Файл:Jove decadent.jpg. Картина декадентка


Стоматологическая клиника, метро Белорусская - Стоматология Декадент

Стоматологическая клиника «Декадент» находится в Тверском районе ЦАО Москвы, рядом станция метро кольцевого и радиального направления «Белорусская», несколько остановок общественного транспорта, Ж/Д вокзал, ТТК, Садовое кольцо и Ленинградское шоссе.

Местоположение нашей клиники легко доступно, имеются парковочные места для клиентов.

Клиника оснащена новейшим оборудованием и квалифицированным персоналом для оказания широкого спектра зубоврачебных услуг.

Современные материалы

В стоматологии «Декадент» работают только с современными инструментами и материалами, помощь оказывают опытные специалисты, которые могут подтвердить свою квалификацию всеми необходимыми сертификатами.

Интерьер клиники выполнен в современном дизайне: включает в себя эксклюзивные решения организации пространства, в элементах отделки использованы экологически чистые материалы и натуральный камень.

Лечение производится под анестезией, а потому практически безболезненно. Особому комфорту способствуют удобные итальянские кресла, по желанию клиента включается музыка либо фильм.

Перед лечением и в процессе ведется фотопротокол, при помощи интраоральной камеры будут показаны все нуждающиеся в лечении поражения тканей, при необходимости производятся визиографические исследования и ортопантомография – таким образом, пациент всегда осведомлен о ходе лечения.

Круглосуточная поддержка клиентов

Карта пациента хранится в электронном виде, при необходимости возможен перенос на бумажные носители. Система учета настроена таким образом, что клиент всегда в курсе плана лечения: что уже сделано и что еще предстоит.

Клиника «Декадент» предоставляет своим клиентам круглосуточную поддержку и прием по предварительной записи даже в нерабочие часы. У нас вы можете заказать расширенную гарантию до 5 лет на некоторые виды стоматологических услуг.

decadent.su

Декаданс - это... Что такое Декаданс?

Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Обозначение декаденства

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, обозначение "декаденство" было подхвачено его представителями и превращено в лозунг.

Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

История

В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По. Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

Идеи декадентства

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции[1] стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён[2]. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году[3] в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» [4].

Примечания

Ссылки

Литература

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Декадентство | Страницы Wiki | FANDOM powered by Wikia

Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

    Обозначение декадентства
    Править

    Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, обозначение "декадентство" было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

    Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).

    Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

    «Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

    Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

    В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По. Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

    Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

    Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

    Идеи декадентства
    Править

    Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

    Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

    Авторы-декаденты Править

    Наиболее яркими представителями декадентства за рубежом являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

    Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.

    Декадентское движение сегодня Править

    В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён[1]. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году[2] в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» [3].

    К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т.п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи, Dead Can Dance, "Бостонское чаепитие", "Кабаре Безумного Пьеро" и др.

    Шаблон:ЛЭbg:Декадентство ca:Decadentisme de:Dekadenzdichtung el:Παρακμιακό Κίνημα en:Decadent movement es:Decadentismo fr:Décadentisme it:Decadentismo ja:デカダン派 lt:Dekadentizmas nl:Decadentisme pl:Dekadentyzm pt:Decadentismo sv:Dekadenter th:ลัทธิเริงรมณ์

    ru.pages.wikia.com

    Декадентство - это... Что такое Декадентство?

           

    ДЕКАДЕНТСТВО («упадочничество», от французского «decadence» — упадок) — термин для обозначения лит-ого течения, появившегося во Франции в 80-х гг. XIX в. и в 90-х — 900-х возникшего в России, Германии и др. странах.       Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с Д. для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм». Из этих терминов — «модернизм» (от французского «moderne» — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX в., а не на специфические его особенности (защиту этого термина см. у С. А. Венгерова, Этапы неоромантического движения). Ныне, наряду с Д., наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины равно обозначающими одно и то же явление. Однако следует, сохранив права гражданства каждого, их разграничить. «Символизм» как термин шире термина «Д.», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма (см.). Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики Д. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (напр. импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от Д. (напр. борьба с Д. в русском символизме). Иногда термин Д. употреблялся в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин Д. применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). Характерными чертами Д. обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.       Примеры в изобилии доставляет эпоха упадка буржуазного капитализма, в древности — эпоха падения Римской империи и др.       Наиболее яркими представителями Д. на Западе являются: Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Пшибышевский и др. Группу русских декадентов так наз. «старшего поколения» в 80-х — 90-х гг. образуют такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского Д. и не вполне еще соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 80-х и начала 90-х гг. Русские декаденты учились у художников-декадентов той страны, где система капиталистических отношений уже клонилась к упадку, а буржуазия успела выделить своих писателей-упадочников. Вот почему «занесенное к нам с Запада, оно и у нас, — указывает Плеханов, — не перестает быть тем, чем было у себя дома: порождением бледной немочи , сопровождающей упадок класса, господствующего в Западной Европе».       После революции 1905 писатели-декаденты стали очень популярны, т. к. их творчество было созвучно упадочным настроениям тех социальных групп, которые отвернулись от революции.

    Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

    dic.academic.ru

    Файл:Jove decadent.jpg — Википедия Переиздание

    Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:
    Public domainPublic domainfalsefalse
    Public domain

    Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 80 лет и менее.

    Dialog-warning.svgВы также должны пометить это произведение как находящееся в статусе общественного достояния в США с помощью одного из шаблонов общественного достояния США. Обратите внимание, что в нескольких странах сроки охраны авторских прав длиннее 80 лет: Мексика — 100 лет, Ямайка — 95 лет. Это изображение может не быть в общественном достоянии в этих странах, где, к тому же, не применяется правило более короткого срока. В Кот-д'Ивуаре общий срок охраны авторских прав — 99 лет, но там применяется правило более короткого срока.
    Этот файл был определён как свободный от известных ограничений авторского права, а также связанных и смежных прав.

    Официальная позиция, занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:When to use the PD-Art tag.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.

    Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Reuse of PD-Art photographs.

    wiki2.org

    Что такое декаданс | Декаданс это

    В течение многих веков человечество играет в игры. Homo Ludens, человек играющий, творит историю, подчиняя ее правилам игры. Безобидные солдатики в будущем превращаются в камуфлированных представителей армии, а обычные «дочки-матери» дают основу для понимания уже собственного ребенка. И конечно же, одной из излюбленных игр человечества, еще со времен падения Римской империи, можно назвать игру в декаданс.

    «Ты будешь мертвая принцесса, а я твой верный пес». Группа «Агата Кристи»

    Развитие искусства во многом напоминает движение маятника. Торжество разума в эпоху классицизма приедается, и наступает сумбурная эпоха романтизма, приправленная вычурным барокко. Однако после нескольких лет пестования романтического героя — уникальной личности в уникальной ситуации — со всеми ужасами и странностями Эдгара По, двоемирием Гофмана, вычурностью Новалиса — приходит отрезвление. И вновь маятник качнется в сторону реализма. Однако мы помним, что реализм — это не игра, а стремление к игре всегда заложено в природе человека. Поэтому маятник стремительно раскачивается, маятник увлекает человека туда, где нет места рациональности и взвешенности реализма. И в конце XIX века, во многом предвещенный прерафаэлитами, декаданс торжествует и медленно завоевывает Европу и Россию. Давайте называть вещи своими именами. Конечно, декаданс — это не течение и не направление. Декаданс — это упадок, это культурный регресс в общественной жизни, творчестве, искусстве. Однако больше века назад понятие декаданса тесно слилось с модернизмом и стало обозначать особое самовыражение, особый стиль.

    Кризис — это пошло, кризис сопровождается истериками и депрессиями (Великими депрессиями, например, массовыми самоубийствами строителей Эмпайр стейт билдинг). Декаданс же — это стильно, это эпатажно.

    Попробуем нарисовать образ современного декадента. Заглянем в недалекое прошлое. В последнюю четверть XIX столетия общественность во Франции обратила внимание на Верлена и Рембо, воспевающих алкоголь и трагическую судьбу под колебания той же общественности по поводу нетрадиционного отношения обоих к такой, казалось бы, традиционной вещи, как любовь. Тогда же стал весьма актуален и Шарль Бодлер с его «Цветами зла», и Гюисманс, который вывал образ героя, убегающего от действительности и прячущегося в своем эстетствующем мирке, где удивительная чеканка на столовом серебре способна заменить ему все впечатления об окружающем мире.

    Ничтоже сумняшеся, декаданс перешагнул через океан и отправился в Европу. Декадентство Оскара Уайлда, к примеру, до сих пор воспринимается как эталон проявления эстетизма, приведшего, впрочем, к обвинению в содомии и двум годам в Рэдингской тюрьме. Впрочем же, без этого бы мир не увидел гениальную «Саломею», так любовно, в лучших традициях декаданса, впоследствии показанную Романом Виктюком.

    Не обошел декаданс и Россию. О, можно сказать, в России он задержался! Ведь его развитие пришлось во многом на начало XX века, когда упадок прослеживался во всем, бурля и изливаясь в запрещенных сходках. Упиваясь идеями Ницше, теориями Шопенгауэра, молодые поэты создавали новое, поистине декадентское искусство, начиная от религиозно-культурного ренессанса и заканчивая революционными воззваниями. Начинался Серебряный век. Русское декадентство бунтовало против канонов. «Старшие символисты» — Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт — пытались всеми силами оторваться от настроений общественности. Можно сказать, что тогда и начинает складываться образ современного декадента под демонстративные угрозы Нины Петровской револьвером Андрею Белому. Или когда добропорядочный семьянин Валерий Брюсов («...я увидел скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке») становится лидером модернистов и стремится возглавить новое движение в литературе.

    Предчувствие гибели, начало нового века воспринималось не только поэтами, ведь если до революции 1905 года декаданс, как новая игрушка, крутился только в среде новаторов символизма, то после этого года, когда общественные устои серьезно пошатнулись, декадентство как стиль жизни «хлынуло в народ». Тогда «демоническая женщина» Тэффи начала заламывать руки и томно закатывать глаза, тогда символом русской интеллигенции становится бальмонтовский художник, гибнущий в силу своей утонченности.

    Катехизис декадента

    Истинный декадент проповедует презрение к обыденным проявлениям человеческой жизни. Только далекое прошлое, экзотические страны и эпохи могут стать достойной альтернативой «тюрьме своего века». Иначе декадент должен быть подвержен смертной тоске и томиться в предчувствии гибели, пока не появится возможность сбежать (хотя бы мысленно) в те самые лелеемые времена и эпохи. Впрочем, к будущему настоящий декадент тоже испытывает сильное и неподдельное отвращение. Такая активная ненависть утомляет декадента, поэтому большую часть своего времени тот проводит в одиночестве, замыкаясь в себе, предпочитая только полузвуки, полунамеки, полутона. Ведь декадент — это существо высшего порядка, существо с обнаженными нервами, понявший сущность бытия и не могущий противостоять общественной машине. Болезненная нервозность заставляет декадента предпочитать сумерки, двойственные переживания, неясные намеки. Никогда не разговаривайте с декадентом четко и по существу, ведь тогда вы станете ему просто безразличны.

    Все это порождает в среде декадентов крайний эскапизм — стремление скрыться от реальности. Еще бы, не так часто мы можем наслаждаться сумерками и полунамеками. Однако эскапизм совсем не безобидное занятие. Вот, например, Людовика II Баварского, известного своим покровительством Вагнеру и постройкой самого известного замка в Баварии (ставшего, кстати, символом «Диснея»), из-за его болезненного эскапизма признали сумасшедшим и попытались стремительно убрать с теплого королевского места. Надо ли говорить, что эскаписту Людовику это, как ни странно, не пришлось по вкусу?

    Шоу должно продолжаться?

    «Мы были дерзки, были дети». В. Брюсов

    Современное искусство требует концерта, современная публика требует шоу. Декаданс с его позерством, натянутостью, болезненностью и скрытой во всем этом неуловимой тайной становится прекрасным вариантом для создания шоу — полноценных фестивалей. Где же еще могут объединиться сотни приверженцев декадентства, найти себе братьев по упадничеству, послушать тематическую музыку и насладиться в полной мере эпатажной публикой и эпатажной программой?

    Декадентский салон «Бархатное подполье» является «оазисом красоты, утонченности, изысканности». Салон (или, точнее, — фестиваль) с 2005 года ежегодно проходит в Москве, отвечая стремлениям светского общества к утонченности и красоте как к «чему-нибудь эдакому». Конечно, нетривиальная идея объединила вокруг себя талантливейших представителей московской богемы — модельеров, дизайнеров, художников, музыкантов. Последователи дендизма, эстетизма и декадентства предпочитают экстравагантность и изысканность, и можно сказать, что «Бархатное подполье» ежегодно удивляет взыскательную публику.

    Салон-фестиваль приглашает на свои собрания всех, кто предпочитает манерность и изысканность, ведь здесь собираются представители куртуазного декаданса. Ненавязчивый джаз, романсы Вертинского, изысканное шампанское в сочетании с бархатными костюмами и дорогим парфюмом гостей разбавляется нарочитой эпатажностью и маньеризмом приглашенных участников.

    На V, юбилейном, фестивале «Подполья» эта эпатажность была в самой крайней степени представлена музыкальными исполнителями. К примеру, Владимир Веселкин, бывший шоумен группы «АукцЫон», поразил чопорных зрителей перформансом на грани фарса, который был посвящен гардеробщице Ольге. Яркое выступление включало в себя и обнажение на сцене, и в меру концептуальную музыку, и, конечно же, обращение к зрителям, благосклонно наблюдавшим выступление. Поп-музыка в стиле конца 70-х годов в Америке гармонично сочеталась с полупрозрачными колготками и множеством цепочек, составивших сценический костюм Владимира. А откровения о рок-н-ролле, высказанные со сцены в толпу, пришедшими воспринимались крайне благосклонно.

    За игровую эстетику и традиционное черно-белое восприятие мира на декадентском фестивале отвечал музыкально-хореографический коллектив «Пьеро». Черно-белые клетчатые Мальвины медитативно ломаются под так любимые декадансом песни о бренности и мучительности сущего.

    Завсегдатаи фестиваля — группа «Бостонское чаепитие». До прихода к куртуазному декадансу коллектив перепробовал множество различных направлений. Собственно, лидер группы Владимир Преображенский и является организатором и идейным вдохновителем самого фестиваля. Как признается сам Владимир, на стыке куртуазности и маньеризма рождается новый мир, где можно использовать виртуальные мистификации, безумные театральные перформансы, мистическую готику и эстетство. Поэтому именно их выступление на закрытых фестивалях привлекает истинных и стилизованных аристократов. Развивая традиции «Пикника» и «Агаты Кристи», «Бостонское чаепитие» лидирует по популярности среди представителей московского артхауса.

    Члены же клуба «Бархатное подполье» уверяют, что сами собрания больше похожи на встречи масонских лож. Атмосфера таинственности и избранности, умело нагнетаемая организаторами, в каминной зале с лепными украшениями не была явлена журналистам и фотографам. Попасть на первый фестиваль, неторопливо пить абсент, столь любимый декадентами XIX столетия, удавалось немногим, однако гости приезжали специально даже из Киева. Публике здесь была представлена не только музыкальная и развлекательная программа — специально для истинных декадентов на фестивале проводился спиритический сеанс (см. Катехизис декадента — полное погружение в прошлое и тоска по умершим), желающие могли насладиться стихами «проклятых поэтов» и медитативно поучаствовать в ритуально-мистических танцах.

    Последующие салоны словно взяли своей целью как можно сильнее зацепить и шокировать искушенного декадента. Игры в фанты, проходящие на грани эротическо-сексуального развлечения, помогли гостям не заскучать во время лекций и круглых столов, призванных объяснить всем желающим этику и историю декадентства. Организаторы фестиваля пытаются осмыслить культурологический аспект гламура при помощи мини-лекций и круглых столов. А изучить вопросы в практическом смысле участникам и гостям помогали литературные шоу — например, чтение собственных одностиший Владимиром Вишневским — или выставка-показ винтажного белья 20-х годов прошлого века. Экспонаты были любезно предоставлены на одном из фестивалей театром «Шкатулка».

    Ежегодно фестиваль «Бархатное подполье» предлагает поклонникам декаданса новую программу, удивляющую и эпатирующую публику. Да и само «Подполье» уже вышло из подвальных помещений, где проводились первые сборы, и уверенно завоевывает закрытые московские клубы. А об истории фестиваля и самого декадентского движения в столице вскоре можно будет прочитать в книге, приуроченной к десятилетию первого салона.

    Мы сбежим из зоопарка

    Санкт-Петербург, пристанище для всякого рода творческой интеллигенции, тоже не был обойден представителями декадентской тусовки. Идеи декаданса витали в воздухе уже с конца 70-х годов среди представителей андеграудных музыкантов и поэтов. Декаданс переворачивает восприятие, выступая как стремление находить красивое в уродливом, сдобренном щедрой долей пессимизма и стремлением к иному миру. Неудивительно, что именно декаданс становится спутником готического мироощущения. Однако фестивалем декаданса Петербург обязан все же литераторам и художникам. В 1999 году впервые был проведен фестиваль «Темные ночи». Его идейная вдохновительница Маруся, прославившаяся как писатель и переводчик, основатель движения «Аристократический выбор России», обладательница премии «За создание образа русского интеллигента с человеческим лицом» за свою книгу «Домик в Буга-Коломб», стала одним из основателей фестиваля. Однако в более узких кругах (а с другой стороны, может, и в более широких, ведь интернет-пространство отличается широкой резонансностью) Маруся Климова известна как скандальная блогерша, написавшая в своем ЖЖ о проведенной ею краже салатниц из «Ашана». Писательницу пытались призвать к ответственности ее читатели, но у них так ничего и не вышло, так что имя Маруси Климовой до сих пор покрыто не слишком этичным ореолом кражи французских салатниц.

    Вторым же идеологом фестиваля «Темные ночи» становится Тимур Новиков, художник, яркий представитель ленинградского авангарда. Кредом этого тандема, как и основополагающим правилом фестиваля, становится утверждение, что «морали нет, а есть только красота». Умение находить красоту в безобразном, в эпатажном, шокирующем предлагали гостям Маруся Климова и Тимур Новиков, выставляя испорченное дурновкусие как сложившуюся систему, очаровывающую и завораживающую.

    Первый фестиваль был проведен «Фабрикой грез Маруси Климовой» в зоопарке Санкт-Петербурга. В нескольких клетках и между вольерами собирались представители петербургского декадентского движения. Раскрашенные вызывающе яркой косметикой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга в отношении одежды — и те и другие щеголяли в ярких коротких юбках и нейлоновых колготках. На фестивале действовал принцип свободного слова, поэтому любой мог читать свои стихи и прозаические творения. Смелость в самовыражении любой желающий мог встретить на каждом шагу — один пока еще не известный модельер облачил свою модель в костюм из сырых яиц, который был незамедлительно и разбит по частям.

    Позже фестиваль «Темные ночи» переместился в модный клуб с ожидаемым названием «Декаданс», уровень эпатажа стал менее буйным, остановившись где-то на смеси готики и гламура. Однако декаданс-фестивали в Москве и Петербурге до сих пор собирают аншлаги среди тех, кто считает себя истинным декадентом и, конечно же, тоскует по тем временам, когда декаданс находился на самом пике своего расцвета.

    samoe-samaya.ru

    Декадентство - это... Что такое Декадентство?

    Декаде́нтство (фр. decadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.

    Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.).

    Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

    Обозначение декадентства

    Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом. Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас, второй — о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковой.

    К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» говорит о триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, называя их «психологической лирикой», которая меняется «в составных частях, но всегда единая в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении, и между ними нет того различия, какое существует между водами реки и водами океана». Он характеризует декадента как утонченного художника, «гибнущего в силу своей утонченности», существующего на смене двух периодов «одного законченного, другого ещё не народившегося». Потому декаденты развенчивают все старое, отжившее, ищут новых форм, новых смыслов, но не могут их найти, так как взросли на старой почве.

    Ф. Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может единственное, орудие сознательного символизма».

    Русские символисты второй волны (младосимволисты) определяли разницу между декадансом и символизмом мировоззренчески: декадентство субъективно, а символизм преодолевает индивидуалистическую отъединенность эстетства сверхличной правдой соборности. Андрей Белый в книге «Начало» описывает это так: «символисты» — это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силится преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм — только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты» (то есть в ком упадок борется с возрождением), есть «символисты», но не «декаденты»; и такими мы волили сделать себя".

    По мнению Б. Михайловского (Литературная энциклопедия 1929—1939), «символизм» как термин шире термина «декадентство», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

    Однако, Михалковскому противоречит Ф. П. Шиллер («История западно-европейской литературы нового времени»): «Менялись и сами названия группировок и направлений: начиная с романа „Наоборот“ (1884) Гюисманса, наиболее популярным из них было „декадент“ (под этим же заглавием выходил журнал), затем позже большим распространением пользовалось название „символист“. И тут разница не только в одних названиях. Если, например, все символисты были декадентами, то нельзя сказать, что все декаденты „конца века“ были и символистами в узком значении этого слова. Декадентство — более широкое понятие, чем символизм (если отвлечься от небольшой группы поэтов, объединявшихся вокруг журнала „Декадент“)».

    То, что называют «стилем декаданса», писал Готье, «есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации». Омри Ронен вообще выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени».

    Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). «Вырождение» стало модным словечком эпохи. Врач Нордау ополчился против него по гигиеническим соображениям. Зато пациент Ницше отметил, что не только «пресловутая борьба за существование», но и появление вырождающихся, слабых, а потому более утонченных и восприимчивых натур способствует облагорожению человека и всякому движению вперёд («Человеческое, слишком человеческое»).

    История

    В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.

    Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

    Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

    Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

    Идеи декадентства

    Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 сентября 2011.

    Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. «отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

    Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи[источник не указан 459 дней] и др.

    Авторы-декаденты

    Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

    Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905. Для Троцкого истоки декаданса кроятся лишь в стремлении части интеллигенции уйти от «бурных социальных противоречий» в мир «чистого» искусства[1].

    Декадентское движение сегодня

    В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка[2]. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён[3]. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году[4] в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия»[5].

    К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей[источник не указан 459 дней]. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи (один из их альбомов так и называется Декаданс), Dead Can Dance, Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро», Пикник и др.

    Примечания

    Литература

    • Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. — Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624—643
    • Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология., 1991, № 5.

    Ссылки

    med.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта