В "Третьяковке" показали, как изуродована картина "Иван Грозный и сын его Иван". Картина ивана грозного


В "Третьяковке" показали, как изуродована картина "Иван Грозный и сын его Иван"

В Третьковской галерее 28 мая проходит пресс-конференция, посвященная нападению вандала на картину "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

Поделиться видео </>

Как резали картину Репина.Евгения КОРОБКОВА

Сотрудники музея рассказали о состоянии полотна Ильи Репина. По их словам, повреждения очень серьёзны. В трёх местах осыпался красочный слой и без того хрупкой картины.

- К счастью, действия вандала не повредили руки и лица героев картины - то, что было бы сложнее всего восстановить, - отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Безработный житель Воронежа Игорь Подпорин схватил стойку ограждения и ударил ей по стеклу на картине Фото: Оперативная съемка

Безработный житель Воронежа Игорь Подпорин схватил стойку ограждения и ударил ей по стеклу на картинеФото: Оперативная съемка

Замминистра культуры Владимир Аристархов сообщил, что наказание вандалу будет максимально суровым и существующее законодательство по данному вопросу будет пересмотрено.

В 2019 году галерея готовится к выставке Репина, которая пройдёт на Крымском валу. Однако, как подчеркнула директор Третьяковки, речи об участии в выставке полотна «Иван Грозный и сын его Иван» - не идёт.

В "Третьяковке" показали, как изуродована картина "Иван Грозный и сын его Иван" Фото: Евгения КОРОБКОВА

В "Третьяковке" показали, как изуродована картина "Иван Грозный и сын его Иван"Фото: Евгения КОРОБКОВА

По предварительным оценкам, только первый этап реставрации обойдется в 5-10 миллионов рублей.

«По разным оценкам реставрация на первом этапе составит пока 5-10 млн рублей, но это не окончательная цифра», — рассказал Станислав Кузнецов, председатель правления "Сбербанка". Именно эта финансовая организация предложила взять на себя оплату работ.

Напомним, что нападение на произведение искусства произошло 25 мая, вечером в пятницу. Безработный житель Воронежа Игорь Подпорин вошел в "репинский" зал галереи, когда смотрители уже обходили музей перед закрытием. Мужчина схватил стойку ограждения и ударил ей по стеклу на картине. Осколки прорвали полотно в трех местах. Позже на допросе в полиции Подпорин признался, что тем вечером выпил 100 грамм водки в музейном буфете.

Отметим, что в ходе брифинга прозвучали заявления и о том, что спиртного в кафе «Братья Третьяковы» отныне продавать не будут.

Поделиться видео </>

Задержан вандал, повредивший картину в Третьяковке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Болезнь родителей его надломила»: в родном селе "Третьяковского вандала" считают отшельником

Картина Репина могла напомнить Игорю Подпорину об отношениях с его отцом (подробности)

Зачем вандал испортил картину «Иван Грозный и его сын Иван»: три главных версии

Наш корреспондент побывала в Третьяковке на следующий день после происшествия (подробности)

«Повезло, что поврежден Репин, а не Серов»: эксперты рассказали, как будут латать картину «Иван Грозный и его сын Иван»

«Выдержать удар» позволил особый холст, который в среде реставраторов носит неофициальное название «репинский» (подробнее)

«Не соответствует историческим фактам»: вандал объяснил, почему изуродовал картину «Иван Грозный и его сын Иван» в «Третьяковке»

Вечером в пятницу в Государственной Третьяковской галлерее произошло очень крупное ЧП. Неизвестный разбил стекло, защищающее шедевр Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Отлетевшие осколки порвали полотно в трех местах. (подробности)

В ТЕМУ

Человек, изрезавший картину Репина в 1913 году, вскоре забыл о своем поступке

Нападение на «Ивана Грозного» 30 января 1913 года потрясло всю культурную Россию. В 10.30 утра в Третьяковскую галерею вошел Абрам Балашов, 28-летний иконописец и приказчик в магазине, торговавшем киотами и картинами (подробности)

МНЕНИЕ

«Ополчиться на Репина - это как поднять руку на святое»: Юрий Лоза о нападении на картину в «Третьяковке»

Музыкант признался, что у него не хватает слов, чтобы описать всю тяжесть преступления вандала, исполосовавшего полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (подробности)

www.kp.ru

16 фактов о картине "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581" (1881-1885)

эту картину, навсегда застрахован от  разнузданности зверя" - писалИ.Н.Крамской после посещения мастерской И.Е.Репина...

 1. Импульсом для создания картины  стало услышанное Репиным  в 1881 году на одном из московских музыкальных вечеров  новое сочинение  Н.А.Римского-Корсакова "Месть",  а  также размышления,  связанные с событием 1 марта 1881 -  убийством  народовольцами Александра II.  Одновременно с созданием "Ивана Грозного" живописец работал над полотном "Не ждали", ставшей прямой реакцией на произошедшее.  

2.  Общая идея будущего полотна "Иван Грозный и сын его Иван"  была найдена Репиным  уже в 1882 году в карандашном рисунке (Русский музей). Всего же  художником было исполнено порядка пяти подготовительных эскизов общей композиции. Первоначальное название картины было  "Сыноубийца".    

3. Во время работы над своей картиной "Иван Грозный и сын его Иван" Репин опирался на труды Н.М.Карамзина, где об этом историческом моменте написано: "Царь заподозрил царевича в предательстве… острым жезлом сильно ударил царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоанова. Побледнев от ужаса, в трепете и исступлении он воскликнул "Я убил сына! – и кинулся обнимать, целовать его…" (Н.М.Карамзин. История государства росиийского.  – М.,1997. Т.7-9, с.467)

4. О процессе создания своего полотна  Репин вспоминал: "Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".

5. Моделью для Ивана Грозного сначала послужил царскосельский  старик, рекомендованный Павлом Петровичем Чистяковым, в один из приездов Репина в имение к своему учителю. Следующей моделью стал  случайно встреченный на Литовском рынке чернорабочий. Затем  для создания образа царя Репину позировали композитор П.И.Бламберг и художник Г.Г.Мясоедов. 6. Прототипом царевича Ивана  послужил   близкий друг Репина  писатель В.М.Гаршин,  с которого художник написал несколько этюдов к картине. Один из них был приобретен в 1891 году Павлом Михайловичем Третьяковым для Галереи. Так как Репину царевич представлялся блондином,  окончательной моделью в завершении образа стал живописец  В.К.Менк.
Портрет П.И.Бламберга. 1884
7. Задолго до завершения полотна П.М.Третьяков собирался его  приобрести.  Боясь не успеть в Петербург на открытие 13-ой выставки Товарищества передвижников, где Репин впервые должен был представить публике свою картину, Третьяков писал живописцу:  "Ночь в вагоне провел плохо, что бывает со мной, когда нахожусь в нервном состоянии. Картину Вашу "Царь  Иван Грозный и его сын Иван" покорнейше прошу считать за мной".

8. Несмотря на то, что изначально Репин намерен был получить за свое монументальное полотно 20 тысяч рублей, он уступил его Третьякову за 14 500 рублей, сочувствуя, как он вспоминал  "этой колоссальной страсти" московского  собирателя.

 9. Первоначальное название картины было "Сыноубийца".  На 13-ой выставке ТПХВ в Петербурге (февраль-март 1885) оно именовалось как "Иван Грозный и сын его Иван". На московской же выставке (март-апрель 1885) картина получила дополнительное название "15 ноября 1881 года".

10. Появившись на 13-ой  выставке "передвижников"  в Петербурге, картина вызвала не только необычайно широкую и неоднозначную реакцию прессы, но и стала поводом для беспрецедентного обстоятельства – учреждение цензуры художественных выставок, которая вступила в силу с этого момента.  Неудовольствие императора Александра III и его ближайшего окружения формировалось письмами  обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева.  Полотно было запрещено к показу в провинциальных городах.

Портреты В.М.Гаршина (1883) и В.К.Менка (1884)

 11. После открытия выставки   в Москве 25 марта, спустя неделю последовало высочайшее распоряжение полотно с выставки снять, также запрещалось "распространение ее в публике какими-либо другими способами". Третьякову же, как владельцу картины, было предписано не экспонировать репинское полотно в доступных публике залах галереи. Однако, уже через три месяца, 11 июля, запрет с картины был снят благодаря ходатайству А.П.Боголюбову.

 12. 16 января 1913 года иконописец Абрам Балашов  нанес картине три больших разреза в районе лиц главных персонажей.  Удары были настолько сильными, что повредили не только холст, но и центральную деревянную  перекладину подрамника.  Из Эрмитажа были вызваны реставраторы Д.Ф.Богославский и И.И.Васильев, что произвели подклейку старого холста на новый  ("дублировка  холста").

13. После инцидента хранитель Третьяковской галереи Е.М.Хруслов покончил жизнь самоубийством. Директора И.С.Остроухова вынудили покинуть свой пост. 

14.  Для реставрации живописного слоя из Куокколы был вызван Репин.  Но выяснилось, что спустя 30 лет после создания полотна 70-летний художник уже не обладал тем живописным темпераментом, что лежал в основе  созданной им  картины.   Известно, что  после написания монументального полотна "Запорожцы пишут письмо  турецкому  хану" (1880-1891, Русский музей) , у Репина  стала "сохнуть" правая рука. Художник  пытался  писать картины уже левой рукой, им так же была изобретена специальная  подвесная палитра, что крепилась на поясе. Более того, в 1900-1910-х художником стала разрабатываться новая колористическая гамма с обилием лиловых тонов. 

15. Увидев заново написанную  Репиным зеленую голову Грозного,  новый директор Третьяковской галереи И.Э.Грабарь немедленно счистил свежие слои масляной краски и собственноручно произвел реставрацию.  Известно, что по правилам реставрации подобные операции производят акварельными красками во избежание потемнения красочного слоя. 

16. Известно, что в 1909 году по заказу С.П.Рябушинского Репин исполнил  авторское уменьшенное повторение картины, названное "Сыноубийца" (Воронежский художественный музей).

tretyakovgallery.blogspot.com

Виктор Васнецов Иван Грозный 1897 год

Виктор Васнецов Иван Грозный картина 1897 год. Мысль о написании подобного живописного произведения, в котором бы фигурировал сам царь Иван Грозный, частенько приходило на ум Васнецову начиная с 1878 года. Художник будучи некоторое время занятый заказами по живописному оформлению Владимирского собора в городе Киев, часто скучал по Москве возможно желая о создании картин на свободную историческую тему.

По приезде в Москву он прогуливаясь по историческим местам Кремля, посещает царские палаты, мысленно воображая себе, что тот самый грозный царь о котором он так наслышан стоит где то рядом и искоса поглядывает на него, ведь не столь давно он разгуливал здесь в этих палатах и грозно стучал своим посохом и громогласно провозглашал свои приказы, в окружении многочисленных бояр и послов.

Представляя мудрого и грозного царя в различных композиционных вариантах описания, в итоге художник выбрал портретный стиль. В одной из многочисленных своих царских палат Иван Васильевич в полный рост в царском наряде из позолоченной парчи с цветочными орнаментами, в инкрустированных сапогах и шапке, стоит на ступенях с проложенной по ним ковровой дорожкой держа посох в левой руке, грозно и надменно поглядывая на зрителя.

Справа от ступеней проглядывается маленькое окошечко с видом на Московскую улочку, где видно очертания Москвы церковный купол деревянной церкви и заснеженные крыши домов. Над окном Васнецов подчеркнул расписной закругленный проем, что классически соответствовало дизайну царских палат.

Художник в картине правдиво подметил основные черты характера царя, Великого самодержца Всея Руси той эпохи, от имени которого брала дрожь, появлялся панический страх у значительной части русских бояр и царского окружения. По окончанию работы картина была продемонстрирована художником на 25-й передвижной выставке.

Сегодня картина Васнецова Иван Грозный храниться в Третьяковской Галерее в Москве, размер холста 132 на 247 см

Иван Грозный, почему грозный ?

В России было много царей на царстве и немало крови лилось при них. Но прозвище Грозный получил исключительно – Иван Грозный, так почему же он грозный ?

При малейшем упоминании Ивана Грозного сразу всплывает в памяти жестокие расправы, известная при его царствовании опричнина и убийство им родного сына. И конечно мало распространена информация, что во время правления Ивана Грозного территориальная целостность Русского государства значительно расширилось и соответственно было значительно укреплено. К нему были присоединены Казань , освоены территории северного Черноземья, завоевана Сибирь. Но не только территориальное расширение укрепило княжество.

Личность этого строжайшего и неумолимого царя нельзя недооценивать, несмотря на его суровый характер был еще и достаточно расчетлив и умен, он проводил реформы, при его правлении в 1550 году в свет вышел Судебник на то время являвшийся сводом законов Московского княжества, образованы государственные органы управления, так называемые (приказы).

На первых этапах был создан Посольский приказ. Согласитесь это совсем не мало. Характеристика Ивана Грозного это жестокость и суровый характер царя была не спроста, можно сказать в том окружении в котором он вырос была благодатная почва, подлый нрав бояр, подхалимство, интриги и конечно страх царя за свою жизнь сделал свое дело.

Его родители Василий III и княжна Елена Глинская поженились в 1526 году. Василий III страстно мечтал о наследнике. Ради этого он развелся он был вынужден разойтись со своей первой женой Соломонией и устроил второй брак с литовской княжной. И в результате желанный ребенок родился в 1530 году 25 августа. Но радость в обретении наследника продолжалась не долго, ребенок умирает 1534 году а в 1538 году умирает Елена Глинская. Все это конечно произошло не без помощи бояр, которые в своих корыстных целях просто отравили не нужных им княжну и ребенка. После содеянного власть бояр вошла в полную силу.

С трехлетнего возраста по 1547 годы - Иван Великий князь московский и всея Руси, несмотря на это, детство царя Ивана было наполнено страхом за свою жизнь и унижениями бояр, это одна из причин почему впоследствии Ивана назвали Грозным. Все близкие кто окружал мальчика, были постепенно устранены среди них его мамка , Особенно среди бояр Иван боялся Шуйских.

В тринадцатилетнем возрасте Иван впервые противится гнету бояр – несколько осмелев он приказывает обезвластить Андрея Шуйского схватить его и бросить его на растерзание собакам. Опешившие от этого поступка бояре стали побаиваться молодого Ивана.

В семнадцать лет отроду, он заявил, что желает пожениться и для большей власти получить титул царя. И 16 января 1547 года, в Кремле в успенском соборе состоялось венчание на царствование Ивана 4-го, а 3 февраля он женится на Анастасии Захарьиной-Романовой.

Как известно царя Ивана окружали частые интриги, подлость и обман, все это нагнетало страх и беспокойство в характере царя за свою жизнь. Он стал недоверчивым, его преследовала идея своей глобальной безопасности, эти события можно также отнести к том , почему Иван Грозный стал таки Грозным .В последствии для расправы с неугодными по его приказу создана опричнина,

Постоянно подозревая вокруг себя заговоры, Иван Васильевич время от времени впадал безудержную ярость, иногда наступал период покаяния и Иван вымаливал прощения перед господом в церкви

Одним из подобных приступов ярости Иван Грозный убивает своего сына, произошедшее 1582 году в Александровской слободе, в гневе царь убил сына посохом с тяжелым железным наконечником прямо в висок, это также причина почему его назвали Грозным. Придя в себя после содеянного страшно горевал об этом, потому как, другой его сын Федор Иванович не годился для унаследования троном

В преклонном возрасте Иван Васильевич испытывал страшные боли в спине, и под конец совсем не мог передвигаться – его просто носили на руках, в 53 года он выглядел на все 70. и много каялся и молился, иногда даже приказывал даже кормить обездоленных и нищих, отпускать всех из острогов, то снова впадал в ярость. А тело его все больше покрывалось ранами и язвами, и весной 17 марта 1584 года, его современники поговаривали, что он де был отравлен самим Бориской Годуновым.

Все свои поступки Иван Грозный оправдывал соображениями веры и заботой о русском государстве.

www.art-portrets.ru

Смерть Ивана Грозного (картина Маковского)

К. Е. Маковский
Смерть Ивана Грозного. 1888
Литография 1903 года (наиболее раннее и достоверное воспроизведение картины)[1]
Холст, масло
в 2014 году была похищена из частного собрания; местонахождение неизвестно.

«Смерть Ивана Грозного» — картина русского художника Константина Егоровича Маковского (1839—1915) на сюжет из русской истории XVI века. На Всемирной выставке 1889 года в Париже художник за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали[2]. В июне 2014 года пресса сообщила о краже картины из московской частной галереи, где она была выставлена для продажи[3].

История картины

В 80-е годы XIX века Константин Маковский создаёт картины на исторические сюжеты. Критики отмечают, что подобные сюжеты позволяют ему проявить такие стороны своего творчества, как декоративное мастерство, способность к созданию сложных композиций, детальность в воспроизведении элементов эпохи. В картинах художника соединяются салонность исполнения и монументальность замысла[4].

Картина была выставлена весной 1888 года в Петербурге, а затем в Москве и Варшаве. В 1889 году она выставлялись на Всемирной выставке в Париже вместе с двумя другими работами художника — «Демон и Тамара» и «Суд Париса». Картины получили большую золотую медаль выставки, французское правительство также наградило Маковского орденом Почётного легиона.

Данная картина заинтересовала французскую публику в значительной степени потому, что была интересна с этнографической точки зрения — художник детально воспроизвёл эпоху[2]. Один из критиков писал о картине:

«Она сразу приковывает к себе внимание зрителей… сначала даже не обращаешь внимания на технику… тут нет крови, кричащих эффектов, какими изобилует картина Репина… „Избиение Грозным своего сына“. Здесь совсем другое — по напряженному вниманию окружающих, по… выражению горя, испуга, мольбы… чувствуется, что великая тайна решается, что жизнь и смерть в последний раз вступает между собой в ожесточённую борьбу над бедным, слабым беззащитным телом»

— Тамара Максимова. Сергей Павлович фон Дервиз — меценат, коллекционер, благотворитель[2]

К. Маковский. Портрет С. П. Дервиза, 1898

Картину хотел приобрести П. М. Третьяков, для чего его брат, Сергей Михайлович, 6 апреля 1888 года встречался с художником в Париже[5]. В результате работу приобрёл меценат С. П. Дервиз.

В монографии Н. Н. Мутьи 2010 года о картине Маковского сказано, что она находится в частном собрании за рубежом, представлена чёрно-белая некачественная фотография[6].

Встречаются утверждения, что вариант картины находится в собрании Русского музея, однако в каталоге ГРМ 1980 года она отсутствует. В собрании музея находится «Нянька Ивана Грозного. Этюд для картины 1888 г. „Смерть Ивана Грозного“» (масло, холст, 82×64 сантиметров, инвентарный номер — Ж-5537[7]).

Сообщение о краже картины

В июне 2014 года пресса сообщила о краже картины Маковского из частной галереи, расположенной в гостинице «Мариотт» в Москве. Исчезновение картины было обнаружено на следующий день после похищения. Грабители также похитили пейзаж Василия Поленова. Общая стоимость двух полотен была оценена более чем в 7 миллионов рублей[8], а картина Маковского — в 6 миллионов, согласно другим источникам стоимость двух картин составляла миллион долларов. На момент похищения они обе не значились в реестре художественных ценностей России[3]. В салон зашёл покупатель, который представился коллекционером. Его интересовали работы Константина Маковского и Василия Поленова. После детального знакомства с полотнами он заявил, что приобретёт их завтра, когда придёт с деньгами. Владелец магазина не обратил внимания, как клиент ушёл, а на следующее утро обнаружил пропажу работ, которыми он интересовался[9].

Позже появилось сообщение, что ворами оказались 33-летний уроженец Грузии и 38-летний уроженец Азербайджана. Они были задержаны в ходе расследования кражи в ювелирном магазине на Арбате. По оставленным отпечаткам пальцев выяснилось, что эти люди похитили и картины из салона в гостинице «Мариотт». Сотрудничать со следствием они отказывались, местонахождение картин не назвали[10].

Сообщений о находке похищенных картин в прессе не появлялось.

Сюжет картины

В основе сюжета лежит рассказ английского дипломата Джерома Горсея о последних часах жизни Ивана Грозного. По мнению других искусствоведов, художник изображает не историю, изложенную Горсеем, а персонажей пьесы Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного» — однако здесь отсутствуют играющие там значительную роль Родион Биркин и духовник.

Сэр Джером Горсей, управлявший конторой Московской компании, бывал в России между 1573 и 1591 годами, был доверенным лицом Бориса Годунова. Со стороны компании он обвинялся в злоупотреблениях, но был оправдан. Описанные им события произошли 18 марта 1584 года, Горсей выставлял себя их очевидцем и участником:

«В полдень он пересмотрел своё завещание, не думая, впрочем, о смерти, так как его много раз околдовывали, но каждый раз чары спадали, однако на этот раз дьявол не помог. Он приказал главному из своих аптекарей и врачей приготовить всё необходимое для его развлечения и бани. Желая узнать о предзнаменовании созвездий, он вновь послал к колдуньям своего любимца, тот пришел к ним и сказал, что царь велит их зарыть или сжечь живьем за их ложные предсказания. День наступил, а он в полном здравии как никогда. „Господин, не гневайся. Ты знаешь, день окончится, только когда сядет солнце“. Бельский поспешил к царю, который готовился к бане. Около третьего часа дня царь пошел в неё, развлекаясь любимыми песнями, как он привык это делать, вышел около семи, хорошо освежённый. Его перенесли в другую комнату, посадили на постель, он позвал Родиона Биркина, дворянина, своего любимца, и приказал принести шахматы [На полях рукописи — приписка, в переводе Севастьяновой: „Все шахматные фигуры, кроме короля, которого он никак не мог поставить на доску“[11]][В переводе Белозёрской этот же фрагмент: „приказал принести ему шахматный столик и сам стал расставлять шахматы“. На полях рукописи — приписка, в её переводе: „Одного шахматного короля ему никак не удавалось поставить на место, тогда как другие шахматы были уже все расставлены“[12]]. Он разместил около себя своих слуг, своего главного любимца и Бориса Фёдоровича Годунова, а также других. Царь был одет в распахнутый халат, полотняную рубаху и чулки; он вдруг ослабел и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик, одни посылали за водкой, другие — в аптеку за ноготковой и розовой водой, а также за его духовником и лекарями. Тем временем он был удушен [В оригинале: „he was strangled and stark dead“[11]] и окоченел. Некоторая надежда была подана, чтобы остановить панику. Упомянутые Богдан Бельский и Борис Федорович, который по завещанию царя был первым из четырёх бояр и как брат царицы, жены теперешнего царя Фёдора Ивановича, вышли на крыльцо в сопровождении своих родственников и приближенных, их вдруг появилось такое великое множество, что было странно это видеть. Приказали начальникам стражи и стрельцам зорко охранять ворота дворца, держа наготове оружие, и зажечь фитили. Ворота Кремля закрылись и хорошо охранялись. Я со своей стороны, предложил людей, военные припасы в распоряжение князя-правителя. Он принял меня в число своих близких и слуг, прошел мимо, ласково взглянув, и сказал: „Будь верен мне и ничего не бойся“»

— Джером Горсей. Рассказ или воспоминания сэра Джерома Горсея[11]

С. М. Середонин, С. Б. Веселовский, А. А. Зимин допускали возможность насильственной смерти Ивана Грозного и соглашались с переводом «был удушен». Изучая источники, повествующие о смерти Ивана IV Грозного, советский историк В. И. Корецкий даже пришёл к выводу, что «царю дали сначала яд, а затем для верности, в суматохе, поднявшейся после того, как он внезапно упал, ещё и придушили»[13].

Некоторые советские и российские историки воспринимали это повествование Горсея критически. Р. Г. Скрынников в своей книге пересказывает сюжет, но пишет о естественной смерти царя за шахматной доской[14]. В ряде изданий книги англичанина фраза была переведена на русский язык с использованием не пассивного залога, а непереходного глагола совершенного вида, действительного залога: «Тем временем он испустил дыхание и окостенел»[12]. Дореволюционные историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв писали о ненасильственной смерти во время игры в шашки и упоминали о пострижении царя перед смертью в монашество с именем Иона, что делает невозможной излагаемую Горсеем версию убийства[15][16].

Персонажи, изображённые на картине

Маковский К. Е. (1839—1915). Нянька Ивана Грозного. Этюд к картине Смерть Ивана Грозного. 1880. Русский музей.

По мнению Н. Н. Мутья, на картине представлены[17]:

  • В центре картины изображён лежащий в кресле царь Иван IV Грозный.
  • Над ним склонилась царица Мария Фёдоровна Нагая — седьмая жена Ивана Грозного. Она молода и красива, что контрастирует с престарелым царём. Некоторые искусствоведы отмечают иронию художника в этом изображении — Маковский изобразил женщину с нелепо вскинутыми руками, напоминающей «кудахчущую наседку», бесполезную в этой трагической ситуации[18].
  • Две коленопреклоненные фигуры у кресла Грозного — шут (слева) и заграничный лекарь (справа). Для шута позировал известный в своё время писатель и актёр, представитель литературно-сценического жанра устного рассказа, И. Ф. Горбунов. Английский доктор Якоби бросается к царю, чтобы оказать ему помощь, — в спешке отброшена шляпа, приготовлен тазик для кровопускания, распахнут ящик с лекарствами.
  • Борис Фёдорович Годунов (крайняя фигура в левой части картины) встал со своего кресла, словно желая занять пока не освободившийся трон. Он чувствует себя предельно уверенно.
  • Богдан Бельский, игравший с царём в шахматы, привстаёт со своего места. Его изображение — портрет князя П. П. Вяземского, российского дипломата, сенатора и литератора из рода Вяземских[19].
  • Царевич Фёдор Иванович изображён в объятиях своей испуганной жены Ирины Годуновой, которую художник писал со своей второй жены Ю. П. Летковой.
  • Василий Шуйский (за фигурой царицы) крестится , обративший лицо к небесам.
  • Старая нянька царя (в правой части картины) направляется к умирающему царю, опираясь на клюку.

Особенности картины

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Константин Маковский считал себя специалистом в исторической живописи. Искусствоведы отмечают, что он хорошо знал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданную в 1883—1885 годах, и предполагал возможность соперничества с ней. Картины двух художников принципиально отличались в своём подходе к трактовке истории XVI века: Репин воспринимал обращение к истории как серьёзный повод для разговора о современности, тогда как Маковский воспринимал свою картину как драматический спектакль, в котором важно детально воспроизвести событие прошлого[20].

Картине Маковского присущ оттенок театральности. Интерьер на полотне соотносят с Передней комнатой Теремного дворца: низкие, покрытые росписью, своды, изразцовая печь вблизи двойного окна, объединенного аркой. Современники соотносили его также с декорацией «Богатая палата во дворце» работы театрального художника Матвея Шишкова к спектаклю «Смерть Иоанна Грозного» по пьесе А. К. Толстого, где драматург обращался к событиям, описанным в книге Джерома Горсея (сохранился эскиз к ней). Композиция картины напоминает мизансцену из спектакля[21], однако она не является её точным воспроизведением — отсутствует целый ряд второстепенных персонажей пьесы, присутствующих в заключительной сцене: Эльмс, Мстиславский, бояре[17].

Искусствоведы отмечают перегруженность картины второстепенными деталями, зритель видит действие из-за них совсем не так, как хотел бы художник: детали (аккуратно положенная шляпа, натюрморт, составленный из ларца, драгоценной лохани и драпировки) отвлекают внимание от драмы, которая разыгрывается на его глазах — противостояния умирающего Ивана Грозного и набирающего политическую силу Бориса Годунова. Художник трактует ситуацию излишне прямолинейно. Слабому царю противопоставлен сильный и уверенный Годунов[18].

Трактовка художником трагического события в 1880-е годы казалась устаревшей. Современники требовали глубоких размышлений над ходом истории, тогда как Маковский предлагал спектакль, перегруженный деталями и второстепенными сюжетными линиями[22].

Прототипы и натурщики

  • Царь Фёдор Иванович. Парсуна,1630-е

  • Василий Шуйский. Изображение в «Царском титулярнике», 1670-е годы

  • К. Маковский. Портрет П. П. Вяземского, 1880-е годы

  • К. Маковский. Портрет Ю. П. Маковской (в девичестве Летковой), 1881

  • Портрет актёра И. Ф. Горбунова. Фотография, 1894

См. также

Примечания

  1. ↑ Константин Маковский. Смерть Ивана Грозного // The Drama; its history, literature and influence on civilization. — London: The Athenian Society, 1903. — С. 124.
  2. ↑ 1 2 3 Максимова, 2008.
  3. ↑ 1 2 Две картины за один миллион долларов похищены из отеля в Москве. Новости L!ve (13 июня 2014). Проверено 1 декабря 2016.
  4. ↑ Тарасов Л. К. Константин Маковский. — М.-Л.: Искусство, 1948. — С. 25.
  5. ↑ Юденкова Т. В. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. — М.: Арт-Волхонка, 2012. — С. 279. — 392 с. — ISBN 978-5-904508-19-7.
  6. ↑ Мутья, 2010, с. 304—305.
  7. ↑ Государственный Русский музей. Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  8. ↑ Демидюк, 2014.
  9. ↑ Две картины художников-передвижников Василия Поленова и Константина Маковского общей стоимостью около 7,2 миллионов рублей похитили из частной галереи в гостинице «Мариотт Гранд Отель». НТВ (13 июня 2014). Проверено 1 декабря 2016.
  10. ↑ В Москве задержали похитителей картин Маковского и Поленова. Интерфакс (19 декабря 2014). Проверено 1 декабря 2016.
  11. ↑ 1 2 3 Горсей, Джером. Путешествия сэра Джерома Горсея // Записки о России. XVI — начало XVI в. Под ред. В. Л. Янина; Пер. и сост. А. А. Севастьяновой. — М.: МГУ, 1990. — С. 86—87. — 288 с. — ISBN 5-211-002912-1.
  12. ↑ 1 2 Горсей, Джером. Путешествие сэра Джерома Горсея // Записки о Московии XVI века. Перевод Н. А. Белозёрской. — М: Издательство А. С. Суворина, 1909. — С. 57. — 162 с.
  13. ↑ Корецкий В. И. Смерть Грозного царя // Вопросы истории : журнал. — 1979. — № 9. — С. 96—97.
  14. ↑ Скрынников Р. Г. Смерть Грозного // Иван Грозный. — М.: Наука, 1983. — С. 239. — 250 с. — (История нашей Родины). — 200 000 экз.
  15. ↑ Соловьёв С. М. Иван Грозный // История России с древнейших времён. — М.: ОЛМА Медиа групп, 2013. — С. 291. — 304 с. — (История нашей Родины). — ISBN 978-5-373-051145-3.
  16. ↑ Карамзин Н. М. Продолжение царствования Иоанна Грозного // История государства Российского. — М.: Эксмо, 2004. — С. 773. — 1024 с. — (История нашей Родины). — 5 000 экз. — ISBN 5-04-007941-9.
  17. ↑ 1 2 Мутья, 2010, с. 253—254.
  18. ↑ 1 2 Мутья, 2010, с. 254.
  19. ↑ Константин Маковский. Мир искусства.
  20. ↑ Нестерова Е. В. Константин Егорович Маковский. — СПб: Золотой Век, 2003. — С. 77. — 288 с.
  21. ↑ Сцена «Богатая палата во дворце»: Толстой А. К. Смерть Иоанна Грозного (Трагедия в пяти действиях). Действие пятое. Богатая палата во дворце // Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис. Стихотворения. — М: Художественная литература, 1988. — (Библиотека классики. Русская литература). — ISBN 978-5-280-00006-3.
  22. ↑ Мутья, 2010, с. 254—255.

Литература

www.gpedia.com

Санкт-Петербург | Зачем вандал испортил картину «Иван Грозный и его сын Иван»: три главных версии - БезФормата.Ru

Наш корреспондент побывала в Третьяковке на следующий день после происшествия [фото, видео] Евгения СУНДУКЯН

Если не считать закрытого "репинского" зала номер 31, галерея работает в штатном режиме. Царит привычное оживление. Полно иностранцев. Один из них даже катается по залам на трехколесном электроскутере для инвалидов. Терминалы по продаже электронных билетов не работают. Интернета нет. Карты к оплате не принимают. Зато в кафе "Братья Третьяковы" на цокольном этаже - аншлаг. (Как показывают наблюдения, люди бегут сюда сразу с порога, не заходя в залы). Видимо, этот "буфет" и имел в виду вандал Игорь Подпорин , когда рассказывал, как напился:

- Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел уходить, в буфете выпил сто граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло, — рассказал полиции лысый желтый человек, задержанный с поличным.

Видимо, этот "буфет" и имел в виду вандал Игорь Подпорин, когда рассказывал, как напилсяФото: Евгения КОРОБКОВА

Несмотря на честный ленинский лоб и трогательный взгляд в камеру, что-то заставило усомниться в искренности его слов.

Со спиртным в Третьяковке и впрямь все в порядке. На первой же витрине глаз услаждает батарея бутылок. Здесь и коньячок «Картель» (сначала прочла «Каратель»), и виски, и вино, и пиво "Сибирская корона". Очень приятно, конечно, что крепкие спиртные напитки продаются в культурном учреждении, но сомнительно, что вандал жахнул что-то из представленного ассортимента. Ну не пива же по 195 рублей жахать человеку из Воронежа. Ну не виски же по 350 рублей 50 миллилитров? Ну не коньячок - полтыщи за флакончик? Да и водки на разлив (как, впрочем и хересу) в "Братьях Третьяковых" нету. Так что, поздравляем вас, господин, соврамши.

Если не считать закрытого "репинского" зала номер 31, галерея работает в штатном режимеФото: Евгения ГУСЕВА

О чем говорят бабули

Все разговоры в галерее - только о вчерашнем. Три тетеньки-смотрительницы, обедающие за соседним столиком, обсуждают причины инцидента.

- И не зря ведь утром паучок вверх полз. Я еще тогда подумала, что очень плохая примета», - говорит одна.

- Да что ты мне говоришь, если вниз ползёт - это плохая примета, а вверх - ничего страшного, - возражает другая.

- Девочки, я давно за ним наблюдаю. Он утром вверх ползёт, а вечером - спускается, - сообщает третья.

Другие версии

— Он был очень пьяным, — рассказал корреспонденту КП директор НИНЭ имени Третьякова Александр Чвала. — Схватил стойку, бросил. Подбежала охрана, там же его и скрутили.

Однако в фейсбуке версии с пьяным вандалом не верят. "Как же его пропустили в залы, если он был пьяным", — недоумевают пользователи.

И действительно, странно. Человеку нужно было взять тяжелую стойку, изловчиться, бросить, да так, чтобы не заметили смотрители галереи.

— А ведь там очень строгие смотрители. Чуть что - подходят и ругают. Мне по работе нужно было разглядеть мазки - я только наклонился — тут же подошли и попросили отойти, — рассуждает Чвала.

Экскурсовод Третьяковки Алла Мальцева объясняет компании старушек, мол, расслабились.

— Сколько лет такого не было, может быть, ослабили внимание. В пятницу у нас короткий день...

Экскурсовод Третьяковки Алла Мальцева объясняет компании старушек, мол, расслабилисьФото: Евгения КОРОБКОВА

Как бы то ни было, в случайность и спонтанность произошедшего здесь никто не верит.

— В пятницу работали до шести. Подошли, попросили выйти. Он вышел. Там два выхода в этот зал. Он из одного выхода вышел и в другой прошел. То, что это сделано с намерением - нет никаких сомнений, — резюмирует Мальцева.

Версий, озвученных сотрудниками галереи, — несколько. Первая — мужик хотел прославиться, как Герострат. Вторая — мужик из банды оскорбленных активистов и поклонников Ивана Грозного. Последние давно точат зуб на Репина за то, что Илья Ефимович оклеветал царя-батюшку. Никакого сына Грозный не убивал. Иван сам умер от чахотки.

Балашов сто пять лет назад нанес три удара по картине

Любопытно, что против Репина однажды выступил бывший губернатор Орловской области Вадим Потомский. Еще в бытность свою губернатором Потомский заявлял, что факты о царе были намеренно искажены. «Про Ивана Грозного вся Россия знает одно: Иван Грозный убивает своего сына. Никаких доказательств этому нет. Есть научный факт: всю семью Ивана Грозного отравили ртутью», — говорил бывший губер.

Версия третья, мистическая

Третья версия гласит: дурную роль сыграл репинский мистицизм. Как известно, картины Репина имеют непростую ауру. Еще при жизни художника за ним ходила слава: кого Репин напишет, тот вскоре умрет страшной смертью. Причем, картина "Иван Грозный и сын его Иван" в этом смысле особенно плохая, ее натурщик умер страшнее всех. Писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал убиенного царевича, решив свести счеты с жизнью, бросился в лестничный пролет. Но падение было таким неудачным, что писатель переломал себя и умер лишь спустя несколько дней, страдая от адских болей. Больше всего на картине художник ценил гаршинский "слезящийся глаз".

Странное совпадение — в этом году исполняется двойная дата: сто тридцать лет со дня страшной гибели Гаршина и сто пять лет со дня первого покушения на картину. Странно и то, что сумасшедший старообрядец Балашов сто пять лет назад нанес три удара по картине. Ровно столько ран оказалось на полотне после выходки Игоря Подпорина.

"Грозный и сын его Иван" - роковая картина. Ее натурщик умер страшнее всех. Писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал убиенного царевича, решив свести счеты с жизнью, бросился в лестничный пролет

Картины, вызывающие необъяснимые чувства, есть в каждой галерее. Например, в той же Третьяковке висит портрет Лопухиной. Сейчас ее лицо всего лишь меняется в зависимости от того, кто подойдет к полотну. А в прежние времена, как гласят легенды, молодые девушки штабелями мерли после созерцания полотна.

Впрочем, грешить на плохую ауру работ можно сколько угодно. Но нельзя не заметить главного. В последнее время случаи нападения на произведения искусств участились. Мы помним выходку Энтео, разгромившего выставку Сидура в Манеже или активистов, обливших мочой фотографии Джока Стерджеса...

— Самое интересное, что все эти оскорбленные не понесли никакого наказания за свои поступки, — говорит арт-критик Константин Бабулин.

Поделиться видео </> x HTML-код

Экскурсовод про вандала в Третьяковке. Наш корреспондент побывала в Третьяковке на следующий день после происшествияДина КАРПИЦКАЯ

По мнению эксперта, возможно, в нынешней порче картины есть своя польза. По крайней мере это может поставить точку в череде безнаказанного вандализма.

- Подпорин точно не уйдет от наказания и это наказание будет означать, что у нас наконец-таки признали, что произведение искусства имеет какой-никакой, а иммунитет от оскорбленных, - отметил Бабулин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Повезло, что поврежден Репин, а не Серов»: эксперты рассказали, как будут латать картину «Иван Грозный и его сын Иван»

«Ивану Грозному» повезло — считают эксперты. «Выдержать удар» позволил особый холст, который в среде реставраторов носит неофициальное название «репинский». Для своих полотен художник выбирал крепкие и грубые холсты в совокупности с новыми технологиями это позволит залатать дыру без потерь (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

«Не соответствует историческим фактам»: вандал объяснил, почему изуродовал картину «Иван Грозный и его сын Иван» в «Третьяковке»

Вечером в пятницу в Государственной Третьяковской галлерее произошло очень крупное ЧП. Неизвестный разбил стекло, защищающее шедевр Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Отлетевшие осколки порвали полотно в трех местах. ( подробности )

Еще больше материалов по теме: «Вандал изуродовал картину "Иван Грозный и его сын Иван" в Третьяковке»

sanktpeterburg.bezformata.ru

Смерть Ивана Грозного (картина Маковского)

1. Холст – Canvas is an extremely durable plain-woven fabric used for making sails, tents, marquees, backpacks, and other items for which sturdiness is required. It is also used by artists as a painting surface. It is also used in such objects as handbags, electronic device cases. The word canvas is derived from the 13th century Anglo-French canevaz, both may be derivatives of the Vulgar Latin cannapaceus for made of hemp, originating from the Greek κάνναβις. Modern canvas is made of cotton or linen, although. It differs from other cotton fabrics, such as denim. Canvas comes in two types, plain and duck. The threads in duck canvas are more tightly woven, the term duck comes from the Dutch word for cloth, doek. In the United States, canvas is classified in two ways, by weight and by a number system. The numbers run in reverse of the weight so a number 10 canvas is lighter than number 4, canvas has become the most common support medium for oil painting, replacing wooden panels. One of the earliest surviving oils on canvas is a French Madonna with angels from around 1410 in the Gemäldegalerie, however, panel painting remained more common until the 16th century in Italy and the 17th century in Northern Europe. Mantegna and Venetian artists were among those leading the change, Venetian sail canvas was readily available, as lead-based paint is poisonous, care has to be taken in using it. Early canvas was made of linen, a sturdy brownish fabric of considerable strength, linen is particularly suitable for the use of oil paint. In the early 20th century, cotton canvas, often referred to as cotton duck, linen is composed of higher quality material, and remains popular with many professional artists, especially those who work with oil paint. Cotton duck, which stretches more fully and has an even, mechanical weave, the advent of acrylic paint has greatly increased the popularity and use of cotton duck canvas. Linen and cotton derive from two different plants, the flax plant and the cotton plant, respectively. Gessoed canvases on stretchers are also available and they are available in a variety of weights, light-weight is about 4 oz or 5 oz, medium-weight is about 7 oz or 8 oz, heavy-weight is about 10 oz or 12 oz. They are prepared with two or three coats of gesso and are ready for use straight away, artists desiring greater control of their painting surface may add a coat or two of their preferred gesso

2. Масло – An oil is any neutral, nonpolar chemical substance that is a viscous liquid at ambient temperatures and is both hydrophobic and lipophilic. Oils have a carbon and hydrogen content and are usually flammable. The general definition of oil includes classes of compounds that may be otherwise unrelated in structure, properties. Oils may be animal, vegetable, or petrochemical in origin and they are used for food, fuel, medical purposes, lubrication, and the manufacture of many types of paints, plastics, and other materials. Specially prepared oils are used in religious ceremonies and rituals as purifying agents. First attested in English 1176, the oil comes from Old French oile, from Latin oleum, which in turn comes from the Greek ἔλαιον, olive oil, oil. The earliest attested forms of the word are the Mycenaean Greek

3. Маковский, Константин Егорович – Konstantin Yegorovich Makovsky was an influential Russian painter, affiliated with the Peredvizhniki. Many of his paintings, such as The Russian Brides Attire. He is often considered a representative of Academic art, konstantin Makovsky was born in Moscow. His father was the Russian art figure and amateur painter, Yegor Ivanovich Makovsky and his mother was a composer, and she hoped her son would one day follow in her footsteps. His younger brothers Vladimir and Nikolay and his sister Alexandra also went on to become painters, in 1851 Makovsky entered the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture where he became the top student, easily getting all the available awards. His teachers were Karl Bryullov and Vasily Tropinin, makovskys inclinations to Romanticism and decorative effects can be explained by the influence of Bryullov. Although art was his passion, he considered what his mother had wanted him to do. He set off to look for composers he could refer to, before, he had always been a classical music lover, and listened to many pieces. He often wished he could change the tune, or style of some of them to them more enjoyable. Later in his life it came true, in 1858 Makovsky entered the Imperial Academy of Arts in Saint Petersburg. From 1860 he participated in the Academys exhibitions with such as Curing of the Blind. Makovsky became a member of a co-operative of artists led by Ivan Kramskoi, from 1870 he was a founding member of the Society for Traveling Art Exhibitions and continued to work on paintings devoted to everyday life. He exhibited his works at both the Academia exhibitions and the Traveling Art Exhibitions of the Wanderers, a significant change in his style occurred after traveling to Egypt and Serbia in the mid-1870s. His interests changed from social and psychological problems to the problems of colors. In the 1880s he became an author of portraits and historical paintings. At the Worlds Fair of 1889 in Paris he received the Large Gold Medal for his paintings Death of Ivan the Terrible, The Judgement of Paris and he was one of the most highly appreciated and highly paid Russian artists of the time. Many democratic critics considered him as a renegade of the Wanderers ideals, producing striking but shallow works, Makovsky was killed in 1915 when his horse-drawn carriage was hit by an electric tram in Saint Petersburg. Biography on site Hrono. ru Official site Biography on site gelos. ru Biography

4. XVI век – The 16th century begins with the Julian year 1500 and ends with either the Julian or the Gregorian year 1600. It is regarded by historians as the century in which the rise of the West occurred, during the 16th century, Spain and Portugal explored the worlds seas and opened worldwide oceanic trade routes. In Europe, the Protestant Reformation gave a blow to the authority of the papacy. European politics became dominated by conflicts, with the groundwork for the epochal Thirty Years War being laid towards the end of the century. In Italy, Luca Pacioli published the first work ever on accounting, in United Kingdom, the Italian Alberico Gentili wrote the first book on public international law and divided secularism from canon law and Roman Catholic theology. In the Middle East, the Ottoman Empire continued to expand, with the Sultan taking the title of Caliph, China evacuated the coastal areas, because of Japanese piracy. Japan was suffering a civil war at the time. Mughal Emperor Akbar extended the power of the Mughal Empire to cover most of the South Asian sub continent and his rule significantly influenced arts, and culture in the region. These events directly challenged the notion of an immutable universe supported by Ptolemy and Aristotle. Polybius The Histories translated into Italian, English, German and French, medallion rug, variant Star Ushak style, Anatolia, is made. It is now kept at The Saint Louis Art Museum,1500, Charles V, Holy Roman Emperor and King of Spain was born. 1500, Guru Nanak the beginning and spreading of the 5th largest Religion in the World Sikhism,1500, Spanish navigator Vicente Yáñez Pinzón encounters Brazil but is prevented from claiming it by the Treaty of Tordesillas. 1500, Portuguese navigator Pedro Álvares Cabral claims Brazil for Portugal,1500, The Ottoman fleet of Kemal Reis defeats the Venetians at the Second Battle of Lepanto. 1501, Michelangelo returns to his native Florence to begin work on the statue David,1501, Safavid dynasty reunified Iran and ruled over it until 1736. Safavids adopt a Shia branch of Islam,1502, First reported African slaves in The New World 1503, Foundation of the Sultanate of Sennar by Amara Dunqas, in what is modern Sudan 1503, Spain defeats France at the Battle of Cerignola. Considered to be the first battle in history won by gunpowder small arms,1503, Leonardo da Vinci begins painting the Mona Lisa and completes it three years later. 1503, Nostradamus was born on either December 14, or December 21,1504, A period of drought, with famine in all of Spain. 1504, Death of Isabella I of Castile, Joanna of Castille became the Queen,1505, Zhengde Emperor ascended the throne of Ming Dynasty

5. Всемирная выставка (1889) – The Exposition Universelle of 1889 was a worlds fair held in Paris, France, from 6 May to 31 October 1889. It was held during the year of the 100th anniversary of the storming of the Bastille, an event considered symbolic of the beginning of the French Revolution. The 1889 Exposition covered an area of 0.96 km2, including the Champ de Mars, the Trocadéro, the quai dOrsay, a part of the Seine. Transport around the Exposition was partly provided by a 3 kilometre 600 millimetre gauge railway by Decauville and it was claimed that the railway carried 6,342,446 visitors in just six months of operation. Some of the used on this line later saw service on the Chemins de Fer du Calvados. The main symbol of the Fair was the Eiffel Tower, which served as the arch to the Fair. The 1889 fair was held on the Champ de Mars in Paris, which had been the site of the earlier Paris Universal Exhibition of 1867, since the lifts had not been completed when the Exposition opened, the first visitors had to walk up to the second floor platform. Workers had worked through the night the day before the exhibition opened to complete the construction needed to safely allow patrons to set foot upon the structure. No one other than construction personnel were allowed higher than the second floor platform, an equally significant building constructed for the fair was the Galerie des machines, designed by architect Ferdinand Dutert and engineer Victor Contamin. It was reused at the exposition of 1900 and then destroyed in 1910, at 111 meters, the Galerie spanned the longest interior space in the world at the time, using a system of hinged arches made of steel or iron. Although often described as being constructed of steel, it was made of iron. There is a description, with illustrations, of the Expositions two famous buildings in the British journal Engineering. A follow-up report appears a late issue with this summation, the exhibition will be famous for four distinctive features, the 28 June issue of Engineering also mentions a remarkable Great Model of the Earth created by Theodore Villard and Charles Cotard. There were unseasonal thunderstorms in Paris during that summer of 1889, causing distress to the canopies and decoration of the exposition. The Exhibition included a building by the Paris architect Pierre-Henri Picq and this was an elaborate iron and glass structure decorated with ceramic tiles in a Byzantine-Egyptian-Romanesque style. After the Exposition the building was shipped to Fort de France and reassembled there, known as the Schoelcher Library, initially it contained the 10,000 books that Victor Schoelcher had donated to the island. Today it houses over 250,000 books and an ethnographic museum, a Negro village where 400 people were displayed constituted the major attraction. At the Exposition, the French composer Claude Debussy first heard Javanese gamelan music and this influenced some of his later compositions

6. Париж – Paris is the capital and most populous city of France. It has an area of 105 square kilometres and a population of 2,229,621 in 2013 within its administrative limits, the agglomeration has grown well beyond the citys administrative limits. By the 17th century, Paris was one of Europes major centres of finance, commerce, fashion, science, and the arts, and it retains that position still today. The aire urbaine de Paris, a measure of area, spans most of the Île-de-France region and has a population of 12,405,426. It is therefore the second largest metropolitan area in the European Union after London, the Metropole of Grand Paris was created in 2016, combining the commune and its nearest suburbs into a single area for economic and environmental co-operation. Grand Paris covers 814 square kilometres and has a population of 7 million persons, the Paris Region had a GDP of €624 billion in 2012, accounting for 30.0 percent of the GDP of France and ranking it as one of the wealthiest regions in Europe. The city is also a rail, highway, and air-transport hub served by two international airports, Paris-Charles de Gaulle and Paris-Orly. Opened in 1900, the subway system, the Paris Métro. It is the second busiest metro system in Europe after Moscow Metro, notably, Paris Gare du Nord is the busiest railway station in the world outside of Japan, with 262 millions passengers in 2015. In 2015, Paris received 22.2 million visitors, making it one of the top tourist destinations. The association football club Paris Saint-Germain and the rugby union club Stade Français are based in Paris, the 80, 000-seat Stade de France, built for the 1998 FIFA World Cup, is located just north of Paris in the neighbouring commune of Saint-Denis. Paris hosts the annual French Open Grand Slam tennis tournament on the red clay of Roland Garros, Paris hosted the 1900 and 1924 Summer Olympics and is bidding to host the 2024 Summer Olympics. The name Paris is derived from its inhabitants, the Celtic Parisii tribe. Thus, though written the same, the name is not related to the Paris of Greek mythology. In the 1860s, the boulevards and streets of Paris were illuminated by 56,000 gas lamps, since the late 19th century, Paris has also been known as Panam in French slang. Inhabitants are known in English as Parisians and in French as Parisiens and they are also pejoratively called Parigots. The Parisii, a sub-tribe of the Celtic Senones, inhabited the Paris area from around the middle of the 3rd century BC. One of the areas major north-south trade routes crossed the Seine on the île de la Cité, this place of land and water trade routes gradually became a town

7. Иван Грозный – Ivan IV Vasilyevich, commonly known as Ivan the Terrible or Ivan the Fearsome, was the Grand Prince of Moscow from 1533 to 1547, then Tsar of All the Russias until his death in 1584. The last title was used by all his successors, during his reign, Russia conquered the Khanates of Kazan, Astrakhan and Sibir, becoming a multiethnic and multicontinental state spanning approximately 4,050,000 km2. Ivan exercised autocratic control over Russias hereditary nobility and developed a bureaucracy to administer his new territories and he transformed Russia from a medieval state into an empire, though at immense cost to its people, and its broader, long-term economy. In one such outburst, he killed his son and heir Ivan Ivanovich and this left his younger son, the pious but politically ineffectual Feodor Ivanovich, to inherit the throne. Ivan was a diplomat, a patron of arts and trade. He was popular among Russias commoners, except possibly the people of Novgorod and surrounding areas, the English word terrible is usually used to translate the Russian word grozny in Ivans nickname, but this is a somewhat archaic translation. The Russian word grozny reflects the older English usage of terrible as in inspiring fear or terror, dangerous, powerful and it does not convey the more modern connotations of English terrible, such as defective or evil. Vladimir Dal defines grozny specifically in archaic usage and as an epithet for tsars, courageous, magnificent, magisterial and keeping enemies in fear, other translations have also been suggested by modern scholars. Ivan was the first son of Vasili III and his wife, Elena Glinskaya. When Ivan was three years old, his father died from an abscess and inflammation on his leg that developed into blood poisoning, Ivan was proclaimed the Grand Prince of Moscow at the request of his father. His mother Elena Glinskaya initially acted as regent, but she died of what many believe to be assassination by poison, the regency then alternated between several feuding boyar families fighting for control. According to his own letters, Ivan, along with his younger brother Yuri, on 16 January 1547, at age sixteen, Ivan was crowned with Monomakhs Cap at the Cathedral of the Dormition. He was the first to be crowned as Tsar of All the Russias, prior to that, rulers of Muscovy were crowned as Grand Princes, although Ivan III the Great, his grandfather, styled himself tsar in his correspondence. Two weeks after his coronation, Ivan married his first wife Anastasia Romanovna, a member of the Romanov family, who became the first Russian tsaritsa. By being crowned Tsar, Ivan was sending a message to the world and to Russia, he was now the one and only ruler of the country. The new title symbolized an assumption of powers equivalent and parallel to those held by former Byzantine Emperor, the political effect was to elevate Ivans position. The new title not only secured the throne, but it also granted Ivan a new dimension of power and he was now a divine leader appointed to enact Gods will, as church texts described Old Testament kings as Tsars and Christ as the Heavenly Tsar. The newly appointed title was passed on from generation to generation

8. Парис – Paris, also known as Alexander, the son of King Priam and Queen Hecuba of Troy, appears in a number of Greek legends. Probably the best-known was his elopement with Helen, queen of Sparta, later in the war, he fatally wounds Achilles in the heel with an arrow as foretold by Achilles’s mother Thetis. The name Paris is probably Luwian and comparable to Pari-zitis attested as a Hittite scribes name, Paris was a child of Priam and Hecuba. Just before his birth, his mother dreamed that she gave birth to a flaming torch and this dream was interpreted by the seer Aesacus as a foretelling of the downfall of Troy, and he declared that the child would be the ruin of his homeland. Though Paris was indeed born before nightfall, he was spared by Priam, Hecuba, too, was unable to kill the child, despite the urging of the priestess of Apollo, one Herophile. Instead, Pariss father prevailed upon his chief herdsman, Agelaus, to remove the child, the herdsman, unable to use a weapon against the infant, left him exposed on Mount Ida, hoping he would perish there, he was, however, suckled by a she-bear. Returning after nine days, Agelaus was astonished to find the still alive. He returned to Priam bearing a dogs tongue as evidence of the deeds completion and it was at this time that Oenone became Pariss first lover. She was a nymph from Mount Ida in Phrygia and her father was Cebren, a river-god. She was skilled in the arts of prophecy and medicine, which she had been taught by Rhea and Apollo respectively. When Paris later left her for Helen she told him if he ever was wounded, he should come to her for she could heal any injury. Pariss chief distraction at this time was to pit Agelauss bulls against one another, one bull began to win these bouts consistently, and Paris began to set it against rival herdsmens own prize bulls, it defeated them all. Finally Paris offered a crown to any bull that could defeat his champion. Ares responded to this challenge by transforming himself into a bull, in celebration of the marriage of Peleus and Thetis, Lord Zeus, father of the Greek pantheon, hosted a banquet on Mount Olympus. Every deity and demi-god had been invited, except Eris, the goddess of strife, the goddesses thought to be the most beautiful were Hera, Athena, and Aphrodite, and each one claimed the apple. They started a quarrel so they asked Zeus to choose one of them, knowing that choosing any of them would bring him the hatred of the other two, Zeus did not want to take part in the decision. He thus appointed Paris to select the most beautiful, escorted by Hermes, the three goddesses bathed in the spring of Mount Ida and approached Paris as he herded his cattle. Having been given permission by Zeus to set any conditions he saw fit, Paris chose Aphrodite— and, therefore, Helen

9. Орден Почётного легиона – The Legion of Honour, full name National Order of the Legion of Honour, is the highest French order of merit for military and civil merits, established 1802 by Napoléon Bonaparte. The order is divided into five degrees of increasing distinction, Chevalier, Officier, Commandeur, Grand Officier and Grand-Croix. The orders motto is Honneur et Patrie and its seat is the Palais de la Légion dHonneur next to the Musée dOrsay, in the French Revolution, all French orders of chivalry were abolished, and replaced with Weapons of Honour. The Légion however did use the organization of old French orders of chivalry, the badges of the legion also bear a resemblance to the Ordre de Saint-Louis, which also used a red ribbon. Napoleon originally created this to ensure political loyalty, the organization would be used as a facade to give political favours, gifts, and concessions. The Légion was loosely patterned after a Roman legion, with legionaries, officers, commanders, regional cohorts, the highest rank was not a grand cross but a Grand Aigle, a rank that wore all the insignia common to grand crosses. The members were paid, the highest of them extremely generously,5,000 francs to an officier,2,000 francs to a commandeur,1,000 francs to an officier,250 francs to a légionnaire. Napoleon famously declared, You call these baubles, well, it is with baubles that men are led, do you think that you would be able to make men fight by reasoning. That is good only for the scholar in his study, the soldier needs glory, distinctions, rewards. This has been quoted as It is with such baubles that men are led. The order was the first modern order of merit, under the monarchy, such orders were often limited to Roman Catholics, and all knights had to be noblemen. The military decorations were the perks of the officers, the Légion, however, was open to men of all ranks and professions—only merit or bravery counted. The new legionnaire had to be sworn in the Légion and it is noteworthy that all previous orders were crosses or shared a clear Christian background, whereas the Légion is a secular institution. The jewel of the Légion has five arms, in a decree issued on the 10 Pluviôse XIII, a grand decoration was instituted. This decoration, a cross on a sash and a silver star with an eagle, symbol of the Napoleonic Empire, became known as the Grand Aigle. After Napoleon crowned himself Emperor of the French in 1804 and established the Napoleonic nobility in 1808, the title was made hereditary after three generations of grantees. Napoleon had dispensed 15 golden collars of the legion among his family and this collar was abolished in 1815. The Légion dhonneur was prominent and visible in the French Empire, the Emperor always wore it and the fashion of the time allowed for decorations to be worn most of the time

10. Третьяков, Павел Михайлович – Pavel Mikhaylovich Tretyakov was a Russian businessman, patron of art, collector, and philanthropist who gave his name to the Tretyakov Gallery and Tretyakov Drive in Moscow. His brother Sergei Tretyakov was also a patron of art. In the first half of 1850 he inherited his fathers business and built up a trade in flax, linen processing. Together with other Moscow businessmen he acted as the founder of the Moscow merchant bank and he amassed a considerable fortune, consisting of real estate, securities, money and bills. Tretyakov started to collect art in 1854 at the age of 22 and he laid down for himself the aim of creating a Russian National Gallery. In his collection Tretyakov included the most valuable and remarkable products, first of all the contemporaries and he bought paintings at exhibitions and directly from artists studios, sometimes he bought the whole series, in 1874 he acquired V. V. Vereschagins Turkestan series, in 1880 - his Indian series, in his collection there were over 80 studies by Alexander Ivanov. In 1885 Tretyakov bought 102 studies by V. D, polenov painted by the artist during journeys across Turkey, Egypt, Syria and Palestine. He got also acquired Vasnetsov’s collection of the sketches made during work above lists in the Kiev St Volodymyrs Cathedral, Tretyakov had the fullest collection of such artists as, V. G. Kramskoi, Ilya Repin, Vasily Surikov, I. I and he also conceived the creation of a Russian pantheon - a portrait gallery of famous Russians. He commissioned especially for it portraits of figures of culture from leading masters of this genre - N. N. Ge, Kramskoi, N. V. Nevrev, Perov, in 1870-80 Tretyakov also began to collect illustrations, since 1890 he formed a collection of icons. During his lifetime they were not included in an exhibition, being kept in the owners study and he also collected sculpture, however this part of his collection was small. At first the gallery was located in Tretyakov’s house in Lavrushenski pereulok, but as his collection expanded he decided to reconstruct his house for his collection. In 1870-1880 the house was reconstructed by the architect Kaminski. Tretyakov wanted to transfer the gallery to the city as discreetly as possible, without any noise, he want to be in the center of general attention. But it was not possible to do it and he was very dissatisfied, from 1881 his gallery became popular. In 1892 Tretyakov inherited a collection of Western European painting from his brother, the collection in Tretyakov’s gallery was equal in importance with the largest museums in Russia at that time, and became one of sights of Moscow

wikivisually.com

Смерть Ивана Грозного (картина Маковского) — Википедия РУ

В 80-е годы XIX века Константин Маковский создаёт картины на исторические сюжеты. Критики отмечают, что подобные сюжеты позволяют ему проявить такие стороны своего творчества как декоративное мастерство, способность к созданию сложных композиций, детальность в воспроизведении элементов эпохи. В картинах художника соединяются салонность исполнения и монументальность замысла[4].

Картина была выставлена весной 1888 года в Петербурге, а затем в Москве и Варшаве. В 1889 году она выставлялись на Всемирной выставке в Париже вместе с двумя другими работами художника — «Демон и Тамара» и «Суд Париса». Картины большую золотую медаль выставки, французское правительство также наградило Маковского орденом Почётного легиона.

Данная картина заинтересовала французскую публику в значительной степени потому, что была интересна с этнографической точки зрения — художник детально воспроизвёл эпоху[2]. Один из критиков писал о картине:

«Она сразу приковывает к себе внимание зрителей… сначала даже не обращаешь внимания на технику… тут нет крови, кричащих эффектов, какими изобилует картина Репина… „Избиение Грозным своего сына“. Здесь совсем другое — по напряженному вниманию окружающих, по… выражению горя, испуга, мольбы… чувствуется, что великая тайна решается, что жизнь и смерть в последний раз вступает между собой в ожесточённую борьбу над бедным, слабым беззащитным телом»

— Тамара Максимова. Сергей Павлович фон Дервиз — меценат, коллекционер, благотворитель[2]

  К. Маковский. Портрет С. П. Дервиза, 1898

Картину хотел приобрести П. М. Третьяков, для чего его брат, Сергей Михайлович, 6 апреля 1888 года встречался с художником в Париже[5]. В результате работу приобрёл меценат С. П. Дервиз.

В монографии Н. Н. Мутьи 2010 года о картине Маковского сказано, что она находится в частном собрании за рубежом, представлена чёрно-белая некачественная фотография[6].

Встречаются утверждения, что вариант картины находится в собрании Русского музея, однако в каталоге ГРМ 1980 года она отсутствует. В собрании музея находится «Нянька Ивана Грозного. Этюд для картины 1888 г. „Смерть Ивана Грозного“» (масло, холст, 82×64 сантиметров, инвентарный номер — Ж-5537[7]).

Сообщение о краже картины

В июне 2014 года пресса сообщила о краже картины Маковского из частной галереи, расположенной в гостинице «Мариотт» в Москве. Исчезновение картины было обнаружено на следующий день после похищения. Грабители также похитили пейзаж Василия Поленова. Общая стоимость двух полотен была оценена более чем в 7 миллионов рублей[8], а картина Маковского — в 6 миллионов, согласно другим источникам стоимость двух картин составляла миллион долларов. На момент похищения они обе не значились в реестре художественных ценностей России[3]. В салон зашёл покупатель, который представился коллекционером. Его интересовали работы Константина Маковского и Василия Поленова. После детального знакомства с полотнами он заявил, что приобретёт их завтра, когда придёт с деньгами. Владелец магазина не обратил внимания, как клиент ушёл, а на следующее утро обнаружил пропажу работ, которыми он интересовался[9].

Позже появилось сообщение, что ворами оказались 33-летний уроженец Грузии и 38-летний уроженец Азербайджана. Они были задержаны в ходе расследования кражи в ювелирном магазине на Арбате. По оставленным отпечаткам пальцев выяснилось, что эти люди похитили и картины из салона в гостинице «Мариотт». Сотрудничать со следствием они отказывались, местонахождение картин не назвали[10].

Сообщений о находке похищенных картин в прессе не появлялось.

В основе сюжета лежит рассказ английского дипломата Джерома Горсея о последних часах жизни Ивана Грозного. По мнению других искусствоведов, художник изображает не историю, изложенную Горсеем, а персонажей пьесы Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного» — однако здесь отсутствуют играющие там значительную роль Родион Биркин и духовник.

Сэр Джером Горсей, управлявший конторой Московской компании, бывал в России между 1573 и 1591 годами, был доверенным лицом Бориса Годунова. Со стороны компании он обвинялся в злоупотреблениях, но был оправдан. Описанные им события произошли 18 марта 1584 года, Горсей выставлял себя их очевидцем и участником:

«В полдень он пересмотрел своё завещание, не думая, впрочем, о смерти, так как его много раз околдовывали, но каждый раз чары спадали, однако на этот раз дьявол не помог. Он приказал главному из своих аптекарей и врачей приготовить всё необходимое для его развлечения и бани. Желая узнать о предзнаменовании созвездий, он вновь послал к колдуньям своего любимца, тот пришел к ним и сказал, что царь велит их зарыть или сжечь живьем за их ложные предсказания. День наступил, а он в полном здравии как никогда. „Господин, не гневайся. Ты знаешь, день окончится, только когда сядет солнце“. Бельский поспешил к царю, который готовился к бане. Около третьего часа дня царь пошел в неё, развлекаясь любимыми песнями, как он привык это делать, вышел около семи, хорошо освежённый. Его перенесли в другую комнату, посадили на постель, он позвал Родиона Биркина, дворянина, своего любимца, и приказал принести шахматы [На полях рукописи — приписка, в переводе Севастьяновой: „Все шахматные фигуры, кроме короля, которого он никак не мог поставить на доску“[11]][В переводе Белозёрской этот же фрагмент: „приказал принести ему шахматный столик и сам стал расставлять шахматы“. На полях рукописи — приписка, в её переводе: „Одного шахматного короля ему никак не удавалось поставить на место, тогда как другие шахматы были уже все расставлены“[12]]. Он разместил около себя своих слуг, своего главного любимца и Бориса Фёдоровича Годунова, а также других. Царь был одет в распахнутый халат, полотняную рубаху и чулки; он вдруг ослабел и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик, одни посылали за водкой, другие — в аптеку за ноготковой и розовой водой, а также за его духовником и лекарями. Тем временем он был удушен [В оригинале: „he was strangled and stark dead“[11]] и окоченел. Некоторая надежда была подана, чтобы остановить панику. Упомянутые Богдан Бельский и Борис Федорович, который по завещанию царя был первым из четырёх бояр и как брат царицы, жены теперешнего царя Фёдора Ивановича, вышли на крыльцо в сопровождении своих родственников и приближенных, их вдруг появилось такое великое множество, что было странно это видеть. Приказали начальникам стражи и стрельцам зорко охранять ворота дворца, держа наготове оружие, и зажечь фитили. Ворота Кремля закрылись и хорошо охранялись. Я со своей стороны, предложил людей, военные припасы в распоряжение князя-правителя. Он принял меня в число своих близких и слуг, прошел мимо, ласково взглянув, и сказал: „Будь верен мне и ничего не бойся“»

— Джером Горсей. Рассказ или воспоминания сэра Джерома Горсея[11]

С. М. Середонин, С. Б. Веселовский, А. А. Зимин допускали возможность насильственной смерти Ивана Грозного и соглашались с переводом «был удушен». Изучая источники, повествующие о смерти Ивана IV Грозного, советский историк В. И. Корецкий даже пришёл к выводу, что «царю дали сначала яд, а затем для верности, в суматохе, поднявшейся после того, как он внезапно упал, ещё и придушили»[13].

Некоторые советские и российские историки воспринимали это повествование Горсея критически. Р. Г. Скрынников в своей книге пересказывает сюжет, но пишет о естественной смерти царя за шахматной доской[14]. В ряде изданий книги англичанина фраза была переведена на русский язык с использованием не пассивного залога, а непереходного глагола совершенного вида, действительного залога: «Тем временем он испустил дыхание и окостенел»[12]. Дореволюционные историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв писали о ненасильственной смерти во время игры в шашки и упоминали о пострижении царя перед смертью в монашество с именем Иона, что делает невозможной излагаемую Горсеем версию убийства[15][16].

  Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Константин Маковский считал себя специалистом в исторической живописи. Искусствоведы отмечают, что он хорошо знал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданную в 1883—1885 годах, и предполагал возможность соперничества с ней. Картины двух художников принципиально отличались в своём подходе к трактовке истории XVI века: Репин воспринимал обращение к истории как серьёзный повод для разговора о современности, тогда как Маковский воспринимал свою картину как драматический спектакль, в котором важно детально воспроизвести событие прошлого[20].

Картине Маковского присущ оттенок театральности. Интерьер на полотне соотносят с Передней комнатой Теремного дворца: низкие, покрытые росписью, своды, изразцовая печь вблизи двойного окна, объединенного аркой. Современники соотносили его также с декорацией «Богатая палата во дворце» работы театрального художника Матвея Шишкова к спектаклю «Смерть Иоанна Грозного» по пьесе А. К. Толстого, где драматург обращался к событиям, описанным в книге Джерома Горсея (сохранился эскиз к ней). Композиция картины напоминает мизансцену из спектакля[21], однако она не является её точным воспроизведением — отсутствует целый ряд второстепенных персонажей пьесы, присутствующих в заключительной сцене: Эльмс, Мстиславский, бояре[17].

Искусствоведы отмечают перегруженность картины второстепенными деталями, зритель видит действие из-за них совсем не так, как хотел бы художник: детали (аккуратно положенная шляпа, натюрморт, составленный из ларца, драгоценной лохани и драпировки) отвлекают внимание от драмы, которая разыгрывается на его глазах — противостояния умирающего Ивана Грозного и набирающего политическую силу Бориса Годунова. Художник трактует ситуацию излишне прямолинейно. Слабому царю противопоставлен сильный и уверенный Годунов[18].

Трактовка художником трагического события в 1880-е годы казалась устаревшей. Современники требовали глубоких размышлений над ходом истории, тогда как Маковский предлагал спектакль, перегруженный деталями и второстепенными сюжетными линиями[22].

http-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта