Бой с необычными результатами. Синопский бой картина


Бой с необычными результатами | Warspot.ru

«История еще не знала столь решительного боя со столь необычными результатами» (Адмирал флота И. С. Исаков)

Промышленная революция середины XIX века привела к беспрецедентным изменениям в военном деле: новые технические средства ведения боевых действий означали закат концепции «вооруженной нации», выдвинутой Французской революцией, и рождение доктрины «нации на войне», не потерявшей актуальности до наших дней. Первым вооруженным конфликтом новой эпохи принято считать Крымскую войну (другое название – Восточная война) 1853–56 годов. Каждое из сражений этой войны открывало новую страницу мировой военной истории – не стало исключением и Синопское сражение. Вот некоторые факты об этой морской битве.

Последнее сражение парусных флотов

Сражение, произошедшее 30 ноября 1853 года около города Синоп на черноморском побережье Турции между турецкой и русской эскадрами, считается последним боем эпохи парусных флотов и первым – с применением бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами.

Турецкие силы

Силы турецкой эскадры, прибывшей в Синоп из Стамбула и готовившейся к высадке крупного морского десанта в районе Сухум-Кале (современное название – Сухум) и Поти, состояли из двух пароходофрегатов, семи парусных фрегатов, трех корветов и четырех транспортов.

Тип корабля

Название

Количество пушек

Корабли турецкой эскадры

Парусный фрегат

«Низамие»

62

Парусный фрегат

«Несими Зефер»

60

Парусный фрегат

«Навек Бахри»

58

Парусный фрегат

«Дамиад»

56

Парусный фрегат

«Каиди Зефер»

54

Парусный фрегат

«Аунни Аллах»

44

Парусный фрегат

«Фазли Аллах»

44

Корвет

«Нежм Фишан»

24

Корвет

«Фейзе Меабуд»

24

Корвет

«Гюли Сефид»

22

Пароходофрегат

«Таиф»

22

Пароходофрегат

«Эркиле»

2

Итого

472

А. П. Боголюбов, «Истребление турецкого флота в Синопском сражении. 1854 год». К сожалению, единственными доступными изображениями турецких кораблей являются картины российских художников

Источник: https://artchive.ru

Флагманским кораблем турецкой эскадры являлся фрегат «Аунни Аллах». По данным русскоязычных источников, командование турецкими кораблями осуществлял Осман-паша, в свою очередь, англоязычные источники (в частности, книга Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи «Всемирная история войн») называют в качестве командующего Гусейн-пашу. Возможно, Гусейн-паша принял командование эскадрой уже в ходе боя, после ранения Осман-паши.

Турецкий адмирал Осман-паша. Портрет приведен в книге H. M. Hozier «The Russo-Turkish War» без указания даты

Источник: http://commons.wikimedia.org

Турецкая береговая оборона состояла из шести артиллерийских батарей (одна восьмиорудийная, три шестиорудийные и две батареи неустановленного состава), имевших на вооружении 38 пушек.

Русские силы

Русская эскадра состояла из шести линейных кораблей, двух парусных фрегатов и трех пароходофрегатов.

И. К. Айвазовский, «Смотр Черноморского флота в 1849 году». Вторым в колонне идет линейный корабль «Ростислав», участвовавший в Синопской битве

Источник: https://ru.wikipedia.org

Тип корабля

Название

Количество пушек

Корабли русской эскадры

Линейный корабль

«Париж»

120

Линейный корабль

«Великий князь Константин»

120

Линейный корабль

«Три святителя»

120

Линейный корабль

«Императрица Мария»

84

Линейный корабль

«Чесма»

84

Линейный корабль

«Ростислав»

84

Фрегат

«Кулевчи»

54

Фрегат

«Кагул»

44

Пароходофрегат

«Одесса»

12

Пароходофрегат

«Крым»

12

Пароходофрегат

«Херсонес»

12

Итого

746

Командовал русской эскадрой вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, а флагманским кораблем являлся линкор «Императрица Мария».

Вице-адмирал Павел Степанович Нахимов

Источник: http://russia-west.ru

Дилемма Осман-паши

Синопская битва имела своеобразную прелюдию. Подойдя к Синопу 23 ноября и обнаружив в бухте отряд турецких кораблей, адмирал Нахимов решил блокировать порт силами трех линейных кораблей («Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») до прибытия подкрепления из Севастополя. Значительная часть историков осуждает турецкого адмирала за то, что, имея значительное преимущество в артиллерии (472 пушки против 252), он не атаковал русские корабли. Однако авторы учебных пособий по военно-морской тактике относятся к Осман-паше более лояльно. По их мнению, адмирал Нахимов, блокировав порт, оставлял турецкому «коллеге» два варианта развития событий: или, взяв на борт десант, прорываться к Сухум-Кале и Поти, или попытаться уничтожить русские корабли и потом принять на борт десант. Первый вариант мог привести к значительным жертвам среди десанта, а во втором случае русские корабли могли отступить, не принимая боя, и, дождавшись возвращения турецких кораблей в порт, возобновить блокаду. Поэтому многие специалисты по военно-морской тактике считают решение турецкого адмирала ждать подкрепления абсолютно оправданным.

А. В. Ганзен, «Линейный корабль «Императрица Мария» под парусами»

Источник: https://ru.wikipedia.org

Кильватерные колонны – залог успешной атаки

После прибытия подкрепления адмирал Нахимов решил атаковать турецкую эскадру. Поскольку основную угрозу для своих кораблей он видел в турецких береговых орудиях, способных использовать в бою раскаленные ядра, была выбрана тактика, призванная максимально сократить время боя. Для сокращения времени выхода на огневые позиции русские корабли должны были двигаться двумя кильватерными колоннами (правую колонну (в составе линкоров «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») вел сам Нахимов, левую (в составе линкоров «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя») – контр-адмирал Ф. М. Новосильский). Для сокращения времени огневого контакта открытие огня планировалось с дистанции 1,5–2 кабельтова (около 270–370 метров).

И. К. Айвазовский, «120-пушечный корабль «Париж»». «Париж» и однотипные с ним линкоры «Великий князь Константин» и «Три святителя», обшитые ниже ватерлинии стальными листами и вооруженные бомбическими орудиями, составляли основную боевую силу русской эскадры

Источник: https://ru.wikipedia.org

Уничтожение целой эскадры всего за 3,5 часа

Сражение началось в 9 часов 30 минут с поднятия на линейном корабле «Императрица Мария» сигнала «Приготовиться к бою и идти на Синопский рейд». Активная часть боя началась в 12 часов 28 минут, когда турецкий флагманский корабль «Ауни Аллах» дал первый залп по русским кораблям. Сражение длилось до 16 часов и завершилось полным разгромом турецкой эскадры. По итогам боя фрегат «Навек Бахри», два корвета («Нежм Фишан» и «Гюли Сефид») и пароходофрегат «Эркиле» были уничтожены, а шесть фрегатов («Аунни Аллах», «Фазли Аллах», «Низамие», «Несими Зефер», «Дамиад» и «Каиди Зефер») и корвет «Фейзе Меабуд» – выбросились на берег. Общие потери турок составили до 3000 человек убитыми и ранеными, а также 200 человек пленными, включая адмирала Осман-пашу.

Увольнение – «награда» за спасение корабля

Единственным спасшимся турецким кораблем является пароходофрегат «Таиф» под командованием капитана Адольфа Слейда (иногда встречается другой вариант написания – Слэд) – англичанина, принявшего ислам (русскоязычные источники не имеют однозначного мнения о мусульманском имени капитана, именуя его «Яхья-бей» или «Мушавер-паша»).

Не менее противоречива история с прорывом корабля из Синопа. Вопреки расхожему мнению, «Таиф» не покинул Синопскую бухту сразу после начала боя, а пошел на прорыв только около 13 часов (по другой версии – 14 часов). Точно известно, что корабль участвовал в бою – среди команды было 11 убитых и 17 раненых. По наиболее распространенной версии, по возвращении в Стамбул капитан Адольф Слейд был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение». По легенде султан Абдул-Меджид был очень недоволен бегством «Таифа», сказав: «Я бы предпочел, чтобы он не спасся бегством, а погиб в бою, как и остальные».

Адольф Слейд. Изображение впервые приведено в «Dictionary of National Biography, 1885-1900» без указания даты

Источник: http://lebed.com

Бомбические пушки – новое слово в корабельной артиллерии

Принято считать, что победа русской эскадры была предопределена перевесом в количестве орудий. На самом деле, при общем перевесе в количестве пушек орудий (612 пушек на шести участвовавших в бою с самого начала русских линкорах против 510 пушек на турецких кораблях и береговых батареях), стороны обладали примерным паритетом по количеству пушек, одновременно участвовавших в бою (306 против 274). Решающим стал качественный перевес русской артиллерии – 76 (по другим данным – 78) 68-фунтовых бомбических пушек против двух 10-дюймовых бомбических пушек у турок. Основным отличием бомбических орудий было использование бомб вместо сплошных ядер. Разрыв бомбы, выпущенной с дистанции 500–1000 метров, пробивал в борту деревянного корабля брешь площадью более одного квадратного метра (теоретически линейный корабль или фрегат противника мог быть потоплен 20–25 выстрелами бомбических пушек). Обычные же орудия, стрелявшие сплошными ядрами, пробивали толстый деревянный борт лишь с расстояния около 100–150 метров, не нанося при этом существенного ущерба самому корпусу – артиллерийская дуэль могла продолжаться часами, до полного уничтожения экипажа противника.

68-фунтовое бомбическое орудие образца 1841 года – основная ударная сила нахимовской эскадры

Источник: http://vikond65.livejournal.com

Ни один русский корабль не был потерян

Потери русского флота, сохранившего на плаву все корабли, составили всего 38 человек убитыми и 235 ранеными. По словам адмирала флота Советского Союза И. С. Исакова, «история еще не знала столь решительного боя со столь необычными результатами».

Великая победа стала прологом к большому поражению

По итогам сражения орденами и медалями были награждены 170 офицеров и 250 матросов русского флота. Вице-адмирал Нахимов был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени, но, по воспоминаниям современников, не любил рассказывать о Синопском сражении, неоднократно повторяя, что «эта морская победа заставит англичан приложить все усилия, чтобы уничтожить боевой Черноморский флот».

И. К. Айвазовский, «Возвращение эскадры Нахимова в Севастополь»

Источник: http://vikond65.livejournal.com

warspot.ru

Синопский бой | Великие художники

Боголюбов Алексей Петрович «Синопский бой», 1860

Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург

Романтизм

Примечательной частью творчества Боголюбова является его деятельность по созданию серии картин из истории русского военно-морского флота. Она может быть поставлена обособленно, как историческая живопись, которую Боголюбов выполнял, будучи художником Главного морского штаба.

Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Тогда им были написаны «Синопское сражение 18 ноября 1853 года», «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года», «Взятие парохода «Первоз-Бахре» пароходом «Владимир» и другие. В этих картинах Боголюбов запечатлел с документальной точностью происходящие события по описаниям очевидцев и по своим этюдам, которые он сделал в Синопе в 1856 году.

«Синопский рейд произвёл на меня сильное впечатление; сюда я ехал подготовленный всеми реляциями известного славного боя, а потому, только что мы попали в бухту, воображение уже рисовало мне две линии флотов — русского и турецкого с клубами пушечного дыма и следующими друг за другом взрывами…

Само собой разумеется, что прежде чем приступить к какой бы то ни было работе, я собирал всевозможные сведения о действиях нашего флота и о диспозиции турецких судов. Изучить последнее оказалось очень просто, стоило только сесть на лодку и проехаться по бывшим турецким линиям. Невдалеке от берега, на дне бухты, чернелись остовы судов, а два фрегата лежали на боку у подножия крепости. Жители рассказывали мне, что пожар многих турецких судов произошёл от зданий, горевших на берегу, — пламя раздувало и крутило вихрем до того сильно, что он отрывал и разбрасывал целые горящие брёвна…

Диспозиция наших судов мне была известна из реляции, а потому я должен был обратиться к изысканию пункта для картины. На это у меня ушло около недели. Я решил взять точку с первой батареи, откуда, хотя и немного с птичьего полёта, вправо виднелся город с его затейливыми башнями, стеною, как бы текущею прямо в воду, и синеющею далью гор, окружающих бухту.» (А. П. Боголюбов).

greatartists.ru

Статьи

В зале Славы русского флота ЦВММ прошла церемония передачи музею после реставрации в Государственной Третьяковской галерее картины Алексея Боголюбова «Синопский бой». В год 320-летия российского регулярного флота, в канун празднования Дня ВМФ, масштабное полотно заняло в экспозиции место «Синопского боя» кисти Ивана Айвазовского, временно предоставленного для экспонирования Третьяковке, где в 29 июля откроется выставка, посвященная 200-летию прославленного мариниста.

Судьба картины несколько трагична, но теперь все испытания для нее позади. Её автор -  Алексей Боголюбов (1824–1896 гг.) – один из известнейших художников-маринистов. По поручению императора Николая I он работал над темой Крымской войны. Литографии его рисунков были приняты как эскизы для картин, заказанных Министерством Императорского Двора. Один из них и лег в основу сюжета картины «Синопский бой». 18 ноября 1853 года», которая в 1860 г. экспонировалась в Белом зале Зимнего дворца. Затем - на персональной выставке Алексея Петровича в Академии художеств, посвященной Крымской войне.  Впоследствии «Синопский бой» Боголюбова находился в коллекции Эрмитажа. В 1929 году полотно А.П. Боголюбова было передано в Морское училище в здании Главного Адмиралтейства. В начале 1990-х годов при аварии отопительной системы училища, полотно получило серьезные  повреждения, и в 1995 году было передано в Центральный военно-морской музей. Долгие годы картина была недоступна широкой публике и исследователям, хотя  полотно достойно быть украшением любой музейной экспозиции.

Синопское сражение – разгром турецкой эскадры Черноморским флотом во время Крымской войны – вошло в историю как последний крупный бой парусных флотов. Битва вдохновила не одного мастера кисти на написание героических полотен. В том числе - художника Главного морского штаба Алексея Боголюбова, который с документальной точностью изобразил исторические события – по описаниям очевидцев и по своим этюдам, сделанным в Синопе. Созданное Алексеем Боголюбовым полотно является одним из интереснейших  изображений Синопского боя со стороны турецкого берега и показывает разгар действий кораблей, турецкой береговой артиллерии, что не нашло отражения ни в одной из работ других художников-маринистов. Однако когда полотно попало к реставраторам, разглядеть детали картины было непросто.

Картина Боголюбова – своеобразное зеркальное отражение полотна Айвазовского, отправившегося в  Третьяковку. Это полотно и другие музейные предметы из собрания Центрального военно-морского музея, безусловно, придадут выставке особый, петербургский колорит. Практически впервые на подобной художественной выставке будут демонстрироваться не только живописные полотна, но и модели изображенных на картинах кораблей, а также подлинные морские приборы, принадлежавшие прославленным русским флотоводцам. В итоге это представительное собрание составило 27 предметов, среди которых 12 живописных полотен и три модели кораблей.

admnews.ru

restsouz.ru

Восемь любопытных фактов о Синопском сражении

  • 30 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил турецкий флот у Синопского мыса. На полный разгром противника великому флотоводцу понадобилось всего 4,5 часа. Силы сторон были примерно равны, но потери оказались несравнимыми. Русские потеряли 37 человек убитыми и 233 ранеными. Турецкая эскадра была уничтожена практически полностью: затоплено 15 из 16 судов разного типа, три тысячи убитых и раненых, двести пленных, в числе которых был вице-адмирал Осман-паша.

вице-адмирал Осман-паша

  • Синопская битва — последняя в мировой истории победа парусного флота. В дальнейшем бал в морских сражениях правили пароходы. Кроме того, битва при Синопе стала первой морской баталией, в которой эффективно были применены «бомбические» пушки. Их эффективность ускорила переход к созданию броненосного флота.

Н.П. Медовиков. П.С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 г. 1952 г.

  • В числе уничтоженных турецких кораблей был фрегат «Фазли Аллах» — «Данный богом». Такое название фрегат получил в 1829-м, до этого он назывался «Архангел Рафаил» и входил в состав Черноморского флота. Под андреевским стягом корабль ходил всего год. В мае 1829 года в районе Синопа «Рафаил» нарвался на турецкую эскадру и сдался без боя, тогда же он и получил новое название. Четвертого июня того же года император Николай Первый издал следующий указ: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата „Рафаил“, не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню». После Синопского сражения Павел Нахимов доложил Николаю: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат „Рафаил“ не существует».
  • Синопское сражение стало первым в истории поводом для масштабной пропаганды и передергивания в газетах фактов. В английской прессе битва получила название «Синопской резни». Британские газетчики штамповали статьи о зверствах безжалостных русских моряков, достреливающих плавающих в море несчастных раненых турок. В действительности эта сенсация не имела под собой реальных оснований. Как писал граф Алексей Орлов, «нам не прощают ни искусных распоряжений, ни смелости выполнения».
  • Синопское сражение стало первой битвой, в которой отличился ставший позднее знаменитым матрос Кошка, отмечает Ридус. У Синопа его отметили за отвагу и меткую стрельбу. Героем всевозможных баек и рассказов он стал во время обороны Севастополя.
  • Разгром турецкого флота при Синопе крайне негативно повлиял на важную отрасль турецкой экономики — работорговлю. Как только русский флот захватил господство в Черном море, цены на живой товар резко взлетели. Ситуация изменилась лишь после вступления в войну Англии и Франции. Европейский флот изменил баланс в регионе, и турки живо возобновили прибыльное дело. Цены на людей упали на треть. По сообщениям англо-французской прессы, таким образом европейцы защищали «богатую, но несколько своеобразную турецкую культуру».
  • Великая победа русского флота в итоге оказалась пирровой. Разгром турецких сил подтолкнул Францию и Великобританию к вступлению в войну на стороне Османской империи, что итоге привело к осаде Севастополя и поражению в Крымской войне.
  • Узнав о грандиозном сражении, Иван Айвазовский срочно отправился в Севастополь. Опросив участников боя, художник в течение месяца написал две картины: «Морское сражение при Синопе 18 ноября 1853 года» и «Синопский бой. Ночь после боя». Последнюю работу художник написал по схеме князя Виктора Барятинского, которую тот зарисовал на месте по поручению Петра Нахимова. Возможно, именно поэтому картина удостоилась похвалы адмирала. «Картина чрезвычайно верно сделана», — отметил флотоводец. Этой морской баталии также посвятили свои картины Жуковский, Медовиков, Красовский, Боголюбов и другие.

И.Айвазовский «Синопский бой. Ночь после боя» 1853 г.

  • Синопское сражение увековечили не только живописцы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский по просьбе своего издателя Петра Юргенсона написал марш «Русский добровольный флот» под псевдонимом П. Синопов. Сочинение было издано с изображением парусника на титульном листе и надписью: «Весь сбор, не исключая расхода на издание, назначается в пользу фонда на приобретение крейсеров». Не получил за это ни копейки и сам великий композитор: «Гонорария не нужно, ибо я тоже патриот».
  • К сорокапятилетию Синопского сражения, в 1898 году, в Севастополе воздвигли памятник Павлу Нахимову. Этот монумент простоял всего 30 лет. В 1928 году в соответствии с декретом «О снятии памятников царям и их слугам» скульптуру демонтировали. Пьедестал Нахимова занял Ленин. Впрочем, вождь мирового пролетариата простоял там тоже всего ничего — до 1942-го. Немецкие оккупанты отправили бронзового Ильича на переплавку. На свое место русский флотоводец вернулся в 1959 году. Воссозданный монумент отличается от первоначального: советский Нахимов стал выше царского на 130 сантиметров, развернулся лицом к городу, а вместо трофейной сабли Осман-паши рука флотоводца покоится на рукоятке палаша. Эту идею скульптору Томскому подарил адмирал Иван Исаков: «Памятник Нахимову в Севастополе должен явиться и памятником славы русскому оружию, поэтому лучше будет, если бронзовый Нахимов предстанет не при турецкой сабле, а при русском палаше».

petrogazeta.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта