгы.

    Учитель. А какие вы помните кюи Курмангазы?

    Дети. “Кишкентай” - “Младший”, “Аман бол, шешем, аман бол” - “Будь жива мама, будь жива”, “Сары-Арка” - “Золотая степь”, “Аксак киик” - “Хромая сайга”

    Учитель. “Сары-Арка” - гениальный кюй. Восхищенный поразительными картинами бескрайних просторов, он создает эту музыку. Как вы думаете, какой должна быть музыка этого кюя?

    Дети. Ответы учащихся

    Учитель. Он должен исполняться на одном инструменте или нескольких?

    Дети. Ответы учащихся

    Учитель. О чем должна петь мелодия кюя?

    Дети. О красоте степи.

    “Необъятно велика казахская степь. Кто только не побывал в ней, кто не проходил по ее неоглядным просторам! - Прошел Коркыт, легендарный отец музыки; Асан-печальник, тронувший камни горестным плачем; Кобланды во главе своих доблестных воинов. Все побывали здесь и остались жить в песнях народа. И ты - ныне безвестный и бесприютный, останешься жить в памяти народа. Пусть безлюден сейчас твой путь - ветер расскажет о тебе потомкам”. Так “поет” Курмангазы в кюе “Сары-Арка”. Сейчас “Сары-Арка” можно услышать не только в сольном домбровом исполнении, как написал Курмангазы, но и в различных ансамблевых и оркестровых вариантах. Особенно ярко и впечатляюще звучит кюй в исполнении Государственного оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.

    Слушание кюя “Сары-Арка” в домбровом и оркестровом исполнении. (аудиозапись)

    В “Сары-Арке” чувствуется боевое начало, переданное в образе лихой скачки и победной песни, жизнеутверждающей силы. Все нарастающая сила и захватывающая слушателя энергия этого кюя свидетельствует о мощи композиторского воображения, способного создать картины подобной ярости. Кюй отличается светлой, жизнеутверждающей музыкой.

    6. Слово учителя изобразительного искусства.

    На доске иллюстрации работ художника С.Романова.

    “Кайран Шешем” С. Романов”

    “Кази Жан” С. Романов

    Глубокое содержание этого кюя отразилось в рисунке заслуженного деятеля искусств Казахстана Сахи Романова, графика, живописца. Им написана серия графических рисунков “Жизнь и творчество Курмангазы”, включающая более 15 графических листов. Художник, избрав образ Курмангазы центром композиций, вводит в каждый лист сюжет его кюев. Так родились лучшие рисунки.

    “Кайран Шешем” (О, моя мать) связан с образом матери, мужественной Алки. (Курмангазы посвятил ей кюй “Кайран Шешем”, “Аман бол шешем, Аман бол” - “Будь жива, мама, будь жива”.

    Взяв за основу содержание кюя, художник создает образ, в котором он воплощает и свои воспоминания, уносящие его в родной аул. В этом листе нет динамики, свойственной мелодии, но есть глубокое и нежное чувство. Художник нарисовал простую казашку с вязанкой хвороста за спиной. Он постарался передать грусть и усталость на ее лице.

    Учитель музыки. Слушание кюя “Аман бол шешем, Аман бол”, анализ на соответствие характера музыки и характера картины.

    Учитель. Какие использованы средства выразительности в музыке для передачи образа?

    Учитель изо. Следующий рисунок - “Кози Жан” (“О, мой Кази” ) - посвящен сыну, вернувшись из тюрьмы, Курмангазы застал семью в полной нищете, а сына - больным. Художник изображает композитора, крепко прижимающим к груди сына. Он стремился к яркому изображению чувств. Рисуя профиль Курмангазы, художник усиливает характерность черт. Лицо его, волевое и страстное, по выразительности сравнимо с лицом героев легенд и преданий.

    Рассмотрим следующую работу “Аксак киик” (“Хромая сайга”) - о раненом и искалеченном животном.

    Учитель музыки. Слушание кюя “Аксак киик”, анализ произведений по вопросам учителя

    Учитель. Какими средствами выразительности композитор передает “хромоту” раненого животного?

    Дети. Слышится пунктирный ритм, жалобные интонации в музыке.

    Учитель изо.

    Рисунок “Сары-Арка" наиболее выразителен в этом цикле, полон динамики.

    Использование плоскости листа для передачи огромного безграничного пространства пейзажа. Важную роль в пластическом решении играет штрих. Он чаще всего резок, угловат, но четко рисует форму. Пространство листа организуется так, что дается ощущение простора степи, по которой свободно гуляет ветер, уносясь в след убегающим табунам.

    Просмотр и слушание видеоклипа “Сары-Арка”.

    7. Слово учителя музыки.

    Обратите внимание на картину “Кокпар” К. Тельжанова.

    У казахов весну встречают на джайляу, где поднялись сочные травы, и чабаны отгоняют отары на летние пастбища. В это время проходят народные праздники. Кокпар - это казахская народная игра. Согласно правилам игры, состязающиеся собираются вокруг козла, пытаясь отобрать его друг у друга. Когда одному из них удается завладеть им, он мчится к финишу, остальные пытаются на ходу отнять у него добычу. Игра заканчивается тем, что победитель бросает козла в заранее намеченный двор, где затем проходит “Той” - праздник. В национальных играх отчетливо читаются черты характера народа и его многовековая история. Так и в народном конном спорте казахов проявляется ловкость, удаль, темперамент, стойкость и упорство в борьбе - качества, уважаемые в старину и сохранившие свою ценность и в наше время.

    Просмотр видео фрагмента игры “Кокпар”.

    Учитель. Какой кюй тут больше подходит по настроению картины?

    Дети. “Сары-Арка” Курмангазы.

    8. Слово учителя изобразительного искусства на фоне звучания кюя “Сары-Арка” Курмангазы. Просмотр и комментарий картины “Кокпар”.

    В картине художник показывает завершающий и, вместе с тем кульминационный момент скачки, когда победитель, завладев добычей и огрев нагайкой коня, старавшегося помешать ему противника, с восторженным криком прорывается вперед. В облаках сизой пыли мелькают копыта лошадей, их лоснящиеся от пыли бока, разгоряченные лица наездников.

    9. Обобщение урока.

    Кюй “Сары-Арка” - главное произведение Курмангазы . Это песня о родной земле, о ее необъятном просторе и красоте. Мелодия бурная и стремительная, повествует о народной жизни, о том лучшем и героическом, что заложено в народный характер. Курмангазы воплотил в звуках своей любимой домбры голос казахского народа, голос степи.

    Кюй “Сары-Арка” вызывает чувство гордости за национальную музыкальную культуру.

    10.Кроссворд “Курмангазы”.

    11.Вокально-интонационные упр. Исполнение песни по выбору учителя.

    12. Итоги. Выставление оценок.

    13. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме.

    Кроссворд

    1. Инструментальная пьеса, исполняемая на домбре, кобызе, сыбызги. 2. Кем был в детстве Курмангазы? 3. С каким инструментом никогда не расставался Курмангазы? 4. Кто автор серии рисунков о Курмангазы? 5. Имя матери Курмангазы. 6. Чьи интересы отстаивал композитор? 7. Какое животное изображено на рисунке С. Романова? 8. Народная казахская игра. 9. Имя народного музыканта-кюйши, учителя композитора. 10. Знаменитый кюй Курмангазы.

    Ответы.

    1. кюй 2. пастух 3. домбра 4. Романов 5. Алка 6. народа 7. сайгак 8. кокпар 9. Узак 10.Сары-Арка.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Художник Исабаев, картина Кокпар Из серии Быт казахского народа

    лот 33
    Исабаев И.
    Кокпар. Из серии Быт казахского народа
    1971 г.
    Бумага, офорт
    50х63

    Эстимейт $ 2000 - 2500

    Работы этого автора

    Работы в ценовом диапазоне

    • лот 72

      Исабаев И.

      Жырау. Из серии Казахский эпос

      Бумага, офорт

      2000 - 3000 $

    • лот 104

      Исабаев И.

      Натюрморт с яблоками

      Холст, масло

      5000 – 7000 $

    • лот 43

      Исабаев И.

      Алтыбакан. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      1000 - 1500 $

    • лот 42

      Исабаев И.

      Чабан. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      1000 - 1500 $

    • лот 41

      Исабаев И.

      Кокпар. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      1000 - 1500 $

    • лот 40

      Исабаев И.

      Гость. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      1000 - 1500 $

    • лот 33

      Исабаев И.

      Кокпар. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      2000 - 2500 $

    • лот 32

      Исабаев И.

      Чабаны. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      2000 - 2500 $

    • лот 34

      Исабаев И.

      Жырау. Из серии Казахский эпос

      Бумага, офорт

      2000 - 3000 $

    • лот 5

      Исабаев И.

      Мастерицы

      Бумага, литография

      1300 - 1700 $

    • лот 26

      Исабаев И.

      Картина из серии «Казахское»

      Бумага, цветная литография

      3000-4000 $

    • лот 25

      Исабаев И.

      Картина из серии «Казахское»

      Бумага, цветная литография

      2500-3500 $

    • лот 24

      Исабаев И.

      Картина из серии «Казахское»

      Бумага, цветная литография

      2500-3500 $

    • лот 51

      Исабаев И.

      «Той» из серии «Казахский эпос»

      офорт, акварель

      2000 - 3000 $

    • лот 29

      Исабаев И.

      «Борьба» из серии «Казахский эпос»

      бумага, офорт

      3500 - 5000 $

    • лот 90

      Исабаев И.

      «Праздник»

      Холст, масло

      19000 - 23000 $

    • лот 89

      Исабаев И.

      «Победа»

      Холст, масло

      19000 - 23000 $

    • лот 32

      Исабаев И.

      Чабаны. Из серии Быт казахского народа

      Бумага, офорт

      2000 - 2500 $

    bonart.kz


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта