Лемох Кирилл(Карл) Викентьевич. Лемох карл картины
Лемох Карл Викентьевич (1841-1910)
Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич - неизменный член правления и кассир Товарищества передвижных художественных выставок относится к числу почти забытых живописцев-жанристов. Исключительная честность и аккуратность, обостренное чувство товарищества, готовность прийти на помощь каждому - снискали Лемоху авторитет среди коллег. "Более деликатного человека, - вспоминал пейзажист и литератор Я.Д. Минченков, - я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли... Он требовал только личного совершенствования и "неосуждения брата своего".Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич родился 07.06.1841 в Москве. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856) у Е.А. Васильева, он заканчивает его в Академии художеств участником «Бунта четырнадцати» (1863), когда названное количество выпускников Академии заявили о желании самим выбирать темы дипломных работ. Затем следует участие в организации Артели художников и Товариществе передвижных художественных выставок.В 1859 получил 2 серебряную медаль.В 1861 получил 1 серебряную и 2 серебряную медали.В 1862 получил 1 серебряную медаль.В 1863 получил 2 золотую медаль и звание художника 2-й степени за программу "Моисей источает воду из камня" .В 1865 г. - получил свидетельство на право преподавания рисования в высших учебных заведениях.Став членом Художественной Артели, Лемох представил в 1868 г. в Академию Художеств картину "Семейное горе", за которую получил звание художника 1-й степени.В 1875 получил звание академика за семь новых выставленных им в академии картин.С 1878 Член Товарищества передвижных художественных выставок.С 1893 действительный член Академии ХудожествВ 1894 избран членом Хоз. комитета Академии ХудожествВ 1895-1900 член Совета Академии Художеств.С 1897-1909 Хранитель художественного отдела Русского музея Императора Александра III.
Материально Лемох не нуждался. Будучи одним из любимейших художников Императорской семьи, он был приглашен обучать рисованию детей Александра III, великих князей, в том числе будущего царя Николая II, и получал пенсию. А произведения его, преимущественно трогательные сценки крестьянского быта, изображения детей и сирот, находили сбыт у представителей царской фамилии и лиц, близких ко двору.Недалеко от Москвы, в селе Ховрине Лемох специально соорудил себе под мастерскую сруб, нечто вроде крестьянской избы-непряхи. В ее интерьерах Лемох создавал многие картины с повторяющимися персонажами и деталями обстановки, неизменно демонстрируя при этом безукоризненную академическую выучку.Добрая натура Лемоха и в общении с деревенскими жителями проявлялась в полной мере. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды. Искусствовед Я.Д. Минченков вспоминал: "Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят, и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать матери девочки, с которой вел разговор".
Умер 24.02.1910 в Санкт-Петербурге
Лемох Кирилл(Карл) Викентьевич - Каталог картин. Биография. Цены
Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (1841, Москва – 1910, Санкт-Петербург)
Действительный член Императорской Академии Художеств.В 1851-1856 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Е.А. Васильева.
В 1858 г. поступил в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Однако в 1863 г., приняв участие в «бунте четырнадцати», недовольных отсутствием свободы выбора тем для дипломных работ, вышел из состава Академии в звании классного художника 2-й степени.
Один из организаторов Артели художников, в которую вошли «участники бунта четырнадцати» (существовала в 1863-1870). Стоял у истоков создания Товарищества Передвижных Художественных Выставок в 1870 г.
Будучи одним из любимейших художников Императорской семьи, служил при дворе Александра III, обучал живописи великих князей. В 1897-1909 гг. был хранителем художественного отдела Русского Музея.
В жизни и в искусстве Карла (Кирилла) Викентьевича Лемоха имелось как бы внешнее, наверное, небольшое противоречие. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851—1856), он заканчивает его в Академии художеств участником «Бунта четырнадцати» (1863), когда названное количество выпускников Академии заявили о желании самим выбирать темы дипломных работ. Затем следует участие в организации Артели художников и Товариществе передвижных художественных выставок.
Сюжет большинства картин художника-передвижника К. Лемоха достаточно схож. Это бедность семьи (чаще крестьянской), трагедия в семье, оставшиеся или остающиеся без родителей дети. Отсюда — Круглая сирота (1878), У постели умирающей крестьянки (1886), Без кормильца (1898). Картины взывают к состраданию, к напоминанию о России обездоленной, «палимой солнцем».
В то же время служба К.В. Лемоха проходила при императорском дворе, где он был учителем рисования и живописи подрастающих великих князей. Его отношением к делу были, видимо, довольны, ибо к открытию Музея русского искусства К.В. Лемох был назначен на должность хранителя художественного отдела. На этом ответственном посту художник-передвижник оставался практически до своей кончины.
Лемох Кирилл(Карл) Викентьевич
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Лемох К.В.
В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса демонстративно покинули Академию художеств. По словам В.В.Стасова, "эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести". Одним из этих художников был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох.
Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье, имевшей непосредственное отношение к искусству. Его отец, Викентий Осипович, преподавал музыку в московских учебных заведениях. Мальчик рано обнаружил художественные способности и начальное свое образование получил в Московском Училище живописи и ваяния, где он занимался у Е.А.Васильева с 1851 по 1856 год. Желая дальнейшего совершенствования, в 1858 году Лемох приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Успешная учеба молодого живописца была отмечена малой золотой и серебряными медалями. Лемох был допущен к конкурсу на большую золотую медаль второго достоинства, но уже в следующем году он вместе с товарищами оставил Академию, получив звание классного xудожника 2-й степени. Лемох вошел в состав Артели художников, а в 1870 году подписал устав Товарищества передвижных выставок.
В 1868 году Лемох представил на академическую выставку картину "Семейное горе". Над ней художник работал после возвращения из путешествия за границу. Живо и трогательно изображая сцену из жизни мелких чиновников, Лемох взывал к сочувствию своим героям. Привлекшая внимание публики картина была воспроизведена в журнале "Пчела" за 1875 год. За нее Лемох получил звание классного художника 1-й степени.
Сохраняя верность бытовому жанру, художник постепенно находит свой индивидуальный путь внутри этого жанра. Он чаще всего воспроизводит сцены из русского крестьянского быта, в которых всегда присутствуют дети. Лемох не был сознательным обличителем социальной несправедливости, как большинство передвижников. Он стремился правдиво изображать жизнь тех людей, которые становились жертвами существующего порядка, особенно пагубно отражавшегося на детских судьбах. Но это тихое внимание, это умение почувствовать и стремление разделить чужие страдания как раз и ставили Лемоха в один ряд с его товарищами — живописцами 1860-70-х годов.
В 1875 году Лемох получил звание академика за восемь картин, экспонировавшихся на академической выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику "за искусство в познании живописи народных сцен". На одной из этих картин — "Утро в швейцарской" (1874, ГТГ) — изображена сцена из жизни "маленьких людей". Многочисленные повествовательные детали не нарушают ясность общей композиции произведения. Внимание ко всем мелочам быта, окружающим героев произведений, было вообще характерно для художников этого времени. Обращаясь к конкретным явлениям современной им жизни, живописцы проявляли особый интерес к характеристике обстановки, места действия. Однако изображение деталей не становилось самоцелью, а всегда служило раскрытию смысла происходящего, органически включаясь в образный строй картины. Таковы и наиболее удачные картины Лемоха — "Выговор" и "Круглая сирота", которые экспонировались в 1897 году на 7-й передвижной выставке.
Картину "Круглая сирота" (1878) В.В.Стасов считал одной из лучших в творчестве Лемоха, отмечая: "Здесь много грации и чувства. Письмо колоритное". Трагичность сюжета в этой работе удержала живописца от сентиментальности, свойственной многим его произведениям.
Крестьянская тема занимала в 1870-80-е годы одно из главенствующих мест в русской живописи. Крестьянский вопрос не только продолжал оставаться основной социальной проблемой пореформенной действительности, но и приобрел в это время особую остроту. Жизнь деревни, крестьянский быт Лемох изучал, проводя летние месяцы под Москвой, в селе Ховрино, где он имел небольшую дачу. Там художник наблюдал и характерные сценки из жизни деревенских ребятишек. Часто они позировали Лемоху в его мастерской. Художник-пейзажист Я.Д.Минченков, автор известных мемуаров "Воспоминания о передвижниках" пишет о жизни Лемоха в Ховрине: "Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды".
Продолжая работать в бытовом жанре, Лемох часто обращался и к портрету. Он изображал своих товарищей-художников Г.Мясоедова, Е.Волкова, И.Шишкина, архитектора Н.Шохина и других.
Художественную практику Лемох сочетал с педагогической работой. Еще в середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях. Долгое время Лемох служил при дворе. За обучение великих князей художник получил пенсию, которая позволила ему до конца дней не нуждаться в средствах. Известное несоответствие пребывания на придворной службе с вращением в кругу независимых передвижников Лемоху помогала преодолеть, по словам современника, "безусловная честность, товарищеские чувства, готовность всякому помочь, его "святая простота" во всех вопросах общественности — простота, на которую трудно было даже рассердиться" (Я.Д.Минченков).
В 1893 году Лемох был избран действительным членом Академии художеств, а в мае 1901 года он был утвержден в должности хранителя художественного отдела Русского музея. На этом посту Лемох пробыл до марта 1909 года, когда вынужден был уйти из-за болезни на пенсию.
9 марта 1910 года Кирилл Викентьевич Лемох скончался.
Его имя осталось в истории русского искусства среди имен художников середины и второй половины 19 века, обратившихся к отражению реальной действительности, повседневной народной жизни и отдавших сочувственному ее изображению все свое творчество.
Г.Суржанинова
* * *
Галерея (26 изображений)
* * *
gorenka.org
Русский живописец Лемох Кирилл Викентьевич (1841-1910)
Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох - русский жанровый живописец,академик и действительный член Императорской Академии художеств,Участник "бунта четырнадцати",один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.Родился в Москве в семье преподавателя музыки немецкого происхождения. С 1851 по 1856 г.г. учился в Московском училище живописи и ваяния. С 1856 по 1863 - в Академии художеств.Мастер бытового жанра.Писал преимущественно сцены из крестьянской жизни,часто изображал детей,порой с налетом сентиментальности.В 1898-1909 г.г. - хранитель художественного отдела Русского музея в Петербурге.Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее и музеях многих городов России.
«Варька» 1893
«Выздоравливающая» 1889
«Где болтались» 1897
«Девочка, кормящая кур»
«Девочка с цветами» 1883
«Девочки»
«Девушка на гумне»
«Дети»
«Крестьянские дети»
«Крестьянский мальчик» 1897
«Лето. С поздравлениями» 1890
«Мальчик» 1900
«Мальчик с собакой» 1873
«Нищенка»
«Новое знакомство» 1985
«Новый член семьи» 1890
«Первое предложение»
«Родительская радость»
worldartdalia.blogspot.com
«Варька», знакомая с детства
Дарья Эрдман, старший научный сотрудник ГМО «Художественная культура Русского Севера»
Эту босоногую девчушку с детства знает едва ли не каждый архангелогородец. Работа Карла Лемоха «Варька» – замечательный детский портрет, ставший ярким акцентом зала передвижников экспозиции русского классического искусства, – пользуется неизменной любовью больших и маленьких посетителей нашего музея.
Немца по происхождению, Карла Викентьевича Лемоха считают одним из лучших русских живописцев-жанристов конца XIX – начала XX века. Главной в его творчестве стала тема жизни и быта русской деревни. Лемох был одним из четырнадцати бунтовщиков, а позже бессменным казначеем Товарищества передвижных художественных выставок и их постоянным участником. Он был лично знаком с семьей Александра III и по распоряжению императора даже изменил свое имя на более близкое для россиян – Кирилл.
Жизнь художника была тесно связана с двумя русскими столицами: Петербургом и Москвой. В Петербурге Кирилл Викентьевич давал уроки детям императора, немало работ мастера находило своих покупателей среди членов царской семьи. Не менее тесные связи Лемох сохранил и с Москвой, купив небольшую дачу в подмосковном селе Ховрино. Именно в подмосковной мастерской художника родились такие его замечательные картины, как «Нищенка», «Весеннее солнышко», «Новый член семьи», «Что случилось?».
Приобретение дачи совпало по времени с рождением у Лемохов дочери Вареньки. Вероятно, сильная любовь художника к дочери распространилась и на ее многочисленных друзей – ховринских ребятишек, в окружении которых она проводила летние месяцы. Там, в Ховрино, Лемох неожиданно нашел одну из тем своего творчества – дети и детство. Произведения, изображавшие детей, принесли художнику наибольшую славу. В свое время в Англии художника Лемоха называли «лучшим выразителем детского мира».
Появившуюся на XXII выставке передвижников «Варьку» К. В. Лемоха можно считать одним из лучших образов крестьянских детей в русской живописи XIX века. Эта симпатичная девчушка-непоседа, написанная искренне и с любовью, с метко схваченным выражением смышленого личика, – несомненная удача художника, не раз обращавшегося к изображению крестьянских детей. Образ девочки созвучен времени. Серовское «хочу отрадного» задело и этого приверженца передвижничества, светлым, радостным чувством наполнено его полотно.
dvina29.ru
Кирилл Лемох. Что можно увидеть из царского дворца? | Биографии
Карл-Кирилл
В этом году — круглая дата у русского художника Карла (Кирилла) Лемоха. Он был — как сейчас принято говорить — этнический немец, прославился как русский жанровый живописец. Кирилл (Карл) Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик. И в этом нет ничего противоречивого.
Кирилл Викентьевич Лемох родился 7 (19) июня 1841 года в Москве, в семье преподавателя музыки, обрусевшего немца. При рождении получил имя Карл. Детство Лемоха тоже прошло в Москве, где он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любовь к родному городу сохранилась на всю жизнь, которая прошла уже в Санкт-Петербурге. В Петербурге Лемох учился в Императорской Академии художеств, там стал бунтарем, а потом — учителем царских детей.
Долой академиков! Да здравствуют академики!
Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов. Эта мысль, приписываемая Уинстону Черчиллю, возможно, была озвучена и раньше — еще кем-то, поскольку в ней много справедливого. Судьба Кирилла Лемоха — очередное тому подтверждение. Восстав против академизма в юности, он все-таки стал академиком в зрелости. И в этом тоже нет никакого противоречия.
Карл Лемох учился в Императорской Академии художеств, и учился весьма успешно. Ему была присуждена даже Золотая медаль (малая) за картину «Моисей источает воду из скалы». Но 19 век — это эпоха становления национальных школ во всей Европе, не только российской школы. И своя школа состоялась по всем направлениям: в музыке — «Могучая кучка», в живописи — Передвижники.
Бунт против «академизма» в живописи состоялся в 1863 году. 14 лучших выпускников Академии демонстративно отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, а затем покинули стены родного учебного заведения. Причин такому поступку было несколько, но суть одна: назревало новое явление в искусстве.
Главный повод — требование следования определенным сюжетам и темам. Для конкурса предлагалась тема картины: «Пир в Валгалле» по мотивам скандинавских саг. Но художники больше не хотели писать на мифологические сюжеты, будь то античные или иные. Не хотели они писать и умильные жанровые картинки из серии «пастух и пастушка на лугу». Художники хотели писать саму жизнь, которая «круче самой крутой мифологии», ту, которую они видели вокруг себя — и без прикрас.
Эти 14 студентов, среди которых был и Карл Лемох, конечно, рисковали. Большой скандал, неизвестность в будущем. Вместо Италии, куда обычно посылали лучших студентов за счет казны — негласный надзор полиции в России. Тем не менее, эти 14 человек совершили поступок, который так теперь и называется — «бунт четырнадцати».
Дело «бунтом» не ограничилось, под руководством Крамского была организована «Санкт-Петербургская артель художников», впоследствии — Товарищество передвижных художественных выставок. Отсюда выросла вся русская реалистическая живопись, отсюда Васнецовы (Виктор, в основном), Репин, Саврасов, Шишкин, Серов, Левитан, Маковские и другие.
Справедливости ради нужно сказать, что «бунт» обернулся совершенно неожиданной стороной: 8 человек из 14 стали академиками живописи, а Карла Лемоха пригласили во дворец — учить детей императора.
Карл Лемох стал Кириллом Лемохом, так было принято при дворе. Он давал уроки царским детям — в том числе Николаю Второму, последнему императору Российской империи. К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.
Ольга Александровна (1882−1960) — одна из выживших Романовых, младшая дочь Александра III. За всю свою долгую жизнь в Дании и в Канаде она нарисовала более 2000 картин, это позволяло ее семье жить. Младшая сестра Николая II оказалась самой талантливой ученицей Кирилла Лемоха, он мог бы ею гордиться. Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы».
Он мог бы писать парадные портреты царствующих особ — и писал бы их хорошо и добросовестно, как делал все в своей жизни. Но писал Лемох русский крестьянский быт. Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.
Кирилл Лемох часто рисовал детей, в английских газетах его даже называли «лучшим выразителем детского мира». Писал тоже — с любовью и сопереживанием. Была у художника и своя большая личная трагедия. Единственный внук умер в младенчестве. Так прервалась линия не только Лемоха. Дочь Кирилла Лемоха была замужем за одним из сыновей великого химика Дмитрия Менделеева. Художника и химика связывала многолетняя дружба, но пришлось пережить и совместное горе. В память о внуке в подмосковном селе Ховрино Лемох построил школу при храме.
Умер Кирилл Лемох 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. Его картины висят и в Третьяковке, и в Русском музее, в музеях других городов. Скромный, честный, порядочный человек — таким он остался в памяти современников. Художник-бытописец второй половины 19 века — таким он остался в истории отечественной культуры.
shkolazhizni.ru
Девочка, пишущая письмо - Лемох Кирилл (Карл) Кирилл (Карл)
художник
В жизни Лемоха имелось своего рода противоречие – при рождении был назван Карлом, но всю жизнь его звали Кириллом. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856), художник продолжает его в Академии художеств и становиться участником «Бунта четырнадцати», когда он, в силу своих прогрессивных, демократических убеждений, оказался в составе художников-«протестантов», отказавшихся писать дипломные программы на мифологическую тему и вышедших из Академии в ноябре 1863 года.
Служба К.В. Лемоха проходила при императорском дворе, где он был учителем рисования и живописи подрастающих великих князей. Русский художник, современник К.В. Лемоха, Яков Минченков в своих воспоминаниях отмечает: «Более деликатного человека, чем Лемох, я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли. Была ли у него врожденной эта черта, или она явилась следствием долгого его пребывания при дворе, где он преподавал рисование князьям, - сказать трудно. Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III»[1] . Художник зарекомендовал себя на службе при императорском дворе только с положительной стороны, поэтому к открытию Музея русского искусства в Санкт-Петербурге К.В. Лемох был назначен на должность хранителя художественного отдела. На этом ответственном посту художник оставался практически до своей кончины.
[1] Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Издание пятое – Ленинград: "Художник РСФСР", 1965.
произведение
Русский жанровый живописец, немец по происхождению, в своих произведениях К. Лемох переносил немецкий сентиментализм на русскую почву. Значительное место в творчестве художника занимают образы крестьянских детей, которых он изображал с любовью и знанием детской психологии. В английских газетах XIX века его даже называли «лучшим выразителем детского мира». Несмотря на то, что Карл Лемох всегда был верен крестьянской теме и прославился именно как художник, пишущий крестьянских детей, на особую социальную остроту он никогда не претендовал и не чуждался сентиментальности и даже некоторой идеализации самого мира детства, существующего в совершенного разных сословиях. Карл Лемох по складу своего творчества был художником-бытописателем.
В 1871 году им написана картина «Девочка, пишущая письмо», где изображен ребенок, скорее всего, из дворянской среды. К сожалению, нет сведений о том, кто изображен в картине «Девочка, пишущая письмо». Возможно, дочь самого художника - Варвара, или кто-то из детей многочисленных друзей художника, так часто посещавших его дом в Санкт-Петербурге и дачу в Ховрино. Картина явилась отражением интереса художника к теме детства, которая для К.Лемоха была многогранной, не вписывающейся только в рамки крестьянского быта, и которую он воспевал в своем творчестве на протяжении долгих лет.
детали
В картине передается детская непосредственность модели, живость ее позы полного сосредоточения и концентрации внимания ребенка на совершаемом деле - написании письма. Индивидуальный детский образ передан с душевной теплотой и любованием ребенком, увлеченным своим делом. Девочке даже не важно «на чем» писать письмо, главное - писать. В картине Лемох использует свой старый прием - использование темного фона, в который мягко вписывались локальные краски одежд. Так синий цвет платья девочки, возникающего из темноты фона, остается локальными, но при этом цвет разрабатывается богатством оттенков, что придает колориту картины особую теплоту и загадочность.
Екатерина Шефер, филолог
в других музеях
www.histories.artmnt.ru