Петр Конников. «Одинокий странник». Петр конников картины
Пётр Конников. Одинокий странник | МИСП
15 марта – 29 апреля | 2018
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков открывает первую ретроспективную выставку известного петербургского художника Петра Конникова (1955–2017) «Одинокий странник». Проект продемонстрирует уникальный художественный путь мастера, представив весь спектр его творчества с конца 1980-х по 2010-е годы — более 100 живописных произведений, арт-объектов, графических работ, архивных фотографий, ранее не выставлявшихся.
Название выставки — «Одинокий странник» — связано с одной из главных тем в творчестве мастера и одновременно раскрывает образ самого автора, его место в художественной среде Санкт-Петербурга. Конникова никогда не волновал вопрос, современно ли его искусство. Оно всегда развивалось обособленно от общих тенденций времени. Порывистая и стремительная сила художника словно искала отклика в сокровенных тайниках его души. Произведения Конникова всегда были глубоко личностными и потому легко узнаваемы.
Путешествующие странники, грустные Пьеро, мечтающие Коломбины, птицы и звери —маленькие фигурки с гротескно увеличенными головами — эти образы, всегда загадочные и печальные, размноженные в вариациях «грез», созданы в едином эмоциональном ключе. Оригинальные темы художника возведены в ранг всеобщих: визуализируются тончайшие метафизические миры, наполненные меланхолией, тревогой и даже драмой чувств. Кисть художника, носитель его экспрессивной энергии, вовлекает зрителей в мир сказочных персонажей. Цвет в полотнах Конникова характеризует не просто окраску предметов, но обретает духовно-иносказательный смысл. Очевидно, поэтому сиюминутность изображения получает в искусстве Конникова сферическую широту охвата и многоплановость обзора.
Обобщения подобного типа свойственны целой серии работ художника: «Золотой век» (1991), «Птицы» (1996), «Путники» (2002), «Подарок» (2006). Действие во всех этих работах парадоксально. Порой автор включает в контекст свой собственный портрет. Он едва угадывается, но в нем обретают плоть воспоминания, размышления художника, словно он представляет своего рода живописную притчу, где на равных правах выступают образы прошлого, мечтания и конкретная жизненная сцена. Это и есть путь одинокого странника к постижению высшей простоты жизненных истин. Умение видеть глубинное и неочевидное за горизонтом обычных страстей и забот.
В рамках выставки впервые состоится показ фильма о Петре Конникове, снятого в 1993 году (режиссер Альберт Мартыненко, продюсер Ада Ставиская).
Событие в социальных сетях:
ВКонтакте
Фоторепортаж с открытия выставки
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков набережная канала Грибоедова, 103
Время работы:
вторник: 14:00 — 20:00среда: 14:00 — 21:00четверг — пятница: 14:00 — 20:00суббота — воскресенье: 12:00 — 20:00выходной: понедельник
☎ 312-25-54, 314-98-94
http://www.mispxx-xxi.ru
https://vk.com/museumxx_xxi
https://www.facebook.com/mispXX
https://www.instagram.com/misp_spb
#мисп #misp
www.mispxx-xxi.ru
Картины, в которых мы узнаем себя: в Петербурге открылась выставка работ Петра Конникова
Художник Петр Конников ушел из жизни в 2017 году, пройдя уникальный творческий путь, на котором не было места компромиссу и конфронтации. Он просто делал свое дело, никогда не оглядываясь на то, чем заняты коллеги по цеху, и вообще, что творится вокруг.
Конников жил в своем очень одиноком мире, населенном Коломбинами и Пьеро, гротескно изображенными зверями и птицами. От того и его ретроспективная выставка, которая открылась в Музее искусства Петербурга XX-XXI веков, названа «Одинокий странник». Анна Лесина расскажет подробнее.
Обычное дело: художник уходит, а его картины продолжают быть светом угасшей звезды. Петр Конников был человеком скромным, и большинство работ, попавших на ретроспективную выставку, миру в свое время так и не показал. Живопись была его личным пространством, миром грез, меланхоличного молчания и неиссякаемой энергии.
«Мы с ним ездили в Италию, были там две недели, выставку сделали, всего восемь художников. Мы сделали по восемь картин, он написал 35. Картины всегда выверенные у него, точные, но он их переписывает много раз. Тени он оставляет, а цвет переписывает, наслаивает, переписывает, в итоге получается некое дребезжание, наслоение цветовых пятен».
Его работы — картины-сны, картины-ощущения, тоска из-за невозможности счастья, художник с супругой - это грустный Пьеро и его верная Коломбина. Их всегда сопровождают собаки с человеческими ликами — верные спутники, заменившие им детей.
«Он создал свою художественную школу, это новая художественная школа, которая обрела приют в стенах государственного петербургского университета. Он свои искания передал студентам, которые стали живыми продолжателями этого пути странников. Они также выстроились в эту колонну, идут за горизонт, плывут в этих корабликах, которые мы видим на картинах».
Автопортрет художника порой едва угадывается, но везде включен в контекст. Он примеряет на себя образ задумчивого странника и, не найдя спокойствия на земле, парит над пустым городом беззащитной птицей. Глубоко автобиографичный, так или иначе он говорит о себе и обо всех. Всеобщая трагичность звучит, как хорал, противиться воздействию которого практически невозможно.
«Путешествует ли Конников или живет в Петербурге, он всегда говорит о жизни вообще, о мире вообще. Вот, например, полотно, рядом с которым мы стоим. Я думаю, что оно создано после его путешествия по Италии. Но ведь это не какой-то конкретный город, это нечто ирреальное, это метафизическое состояние людей, которые собрались на этой площади, и часы, которые отбивают каждую минуту, напоминают о скоротечности жизни».
Но в то же время в каждом полотне Петра Конникова прослеживается надежда: пока человек жив, стремится к чему-то возвышенному, его лицо озаряется солнцем. Ощущение обреченности преобразуется в нечто прекрасное. Почему эти гротескные сюжеты так притягательны? Может, потому что мы узнаем в них себя.
topspb.tv
Пётр Петрович Конников (1995-2017) | Факультет искусств
Заведовал кафедрой мастерства художника кино и телевидения с 2012 по 2017 год.. Преподаватель по рисунку и живописи в творческой мастерской «Художник кино и телевидения по костюму».
29/06/1955 - родился в Ярославле
1975 - окончил педагогический факультет Ярославского художественного училища.1982 - окончил мастерскую монументальной живописи под руководством профессора К.А.Тутеволь Факультет живописи Московский Государственный Художественный институт им. В.И. Сурикова (МГХИ) 1982 - 1984 - стипендиат Союза художников СССР1984 - член Союза художников России 1986 - 2005 - преподавал живопись, рисунок, композицию на кафедре сценографии и сценического костюма, Санкт-петербургская Академия театрального искусства (ЛГИТМиК – СПБГАТИ)2006 - 2007 - преподавал по живописи на Образовательной программе «Графический дизайн», Санкт-Петербургский Государственный университет (СПбГУ) 2007- 2011 - руководитель Образовательной программы «Киноискусство», преподаватель по рисунку и живописи в творческой мастерской «Художник кино и телевидения по костюму» Факультет искусств Санкт-Петербургский Государственный университет (СПбГУ) 2012-2017 - заведующий кафедрой «Мастерства художника кино и телевидения», преподаватель по рисунку и живописи в творческой мастерской «Художник кино и телевидения по костюму» Факультет искусств Санкт-Петербургский Государственный университет (СПбГУ)
Произведения в коллекциях:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, РоссияГосударственная Третьяковская Галерея, Москва, РоссияГородской музей, г. Вильнюс, ЛитваХудожественный музей, г. Сочи, РоссияМузей – коллекция «Канал +», Париж, ФранцияМэрия г. Кассель, ГерманияСобрание Центрального Выставочного зала «Манеж», Санкт- Петербург, РоссияАстраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, г. Астрахань, РоссияМузей игрушки, Санкт- Петербург, Россия.Частные коллекции Германии, Франции, Англии , США , Дании , Швеции , Италии , Голландии, Норвегии.
Призы:
1. 1995 - «Петербург-1995» Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников. «Рождество» - диплом за лучшую картину года. Центральный выставочный зал « Манеж», Санкт – Петербург.
2. 2004 - «Петербург-2004». Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников . «Путники» - диплом за лучшую картину года. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт Петербург.
3. 2008 - «Петербург- 2008» Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников. « Даная» - диплом за лучшую картину года. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
arts-dev.spbu.ru
Факультет искусств
10/07/1954 - родился в г. Вожгалы, Кировская область1973 - окончил Кировское художественное училище Отделение станковой живописи1981 - окончил Художественный факультет Всесоюзный Государственный Институт кинематографии (ВГИК)С 1981 - художник-постановщик, художник-мультипликатор киностудии «Леннаучфильм»С 1985 - художник-постановщик киностудии «Ленфильм»Член Союза художников РоссииЧлен Союза кинематографистов РоссииЧлен Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России «Золотой орел»2011 - руководитель творческой мастерской «Художник кино и телевидения»,преподаватель по мастерству художника кино и телевидения (композиция)Факультет искусств Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПБГУ)Старший преподаватель
Фильмография (художник - постановщик)
1. 1987 - «Садовник», реж. В. Бутурлин2. 1988 - «Мисс Миллионерша», реж. А. Рогожкин3. 1989 - «Караул», реж. А. Рогожкин4. 1991 – «Третья планета», реж. А. Рогожкин 5. 1991 - «Анна Карамазофф», реж. Р. Хамдамов, «Мосфильм»6. 1993 - «Я - Иван, Ты - Абрам», реж. И. Зоберман. «АШЭТпремьер»7. 2003 - «Особенности национальной политики», реж. А. Рогожкин8. 2003 - «Бедный, бедный Павел», реж. В. Мельников9. 2004 - «Своя, чужая жизнь», реж. А. Рогожкин10. 2005 – «SOS», реж. Ипполит А.11. 2006 - «Столыпин», реж. Ю. Кузин12. 2008 - «Адмирал», реж А.Кравчук13. 2008 - «Игра», реж. А. Рогожкин14. 2010 - «День зверя». реж. М.Коновальчук15. 2010 - «Львы, орлы и куропатки», реж. В.В.Мельников
Автор двух анимационных фильмовУчаствовал в создании более 20-ти мультипликационных и научных фильмов
Призы и премии:1. Премия «Золотой Орел» (лучшая работа художника кино за фильм «Бедный, бедный Павел», реж. В.В.Мельников)2. Премия Национального телевизионного конкурса "ТЭФИ» (За лучшую работу художника-постановщика, фильм «Адмирал», реж А.Кравчук)3. Удостоен звания "Мастер" в номинации "Живопись" на международном фестивале искусств "Мастер класс" 2002 г.
Иллюстратор художественной литературы и книг для детей.
Музейные коллекции:Русский музей, г. Санкт-Петербург.Музей СПБГУ г. Санкт-Петербург.Музей изобразительных искусств, г. Екатеринбург.Картинная галерея, г. Новосибирск.Картинная галерея, г. Томск.Картинная галерея, г. Киров.Музей Современного искусства, г. Комсомольск-на-Амуре.Картинная галерея, г. Иркутск.
Работы находятся в частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Голландии.
Частные коллекции:А. Рогожкин, О. Янковский, Н. Благодатов, Л. Евдокимова, братья Носкины, И. Шилов, А.В. Швецов, И. Зоберман (Париж), Жан-Пьер Дюре, Роланд Буссе (Германия), Николо Дизидори (Италия) и др.
Персональные выставки:1991 - галерея современного искусства, г.Санкт-Петербург.1993 - галерея «Grunau», г.Берлин.1993 - в студии Ф. Леже, г.Париж.1995 - галерея «Condat», г.Берлин.1998 - галерея «Палитра», г.Санкт-Петербург.2000 - галерея «Палитра», г.Санкт-Петербург.2001 - «Modern Art Gallery», г.Санкт-Петербург.2003 - галерея «Северная столица», г.Санкт-Петербург.2005 - галерея «Grand Art», г.Санкт-Петербург.
Участник более 150-ти выставок в России и за рубежом
arts.spbu.ru
Петр Конников. «Одинокий странник» - Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открывает первую ретроспективную выставку известного петербургского художника Петра Конникова (1955–2017) «Одинокий странник». Проект продемонстрирует уникальный художественный путь мастера с конца 1980-х по 2010-е годы, представив весь спектр его творчества – более 100 живописных произведений, арт-объектов, графических работ, архивных фотографий, ранее не выставлявшихся.
Название выставки «Одинокий странник» связано как с одной из главных тем в творчестве мастера, так и с образом самого автора, с его местом в художественной среде Санкт-Петербурга. Конникова никогда не волновал вопрос, вписывается ли его живопись в современный процесс искусства или нет. Его творчество всегда развивалось обособленно от общих тенденций времени. Порывистая и стремительная сила художника словно искала отклика в собственных сокровенных тайниках души. Его произведения всегда были глубоко личностными и потому легко узнаваемыми.
Путешествующие странники, грустные пьеро, мечтающие коломбины, птицы и звери с гротескно увеличенными головами и маленькими фигурками – эти образы, всегда загадочные и печальные, размноженные на вариации «грез», созданы в едином эмоциональном ключе. Личностные темы художника возводятся в ранг всеобщих, визуализируя тончайшие метафизические миры, наполненные меланхолией, тревогой и даже драмой чувств. Кисть художника, полная накала и экспрессивной энергии, вовлекает зрителей в мир сказочных персонажей. Цвет в полотнах Конникова характеризует не просто окраску предметов, но обретает духовно-иносказательный смысл. Очевидно, поэтому сиюминутность изображения получает в искусстве Конникова сферическую широту охвата и многоплановость обзора.
Обобщения подобного типа свойственны целой серии работ художника – «Золотой век» (1991), «Птицы» (1996), «Путники» (2002), «Подарок» (2006). Действие во всех этих работах парадоксально. В контекст автор включает порой свой собственный портрет. Он едва угадывается, но в нем обретают плоть воспоминания, размышления художника, словно он представляет своего рода живописную притчу, где на равных правах выступают образы прошлого, мечтания и конкретная жизненная сцена. Это и есть тот путь одинокого странника к постижению высшей простоты жизненных истин. Умение видеть глубинное и неочевидное, прячущееся за горизонтом обычных страстей и забот. В экспозицию выставки вошли произведения из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков и мастерской художника.
В рамках выставки впервые состоится показ фильма о Петре Конникове, снятого в 1993 году (режиссер Альберт Мартыненко, продюсер Ада Ставиская).
geometria.ru
ПРИНЦИП ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ - PROСЦЕНИУМ Петербургская городская театральная газета
Среди профессионалов кинокритиков давно предпринимались попытки постичь и оценить работу художника в кино. Но как только речь заходит о той, или иной картине, разговор, как правило, уходит в сторону режиссера, оператора, актеров. Между тем, история кино знает имена художников, которые создавали и умножали славу отечественному и мировому кинематографу. Заглянув в справочники по кино, вы можете узнать о соавторстве удивительных мастеров. Таких, например, как Григорий Козинцев и Евгений Еней, Никита Михалков и Александр Адабашьян, Владимир Бортко и Владимир Светозаров.
Недавно в Петербурге на базе СПбГУ появилась новая образовательная программа для будущих художников кино и телевидения. Об этом и о многом другом мы беседуем с директором Программы «Киноискусство», художником Петром КОННИКОВЫМ.Петр Конников и его ученики
- Вы долгое время преподавали рисунок и живопись театральным художникам на факультете сценографии в Театральной Академии. Как возникла идея организовать эту образовательную программу?
- Идея возникла случайно, но в этом есть своя закономерность. Художник кино – профессия редкая. Выпускал художников кино только художественный факультет ВГИК в Москве. На Ленфильме таких специалистов единицы, а потребность в профессионально обученных кадрах существует уже давно. И вот представился реальный шанс. Идею поддержал Иван Уралов – директор Института искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Мало кто знает, что уже несколько лет в СПбГУ по примеру европейских и американских Университетов стали обучать творческим профессиям. Образовательных программ, связанных с искусством, в СПбГУ стало так много, что возникла необходимость в создании нового факультета – Факультета искусств. Впереди у нас новые наборы. Программа «Киноискусство» быстро развивается. Каждый год прибавляется по одной мастерской.
- Сегодня на Ленфильме работают художники, окончившие Театральную Академию. Есть ли различие в обучении художника театра и художника кино?
- Разница в специфике профессии, в языке и природе таких близких, но очень разных видов искусств, конечно же, есть. Камера исследует каждый миллиметр видимой поверхности, на мир смотришь, как в огромную лупу. В театре это же пространство, как в перевернутом бинокле - на все смотришь издалека. В кино костюм можно делать, только погрузившись в характер, во внутренний мир персонажа, исследовав его судьбу. Тогда костюм станет живой сутью человека. Театральный костюм, напротив, не должен быть столь подлинным. Достаточно знаковой условности, узнаваемости. Концептуальность - главное качество театрального эскиза. Эскизы художника кино предельно объективны. Правда жизни - главная ценность. В этом и состоит основное отличие в обучении художников театра и кино. К сожалению, не всегда выпускники Театральной Академии находят себе применение в театре, Считается, что художник с театральным образованием без проблем справится с работой в кино. Это распространенное заблуждение. У театральных художников и кинохудожников совершенно разное восприятие и мышление, разное осмысление пространства.
- Вы сами часто ходите в кино? Что вам нравится в современном кинематографе?
- Чаще смотрю кассетные варианты. Сейчас модно эксплуатировать негативные темы. Как и во все времена, художнику приходится выбирать – или сиюминутная выгода, или вечные ценности. Юрий Норштейн 20 лет делает гоголевскую «Шинель». Мне удалось увидеть отрывок: сопереживаешь так, что всю душу пронизывают чувства стыда, отчаяния, страдания. Это прекрасно. Величайшая планка, неимоверная отдача художника. Или еще пример - не кинематографический, из жизни художника Михаила Соколова. 10 лет он провел в сталинских лагерях. Изредка удавалось рисовать на спичечных коробках и клочках бумаги. Они чудом сохранились. Думаете, он изображал ужасы лагерной жизни? В это трудно поверить, но он рисовал прекрасных дам. Красота победила смерть. Есть над чем задуматься в наше конъюнктурное время.
- Петру Конникову-педагогу удается работать как художнику и выставляться?
- Организовать выставку сегодня не просто. Но я работаю много. Это не только помогает, без этого я не смог бы и преподавать. Это меня стимулирует, так я чувствую себя в профессии.
Беседовала Людмила ВарначеваPROсцениум, 11-12 (91-92), июнь 2010. Полоса 11
pro-stsenium.livejournal.com
Петр Конников. «Одинокий странник» — Месмика
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открывает первую ретроспективную выставку известного петербургского художника Петра Конникова (1955–2017) «Одинокий странник». Проект продемонстрирует уникальный художественный путь мастера с конца 1980-х по 2010-е годы, представив весь спектр его творчества – более 100 живописных произведений, арт-объектов, графических работ, архивных фотографий, ранее не выставлявшихся.
Название выставки «Одинокий странник» связано как с одной из главных тем в творчестве мастера, так и с образом самого автора, с его местом в художественной среде Санкт-Петербурга. Конникова никогда не волновал вопрос, вписывается ли его живопись в современный процесс искусства или нет. Его творчество всегда развивалось обособленно от общих тенденций времени. Порывистая и стремительная сила художника словно искала отклика в собственных сокровенных тайниках души. Его произведения всегда были глубоко личностными и потому легко узнаваемыми.
Путешествующие странники, грустные пьеро, мечтающие коломбины, птицы и звери с гротескно увеличенными головами и маленькими фигурками – эти образы, всегда загадочные и печальные, размноженные на вариации «грез», созданы в едином эмоциональном ключе. Личностные темы художника возводятся в ранг всеобщих, визуализируя тончайшие метафизические миры, наполненные меланхолией, тревогой и даже драмой чувств. Кисть художника, полная накала и экспрессивной энергии, вовлекает зрителей в мир сказочных персонажей. Цвет в полотнах Конникова характеризует не просто окраску предметов, но обретает духовно-иносказательный смысл. Очевидно, поэтому сиюминутность изображения получает в искусстве Конникова сферическую широту охвата и многоплановость обзора.
Обобщения подобного типа свойственны целой серии работ художника – «Золотой век» (1991), «Птицы» (1996), «Путники» (2002), «Подарок» (2006). Действие во всех этих работах парадоксально. В контекст автор включает порой свой собственный портрет. Он едва угадывается, но в нем обретают плоть воспоминания, размышления художника, словно он представляет своего рода живописную притчу, где на равных правах выступают образы прошлого, мечтания и конкретная жизненная сцена. Это и есть тот путь одинокого странника к постижению высшей простоты жизненных истин. Умение видеть глубинное и неочевидное, прячущееся за горизонтом обычных страстей и забот. В экспозицию выставки вошли произведения из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков и мастерской художника.
В рамках выставки впервые состоится показ фильма о Петре Конникове, снятого в 1993 году (режиссер Альберт Мартыненко, продюсер Ада Ставиская).
Группа выставки ВКонтакте – https://vk.com/konnikov_misp
Событие в FaceBook – https://www.facebook.com/events/1998907110139134/
mesmika.com