Вячеслав Забелин: «Откровение в красках»ARTinvestment.RU   17 февраля 2010. Забелин картины


ЗАБЕЛИН Вячеслав Николаевич – Галерея произведений (60 изображений).

Открыть доступ

В.Н.ЗАБЕЛИН

(1935 – 2001)

Памятники русского средневекового зодчества, проблема их значимости и сохранности в живой ткани современного города – вод ведущая тема картин Вячеслава Забелина, отличительной особенностью которых является подчёркнуто эмоциональный, лирически полнозвучный колорит.

Его живопись посвящена провинциальной России, чаще всего любимому Ростову Великому, интерьерам его древних храмов, стареньким улочкам и слободкам, природе средней полосы.

Вячеслав Забелин искал интимные мотивы, позволявшие неброским и обыденным сюжетам пробуждать в зрителе душевную отзывчивость.

Творчество мастера даёт повод задуматься о судьбе отечественного культурно-исторического наследия и вспомнить о традициях русской школы пейзажной живописи. Глядя на полотна Вячеслава Забелина, сразу вспоминаешь живописцев Союза русских художников – Юона, Петровичева – видеть в них продолжение линии русского импрессионизма.

Однако техника забелинского письма не всегда прямо импрессионистична. Оптическое смешение красок сплошь и рядом заменяется эскизной манерой, свободно наложенными прямо и наискось мазками.

Вячеслав Николаевич Забелин родился 12 июня 1935 года в Москве. Учился в МСХШ (1948-1955), в МХУ памяти 1905 года (1956-1961) у М.В.Добросердова и П.Н.Богачева, в МГХИ (1961-1967) в мастерской В.Г.Цыплакова и П.Д.Покаржевского, в аспирантуре в МГХИ (1968-1970) у В.Г.Цыплакова.

Вячеслав Забелин — участник выставок с 1957 года, член СХ СССР (с 1968), председатель Правления МСХ (1997-2000). Заслуженный художник РСФСР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), Преподавал в МГХИ (1971-2001), профессор (1991).

Принимал деятельное участие в сохранении историко-культурного наследия Ростова Великого, содействовал развитию Музея-заповедника «Ростовский Кремль», благодаря чему были отреставрированы десятки произведений искусства из музейного собрания.

Вячеслав Забелин — Почетный гражданин города Ростова Великий. В постоянной экспозиции художественного музея в 2002 году был открыт мемориальный зал художника.

 

cultobzor.ru

Русский пейзаж - Вячеслав Николаевич Забелин. «Сказать самое нужное…»

Забелин Вячеслав НиколаевичВячеслав Николаевич Забелин родился в Москве в 1935 году. Еще в детстве он увлекся рисованием, стал учеником художественной студии Дома пионеров, где познакомился с Народным художником СССР, академиком К.Ф. Юоном. Эта короткая встреча оказалась судьбоносной для В.Н. Забелина и оказала значительное влияние на его будущий творческий путь. Впоследствии Вячеслав Николаевич фактически стал продолжателем традиций «московской школы живописи» начала ХХ века.

Его художественный стиль принято относить к импрессионизму – в одной из зарубежных частных коллекций полотна мастера размещены в одном ряду с картинами Ренуара и Мане. Но если за рубежом импрессионизм со временем утрачивал естественность переживания, превращаясь в своего рода рецептурное искусство, то в России сохранялась его изначальная чистота – легкость «ощущения», вдохновения. Именно в таком стиле творил В.Н.Забелин. Его «русский импрессионизм» лишен какой бы то ни было искусственности, натужности и рожден от соприкосновения души художника с гармонией окружающего мира.

*  *  *

На протяжении всей жизни Вячеслав Николаевич писал лишь то, что восхищенно любил. Характерной темой его картин стали виды Ростова Великого. Интересно, что поездка, ставшая в итоге определяющей для В.Н. Забелина, по сути, была случайной. Окончив институт, вместе с В.Н. Телиным художник решил посетить Вологду. Заметив в окно поезда высокие купола ростовских храмов, друзья захотели ненадолго задержаться в городе. Так возникла крепкая душевная привязанность В.Н. Забелина к Ростову, длившаяся – ни много ни мало – полжизни.

Художник Забелин Вячеслав Николаевич

Вячеслав Николаевич ехал в Ростов на этюды как на праздник. Привыкшие к художникам прохожие с интересом наблюдали за элегантным мужчиной в рубашке и галстуке, в аккуратном дорогом финском костюме. На этюднике у него была закреплена не традиционная картонка, внушительный холст. Практически каждый год художник писал Кремль, а в последнее десятилетие все больше творческого времени посвящал изображению тополиных аллей и старых домиков.

Кажется, что именно Забелину удалось проникнуть в цветную суть города, его душу, постичь духовную взаимосвязь ростовской земли и ее жителей, природы и зодчества.

Работая здесь на протяжении многих лет, художник возродил жанр церковного интерьера, который писал, как природу: точно передавая цвето-тональные камертоны, доверяясь искреннему чувству, никогда не повторяя «краски» в одном сюжете. Хотя картины производят впечатление виртуозно-импровизационных, за каждой из них скрывается пристальное наблюдение, тонкий душевный настрой и стремительное исполнение.

*  *  *

Обратившись к богатой теме древнерусского искусства, В.Н. Забелин сам занял видное место в ряду художников, которые от сердца к сердцу передавали любовь к родной земле и культуре. Он не ограничивался творчеством и в течение многих лет отдавал свободное время коллекционированию старинных икон, мебели, книг, посуды. После его смерти собрание икон было передано музею-заповеднику «Ростовский Кремль». Памяти художника была посвящена не одна выставка, а один из учеников издал монографию с воспоминаниями его друзей и описанием всех полотен. Работы В.Н. Забелина находятся в собраниях многих российских музеев: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

«Вячеслав Николаевич Забелин представлял собой уникальную личность. Талантливый художник, редкого дара живописец, исключительной эрудиции, с удивительной способностью к преподаванию, он умел сказать самое нужное и ничего лишнего. Вокруг него всегда было много друзей и товарищей. При внешней лености, во время работы, он был заряжен невероятной энергией и целеустремленностью, в этот момент для него ничего не существовало…»

Из воспоминаний Георгия Александровича Лемана.

На главную    Статьи    Биография художника    Каталог картин   

Перейти к началу страницы

artleman.ru

Вячеслав Забелин - Неправильный глагол

Ростовский кремль

Хочу представить вам замечательного художника - Вячеслава Николаевича Забелина:Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор живописи МГХИ им. В.И. Сурикова, руководитель мастерской, известный русский художник. Закончил МГХИ им. В.И. Сурикова по мастерской Народного Художника РСФСР В.Г. Цыплакова.

Работая многие годы в древнем Ростове Великом, он возродил жанр церковного интерьера. Обращаясь к древнерусскому искусству, к наследию великих предшественников, особо ценя и чувствуя искусство подлинных колористов, В.Н. Забелин и сам достойно встал в ряд художников, от сердца к сердцу передающих любовь к земле, Родине и органично рождённой ими культуре. Работы, связанные с Ростовом Великим, его историей и архитектурой стали узнаваемой чертой творчества В.Н. Забелина. Многие картины художника находятся в собраниях музеев России: Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Рязанском Областном Художественном Музее, Ярославском Художественном Музее, Тверской Областной картинной Галерее и других музеях России.

Ростовская звонница

Незабываемо яркую и цветную живопись Вячеслава Николаевича Забелина относят к импрессионизму, но такому своеобычному, к которому приросло определение «русский». Импрессионизм в Европе постепенно превратился в почти рецептурное искусство, и только в России сохранился не как формальный прием, а как искусство «впечатления», «переживания». Забелин всю свою жизнь писал лишь то, что восхищенно любил. В 1967 году, сразу после окончания института, они с Владимиром Телиным отправились в Вологду и, как рассказывал сам Забелин, увидев из окна поезда купола храмов Ростова Великого, решили побродить по городу-музею. Задержавшись, как они думали, на один день, друзья так и не доехали до Вологды, а Забелин остался с Ростовом на всю свою жизнь, открыв душу города, его цветную суть. Забелин приезжал в любимый Ростов на этюды как на торжество.

Ростов. Серый день

Местные жители и туристы, давно привыкшие к художникам, с удивлением и любопытством смотрели на красивого высокого мужчину в новом дорогом финском костюме, свежей рубашке и галстуке, у которого на новом этюднике была закреплена не обычная картонка, а внушительных размеров холст. Внешне картины Забелина выглядят виртуозно-импровизационными. Но за каждой из них скрыто длительное, внимательное наблюдение, настройка души, глаза, руки на стремительное исполнение.Забелин принадлежал тому кругу художников, трудами и творчеством которых длится прямая нить русской живописной традиции. Фактически он оказался прямым наследником ведущих мастеров «московской школы живописи» начала ХХ века. Обращаясь к наследию великих предшественников, особо ценя и чувствуя искусство подлинных колористов, Забелин и сам достойно стал в ряд, в котором тонко, от сердца к сердцу передается любовь к земле, Отечеству и великой русской культуре.

"Вячеслав Николаевич Забелин представлял собой уникальную личность. Талантливый художник, редкого дара живописец, исключительной эрудиции, с удивительной способностью к преподаванию, он умел сказать самое нужное и ничего лишнего. Он оставил после себя целую плеяду талантливых художников. Вокруг него всегда было много друзей и товарищей. При внешней лености, во время работы, он был заряжен невероятной энергией и целеустремленностью, в этот момент для него ничего не существовало, он был полностью поглощен живописью. Однажды он загорелся идеей написать рассвет, когда солнце только-только восходит, а земля еще спит и только маковки куполов с крестами загораются на солнце. Чтобы не уснуть, мы пили с вечера кофе, а в 2-3 часа ночи вылезали из гостиницы через окно на улицу и шли писать. Это была очень увлекающая натура, он любил поэзию, любил шахматы. Очень любил старину. Он собрал уникальную коллекцию икон, посуды, мебели, книг. После его смерти жена передала коллекцию икон в музей – заповедник «Ростовский Кремль». Его ученики провели несколько выставок памяти Вячеслава Николаевича «учитель и ученики», а его ученик из США издал роскошную большую монографию, где опубликованы практически все его работы и воспоминания друзей и учеников.... "Из воспоминаний Лемана Г.А.Текст с сайта

Зима в поселке Борисоглебском

К сожалению, в сети работ Забелина очень мало, а эти я сканировала с набора открыток "Ростов. Борисоглеб. Художник В. Забелин" 1983 года издания, поэтому сами видите, каково качество изображений! Открытки с дарственной надписью, чем горжусь - с автором я была мало знакома, но зато работала вместе с его женой Татьяной, впрочем, и сейчас работаю! Мы все были на открытии выставки Вячеслава Николаевича (в конце 1970-х или в начале 1980-х)- мы все, это реставраторы, работавшие в ГИМе вместе с Татьяной. Выставку снимали для новостей. И надо же было такому случиться, чтобы моя мама, ездившая в Москву хорошо если раз в год, как раз поехала, пошла в кино, а перед фильмом обычно показывали новости - и ей показали ее дочь на открытии выставки Забелина! На огромном экране! Длилось это все пару секунд, я думаю - мое пребывание на экране, но затмило и Забелина, и выставку, и кино...Но это так, в скобках!:)

В Ростовском кремле

Вот та же картина, скачанная из сети:

Вечер в Ростовском кремле

Борисоглебский монастырь. Портал церкви Бориса и Глеба

Борисоглебский монастырь. Надвратная Сретенская церковь

Из сети:

ВЯЧЕСЛАВ ЗАБЕЛИН Центр Ростова. 1987http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100217_zabelin.html

Художник Забелин Вячеслав Николаевич Картина "Святое место", 1972г.http://www.art-auction.ru/painters_detailed.php?id=30

http://www.moscow-painters.ru/archive.php?id=4&date=201002

А вот здесь три картины сына художника - Никиты:http://www.moscow-painters.ru/db/invention.php?id=220

je-nny.livejournal.com

Гостиница-усадьба в Ростове Великом - Вячеслав Забелин

Среди художников, нашедших в Ростове источник вдохновения — живописец Вячеслав Николаевич Забелин (1935 — 2001), Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Работы, связанные с Ростовом Великим, его историей и архитектурой стали узнаваемой чертой творчества В.Н. Забелина. В.Забелин. Сумерки Вячеслав Николаевич родился в Москве в 1935 году. С детства он увлекся рисованием, стал учеником художественной студии Дома пионеров, где познакомился с Народным художником СССР, академиком К.Ф. Юоном. Эта короткая встреча оказалась судьбоносной для В.Н.Забелина и оказала значительное влияние на его будущий творческий путь. Впоследствии Вячеслав Николаевич фактически стал продолжателем традиций «московской школы живописи» начала ХХ века.   В.Забелин. Фрески Ростовского кремля

По воспоминанию друга художника, В.Н.Телина, в 1967 году они с ним отправились в Вологду и, увидев из окна поезда купола храмов Ростова Великого, решили побродить по городу. Задержавшись, как они думали, на один день, друзья так и не доехали до Вологды, а Забелин остался с Ростовом на всю свою жизнь. Забелин приезжал в любимый Ростов на этюды как на торжество. А Ростов знал Забелина как давнего и преданного почитателя местных древностей. В.Забелин. Ростовский кремль Из воспоминаний Георгия Александровича Лемана, также замечательного живописца: «Вячеслав Николаевич Забелин представлял собой уникальную личность. Талантливый художник, редкого дара живописец, исключительной эрудиции, с удивительной способностью к преподаванию, он умел сказать самое нужное и ничего лишнего. Он оставил после себя целую плеяду талантливых художников. Вокруг него всегда было много друзей и товарищей. При внешней лености, во время работы, он был заряжен невероятной энергией и целеустремленностью, в этот момент для него ничего не существовало, он был полностью поглощен живописью. Однажды он загорелся идеей написать рассвет, когда солнце только-только восходит, а земля ещё спит и только маковки куполов с крестами загораются на солнце. Чтобы не уснуть, мы пили с вечера кофе, а в 2-3 часа ночи вылезали из гостиницы через окно на улицу и шли писать. Это была очень увлекающая натура, он любил поэзию, любил шахматы. Очень любил старину. Он собрал уникальную коллекцию икон, посуды, мебели, книг. После его смерти жена передала коллекцию икон в музей – заповедник «Ростовский Кремль».   В.Забелин. Парк в Ростове Великом   Многие картины художника находятся в собраниях музеев России: Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Рязанском Областном Художественном Музее, Музее-заповеднике „Ростовский кремль“, Ярославском Художественном Музее, Тверской Областной картинной Галерее и других музеях России.  

podozerka.ru

Вячеслав Забелин: «Откровение в красках»

Союз художников России и галерея «Арт Прима» проводят выставку живописи Вячеслава Николаевича Забелина, посвященную 75-летию со дня рождения мастера

Сегодня, 17 февраля, в выставочном зале Союза художников России (Покровка, 37) в рамках проекта «Романтики реализма» открывается выставка живописи заслуженного деятеля искусств РСФСР Вячеслава Николаевича Забелина «Откровение в красках», посвященная 75-летию со дня рождения мастера. Выставка проводится совместно с галереей «Арт Прима». В экспозиции представлено более 50 работ из собрания СХР, коллекции галереи «Арт Прима» и частных собраний.

Незабываемо яркую и цветную живопись Вячеслава Николаевича Забелина относят к импрессионизму, но такому своеобычному, к которому приросло определение «русский». Импрессионизм в Европе постепенно превратился в почти рецептурное искусство, и только в России сохранился не как формальный прием, а как искусство «впечатления», «переживания».

Забелин всю свою жизнь писал лишь то, что восхищенно любил. В 1967 году, сразу после окончания института, они с Владимиром Телиным отправились в Вологду и, как рассказывал сам Забелин, увидев из окна поезда купола храмов Ростова Великого, решили побродить по городу-музею. Задержавшись, как они думали, на один день, друзья так и не доехали до Вологды, а Забелин остался с Ростовом на всю свою жизнь, открыв душу города, его цветную суть.

Забелин приезжал в любимый Ростов на этюды как на торжество. Местные жители и туристы, давно привыкшие к художникам, с удивлением и любопытством смотрели на красивого высокого мужчину в новом дорогом финском костюме, свежей рубашке и галстуке, у которого на новом этюднике была закреплена не обычная картонка, а внушительных размеров холст. Внешне картины Забелина выглядят виртуозно-импровизационными. Но за каждой из них скрыто длительное, внимательное наблюдение, настройка души, глаза, руки на стремительное исполнение.

Забелин принадлежал тому кругу художников, трудами и творчеством которых длится прямая нить русской живописной традиции. Фактически он оказался прямым наследником ведущих мастеров «московской школы живописи» начала ХХ века. Обращаясь к наследию великих предшественников, особо ценя и чувствуя искусство подлинных колористов, Забелин и сам достойно стал в ряд, в котором тонко, от сердца к сердцу передается любовь к земле, Отечеству и великой русской культуре.

  • ВЯЧЕСЛАВ ЗАБЕЛИН Портрет девушки в синем платье. 1961

Выставочный зал Союза художников России работает с понедельника по пятницу в 11.00 до 17.00; в субботу по договоренности; воскресенье — выходной. Выставка открыта до 3 марта 2010 года.

Источник: artprima.ru

artinvestment.ru

В.Н.Забелин | Вспоминает Александр Васильевич Мелихов

Я помню молодых застенчивых художников... они стояли маленькими группками на открытии выставок на Беговой улице и на Кузнецком мосту. Как эмоционально и живо они обсуждали работы друг друга! Это было очень интересно для меня, тогда еще студента Строгановки, — наблюдать эту абсолютно новую и неизвестную мне жизнь московской художественной элиты. Один художник стоял чуть поодаль от толпы. Он был высок, строен, с благородным лицом, с прямым длинным носом и выразительными глазами под густыми темными бровями, из-под которых иногда бросал на собеседника пронзительные взгляды. Его рот был прекрасно очерчен, а упрямый подбородок свидетельствовал о сильном и целеустремленном характере. Редкая улыбка только усиливала это впечатление. Он прекрасно выглядел, его темные волосы были аккуратно подстрижены и уложены, а лицо гладко выбрито. Забелин одевался в классическом стиле: строгий серый костюм, белые и полосатые рубашки и темно красный шерстяной свитер.

Забелин стал душой нашей компании с самой первой вечеринки осенью 1966 года в маленькой коммунальной квартире Альберта Мирошниченко на улице Россалимо. Мы ели, рассказывали друг другу забавные истории и подшучивали друг над другом. Мы много говорили о тяжелых военных временах и о нашем послевоенном голодном детстве... об обучении рисованию и живописи в студии Дома культуры при фабрике резиновых изделий, и о том, как через всю Москву мы ходили на этюды в исторический парк Коломенское.

Мне нравилось смотреть на работу Забелина. Его манера рисовать в отличие от его друзей художников была полна экспрессии. Он делал три или четыри мазка спокойно, потом внезапно его рука с кистью прыгала или резко перемещалась в другую сторону холста, как будто его ударило током. Затем Слава отходил от холста и смотрел на него, оценивая работу. Каждые полтора часа он делал перерыв, а потом все начиналось снова. Хороший пример такой работы его холст «Путь в Дединово» 1981 года, написанный с натуры за полтора часа.

Иногда мы вместе ходили в музей. Мои заметки о его манере рисовать напомнили мне, как Забелин однажды страстно прореагировал на картины Клода Моне и Огюста Ренуара. Пафос его слов заключался в том, что А. Иванов делал эскизы с натуры для своего знаменитого Явления Христа народу, В. Суриков писал блаженного с мужика, действительно сидящего на снегу, для картины «Боярыня Морозова», он подчеркивал, что русские художники начали работать на открытом воздухе на пятьдесят лет раньше, чем французы.

Однажды осенним вечером я позвонил Алику, и как обычно, он пригласил меня к себе, сказав, что и Забелин обещал зайти. По пути я заглянул в магазин и купил светлую вельветовую шляпу, которая подходила к моему коричневому пальто. Увидев мою покупку, Алик начал расспрашивать меня где, когда и как мне удалось купить «стильную штучку». Потом начал упрекать меня, дескать, мог бы подумать и о нем, покупая себе шляпу. Мы не заметили, как вошел Забелин. и чго он стоит и слушает наши пререкания. Мы даже испугались, когда он неожиданно громко обратился к Алику: «Послушай старик! Я купил сегодня две пары вельветовых носков, но когда зашел в мастерскую Никиты Федосова, ребята забрали их у меня!» Это вызнало новый град упреков со стороны Алика. Он начал кричать, что мы не умеем жнть, и продолжал орать в том же духе. И только громкий смех прибывших наших друзей прервал обличительную речь хозяина.

Вячеслав Николаевич Забелин преподавал в московской художественной школе до 1970 года, и каждое лето выезжал в Ростов или Борисоглебск на этюды. Он выставлял эти работы осенью и весной на выставках московского отделения Союза художников. Затем он стал участником республиканских, всесоюзных и международных выставок. Однажды Слава посетил Ленинград, а когда мы встретились в его мастерской, заполненной пейзажами со старой русской архитектурой, я спросил его: «Почему ты не рисовал Петербург?» Его ответ удивил меня: «Понимаешь, старик, и ленинградская, и современная московская архитектура — это сплошная геометрия. Эти новые здания лишены души. А пропорции старых московских зданий находятся в гармонии с человеческими пропорциями, и что более важно, в них чувствуется теплота человеческих рук в каждом элементе древних сооружений. Их создатели, старые русские архитекторы, построили их в прекрасных чудесных местах. Природа и церкви, монастыри и кремли старых русских городов соотнесены и согласованы. Даже жилые дома находятся в гармонии друг с другом». Мне исполнилось 50 лет, Забелин подарил мне книгу М.Н. Соколова о творческой работе московского художника, заслуженного художника Российской Федерации В.Н. Забелина. Несколько его работ, этого талантливого художника, были напечатаны в альбоме Лучшие Художники России, и Забелин был очень горд этим достижением до последних дней. Он в деталях знал русское художественное наследие. Мог на память назвать где, в каком музее, в каком зале и на какой стене висят полотна великих мастеров. Он был очень расстроен, что есть всего несколько работ В.И. Сурикова в русских музеях. Он обожал А.П. Рябушкина, Н.П. Крымова, высоко отзывался о творческих работах М. Нестерова, восхвалял мастерство П.Д. Корина, и конечно, с большой теплотой говорил о Юоне.

В его административные обязанности в московском отделении Союза художников входили встречи иностранных делигаций, он должен был организовывать и возить выставки за рубеж. Но западная культура не вдохновляла его. Так, из Парижа он привез небольшую работу Нотр Дам де Пари, из Токио только несколько сувениров, а после поездки в США сказал: «Это абсолютно другой мир. Американские художники едва ли знают историю искусства, и если и найдешь две-три какие-нибудь книги по искусству в художественной студии, то считай, что владелец студии хорошо осведомленный художник». Вот почему он снова и снова повторял: «Старик, не теряй времени, продолжай работать и не обращай внимания на трудности жизни».

Мой теплый плащ не спасал меня от холодного ветра и настойчивых брызг октябрьского дождя. И вот, я стою один, замерзший и дрожащий, на могиле одного из моих самых первых московских друзей, чья жизнь закончилась год назад, 4 октября 2001 года.

Похороны состоялись потрясающе красивым октябрьским днем. Точно такой день воспевали в своих поэмах Пушкин и Есенин, свежий и бодрящий, с темными красными листьями, танцующими в солнечном свете. Почти все московские художники и те, кто жил поблизости от Москвы, пришли проводить Славу Забелина в последний путь.

zabelin.info

Художник – это человек с оголенными нервами

Владимир Забелин: Художник – это человек с оголенными нервами

Владимир Забелин: Художник – это человек с оголенными нервами

Художник Владимир Алексеевич Забелин хорошо известен многим люберчанам по репортажам местного телевидения, публикациям в прессе, а также его живописным и графическим работам, которые регулярно выставляются в Люберецком краеведческом музее.

Биографическая справка: Забелин Владимир Алексеевич 11.08.1952г. – родился в г. Баку, Азербайджан. 1971г. – с отличием окончил Бакинское художественное училище. 1977г. – окончил Азербайджанский Государственный институт им. В.И. Ленина (художественно-графическое отделение). Дипломная работа: «Студенты», экспонировалась на ВДНХ. 1978г. – вступил в Объединение молодых художников при Союзе художников СССР. 1978-1990гг. – работал художником аппарата ЦК КП Азербайджана. 1991г. – вступил в Творческий Союз художников России и Международную Федерацию художников (секция живописи). 1992г. – н/в – руководитель авторской Изостудии «Звездная». 2009г. – н/в – организатор и председатель Объединения художников «Возрождение» Международного художественного фонда. Награжден дипломом Российской Академии Художников. 2010г. – стал лауреатом Всероссийской выставки-конкурса им. В. Попкова. 2010-2011гг. – преподавал на кафедре «Живопись» Московского архитектурного института (Государственная академия). 2012г. – награжден Золотой медалью Творческого Союза художников России.

- Владимир Алексеевич, многие художники начинали свой творческий путь, будучи уже в зрелом возрасте, другие учились держать в руках кисть с детских лет. Как это было у Вас?

- В раннем детстве я много лепил. Часто точно слепленные композиции поражали взрослых. Но рисовать я начал только в пятом классе. Ни в каких студиях я не занимался и в художественное училище поступил исключительно благодаря постоянным самостоятельным занятиям. Вступительные экзамены, как сейчас помню, сдал на четверку.

- Вы родом из солнечного Баку. Расскажите, как Ваши родители оказались в Азербайджане?

- Из истории моих предков мог бы получиться увлекательный приключенческий роман. Отец моей бабушки по материнской линии строил корабли и баржи на Волге. «Артель Суконина» была очень известна в Астрахани. А мать моего деда в царские времена была учительницей французского языка в доме губернатора Молдавии (тогда она называлась Бессарабией). Прабабушка по тем временам была состоятельной женщиной и впоследствии, во время революции, уехала за границу. Ее сын, мой дед по материнской линии, в 14 лет убежал из дома и отправился в Сибирь охотиться на медведей. Там он познакомился с ссыльными революционерами и уже в 1915-ом году вступил в коммунистическую партию. Однажды, во время бунта матросов-анархистов в Астрахани, он спас от смерти местного председателя ЧК. Вскоре выяснилось, что этот человек, пользуясь служебным положением, грабил местных жителей. Дед был человеком горячим, любил говорить правду в лицо. Он высказал все, что думает по этому поводу, разругался с председателем ЧК и его заставили положить партбилет на стол.

В ту же ночь, опасаясь ареста и расстрела, через Каспийское море он сбежал в Баку, где и осел. Впоследствии он стал известным энтомологом, боролся с эпидемией чумы. Его дневники до сих пор хранятся в Министерстве здравоохранения. Дед часто ездил в командировки в Иран, Ирак, Турцию, свободно говорил на фарси, на турецком языке. Он был очень многосторонним и умным человеком.

Мой отец родом из Курска. В начале войны он окончил краткосрочные офицерские курсы и в звании лейтенанта отправился на передовую. Воевал с первых дней войны до декабря 43-го. За годы войны на него пришли две похоронки и одно извещение о пропаже без вести, которые в рамочке висели на стене у его мамы – моей бабушки. Но, волею судеб, он остался жив. После нескольких ранений отец был направлен на работу в военкомат в Закавказье. Там они и встретились с мамой.

- Получается, в Вашей семье творчеством никто не занимался. Вы – первый.

- Мама была у нас очень активным и творческим человеком. Она была председателем женсовета в нашем районе. Мама прекрасно пела и замечательно играла на гитаре. Несмотря на то, что достаток в семье был довольно-таки скромный, да и квартира маленькая, в доме всегда было полно народу. Нас было четверо детей и все очень активные – постоянно что-то придумывали, рисовали, лепили, пели… О нас писали в центральных бакинских газетах. Так что атмосфера в доме была творческая, баламутная (смеется).

- Вернемся к Вашей биографии. Расскажите о годах, проведенных в художественном училище.

- У нас были очень хорошие молодые преподаватели, окончившие Институт им. Мухиной и Репинскую академию в Ленинграде. В училище часто приезжали комиссии из Москвы, которые все время пытались загнать нас в те или иные рамки. Все время раздавалось: «А где у вас телесный цвет? Как вы пишете портреты? Почему сюда вы положили фиолетовый, а сюда открытый желтый?» Видимо, Кавказские горы как-то «закрывали» нас от влияния партии и всего номенклатурного искусства. Мы с товарищами всегда больше смотрели на Запад, в сторону современного европейского искусства. В Баку я мог писать то, что хотел, не оглядываясь ни на кого. Поэтому в те времена я, честно говоря, не очень хотел поступать в Московский ВУЗ, так как знал, что атмосфера там не очень свободная. Я учился хорошо – уже на первом курсе меня в числе лучших отправили работать с профессиональными маститыми художниками. Я увлеченно и плодотворно делал росписи, витражи, мозаику, участвовал в выставке «Золотые руки», проходившей на ВДНХ. Окончив училище с красным дипломом, нужно было определяться с дальнейшей учебой. Однако в то время в Баку не было художественных институтов на русском языке, а азербайджанским я не владел. Поэтому я устроился на работу и полгода был художником в центральном кинотеатре Баку, занимался изготовлением афиш. А когда в 1971 году в Педагогическом институте открылся художественно-графический факультет, я сразу же бросил работу и начал готовиться к экзаменам. По одиннадцать часов стоял у мольберта, рисовал черепа. Помню, ими была уставлена вся квартира – черепа на полках, на шкафу, на полу… (смеется).

- И как – поступили?

- Конечно. Набирали только одну группу – 25 человек. Помимо живописи и рисунка нужно было сдавать физику с математикой, что для художника, сами понимаете, катастрофа. В результате в институт приняли только семь человек, но я прошел. Когда к нам приехала комиссия из Москвы, на экзамене по академическому рисунку я был единственным, кто получил пятерку. Правда, от этого было немного грустно, потому что я привык со всеми соревноваться, постоянно повышая свое мастерство. Помню, как однажды ко мне подошел мой учитель, знаменитый в то время художник и произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Академический рисунок – это, конечно, хорошо, но если хочешь стать настоящим мастером, ты должен постоянно наблюдать окружающую тебя жизнь, должен чувствовать, думать. И, главное, мыслить философски». Параллельно с учебой я начал работать в мастерских известных художников, скульпторов и монументалистов, помогал им выполнять профессиональные заказы. На втором курсе в стенах института у меня прошла первая персональная выставка. Конечно, для молодого начинающего художника это был успех. Помню, в то время я писал очень много портретов. Передо мной стоял большой лист ватмана и каждого входящего в комнату я старался запечатлеть. Ко мне стояла целая очередь из желающих получить свой портрет. Дипломную работу я сдал на «отлично». Это был групповой портрет моих сокурсников, который так и назывался – «Студенты». Впоследствии эта картина выставлялась на ВДНХ в разделе, посвященном образованию.

- Что было дальше, после института?

- После получения диплома я начал работать дизайнером, правда, тогда это называлось «художник-конструктор», так как модное западное слово произносить было нельзя. Я понимаю, что сейчас это звучит странно, но уже тогда, в советское время, мы с коллегами занимались рекламой новой техники – разрабатывали фирменные знаки, стили, логотипы. Работа была очень интересная, творческая, но через пять месяцев я ушел. По рекомендации известных художников, с которыми мне приходилось работать, меня пригласили в Центральный Комитет Коммунистической партии Азербайджана. Там как раз нужен был художник, который умел бы делать все. Так я попал в отдел пропаганды ЦК, хотя, как ни странно, даже комсомольцем не был.

- И как Вам работа в советском госаппарате?

- Приходилось выполнять очень разную работу. Я оформлял всесоюзные и международные конференции, готовил выставки, реставрировал здания… Параллельно я, конечно же, занимался живописью. Начиная с 1978 года, у меня постоянно проходили выставки, в том числе и за рубежом. Несмотря на свою должность, я любил садиться на улице и рисовать проходящих мимо людей. Меня знал весь город… Вообще, Баку – прекрасное солнечное место, там всегда умели принимать гостей. К сожалению, все это пришлось оставить.

- Почему?

- Вовсю бушевал военный конфликт в Нагорном Карабахе. Это была страшная война. Я забрал семью и уехал, бросив все: квартиру, дачу, мастерскую, сад, вещи… Потерял около девяти тысяч графических работ, пропала коллекция икон, гравюр, картин. Как сейчас помню, на военно-транспортные самолеты с собой разрешалось брать не больше 3,5 кг клади. И вот так, налегке, мы приехали в Московскую область – здесь жила сестра жены, много моих родственников. Поначалу было очень трудно, работы практически не было. Если бы не искусство, не знаю, как бы мы выжили. К счастью, моя живопись нравилась многим, и удавалось продавать картины. Через некоторое время я устроился в Удельнинскую гимназию и занялся преподавательской деятельностью. В 1992 году на базе ДК «Звездный» поселка Томилино я создал авторскую студию, которая просуществовала там шестнадцать лет – вплоть до 2008 года. Впоследствии студия перебралась в Томилинскую гимназию №18, где я какое-то время работал педагогом дополнительного образования. Надо сказать, в студии занималось очень много талантливых ребят, более пятидесяти человек стали выпускниками МАРХИ, многие впоследствии стали художниками. Я старался давать ребятам высокий уровень знаний. Если ребенок приходил ко мне в шесть лет, то к двенадцати годам он настолько хорошо владел академическим рисунком, композицией и живописью, что вполне мог поступать в институт.

- Владимир Алексеевич, расскажите, как развивалась Ваша карьера художника здесь, в России?

- Начиная с 1990 года, я начал выставляться вместе с профсоюзом художников-графиков. В 1991 году меня приняли в Творческий Союз художников России, и впоследствии я даже получил Золотую медаль Союза. Какое-то время я преподавал в МАРХИ, и сейчас с гордостью вспоминаю, как после лекций студенты мне аплодировали.

- У Вас постоянно проходит большое количество выставок.

- Да, причем как в Москве, так и за границей. Недавно, кстати, на мою персональную выставку в Международном художественном фонде приезжал Рене Герра, известный филолог-славист, собравший одну из самых больших коллекций картин русских художников Серебряного Века. Конечно, весьма приятно осознавать, что твои работы имеют успех во всем мире. Много картин «ушло» в бывшую Югославию, США, Японию, Южную Корею, Австралию… Раньше я даже отмечал флажками на карте места, где сейчас находятся мои работы (смеется).

- Расскажите о Вашей семье.

- У нас с женой две дочери и три внучки. Старшая дочь, Елена, была одной из первых учениц моей студии в «Звездном». Сейчас она кандидат наук, окончила МАРХИ. Елена является лауреатом конкурса «Лучший молодой архитектор России». Она объездила весь мир – работала в Италии, Польше, Турции. После окончания института Елена написала книгу о ландшафтной архитектуре, по которой сегодня занимаются во многих учебных заведениях. Младшая дочь работает детским психологом, владеет несколькими языками – английским, испанским, китайским.

- А как Вы познакомились с супругой?

- Мы вместе учились в институте. Я обратил на нее внимание сразу, как только увидел, а вот она, наоборот, поначалу совсем меня не воспринимала (смеется). Но вот однажды мы одновременно увидели друг друга во сне и с тех пор решили всегда быть вместе.

- Расскажите, как Вы пишете свои картины? У Вас есть свой, особый метод?

– Если я нашел что-то, достойное картины, я не пишу это так, как увидел. Сначала я делаю точный этюд, буквально один в один, а потом с этого этюда пишу уже совершенно другую картину. Хотя иногда образ возникает сразу, и картину я пишу без этюда. В работе обязательно должна быть какая-то идея. Искусство без художественного образа – уже не искусство, а ремесло. И совсем не обязательно, чтобы все было нарисовано детально точно. Форма не важна – важно содержание. Порой картину пишешь намеренно примитивно, чтобы правильная форма не мешала восприятию идеи. Именно поэтому я пишу не то, что вижу, а то, что чувствую. Например, взять картину «Старый дом»: там вовсе не дом изображен, а старый, умирающий человек. Разбитые стекла-глаза, потертые, потемневшие от времени руки-стены, а девушка со скрипкой – это душа, которая очень скоро навсегда покинет это место. А в картине «Последние подсолнухи» я хотел рассказать о войне или ином бедствии. Я подумал, что совсем необязательно изображать батальные сцены, кровь и оружие. Вместо этого можно написать подсолнухи – старые, цветущие, только-только распускающиеся… Их всех срезали и поставили в один горшок. Это и есть символ того, что перед войной все равны – молодые и старые, здоровые и больные.

- Война – тема, к которой Вы часто возвращаетесь.

- Война – это страшная вещь. Отец рассказывал, что там перестаешь быть человеком. Когда идешь в атаку, в голове стоит невообразимый гул, и ощущение ада и страха вокруг превращает тебя в механизм, работающий сам по себе. К сожалению, в последнее время я периодически слышу такую точку зрения: «зачем они воевали, нам бы сейчас жилось так же хорошо, как в Германии». Люди, которые так говорят, – глупы и не понимают, что хорошо пожить им бы точно не удалось, наверняка отправили бы в газовую камеру или пошили из их кожи сумочку для какой-нибудь фрау из Мюнхена. Что касается творчества, я считаю, что если художник не испытал сильных потрясений в жизни, к которым, безусловно, относится война, он не сможет создать что-то по-настоящему стоящее. После того, как человек прошел через испытания, переживания, мир начинает видеться совершенно в других красках. Художник начинает лучше чувствовать боль других людей и становится добрее и терпимее.

- В чем Вы черпаете вдохновение?

- Если уж вдохновение посетило, то, чтобы не пропустить этот божественный момент, я пишу картины сразу, в один заход. Если ты поймал так называемый «момент творчества», на картину может уйти не больше двух-трех часов. А бывает, что просыпаешься рано утром и пишешь без перерыва до тех пор, пока картина не будет закончена. Многие свои работы я пишу во время поездок, в отпуске. При их создании я, как правило, много общаюсь с людьми. Например, когда где-нибудь на юге я расставляю мольберт и начинаю писать, вокруг тотчас же собирается народ. Я очень ценю такие моменты, потому что каждый из этих людей может рассказать что-то интересное о том месте или предмете, который я пишу.

- Что важнее для того, чтобы художник состоялся: талант или количество проведенных за мольбертом часов?

- Любой талант, если он не подкреплен трудом, в конечном счете, приведет к беде. Гений без труда – это очень страшно. Нужно постоянно работать, каждый день побеждать себя. У меня были товарищи, которые в определенный момент не смогли справиться с неудачами. Представьте, человек написал картину и принес ее на выставку. А работу отвергли, не приняли. И вот, вместо того, чтобы вернуться в мастерскую и продолжить писать, человек начинает пить, сжигает свои холсты, и, в итоге, кончает с собой. Так что искусство – это страшная вещь. Здесь нет женщин, нет мужчин – есть художник, который всю свою жизнь должен побеждать. Если в тебе заложено стремление к победе, значит, успех придет рано или поздно, а если ты успокоился – это все, конец. Искусство – это философское состояние, в котором не бывает возраста. Мы с Вами сейчас говорим о Великой Тайне. Сальвадор Дали писал в своих дневниках: «повесьте перед окном семь паутин и сквозь них смотрите на пейзаж, который хотите изобразить». Он написал целое руководство для молодых художников, а в конце, после бесчисленного количества советов, добавил, что, если с небес не спустится ангел и не возьмет вашу руку в свою, – ничего не получится. Я абсолютно согласен с ним, потому что порой действительно кажется, что пишешь не ты, а кто-то другой.

- А сейчас Вы много картин пишете?

- Нет, гораздо меньше, чем в прошлые годы – только если уж очень не терпится выплеснуть на холст свои мысли и чувства. Ведь настоящий художник – это человек с оголенными нервами, и его все волнует. Понимаете, творчество так «забирает» художника, что зачастую становится всей его жизнью, заменяет семью. А для меня семья всегда была самым главным. К тому же, я считаю, что, если ты, как шахтер, регулярно выдаешь «на гора» картины конвейерным методом – это просто зло. Если у тебя нет интересных мыслей, если непонятно, зачем ты это пишешь, то и писать тогда ничего не надо.

- Какие из написанных Вами картин считаете наиболее удачными?

- Каждая новая картина кажется лучше предыдущей. Но только первые пятнадцать минут (смеется).

- Какой общественной деятельностью Вы занимаетесь?

- В основном, помогаю, продвигаю, организую. В 2009 году я создал Объединение художников «Возрождение», и сегодня мы тесно сотрудничаем с Люберецким краеведческим музеем, где у нас периодически проходят тематические и персональные выставки. Не так давно решением членов Российской Академии художеств наше Объединение стало участником Международного художественного фонда.

- Какие основные цели ставит перед собой «Возрождение»?

- Одна из главных целей на сегодняшний день – строительство художественной галереи в Люберцах. Мне хочется, чтобы она стала местом, где могли бы собираться люди, ценящие и уважающие искусство. Планируется, что там будет и арт-кафе, и художественная школа, и залы для проведения выставок. Эта галерея нужна всем – и художникам, и зрителям. Еще одна задача Объединения – помочь молодым талантливым ребятам, ведь в «Возрождение» входят не только признанные мастера, но и начинающие художники. Лучших из них мы рекомендуем в Союзы художников России, в Международный художественный фонд. Также наше Объединение активно поддерживает развитие детского художественного творчества. Мы устраиваем выставки, проводим мастер-классы, организуем творческие встречи деятелей культуры и искусства с молодежью. Считаю, что мы занимаемся нужным и правильным делом.

- Владимир Алексеевич, удачи Вам в делах и творческих успехов! Спасибо за интервью.

Текст: Александр Волчан Фото: из личного архива В.А. Забелина

Поделиться:

28.05.2013

Вернуться к списку интервью

Поделиться:

www.vkvadrate.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта