Новое в блогах. Картина герасимов баня


Обнаженная натура в советском изобразительном искусстве. Часть II. 1930-1949

Первая часть (1918-1929) - здесь.

1930-40-е годы - период торжества соцреализма. Хотя существовали и другие направления. Основными темами при изображении обнаженной натуры оставались "натурщицы в студии" и водные процедуры - пляжи, купания и баня. Кроме как в студии - ради искусства, при гигиеническом омовении и оздоровительном принятии солнечных ванн советскому человеку, конечно же, негоже было щеголять нагишом.

Итак, начнем с купальщиц.К.Сомов. "Купальщицы на солнце", 1930.

В Коваленко, "На пляже", 1930.

А теперь переместимся в студии художников.Картина В.Буковецкого так и называется - "В студии". 1930 год.

Петр Кончаловский. "Натурщица" (этюд). 1930.

Иногда модели не выдерживали, да и засыпали. Н.Тырса. "Спящая модель", 1930.

Эта, похоже еще не заснула. Но на грани. Николай Мако, "Лежащая обнаженная", 1930.

Г.Горелов. "Обнаженная со спины", 1930.

Александр Самохвалов. "Девочка с полотенцем", 1930. Картинка безобиднейшая, но сейчас, боюсь, бедного художника чёрт те в чем бы обвинили...

Юрий Анненком в 1930 году написал картину к 10-летию смерти Амедео Модильяни. "Памяти Модильяни".

Владимир Лебедев, "Обнаженная", 1932.

И еще одна картина того же художника, того же года и с тем же названием.

Помимо студийных и водных сюжетов, стали появляться изображения жанра "ню", с тематикой "утро". Это направление особо станет популярным позже, начиная с послевоенных лет.К.Сомов, "Летнее утро", 1932.

Александр Дейнека, куда же без него. "Купающиеся девушки", 1932.

А.Дейнека, "Полдень", 1932.

И опять - "Утро". Александр наш Дейнека, 1933 год.

Иногда художники рисовали мужскую натуру. П.Кончаловский. "Ученики в мастерской", 1932. Интересно там у них занятия проходили. Но тогда люди были неиспорченными, и ничего такого никому и в голову не придти не могло.

Но все же художники предпочитали натуру женскую. Г.Горелов. "Лежащая девушка", 1934.

А вот тут соцреализм и не ночевал. Давид Бурлюк, "Обнаженная", 1933.

Ф.Антонов, "На солнце", 1934.

Игорь Грабарь, "Флора", 1934.

А.Самохвалов, "После кросса", 1935. Спортсменка, и наверняка - комсомолка...

В.Тихов. "Купальщицы", 1935.

Б.Яковлев. "Девочка на камне", 1936.

Картина Вл.Пебедева с неожиданным названием "Кассирша", 1936.

А через год художник рисует ту же кассиршу, но уже с названием "Женщина со скрещенными руками".

Иван Астахов, "Модель", 1937.

Николай Тырса, "Сидящая модель", 1937.

Художница Татьяна Маврина явно отошла от принципов соцреализма и подверглась чуждым влияниям. "Обнаженные с синим чайником", 1936.

Ее же, "Портрет Ольги Гильдебрант", 1937. Ничего так портретик, да?

Ольга Амосова-Бунак, "Одуванчик", 1939.

И опять водно-помывочные дела. Н.Богданов-Бельский, "Перетягивание каната", 1939.

Александр Герасимов, по всей видимости, был любителем бани. Особенно женской. "В бане", 1940.

Его же "Баня", датированная как-то странно: 1938-1956.

В.Дрезнина, "Отдых на берегу", 1940.

С.Луппов, "Три грации", 1940.

И снова Александр Дейнека, "Бегущие девушки", 1941.

Аркадий Пластов, "Трактористки", 1942. Мужчины воевали, а женщины осваивали совсем не женские профессии...

В студиях художников, несмотря на тревожные предвоенные годы, жизнь не затухала. Александр Лабас, "Обнаженная перед зеркалом", 1940.

Константин Вещилов, "Женский портрет", 1940.

Николай Денисовский, "Обнаженная с веером", 1940.

Сергей Герасимов, "Натурщица", 1940.

А это уже послевоенное время.Юрий Пименов, "Утро", 1946.

Г.Шегаль, "Натурщица", 1947.

О.Кулагина, "Натурщица в студии", 1948.

Евг.Кацман, "Обнаженная", 1949.

Мих.Баранчеев, "Утро", 1949.

Завершаю подборку картиной Александра Герасимова "Русская баня", которую иногда датируют 1949, а иногда 1950 годом. Но поскольку выше уже есть картины этого художника на банную тему, отнесем и эту к 1940-м годам.

Оригинал взят у catrina_burana в Обнаженная натура в советском изобразительном искусстве. Часть II. 1930-1949

moscowfix.livejournal.com

БАНЯ В ЖИВОПИСИ | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

Во-первых, банную папочку собираю давно, периодически теряя картинки и вновь их собирая.Во-вторых, только недавно обнаружил, что у Высоцкого бане посвящено те только "протопи-ка мне баньку по-черному", но и еще несколько стихотворений.А третья причина банальна - это ежегодное веерное отключение горячей воды, которое в столице начинается традиционно с моего района.Я подумал, что картины классиков прошлых веков плюс стихи Высоцкого будут смотреться вместе не дурно.

Баня (байня, байна) - паровая, русская баня, строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару. Нынешнее слово баня возникло от с итал. bagno, встарь баню называли мыльня, мовня, лазня. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.Банить на старинном южном диалекте означает мыть, чистить водою.Важнейшие части бани: 1. Калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами2. Полок с приступками и подголовьем, на котором парятся3. Лавки вокруг стен, на коих моются4. Чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене5. Шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. 

Словарь Владимира Даля

Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.

Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.

Баллада о бане

Благодать или благословениеНиспошли на подручных твоих -Дай нам, Бог, совершить омовение,Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродстваБудет душ из живительных вод, -Это - словно возврат первородства,Или нет - осушенье болот.

Все порок, грехи и печали,Равнодушье, согласье и спор -Пар, который вот только наддали,Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, - испаритсяИ поднимется вверх, к небесам, -Ты ж, очистившись, должен спуститься -Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,Не равняй с очищеньем мытье, -Нужно выпороть веником душу,Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых - стесняться не надо,Что кривая рука да нога.Здесь - подобие райского сада, -Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,Всю одетость свою позабудь -Одинаково веничек хлещет,Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,Все легко переносят жару, -Здесь свободу и равенство с братствомОщущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парнуюИ крещенье принять убеди, -Лей на нас свою воду святую -И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий1971 г.

Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Банька по-белому

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,Раскалю я себя, распалю,На полоке, у самого краюшка,Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,Ковш холодной - и все позади, -И наколка времен культа личностиЗасинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,Сколь изведано горя и трасс!А на левой груди - профиль Сталина,А на правой - Маринка анфас.

Эх, за веру мою беззаветнуюСколько лет отдыхал я в раю!Променял я на жизнь беспросветнуюНесусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненькоБрату крикнуть успел: "Пособи!" -И меня два красивых охранникаПовезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,Наглотавшись слезы и сырца,Ближе к сердцу кололи мы профили,Чтоб он слышал как рвутся сердца.

Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!Пар мне мысли прогнал от ума.Из тумана холодного прошлогоОкунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком:Получилось - я зря им клеймен, -И хлещу я березовым веничкомПо наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому, -Чтоб я к белому свету привык, -Угорю я - и мне, угорелому,Ковш холодной развяжет язык.Протопи!... Не топи!.. Протопи!..

Владимир Высоцкий1968 г.

Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.

В. Тихов В бане 1910 г.

Александр Самохвалов После бани. 1927 г.

Банька по-черному

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..Топи! Только баню мне как хочешь натопи.

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!Кропи! В бане стены закопченные кропи!Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!

Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей - лось.Молчи! У меня уже похмелье кончилось.Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!

Купи! Хоть кого-то из охранников купи!Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..Топи! Эту баню мне как хочешь, но - топи!

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Владимир Высоцкий1971 г.

Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.

Александр Герасимов Баня 1938 г.

А.Герасимов Русская баня.

А.Герасимов Русская баня 1939 г.

***(из неоконченного)

Прошу прощения заране,Что все, рассказанное мной,Случилось не на поле брани,А вовсе даже просто - в бане,При переходе из парной.

Неясно, глухо в гулкой банеПрошла молва - и в той молвеЗвучала фраза ярче брани,Что фигу я держу в карманеИ даже две, и даже две............

От нетерпенья подвываяСжимая веники в руках,Чиста, отмыта, как из раяКо мне толпа валила злаяНа всех парах, на всех парах.............

О вы, солидные мужчины,Тазами бить запрещено!Но обнаженностью единыВельможи и простолюдины -Все заодно, все заодно.

Тазами груди прикрывая, -На, мол, попробуй, намочи! -Ну впрямь архангелы из рая,И веники в руках сжимая,Держали грозно, как мечи!

Рванулся к выходу - он слева -Но ветеран НКВД(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)Встал за спиной моей. От гневаДрожали капли в бороде.

С тех пор, обычно по субботам,Я долго мокну под дождем(Хожу я в баню черным ходом):Пускай домоется, чего там -Мы подождем, мы подождем!

Владимир Высоцкийконец 1972 г.

Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.

Баня 

Баня, баня что за чудо!Дух березовый не спит!На печи с раздутым пузомКотелок с водой стоит.

На веревке за трубой,Веники висят гурьбой.Есть поменьше, есть побольше,Выбирай себе любой.

Веник-парень удалой!Разворотливый, лихой,Разминает, разбиваетВ теле всяческий застой!

Медный ковш повис на чане.Зачерпни, поддай парку.Пар барашками клубитсяПоднимаясь к потолку.

Раскраснелось тело в бане,Кровь по телу понеслась-Это значит, что леченьяТерапия началась!

Если ты устал слегка,Выйди и глотни кваска.После жаркого томленьяКружка кваса-так сладка!

Всех друзей хороших баняСобирает в тесный круг.Баня парит, баня лечит,Баня доктор, баня-друг!

Елена Воронец

Алексей Базанов Баня.

Екатерина Тютина Кто здесь?

Баня 

В бане некрасивых женщин не бывает,Каждая, как Ева хороша:Влага, словно жемчуг, кожу украшает,Радуются тело и душа.

Ты меня обнимешь, банька, легким паром,Пропитаешь ароматом трав,И красы добавишь, согревая жаром,Хвори и болезни все прогнав.

Веником дубовым ты напаришь, чтобыНегою наполнить всю меня,Я нырну с восторгом в пышные сугробыЗвездам улыбнусь, луну дразня!

Ну, а после чая сразу разомлеюИ, конечно же, просплю зарю…Только засыпая, прошептать успею:«Господи, за всё благодарю…!»

Галина Скворцова

Валерий Параход Баня 2001 г.

Владимир Любаров Баня.

Игорь Майков Ох,молода жена! 2008 г.

Игорь Майков Банный день 2009 г.

Русская баня 

Печка рьяно греет, Уголь ярко тлеет, А от духа мятыТело воском млеет. 

Эх, поддам я жару, Да побольше пару, Да на камни брошу Своего отвару. 

Колдовское зелье Душу успокоит,А горячий веникТело пусть накроет. 

Ароматом жарким Буду я объята И душою чиста, И не виновата. 

А обдавшись вволю Ледяной водицей Отряхну я годы Стану молодицей. 

Напоёно тело Ароматом луга, Вот и солнце село - Жду милого друга.

Полонина Ирина

Александр Иванов Баня.

Анатолий Сошников Русская баня.

Вера Самчилеева Девушки в бане.

Василий Фомюк В бане.

Василий Фомюк В бане.

После бани 

Зима, метель.Корова в стойле просится на волю,Собака прячет морду в конуре,А воробьи под крышей в чердаке на доме.Никто не хочет выходить на двор,Дорожки не помечены следами.Сегодня воскресенье и уже светлоНо спится долго - я вчера намылась в бане.Погрела кости веником в парнойЛежала на полке, смолой дышалаИ в чистую хрустящую пастель ложась,Укуталась в уютном мягком одеяле.Как сладко спится утром после бани.И пусть метель резвится за окномИ тянет ветром из оконной рамы,Колышет занавески нагоняя сон.

Светлана Корнева

Ксения Зенина В бане 2005 г.

Юрий Рысухин Суббота. Баня по черному 2008 г.

Александр Сулимов Баня. 2006 г.

Елена Черныш В бане.

 

 

Деренское ню или Баба в бане 

Намедни утром я проснулась рано,таскала все берёзовы дровада затопила наконец-то баню.В предбаннике разделась догола —и убрала цинкованную шайку(лежала сверху тут, мозоля глаз).Ты мне разлечься, шайка, не мешай-ка,теперь тут ляжет мой изрядный таз!Я поддала на камни и железо,горячий пар ударил в потолок —и я наверх стремительно полезлаи заняла собою весь полок.В каком-то смысле я лежу напрасно,хотя от жара стало веселей.Меня, такую, написать бы маслом,да нету Тициана на селе.Теперь картина в деревнях иная,у женских тел совсем не тот масштаб.Поизмельчали русские Данаи,совсем не стало живописных баб.Вредна природе нашей сухощавость,у наших женщин должен быть обхват.Вот и лежу, маленько опасаясь,как бы случайно мне не похудать.А полежавши, веники хватаю(на зиму я их запасла до ста) —и до изнеможения стегаювполне определённые места.Мой веник разлетается капризно,беру другой — и тот летит вослед.Какой-то приступ садомазохизма.(Как мне учёный говорил сосед).И тут в пылу неистовых движений,в парном угаре банного теплая ощутила вдруг прикосновеньетого, с кем эти веники рвала.

Владимир Годлевский 

Александр Иванов Баня.

Несколько дат и фактов из истории русской бани.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах, в бане рождались и умирали. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани числились как “заведения - для немогущих”. По всей России, в селах и городах на берегах рек, озер и ручьев строили парные бани. 

Сергей Кузин Розовый пар.

Юрий Врублевский Деревенская баня. 1990 г.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.Немецкий ученый Олеарий (1603—1671), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. «Русские,— писал Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из - бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

Анжелика Шуст В бане 2008 г.

Инна Лесовая Баня.

Личный врач императрицы Елизаветы Петровны, португалец Санчес в 1778 году написал трактат о русской парной бане, в котором пишет:«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества». В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Русская парная баня представляла собой деревянную избу, в которой расположены два помещения: раздевальное и парильное отделения. В парильне размещалась каменка — печь с камнями.Русская баня имеет две разновидности: с топкой “по-черному” и “по-белому”. Топка “по-черному” самая древняя, но она сохранилась до наших дней в некоторых областях, например в Сибири. Печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно парильни. Когда каменка хорошо разогрета, топку прекращают, баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и поддают воду в каменку для образования пара. Такая баня имеет особый дух за счет воздействия дыма на деревянные конструкции сруба.

Мария Суворова Из бани 2003 г.

Надежда Звероловлева Баня.

Баня с топкой “по-белому” распространена по всей территории страны. В ней дым из каменки отводится через трубу, благодаря чему атмосфера в парильне не загрязняется, проветривания парильни и обмывки стен не требуется. У русской бани есть еще одна разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.

Евдокимов Сергей. Баня аэромобильная.

Как написано в одном древнем трактате, омовение дает десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Банька 

Эх, русская банька, как ты хороша, И телу прогреться, и чтобы душа, Сумела расслабиться передохнуть, С друзьями беседу про жизнь завернуть,Чайку да на травах себе заварить, Медком подзаправить и вдоволь попить,А может немного покрепче принять, Ну ладно, давайте, нас можно понять. Изжарить себя до костей, пропотеть, Усталое тело в парилке прогреть, И веничком выбить болезни и хворь, О, как же приятно, прекрасно, не спорь. А после парилки снежком обтереться, В сугроб с головою, и снова, погреться. Коль нету сугробов, в бассейне купнуться, Ведь тоже не плохо, в бассейн окунуться… В парилку разочка четыре иль пять, А после в снежок, и чаечку опять. В шайке жестяной с мыльцем помыться, Рожа не брита? Так можно побриться. На каменной лавке чуток полежать, Жестко спине? Ну, она ж не кровать. Душем холодным на выход облиться, И простынею вокруг закрутиться. Выйти в предбанник по сути младенцем, И обтереться сухим полотенцем. Чистое все, да сухое одеть, После, остынуть (слегка посидеть) ... И, разомлевши, отправиться спать, Только б до дома, и сразу в кровать.

Автор под ником Robinson 

В.П. Харченко Парная.

Игорь Обросов Женщины в бане.

Игорь Обросов В деревенской бане 1992 г.

Игорь Панов После бани 2006 г.

Vilho Lampi Saunassa luonnos 1920 г.

Vilho Lampi Saunassa 1926 г.

Евгений Самсонов В русской бане.

Рюрик Тушкин После бани 1981 г.

Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" 

Но прежде юношу ведут К великолепной русской бане. Уж волны дымные текут В ее серебряные чаны, И брызжут хладные фонтаны; Разостлан роскошью ковер; На нем усталый хан ложится; Прозрачный пар над ним клубится; Потупя неги полный взор, Прелестные, полунагие, В заботе нежной и немой, Вкруг хана девы молодые Теснятся резвою толпой. Над рыцарем иная машет Ветвями молодых берез, И жар от них душистый пышет, Другая соком вешних роз Усталы члены прохлаждает И в ароматах потопляет Темнокудрявые власы. 

Александр Пушкин

Жерар де Лабарт Серебренические бани. Конец XVIII в.

Василий Фомюк Ожидание.

Григорий Чайников В бане.

Герасим Эфрос В бане.

Банька

Растоплю я часом баньку,В ненастную погоду.Из ручья студеногоПринесу я воду.Загудит в трубе, завоетПесня заунывная,Ветер с пламенем заспорят,Огрызаясь дымом.Забурлит в котле вода,Задышат камни жаром.Ах! Как хочется тепла,С веничком распаренным.Скину я с себя одёжку,Взгроможуся на полок.Полежу в душистой неге,Чтобы пот ручьём потёк.Зачерпну из шайки ковшик,И плесну водой на камни,Зашипят, как в драке кошки,Пар взметнётся обнимая.Похлещу себя я всластьДо изнеможения,Водой холодной обольюсь -Вот он миг блаженствия.После баньки отдохну,И за своё здоровье,Чарку водочки налью,Как велел Суворов.

Владимир Кудря 2008 г.

Юрий Володин В деревенской бане.

Борис Шолохов Баня 1950-е г.

Валерий Пустошкин В баньке.

Анна Силивончик Банька. 2007 г.

С.С. Кузин Баня.

Николай Фомин Баня.

Баня 

Спасибо, спасибо Тому, кто строил баню,Кто печку топит в бане И греет воду в чане,Еще тому спасибо, Кто поддает нам жару,Кто поддает нам жару И не жалеет пару.Спасибо, спасибо, Заботливой хозяйке,Спасибо, спасибо, Тому, кто сделал шайки,И гладко выстругал полок, И вправил в печку котелок,И кто дровишек нам припас, И вяжет веники для нас. А враги и лиходеи Пусть уходят поскорееЗа болота, за трясины, За скрипучие осины,В те края, где нет соседей,Кроме леших да медведей.Трижды три девять годовУ злодеев, у враговПусть не будет жаркой баниИ воды не будет в чане,Пусть у вора, у мошенникаНе найдется в бане веника. 

Самуил Маршак 

Павел Еременко В бане.

Борис Иванов Без названия.

Владимир Кувин После бани 2002 г.

Эдуард Вольдемарович Конт. Родился в Эстонии в 1960 году. 

Рисовать Эдуард начал ещё в школе и сразу же стал получать двойки по рисованию – никто не верил, что это рисовал он. «Во втором или третьем классе, на уроке рисования мне учительница поставила двойку. Задание у нас было нарисовать что-нибудь о войне. Я нарисовал хорошую такую картину, а она заподозрила, что я ее срисовал. Под копирку. И поставила мне двойку. Я тогда подошел к ней и сказал: давайте я прямо сейчас нарисую на доске все, что вы скажете. И нарисовал, после чего она разрешила мне на ее уроки больше не ходить» - рассказал художник в одном из интервью.После этого он стал неофициальным школьным художником и оформлял все стенгазеты.На Сааремаа у отца был хутор, и Эдуард там часто писал пейзажи. «Там же я познакомился с преподавательницей из Москвы, из Академии художеств. Она мне кое-что в моих работах подкорректировала. И предложила здесь, в Таллинне, в Академии наук выставку сделать. Очень ей мои работы понравились». Это была первая выставка художника-самоучки.Конт прошел афганскую войну, в 1988 году участвовал в спасательных работах в армянском Спитаке после землетрясения. Художник остро реагирует на людские беды. Подтверждение тому его картины памяти жертв гибели парома Эстония и памяти событий 11 сентября в США.В одной из статей о нем написали: «Обычно такие испытания снимают с человека всё наносное и оставляют самую суть. Плохие люди становятся хуже, озлобленнее, а хорошие начинают смотреть на мир иначе, с какой-то теплотой и мудростью. Наверное, поэтому картины Эдуарда, отличаются необыкновенной добротой, от них прямо-таки веет теплотой».Через всю жизнь художника проходит большая любовь к пиву. Это основная тема многих его картин. Несколько персональных выставок Конта прошли в Эстонии и за пределами. Картины находятся в частных коллекциях в Финляндии, Литве, Америке и Эстонии. Живет и работает художник в г. Кохтла-Ярве.

Эдуард Конт Отдых в предбаннике 1998 г.

Эдуард Конт Баня. 2001 г.

Эдуард Конт В бане. 

Отдых в предбаннике 

Ну, что сосед, попарились немножко?Давай по пиву, чтоб наверняка!Подай-ка вон рябинки мне с окошка,Боюсь, что не дотянется рука.

А помнишь, как однажды в этой банеТы как-то сел на пьяного шмеля?И всё потом кричал, что сильно раненДа и присесть не в силах был три дня?

Ха, ясно дело помню – как забудешь?Всегда куда сажусь теперь смотрю.А ты кричал, что больше пить не будешьКогда на палец уронил бадью

И тоже, как и я хромал и охал?Отлично помню, хоть и был хмельной.Но посидели мы тогда не плохоТы я и шмель придавленный тобой.

Теперь уж вряд ли всё это забудем,Чтоб ноги нас опять не подвелиДавай сегодня много пить не будем?Ну, где-то может литра так по три…

Игорь Собенников

Эдуард Конт После бани.

Эдуард Конт В предбаннике.

Пивная медитация 

Эх, от души скажу вам братцы я,Что нет чудесней в мире упражнения,Чем банная пивная медитацияДо полного изнеможения.

Бадейки, веники, вода горячая,Пары брожения витают в воздухеИ всё живое, настоящееДа сам как богатырь на роздыхе

Сидишь и просто наслаждаешьсяЗабывши о заботах мира…Так раз пятьсот поупражняешьсяИ станешь сам бочонком пива. 

Игорь Собенников 

Эдуард Конт Русская баня.

Эдуард Конт Пивная медитация.

О бане 

В бане равенство и братство, Там бумажки не нужны, Только стоит вам собраться И поехать без жены. Без одежки там встречают, Провожают по уму – Если кто не хочет чаю, Можно водочку саму. То, о чем мечтали мило, В бане может явью стать – Посадить судью на мыло И над ним похохотать.И в парной не надо денег, Бескорыстный в бане труд – Могут дать на время веник И бесплатно спину трут. В бане пар такой горячий, Достает до потрохов. Кто грехи в душе запрячет – Не останется грехов. Там товарищ вам расскажет Анекдот, хоть свет туши. После бани можно даже Ощутить полет души. Так что все идите в баню! Посылаю неспроста, Пусть ничто к вам не пристанет, Кроме банного листа.

Вячеслав Банифатов 

Эдуард Конт В бане.

Эдуард Конт В бане.

Эдуард Конт В бане.

Стихи с благодарностью авторам сайта взяты отсюда

В баньку! 

Нынче пятница у нас.Мыться в бане - в самый раз.Мы с моею жёнкой КлавкойЗаходили к свату в лавку,На углу, что за Тверской.(В ней товар есть хоть какой!)И по жёнкину указуВсе для бани взяли разом:Венички березовы,Полотенца розовы,Мыла свежего кусок,Клаве - новенький платокИ столичные баранки Припасли мы спозаранку,Чтобы сразу после паруС ними чай пить с пылу с жару.Эх, очистится душа -Банька, право, хороша!

Лариса Лешега2011 г.

Василий Перов По дороге в баню.

Казимир Малевич В бане.

Александр Дейнека После боя. 1942 г.

В бане

Мы заходим в баню – ух,Перехватывает дух!Из котла повалит пар,Значит, будет в бане жар.Чтобы чистым было телоИ от радости скрипело,Мы с намыленной макушкойВ пену плюхнемся по ушки.Веник мне по пузу – шлеп,От него я к маме – скок!Пусть помоет мне бока,Я без веника пока!Вот облился я водой,Не из крана – ледяной,И скорее на мороз,Чтоб остыл хотя бы нос!В бане хорошо помыться,Чтоб зимой не простудиться!Спрячу веник про запас,Приду мыться ещё раз!

Марина Юрина 

В.С.Терещенко Чистая суббота. 2005 г.

Виталий Тихов В бане.

Филарет Пакун Соперницы.

В бане тает жир и сало... 

В бане тает жир и сало,Хлобыстаю по спине,По ногам ещё не старым,И по прочему на мне.

Пар клубится, жалит кожу,Поддаю ещё чуток,-И на пьяного похожий,Выбегаю на мосток.

В хладный озера покой,Я вонзился головойИ, уколотый ершом,Всплыл, как пробка –Хо – ро – шо !!!

Александр Ландов

Федор Самусев После бани. 1960-е гг.

Виктор Малинка Горячий пар. 1979 г.

Sarah Jane Szikora After the Baths. 2002 г.

В бане 

Голова плывет в тумане, Сердцу трудно биться. Я хлещу Наташку в бане Да по ягодицам. 

Веник в воздухе со свистом. Сила есть - не жалко! Стала б Галка мазохисткой, Я б хлестал и Галку. 

Ледяной воды напьюсь я И луплю по крупу. Это вам не «сюси-пуси» В молодости глупой. 

Затихающие звуки И следы по коже. Я поднять не в силах руки. Помогай, Сережа! 

Все! Закончил! И в объятья Вод прохладных таза. Все мы сестры здесь и братья Жаркого экстаза. 

Я не рвусь рулить парадом, И не надо денег. Знаю, мне для счастья надо Женщину и… веник! 

Автор под ником Игорка 

Александр Лысенко Летний вечер. 2007 г.

Александр Лысенко Банька. 2009 г.

***

Бани! Бани! Двери - хлоп! Бабы прыгают в сугроб Прямо с пылу, прямо с жару - Ну и Ну! Слабовато Ренуару До таких сибирских "ню"! Что мадонны! Эти плечи, Эти спины наповал, Будто доменную печью Запрокинутый металл. Задыхаясь от разбега, Здесь на "ты", на "ты", на "ты" Чистота огня и снега С чистотою наготы.

Андрей Вознесенский 

Albrecht Dürer The Women's Bath. 

Primo Conti Dopo il bagno. 1922 г.

Александр Герасимов В русской бане (этюд) 1940-е.

Русская баня

Русская баня - одно удовольствие! Поддай-ка парку, чтобы хрустнули кости, Чтоб веник терзал раскаленное тело, И чтобы в сугроб поскорей захотелось. И все хорошо - и здоровье и сила, Но голым при всех не могу, Некрасиво...

Автор под ником Chisar

Валерий Кокурин Суббота. 1990 г.

Владимир Горшунов Суббота. 2003 г.

Андрей Вилков Банный день.

Biruta Baumane In The Bathhouse. 1946 г.

Евгений Изосимов Баня.

Игорь Панов Банька. 2003 г.

Ильдар Акжигитов Суббота. Теплый вечер. 2004 г.

maxpark.com

непарадные работы придворного художника Александра Герасимова – Москва 24, 15.02.2016

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В 2016 году исполняется 135 лет со дня рождения советского художника Александра Герасимова. Его принято считать главным портретистом вождей, автором типологического образа "Ленин на трибуне" и эпического "Гимна октябрю". Но при этом на протяжении всей своей жизни он создавал живые, импрессионистичекие портреты друзей, членов семьи, натюрморты в лучших традициях живописи конца XIX века, писал жанровые сцены и городские пейзажи. И все это мало кому известное наследие представлено на выставке, которая проходит в Государственном историческом музее с 10 февраля по 11 апреля 2016 года.

Александр Герасимов "В саду. Портрет Нины Гиляровской", 1912

Александр Герасимов "В саду. Портрет Нины Гиляровской", 1912

Александр Герасимов начал свое художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 20-летнем возрасте. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX веков: А. Архипов, Н. Касаткин, К. Коровин. Особенно показателен в этом отношении Коровин: лучший друг Валентина Серова, портретист и пейзажист, один из главных художников русского импрессиониста, он привил Герасимову этюдную манеру письма, смелый свободный мазок и сочный, яркий колорит.

Александр Герасимов "Семейный портрет", 1934

Александр Герасимов "Семейный портрет", 1934

Герасимов ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался к пейзажной живописи и натюрмортам, создав ряд удивительно тонких по настроению, атмосферных пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.) Среди его портретов, индивидуальных и групповых, большую роль играют парадные образы руководителей государства и партии, торжественные эпические полотна, посвященные годовщинам Октябрьской революции. По этим произведениям Герасимова во всем СССР знали с детства: портреты Ленина и Сталина, созданные его кистью, украшали советские учебники. При этом в неофициальной живописи, свободной от канонов и условностей, талант художника проявился ярче и многограннее.

Александр Герасимов "Айя-София", 1934

Александр Герасимов "Айя-София", 1934

В 1934 году Александр Герасимов отправляется в большое путешествие по Европе. Нужно сказать, что ему невероятно повезло: мало кто мог официально выехать из страны в предвоенное десятилетие и время расцвета репрессий и рассчитывать на то, что ему свободно разрешат вернуться. Художник посещает Константинополь, Париж, Венецию, Флоренцию. В поездке он создает множество этюдов и зарисовок. Среди них "Рим. Замок Святого Ангела", "Венеция. Дворец дожей", константинопольская "Айя-София". В этих эскизах чувствуется архитектурные навыки художника, полученные в училище: он, сохраняя импрессионистическую свободную живописную манеру, становится очень точным, даже графичным, в передаче форм и деталей постройки. Позже, в 1950 году, Герасимов вновь приехал в Италию в числе большой делегации работников культуры. Современники вспоминали, что увидев Собор святого Петра, художник закричал скульптору Евгению Вучетичу на чистом тамбовском говоре: "Милай друг, погляди, какая аказия!"

Когда Вучетич подошел к Герасимову и хотел сделать ему замечание за бесцеремонность, Александр Михайлович на чистейшем французском языке стал рассказывать о тех фресках, которые он увидел. Эта история, лишний раз доказывает, что Герасимов, несмотря на свою живописную пропаганду, оставался представителем культурной интеллигенции, разбирающимся в высоком искусстве.

Александр Герасимов "После дождя. Мокрая терраса", 1935

Александр Герасимов "После дождя. Мокрая терраса", 1935

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Она рассказывала, что Александр Михайлович был буквально потрясен видом сада после дождя. "В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо," – писал художник. Картина, которую Герасимов назвал "Мокрая терраса", возникла с молниеносной быстротой – она была написана в течение трех часов. Вместе с тем эта картина была написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы художник многократно использовал и в официальных живописных заказах.

Александр Герасимов "Баня", 1938

Александр Герасимов "Баня", 1938

Хотя картина "Баня", написанная в 1938 году, и является бытовой зарисовкой на тему новой советской жизни, по факту она является прекрасным этюдом с несколькими натурщицами. Такие этюды на протяжении всей истории живописи создавались в качестве ученических работ: на них молодые мастера отрабатывали умение писать различные позы тела, динамику и пропорции. Герасимов, к 1938 году уже успевший стать заслуженным деятелем искусств РСФСР и любимым художником Сталина, в этой жанровой сцене раскрывает свои подлинный, яркий и многогранный, живописный талант.

Александр Герасимов "Портрет балерины О.В. Лепешинской", 1939

Александр Герасимов "Портрет балерины О.В.Лепешинской", 1939

Портреты актеров в советской живописи 1920–1930-х годов писали такие художники как И. Грабарь, М. Нестеров, П. Корин, П. Вильяс. Характерно было то, что этот жанр тяготел к классическому искусству: героями картин становились балетные танцоры и оперные певцы, в то время, как актеров кино не писал практически никто. Традиции сохранялись и в композиционных приемах: в портрете Ольги Лепешинской, кроме самой балерины, важную роль играет зеркало, в котором отражается художник, что позволяет вспомнить "Портрет Генриэтты Гиршман" Валентина Серова. И хотя изображение Герасимова лишь фрагментарно, оно становится важным знаком, связующим эпохи.

Александр Герасимов "Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.", 1944

Александр Герасимов "Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.", 1944

На групповом портрете художников 1944 года Герасимов изображает своих современников так, словно бы это были представители интеллигенции конца XIX века. В каждой детали он подчеркивает принадлежность портретируемых к культурной академической среде. Позы, жесты, детали, бюст римского императора, картины в золоченых рамах – все служит передаче общего настроения. При этом нужно понимать, что данное произведение было написано в разгар Великой Отечественной войны.

Александр Герасимов "Розы", 1948

Александр Герасимов "Розы", 1948

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. Так же, как и в картине "После дождя. Мокрая терраса", Герасимов развивает жанр натюрморта с цветами, написанными пастозно, то есть плотными, яркими и густыми мазками. Отражения поверхности стола отливают серебром. Художник использовал лессировки – полупрозрачные и прозрачные слои краски, которые наносятся поверх просохшего живописного слоя, с помощью которых он добивался эффекта мокрых поверхностей. Интересен прием, использованный Герасимовым: отражаются не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности, так как за букетом художник помещает зеркало, которое бесконечно умножает предметы и расширяет пространство.

Александр Герасимов "Бомбейская танцовщица", 1953

Александр Герасимов "Бомбейская танцовщица", 1953

Обычно свободное время мастер проводил на лежаке, укрывшись легким узбекским халатом, подаренным ему во время поездки в Среднюю Азию, и читал, читал и читал, но с лупой, так как очки уже не помогали. Герасимов привозил из путешествий не только подарки, но и прекрасные этюды, которые намного больше говорят о таланте художника, нежели официальные портреты. Помимо серии итальянских акварельных эскизов, Герасимов создал несколько удивительных портретов. Работа "Бомбейская танцовщица" 1953 года служит тому прекрасным примером: яркие цвета и точность в деталях создают национальный колорит, а динамичная поза передает атмосферу традиционных бомбейских танцев.

Александр Герасимов "Вести с целины", 1954

Александр Герасимов "Вести с целины", 1954

С началом правления Н.С. Хрущева Герасимов был постепенно освобожден от всех постов, а его картины удалили из музейных экспозиций. Хотя творчество Александра Михайловича Герасимова было гораздо шире и бесконечно разнообразнее, чем принято считать, подразумевая заказные портреты вождей, новая эпоха попыталась забыть его имя. Но, очевидно, в русской живописи советского периода найдется не так много мастеров, оставивших после себя столь богатое и разнообразное наследие и сохранивших в своих работах традиции великих художников XIX века.

Ссылки по теме

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

www.m24.ru

Музей-усадьба А.М.Герасимова: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Уютный зеленый двор, утопающий в цветах, аккуратно мощеные дорожки. Дом народного художника СССР в два этажа. Небольшие проходные комнаты выстроены, как тогда было принято, квадратом. Ни одного уединенного уголка: из гостиной всегда можно было выйти в спальню родителей, оттуда — к лестнице, потом — в столовую… Обстановка тех времен, когда изготовление мебели еще было искусством — впрочем, не это в ней главное.

Здешняя коллекция обязана своим существованием Тамаре Ильиничне Вороновой, основателю и бессменному директору музея, человеку неистощимой энергии и твердых принципов. «Музей сахара, соли, шоколада — все это ерунда! — утверждает Тамара Ильинична. — Музей должен содержать подлинные исторические вещи».

И он содержит. В доме Герасимова действительно находятся только вещи, бывшие здесь при жизни художника. Никаких копий, никаких фальшивок. Если столик — то подлинник, если стул, то на нем художник и сидел. Почти за каждой из этих вещей приходилось охотиться, иногда по нескольку лет. Директор может рассказать не одну захватывающую историю о том, как ей приходилось отвоевывать — буквально без копейки денег — рояль или трубку у новых владельцев с другого конца СССР.

Но, разумеется, сердце музея — это все-таки выставочный зал. Он очень просторный, гораздо больше, чем дом Александра Михайловича. Первый этаж отведен под выставки современных художников, а второй полностью занят картинами Герасимова, коих здесь насчитывается сто сорок полотен. Самого знаменитого, впрочем, здесь нет: картина «После дождя» («Мокрая терраса»), по которой писали сочинения несколько поколений школьников, хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Зато в Мичуринске выставлена не менее известная «Баня», по которой никогда не напишут школьного сочинения: изображены на ней женщины — понятное дело, моющиеся в бане. Картина вызывает такой живой интерес посетителей, что директор даже запрещает ее фотографировать. А то, мол, напишут потом скабрезный комментарий.

strana.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта