Реферат: О. Д. Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе Цели урок. Яновская ждут картина


Сочинение по картине О. Д. Яновской «Ждут»

Сочинение по картине О. Д. Яновской «Ждут»

  • Одно и тоже! Везде, на каждом сайте это сочинение. И ладно б оно было нормальным, но нет.Сочинение это Вступление, описание, заключение от себя. Напишите другое!
  • СПАСИБО! я списал но только изменил вс!
  • Автор картины Ждут — известная художница Ольга Дмитриевна Яновская, ученица художника Ильи Ивановича Машкова. Ее кисти принадлежат такие полотна как После работы, Ложа в Большом театре, Песня и другие. Ольга Дмитриевна постоянно участвовала во многих выставках, как у нас, так и за рубежом. Вот что она рассказала о создании картины Ждут:«В 1950 году я была в творческой командировке под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море баркасы с рыбаками, как развешивались, просушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть тревога, а, может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит Возможно у этих девочек отец или братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед штормом и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героинями моей картины. »Две девочки, сидящие на перевернутой лодке. Они смотрят в даль моря Они ждут. Они очень похожи друг на друга, вероятно, это сестры Светловолосые, румяные, одеты по-домашнему, все говорит о том, что они ждут. Их взгляды устремлены в даль моря, они очень сосредоточено смотрят в одну сторону, их фигурки выражают напряженное ожидание. Девочки ждут нетерпеливо может быть возвращения отца или брата. Показана привычная обстановка рыбацкого поселка, собака чувствует состояние девочек, она также сидит неподвижно и смотрит вместе с ними в даль моря. Море волнуется, видны белые гребни волн. Вдали оно темно-синее, ближе становится зеленоватым, а совсем у берега просвечивает желтый песок. Над морем голубое небо, солнце, плывут облака, поэтому вся картина освещена солнечным светом. На картине изображено раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи. Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых холодных. Подчеркивает сочетание тонов изображение дома на берегу. в нем тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку. картина создает настроение тревоги. напряженного ожидания. Художница не дает прямого и конкретного ответа на вопрос: Что привело девочек на берег моря и что они высматривают вдали. Ясно одно: девочки ждут. Возможно, родные ушли в море и не возвращаются. Ночью был шторм, поэтому девочки переживают за своих близких.

 

kak-sdelat.info

Рабочий урок по русскому языку в 7 классе. Сочинение

Ход урока

1.    Орг. момент.

Слушание записи шума моря, просмотр видеоролика

2.    Постановка цели урока.

- Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

(О море)

- Верно. Поэты и писатели, композиторы и художники не раз обращались к этой теме. Сегодня на уроке мы попробуем написать рассказ на морскую тему, а поможет нам в этом картина художника Ольги Дмитриевны Яновской «Ждут» и отрывки из художественных произведений.

 Цель нашего урока не только не только описать то, что видим на картине, а написать вымышленный рассказ, используя для этого собственные наблюдения и впечатления.

- Какой текст у вас должен получиться?

( должен получиться текст повествования с элементами описания картины.

3.   Лексическая работа.

 - Я предлагаю пополнить наш словарный запас,чтобы лучше понять отрывок из текста советского писателя В.Катаева «Море».

Штиль – безветрие или очень слабый ветер

Индиговый – тёмно-синий

Бирюзовый – нежный,зеленовато-голубой

 

4.   Работа с текстом (на интерактивной доске и с индивидуальными дидактическими материалами)

      То оно тихое, светло-голубое, в некоторых местах покрыто почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса…

      …Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

      …Есть что-то завораживающее в спокойной и мерно вздыхающей беспредельной морской шири. Кажется, все, что расстилается перед твоим взором, однообразно и должно бы быстро наскучить. Но ничего подобного не происходит. Чем больше любуешься, тем больше захватывает и покоряет своей огромностью, силой и ласковой голубизной этот мир воды и неба.

 - Какая картина предстаёт в вашем воображении? (море изменяющееся, таинственное, загадочное, красивое, завораживающее)

  - Можем определить отношение автора к морю?

(да, он восхищён красотой, красотой, силой, могуществом морской стихии, необычайными, заворожен постоянно меняющимися красками, ему дорого море.)

 - Второй текст принадлежит перу русского писателя, моряка К. Станюковича.

    Было шесть часов прелестного тропического вечера на Атлантическом океане.  

    По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подёрнутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

    Как-то торжественно безмолвно кругом.

    Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашёптывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

- Что хотел показать автор в этом тексте?

(величие океана, его безбрежную ширь и мощь)

 - Какие  выразительные средства  наиболее ярко передают замысел автора?

(Сравнения, эпитеты, олицетворение)

Сравнения: точно гладят против ворса, небо, словно кружево;

Эпитеты: море пламенное, шерстяное, золотистый шар солнца, могучие волны, ласковый, нежный ропот,

Метафоры: белые дорожки штиля, мир воды и моря, старик-океан

Олицетворения: играет барашками, мир воды и неба захватывает, покоряет, ропот нашёптывает, океан находится в добром расположении духа.

 

5. Орфографическая работа.

Какие цвета использует автор?

Тихое, светло-голубое, в некоторых местах покрыто почти белыми дорожками штиля, ярко-синее, пламенное, сверкающее, играет барашками, темно-индиговое, шерстяное, точно его гладят против ворса; голубые рамки горизонта, беспредельная даль, могучие светло-синие волны, сверкая серебристыми верхушками , переливаются ласковым, нежным ропотом, морская ширь,бирюзовое

- Прочитайте ещё один отрывок из произведения В.П. Катаева “Белеет парус одинокий”.

     Налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную гальку, по грифельному небу летают с криком чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевидное тело дохлого дельфина. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег”…

 - Каково впечатление?

(Море может быть ласковым и добрым, приносящим радость и удовольствие, а может быть и жестоким, опасным, приносящим переживания, страх, смерть).

 - Особенно хорошо знают об этом люди, живущие на побережье, работающие на море. Море – это не только красота, покой, вдохновение, море – это целая жизнь, это средство выживания для рыбаков.Труд рыбаков тяжелый и опасный. Вставать им нужно очень рано, потому что обычно рыбаки уходят на промысел ранним утром. Ловят рыбу круглый год: и в жару, и в холод, и днем, и ночью. А когда поднимается ветер, рыбаков подстерегают опасности. Поэтому надо быть сильным, смелым, выносливым и внимательным, чтобы избежать несчастья. Когда удача сопутствует рыбакам, они приходят домой с богатым уловом, и им предстоит рассортировать рыбу, прибрать ее к месту. После рыбалки нужно развесить, просушить и починить сети, приготовить снасти. Рыбаком может стать только тот, кто любит это дело. 

6.    Работа по картине О.Д. Яновской « Ждут». 

- Автор картины “Ждут” - известная художница Ольга Дмитриевна Яновская. В 1950 году она была в творческой командировке в Дзинтари, под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, она каждый день видела, как уходили лодки с рыбаками в море, как их встречали, как развешивались, подсушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела о моря.  Часто на берегу она видела двух девочек В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть, тревога, а может быть, интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходило. О чем думали эти девочки, что привело их на берег? Эти прогулки навели на мысль написать картину.

 

 - Что изображено на картине?

(На картине изображен берег моря, где, видимо, живут рыбаки: лодки, сети, снасти.)

 - Верно. Именно здесь, на берегу моря, около рыбацкого посёлка и произойдут события, о котором вы напишите рассказ. А что такое рассказ?

(Это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.)

- Что вы знаете о его построении (композиции)?

(Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)

-   В основу какой части рассказа может войти описание картины?

(Главной – развитие действия, кульминация.)   

- Что больше всего привлекает внимание в картине “Ждут”?

(Две девочки, сидящие на перевернутой лодке.)

- Чем они заняты?

(Они смотрят в даль моря… Они ждут.)

- Какое чувство вызывает у них море?

 (тревога, волнение о близких людях, о родных, ожидание)

- Каким автор изображает море? С чем это связано?

(море волнистое, взволнованное, неспокойное, как и души девочек)

- Почему девочки видят море таким? Какое оно?

(море отражает их состояние, оно не бушует, но и не спокойное и т.д.)

- Опишите девочек.

(Они очень похожи друг на друга, вероятно, это сестры… Светловолосые, румяные, одеты по-домашнему, все говорит о том, что они ждут. Их взгляды устремлены в даль моря, они очень сосредоточено смотрят в одну сторону, их фигурки выражают напряженное ожидание.)

- Зачем художница изобразила рядом с девочками собаку, сети, перевернутую лодку?

(Показана привычная обстановка рыбацкого поселка, собака чувствует состояние девочек, она также сидит неподвижно и смотрит вместе с ними в даль моря…)

- Почему художница избрала “вытянутый формат”?

(Чтобы лучше показать даль моря, морские просторы…)

- Каким она изобразила море?

(Море волнуется, видны белые гребни волн. Вдали оно темно-синее, ближе становится зеленоватым, а совсем у берега просвечивает желтый песок. Над морем голубое небо, солнце, плывут облака, поэтому вся картина освещена солнечным светом…)

 - Какое время суток изображено на картине?

(Раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи.)

- Каков колорит картины?

(Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных).

·-Что подчеркивает это сочетание теплых и холодных тонов?

(На берегу дом, тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку.)

- Какое настроение создает картина?

(Тревога ожидания, напряженного внимания.)

- Художница не дает прямого и конкретного ответа на вопрос: Что привело девочек на берег моря и что они высматривают вдали. Ясно одно: девочки ждут. И пусть каждый из вас представит это по-своему. Почему девочки пришли на берег? Что взволновало их?

(Возможно, родные ушли в море и не возвращаются. Ночью был шторм, поэтому девочки переживают за своих близких.)

7.    Составление плана рассказа.  

 1. Рыбаки уходят в море.

 2. Погода изменилась.

 3. Ждут возвращения.

 4. Богатый улов

- В какой части уместно описание моря?

(описание штормового моря – во 2 части, описание картины – в 3части)

А теперь вновь обратимся к рассказу. Какова основная мысль?

(Скорее бы вернулись родные… Трудно ждать тех, кто в море…)

9.    Самостоятельная работа.

 Обучающиеся составляют устный рассказ, используя репродукцию картины. рассказы прослушиваются, анализируются.

10. Домашнее задание: записать рассказ в тетрадь.

infourok.ru

1. Сочинение-рассуждение "о чем поет ручей?"

(V класс)

После зимы пришла долгожданная весна. Она дохну­ла теплым дыханием на поля, луга, леса.

Лес стоит темный, угрюмый. Еще не распустились листочки на деревьях, деревья только начинают просы­паться от долгого зимнего сна. Небо голубое, с розова­тыми облачками. Умытое водой ручейков, солнце радо­стно глядит на землю. А земля еще покрыта снегом. Правда, уже не бельм, а темным, серым.

Кое-где проглядывают проталины. На них первая ве­сенняя травка, первые цветочки. Вот уже и начинает свою песню первый ручей. Он еще маленький, но чем больше светит солнце, тем больше становится ручей. Он поет о раннем весеннем солнышке, о том, что наступила теплая, ласковая весна, о птицах, которые скоро приле­тят из теплых краев, о том, что скоро распустятся пер­вые зеленые листочки.

2. Сочинение-рассказ по картине о.Д. Яновской "Ждут"

(VI класс)

Так уж повелось в рыбацком поселке: когда рыбаки уходят в море, оставшиеся на берегу бросают все свои дела и выходят их провожать. В любую погоду, когда утро безоблачное и синеглазое, люди все равно выходят в море. В каждой семье в такое утро с самого раннего утра топится печь: мать готовит завтрак.

И вот уходят рыбаки. Но на берегу их не забывают. Они их ждут.

После школы приходят ребята на берег и начинают ждать. У каждого кто-то сейчас в море. У одного в море отец, другой ждет брата, третий ¾ дедушку.

Сколько историй, рассказов, преданий рассказывают друг другу ребята в такие минуты! И уходят домой, если не приплыли рыбаки в этот день, в надежде, что завтра они обязательно приплывут.

На картине О.Д. Яновской "Ждут" изображены две де­вочки, когда они ждут рыбаков. Они с надеждой смотрят на море: не покажется ли лодка на горизонте?

Девочки сидят на лодке, перевернутой вверх килем, молча думают о рыбаках. Они волнуются. Поднялся ве­тер, на море зыбь. Около лодки сидит собака ¾ верный друг девочек.

Собака готова побежать, побаловаться немного. Но де­вочки не обращают на нее внимания. Надо сидеть тихо.

Хотя светит солнце, все небо покрыто облаками.

Волны набегают на берег. Но рыбакам волны не страшны. Они смело гребут вперед, поэтому девочкам, сидящим на берегу, можно не волноваться.

511. В сочинении "Мой любимый поэт" отметьте речевые ошибки. Напишите развернутую рецензию на сочинение с учетом требований, предъявляемых к выпускникам средней школы и аби­туриентам.

Честно говоря, стихов я не люблю, но... Но как можно без малейшего эмоционального напряжения слушать об­ращение "К временщику" Рылеева, или "Анчар" Пушкина, или "Левый марш" Маяковского. Стихи ¾ это порыв чувства, музыка слов. И как музыка, стихи бывают раз­ные. Они отличаются цветом и ритмом, окраской и силой...

Мой любимый поэт ¾ Михаил Юрьевич Лермонтов. Современных поэтов я, откровенно говоря, не люблю. Не в состоянии сам себе объяснить причины, но стихи на страницах периодической прессы вязнут во рту, как сосновые опилки.

М.Ю. Лермонтов! В его стихах, часто звучащих в рит­ме чарующего танго, угадывается чувствительная, по-настоящему поэтическая душа, рвущаяся к чему-то боль­шому, необъяснимому, но обязательно существующему.

По-моему, именно этот легкий налет особой лермон­товской грусти, свойственной в общем всей лирике поэта, привлекает читателя, заставляет трепетно биться сердце.

studfiles.net

Реферат - О. Д. Яновской Ждут. Урок по развитию речи в 7-м классе Цели урок

Рассказ по картине О.Д.Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе Цели урока:

развитие навыков устной и письменной речи;

продолжение работы по формированию навыков описания произведения живописи;

понимание роли художественных средств в раскрытии темы.

Задача урока: повторить теоретические сведения о рассказе, его композиции и применить на практике – написать рассказ, используя репродукцию картины.

Оборудование урока:

репродукция картины Яновской О. Д. “Ждут”;

выставка рисунков на тему “Море”;

магнитофон (запись воспоминаний художницы о создании картины, шум моря).

Подготовительная работа:

Написать по воспоминаниям мини-сочинения (описания) на темы: “Море утром”, “Море перед бурей”.

Подготовить рассказ о рыбаках, их труде (1 ученик).

По желанию – рисунки на тему “Море”.

^ ХОД УРОКА

Звучит записанный на кассете шум моря.

Учитель: Налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную гальку, по грифельному небу летают с криком чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевидное тело дохлого дельфина. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег”… (В.П. Катаев “Белеет парус одинокий”)

Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой

(А.С. Пушкин)

^ Шум моря затихает.

Учитель: Ребята, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Ответ: О море.

Учитель: Верно. Поэты и писатели, композиторы и художники не раз обращались к этой теме. Посвятила ей свою работу и Ольга Дмитриевна Яновская. И сегодня мы будет анализировать репродукцию картины этой художницы “Ждут”. Но мы должны не только описать то, что видим, а написать рассказ, используя для этого собственные наблюдения и впечатления. Хотя мы выполняем эту работу впервые, я знаю, что у вас все получится, если вы будете предельно внимательны и активны.

Многие из вас видели море. И дома вы подготовили рисунки, сочинения по своим личным наблюдениям. Прочитаем некоторые из них.

3-4 ученика читают свои сочинения.^ Наиболее удачные сочинения “Море перед бурей”

Я сижу в задумчивости у самого берега моря. Сначала зелено-голубое, оно спокойно лижет узкую прибрежную полосу песка. Но вот спокойствие перерывают резкие пронизывающие порывы ветра. Они нагоняют свинцово-синие тучи. Ветер усиливается. Море волнуется. Появляются первые зеленовато-белые пенящиеся барашки волн. Начинает накрапывать дождь. Я укутываюсь в свой плащ и продолжаю наблюдать. Море темнеет. Его окутывает туман. Ветер дует все сильнее и сильнее. Вот первый вал воды обрушивается на берег. Начинается буря. Очень опасно и трудно тем, кто находится сейчас в море.

“^ Море утром”

Утро еще только начиналось. Я тихонько выскользнул из теплой постели и побежал к морю, чтобы не пропустить тот момент, когда оно тоже проснется. Море было спокойным и мирным, но как только солнышко поднялось выше, море будто сильнее почувствовало его тепло, стало весело играть и покачиваться, словно хотело выплеснуть все лучики на берег. Но те не сдавались и, как золотые рыбки, ныряли в его светло-голубой воде, прыгая с одой волны на другую.

После чтения сочинений рассмотрим рисунки ребят, авторы делятся своими впечатлениями о “своем море”.

Учитель: Что привлекло вас в описании и изображении моря?

^ Красота, сила, могущество морской стихии, необычайные, постоянно меняющиеся краски.

Учитель: Море может быть ласковым и добрым, приносящим радость и удовольствие, а может быть и жестоким. Особенно хорошо знают об этом люди, работающие на море. А кто работает на море?

^ Моряки, рыбаки…

Учитель: Какие это люди?

Смелые, мужественные, выносливые…

А что вы знаете о труде рыбаков?

Заранее подготовленный обучающимся рассказ

Труд рыбаков тяжелый и опасный. Вставать им нужно очень рано, потому что обычно рыбаки уходят на промысел ранним утром. Ловят рыбу круглый год: и в жару, и в холод, и днем, и ночью. А когда поднимается ветер, рыбаков подстерегают опасности. Поэтому надо быть сильным, смелым, выносливым и внимательным, чтобы избежать несчастья. Когда удача сопутствует рыбакам, они приходят домой с богатым уловом, и им предстоит рассортировать рыбу, прибрать ее к месту. После рыбалки нужно развесить, просушить и починить сети, приготовить снасти. Рыбаком может стать только тот, кто любит это дело.

Учитель:

На картине изображен берег моря, где, видимо, живут рыбаки: лодки, сети, снасти.

Учитель: Верно. Событие, изображенное на картине, должно быть в нашем рассказе. А что такое рассказ?

^ Это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Учитель: Что вы знаете о его построении (композиции)?

^ Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Учитель: В основу какой части рассказа может войти описание картины?

Главной – развитие действия, кульминация.^ Анализ картины Учитель: Автор картины “Ждут” - известная художница Ольга Дмитриевна Яновская, ученица знакомого вам художника Ильи Ивановича Машкова. Ее кисти принадлежат такие полотна как “После работы”, “Ложа в Большом театре”, “Песня” и другие. Ольга Дмитриевна постоянно участвовала во многих выставках, как у нас, так и за рубежом. Вот что она рассказала о создании картины “Ждут”.

^ Звучит запись на кассете.

В 1950 году я была в творческой командировке под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море баркасы с рыбаками, как развешивались, просушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть тревога, а, может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит… Возможно у этих девочек отец или братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед штормом и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героинями моей картины.

Учитель: Что больше всего привлекает внимание в картине “Ждут”?

^ Две девочки, сидящие на перевернутой лодке.

Чем они заняты?

Они смотрят в даль моря… Они ждут.

Опишите девочек.

Они очень похожи друг на друга, вероятно, это сестры… Светловолосые, румяные, одеты по-домашнему, все говорит о том, что они ждут. Их взгляды устремлены в даль моря, они очень сосредоточено смотрят в одну сторону, их фигурки выражают напряженное ожидание.

Что переживают девочки?

^ Тревогу, ждут терпеливо.

Как вы думаете, чего они ждут?

Может быть возвращения отца, брата…

Зачем художница изобразила рядом с девочками собаку, сети, перевернутую лодку?

^ Показана привычная обстановка рыбацкого поселка, собака чувствует состояние девочек, она также сидит неподвижно и смотрит вместе с ними в даль моря…

Почему художница избрала “вытянутый формат”?

^ Чтобы лучше показать даль моря, морские просторы…

Каким она изобразила море?

Море волнуется, видны белые гребни волн. Вдали оно темно-синее, ближе становится зеленоватым, а совсем у берега просвечивает желтый песок. Над морем голубое небо, солнце, плывут облака, поэтому вся картина освещена солнечным светом…

Какое время суток изображено на картине?

^ Раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи.

Каков колорит картины?

Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных.

Что подчеркивает это сочетание теплых и холодных тонов?

^ На берегу дом, тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку.

Какое настроение создает картина?

Тревога ожидания, напряженного внимания.

Художница не дает прямого и конкретного ответа на вопрос: Что привело девочек на берег моря и что они высматривают вдали. Ясно одно: девочки ждут. И пусть каждый из вас представит это по-своему. Почему девочки пришли на берег? Что взволновало их?

^ Возможно, родные ушли в море и не возвращаются. Ночью был шторм, поэтому девочки переживают за своих близких.

Лексическая работа (словари).

^ 1. Рыбаки уходят в море на баркасе*.

* а) самоходное судно небольших размеров;   б) гребная шлюпка в 12-14 веслами.

На берегу лодка, перевернутая вверх килем*.

*) балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности.

^ 2. (на доске) Подобрать синонимы

(Море) волнуется (глагол) – штормит, бушует.(Море) неспокойное (прил.) – бурное, неукротимое.(Ветер) порывистый (прил.) – резкий, яростный.

Синтаксическая работа (на доске).

Расставить знаки препинания в предложении, объяснить.

Поднялся резкий ветер и на море разыгрался шторм

[ = - ], и [ = - ].

Орфографическая работа (на доске).

Объяснить правописание слов, назвать части речи.

Вдали, вверх, внимательно, по-домашнему, в даль моря.

Учитель: А теперь вновь обратимся к рассказу. Какова основная мысль?

Скорее бы вернулись родные… Трудно ждать тех, кто в море…

Звучит запись шума моря.Обучающиеся составляют план и устный рассказ, используя репродукцию картины.

Домашнее задание.

Написать рассказ, оформив его на альбомном листе.

www.ronl.ru

сочинение больше полтара листа О Д Яновская Ждут

Автор картины “Ждут” - известная художница Ольга Дмитриевна Яновская, ученица художника Ильи Ивановича Машкова. Ее кисти принадлежат такие полотна как “После работы”, “Ложа в Большом театре”, “Песня” и другие. Ольга Дмитриевна постоянно участвовала во многих выставках, как у нас, так и за рубежом. Вот что она рассказала о создании картины “Ждут”: "В 1950 году я была в творческой командировке под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море баркасы с рыбаками, как развешивались, просушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть тревога, а, может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит… Возможно у этих девочек отец или братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед штормом и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героинями моей картины. " Две девочки, сидящие на перевернутой лодке. Они смотрят в даль моря… Они ждут. Они очень похожи друг на друга, вероятно, это сестры… Светловолосые, румяные, одеты по-домашнему, все говорит о том, что они ждут. Их взгляды устремлены в даль моря, они очень сосредоточено смотрят в одну сторону, их фигурки выражают напряженное ожидание. Девочки ждут нетерпеливо может быть возвращения отца или брата. Показана привычная обстановка рыбацкого поселка, собака чувствует состояние девочек, она также сидит неподвижно и смотрит вместе с ними в даль моря. Море волнуется, видны белые гребни волн. Вдали оно темно-синее, ближе становится зеленоватым, а совсем у берега просвечивает желтый песок. Над морем голубое небо, солнце, плывут облака, поэтому вся картина освещена солнечным светом. На картине изображено раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи. Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных. Подчеркивает сочетание тонов изображение дома на берегу. в нем тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку. картина создает настроение тревоги. напряженного ожидания. Художница не дает прямого и конкретного ответа на вопрос: Что привело девочек на берег моря и что они высматривают вдали. Ясно одно: девочки ждут. Возможно, родные ушли в море и не возвращаются. Ночью был шторм, поэтому девочки переживают за своих близких.

gramotey.com

Подготовка к сочинению по картине О.Д. Яновской «Ждут» 7 класс

МБОУ «Яндыковская СОШ»

Урок русского языка в 7 классе

Подготовка к сочинению по картине О.Д. Яновской «Ждут»

Учитель литературы

Минав Нина Федоровна

с. Яндыки 2012г.

Тема урока:

Подготовка к сочинению по картине О.Д. Яновской «Ждут»

Тип урока:

Развитие связной речи.

Цель:

Формировать умения и навыки создания вымышленных рассказов с опорой на произведение живописи, художественной литературы, собственный опыт; подготовить учащихся к написанию сочинения.

Культура речи:

Целенаправленный отбор языковых средств для выражения мыслей.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, русская литература.

Внутрипредметные связи:

Грамматика-орфография-лексика-культура речи.

Оборудование.

Искуствоведческие термины.

1. Репродукция «Ждут.

2. Айвазовский «Море после бури».

3. Таблица (композиция).

4. Дидактический материал (тексты для языкового анализа).

5. Тексты художественных произведений.

Картина — холст, художественное полотно, творение автора, создание мастера.

Художник — живописец, мастер кисти, автор картины, создатель картины.

Написать картину — изобразить, выполнить, выразить, воплотить, представить.

Перспектива, передний план, ближний, задний, второй план.

Холодные и теплые краски, тона, колорит, композиция.

I Сообщение темы и цели.

Сегодня перед нами стоит нелегкая, но довольно интересная задача. Используя произведения художественной литературы и живописи, жизненный опыт, мы должны попробовать себя в роли художника слова, то есть написать вымышленные рассказы на основе картины О.Д. Яновской «Ждут».

II Теория.

1. Уяснение понятия: вымышленный рассказ.

Жанровая картина.

Вымышленный рассказ.

- Что значит написать рассказ на основе картины?

Можно описать словами то, что художник написал красками. По жанровой картине можно написать рассказ. Картина неподвижна, она изображает только одно мгновение, один момент из жизни героев, выбранный художником. Но этот момент самый важный, самый выразительный. И глядя на картину, нетрудно догадаться, что было до момента, изображенного на картине, что будет после.

Это рассказы, где выдумка занимает значительное место, чем в рассказах из жизни автора. Конечно, в основу таких рассказов может лечь действительно происшедший случай, но автор имеет право что-то изменить, прибавить, присочинить. Фантазия, вымысел занимают значительное место. Важно только, чтобы придуманная история была правдоподобной.

2. Типы речи.

Какие типы речи вы знаете, какой вы изберете для сочинения?

1.Описание.

2. Повествование.

3. Рассуждение.

3. Композиция рассказа.

кульминация

завязка

развязка

Вступление Заключение

Где, когда, Какой след оставил

с кем это случилось. этот случай в памяти,

чему научил?

III Знакомство с картиной.

Анализ художуственного полотна.

- Кто изображен на переднем плане картины?

(на переднем плане картины изображены две девочки, которые сидят на перевернутой вверх килем лодке. Рядом с ними сидит собака, навострив уши.

- О чем еще автор картины изобразил на переднем плане? (рыболовецкие снасти, сушатся сети)

- О чем говорит этот элемент?(рядом находится рыболовецкое хозяйство)

- Что изображено на втором плане картины? (бескрайнее море, небо, горизонт)

- Какие краски преобладают при изображении пейзажа моря, неба? О чем это говорит?

- Что вы можете сказать о девочках? Куда устремлены их взгляды? Что выражено на их лицах?

- Чем вызвано беспокойство девочек?

Воспоминание О.Д. Яновской.

Жизненный факт, который лег в основу картины, послужил поводом для создания картины.

В 1950 году я была в творческой командировке в Дзинтари, под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили лодки с рыбаками в море, как их встречали, как развешивались, подсушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела о моря.

Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть, тревога, а может быть, интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходило. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед широким и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героями моей картины.

Выяснение идейного смысла картины.

Еще раз внимательно посмотрите на название картины. Можно ли по названию определить идейный замысел картины.

Трудно ждать тех, кто в море. Скорее бы вернулись родные.

- Как автору удалось выразить тревогу ожидания?

- Какие элементы об этом говорят? (позы девочек, выражающие внутреннее состояние девочек)

А теперь постарайтесь представить, что было до момента, изображенного художником, что будет после него?

IV Речевая подготовка.

Для составления рассказа, выражения своих мыслей, нам нужно подобрать и тщательно отобрать языковой материал. И помогут нам в этом произведения художественной литературы.

Проверка подготовленного материала.

Подбор синонимов.

1. Чтение подготовленных отрывков описания моря в художественных произведениях. Комментирование.

2. Языковой разбор отрывка из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».

Словарная работа.

Зыбь — легкая рябь на водной поверхности.

Глянцевитый — имеющий глянец, блеск.

Грифельный — серый, глинистой породы.

Киль — продольный брус, проходящий по всей длине судна в середине его днища.

- Какой момент изобразил писатель?

- Как меняется море во время бури?

- Найдите метафоры.

Море волнуется — штормит, играет, бушует.

Море неукротимое — бушующее, бурное, неспокойное.

Ветер — порывистый, штормовой.

Дует неистово — буйно, яростно, безудержно.

V Составление плана.

Сочинение — описание.

1. Вступление. (название картины, автор)

2. Описание внешности девочек:

а) возраст,

б) одежда.

3. Элементы портрета, помогающие раскрыть их внутренне состояние:

а) лицо,

б) поза.

4. Предметы, окружающие детей.

5. Пейзаж (море, небо, облака) и его соотношение с состоянием детей.

Рассказ на основе картины.

1. Рыбаки уходят в море.

2. Погода изменилась.

3. Ждут возвращения.

4. Богатый улов.

VI Возможные варианты начала конца сочинения.

VII Подведение итогов урока.

Прослушивание и обсуждение вариантов начала и конца сочинения.

doc4web.ru

О. Д. Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе Цели урок

Рассказ по картине О.Д.Яновской "Ждут".

Урок по развитию речи в 7-м классе

Цели урока:

  • развитие навыков устной и письменной речи;

  • продолжение работы по формированию навыков описания произведения живописи;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии темы.

Задача урока: повторить теоретические сведения о рассказе, его композиции и применить на практике – написать рассказ, используя репродукцию картины.

Оборудование урока:

  • репродукция картины Яновской О. Д. “Ждут”;

  • выставка рисунков на тему “Море”;

  • магнитофон (запись воспоминаний художницы о создании картины, шум моря).

Подготовительная работа:

    1. Написать по воспоминаниям мини-сочинения (описания) на темы: “Море утром”, “Море перед бурей”.

    2. Подготовить рассказ о рыбаках, их труде (1 ученик).

    3. По желанию – рисунки на тему “Море”.

ХОД УРОКА

Звучит записанный на кассете шум моря.

Учитель: Налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную гальку, по грифельному небу летают с криком чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевидное тело дохлого дельфина. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег”… (В.П. Катаев “Белеет парус одинокий”)

Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой

(А.С. Пушкин)

Шум моря затихает.

Учитель: Ребята, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Ответ: О море.

Учитель: Верно. Поэты и писатели, композиторы и художники не раз обращались к этой теме. Посвятила ей свою работу и Ольга Дмитриевна Яновская. И сегодня мы будет анализировать репродукцию картины этой художницы “Ждут”. Но мы должны не только описать то, что видим, а написать рассказ, используя для этого собственные наблюдения и впечатления. Хотя мы выполняем эту работу впервые, я знаю, что у вас все получится, если вы будете предельно внимательны и активны.

Многие из вас видели море. И дома вы подготовили рисунки, сочинения по своим личным наблюдениям. Прочитаем некоторые из них.

3-4 ученика читают свои сочинения.

Наиболее удачные сочинения

“Море перед бурей”

Я сижу в задумчивости у самого берега моря. Сначала зелено-голубое, оно спокойно лижет узкую прибрежную полосу песка. Но вот спокойствие перерывают резкие пронизывающие порывы ветра. Они нагоняют свинцово-синие тучи. Ветер усиливается. Море волнуется. Появляются первые зеленовато-белые пенящиеся барашки волн. Начинает накрапывать дождь. Я укутываюсь в свой плащ и продолжаю наблюдать. Море темнеет. Его окутывает туман. Ветер дует все сильнее и сильнее. Вот первый вал воды обрушивается на берег. Начинается буря. Очень опасно и трудно тем, кто находится сейчас в море.

“Море утром”

Утро еще только начиналось. Я тихонько выскользнул из теплой постели и побежал к морю, чтобы не пропустить тот момент, когда оно тоже проснется. Море было спокойным и мирным, но как только солнышко поднялось выше, море будто сильнее почувствовало его тепло, стало весело играть и покачиваться, словно хотело выплеснуть все лучики на берег. Но те не сдавались и, как золотые рыбки, ныряли в его светло-голубой воде, прыгая с одой волны на другую.

После чтения сочинений рассмотрим рисунки ребят, авторы делятся своими впечатлениями о “своем море”.

Учитель: Что привлекло вас в описании и изображении моря?

Красота, сила, могущество морской стихии, необычайные, постоянно меняющиеся краски.

Учитель: Море может быть ласковым и добрым, приносящим радость и удовольствие, а может быть и жестоким. Особенно хорошо знают об этом люди, работающие на море. А кто работает на море?

Моряки, рыбаки…

Учитель: Какие это люди?

Смелые, мужественные, выносливые…

А что вы знаете о труде рыбаков?

Заранее подготовленный обучающимся рассказ

Труд рыбаков тяжелый и опасный. Вставать им нужно очень рано, потому что обычно рыбаки уходят на промысел ранним утром. Ловят рыбу круглый год: и в жару, и в холод, и днем, и ночью. А когда поднимается ветер, рыбаков подстерегают опасности. Поэтому надо быть сильным, смелым, выносливым и внимательным, чтобы избежать несчастья. Когда удача сопутствует рыбакам, они приходят домой с богатым уловом, и им предстоит рассортировать рыбу, прибрать ее к месту. После рыбалки нужно развесить, просушить и починить сети, приготовить снасти. Рыбаком может стать только тот, кто любит это дело.

Учитель:

На картине изображен берег моря, где, видимо, живут рыбаки: лодки, сети, снасти.

Учитель: Верно. Событие, изображенное на картине, должно быть в нашем рассказе. А что такое рассказ?

Это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Учитель: Что вы знаете о его построении (композиции)?

Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Учитель: В основу какой части рассказа может войти описание картины?

Главной – развитие действия, кульминация.

Анализ картины

Учитель: Автор картины “Ждут” - известная художница Ольга Дмитриевна Яновская, ученица знакомого вам художника Ильи Ивановича Машкова. Ее кисти принадлежат такие полотна как “После работы”, “Ложа в Большом театре”, “Песня” и другие. Ольга Дмитриевна постоянно участвовала во многих выставках, как у нас, так и за рубежом. Вот что она рассказала о создании картины “Ждут”.

Звучит запись на кассете.

В 1950 году я была в творческой командировке под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море баркасы с рыбаками, как развешивались, просушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть тревога, а, может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит… Возможно у этих девочек отец или братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед штормом и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героинями моей картины.

Учитель: Что больше всего привлекает внимание в картине “Ждут”?

Две девочки, сидящие на перевернутой лодке.

Чем они заняты?

Они смотрят в даль моря… Они ждут.

Опишите девочек.

Они очень похожи друг на друга, вероятно, это сестры… Светловолосые, румяные, одеты по-домашнему, все говорит о том, что они ждут. Их взгляды устремлены в даль моря, они очень сосредоточено смотрят в одну сторону, их фигурки выражают напряженное ожидание.

Что переживают девочки?

Тревогу, ждут терпеливо.

Как вы думаете, чего они ждут?

Может быть возвращения отца, брата…

Зачем художница изобразила рядом с девочками собаку, сети, перевернутую лодку?

Показана привычная обстановка рыбацкого поселка, собака чувствует состояние девочек, она также сидит неподвижно и смотрит вместе с ними в даль моря…

Почему художница избрала “вытянутый формат”?

Чтобы лучше показать даль моря, морские просторы…

Каким она изобразила море?

Море волнуется, видны белые гребни волн. Вдали оно темно-синее, ближе становится зеленоватым, а совсем у берега просвечивает желтый песок. Над морем голубое небо, солнце, плывут облака, поэтому вся картина освещена солнечным светом…

Какое время суток изображено на картине?

Раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи.

Каков колорит картины?

Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных.

Что подчеркивает это сочетание теплых и холодных тонов?

На берегу дом, тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку.

Какое настроение создает картина?

Тревога ожидания, напряженного внимания.

Художница не дает прямого и конкретного ответа на вопрос: Что привело девочек на берег моря и что они высматривают вдали. Ясно одно: девочки ждут. И пусть каждый из вас представит это по-своему. Почему девочки пришли на берег? Что взволновало их?

Возможно, родные ушли в море и не возвращаются. Ночью был шторм, поэтому девочки переживают за своих близких.

Лексическая работа (словари).

1. Рыбаки уходят в море на баркасе*.

* а) самоходное судно небольших размеров;   б) гребная шлюпка в 12-14 веслами.

На берегу лодка, перевернутая вверх килем*.

*) балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности.

2. (на доске) Подобрать синонимы

(Море) волнуется (глагол) – штормит, бушует.(Море) неспокойное (прил.) – бурное, неукротимое.(Ветер) порывистый (прил.) – резкий, яростный.

Синтаксическая работа (на доске).

Расставить знаки препинания в предложении, объяснить.

Поднялся резкий ветер и на море разыгрался шторм

[ = - ], и [ = - ].

Орфографическая работа (на доске).

Объяснить правописание слов, назвать части речи.

Вдали, вверх, внимательно, по-домашнему, в даль моря.

Учитель: А теперь вновь обратимся к рассказу. Какова основная мысль?

Скорее бы вернулись родные… Трудно ждать тех, кто в море…

Звучит запись шума моря.Обучающиеся составляют план и устный рассказ, используя репродукцию картины.

Домашнее задание.

Написать рассказ, оформив его на альбомном листе.

refdb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта