Сценарий познавательного мероприятия "Дети Байаная". Картина байанай


Картины и биография Иеронима Босха » Интернет-приложение журнала "БАЙАНАЙ"

1. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

2. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

3. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

4. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

5. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

6. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

7. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

8. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

9. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

10. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

11. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

12. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

13. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

14. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

15. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

16. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

17. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

18. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

19. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

20. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

http://www.designonstop.com/inspiration/classic/privideniya-i-adskie-chudovishha-zagadochnogo-zhivopisca-ieronima-bosxa.htm

 

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий.

Происхождение

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. В своём же псевдониме он увековечил часть названия родного города – Хертогенбоса, который был его домом на протяжении всей жизни. Сейчас это небольшой населённый пункт в Нидерландах, во времена же Босха в его окрестностях лежали охотничьи угодья герцогов Брабантских, за счёт чего город и получил своё название, в переводе означающее «герцогский лес».

Родился будущий гений, как принято считать, в 1450 году, но точную дату ни одни исследователи назвать не могут. Босху повезло появиться на свет в семье, издавна зарабатывающей на жизнь живописью. Так, его дед Ян ван Акен владел художественной мастерской, в которой трудился и отец художника, а также в будущем его братья и он сам. Ничего достоверно не известно о том, где Иероним познавал тонкости своего ремесла, но можно предположить, что при наличии таких искусных родственников ему не пришлось для этого покидать дом. Однако именно принадлежность к известной фамилии и стала причиной того, что со временем, осознав и развив свой талант, художник предпочёл взять псевдоним. Вероятно, он хотел, чтобы его воспринимали как отдельную фигуру с собственным стилем и взглядом на мир.

Картины и биография Иеронима Босха

Иероним Босх Страшный Суд

Братство Богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года. Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства. Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна. Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Семья

Можно с уверенностью утверждать также, что Босх был обеспеченным человеком, о чём говорят весьма существенные суммы налогов, которые он вносил в казну. Женой живописца стала представительница местной знати Алейт Гойартс ван дер Меервене, чьё солидное приданое явилось значительным вкладом в благосостояние семьи, а фамилия позволила вступить в ряды полноправных бюргеров. Однако детей в семье не было, а после смерти живописца оказалось, что и недвижимости он не нажил. Скорее всего, причиной того были существенные денежные пожертвования Братству, а также то, что все работы для него он выполнял совершенно бесплатно.

Отпевали Босха 9 августа 1516 года в им же расписанной капелле. В записях Братства он фигурирует как «выдающийся художник», что говорит о несомненном признании его заслуг.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи. На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология. Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом. Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца. Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Наследие

Наследие Босха немногочисленно. С уверенностью можно говорить, что его перу принадлежат 25 картин (это отдельные картины, триптихи и их фрагменты) и 8 рисунков. Считается, что создал он их намного больше. При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке. За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.

Ольга Милейко

http://gallerix.ru/storeroom/1400476940/

bayanay.info

Дух охоты - Байанай / Сибирский охотник

С древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и существования.

Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись обще сибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т.п. основными в данном культе у всех изучаемых народов являлись обряды в честь духов мест и охоты. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки.

Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ - обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение.

Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1) обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2) обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи.

Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная (всем богатого богача Байаная), с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной "чистоты".

У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная - покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха.

Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха.

Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах - создатель крупных зверей: медведей, лосей и пр. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна - хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов - дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов.

Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно пред отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов (кусочек масла или что-нибудь другое) и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу. Непочтительное отношение к Баай Байанаю считалось одной из причин неудачной охоты. Якуты угощали Байанайа и просили богатой добычи.

Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай-Байанаю.

Один из охотничьих запретов был связан с верой в "нечистоту" женщин. Например, женщина не имела права есть сердце, печень, верхнюю губу с ноздрями и уши лося. Она так же не должна была наступать на мокрую шкуру и кости сохатого. Женщина, могла быть причиной потери охотничьей удачи, осквернение орудий и промысла и одежды охотника. Считалось, они "портились" и приносили неудачу. Поэтому совершали обряд очищения огнем - окуривали дымом можжевельника. Охотник считался "не чистым" если недавно умер кто-нибудь из его близких родственников. Ему бесполезно было идти на охоту.

Промысловики, конечно, сильно верили в удачу и соблюдали суеверия. Промысел получил религиозную окраску. Поэтому промысловые верования выражались в многочисленных правилах, предметах, запретах и обрядах. Чем больше был доволен Байанай, тем удача сопровождала охотника. А значит, есть, чем кормиться и одеваться. На современном этапе, поверья, суеверия, запреты, связанные с промыслом сохраняются, может не в таком чистом виде, но они соблюдаются. И многие охотники считают, что удача в какой-то степени зависит от благосклонности духа-хозяина леса.

www.hunting.ru

Сценарий познавательного мероприятия "Дети Байаная"

Разделы: Работа с дошкольниками

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности является одним из задач современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Вот потому мы ведем работу по ознакомлению нашей якутской национальной культурой, где знакомим детей с природой, историей республики, а также традициями нашего народа. Для приобщения детей к национальной культуре проводятся развлечения, праздники, как итоговые мероприятия

Действующие лица: ведущий, Баай Байанай, воспитанники дошкольного учреждения.

Цель: формирование у детей представления о зимовке зверей. Воспитание бережного отношения к природе, любви к животным.

Оборудование:

  • слайды картин «Жизнь зимующих зверей и птиц»;
  • скамейки – упавшие сосны, табуретки – пеньки;
  • дуги – березки, макет сосны – «Говорящая сосна»;
  • шишки ели.

Ход познавательного мероприятия

(Под якутскую народную мелодию в зал входят дети и педагог в якутских национальных костюмах, дети усаживаются.)

Ведущий: Месяц ноябрь известен как месяц Байаная. Сегодня к нам в гости пришел дедушка Баай Байанай. Он – дух природы, нашей тайги. В нашем лесу живут много-много разных животных. Скажите, дети, каких животных вы знаете, обитающих в наших лесах? (Ответы детей.) Они – все дети духа природы Баай Байаная. А все эти сказанные животные – жители леса.

(Показ слайдов.)

Ребята, наша Якутия, Оо, как богата разными животными. Все они, каждый из них, Ходят по разным местам, Питаются по-разному, У всех у них есть маленькие детишки, Дом у них лес, норки, гнезда, берлога. Все жители леса, Будь они мелкие или крупные, Совсем не боятся холода и зимы. Они очень ловкие, быстрые, А есть и медлительные. Они меняют свой расцвет И летом и зимой. Родившиеся в суровых лесах, Умеют поберечь себя от холода, Ищут укрытия в норках, берлогах. Всегда в поисках еды Трудолюбивы они. Они не боятся суровой зимы.

Давайте для них прочтем наше стихотворение «Зима» (дети читают стихотворение).

Дедушка Байанай хочет знать, насколько хорошо вы знаете его лесных зверят. Он хочет загадать вам загадки, ребята, вы готовы их разгадать?

Баай Байанай: Сейчас я вам буду загадывать загадки, вы ведь любите их разгадывать?

  1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
  2. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит кору кустов. (Заяц.)
  3. Хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, по деревьям лазит, да орешки грызет. (Белка.)
  4. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! (Лиса.)
  5. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой, в лютый мороз, спит в избушке снеговой. (Медведь.)
  6. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк.)
  7. Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.)

Баай Байанай очень рад, что вы все быстро отгадали его загадки.

В лесу зверята играют ветками да травой, а у вас ребята, есть много разных игрушек.

Давайте об этом прочтем стихотворение и споем песенку дедушке Баай Байанаю, он расскажет своим детям, маленьким зверятам, какие у вас есть игрушки.

(Дети каждый по отдельности читают стихотворение А. Барто «Игрушки». Поют песенку «Мне купили медвежонка». Танец с игрушками.)

Баай Байанай:

Дети весело плясали, Пели и стихи читали, А теперь пора играть, Вашу ловкость показать.

Ведущий: Так станем все зверятами и птицами и поиграем (дети одевают маски животных и птиц, разделяются на 2 команды).

Уж ты, Зимушка-зима, Всю землю замела. Ветер, веселый дружок, Собери всех скорей, На наших зимних игрищах Проявим ловкость и смелость!

Проводится эстафета:

  1. «По упавшей сосне» (дети проходят по скамейке).
  2. «Пенек» (прыжки со стульчиков).
  3. «Березка» (ползание под дугой).
  4. «Говорящая сосна» (поговорки об охоте).
  5. «Поле» (собирают рассыпанные шишки).

Ведущий: Молодцы! На славу поиграли, показали нашу смелость и ловкость.

Баай Байанай: Всем спасибо за веселье и смех, за огонь соревнования. Мальчишки, когда вы станете взрослыми, вы будете ходить на охоту, будете пожинать плоды моего богатства. Поэтому вы должны знать обычаи охоты, давайте познакомьтесь с ними.

Ведущий: Можно я познакомлю с ними?

Баай Байанай не любит, когда охотничьи принадлежностями играют маленькие дети, и когда перешагивают через них женщины. Тогда ружье не попадает в цель, да и в капкан зверь не попадет. Поэтому все принадлежности охотника не хранят дома, убирают подальше в амбар.

Когда собираются на охоту, и чтобы охотник удачно добрался до леса, вернулся с дичью, жены или матери, с оладьями и с маслом, просят у духа огня Хатан Тэмиэрийэ.

Когда охотники добираются до места охоты, они ведут себя тихо, и опять же с угощением просят у духа огня.

Охотник не убивает много зверей, он добывает лишь столько, сколько ему необходимо.

Баай Байанай очень любит разные сказки, рассказы. Поэтому если охотники соберутся вместе, то они рассказывают друг другу охотничьи рассказы, сказки, былины.

Баай Байанай: Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь: Когда вы вырастете, и будете охотиться, следуйте и чтите обычаям предков. Тогда Байанай не заставит ходит вас с пустыми руками. Обязательно подарит дичь! Тогда каждый охотник будет свободно дышать, и наслаждаться любимой природой, гордиться добычей, высшим для него счастьем, чтить и знать законы тайги.

Ведущий: Этими словами мы завершим наш сегодняшний вечер. До свидания, до счастливых новых встреч!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Байанай знакомит детей с волком и медведем" НОД для дошкольников.

 Наименование ОУ:

МБОУ Соболохская СОШ детский сад «Чебурашка»

ФИО автора: Березкина А.А.

Должность: воспитатель 1 категории.

Момский район, с. Соболох.

Непосредственная образовательная деятельность

Тема : Байанай знакомит детей с волком и медведем

Цель: дать первоначальное представление о внешнем виде волка и медведя, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (что едят, какое у них жилище, как заботятся о детенышах, как приспособились к холодному времени года — зиме).

Оборудование: кукла Байанай, картины «Волчьястая зимой», «Медвежья берлога», «Волк с волчатами)» «Медвежья семья», шапочки волка, медведя, зайцев (по количеству детей).

Примечание. Картинок с изображениями зверей должно быть много, чтобы дети могли выбрать из них нужные для занятия.

Предварительная работа:

- рассмотреть в свободное время иллюстрации с лесными зверями;

- выяснить представления детей о волке, медведе, лисе, зайце, белке;

- читать сказку «Колобок» и другие произведения, в которых герои - лесные звери;

- игры детей с игрушками-животными, объяснение отличий игрушечных животных от живых, изображены на картинках.

* * *

Воспитатель приносит в группу картинки с изображением медвежьейберлоги зимой, медведицы с медвежатами, семьи волков летом и зимойрасполагает картинки в разных местах комнаты, наблюдает за детьми, прислушивается к разговорам, отвечает на вопросы ребят. Он еще раз читает сказку «Колобок» и спрашивает: «Каких зверей Колобок встретил в лесу?» Напоминает о том, что Бэргэн рассказал о жизни белок и зайцев и обещал поведать о других зверях.

Воспитатель. Помните, Бэргэн хотел прийти к нам в гости. Посмотрю, может быть, он уже спешит к нам. Выходит из комнаты и возвращается с Байанаем.

Он здоровается, говорит, что очень рад видеть детей, подходит к картинам, любуется ими, спрашивает, о каком звере дети хотели бы послушать рассказ.

Мы читали сказку «Колобок», как он по лесу катился. Ребята,скажите Байанайу, каких зверей Колобок встретилв лесу?

Дети отвечают.

Расскажи, пожалуйста, о волке, Байанайу.

Байанай. Посмотрите внимательно на волков. На какое домашнее животное похож этот зверь?

Дети отвечают.

Правильно, на большую собаку. У него острые зубы, уши торчком, густая серая шерсть, пушистый хвост. Это сильный зверь, быстро бегает, охотится за зайцами, оленями, может напасть на теленка или жеребенка. Волки зимой живут стаями, у них нет дома в лесу. Давайте сосчитаем, сколько волков в этой стае.

Дети вместе с воспитателем считают.

Волки спят где-нибудь среди кустарников, прямо на снегу. Спятчутко, прислушиваются к каждому шороху: не идет ли охотник?

Весной волчица делает дом-логово, у нее появляются волчата. Она кормит их своим молоком, как собака кормит щенков, а волк-отец приносит добычу. Волки заботятся о волчатах, играют с ними, учат охотиться.

Воспитатель. Мы знаем игру «Зайцы и волк». Давайте поиграем! Двое будут волками (раздает шапочки волков), остальные - зайцы (раздает шапочки зайцев). Вы прыгаете, гуляете лесу. По сигналу «Волк!» быстро замираете на месте и не двигаетесь, пока «волки» не уйдут с нашей полянки. «Волки» ходят, смотрят, кто шевельнется. Если «зайчик» шелохнется — влапы «волка» попадется!

Игpa проводится 2—3 раза. «Волки» каждый раз меняются.

Люди придумали о волках загадку: «Кто зимой холодной ходит злой, голодный»? Ребята, почему волк ходит зимой злой |и голодный? Правильно, очень трудно ему поймать зайца или другую добычу.

Байанай, а теперь расскажи нам о медведе?

Воспитатель вывешивает картину «Mедвежья берлога»

Байанай. Медведь большой сильный зверь с густой шерстью, ходит косолапо, может на задние лапы подняться. Медведь осенью ложится в берлогу и спит всю зиму. Посмотрите на эту картину. Берлога завалена большой шапкой снега, медведю внутри тепло. Косолапый проснется весной, когда будет таять снег.

У медведицы зимой рождаются медвежата. Она кормит ихсвоим молоком, а когда выйдет из берлоги - начнет учить находить корм: зеленую травку, жуков, муравьев. Летом медведи едят ягоды, мед, орехи, траву и листья деревьев, кустов.

Дети рассматривают картину с изображением медведей в весеннем лесу.

Воспитатель. На картинах нарисованы живые медведи, а у нас в группе много игрушечных мишек. Дети любят их. Еще ребята любят игру «У медведя во бору».

Из игроков выбирается «медведь» — водящий. Он неподвижно сидитв противоположном от других игроков конце комнаты. Дети делают вид, что собирают малину в лукошко и напевают или проговаривают;

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

Лукошко опрокинулось —

Медведь за ними кинулся!

Водящий подбегает к игрокам и пытается поймать их. Пойманный становится «медведем».

Игра проводится 2—3 раза.

Байанай хвалит детей за ловкость, прощается и уходит.

infourok.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта