Обучение сочинению по картине с использованием искусствоведческого текста. Искусствоведческий анализ картины


2.2 Искусствоведческий анализ портрета. Портрет Великой княжны Александры Павловны кисти Боровиковского с точки зрения искуствоведческого анализа

Похожие главы из других работ:

Виразність образу людини у графічному портреті

2.1 Композиційні прийоми у малюванні портрета

Композиція в перекладі з латинського означає "складати". Компоновка - складати ціле з частин. Головним завданням композиції в учбовому малюнку є уміння розміщувати предмети і їх частини так, щоб створити єдине гармонійне виразне ціле...

Выполнение живописной работы "Автопортрет"

1.1 РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Первая половина 19 в. - время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы...

Графические приемы в стилизации портрета

Глава 2 Графические приемы в стилизации портрета

...

Графические приемы в стилизации портрета

2.2 Графические приемы в стилизации портрета

В данном параграфе необходимо рассмотреть приемы, используемые в графическом стилизованном портрете. Одним из таких веяний нового времени стала техника стилизованного портрета...

Графические приемы в стилизации портрета

2.3 Последовательность выполнения стилизованного портрета

Любая работа содержит в себе определенный набор действий, этапов. В данной курсовой работе приводится последовательность выполнения стилизованного портрета тушью. Цитируется по энциклопедии искусства. Портреты...

Образно-стилістичні особливості фотографії О. Родченка "Портрет шофера"

2.1. Жанрова специфіка фотографічного портрета

Фотопортрет представлений найбільш природним в теоретичному поясненні жанром. В основі специфічної ролі, що відіграє портрет в культурі знаходиться протиставлення знака і обєкта. Портрет виконує роль документального свідка...

Отношение Флоренского к символизму

2.1 Искусствоведческий аспект в иконописи

Сосредоточившись на собственно искусствоведческом аспекте, мы рискуем потерять самое главное: понимание того, что хотел нам сказать автор о внутренней, сокровенной стороне иконы, ее онтологическом статусе. Собственно...

Портрет

1.3 Композиция портрета

При работе над портретом мы сталкиваемся с проблемой размещения фигуры в пространстве. Необходимо посадить модель так, чтобы форма головы читалась четко, а освещение подчеркивало объем и характер форм натуры...

Портрет в мастерской художника

1. Концепция портрета и автопортрета в русской живописи

Когда изучаешь русский автопортрет, бросается в глаза необязательность его активного присутствия на некоторых этапах развития живописи...

Портретное творчество И.Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах

2.2 Антиномия психологического портрета И.Е. Репина

XIX в. был эпохой «бури и натиска». От искусства требовали стать реальностью, ответить на ее вопросы, слиться с жизнью, но сами вопросы, стоящие за ними идеи были нерасторжимы с верой в реальную возможность идеала. В начале XIX в. декабрист А...

Придворный испанский портрет: эволюция жанра (XVI- XVIII вв.)

I. Становление жанра испанского придворного портрета

Испании с конца XV до начала XVII века. Испанский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XIV веке. В Испании расцвет искусства наступил позднее, чем в передовых странах Европы того времени - Италии и Нидерландах...

Реалистичный портрет

2.3 Композиционные особенности портрета

После нахождения интересного мотива в натуре, начались композиционные поиски. Определение размера работы, поставив перед собой задачу скомпоновать портрет в уже имеющийся формат бумаги...

Римский скульптурный портрет

1.2 Функции римского портрета

Религиозная функция Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок...

Феномен дизайна в рамках традиционной эстетики

1. Искусствоведческий подход к феномену дизайна

В рамках данного подхода дизайн понимается как такая культурная среда, которая связана со сферой искусства позитивным или негативным образом, то есть либо через сравнение дизайна с искусством, либо через их противопоставление. Исследователи...

Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки "Золотой век"

ГЛАВА 2. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАМБЬЯЗО ЛУКИ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»

...

cult.bobrodobro.ru

2. Анализ картины. Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

Похожие главы из других работ:

"Всадница". Карл Павлович Брюллов

Глава 3. «Всадница». Художественный анализ картины

картина всадница брюллов портрет В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне. В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки...

Виктор Михайлович Васнецов - "истинный богатырь русской живописи"

Анализ картины «Богатыри»

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова...

Золотой век испанской живописи. Творчество Диего Веласкеса

2.2 Бытовые картины

Ещё в самом начале своего творческого пути, Веласкес, как очень наблюдательный художник, увлекся жанровыми картинами. Севилья тех лет представляла собой очень оживленный город...

Изготовления картин, вышитых крестом

2.2. Изготовление картины

Для начала понадобятся такие простые и знакомые с детства приспособления как иголка (лучше с тупым концом), ножницы, канва (особая ткань с дырочками) и пяльцы Пяльцы удобнее использовать маленького размера с винтом...

Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ "РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ НА 3 МАЯ 1808 ГОДА"

Основная задача данной главы состоит в исследовании чувственно-явленной сущности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Анализ работы основан на последовательном применении общенаучных методов познания...

Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

Паспорт картины

Автор: Сандро Ботичелли (1482) Название: Рождение Венеры Материалы: темпера по холсту Размер: 278,5Х172...

Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

Анализ картины

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы...

Описание картины В.Г. Перова

2.3 Колорит картины

Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро...

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1.2 Анализ картины Левитана «Вечерний звон»

«Картины Левитана излучают милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души» [8]. Сегодня в России, пожалуй, трудно найти человека, который бы не слышал о скромной и тихой красоте родной природы. (см приложение рис 1.2...

Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

1.2 Анализ и описание картины «Кающаяся Мария Магдалина»

живопись горавский лосев магдалина Картина «Кающаяся Мария Магдалина» (см. приложение 1) написана под влиянием старых итальянских мастеров в 1861. [1] Работа относится к религиозному жанру станковой живописи. Материалы произведения - холст и масло...

Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

2.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»

Работу «Блудный сын» (см. приложение 2), относящуюся к религиозному жанру станковой живописи, художник пишет в 1882 году. Картина написана по мотивам одноименной притчи Иисуса Христа. Материалы произведения - холст и масло...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.1 Анализ картины Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже»

Картина «Озеро в Лаже» [Ил. 5] была предпосылкой к написанию более известной картины Г. И. Гуркина. «К известной и широко почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.2 Анализ картины А.О. Никулина «Голубой Алтай»

a. Картина «Голубой Алтай» [Ил. 6] является шедевром среди других произведений Никулина. Данные о нашей картине взяты из каталога ГХМАК за 2002 год. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 503; ее размеры 87х109 см...

Творчество Аверкампа

2. Анализ изображения картины Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж»

Мы рассматриваем картину Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж», написанную в 1607-10 г.г. Ее размеры невелики и составляют 78х132 см, материал: дерево, масло...

Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки "Золотой век"

ГЛАВА 2. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАМБЬЯЗО ЛУКИ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»

...

cult.bobrodobro.ru

Зависимость восприятия художественного произведения от исторической эпохи на примере картины П. А. Федотова «Сватовство майора»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93»

Зависимость восприятия

художественного произведения

от исторической эпохи

(на примере картины П.А. Федотова «Сватовство майора»)

Мельникова Софья Михайловна,

МОУ «СОШ № 93»

10 класс Б

Научный руководитель:

Швецова Анжелика Степановна,

учитель истории.

г. Новокузнецк

2011 Содержание

Стр.

  1. Введение.
    1. Обоснование выбора темы. ____________________________ 3
    2. Цель и задачи работы. ________________________________ 4
  2. Основная часть.
2.1. Искусствоведческий анализ картины П.А. Федотова «Сватовство майора». _________________________________ 5

2.2. Результат опроса учащихся 9-10 классов. _____________ 9

2.3. Сюжет картины глазами зрителя XIX века. ____________ 10

3. Заключение. _______________________________________ 12

4. Литература. ________________________________________14

5. Приложение.

5.1. Биография художника. _____________________________ 15

5.2. Стихотворный комментарий П.А. Федотова к картине. __ 16

Введение.

    1. Обоснование выбора темы.
Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знание должно использовать, навыки брать на образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой». XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение. Историко-культурный материал эпохи огромен. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. Огромную роль в этом играет русская жанровая живопись XIX века. Значительная доля выразительного богатства любой жанровой картины зависит от самого предмета изображения. Достоинством произведения является ощущение достоверности. Зритель общается не столько с картиной, сколько с самой жизнью, может непосредственно общаться с персонажами. При этом художник словно отходит в сторону, не навязывая своего отношения к изображенному. Хотя на самом деле живописец активно строит образ, выделяя существенные для него, влияющие на зрительское впечатление особенности и детали в облике и поведении человека. И сюжет картины сочинен, и сцена построена, как в театре, с расчетом на то, чтобы действия и отношения персонажей ясно читались. Все до мелочей проверено по частям и соответствует представлениям художника о жизненной правде. К сожалению, с течением времени забываются реалии времени. И многое ясное, злободневное, для XIX века кажется странным, непонятным для зрителей спустя 150 лет.
    1. Цель и задачи работы.
Цель работы: представление картины П. А. Федотова «Сватовство майора» как целостной, сложно организованной структуры, где все элементы участвуют в воплощении художественного образа, учитывая особенности восприятия зрителей XIX и начала XXI веков.

Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

  • Познакомиться с творчеством П. А. Федотова.
  • Изучить литературу об истории русского изобразительного искусства второй четверти XIX века.
  • Провести опрос учащихся 9-10 классов.
  • Проанализировать картину с разных точек зрения: как произведения искусства и как достоверный источник информации о жизни XIX века.
  • Сравнить данные опроса учащихся с глубинным смыслом картины, понятным зрителям XIX века.
Основная часть.
    1. Искусствоведческий анализ картины П.А. Федотова «Сватовство майора».
Автор произведения: Федотов Павел Андреевич. 1815-1852
Жанр: бытовой жанр
Эпоха, стиль, направление: реализм
Материал: холст
Техника исполнения: масло
Размер: 56 x 76 см
Дата создания: Около 1850 года

С творчеством Павла Андреевича Федотова (1815—1852) русская реалистическая жанровая живопись вступила в новый период своего развития. От утверждения повседневной жизни как достойного объекта изображения, от выявления ее поэтической сущности она перешла к критическому осмыслению этой жизни. Федотов создал тип жанровой картины, все изобразительные средства которой направлены на раскрытие внутренних противоречий социальной действительности. Главным произведением Федотова — можно назвать картину «Сватовство майора», изображающую сцену приема жениха-офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характерных явлений русской жизни 40-х гг. — стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и, с другой стороны, желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой. Окончательной завершенности достигает в этой картине художественное мастерство Федотова. Действующие лица разбиты на группы, каждая из которых выполняет какую-либо определенную роль в раскрытии замысла, и в то же время все они умело подчинены единому сюжетному и композиционному целому. Мастерски прослежены Федотовым все богатство игры цветовых рефлексов в переливающемся, плотном шелке платья купчихи, тонкие сочетания серого и розового в воздушном наряде дочери. Великолепно написана бронзовая люстра, чуть мерцающая в полумраке. В той увлеченности, с которой Федотов воссоздает все свойства изображенных предметов, в том, что он, высмеивая жеманство купеческой дочери, замечает все же ее миловидность, проявляется все та же любовь к реальному облику окружающей жизни, которая была свойственна живописцам первой четверти XIX в. Критическое осмысление действительности не мешает Федотову остро чувствовать ее пластическую и живописную красоту. В "Сватовстве майора" ни один герой не кажется нам безобразным или отталкивающим. Жизненная противоречивость, господствующая в мире, познается нами скорее умозрительно. Зритель сам делает выводы об искажении личности, произошедшем в реальности; но художник не указывает ему прямо на зло, на его носителей. Федотовские герои - люди как люди. Они не отклоняются от нормы, не производят каких-либо действий, наносящих ущерб жизненной системе, принятой в обществе. Все эти герои по-своему совершенны - как представители общества, как типы, как формулы человеческих характеров. Интерьер повернут к зрителю углом. Поэтому пространство разворачивается параллельно картинной поверхности. В соседние комнаты открываются проемы - раскрытые двери не только сопрягают отдельные пространственные ячейки, но и наполняют главное место действия светом, который ровными снопами ложится на ближнюю часть "сценической площадки", тогда как дальняя ее часть остается в полутени. Прекрасно и пространство, и вещи, которые в нем располагаются. Когда смотришь на картину, упиваешься этими вещами. Красиво поблескивают рюмки и бутылки, сверкая бликами, тонкими полосками света, отражающегося на стекле. Люстра перекликается со стеклом своим мерцанием, выступая из полутени затейливым переплетением форм. Федотов почти осязательно передает фактуру скатерти с крупным узором. Расставленные на столе тарелки с яствами обладают почти сурбарановской убедительностью. Они написаны даже не по-голландски - не столь интересует художника выразительная поверхность вещей, сколь их внутренняя структура, не столь иллюзия предмета, сколь сам предмет. С подлинным великолепием художник передает переливы ткани женских платьев, красоту кружевной накидки и оброненного на пол платка, предметную целостность шкатулки, стоящей на ближнем столике, красную поверхность мебели. Все эти предметы ценны сами по себе. Главное в системе понимания вещей - восприятие предмета в его самоценности, самодостаточности, самозначимости, которые предопределяют его красоту. Совершенство становится здесь отголоском человеческого труда, вложенного в каждый объект. Как бы в соответствии с этим сам художник стремится выложить свой труд, свое мастерство в живопись предметов. Федотов намеренно выдвигает проблему композиционного равновесия. Не зря в картине так уверенно акцентирован центр - для этого художнику понадобилась та самая знаменитая люстра, которую он так долго искал. На середину холста приходится еще одно ответственное место композиции - рука матери, удерживающая за платье дочь, пытающуюся убежать в другую комнату от своего жениха. Две диагональные линии пересекаются как раз в этой точке. Одна намечена более определенно - она протянута от фигуры купца к фигурам двух женщин и к левому ближнему углу интерьера, где изображен столик. Противоположная диагональ намечена не так четко; она с трудом пробивает себе путь через фигуры сидельца и кухарки, фигуру невесты, оброненный платок и силуэт кошки, "намывающей" гостей. Кроме того, в силу вступают и другие элементы равновесия. Гармонично отвечают друг другу раскрытые двери с противоположных сторон, в определенном порядке располагаются на стене портреты и картины в рамах. Равновесие соблюдается и по горизонтали: свободная полоса пола соответствует той части стены, которая поднимается над фигурами. Однако следует отметить, что все это гармоничное расположение предметов и фигур отнюдь не является предвзятым, не входит в какое-либо противоречие с самим действием, событием, состоянием персонажей. Функция равновесия как бы совпадает в своей реализации с функцией выражения логики действия. В "Сватовстве майора" событие раскручивается, как некая пружина. Действие вбирает в себя большое количество персонажей, фигура майора, который единственный в композиции практически не движется, а лишь рукой покручивает ус. От его статичной фигуры начинается динамическое движение других персонажей, постепенно развивающееся и доходящее до кульминации в фигуре невесты, а затем затухающее в левой части композиции. Движение это разворачивается волнообразно - по извивающейся линии, как бы чередуя выдвинутые вперед и задвинутые в глубину фигуры действующих лиц. Федотов постарался, чтобы действие его в "Сватовстве майора" было целенаправленным и непрерывным. Важным средством в руках художника оказалось качество одномоментности. Время действия сконцентрировалось в одной точке, несмотря на то, что, казалось бы, все действие разделено на различные фазы. Но это фазы логической последовательности, а не временной. Все, что движется в доме купца, происходит в одной временной точке. Одновременно майор стоит в соседней комнате, сваха, войдя в гостиную, обращается к купцу, дочка убегает, мать хватает ее за платье, а сиделец нашептывает что-то на ухо кухарке. Художник мастерски организует не только композицию, но и колорит. Крайности разрешаются гармоничным колористическим строем, где мягкая красочность позволяет создать цветовое единство, но при этом дает возможность извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности. Свет и цвет выступают в картине как средство поэтического претворения реальности. При всей многоцветности холста, красочные звучания сдержанны, подчинены общему тону. "Сватовство майора" - одно из высших достижений Федотова в области живописного искусства.

Результат опроса учащихся 9-10 классов.

Среди учащихся 9-10 классов МОУ «СОШ №93» был проведен опрос, целью которого было выяснение способности современной молодежи видеть в произведении изобразительного искусства глубинный смысл, иронию, сатиру на историческую эпоху, современную художнику:

«Внимательно посмотрите на репродукцию картины.

  • Как называется картина? Кто автор?
  • В какую историческую эпоху происходит действие?
  • Кого из персонажей вы считаете главной фигурой? Почему?
  • Какие из изображенных предметов бросаются в глаза?
  • Объясните смысл названия картины».

Результат опроса после обработки представлен в виде таблицы:

Вопрос Результат в %
Как называется картина? Назвало 54%
Кто автор? 36%
Кого из персонажей вы считаете главной фигурой? Почему? Невеста -89%

Майор – 7%

Какие из изображенных предметов бросаются в глаза? Кошка - 12 %

Люстра – 3 %

Платье – 74%

Платок – 5 %

В какую историческую эпоху происходит действие? 93%
Смысл названия с учетом исторических реалий 23%
Всего было опрошено 86 человек. Опрос показал, что большинство учащихся знает, как называется картина (54%) и в какой исторический период происходит действие. Автора смогли назвать лишь 36% опрошенных. 89% считают главным персонажем невесту. Самым заметным предметом учащиеся посчитали платье невесты. Смысл названия с учетом исторических реалий смогли объяснить 23%. Т. о. можно сделать вывод, что современная молодежь замечает только общее, бросающееся в глаза, не задумывается над глубинным смыслом произведения, не чувствует иронию, понятную зрителю XIX века.

Сюжет картины глазами зрителя XIX века. Восприятие художественного произведения начинается с восприятия зрителем изображаемых художником единичных явлений и предметов. «Первый взгляд» на картину доносит до нашего сознания обычно лишь внешнюю сторону происходящего. Посмотрев на «Сватовство майора» Федотова, зритель прежде различит фигуру девушки в резком движении, силуэт офицера, подкручивающего ус, позы и жесты других персонажей, аксессуары и лишь затем начнет понимать связь вещей, уловит фабулу, уразумеет богатое содержание федотовской картины. Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Имя П. Федотова

было на устах целого Петербурга, журнальные отзывы пестрели похвалами художнику. Посетители выставки увидели в его картине отражение своего собственного бытия. Все было узнаваемо: интерьер, характеры. Даже кулебяка была написана с натуры. М. Погодин писал, обращаясь к первым зрителям шедевра: «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке». Рассмотрим детально: что могли видеть на картине и как ее понимать зрители далекого от нас XIX века. Федотов обращает внимание зрителя на то, как дом купца преобразился к моменту появления жениха-майора. Но оживление, суета, царящие в доме, разоблачают всю эту фальшь. Вся эта ситуация ясно читается зрителем, который словно присутствует в самый ответственный момент некоего театрального представления

Быт и нравы: Семья купца. Живет «по-простому». Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Стоит обратить внимание на молодого человека, нашептывающего ей что-то на ухо. Это сиделец из лавки. Похоже, что чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. К шампанскому в этом доме, вероятно, не привыкли: не умеют изящно его подать. Бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле.

Отец семейства: Купцу с длинной бородой (яркая примета сословия) вот-вот предстоит встретить гостя. Хозяин дома - купец - пытается натянуть на себя сюртук вместо привычного армяка. Он суетливо застегивает его и с некоторым испугом смотрит на сваху, приведшую сомнительного (нищий!) и одновременно привлекательного (благородный!) жениха.

Жених: Нарушитель покоя - жених явился в дом купца не в том обличии, какое ему обычно свойственно, пытаясь придать своему облику молодцеватость, скрыть следы надвигающейся старости, разгульной жизни и вовсе не желая демонстрировать пустой кошелек. Майор стоит в дверях, напряженно подкручивая ус и подтягивая солидное брюшко. В его обрюзгшей фигуре очень мало жениховского. Но прищуренные глаза говорят нам о том, что он прекрасно осознает, что предполагаемый брак будет выгоден для обеих сторон, считает себя прекрасной партией для купеческой дочери, а ее приданное – равноценным своему дворянскому происхождению. Майор явился в дом невесты «запросто», в повседневном, а не в праздничном мундире.

Купчиха: Мать с притворной строгостью хватает дочь за платье. В ее лице и фигуре нет ничего такого, что напоминало бы о «темном царстве». Она не выглядит ни Кабанихой, ни забитой женой самодура-купца. Обычная простоватая и добрая женщина, так и не научившаяся носить «барские платья». Хотя она и одета в шелк, все же не смогла отказаться от купеческого платочка, повязанного особым образом. В купеческой и мещанской среде в XIX веке долго сохранялась традиция повязывать голову платком, какое бы нарядное «магазинное» платье не было надето.

Сваха: Пожилая женщина одета в просторную кофту на сборках из плотной узорчатой ткани. Сам художник называет эту кофту шугаем, хотя ее можно назвать и кацавейкой, и шушуном, и даже душегреей. На голове у нее повойник из темной набивной ткани в мелкий цветочек. Темный цвет не случаен: с возрастом яркий цвет исчезал из одежды пожилых женщин.

Невеста: Дородная купеческая дочка одета в нарядное декольтированное платье с туго затянутой талией. Иначе сочетать тонкую талию с пышными плечами невозможно. Чувствуется отсутствие светского лоска в невесте. Непривычное платье и тугой корсет девушку утомили, она не в силах справиться с волнением. Возможно, что она принарядилась с самого утра и так истомилась ожиданием встречи жениха, что в ответственный момент готова была убежать. Трудно сказать, просто ли она жеманится или действительно растеряна и смущена поднявшейся суматохой. Второпях она уронила платок, тщательно прописанный художником. Этот платок тоже указывает на то, что дворянских привычек невеста еще не приобрела. К бальному платью полагался веер, а купеческой среде обмахивались платочком. На девушке надеты и бальное платье, и жемчужное колье, и бриллиантовые серьги – все это детали бального туалета: т.е. товар (невеста) представлен во всем блеске. Федотов подчеркивает несоответствие наряда барышни времени дня, тщательно выписывая незажженную люстру и канделябры с новыми свечами на столе.

Заключение. Картинам Федотова присуща некоторая театральность, но в них представлена намеренно неизящная жизнь с ее бытовыми мелочами, а человек изображен в повседневной обстановке. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. В энциклопедическом словаре можем прочитать определение термина «бытовой жанр» - это «один из традиционных жанров изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского быта». Сюжеты своих картин Федотов брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Работая над картиной, он прежде всего шел от жизни. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Созданные им образы - результат вдумчивого отбора, синтеза характерных черт, присущих определенному социальному типу. Все это прекрасно осознавали посетители выставки: посмеивались над волнением купеческой дочки, молодцеватостью жениха, беспокойством купца и его супруги. Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. Зрители почувствовали новаторство художника и в обращении к совершенно новым темам, и в критическом отношении к действительности, и в новом творческом методе, благодаря чему жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной значимости Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Как выявил опрос, зрители XXI века недостаточно хорошо знакомы с бытом и нравами прошлых эпох. И интереса к ним не проявляет. К сожалению, для него многие детали и нюансы картины, которые явны для людей XIX века и вызывают смех, остаются скрытыми, т.к. для их понимания необходимо не просто знание исторических событий XIX века, но и особенностей быта, традиций, что выходит за пределы школьной программы по истории.

Материалы данной работы предполагается использовать на уроках истории в 8 и 10 классов, а также на уроках МХК

Литература.

  • Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа XIX-XX вв. – М.: Эксмо, 2005.
  • Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.
  • Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.
  • Нерсесов Я. Н. Они определяли моду. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
  • Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. – М.: Художник РСФСР, 1990.
  • Художественная галерея. П. А. Федотов. Выпуск № 36, 2003 – De Agostini UK Ltd., Griffin House, London/
  • http://bibliofond.ru
  • http://school-collection.edu.ru
  • http://www.art-meridian.com
  • http://www.artvek.ru
  • http://www.artprojekt.ru
  • http://bibliofond.ru
  • http://ru.wikipedia.org
  • http://artclassic.edu.ru
  • http://rezbaderevo.ru

Приложение.

Биография П. А. Федотова 1815г. Родился в Москве, в семье титулярного советника А. Федотова.

1826 г. Поступает в московский Кадетский корпус.

1827 г. Умирает мать.

1833 г. Окончив корпус в числе четырех «отличнейших», получает назначение в лейб-гвардии Финляндский полк, стоявший в Петербурге.

1834 г. Прибывает в Петербург. Начинает посещать вечерние рисовалные классы Академии художеств.

1837 г. Едет в Москву в четырехмесячный отпуск. Начало романа с Екатериной Головачевой.

1840 г. Николай I предлагает Федотову выйти в отставку и заняться «баталической» живописью. Посоветовавшись с Брюлловым, просит время на обдумывание этого предложения.

1841 г. Получает звание штабс-капитана.

1844 г. Выходит в отставку. Некоторое время занимается в Академии художеств. Бросает занятия. Самостоятельно осваивает масляную живопись.

1848 г. Представив в Академию картину «Сватовство майора», становится академиком живописи.

1849 г. Показ картин на трехгодичной выставке Академии художеств сопровождается оглушительным успехом.

1850 г. Едет в Москву улаживать семейные финансовые дела. Попадает в самую гущу художественной жизни. Знакомится с Островским, Чаадаевым, Гоголем. Вернувшись в Петербург, задумывает литографировать свои картины и литографии пускать в продажу. Терпит фиаско из-за отсутствия денег.

1851 г. Юлия Тарновская предлагает Федотову себя в жены и получает отказ.

1852 г. Сходит с ума. В июне помещен в частную лечебницу близ Таврического дворца. С октября – в казенной больнице Всех Скорбящих на Петергофской дороге. Умер 14 ноября (26 ноября по новому стилю). Похоронен на Смоленском кладбище.

Стихотворный комментарий П.А. Федотова

к картине.

Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также «Рацея» — «рассказ простонародный протяжным напевом», написанный специально в качестве объяснения к «Сватовству майора». Поэт-художник поставил перед собой задачу показать

...как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Уже в самой интонации стихотворного объяснения, имитирующего «раешные стихи» и подписи под лубочными картинками, выражено сатирическое отношение художника к его героям. Он последовательно показывает сначала место действия:

Вот купецкий дом —

Всего вдоволь в нем, Только толку нет ни в чем: Одно пахнет деревней, Другое харчевней... а затем, одного за другим, всех действующих лиц: Вот сам хозяин-купец, Денег полон ларец... Уж чего бы еще? Да взманила, вишь, честь: «Не хочу, вишь, зятька с бородою... Мне по крайности дай хоть майора, Без того никому не отдам свою дочь!..» ...Панкратьевна-сваха, Бессовестная привираха, В парчовом шугае, толстая складом, Идет с докладом, Что, дескать, жених изволил пожаловать... ...наша невеста Не найдет сдуру места: Мужчина! чужой! Ой, стыд-то какой! ……………………. А умная мать За платье ее хвать! И вот, извольте посмотреть, Как в другой горнице Грозит ястреб горлице, — Как майор толстый, бравый, Карман дырявый, Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь!».

mognovse.ru

Обучение сочинению по картине с использованием искусствоведческого текста

Разделы: Русский язык

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по картине; формировать умение анализировать искусствоведческий текст.

Оборудование: «Портрет И.И. Левитана» (репродукция картины В. Серова), репродукции картин И.И. Левитана «Владимирка», «У омута», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон», «Март». Фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского – «Март. Песня жаворонка».

Ход урока

I. Организационный омент. Вступительное слово учителя.

(Звучит музыка. П.И. Чайковский. Пьеса «Времена года». – «Март. Песня жаворонка»).

- Еще холодно, повсюду сугробы, но уже все предвещает весну. Ярко светит солнце, привычно белый снег начинает мерцать разными оттенками: от нежно-голубого до темно-синего, в воздухе чувствуется приближение теплых дней. И мы ощущаем лучи ласкового солнца, слышим шелест прозрачных деревьев и пение капели.

Богатством звуков и красок весна привлекала и композиторов, и художников. Посмотрите на этот пейзаж, наполненный светом и радостью.

(Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И.И. Левитана «Март».)

- Узнали? Ваши впечатления? Поделитесь ими.

- Разве это не совершенное творение. Глядя на него, мы словно впитываем волнующий запах весны… Только настоящий мастер способен создать такое. Знаете ли его имя?

- Верно, имя его – Исаак Ильич Левитан. Его работы всегда вызывают восторг, желание поделиться с кем-то впечатлениями об увиденном. Ребята, а вам всегда удаётся описать словами то, что вы видите?

- Действительно, иногда нам не хватает слов, чтобы выразить совершенство того, что создал художник. Пожалуй, только слово мастера может передать красоту и прелесть левитановских пейзажей. Поэтому сегодня на уроке мы будем учиться находить яркие, точные слова у ученых, искусствоведов – у тех, кто профессионально разбирается в живописи, кто разъясняет тайны картины, делает ее популярной и любимой.

- В связи с этим как бы вы определили цель сегодняшнего урока?

(Цель нашего урока – подготовиться к сочинению-описанию картины И.И. Левитана «Март».)

- Запишем число, тему урока.

II. Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, чем отличается описание по картине от описания, например, пейзажа за окном?

- Верно, своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, проникнуться настроением, которое вызывает его работа, а для этого прежде всего надо мысленно представить самого создателя. Поэтому далее – слово о художнике.

1. Слово о художнике (рассказ учащегося)

Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую прелесть русского пейзажа, первое место по праву принадлежит И.И. Левитану – выдающемуся живописцу конца 19 века.

Взгляните на портрет художника. Умное, благородное лицо, в глазах – чувство собственного достоинства, доверчивость и грусть.

Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Картины И.И. Левитана обычно называют «пейзажем настроения». Чувство тоски, тревоги вызывают его работы «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка». Зато сколько света, воздуха, радости в пейзажах «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода».

В 1895году И.И. Левитан написал картину «Март». Это один из самых поэтичных пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Известно, что картина была написана под Москвой – в имении друзей художника. В несколько сеансов, без какой-либо этюдной подготовки, целиком, с натуры, создал Левитан свой лучезарный «Март»!

2. Анализ картины

- А теперь обратимся к репродукции картины И. Левитана. Как вы думаете, почему она называется «Март»? Какие признаки наступления весны отражены в ней?

Обратите внимание еще на такую деталь картины, мастерски найденную художником, как неприкрытая дверь в дом: радуясь солнечному свету и приходу долгожданной весны, человек уже не заботится о сохранении домашнего тепла. Какими же средствами живописи Левитану удалось передать пробуждение весенней природы?

(Работа с таблицей №1, которая представлена на доске. Запись закрыта, по ходу работы она открывается учителем.)

Таблица №1

Средства художественной выразительности живописи

Цвет

Свет

Композиция

Теплый

Холодный

Интенсивный

Насыщенный

Золотистый

Солнечный

Ослепительный

Утренний

Замкнутая

Выразительная

Ясная

Точная

Преобладает

Создает

Воздействует

Отличается

Озаряет

Выделяет

Радует

Проникает

Продумана

Последовательна

Построена

Проста

- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня? Подберите глаголы к существительному цвет.

- Ребята, а вы обратили внимание на цветовые контрасты? Синее небо и желтая стена, темные сосны и светлые тополя, белый снег и сине-фиолетовые тени – теплый и холодный цвета рядом. Как вы полагаете, какие цвета преобладают – теплые или холодные?

- Почему все на картине кажется сияющим, праздничным? Подберите слова, которые помогут рассказать о красоте света.

- А теперь обратим внимание на композицию произведения. Как построена картина? (Очередной вопрос, который ставит учащихся в тупик.) Растеряны? Ничего страшного: если бы вы знали ответы на все вопросы, то зачем тогда учиться. Присмотритесь. Что видим на переднем плане картины, заднем, слева, справа? Что является композиционным центром полотна?

- Присмотритесь, композиция пейзажа отчетливо замкнутая. Справа пространство ограничено стеной дома, слева – группой деревьев, в глубине – стеной хвойного леса.

Для верного и точного описания картины вы можете воспользоваться материалом о композиции, представленным в таблице.

- Какое изобразительное средство живописи называют колоритом? Подберите определения, которые уместно использовать для описания колорита картины «Март».

- При работе над сочинением наиболее сложным для вас является введение искусствоведческого термина колорит, поэтому на плакате представлены готовые модели предложений с этим словом.

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу №2,3)

Таблица №2

КОЛОРИТ

светлый

яркий

скромный

радостный

праздничный

сияющий

тусклый

спокойный

тёплый

Таблица №3

(КАКОЙ-ЛИБО) КОЛОРИТ

поражает богатством … красок

отличается чем-либо

служит раскрытию темы

строится на … контрастах, на … тонах

покоряет многообразием красок

выдержан в … тонах

воссоздает … атмосферу

3. - А сейчас, ребята, определим порядок работы над сочинением.

- Подумайте, какова будет главная мысль вашей работы?

- Что вы будете описывать и в какой последовательности? Напишите самостоятельно главные детали композиции.

- Проверяем. (Дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег). У кого иначе?

(Учитель записывает на доске.)

- Все эти слова опорные, это объекты для описания, то, что дано самой картиной. А что мы можем сказать нового об этом данном? Подберите яркие слова и образные выражения. Помните: в описании главную роль играют эпитеты, определения. И не забывайте по ходу работы записывать в тетрадь самые удачные и выразительные слова. Итак, какой изобразил художник дорогу?

- Подберите слова, наиболее точно характеризующие лошадь.

- С помощью каких определений можно описать дом?

- Какими изобразил художник деревья (сосны, тополя)?

- А весеннее небо – каков его цвет?

- А снег – какой он: на солнце и в тени?

- Мы описали главные детали пейзажа, это и будет основной частью сочинения. Озаглавим ее – описание картины. Помните, что в основной части необходимо отметить и изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется художник. Поэтому необходимы еще пункты плана – колорит пейзажа, особенности композиции, значение цвета.

(Учитель записывает план на доске одновременно с учениками.)

- Но начать свое сочинение с основной части нельзя. Как понимаете, нужно вступление. Чему посвящается вступительная часть сочинения – описания картины? Подумайте, как можно озаглавить вступление? (Общее впечатление от картины).

- О чем будет ваше заключение? (Выразим настроение, которое вызвала картина; напишем о своем отношении к произведению живописи; выделим, что понравилось в картине).

- Озаглавим III пункт плана. (Какие мысли и чувства вызывает картина?).

- Итак, мы выстроили план-схему. Работая над сочинением, вы можете следовать этому плану, а можете отступить от него.

Запись на доске:

План – схема

I. Общее впечатление от картины.

II. Основная часть

1. Описание картины: дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег.

2. Колорит пейзажа.

3. Особенности композиции картины.

4. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Какие мысли и чувства вызывает эта картина?

4. Работа с искусствоведческим текстом.

- В каждом уголке природы И.И. Левитан умел найти что-то очаровательное и изумительное. Он говорил своим ученикам, что мало написать землю, небо, дерево – надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет их в одно целое. Поэтому картины Левитана трудно описывать словами.

- Казалось, назовешь все, что изображено на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано: о мыслях, чувствах, которые вызывает пейзаж. Этому надо учиться у профессионалов, у тех, кто владеет этим умением мастерски. Поэтому вашему вниманию предлагается описание этой картины искусствоведом О.Н. Петровой.

(Текст у учащихся на партах, учащийся читает его вслух.)

ТЕКСТ

Общепризнанным шедевром И.И. Левитана считается картина «Март». Художнику посчастливилось уловить неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. В лесу ещё лежат сугробы, деревья голы. Но уже солнышко пригревает, снег блестит в его лучах, тени наливаются синевой. Подчеркнуто прост скромный уголок природы, который мы видим на картине.

Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. Ярко освещенные стена и крыльцо дома видны справа. Широкая полоса оттаявшей дороги ведет к усадьбе и как бы вовлекает зрителя в глубь картины. В центре полотна теплым коричневым пятном выделяется мирно дремлющая мохнатая лошадка. К ней сбегаются все линии композиции: пригорок слева, березы сзади, дорога, крыльцо…

Перед входом в дом – небольшая группа молодых тополей. Их верхушки тонким узором выделяются на фоне сияющего ярко-синего неба.

В глубине картины – залитая солнцем снежная поляна. Через неё тянется чей-то след, ведущий в сосновый лес на заднем плане. Слева – золотистые стволы осин. От деревьев на снег ложатся холодные сине-лиловые тени.

Вглядитесь внимательнее в эту картину. Какое многообразие цветовых оттенков имеет снег! Он голубоватый и искристый около деревьев, побуревший, коричневый – у дороги, сероватый – в тени дома.

И.И. Левитан, любивший мягкие, приглушенные цветовые гаммы, здесь прибегает к интенсивным ярким цветам. Звучный колорит пейзажа построен на контрасте. Теплые рыжевато-золотистые тона сочетаются с холодными серо-голубыми, это создает ощущение радости, дарит зрителю заряд бодрости и энергии. Холодный и теплый цвета рядом. Солнечный свет спорит с небесной лазурью – и становится ощутимее свежесть весеннего воздуха и яркость мартовского солнца.

Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем чувство восхищения красотой родной земли. (О.Н. Петрова)

- Что является темой этого текста?

- А основная мысль текста какова? (Восхищение мастерством художника, сумевшего показать красоту родной природы).

- Вы обратили внимание на использование автором изобразительно-выразительных средств. Найдем их. (Уловить неуловимое, тени наливаются синевой, скромный уголок природы…).

- Признаком какого стиля речи является образная лексика? (Художественного).

- Вместе с тем в тексте присутствуют элементы научного стиля. Об этом свидетельствует искусствоведческая, научная лексика. Выделите ее. (Колорит, линии композиции, задний план, цветовые гаммы, контраст, фон…).

- Понятно ли вам значение этих слов?

- Слова и предложения, которыми воспользовалась О.Н. Петрова, просты и понятны всем. Автор популярно, доступно рассказывает о картине, вместе с тем использует искусствоведческие термины. Поэтому стиль этого текста можно определить как научно-популярный (который является разновидностью научного) с элементами художественного. Ребята, подумайте, какой тип речи преобладает в данном искусствоведческом тексте? (Описание).

- Во многих текстах ярко проявляется авторская позиция к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как О.Н. Петрова показывает свое отношение к художнику и его картине. В каких словах это выражается? (Шедевр, художнику посчастливилось, на редкость гармонично, создает ощущение радости…)

- Посмотрите еще раз на текст и определите, из каких частей он состоит? Какова его композиция?

- О чем говорится во вступлении? (Заявлена тема текста, дается общее представление о картине).

- В каком предложении дается общее представление о картине?

- А затем это общее представление конкретизируется. Как?

- Далее идет основная часть текста, задача которой раскрыть содержание картины, основную мысль и определить, какими изобразительными средствами живописи пользовался художник. Обратите внимание на то, что эта часть делится на абзацы. Чем обусловлено их выделение?

- А связаны между собой абзацы? Если связаны, то как?

- Выделите в тексте слова с пространственным значением (обстоятельства места), которые также служат средством связи частей описания.

- Сделайте запись в тетради.

- Как описывает автор дорогу, небо, снег, деревья, лошадь? Какие слова он употребляет?

- Дополните опорные слова новыми, из текста. Как видите, автор нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка. Обратите внимание на умелое использование автором изобразительных эпитетов: ярко освещенные стена и крыльцо дома, сияющее ярко-синее небо, залитая солнцем поляна, золотистые стволы осин… Выбор их не случаен: с помощью них искусствовед создает праздничное, весеннее настроение.

Кроме того, автор использует и некоторые приемы синтаксиса, придающие яркость и выразительность описанию картины. Во-первых, это ряды однородных членов предложения. Выделим их.

- Во-вторых, автор текста использует прием антитезы-противопоставления: мягкие, приглушенные цветовые гаммы – интенсивные яркие цвета…

- Какое заключение делает искусствовед? Найдите и прочитайте его.

5. Словарно-стилистическая работа.

- Наиболее сложным для вас, я это предвижу, является уместное введение в сочинение таких искусствоведческих терминов, как композиция и колорит. Найдите в основной части текста предложения, в которых они используются. Прочитайте.

- А теперь давайте поучимся тому, как еще можно оформить мысли с использованием этих терминов. Пользуясь определениями, представленными в таблице №1, 2, 3, наполните данные модели предложений конкретным содержанием, соответствующим теме картины «Март».

(Например: Композиция картины И.И. Левитана «Март» на редкость проста и продумана).

Ш. Подведение итогов.

- На этом завершаем наше занятие. Поделимся впечатлениями. Зачем нам нужен был этот урок?

- А теперь попытайтесь точно и выразительно описать картину и те чувства, которые вызывает этот пейзаж. Ребята, с первого раза не всегда удается выразить то, что думаешь и чувствуешь. Поэтому не поленитесь поработать на черновике, от этого ваше сочинение только выиграет.

Приступайте к работе.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине

Современная концепция преподавания русского языка одной из целей обучения предполагает формирование культуроведческой компетенции школьников. Важным компонентом системы приобщения учащихся к культуре народа является искусствоведческий текст. Текст значительно повышает восприятие учащимися картины, воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу, речь. Искусствоведческий текст, написанный художником, искусствоведом, преподавателем изобразительного искусства и являющийся образцом высказывания, помогает ученикам осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания, экономит время. Тема: Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине. Цель:
  1. выработать навык анализа искусствоведческого текста в процессе исследовательской деятельности;
  2. подготовить учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена;
  3. обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументированно говорить;
  4. воспитать нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать знания ребенка об окружающем мире;
  5. поддерживать интерес к русскому языку.

Оборудование: репродукция картины А.А.Пластова «Жатва», портрет художника А.А.Пластова; текст В.И.Порудоминского «Счастливая встреча», тетрадь. Ход урока.

  1. Вступительная беседа (10 мин.)
Учитель. Здравствуйте, ребята. Наша задача - познакомиться с живописью А.А.Пластова и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Итак, предмет нашего исследования на сегодняшнем уроке – искусствоведческий текст В.Порудоминского о картине А.А. Пластова «Жатва».

Рассмотрим картину. Подумайте, ребята, почему в разное время писатели, художники неоднократно обращались к теме «Семья. Труд»?

Ученик. Проблема семьи, труда – одна из вечных. Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье. Труд - основа человеческой жизни. Труд объединяет людей, воспитывает в них чувство долга, ответственности.

Учитель. Время создания картины 1945 год. Трагедия скрыта, но ее можно увидеть в том, что рядом с пожилым стариком отсутствуют отцы и старшие дети. Это очень тяжелое время. Разруха, голод. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига народа.

Сегодня вам предоставляется возможность узнать об этих тяжелых годах средствами разного вида искусства: живописи как искусства красок (картина А.А.Пластова) и текста как искусства слова (искусствоведческий текст В.Порудоминского «Счастливая встреча»).

Знакомство с картиной будет неполным без знаний о ее создателе. Предлагаю вам послушать рассказ о художнике А.А.Пластове.

(2-3 выступления учащихся)

1 выступление.

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Его картины стали классикой русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Окончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925 годах Пластов жил в родном селе; как «грамотный», занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х годов он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан.

2 выступление.

Пластов - природный реалист. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют «манерой», отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы, но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия.

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.

Но... Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. «Из прошлого» (1969-1970) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

  1. Беседа (7 мин.)
Учитель. Ребята, к какому стилю относятся, услышанные вами рассказы о художнике.

Ученик. Рассказ о художнике можно отнести к научно-популярному стилю. По форме это доклад. По содержанию – рассказ о жизни и творчестве русского художника А.А. Пластова. В текстах присутствует научная лексика (реализм, колорит).

Учитель. Попробуем истолковать содержание картины «Жатва». Какое впечатление производит картина в целом? Какой момент изображен на ней? Какая проблема волнует автора?

Ученик. Автор рассматривает проблему самоотверженного труда ради победы над врагом.

Учитель. Как она отражена на полотне? Опишите героев картины. Каково цветовое решение изображенного?

Ученик. Мы видим бедно одетых людей, они что-то едят, усталые, изможденные. Но что-то торжественное есть в этом бедном обеде крестьянской семьи. Сюжет картины повествует о нелегкой участи, выпавшей в годы войны на долю ребятишек и старика. Но их превосходство над самыми большими тяготами военных лет несомненно. Так сильна в изображенных Пластовым людях неразрывная связь с родной землей, так убедительна их внутренняя красота и значительность.

В картине преобладают золотистые (снопы, жнитво) и бледно-серые тона (небо). Удивительно красиво сочетаются с ними зеленовато-желтые, красные, малиновые цвета (в одежде девочек), коричневый (армяк) и синий (рубаха старика).

Учитель. А теперь обратимся к тексту В.И.Порудоминского о картине А.А.Пластова «Жатва». В.И.Порудоминский – наш современник (родился в 1928 году), литературовед, искусствовед, автор научно-популярных книг и биографий писателей и художников.

  1. Чтение и обсуждение искусствоведческого текста (15 мин.)
1)Картина «Жатва» закончена в 1945 году. 2)Это — последний год Великой Отечественной войны. 3)Советский народ в жестоких сражениях защищал свою землю, свою свободу от фашистов.

4)Пластов написал такое же ржаное поле, как Венецианов. 5)Только небо над полем неспокойное, облачное, суровое.6) И золотисто-желтая рожь не сверкает жарко, не веселит взгляд.

7)Отложив ненадолго серпы, косы, грабли, прямо в поле присели пообедать работники — старик и трое ребят. 8)Две девочки и мальчик.9) Старик и девочки не спеша, устало черпают из чугунка деревянными ложками. 10) Мальчик отложил ложку, жадно пьет воду из кувшина. 11)Собачонка не просит — терпеливо ждет, когда и ей перепадет немного.

12)Одежда на старике и на детишках старая, обношенная.

13)Война. 14)Живется очень трудно. 15)Стране, народу нужен хлеб. 16)Каждая горстка зерна помогает выстоять в борьбе. 17)Помогает победить врага.18)Дети трудятся в поле вместо отцов и старших братьев. 19)Старик — вместо ушедших на фронт сыновей. 20)Они трудятся от зари до зари. 21)Как дорог военный хлеб. 22)Какое богатство — черный ломоть в большой, сильной руке старика!

23)Аркадий Александрович Пластов писал картину — и сердце его болело от жалости к этому старику, к этим усталым детям. 24)Но еще больше он гордился ими. 25)Нет такой силы, чтобы покорила наш народ.26) Нет такой беды, которую он не одолеет.

27)Когда Пластов писал свою картину, он передавал на холсте то, что видел своими глазами. 28)Он жил в то свое время, о котором рассказывал.

29)С той поры прошло много лет. 30)И теперь картина Пластова рассказывает уже не о том, что сейчас происходит, а о том, что было (200 слов).

В. Порудоминский. Счастливые встречи. М., 1990.

Словарная работа.

Картина – произведение живописи в красках на холсте, листе бумаги, доске и т.п.;

золотисто-желтый – цвет;

Венецианов – Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств,

Холст — в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины.

Учитель. Определим структуру текста.

Ученик. 1. Вступление (рассказ о картине)

2. Основная часть (описание и начало рассуждения)

3. Заключение (вывод о том, что картина хранит память)

Учитель. Можно ли текст о картине назвать искусствоведческим?

Ученик. Да, можно, потому что в нем рассказывается об истории создания произведения живописи, описывается предмет искусства - картина, выражается отношение автора, используются слова, связанные с искусством.

Учитель. Докажите принадлежность данного текста к научно-популярной разновидности научного стиля.

Ученик. О принадлежности текста к научному стилю можно судить по искусствоведческим словам (картина, холст). Этот текст адресован широкой аудитории, а не только специалистам в области искусства.

Учитель. Определите тему текста.

Ученик. Тема данного текста – содержание картины «Жатва» и его искусствоведческий анализ.

Учитель. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль текста.

Ученик. Главная мысль выражена в словах: «Нет такой силы, чтобы покорила наш народ. Нет такой беды, которую он не одолеет».

Учитель. Определите тип речи. Свой выбор аргументируйте.

Ученик. Тип речи – описание с элементами рассуждения. Порудоминский В. описывает изображенное на холсте и выражает свое отношение к ее героям и автору картины.

Учитель. Мы говорили, что проблема трагедии войны, самоотверженного труда, семьи - это то, что привлекло художника. Поднимается ли эта проблема в искусствоведческом тексте? Как она решается автором? Для ответа на этот вопрос прокомментируйте отрывок:

«Война. Живется очень трудно. Стране, народу нужен хлеб. Каждая горстка зерна помогает выстоять в борьбе. Помогает победить врага. Дети трудятся в поле вместо отцов и старших братьев. Старик — вместо ушедших на фронт сыновей. Они трудятся от зари до зари. Как дорог военный хлеб. Какое богатство — черный ломоть в большой, сильной руке старика!

Аркадий Александрович Пластов писал картину — и сердце его болело от жалости к этому старику, к этим усталым детям. Но еще больше он гордился ими. Нет такой силы, чтобы покорила наш народ. Нет такой беды, которую он не одолеет. 

Ученик. Автор текста прямо выражает свою позицию. Он так же, как и А.А.Пластов, восхищен главными героями картины. Старики и дети понимают, что от их труда зависит победа. Эта семья готова работать и день и ночь, лишь бы вернулись их отцы, братья, сыны с войны с победой.

Учитель. Какие языковые средства использует искусствовед для передачи своего видения картины?

Ученик. Для усиления эмоционального воздействия автор использует эпитеты (жестокое сражение, неспокойное, суровое небо), фразеологизм (от зари до зари) говорит о самоотверженном труде крестьянской семьи, олицетворение (рожь не веселит глаз) передает тяготу военных лет, антитеза (богатство-черный ломоть) подчеркивает насколько ценен хлеб, выращенный для фронта.

Учитель. Найдите в тексте предложения с тире. Какими пунктуационными правилами обусловлено употребление этого знака препинания?

Ученик. 1.Это — последний год Великой Отечественной войны (тире между подлежащим и сказуемым).

2.Отложив ненадолго серпы, косы, грабли, прямо в поле присели пообедать работники — старик и трое ребят (обобщающее слово).

3.Старик — вместо ушедших на фронт сыновей (неполное предложение, пропуск главного члена предложения-сказуемого).

4.Какое богатство — черный ломоть в большой, сильной руке старика!( тире между подлежащим и сказуемым).

Учитель. Благодаря данному выбору синтаксических конструкций создается впечатление взволнованного монолога.

  1. Задания к тексту (10мин.)
Вариант 1 Вариант 2
1.Определите способ образования слова обношенные (предложение 12) (суффиксальный) 1.Определите способ образования слова трое (предложение 7) (суффиксальный)
2. Дайте морфологическую характеристику слова закончена (предложение 1) (страдательное причастие прошедшего времени) 2.Дайте морфологическую характеристику слова отложив (предложение 7) (деепричастие совершенного вида)
3.Из предложений 1-7 назовите номер предложения с обособленным обстоятельством (№7) 3. Из предложений 13-20 назовите номер предложения с необособленным определением (№19)
4.Выписать из текста все причастия 4. Выписать из текста все деепричастия
5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения № 22. 5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения № 7.
  1. Подведение итогов урока (3 мин.)
Давайте еще раз вспомним, что такое искусствоведческий текст? Какова его стилевая принадлежность? Какова роль подобных текстов в познании произведения живописи, литературы и других видов искусства.

Учитель. Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, его художественные особенности, мы коснулись ещё одной сложной проблемы, проблемы творчества. В Толковом словаре русского языка дается такое определение: творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Поэтому наше домашнее задание будет творческим.

Задание на дом. Напишите сочинение по картине «Жатва» А.А.Пластова, используя искусствоведческий текст В.Порудоминского «Счастливая встреча».

Литература

  1. Бакулина Г.А. Методика обучения русскому языку средствами субъективизации / Русский язык в школе.- 2005.- №3.
  2. Волкова О.В. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе: метод. Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.- 112.с.
  3. Год семьи в преподавании русского языка и литературы: Из опыта работы учителей русской словесности Бугульминского муниципального района Рт. Москва-Казань: РИЦ «Школа», 2008.- 264 с.
  4. Ходякова Л.А. Искуствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины //Русский язык в школе.- 1994.- №2.
  5. Ходякова Л.А., Мамона Т.Н. Анализ искусствоведческого текста как один из способов подготовки к ЕГЭ // Русский язык в школе.- 2009.- №1.

Приложение.

dereksiz.org

Формальный анализ художественного произведения — Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение

Просмотры: 1 442

Формальный анализ является принципиальным для искусствоведения методом, направленным на изучение аспекта формы в отдельных произведениях и стилистических явлениях истории искусства (стилях, направлениях, тенденциях, индивидуальных манерах). Практическое владение этим методом исследования однозначно определяет представителя искусствоведческой специальности. У формального анализа есть методологические аналоги в литературоведении и других дисциплинах, изучающих средства выразительности в творческом произведении того или иного вида искусства. Однако из-за характера таких средств (в искусствоведении это красота и выразительность трехмерных объектов и изображений на плоскости) формальный анализ является специфическим для нашей науки методом, принципы которого нужно специально осваивать в рамках искусствоведческой подготовки, параллельно с системным  изучением всеобщей истории искусства.

Для формального анализа допустимы различные наименования. Можно называть его формальным исследованием искусства, формальным методом или подходом. При решении задачи стилистического определения произведения или творчества мастера – используются выражения «формально-стилистический анализ/метод/исследование» или «стилистическое исследование».

Формальный анализ принято рассматривать как вычленение и последующее изучение аспекта стиля, формы (или художественной формы) в объектах искусствоведческого исследования. Этот аспект допустимо описывать как «визуальный», «визуальную красоту» и т. п. В определенных контекстах о нем говорят как об образности, выразительности, визуальной информации, плане формы, противопоставленном плану содержания.

Формальный анализ, — особенно при задачах стилистического определения и атрибуции, — является методом, который требует системного владения фактическими знаниями по истории искусства и архитектуры. По существу, речь идет о визуальном опыте, запасе визуальных аналогий, который образует своего рода карту стилей, направлений, национальных школ – при этом разворачивающуюся во времени. Применительно к другим задачам формальный анализ требует от искусствоведа зрительного внимания, умения сравнивать и, — в высокой степени, — навыка аналитической реконструкции и перепроверки визуальных ассоциаций с целью превратить их в формальный/визуальный аргумент. Еще одно необходимое условие готовности к использованию этого метода – знание особой терминологии формального анализа, которая частично пересекается с профессиональной терминологией художников и архитекторов (термины для этапов работы, приемов, материалов, техник, конструкций и др.). Без такой терминологической подготовки изложение процесса и результатов формального анализа может оказаться совершенно неприемлемым.

Формальный анализ находится в сложных отношениях с проблематикой зрительного и художественного восприятия и, соответственно, ассоциаций и понимания смысла изображения (непроизвольного или же контролируемого и снабженного соответствующими  формальными аргументами). Следует исходить из того, что даже в учебные варианты формального анализа естественным образом вплетается элемент отклика (эмоционального, например) и интерпретации визуального образа. Это обстоятельство даже желательно, однако нужно помнить, что в ассоциативной работе со стороны зрителя имеют место разные пласты реакций, и нужно сосредоточиться на том, что предусмотрено биологическими обстоятельствами, а не запасом культурных знаний определенной эпохи и локации. Последнее является уже материалом иконографического и исторического исследования искусства.

Примеры указаний на биологически обусловленный отклик на те или иные обстоятельства формы, — своего рода архетипы или стандарты человеческих реакций, — можно найти у Р. Арнхейма в книге «Искусство и визуальное восприятие» (1974). В рамках формального исследования произведения рекомендуется привлекать информацию о поведенческой реакции сразу за описанием аспекта формы. Например, можно сказать: просторное внутреннее помещение имеет вытянутые вертикально пропорции, что дает ощущение торжественности; изображение отличается контрастностью тона и колорита, вызывающую у зрителя напряженность, ощущение драматичности представленного момента. Когда от этой описательно-аналитической работы искусствовед переходит к решению исследовательских задач (например, к задаче интерпретации смысла произведения), то упомянутые аспекты формального решения (пропорции и размер интерьера, тоновые и цветовые контрасты) превращаются в научные аргументы. В искусствоведении это называется формальной аргументацией (то есть инструментарием, соответствующим формальному методу). Когда речь идет о научных задачах атрибуции и интерпретации, в методологическом описании такого исследования указывается: атрибуция… интерпретация по формальным признакам.

Формальный анализ хорошо сочетается с другими методами искусствоведческого исследования – прежде всего, с изучением исторического контекста. Формальное и историческое исследование обычно поддерживают и перепроверяют друг друга. Формальный анализ может перекликаться по своим принципам и результатам с семиотическим исследованием произведения как визуального сообщения (при задаче интерпретации). Формальный анализ почти обязательно фигурирует в комплексных по методологии искусствоведческих исследованиях. При выстраивании аргументации в комплексном исследовании формальным аргументам часто отдается предпочтение как первым по порядку или ключевым по значению в решении задачи. Однако нельзя говорить о принципиальном доминировании формальной аргументации – все зависит от конкретного случая. Кроме этого, формальный анализ является важной составляющей комплексного исследования творческого метода (художника, художественной группировки и т. п.).

Формальный анализ широко используется при обучении искусствоведческим дисциплинам в особом учебном варианте, предполагающем развитие наблюдательности, рефлексии, умения сравнивать и создавать корректное по стилю и терминам изложение. Типовые научные задачи, связанные с этим методом: атрибуция, интерпретация и стилистическое определение.

Атрибуция произведения искусства (определение авторства, времени и региона создания) по формальным признакам осуществляется либо как учебное упражнение, либо предварительно — для приблизительной оценки музейной и коммерческой значимости объекта. Точная атрибуция осуществляется на современный момент естественнонаучными методиками, в специальных лабораториях. Ранее, примерно до середины XX в., в среде музейных исследователей и коллекционеров существовала особая практика «знаточества» — умения атрибутировать предметы искусства по визуальным аналогиям, признакам формы и стиля.

Интерпретация произведения искусства (интерпретация символики, истолкование смысла произведения) по формальным признакам — является в искусствоведении возможной и желательной. Однако формальную аргументацию при такой работе лучше дополнить и перепроверить историческими и иконографическими сведениями. При этой задаче особое внимание к аргументам формы показано при работе художника по представлению и при уверенности, что он тяготел к индивидуальным решениям, иконографической нестандартности. В этом случае анализ формальной организации произведения окажется особенно продуктивным.

Стилистическое определение – искусствоведческая задача, направленная на выяснение места произведения или корпуса произведений в истории стилей и направлений. К этому классу исследований относятся также: характеристика индивидуальной манеры художника, сравнительный анализ манер, изучение эволюционных аспектов стилистических явлений. Стилистическое определение является одной из самых важных и распространенных задач в искусствоведении, и решается она исключительно при помощи формального метода. В данном случае в методологическом описании работы корректно указать: формально-стилистический метод. Стилистическое определение может учитывать, помимо выразительных средств (формы), концептуальные особенности стиля или художественного направления (работа с содержанием, трактовка жанров, функции памятников искусства и архитектуры). Для анализа стилистических особенностей необходимо использовать представления о своего рода стандартах стилей, направлений и манер крупнейших мастеров. Обычно это устойчивые в научной традиции и не нуждающиеся в специальной аргументации шаблоны (барокко – Дж. Л. Бернини, классицизм – Н. Пуссен).

К формально-стилистическим исследованиям относят также обобщающие теоретические работы по феноменологии стиля, композиции в целом и ее отдельным аспектам, проблеме художественной выразительности и т. п.

История формального исследования искусства

Причиной для появления формального метода в искусствоведении послужили естественные особенности предмета исследования. Можно говорить, что формальный анализ зарождается еще в текстах по теории искусства, написанных художниками с профессиональных позиций и выявляющих особые черты в выразительных средствах разных видов искусства или манерах конкретных мастеров (Дж. Вазари, У. Хогарт). Искусствоведы, обращаясь к формальному подходу в исследовании произведений и художественных процессов, отчасти реконструируют профессиональный взгляд художника на вопросы формы и дополняют его в связи с научными задачами своей собственной специальности.

Уже в искусствоведении середины XVIII в. можно видеть применение формального анализа по отношению ко всем современным задачам конкретного (в том числе, прикладного – связанного с музейной и археологической сферами) и теоретического изучения искусства. Речь идет о сочинениях И. И. Винкельмана (1717 — 1768) и его последователей. Кроме того, у Винкельмана формальный анализ корректно встраивается в комплексные по методологии исследования – прежде всего, гармонично сочетается с привлечением исторического контекста. Развитие формального исследования в искусствоведческой науке довольно заметно откликалось на происходившее в текущей художественной и архитектурной практике. Так, например, в методологии и содержании искусствоведения XIX в. нашел своеобразное отражение феномен романтического историзма (полистилизма) — точнее, творческий опыт и метод романтической эпохи. Особое место в становлении современной искусствоведческой методологии занимает деятельность искусствоведов-представителей формализма конца XIX в. (А. Гильдебранд, А. Ригль, Г. Вёльфлин). Заслуга этих авторов заключается в коррекции методологического развития искусствоведения. Требуя научного внимания к проблематике художественной формы, «смены стилей» и «художественной воли» в истории искусства, а также к вопросам визуального восприятия, они усложнили инструментарий формального анализа и смогли доказать принципиальную важность формального исследования в искусствоведении. Книгу Г. Вёльфлина (1864 — 1945)   «Основные понятия истории искусств» (1915) можно рассматривать как учебник формального анализа, как конкретное исследование нескольких периодов истории искусства с формальных позиций и одновременно как теоретическое сочинение о феномене стиля.

Значимой оказалась роль формального исследования искусства в отечественной искусствоведческой методологии XX в. Формально-стилистический метод в нашей стране стал одним из ведущих в исследовательской работе ученых и доминирующим в преподавании искусствоведческих дисциплин.

Примеры использования формального описания и анализа произведений можно найти в сочинениях Г. Вёльфлина, Г. Зедльмайра, Л. Ф. Жегина, С. М. Даниэля, А. В. Степанова. В практике советских искусствоведческих публикаций было принято давать формальный анализ выдающихся произведений художника в виде специальных отступлений в тексте. Формальный анализ произведений занимает важное место в музейной деятельности искусствоведов XX – XXI вв., и его можно найти в музейных документах, аннотациях и публикациях.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

iskusstvoed.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта