Бэкон, Фрэнсис (Художник). Бэкон художник картины
Бэкон, Фрэнсис (Художник) - это... Что такое Бэкон, Фрэнсис (Художник)?
Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.
Биография
Родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать — культурная и общительная женщина. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды, болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование.
В 1925 г. за склонность юноши к гомосексуализму, понять которую отец не смог, Френсиса выгнали из дома. Фрэнсис, чтобы выжить, подрабатывает. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотром дяди. Бэкон увлечён этим городом; через два месяца он — в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую; там он работает до 1932 г.
К 1933 г. относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ.
К 1937 г. относится начало дружбы Бэкона с другим знаменитым художником, Грэмом Сазерлендом.
После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта.
«Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. «Живопись 1946», 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с «Ханновер Гэлери» до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса.В 1952 г. он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван Гог. Он пишет цикл удивительных пейзажей.
К 1953 г. относятся портреты и этюды на тему всё того же портрета Веласкеса. «Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. подарены коллекционером «Тэйт Гэлери». В следующем году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианском Бьеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса.
В 1955 г. — первая ретроспективная выставка Ф. Бэкона в Институте современных искусств, в Лондоне. К этому времени относится серия работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван Гога «Художник на дороге в Тараскон». До 1960 г. Бэкон живёт в Танжере (Марокко), где знакомится с авангардными писателями, — такими, как Вильям Берроуз, Аллен Гинсберг и др.
После выставок в Париже (1957), в Турине, Милане и Риме Ф.Бэкон подписывает контракт с «Мальборо Файн Гэлери». Он участвует в «Документа II», в Касселе и Пятом Бьеннале в Сан-Паулу.
В 1960 г. он устраивает мастерскую (опять-таки в гараже: Reece Mews) в том же районе, в South Kensington и там работает до смерти (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).
К 1962 г. относится ретроспектива художника в Тэйт Гэлери. В следющем году — встреча с Жоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. Ретроспективы в музее Гугенхейм и в Чикаго. Важный триптих «Три фигуры в комнате» датирован 1964 г. (обычные размеры триптихов Бэкона: каждый холст — 198х147, 5 см), новый триптих «Распятие», 1965 г.(Мюнхен, Государственная Галерея современного искусства). Большая редкость в искусстве Бэкона — женские портеты — портреты и этюды Изабель Рауторн, 1964—1967 гг.
В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.
В 1968 г. — первая поездка в Нью-Йорк. «Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота», 1967 г.
В 1971 г. — ретроспектива в Гран-пале, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. Смерть Жоржа Дайера — триптих «Этюд для портрета Жоржа Дайера», 1971 г. Портреты и представление смерти Ж.Дайера — так же в ряде других работ.
К 1974 г. относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который станет его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитэн) и знакомится с Э. Уорхолом (1975 г.). Он так же выставляется в Мадриде и Барселоне (1978 г.). «Триптих на тему „Орестейи“ Эсхила», 1981 г. — одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже — в Москве, в Третьяковской Галерее (1988 г.).
Фрэнсис Бэкон посетил большую выставку Веласкеса в Прадо, в 1990 г. Он умер в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа.
Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие раскоряченные фигурки, которым мучиться на унитазе, на поверхности лежака или — на стуле; в ванной или — в каком-то потаённом, интимном месте. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих.
Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна. Тем не менее, попытка организации пространства у Бэкона постоянна: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (вроде клетки или — аквариума).
Если ранние работы Бэкона довольно тёмные, то в дальнейшем они становятся более активными по цвету и даже — декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые цветовые тона; реже — холодные, где предпочитаемые — чёрные, тёмносиние, серо-зелёные).
Вся энергия, экспрессивность живописи Бэкона — в скульптурности, в этих изломах форм, в этой массе, типа лавы. С текучестью связана деформация, которая в живописи Бэкона кажется естественной и необходимой.
Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями, репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии), фрагментами страниц из журналов, газет. Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она — объективна. Но художник вкладывает в неё собственную эмоцию — ту, что Бэкон считал «тайной живописи».
Цитаты
«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая» (Ф. Бэкон)
О нем
- Мишель Лейрис. Большая игра Фрэнсиса Бэкона// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.115-123.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Бэкон Фрэнсис (1909-1992) биография
Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в Ирландии. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой. Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством. Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию. В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и бандитами, писал картины , продавал мебель и ковры собственного дизайна. От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался его триптих "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал мир искусства. В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа "Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой - на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта. Хотя в его картинах прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь". Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа." Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в 1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его большой триптих "Распятие": на кирпично-красном фоне три антропоморфных существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым, а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров. Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех: цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964 году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20 она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд: ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал.
Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография
www.art-spb.ru
О Бэконе-художнике | Александр Никитин | Искусство
На полотне странные силуэты, чьи контуры невозможно разобрать,потому что художник намеренно размывает их. Тела, расположенныена однотонных плоскостях, словно застыли в движении, иногдана полотне, кажется, изображена борьба двух тел, но густые иширокие мазки художника не допускают точности. Мы лишь видимявственное напряжение.
Мы становимся свидетелями деформации и разрушения загадочных фигур.Ровные спокойные плоскости, решенные в тускло-красных,серо-синих и черных тонах, служат отчетливым контрастомизображенным фигурам. Есть в этом что-то сюрреалистическое. Остаетсясказать, что имя художника Френсис Бэкон. Он англичанин,родившийся в Ирландии (а именно в Дублине).
Действительно, его работы отчасти напоминают опусы сюрреалистов. Оннаследует определенную «бессознательность» изакодированность письма. Но, с другой стороны, Френсис Бэкон реалист,начинавший карьеру художника в первые годы Второй Мировой войны иобретший самого себя (свою манеру) в послевоенный период.
Френсис Бэкон. Три этюда к автопортрету. 1973.
Бэкон идет к фигурам (человеческим или нет) прочь от абстракции. Всвоих интервью он не раз это подчеркивал. Но в то же время онпризнавал и особую эстетику абстрактного, красоту чистыхформ. Тяготение к формализму и некоторому декоративизму (вдухе Матисса) заметно в ранних работах Бэкона – что, возможно,объясняется тем, что он несколько лет проработал дизайнером,разрабатывая мебель в стиле Корбузье. Зеркала из черного ибелого стекла, коврики Арт-Деко позднее появляются наполотнах художника.
В его более зрелых работах конца 50-х и середины 60-х, да и впоздних, заметно присутствие неразрешенного противоречия,столкновение формы и содержания. Их постоянный антагонизм. Всюду мынаталкиваемся на искаженные фигуры, гротескные и поройшокирующие своей неприкрытой агонией и обнаженностью чувств.Фигуры почти всегда изолированы, замкнуты в ровном безмятежномпространстве. Эти отстраненные плоскости направляют всевнимание зрителя на фигуры. Таким образом, вся напряженность иэнергия полотен сосредотачивается в этих фигурах.
Первой заметной работой Бэкона был триптих Распятие (или Эскизы трехфигур на основании Распятия), представленный в лондонскойгалерее в 1945 году. Отзывы посетителей были более чемнегативными. На полотнах были изображены неясные фигуры (илисущества, смутно похожие на страусов), опирающиеся на нечто вродестульев, с длинными шеями и раскрытыми ртами (словно оникричали). Окружающее пространство было исполнено в красных итемно-красных тонах. Интересно, что ранее полотно Бэкона натему распятия вообще не было допущено на международнуювыставку сюрреалистов в 1933-м году. Причиной отказа послужило то,что картина была не достаточно сюрреалистичной.
Ирония в том, что Бэкон, по сути, инстинктивный сюрреалист,художник, с невероятной выдержкой хирурга, препарирующий собственныедушевные травмы, одержимый своей болью и яростью. Но какраз это, наверное, и отличает его от остальных художников еговремени, легко и слепо спекулирующих на психоаналитическомматериале и подверженных порочной мечтательности. Бэконвсегда остается на грани. Неразрешимое, поедающее эго художникапротиворечие обособляет его и отдаляет от классическиххудожников-сюрреалистов.
Френсис Бэкон. Папа Иннокентий Х Веласкеса
Бэкон указывал в качестве своих вдохновителей Пикассо (к примеру,триптих Распятие вырос из одноименной картины Пикассо), Энгра,Ван Гога. Так же Бэкон обращался к Веласкесу (в знаменитойсерии Эскизы к портрету Папы Веласкеса). Кричащие изастывшие в напряжении фигуры пап лишь отдаленно напоминали оригинал– картина великого испанца была лишь отправной точкой дляпогружения Бэкона в образ, который его преследовал и которымон был одержим во время работы над серией.
Бэкон, конечно же, не реалист (в классическом понимании реализма какхудожественного жанра). Он занят анализом собственныхэмоций и страстей, он исследует собственные ярость и боль,перенося их на полотно. Бэкон пытается сказать что-то, неиллюстрируя. И остаться в рамках узнаваемого, в пределах фигуры, неуходя в абстракцию. Задача, кажется, практическиневозможная. Поэтому Бэкон и начинал каждое полотно, словно с нуля. Какон говорил, любая завершенность (когда все уже сказано)приводила его в отчаяние.
Естественно, можно видеть в размытых, деформированных фигурах Бэконамрачные настроения послевоенного поколения, но подобныесмысловые оправдания или обобщения давно стали стандартнымходом, привычным клише. Картины Бэкона если и отражают ужас илиотчаяние, то изначальные, присущие человеку с самого егорождения. Он действует в сфере инстинктов.
Экзистенциальный контекст послевоенного периода, конечно же, сразумногое объясняет в творчестве Бэкона, делает его фигуру болееясной и даже предсказуемой в каждом своем жесте. Можно также увидеть прямую связь между изображенными на знаменитомРаспятии 45-го года фуриями (основой служила Орестея Эсхила) итеми событиями (Аушвиц, Хиросима), которые надолгоотпечатались в сознании Европы и всего остального мира.
Но исчерпываются ли картины художника теми картинами (образами,событиями), которые он видел (переживал, был окружен)? Все мызнаем о привычном несоответствии между образом автора и егособственным творчеством, но в отношении Бэкона все ровнонаоборот.
Бурная, насыщенная страстями и событиями жизнь английскогохудожника, казалось бы, полностью запечатлена на полотнах. ОбразыПервой Мировой в ирландском детстве, трудные отношения с отцом,раннее осознание собственной гомосексуальности, тяжелыелондонские будни в начале пути – прекрасный материал дляпсихоаналитического истолкования работ Бэкона. Но, такой подходлишь отчасти верен, если не вульгаризирует, не огрубляеткартины художника.
В то же время один известный британский критик называет Бэконаманьеристом. Сам художник весьма противоречиво и туманно (как иположено автору) комментировал тот или иной прием в той илииной работе. В отношении своих картин он часто рассуждал онасилии, придавая различные смыслы этому слову.
К примеру, в одном из интервью Бэкон объяснял свое решениеизобразить свастику на руке мужчины (превращенного как обычно всплошное нервическое пятно) с чисто художественных позиций, сточки зрения формы. В этих утверждениях видна противоречиваянатура Бэкона, которая находит свое продолжение в его работах.Как писал друг художника Мишель Лейрис, Бэкон-человек былспособен сохранять определенную невозмутимость, погружаясь сголовой в безумие жизни, ходил по тонкой грани, показываязавидную устойчивость.
Многие картины (в особенности, портреты) Бэкон рисовал с фотографий.Как он объяснял, физическое присутствие близких ему людейзатрудняло работу над портретом – сложно было подвергать лицаи фигуры тем деформациям, которых требовало воображениехудожника.
Еще одна особенность Бэкона как художника – это одержимость криком.Фигуры, заходящиеся в крике, – постоянный мотив в творчествеБэкона. Крик как первоначальное проявление человека,отправляющее его в первобытные времена, очищающее средство,эмоциональная (психическая) разрядка.
Так кто же такой Френсис Бэкон – сюрреалист, формалист или реалист?И как воспринимать его работы?
Дуализм, непреодолимое противоречие (даже, может быть, смятение) –ключевые слова для понимания бэконовских полотен. Необходимовооружиться двойной оптикой, чтобы проникнуть в тупараллельную реальность, которую показывает художник. Для Бэконажизнь – это именно та страсть и обнаженность эмоций, чтозапечатлена на его картинах. После выработки своей манеры Бэкон ужене отходил от нее – он понял, что открыл пространство вхудожественном мире, которое открывало массу возможностей.
Как бы зритель не воспринимал его картины, видя лишь прекрасные,текучие формы и неожиданные цвета или неприкрытую агонию ибезумие, он всегда выхватывает из этого потока и что-то еще,стоящее за пределами ясного осознания. Может быть, онзаглядывает в ту трещину, возникшую между формой и содержанием.
Фрэнсис Бэкон. Распятие
www.topos.ru
Галерея Антигламура | Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) — живописец антигламура (22 работы) |
Фрэнсис Бэкон (англ. Bacon; 1909, Дублин — 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.
By Francis BaconВикипедия:Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие раскоряченные фигурки, которым мучиться на унитазе, на поверхности лежака или — на стуле; в ванной или — в каком-то потаённом, интимном месте. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих.
www.anti-glamour.ru