Как на Руси издевались над невестами. Картина смотрины невесты
Как на Руси издевались над невестами
Молодые не видели друг друга до свадьбы
Н. Петров. «Смотрины невесты»
В давние времена считалось, что молодых людей надо женить как можно раньше — это делалось с той целью, «чтобы не забаловали», то есть не вели распутную жизнь. В тогдашнем обществе, отличавшемся высокой нравственностью, принято было ограждать парней и девушек от общения до свадьбы. Сватать девушку приезжали обычно родители жениха. Как люди опытные, знающие жизнь, они смотрели, насколько хороша невеста.
Зачем невесте надевали десять юбок?
Кадр из фильма «Свинарка и пастух» (1941)
На Руси в древности ценились девушки «справные» - высокие, крупные, даже толстые. У худой девицы не было практически никаких шансов выйти замуж. Ведь она должна была стать хорошей женой — много работать, родить, как минимум, нескольких детей, а для этого необходимо было обладать отменным здоровьем, быть, что называется, «кровь с молоком».
Если девушка все-таки не отличалась особой полнотой, а была, по понятиям древних славян, излишне стройной, родители ее, как могли, спасали положение — прежде чем вывести невесту к сватам, ее обряжали в толстые юбки (их могло быть до десяти штук одновременно), а сверху еще повязывали несколько фартуков.
С другой стороны, насколько пригож, толст или высок жених, никто даже не интересовался. Ценность жениха определялась вовсе не внешностью, а состоятельностью его семьи.
Обязанности семьи невесты
Согласно древнеславянским обычаям, если невеста сватам понравилась, происходил так называемый сговор. С помощью грамотного человека составлялся «брачный договор»: писали, когда именно состоится свадьба. Важной частью сговора было определение приданого, которое родители невесты обязались дать за дочерью. Без приданого нечего было и думать выдать дочку замуж — этого не допускали обычаи.
В качестве приданого невеста приносила в новую семью перины, постель, подушки, одежду, различную домашнюю и кухонную утварь. Богатая семья могла дать в приданое дочери недвижимость, землю, драгоценные украшения.
А как быть, если родители бедные, но девушка очень понравилась? На помощь приходили родные жениха — они или сами готовили приданое и заранее приносили его в дом невесты, или вручали будущим сватам деньги.
Обязанности семьи жениха
С. Грибков «Благословение на свадьбу»
В некоторых источниках говорится, что семья жениха не имела вовсе никаких обязанностей по отношению к невесте и ее родителям. Но все же большинство авторов утверждают, что это не так. Когда уже было понятно, что сговор произошел, жених вместе с родителями и другими родственниками торжественно и пышно сватался — приезжал к дому невесты на нарядной повозке с разноцветными лентами и колокольчиками, а невеста, заслышав звон издалека, выбегала встречать сватов.
Родителям девушки дарили богатые подарки — принято было обязательно преподнести теплую одежду из меха, хорошее вино, мясо. Чем богаче подарки — тем серьезнее намерения жениха.
Родители девушки к этому времени готовили праздничный стол. Поверх нарядной скатерти выставляли множество яств. За столом обсуждались подробности предстоящей свадьбы.
Девичник и мальчишник
В. Перов. «Накануне девичника. Проводы невесты из бани»
Эти мероприятия давно утратили первоначальный смысл и выглядят сегодня чаще всего как веселые «отвязные» вечеринки с подарками. Иной раз даже чересчур веселые.
А в те времена на девичник приходили подружки невесты, чтобы поплакать, погрустить, спеть печальные песни, - ведь одна из них прощалась с юностью, с беззаботной девичьей жизнью под крылышком у родителей. Приглашали даже специально обученную «вытницу» - женщину, под чьи заунывные песни страдальческого содержания невесте будет легче плакать. А плакать было необходимо — иначе не видать ей счастья в семейной жизни. «Вытницы» были ценными и редкими «специалистами», их было мало, поэтому родители невесты отыскивали такую женщину заранее и щедро вознаграждали ее.
Девушка с подругами после этого садилась за накрытый стол. Все пили и ели, продолжали петь и оплакивать расставание. Родители могли разрешить девушке выйти из дома — и тогда девушки катались в санях или гуляли в поле, а затем невесту мыли в бане, готовя к предстоящей свадьбе.
Мальчишник же проходил совсем скучно. Жених тоже шел в баню — но в полном одиночестве. Всю ночь он обязан был молчать.
День свадьбы
И. Львов «Выкуп дороги»
Утром жених направлялся за своей будущей женой. И вот здесь его подстерегали препятствия — ему перегораживали путь, и, если он не мог справиться с препонами, приходилось платить выкуп.
Свадебная церемония была пышной и веселой, молодых осыпали пшеном и овсом, чтобы их семейная жизнь была богатой и счастливой. Если семья жениха была зажиточной — столы ломились от яств, и за стол мог сесть любой прохожий.
Дарили молодым чаще всего полотенца, красивую посуду, кухонную утварь. Популярным подарком была плетка — чтобы жена помнила, где ее место и кто в доме главный.
Почему невеста надевает белое платье?
Кадр из фильма «Снегурочка»
Белый цвет у славян символизировал чистоту и невинность, но одновременно являлся траурным. Девушка, покидая родительский дом, символически «умирала» для своего рода, переходя в другой — своего мужа, чтобы здесь «воскреснуть» уже в новом статусе, превратившись из девочки в женщину, жену, хранительницу очага, будущую мать. Поэтому — и смена фамилии, отсюда — и традиция непременно назвать свекровь и свекра мамой и папой.
Жениху нужно было внести невесту в новый дом на руках, ведь порог считался границей миров, и, прежде «чужая» для этого домашнего мира, она становилась «своей».
Первая брачная ночь
А. Бучкури. «Свадебный поезд»
Среди самых диких славянских обычаев — обязанность новобрачной утопиться, если в первую брачную ночь жених не смог лишить ее девственности. Подразумевалось, что такая жена никому не нужна, раз она не смогла стать желанной для мужа. К счастью, позднее, с приходом православия и отторжением языческих обычаев, девушки перестали топиться.
А вот с кровью на простыне — все правда. Гости и родня жениха с нетерпением ждали наутро после свадьбы подтверждения невинности девушки — простыни с пятнышком крови. Эту простыню торжественно демонстрировали всем любопытным, и считалось, что девушка доказала свою непорочность. Правда, жизнь есть жизнь, случалось всякое, и, если невеста не была невинной, заранее готовили петуха, чтобы испачкать простыню его кровью.
www.eg.ru
Крестьянские свадьбы в русской живописи: anesty_8
На днях смотрели картины про свадьбы барышень из благородных сословий всяких, теперь давайте глянем на деревенские. Почему на них обычно все хорошо и весело?Смотрите, что интересно: там я повесила много картин про дворян, мещан и купцов, и на большинстве из них разворачивается какая-то драма: "Неравный брак", "Двоеженец", "Прерванное обручение". И я написала, что наших жанристов и особенно передвижников хлебом не корми, а дай написать что-нибудь печальное, душераздирающее и поучительное на сюжет свадьбы, используя эту тему для приложения идей о подчиненном положении женщины, беспощадной власти капитала и все такое прочее.
На что мои любимые внимательные и эрудированные читатели (правда, круто, что я забанила всех злобных троллей-топоходцев? такая комфортная атмосфера в комментариях, прямо приятно) совершенно справедливо стали писать, например, такое:
_mjawa: Слушала тут лекции Светланы Адоньевой о традициях русского Севера, и о свадьбе в частности. Узнала, что невеста не просто должна была символически всплакнуть перед свадьбой, а основательно, ритуально отплакать, отрыдать и отпричитать до двух недель кряду, оплакивая свое девичество, детство в родном доме и переход в новую незнакомую жизнь.Осознать эмоционально, и отпереживать состояние перехода, прочувствовать как следует, что прежняя жизнь закончилась навсегда и бесповоротно, и что новую жизнь и новую семью нужно принять безусловно, какой бы она ни оказалась (негативные сценарии тоже проговаривались, проплакивались в символической форме в этот период).Счастливая, веселая на свадьбе невеста - воспринималась как открытые ворота для сглаза, от которого ее всячески укрывали и окружали оберегами и амулетами, часто странными (например - держать всю свадьбу подмышкой кусочек мыла). Причем все эти рыдания, когда невесту ноги не держат, она причитает, падает-бьется об пол, срывает с себя девичьи ленты из кос - они в рассказах старых женщин об их собственном опыте "нарочитые", "по обычаю", как телесные психопрактики.А у тех же русских писателей, все те же самые обряды, которые они то ли видели, то ли о которых слышали - воспринимаются всерьез и на голубом глазу - "вот ведь, ироды малограмотные, девку силой замуж выдают, а она плачет-убивается, болезная".
***
Это так, но основываясь на этой логике, картины про крестьянские свадьбы, где соблюдалась эта обрядность, должны были быть еще более слезовышибательные, чем в моем предыдущем материале, про барышень в белых кринолинах.А вот нифига. Надрыва очень мало.Давайте изучим.
Для начала те несколько (очень мало картин), в которых надрыв все-таки присутствует.
Сергей Грибков. "Благословение на свадьбу"
А. А. Бучкури. Свадебный поезд.
Следующая картина печальна - ну просто это Перов. Он без этого не может вообще, что бы ни писал.
В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани
В следующей картине так сразу и не скажешь -- надрыв или нет, потому что мы сюжетик совершенно не прочитываем глубже первого уровня. На сайте Русского музея считают, что картина добрая: "В 1861 году Мясоедов обвенчался с дочерью помещика Елизаветой Михайловной Кривцовой. Это событие в какой-то степени повлияло на создание полотна. Прототипом молодой барыни послужила невеста художника. Художник любуется милой домашней сценой, персонажи которой погружены в атмосферу влюбленности".
Дополнительный аспект полотну в наших глазах придает факт, который Мясоедов подразумевать не мог: год создания. Сколько там осталось до отмены крепостного права? Еще чуть-чуть, и фиг вам будет, а не влезание в малейшие детали интимной жизни ваших крепостных рабов.
Григорий Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861.
Ну вот как бы и все надрывное, что мне удалось наскрести.
Все остальные картины написаны с совершенно иной художественной задачей.Это вот примерно та же точка зрения, с какой взирали на свою натуру авторы вот этих картин -- красиво! интересно! бытописание чужого мира.
Видно, что в этих полотнах художников интересуют "чужие", деревенские, странные обычаи, необыкновенно красочные наряды. Некая посконность. Картин, при взгляде на которые мы думаем "блин, тут зашифрована какая-то серьезная драма, какая-то непонятная история, нравоучение", и нету.Слез, надрыву нема.Примерно таким же образом наш Верещагин взирал на индусов и тибетцев с их удивительными костюмами.
Зато все стадии обрядов, связанных со свадьбой, благодаря такой точке зрения, мы можем наблюдать.
Николай Пимоненко. Сваты.Кажется, украинские крестьяне, или нет?UPD (отсюда): Оказывается, в ряде областей Украины в XIX - начале XX века был зафиксирован обычай: если девушке нравилась предлагаемая сватами партия, она, сидя у печки, принималась колупать извёстку на ней, причём чем больше по душе был будущий жених, тем активней двигались пальчики. Дева на картине не то чтобы половину побелки пальцем сняла, но весьма сосредоточена на своём занятии. Она явно не против того хлопца, родители которого заслали сватов.
***
Внимание!Если на картине явно свадьба, но девушка и окружающие в богатых кокошниках, жемчугах, сарафанах (типа такой), то нам сюда эта работа не годится. Потому что она принадлежит совсем к другому жанру, который назывался "как красиво жилось в допетровской Руси, а потом этот алкоголик и сифилитик все испортил". О свадьбах на подобных картинах тоже можем поговорить, если интересно, но в другой раз.
Пока же к нашим крестьянам возвращаемся, и жанровой документалистике.
Н. Петров. Смотрины невесты.
Николай Бекряшев. Выбор приданогоНевеста, наверно, которая с узелком в руках?
Следующая картина весьма интересна.Она достаточно ранняя, первая четверть 19 века.Этот автор еще не умеет "как Верещагин" документировать, он рисует романтически, ампирно, как это бы сделал Брюллов.Герои стоят в благородных позах, аналогичным образом и Ахилл или Ифигения могли бы быть изображены.
Неизвестный художник. Благословение перед свадьбой.
Следующая картина 1889 года. Видите, какая эволюция пройдена?Спокойно можно костюмы по этому полотну восстанавливать и идти на фестиваль исторической реконструкции.
Алексей Корзухин. "Девичник".Из бани выглядывает полуобнаженная невеста.UPD: _mjawa Невеста идет в шубку закутанная. А из бани на обеих картинах выглядывает-выбегает вслед основной процессии с невестой еще одна участница церемонии - то ли младшая сестра, то ли кто-то замещающий ее роль. Олицетворение оставляемой девичьей доли в родительском доме.
На следующей картине изображена украинская свадьба. Вообще на тему малороссийских обрядов тоже достаточно полотен, но я их специально не беру, только этот взяла, из-за композиции.(Да, кого-то, как выяснилось, сильно волнует этот вопрос, так что отвечу тут: лично я -- не армянка, и не еврейка, а смесь кубанских и донских казаков, оттого так много доброты а-ля Нонна Мордюкова в моем взгляде, и рука такая тяжелая).
В. Маковский. Девичник
Вот, для чего понадобился пример композиции -- видите, как на картине выше девушки в углу сидят?См. ниже: у Елены Киселевой (забытой ученицы Репина) должна была быть картина тоже многофигурная, но сохранился лишь вот такой проработаныный эскиз кусочка, с группой.
Елена Киселева. Невесты. Троицын деньUPD:_mjawa У Киселевой не просто невесты на выданье сидят. Это уже просватанные невесты, о чем говорят белые нитяные колпачки под красными платками-девичьими повязками. Они уже в переходном состоянии - еще не молодухи, но уже судьба определилась.
А сама композиция должна была быть такая
Следующая картина 1909 года.Во второй половине XIX века, особенно к концу, и потом в начале ХХ века, "народную" тему подавали уже по-другому, Суриков показал, что так тщательно не надо, а надо эмоционально, с душой. При этом тема была достаточно модной, "крестьян" давали писать как задание в Академии художеств для диплома и т.д.
Иван Куликов Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме
А вот опять более ранняя.
Карнеев. Сборы к венцу
Венцы надеты на голову, никто их не держит.Свадьба двойная еще вдобавок?И обратите внимание, понятное и простое венчание практически не интересует живописцев, за исключением этого автора.
Николай Богданов-Бельский. Венчание.
А вот целая серия открыток про обряды.
И.Львов. Выкуп дороги
И.Львов. Приезд молодого от родителей в дом тестя за свадебный пир
И. Львов. Свадебное гуляние
Вот это полотно из разряда must know.Это один из первых образцов жанровой живописи в русском искусстве ВООБЩЕ.
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777
Описание картины Шибанова (отсюда):
На обратной стороне картины сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет:"Картина представляющая суздальской провинцы крестьянъ. празднество свадебного договору, писалъ в той же провинцы вселЪ татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов".
О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: "Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим".Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Шибанова.
Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты. В самом центре композиции помещена невеста, одетая в богатый национальный наряд. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка, парчовый белый сарафан, вышитый цветами, и поверх него парчовая золотая с красным шитьем душегрея. На голове — девичий убор, состоящий из золотой расшитой повязки, и фата. Шея украшена жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах серьги. Рядом с невестой — жених в нарядном голубом кафтане, из-под которого видны зеленоватое полукафтанье и розовая вышитая рубаха.
Справа, позади невесты, теснятся приглашенные. Они тоже богато одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов проявил большое композиционное умение, ритмически расположив фигуры участников празднества и объединив их общим движением. Группа приглашенных замыкается фигурой молодого мужчины, широким жестом указывающего на жениха и невесту. Строгое ритмическое построение ни в какой мере не исключает ни живой естественности поз, ни их разнообразия. В левой части картины — стол, покрытый белой скатертью и уставленный всевозможной снедью. За столом — четыре крестьянина, по-видимому, отец невесты и ее старшие братья. Один из них привстал и обращается с речью к жениху и невесте. Фигура этого крестьянина, слегка наклоненная, с протянутой вперед рукой, необходима художнику для того, чтобы связать между собой две разобщенные группы действующих лиц. (по ссылке еще есть какие-то слова).
***Картина ниже 1815 года, она тоже достаточно романтична и ампирна. Обратите внимание на платья девушек -- прям тот же покрой, что у Наташи Ростовой, художник таким образом воспринимал сарафаны. Жестикуляция тоже благородная, как на рельефах.
К сожалению, Венецианов, который жил тогда же, не писал на сюжет свадеб, я думаю, у него бы получилось лучше всего.
М. Теребенев. Крестьянская свадьба.
Наконец, пожалуй, самая известная картина 19 века на эту тему.
В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
Описание картины Максимова отсюда:
Художник был выходцем из деревни.Работа о свадьбе была реализована благодаря детским воспоминаниям. Ему запомнился случай на женитьбе родного брата. Брачующиеся стояли, а все остальные не могли ими налюбоваться. В избу во время пированья вошел незнакомец в сопровождении своего пса, не снимая шапки, он остановился у порога. Сидящие всполошились и зашептали: колдун пришел. После незваному гостю вежливо подали чашу с питьем, отдали монету, и он отправился восвояси. На картинеизображен тот же сюжет, но несколько видоизмененный и очень подробный. С колдуном нет рядом собаки, он так же в головном уборе, при этом присыпанном снегом и с налипшими снежными комьями на сапогах и тулупе.
Пожилая женщина подошла к нему с хлебом. Проявленным гостеприимством мудрая женщина желает задобрить колдуна, дабы не накликать горя и услышать добрые напутствия. Остальные родственники и приглашенные встревожены, напуганы, дети – полны любопытства. Молодожены в углу избы все так же стоят под иконами.
Скрытый источник света ярким сиянием освещает их. Свет также падает на лица и одежды других персонажей, на суровые черты вошедшего старика. Часть фигур находятся в полутьме и отбрасывают тени. Это создает общее впечатление таинственности, мистичности.
А. Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии
А. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернииЭскиз к ней
А вот самые мои любимые картины на тему русских крестьянских свадеб.Это провинциальное наивное искусство, созданное не приезжими городскими живописцами, а самими же крестьянскими/купеческими художниками.
Девичник в купеческом доме. XVIII (?) век
Смотрины в XVIII веке в городе Торопце
Описание картины:
"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце" - традиционное название картины конца XVIII века, которая была известна и вызывала интерес ешё в XIX столетии. Смысл обрядов, сохранявшихся в среде торопецкого купечества, традиции допетровской старины, разгадать уже тогда было невозможноОчевидно, на картине изображена не свадьба, а девичник - празднование окончания девичьей жизни накануне свадьбы, когда "с ночи на утро", перед приходом жениха, девушки собирались в доме невесты. Они наряжены, с платками в руках, тогда как невеста одета в темный сарафан без нашивок и белую рубаху, в которых было положено везти к венцу.
Костюмы торопецких купчих славились своей красотой и необычностью, они объединяли элементы национального и европейского платья. Высокий кокошник женщины покрывали большим платком, в обиходе были веера-махальцы. Платком или веером замужние женщины на людях закрывали половину лица.
Обратите внимание, слева внизу барин пришел, в камзоле и парике
***Вот, пожалуй, и все у меня.
Если кто видит в этих работах еще, по своей специальности, например, историки костюма, пишите плиз, очень интересно, добавлю.Знаете еще картины про деревенские свадьбы?
anesty-8.livejournal.com
Касимовская невеста - Взял барашек карандашик...
Венец упал с бедной головы Евфимии... Молодой царь Алексей Михайлович напуган и встревожен. А рядом с ним, слева, боярин Морозов - тайный дирижер разыгравшейся драмы. Эта картина висит в Краеведческом музее города Касимова.В давние времена существовал на Руси возможно пришедший еще из Византии обычай: если царь или наследник престола собирался жениться, то отовсюду собирали девиц, отличившихся красотой. Критерии отбора были очень строги: избранница должна быть «доброй ростом, красотой и разумом исполненной», ведь она должна дать наследника царю и царству. Это было главным предназначением царицы. С детства все помним: «…я б для батюшки царя родила богатыря». Прежде чем привезти девушек из дворянских семей на смотрины невест в Москву, их отбирали на местах. Выбранные красавицы доставлялись в столицу, тут их ждал новый осмотр приближенными царя. И только избранные из избранных в своих лучших нарядах и уборах являлись пред очи государя.
«В начале 1647г царь Алексей Михайлович задумал жениться. Из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну – дочь Рафа, или Федора Всеволжского, касимовского помещика; узнавши о своем счастье, избранная от сильного потрясения упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни,» - так сообщает историк С.М.Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен». Царю Алексею Михайловичу было в ту пору около 18, рядом с ним находился боярин Борис Иванович Морозов, его «дядька», воспитатель, возглавлявший несколько приказов и имевший большое влияние на царя. Он фактически был регентом при молодом государе. О причастности к этой истории боярина Морозова ходили упорные слухи. Евфимия Всеволжская, дочь касимовского воеводы, понравилась царю с первого взгляда, он вручил ей кольцо и расшитый платок. И по обычаям того времени Евфимию увели во дворец, на женскую половину, где она должна была прожить некоторое время, чтобы приготовиться к возложению на себя высокой миссии царицы всея Руси, научиться непростому придворному этикету. Выбор этот пришелся не по вкусу боярину Морозову, у него были другие планы. Поэтому он и устроил так, что на встрече со своим державным женихом Евфимия упала в обморок. Именно он кричал громче всех, объясняя недоумевающему и встревоженному царю: «Падучая. К государевой радости не прочна». Ни царь, ни бедная девушка не подозревали о вынесенном заранее приговоре.
Сын историка Соловьева беллетрист Всеволод Соловьев в своей книге «Касимовская невеста» говорит о тайной договоренности Бориса Ивановича Морозова с боярином Милославским. Морозов обещал Милославскому поспособствовать тому, что царь особое внимание обратит на его старшую дочь Марию Ильиничну. Но царь выбрал другую, касимовскую. Евфимию Федоровну долго и тщательно наряжали. Туго укладывали волосы, невеста во время убора не раз пыталась отвести руку прислужницы из-за невыносимой боли и неудобств. Платья были до того обужены и так тяжело обвешаны украшениями, что вдохнуть полной грудью было невозможно. Стоять самостоятельно она не могла, ее пришлось поддерживать под руки. А когда дверь отворилась и вошел царь, невесту пришлось отпустить из-под рук. Она качнулась… и упала. Тут-то Морозов и накинулся с кулаками на Рафа Всеволжского, обвинив его в обмане, и поспешил представить царю красавицу Марию Милославскую. 16 января 1648г царь женился на Марии, а через десять дней Морозов женился на сестре царицы, Анне, таким образом породнившись со своим царственным воспитанником. Отныне они стали свояками.
Всеволжских отправили в ссылку – в Тюмень. Глава семейства там и умер. А его жена с детьми – сыном Андреем и дочерью Евфимией – в 1653г вернулась в Касимов. У развенчанной царской невесты припадков никаких не наблюдалось, много женихов из высшего сословия сватались к ней, но все получили отказ. А берегла она кольцо и платок, как память ее обручения с царем. И долгое время сохраняла необыкновенную красоту.
tommydom.livejournal.com
Царские невесты | Изюминки
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.«Кабы я была царица, — говорит одна девица…А.С. Пушкин. Сказка о Царе Салтане
Сказка ложь, да в ней намёк. Но в данном конкретном случае, Александр Сергеевич ни много ни мало, а изложил в сказке исторический факт – царскую невесту выбирали не за умение шить-вышивать или хорошо готовить. Главным критерием было здоровье и красота, а затем уже родовитость, которая, к слову сказать, не всегда была положительным качеством невесты. С чем можно сравнить выбор невесты царя? Пожалуй, с конкурсом красоты – вначале идёт отбор из нескольких сотен, а то тысячи и более кандидаток, а уж затем, из отобранных в финал боярышень, сам царь выбирает ту, единственную, которой суждено стать царицей. Но так ли уж завидна судьба царской невесты?
Первым традицию царских смотрин ввёл Иван Грозный, который был женат примерно 7 раз. Почему примерно? Не всякий царский выбор заканчивался свадьбой, но с чего же он начинался? Когда царь Иоанн IV, ставший впоследствии Грозным, 16 лет венчался на царство, стал вопрос и о царице. Были разосланы гонцы к боярам и детям боярским, дабы представили они дочерей своих или родственниц на смотр. Первый отборочный тур проводился наместниками, а затем самые красивые и здоровые (это было особенно важно!), отправились к царскому двору.
Первой царицей при Иване Грозном стала Анастасия Захарьина, выбранная им из 1500 (по другим сведениям из 500) кандидаток. Первая и единственная, при которой Иоанн Васильевич, не отличавшийся добродетелями, был способен на добрые дела. Анастасия родила шестерых детей, но только двое остались в живых: Иван и Фёдор. Всего 13 лет длился этот брак, до внезапной кончины Анастасии, оставившей после себя добрую славу милосердной и добродетельной царицы.
Всего через 8 дней после кончины царицы бояре приступили к царю с предложением выбрать новую невесту. На этот раз царь решил обойтись без смотрин. Сперва выбор пал на сестру короля Польши Екатерину, но за неё затребовали Псков, Смоленск и Новгород, а раздавать русские земли в планы царя никак не входило. Тогда были засланы сваты «у Черкаских князей дочерей смотрети». И высмотрели кабардинскую княжну Кученей, вскоре прибывшую в Москву вместе с братом, где обоих и крестили в православную веру. Возможно, что именно от родни княжны пошел знаменитый род князей Черкасских.
Дивная красавица Мария пришлась царю по нраву, хотя её считали «туги нравные и зело лютые» — то есть далеко не мягкого характера, но ведь, как известно – муж да жена…. Считается, что именно второй брак изменил поведение царя не в лучшую сторону. Царица не удерживала Иоанна уже ставшего Грозным от злодеяний, но сама потакала ему. Появление опричнины, кстати, приписывают именно советам Марии Темрюковны. Не её ли образ послужил Пушкину для Шемаханской царицы?
Единственный сын Марии и Иоанна умер в младенчестве, а другого потомства от неё не осталось, хотя брак продлился 8 лет до скоропостижной кончины царицы Марии. В смерти царицы Иван Васильевич заподозрил бояр, невзлюбивших её за дурное влияние на государя, и Россию ждала новая царская ярость… и новые смотрины царских невест.
Но очередные царские смотрины состоялись только через два года. По всему государству провели перепись, правда не всего населения, а лишь кандидаток в невесты, которые по положения и знатности моли бы стать невестами самого царя. Затем в Александрову Слободу свезли 2000 самых красивых и здоровых девушек. Если верить историкам, царь виделся с каждой – здоровался, говорил несколько слов и прощался. Сначала отобрали 24, а затем 12 претенденток на руку царя и русский престол. Последних осматривали уже медики – царю требовалась не ткачиха или повариха, а крепкая и здоровая царица для продолжения рода. На сей раз выбор пал на Марфу Собакину – она стала царской невестой, но стала ли счастливой хоть на миг за три короткие недели в роли русской царицы? Увы, со дня свадьбы царская невеста стала «сохнуть и женой так и не стала. Кто был тому причиной – то ли родственники двух первых цариц, боявшиеся потерять своё влияние, то ли поданное матерью зелье «для чадородия». Однако род Собакиных успел стать боярским.
«Царь, очень приятно, царь…» — и пожалуйте в невесты?
Марфа стала прототипом главной героини оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», далёкой от исторических фактов, и героиней фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Так как фактически третья невеста не стала третьей женой Ивана Грозного, он обратился к духовенству за разрешением на четвёртый брак в последний раз. Почему в последний? Потому что после он уже никого не спрашивал… Разрешение вступить в четвёртый брак было дано царю «ради его тёплого умиления и покаяния». На этот раз обошлись без новых смотрин – четвёртой женой царя стала вторая «невеста» с прошлых смотрин Анна Колтовская. Брак казался удачным – новая царица отличалась лёгким нравом, была весела, не задавала лишних вопросов, во всём старалась угодить супругу и отвлекала его от «недобрых дел». Это время даже прозвали «бабьим царством» — даже опричнина отошла на задний план. И неспроста… Новая царица мстила опричникам за гибель своего первого избранника, за её недолгое царствование длинною в год были казнены три самых главных из них – Вяземского и двух Басмановых. У царицы появились враги, и не только среди опричнины. Главным стал, по неведению, отец её бывшего жениха князь Воротынский, затеявший интригу против царицы. Оболганная Анна была насильно пострижена в монахини и отправлена в Тихвинский монастырь…
Более смотрин не было. Пятой царской невестой и женой на один день стала Мария Долгорукая, которую после свадьбы Иван Грозный приказал привязать к телеге, запряженной дикими лошадьми…
Следующей избранницей стала Анна Васильчикова, правда свадьбы, скорее всего не было и через два года её как и Анну Колтовскую, постригли в монахини в Суздальском монастыре. Шестой, так же невенчанной, женой Ивана Грозного стала вдова Василиса Мелентьевна. Её судьба не ясна – по одним сведениям она была пострижена в монахини, по другим похоронена заживо, заподозренная в связи с князем Девтелевым.
Лишь последняя царская невеста пережила Ивана IV Грозного — дочь окольничего Федора Федоровича Нагого Мария, родившая сына — царевича Дмитрия, сосланная после его смерти в Судинский Череповецкий монастырь, где и пострижена в монахини под именем Марфа.
На Иване Грозном род Рюриковичей на русском престоле прервался. После смутного времени появилась новая правящая династия – Романовы и новые царские невесты.
Смотрины в Доме Романовых
…Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Хороши русские боярышни – как тут выбрать невесту, особенно для царя? Ну, так на то они и смотрины невест – выбирать царицу всея Руси дело ответственное, ведь от неё зависит, каков род царский далее будет. С царских смотрин начинался и дом Романовых, правивших Россией более 300 лет.
Первый из рода Романовых на русском троне Михаил Фёдорович 20-ти лет от роду решил жениться. Хотя может и не сам решил – молодёшенек был ещё, да маменька велела. По принятой традиции устроили смотрины, на коих более других приглянулась молодому царю красавица Мария Хлопова, дочь коломенского боярина. Боярышня тут же была поселена во дворце, наречена царскою невестой со всеми полагающимися званию почестями и привилегиями.
Скорее бы свадьбу сыграть, да не по нраву пришёлся выбор царский родовитым боярам – род Хлоповой считался худородным и многочисленным, да к тому же родня невесты заполонила царские хоромы, а этого боярам знатным было не стерпеть – их влияние могло сильно пошатнуться. Да маменьке будущая невестка не глянулась особо. И невеста внезапно заболела, вероятно не без посторонней помощи и Боярская дума тут же объявила царскую невесту к государевой радости не прочною. Хлопову тут же отправили в Тобольск в ссылку вместе с родственниками, а батюшку её на воеводство в Вологду. Через три года Марию перевели в Нижний Новгород, и патриарх Филарет отправил туда боярина Шереметева проведать бывшую царскую невесту. К удивлению она оказалась совершенно здоровой! Михаил Фёдорович, возрадовавшись, хотел было вызвать её к себе, да матушка не велела и пошёл он под венец с другой невестой. Смотрины смотринами, а матушкино слово – главное!
Под венец первый из Романовых пошёл с Марией Долгорукой, дочерью знатного княжеского рода спустя 8 лет после царских смотрин! Но недолгим был этот брак, и не стала Мария родоначальницей. Через несколько дней после свадьбы молодая царица слегла и проболев менее полугода скончалась. Кончина молодой царицы в летописи была названа карой Божьей за безвинные страдания первой царской невесты Хлоповой.
Ещё два года прошло прежде, чем были назначены новые смотрины. Шестьдесят красавиц знатных родов были вызваны к царскому двору, но ни одна из них не привлекла царского внимания. К удивлению всех выбор пал на приехавшую вместе с боярышнями прислужницу – дальнюю родственницу одной из претенденток можайскую дворянку Евдокию Стрешневу. Маменька опять была против, но на этот раз Михаил настоял на своём и свадьба, весьма скромная, состоялась. Невесту караулили до самой свадьбы отец и братья из страха «внезапной болезни» очередной невесты. Выбор оказался счастливым – уже через год у царской четы родилась дочь Ирина, затем ещё одна дочь Пелагея и будущий царь Алексей Михайлович. Всего у Михаила и Евдокии было 10 детей.
Следующий смотр невест устраивали уже для сына Михаила Романова – Алексея Михайловича и он оказался лишь первым. Всё шло по заведенному обычаю – прибыли 200 знатных боярышень и после осмотра царь своей избраннице дочери помещика из Касимова Ефимии Всеволожской Алексей вручил кольцо и ширинку (вышитое полотенце), её поселили во дворце и занялись приготовлениями к царской свадьбе. Но не нарушили традиций и бояре — на этот раз в борьбу вступил клан бояр Морозовых. Борис Морозов, приближённый к царю боярин, испугавшийся утраты влияния на царя, задумал сыграть свадьбу по-своему. Он хотел женить царя на одной из сестёр Милославских, а сам венчаться с другой, и, став родственником царю подчинить его своему влиянию. Но как это сделать? Как мы помним, главным критерием отбора будущей царицы было здоровье. На этом и сыграли Морозовы.
Перед представлением невесты государю в уже в царском облачении ей так стянули венец на голове, что Ефимия упала в обморок. Бояре объявили, что царская невеста больна падучей, а её отца обвинили в сокрытии нездоровья будущей царицы. За такую провинность вся семья вместе с невестой была сослана в Сибирь, отец подвержен пыткам и вскоре умер. Алексей Михайлович женился, как того и хотели Морозовы, на Марии Милославской, дочери боярина Ильи Милославского.
Свадьба была необычной для того времени – без шумных игрищ и с духовными песнопениями.
Став царицей Мария Милославская занялась благотворительностью, помогала больным и увечным, обустраивала монастыри и церкви. Благодаря ей род Романовых значительно вырос – 13 детей, и из них 5 сыновей родила Мария. Но на 41 году царь овдовел. На этот раз невесту он выбрал себе сам, приметив её у своего родственника боярина Артамона Матвеева, будучи в гостях. Но и тут не обошлось без смотрин – обычаи были соблюдены, хотя будущая царская невеста уже знала, что ей суждено стать царицей.
Так дочь небогатого дворянина Нарышкина Наталья Кирилловна стала царицей всея Руси, а вскоре и матерью. Сын Натальи Пётр стал русским царём Петром Первым, прорубившим окно в Европу и отправившим на постриг в монахини свою жену Евдокию, ставшей последней из русских цариц, выбранных среди дочерей русских бояр и дворян. С тех пор русские цари женились только на иностранках и смотрин более не было…
Читайте также
izuminki.com
Десять свадебных традиций на Руси: kot_begemott
Григорий Седов. «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». 1882.
28 ноября 1669 года состоялся первый смотр невест царем Алексеем Михайловичем. Это было одно из самых долгих знакомств царя с невестами. Смотр продолжался несколько месяцев и закончился 17 апреля 1670 года. Красавиц поселили во дворце. Царь девятнадцать раз обходил по ночам верховые опочивальни и выбирал из шестидесяти спавших красавиц ту, которая была бы красивей. В итоге свой выбор он остановил на Наталье Кирилловне, будущей матери Петра I.На Руси существовало много обычаев, связанных со свадьбой. Мы решили рассказать о нескольких из них.
Этот обычай практиковался для выбора жены царя. Жену выбирали из числа самых красивых девушек со всей страны. Все невесты были дворянками. Зачастую разные политические силы пытались продвинуть свою кандидатку и делали все для того, чтобы выбор не пал на соперниц. Неугодные по политическим соображениями отсеивались еще в предварительных турах. На Руси этот обычай появился с XVI века. Самыми запоминающимися оказались смотрины Ивана Грозного, который нашёл таким способом трех жен. Ради его третьей женитьбы было отобрано 2 тыс. девиц.
Выбор невесты Царя Алексея Михайловича. Хромолитография А.Абрамова, 1882Фото: Wikimedia CommonsСВАТОВСТВО
Во время этой церемонии сторона жениха при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Чаще всего в роли сватов выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог быть отец, крёстный, крёстная, дядя. Но в любом случае необходимо было благословение отца жениха.В обязанности сватов входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Нужно было разузнавать о том, какое приданое дается за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.
Н. К. Пимоненко. «Сваты», 1882Фото: Wikimedia Commons
СМОТРИНЫ
Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Во время смотрин сваха, жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья.
Н. В. Неврев. «Смотрины», 1888Фото: Wikimedia Commons
СГОВОР
Сговор (рукобитье или помолвка) — часть русского свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. После успешного сватовства через 2–3 дня родители молодых организовывали так называемый «сговор». Родители договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родств. жениха), приданом и т. д. В конце отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.
М. Шибанов. «Празднество свадебного договора», 1777Фото: Wikimedia Commons
ВЫТИЕ
Этот свадебный обряд представляет собой ритуальный плач. Он происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. На невесту одевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только её отпускали — невеста падала.
Ф. С. Журавлёв. «Перед венцом», 1874Фото: Wikimedia Commons
ДЕВИЧНИК
Девичник — день перед свадьбой. В основном у южных славян обряд сводится к прощальной вечеринке в доме невесты, где собираются родственники и подруги невесты и устраивается угощение. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Мытье невесты накануне свадьбы имеет смысл ритуального очищения от несчастий и бед перед переходом в новый статус.
А. И. Корзухин «Девичник», 1889 Фото: Wikimedia Commons
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД
Свадебный поезд представляет собой свадебную процессию жениха, направляющуюся за невестой. Важнейшие участники свадебного поезда жениха — его посаженый отец, старший сват и дружка (распорядитель на свадьбе со стороны жениха).При подъезде к дому невесты или к церкви вперед высылали вестника, чтобы сообщить о приезде свадебного поезда. Обычно это был дружка. Участниками свадебного поезда к венчанию и в дом жениха были также музыканты. На пути поезжан заранее строятся завалы, им перегораживают дорогу, не отворяют ворот, и девушки и подруги невесты требуют выкупа. Задача дружки заговорить их, обаять, дать как можно меньший выкуп. В древности устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.
А. Ковальский-Веруш. «Свадебный поезд»Фото: Wikimedia Commons
СВАДЕБНЫЙ ВЫКУП
Свадебный выкуп представляет собой реальную или символическую плату, которая вносится свахой, дружками, женихом или гостями за выход невесты из дома. Выкупаются невеста и символ девичества — коса невесты, лента, венок. Классические выкупы невесты: продажа косы, выкуп наряженного репейного куста популярны и в наши дни.
К. Трутовский. «Свадебный выкуп», 1881Фото: Wikimedia Commons
ВЕНЧАНИЕ
Обычно у славян венчание происходило после обручения, в день свадьбы, до надевания невесте женского головного убора, перед брачной ночью. Ритуал перемены прически и головного убора невесты бывает разделен венчанием на две части: расплетают косу и снимают девичий убор до, а надевают женский убор после венчания. Венчание и брачная ночь могут разделяться значительным промежутком времени.Церковный обряд венчания включил и некоторые народные ритуалы, в том числе совершаемые в другие моменты свадьбы — соединение молодых (связывание рук, обмен кольцами, отдельное угощение и совместная еда и питье). У южных славян из-за удаленности церкви или отсутствия священника сохранялось домашнее венчание со священником или без него (некоторые его функции могли передаваться свадебному куму и куме). В сёлах, где не было церкви, её заменяло дерево-«запис», под кроной которого венчали новобрачных.
Н. П. Богданов-Бельский. «Венчание», 1904Фото: Wikimedia Commons
СВАДЕБНЫЙ ПИР
Свадебный пир по случаю бракосочетания устраивался во время собственно свадьбы. Сначала у невесты, а потом у жениха, включающее застолье и сопутствующие ему обрядыРодители невесты часто не присутствовали за свадебным столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол.
«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883.Фото: Wikimedia Commons
kot-begemott.livejournal.com
Несчастные невесты в живописи
Свадьба -- один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!
Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои -- купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печально.
«НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВАИ ТАКЖЕ ЕГО «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ»
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.
Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».
«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ»АДРИАНА ВОЛКОВА
В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках.
По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.
«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой. Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое.В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова "Перед свадьбой" (1872) года: тут уже страдающая мать.
На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое.
Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, "Прием приданого в купеческой семье по росписи" (1873).
На полотне Николая Неврева "Смотрины" (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.
«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»ФИРСА ЖУРАВЛЕВА
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.
Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут разговор идет только между отцом и дочерью.Картину, пытаясь угадать предысторию, называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу».
В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених?
В сравнении с этими картинами произведения Федотова -- прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.
«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА
В те же годы по всей Европе пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эпоху, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…
Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы.
«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА
Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д.
Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ»ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА
Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха.
Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех. Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И придет это все в итоге к трагедии не только этой семьи, но целой страны.
Источник: http://fishki.net/t © Fishki.net
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru